пятница, 13 февраля 2015 г.

Джихад с собственной душой и с шайтаном !


Как у всего есть свет и тень, так и у души есть светлое и темное. Чем ее заполнишь тем она и будет, заполни ее светом Истины ! 
Джихад с собственной душой и с шайтаном !
*********************************************************************************
Хвала Аллаху, Господу миров, Который повелел нам вести борьбу на Его пути
в соответствии со своими возможностями! Я свидетельствую, что нет
божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, ибо это
свидетельство спасёт тех, кто произносил его и действовал согласно ему в
День, когда пред Аллахом предстанут свидетели. Ему принадлежат этот мир
и мир вечный. Он — Терпеливый, Великодушный. И я свидетельствую, что
Мухаммад— Его раб и Посланник, и лучший из всех Его рабов. Да
благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и его благородных
сподвижников!
О люди! Бойтесь Аллаха и будьте покорны Ему!
Всевышний сказал: "Ведите борьбу [усердствуйте] на пути Аллаха надлежащим образом" (22/78)
Все мусульмане обязаны вести борьбу на пути Аллаха по мере своих возможностей.
Всевышний повелел верующим вести борьбу на Его пути должным образом, подобно тому,
как в другом аяте Он повелел им бояться Его должным образом.
Борьба на пути Аллаха бывает четырёх видов: Борьба с собственной душой; борьба с шайтаном; борьба с неверующими; борьба с лицемерами. 
Основой борьбы на пути Аллаха является борьба с собственной душой.

Если человек не начнёт с собственной души и не приучит её исполнять обязательное и
воздерживаться от запретного, он никогда не сможет бороться с внешним врагом, потому что
невозможно бороться с внешним врагом, не обращая внимания на внутреннего врага. 
Не зря Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал:

«Настоящий борец на пути Аллаха (муджахид) — тот, кто борется с собственной душой, чтобы она покорилась Аллаху, а настоящий переселенец (мухаджир) — тот, кто покидает 
запрещённое Аллахом».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил:
«Мы ищем у Аллаха защиты от зла наших душ и наших дурных дел» [Абу Йа'ля; ат-Табарани;
аль-Альбани назвал его достоверным].

Кто не сможет защитить себя от зла собственной души, тот не найдёт дороги к Аллаху, потому
что душа помешает ему вступить на этот путь и пройти его до конца. Людей можно условно
разделить на две группы. К первой группе относится человек, которого одолела  его душа. 
Она подчинила его себе и погубила, и он превратился в её послушного раба. А ко второй группе относится человек, который сумел победить свою душу и подчинить её себе.

Всевышний Аллах упомянул о представителях обеих групп, сказав:
"Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад. Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей..." (79/37-40). 

Душа призывает человека к несправедливости, нарушению границ, установленных Всевышним, и предпочтению этого мира миру вечному, а Всевышний велит Своему рабу бояться Его и удерживать свою душу от следования прихотям и страстям. Одни люди внимают  зову души и гибнут, другие исполняют веление Всевышнего и спасаются.
Душа побуждает человека к скупости и удерживает его от расходования имущества на пути Аллаха.  А Господь велит нам расходовать на Его пути. Всевышний Аллах сказал:

"Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими" (64/16). 
Душа человека велит ему тратить тысячи на удовольствия и роскошь и не позволяет ему отдать  жалкий грош бедняку и нуждающемуся. Иногда душа приказывает человеку творить
дурное, иногда упрекает его за содеянное зло, а иногда бывает успокоившейся, то есть -
покорной Всевышнему, любящей и поминающей Его. Душа успокоившаяся - похвальное состояние, душа, приказывающая творить дурное - порицаемое состояние, а душа,
упрекающая своего обладателя за содеянное зло - это хороший признак, потому что она
напоминает человеку об Аллахе.
'Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Подвергните себя расчёту до того, как вас подвергнут расчёту и взвесьте (свои дела) до того, как они будут взвешены,  ибо,
поистине, расчёт ваш будет легче, если вы спросите со своей души сегодня и украсите себя
(благими делами) для великого предстояния».   Всевышний Аллах сказал:

"В тот День вы предстанете [перед Аллахом], и ни одна ваша тайна не останется сокрытой" (69/18). 

Маймун ибн Махран сказал: «Человек не станет богобоязненным до тех пор, пока не будет
спрашивать со своей души строже, чем спрашивает человек со своего компаньона».
Поэтому говорят: «Душа - вероломный компаньон. Если ты не будешь спрашивать с него
отчёта, он присвоит твоё имущество».
'Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, написал одному из своих работников: «Спрашивай со своей души в благополучные времена до расчёта в трудные времена, ибо,
поистине, кто спрашивает со своей души в благополучные времена до расчёта в трудные
времена, тот придёт к довольству (Аллаха) и благополучию, а кого отвлекли его жизнь и
прихоти, тот придёт к горечи и сожалению!».
Аль-Хасан сказал: «В Судный день лёгким будет расчёт тех, кто спрашивал со своей души в
этом мире, а тяжким будет расчёт тех, кто не спрашивал со своей души ранее». 
Контролировать свою душу должно помочь следующее: чем больше человек борется со своей
душой сегодня, тем легче ему будет завтра, когда Всевышний подвергнет его расчёту, а если он оставит её в покое сегодня, завтра его расчёт будет тяжким, и если сегодня он будет
спрашивать со своей души, завтра он станет обитателем Фирдауса, а если он оставит её в покое сегодня, он завтра войдёт в Огонь.
Разумный и искренне верующий в Аллаха и в Судный день человек должен постоянно
спрашивать со своей души за все её дела и помыслы. Всевышний Аллах сказал о положении
тех, кто спрашивал со своей души, и тех» кто не спрашивал с неё, в Судный день:

"В тот День, когда каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и ее злодеяниями было огромное расстояние" (3/30). 

Бойтесь Аллаха и спрашивайте со своей души, прежде чем наступит День воскресения, и 
ведите с ней борьбу ради Аллаха должным образом.

Имам Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр (да помилует его Аллах) сказал: «Борьба с
собственной душой ведётся в четыре этапа. Первый - когда ты борешься с ней, принуждая её
изучать религию Истины, не зная которой, душа никогда не достигнет успеха и счастья в
обоих мирах. Второй - когда ты принуждаешь свою душу действовать согласно религии
после того, как она узнала её, потому что знание без действия не принесёт ей ни вреда, ни
пользы. Третий - когда ты принуждаешь её призывать к религии других и учить тех, кто её не
знает, потому что тем, кто скрывает ниспосланные Аллахом верное руководство и ясные
доказательства, их знание не принесёт пользы и не спасёт их от наказания Аллаха.
Четвёртый - когда ты принуждаешь её терпеливо переносить все трудности, связанные с призывом к религии Аллаха и снесению обид, причиняемых людьми, ради Аллаха».

Если человек успешно проходит все четыре этапа, он становится приближённым
Всевышнего (раббани). Наши праведные предшественники согласны в том, что учёный не
заслуживает называться «раббани» до тех пор, пока он не познает Истину и не начнёт поступать согласно ей, и учить ей других. Только приобретя знание, поступая согласно  ему и
передавая его другим, учёный исполняет свой долг.
Лукман сказал своему сыну: «Сынок! Поистине, вера - предводитель, действие - ведущий, а душа - ленивица. Если ведущий сделает ей послабление, она собьётся с дороги, и если  её
предводитель даст ей послабление, она станет упрямой и непокорной. А если они не будут давать ей спуску, она будет следовать прямым путём».

Душа такова, что если ты начнёшь стремиться к благам мира этого, то и она возжелает их,
если ты доверишься ей — она начнёт творить дурное, а если ты заставишь её исполнять
веления Аллаха, она будет праведной, а если ты предоставишь её самой себе, она испортится.
Остерегайся же своей души и её дурного влияния на твою религию. Веди себя как человек, которому она не нужна, но которому никуда от неё не деться. Поистине, мудрый усмиряет
свою душу посредством того, что ей ненавистно, чтобы она признала Истину, а глупец
предоставляет душе выбор и любит то, что любит она, и питает отвращение к тому, к  чему
питает отвращение она.

О рабы Аллаха! Несомненно, душа не любит трудностей, заключённых в покорности Аллаху,
которая приносит спокойствие и отдохновение, и отказ от которой приносит горечь и сожаление. Она не любит ночную молитву и дневной пост, и отправление в мечеть пораньше. 
Сколько людей проводят долгие часы в кафе и на рынках и при этом не желают посидеть в мечети несколько минут. Душа не любит расходование имущества и борьбу на пути Аллаха. 
Вспомним Слова Всевышнего:
"Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно что-то, а оно для вас благо. И быть может, вы любите что-то, а оно для вас зло. Аллах знает, а вы не знаете" (2/216). 

Душа не любит побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого. Она не любит
примирять людей. Она не любит и не желает делать всё, что относится к проявлениям покорности Аллаху, и если ты подчинишься ей, она погубит тебя, и ты окажешься в убытке.
Всевышний сказал:
"Поклоняйтесь же, помимо Него, чему пожелаете. Скажи: Поистине, потерпят убыток те, которые потеряют себя и свои семьи в День воскресения. Поистине, это и есть явный убыток!" (39/15). 

Если ты подчинишься ей, то ты поступишь с ней несправедливо, потому что обречёшь её на гнев Аллаха и Его наказание и унизишь её. Ты думаешь, что поступаешь хорошо по отношению к ней, давая ей всё, чего она желает, освобождая её от работы и избавляя от трудностей, однако на самом деле, поступая так, ты лишаешь её награды.
О рабы Аллаха! Вторым врагом человека - после души, является Шайтан. Он был врагом нашего  праотца Адама, и он - враг всего человечества. Всевышний Аллах предостерёг нас от него. Всевышний Аллах сказал: "Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться Шайтану, который является вашим явным врагом" (36:60).

Всевышний Аллах повелел нам просить у Него защиты от зла шайтанов из числа джиннов и шайтанов  из числа людей. Всевышний сказал: "Так Мы определили для каждого пророка врагов - Шайтанов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения" (6:112).
Шайтаны помогают друг другу, стараясь погубить потомков Адама.

Шайтаны из числа джиннов используют наущения, обольщая человека и побуждая его к скверным делам и злу и удерживая его от совершения благих дел. Этих шайтанов не может отогнать от человека никто, кроме Всевышнего Аллаха. Это - коварный враг, скрытый от взоров. Он течёт в жилах сынов Адама, как течёт кровь. Всевышний Аллах сказал: "Поистине, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите"(7:27).
Этим шайтанам ни стены, ни двери - не препятствие. Их может остановить только поминание Аллаха.
Что же касается шайтанов из числа людей, то человек их видит. Он сидит вместе с ними и
разговаривает с ними. Сегодня так много шайтанов из числа людей... Они призывают к
грехам и злу любыми способами. Они призывают к распущенности, называя её свободой.
Они призывают женщин выходить из дома и оголяться, называя это раскрепощением.
Они призывают слушать развратные песни и музыку и употреблять наркотики и алкоголь, 
называя это развлечениями. Они призывают оставлять молитву, следовать своим страстям и
не ходить на пятничную и коллективную молитвы, называя это облегчением и
снисходительностью. Они призывают отодвинуть в сторону исламский Шариат и жить по
несовершенным человеческим законам, называя это гибкостью и умеренностью.
Они призывают к многобожию и нововведениям и предостерегают от Единобожия и
следования Сунне, называя это свободой мнения и борьбой с косностью. Они побуждают к
порицаемому, удерживают от одобряемого и возводят препятствия на пути призыва к религии
Аллаха, отвращают людей от пути Аллаха, поощряют грешников и нечестивцев.
Они унижают покорных Всевышнему верующих мужчин и женщин и пытаются отменить установленные Шариатом наказания, оправдывая это необходимостью подделываться под "цивилизованные" государства, даже если это - государства неверующих. Это и есть шайтаны
из числа людей. Они - воинство Иблиса, его помощники и братья. Остерегайтесь же их и
боритесь с ними. Откажитесь от общения с ними и не позволяйте им входить в ваши дома.

Имам Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр (да помилует его Аллах) сказал:
«Всевышний Аллах сотворил человека, избрал его среди всех творений и сделал его сердце
вместилищем сокровищ, среди которых вера, Единобожие, искренность, любовь,
стыдливость, возвеличивание Всевышнего и неустанное стремление снискать Его 
довольство и награду, а также убеждённость в том, что эта награда -лучшая и самая
совершенная. Это - созерцание Его Лика, снискание Его довольства и пребывание в Его Раю.
И вместе с тем, Аллах испытал человека страстью, гневом и небрежностью, и Он испытал
человека его врагом Иблисом, который ни на мгновение не оставляет его в покое.
Он входит к нему через двери его души и натуры, и душа его склоняется к наущениям
Шайтана, потому что он зовёт её к тому, что она любит и к тому, что соответствует её прихотям и желаниям. Душа, Шайтан и страсть - три врага, которые стремятся погубить
человека. Однако милость его Могущественного и Милосердного Господа такова, что Он 
послал на помощь человеку Своё воинство, которое противостоит воинству Иблиса.
Он направил к человеку посланников, ниспослал ему Писания и укрепил его посредством
благородного ангела, который отражает нападения Шайтана. Когда Шайтан начинает побуждать человека к дурному, ангел начинает побуждать его к исполнению велений
Господа и разъясняет ему, что подчинение врагу (Шайтану) приведёт его к гибели, и так 
происходит постоянно. Победа же остаётся за тем, кому дарует её Всевышний Аллах.
Оберегаем тот, кого оберегает Аллах... Всевышний противопоставил душе человека, 
побуждающей его к дурному, душу успокоившуюся. Когда душа, побуждающая к дурному, 
велит ему совершать грехи, душа успокоившаяся запрещает ему слушаться её, а если душа,
побуждающая к дурному, удерживает человека от благого, душа успокоившаяся, напротив,
велит ему делать добро. Всевышний также противопоставил страсти, побуждающей
человека подчиниться Шайтану, и душе, побуждающей к дурному, свет прямого пути,
проницательность и разум, который удерживает его от подчинения страсти». Хвала Аллаху, 
Который отвращает козни Шайтана посредством следования Сунне и Корану.
'Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:

"Клянусь солнцем и его сиянием! Клянусь луной, которая следует за ним! Клянусь днем,
который выявляет его [солнца] сияние! Клянусь ночью, которая скрывает его! Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг! Клянусь землей и Тем, Кто ее распростер! Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил ее" (91/1-10). 

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и держитесь за Его вервь, и будьте партией Аллаха!
 Всевышний Аллах сказал:
"Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь [составляющие] партию Аллаха непременно окажутся победителями" (5/56). 
О рабы Аллаха! Все люди делятся на две партии. Это - партия Всевышнего Аллаха и партия Шайтана.
Партия Аллаха - это те, кто уверовал в Него, последовал за Его посланниками и вёл борьбу
на Его пути. А партия Шайтана - это те, кто уверовал в ложное и отказался уверовать в Аллаха. Эти люди окажутся в убытке. Всевышний Аллах зовёт к Обители мира, а Его посланники призывают к исламу. А Шайтан призывает свою партию стать обитателями Огня.
Всевышний сказал:
"Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения, - быть может, они помянут назидание" (2/221). 

Кто внял призыву Аллаха, тот из Его партии. Всевышний сказал:

"Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми, павшими мучениками [шахидами] и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!" (4/69). 

Остерегайтесь же партии Шайтана, просите у Аллаха защиты от их зла и не обманывайтесь
их дружеским отношением к вам и их видимой симпатией к вам, ибо их предводитель 
сказал нашему праотцу Адаму: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти?» (20:120).
Он обольстил наших прародителей, поклявшись им, что он желает им только блага. 
Всевышний сказал: "Он поклялся им: Поистине, я для вас - искренний доброжелатель"  (7:21).
И Всевышний Аллах предостерёг нас от этого коварного врага, сказав: "О сыны Адама! 
Не позволяйте Шайтану совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей" (7:27)

Воинство и помощники Шайтана сегодня многочисленны. Они призывают к вседозволенности, распущенности, неверию и заблуждению, называя его прогрессом,
жалостью к «закрепощённым» и цивилизованностью. Им уже удалось обмануть многих людей. Выстояли лишь те, кого помиловал Всевышний.

(Материал, Пятничная проповедь)

*********************************************************************************
Представление лжи в лучшем свете. К этой хитрости шайтан прибегал всегда и он продолжает это делать, выдавая ложь за истину, а истину за ложь. Он приукрашивает человеку ложь и внушать ему отвращение к истине, пока тот не начинает довершать дурные поступки и отвергать истину. По этому поводу Ибн аль-Каййим сказал: «Одной из интриг шайтана является то, что он продолжает околдовывать разум человека до тех пор, пока не перехитрит его, и от этого его колдовства может избавить только Аллах. Шайтан приукрашивает человеку те поступки, которые могут причинить ему вред, и внушает ему, что это для него самое лучшее; он отвращает его от тех поступков, которые для него наиболее полезны, и внушает ему, что это может причинить ему вред. Нет бога, кроме Аллаха! Сколько людей было околдовано таким способом! Скольким сердцам эти чары преградили путь к исламу, вере и искренности вероисповедания! Сколько раз ложь выставлялась в лучшем свете, а истина - в плохом! Сколько приукрашенной фальши было выставлено на суд критиков, и сколько обмана было предложено знатокам! Это он околдовывает умы людей, бросает их в океан страстей и многочисленных воззрений, вводит их в заблуждение всеми возможными способами, подвергает их опасностям, одной за другой, представляет им идолопоклонничество, порывание родственных связей, закапывание заживо дочерей и браки с собственными матерями как нечто хорошее и обещает им за это рай. Вместе с тем, эти люди не верят в качества Всевышнего Аллаха, Его возвышенность и переданные Им в священных Писаниях откровения, считая, что тем самым они очищают религию; они не желают побуждать людей к хорошему и удерживать их от дурного, якобы проявляя благосклонность и благонравие и руководствуясь аятом из Корана: "...вы отвечаете только за себя..." (Сура "Трапеза", 5:105);

«Клянусь Аллахом, Мы направляли к народам, предшествовавшим тебе, [посланников], но шайтан приукрасил им их деяния...» (Сура «Пчелы», 16:63). Эти козни шайтана, действительно, очень опасны, ведь человек, видя приукрашенную ложь, стремится к ней, чтобы осуществить то, что кажется ему истинным, даже если в этом заключена его погибель: 
«Скажи: "Не поведать ли вам о тех, кто в деяниях своих потерпел наибольший убыток? О тех, чьи усилия в этой жизни были тщетны, а ведь они думали, что поступают наилучшим образом"» (Сура «Пещера», 18:103- 104). Они стремятся отвратить людей от религии Аллаха и сражаются с друзьями Аллаха, а ведь они думают, что истина на их стороне и что они идут верным путем: «[Шайтаны] будут отвращать их от пути [Аллаха], а они будут считать, что они, [следуя за шайтанами], идут по прямому пути» (Сура «Украшения», 43:37). 
В этом кроется причина того, что неверующие люди предпочли эту жизнь, отказавшись от жизни вечной, как сказал Всевышний Аллах: «Мы приставили к ним товарищей, которые приукрасили им их настоящее и будущее...» (Сура «Разъяснены», 41:25). Эти товарищи - шайтаны, которые так приукрасили им их настоящую мирскую жизнь, что те отдали ей предпочтение, а также призвали их не верить в вечную жизнь, и люди сочли ложью воскрешение из мертвых, расчет в День суда, рай и ад. 

Чрезмерное усердие или нерадение. Ибн аль-Каййим сказал: «Любому повелению Великого и Могущего Аллаха шайтан противопоставляет два оружия: нерадение и чрезмерное усердие - причем он не знает, какая из этих двух человеческих ошибок поможет ему одолеть раба Аллаха. Он присматривается к сердцу человека и если находит в нем слабость, вялость и уступчивость, то подходит к нему с этой стороны и начинает удерживать его и мешать ему, напускает на него лень и нерадение, открывает для него возможность иного толкования воли Аллаха, внушает ему несбыточные мечты и т.п., пока, быть может, человек полностью не откажется от всех возложенных на него обязанностей. Если же шайтан обнаруживает в сердце человека осторожность, серьезность, трудолюбие и душевный подъем, то, отчаявшись склонить его к нерадению, он велит ему проявлять еще большее усердие и внушает ему мысль о том, что его усилий недостаточно, ибо он способен на большее, и что ему следует делать больше других: бодрствовать, когда другие спят, продолжать соблюдать пост, когда другие разговляются, не расслабляться, когда остальные отдыхают, и если кто-то трижды вымоет свои руки и лицо, то ему следует сделать это семь раз, если кто-то совершит малое омовение перед молитвой, то он должен омыть все свое тело целиком (гусл) и т.п. Таким образом, шайтан побуждает этого человека проявлять чрезмерное радение, выходя за рамки необходимого усердия, и тем самым уводит его с прямого пути, подобно тому, как первого он склонил к нерадению, воспрепятствовав ему приблизиться к пути Аллаха. В обоих случаях цель у шайтана одна - отдалить человека от прямого пути: в первом случае он делает все, чтобы человек даже не приблизился к нему, а во втором толкает раба Аллаха за его пределы. Этим способом шайтан совратил многих людей, и от этого искушения могут избавить только прочные знания, вера, сила воли и умеренность во всем. Да поможет нам в этом Аллах!». 

Шайтан нагоняет на человека лень, мешает ему в его делах и побуждает откладывать их на потом.
Шайтан добивается этого, прибегая к различным методам. В «Сахих аль-Бухари» со слов Абу Хурайры приводится хадис о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-то из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них, [и говорит]: "Ночь твоя будет долгой, спи!". И если человек, проснувшись, помянет Аллаха, то один из узлов развяжется, если он совершит омовение, то развяжется второй узел, а если совершит намаз - третий, и в это утро человек будет чувствовать себя бодрым и довольным, в противном случае он поднимется ото сна в дурном расположении духа, вялым»". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Когда кто-то из вас, пробуждаясь ото сна, совершает омовение, пусть трижды промывает нос, ибо шайтан проводит ночь в его ноздрях». 
В «Сахих аль-Бухари» приводится хадис о том, что однажды Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказали об одном человеке, который проспал до самого утра и не проснулся на намаз, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это - человек, которому шайтан помочился в ухо».
Все вышесказанное говорит о том, шайтан напускает на человека лень и сдерживает его, совершая активные действия. Он также может делать это путем нашептывания, внушая человеку мысли о сладости лени, побуждая его откладывать дела на потом и теша его надеждой на то, что впереди у него еще много времени. Ибн аль-Джаузи сказал: «Сколько раз в сердцах иудеев и христиан пробуждалась любовь к исламу, но Иблис продолжал сдерживать их и говорить: "Не торопись, хорошенько подумай" - и заставлял их откладывать осуществление своих намерений, и, в конце концов, они умирали неверующими. Таким же образом шайтан внушает грешнику не торопиться с покаянием, искушая его грехами, к которым стремится его душа, и теша его надеждами на то, что он всегда сможет попросить Аллаха о прощении. Один поэт сказал: Страстям потакая, к греху не стремись, не прельщайся надеждой на успех покаяния! Один предшественник сказал: "Я предостерегаю вас от слова "потом", ибо оно - самое грозное оружие Иблиса. Два типа людей - предусмотрительный и беспечно питающий надежды на далекое будущее - можно сравнить с путниками, которые по дороге остановились в некой деревне, и один из членов каравана предусмотрительно купил себе все необходимое для завершения поездки и сел ждать, готовый к отправлению. Его беспечный товарищ сказал: "У меня еще будет время приготовиться, может, мы проведем здесь целый месяц", - но едва он промолвил эти слова, как трубный глас возвестил об отправлении. Обрадовался тот, который приготовился заблаговременно, и растерялся его беспечный товарищ и впал в отчаяние". 

Пустые обещания и несбыточные мечты. Шайтан дает людям лживые обещания и тешит их надеждами, желая сбросить их в пропасть заблуждения: «Он дает им обещания и прельщает их надеждами, но обещания шайтана - всего лишь обольщение» (Сура «Женщины», 4:120).
Шайтан сулит неверным власть, силу и победу над верующими, но затем отрекается от них и трусливо убегает: «Вот шайтан приукрасил им их деяния и сказал: "Сегодня никто из людей не одолеет вас, ведь я буду рядом с вами". Но когда два отряда увидели друг друга, он повернулся вспять и сказал: "Я не причастен к вам; поистине, я вижу то, чего не видите вы; поистине, я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании"» (Сура «Трофеи», 8:48). 
Шайтан обещает неверующим людям, которые имеют в этой жизни деньги и богатство, что в вечной жизни они также будут всем этим обладать, и вот один из них сказал: «Если же меня возвратят к моему Господу, то я обрету по возвращении нечто лучшее, чем этот [виноградник]» (Сура «Пещера», 18:36). Но когда Аллах погубил его сад, благами которого он наслаждался в этой жизни, он понял, что обольщался и был обманут шайтаном. Шайтан завлекает человека сладкими мечтами, которым не суждено сбыться, отвлекая его от серьезных плодотворных дел. В итоге, человек погружается в мир собственных фантазий и мечтаний и перестает что-либо делать вообще. 

Мнимая благожелательность шайтана но отношению к человеку. 
Шайтан зовет человека к греху и при этом пытается убедить его в том, что желает ему добра, как когда-то он поклялся в искренности нашему отцу Адаму: «[Шайтан] поклялся им: "Воистину, я желаю вам только добра"» (Сура «Ограды», 7:21). 
Вахб ибн Мунаббих со слов иудеев и христиан рассказал одну очень интересную историю,
которую мы приводим для того, чтобы понять, как шайтан вводит в заблуждение рабов Аллаха, и научиться остерегаться его доброжелательности и не откликаться на его призывы. Вахб сказал: «Жил среди сынов Исраиля один человек, который преданно служил Аллаху, и был он одним из самых набожных людей своего времени. Рядом с ним жили три брата, у которых была единственная сестра, чистая и невинная. Однажды братья вознамерились выйти в поход и стали думать, с кем им оставить свою сестру и кому ее доверить. В конце концом, они решили оставить ее у того самого служителя Аллаха, потому как всегда доверяли ему. Так, братья пришли к нему и попросили его присмотреть за их сестрой, пока они не вернутся, но он отказался выполнить их просьбу и замолил Аллаха защитить его от них и их сестры. Однако после долгих уговоров он все же согласился и сказал: "Поселите ее в том доме, что напротив моей хижины". Братья оставили свою сестру в этом доме и отправились в поход. 
Так, она поселилась по соседству со служителем Аллаха. Он каждый день выносил для нее еду, которую оставлял на пороге своей хижины, затем закрывал дверь, поднимался к себе и звал ее, а она выходила и забирала приготовленную ей пищу. Шайтан был настолько любезен со служителем Аллаха, что постоянно давал ему добрые советы и убеждал его в том, что девушке опасно выходить одной из дома среди бела дня, ибо к ней могут привязаться посторонние мужчины. Шайтан сказал ему: "Если ты будешь относить еду к ее порогу, то заслужишь большую награду от Аллаха". Так, он стал подносить еду к ее порогу, но не разговаривал с ней. Через некоторое время Иблис снова пришел к нему и под видом доброжелателя сказал: "Если ты будешь приносить еду ей прямо в дом, то заслужишь еще большую награду от Аллаха". Так, он начал оставлять еду в доме той девушки. Через некоторое время Иблис снова пришел к нему и под видом доброжелателя сказал: "Если бы ты рассказал ей что-нибудь, то немного утешил бы ее, ведь ей очень одиноко одной". Так, он начал рассказывать ей разные истории, сидя наверху, в своей хижине. 
Затем Иблис опять явился к нему и сказал: "Если ты спустишься и сядешь у дверей своей хижины, чтобы поговорить с ней, а она сядет у дверей своего дома, чтобы поговорить с тобой, то ей будет намного лучше". Так, он начал спускаться к дверям своей хижины, а она садилась у дверей своего дома, и они подолгу разговаривали между собой. 
Через некоторое время к нему снова пришел Иблис и пообещал ему еще большую награду от Аллаха, если он утешит эту девушку: "Если ты выйдешь из своей хижины и сядешь рядом с ее домом, чтобы поговорить с ней, то ей будет намного лучше". Так, служитель Аллаха начал разговаривать с ней, сидя рядом с ее домом. Затем снова пришел Иблис и сказал: "Если ты войдешь вместе с ней в ее дом и избавишь ее от посторонних взглядов, то это будет лучше для тебя". Так, он начал заходить к ней в дом, весь день проводя в разговорах с ней, а вечером возвращался в свою хижину. 
Затем Иблис начал искушать служителя Аллаха красотой этой юной девушки и так соблазнил его, что он не выдержал и поцеловал ее, а затем овладел ею. Девушка забеременела и родила ребенка. Иблис сказал: "Что ты будешь делать, когда вернуться братья этой девушки и увидят у нее ребенка, которого она родила от тебя? Я не ручаюсь за то, что она не признается им или они сами не раскроют тебя. Возьми ее сына, убей его и закопай, а она будет молчать и не расскажет своим братьям о том, что ты сделал с ней, потому как боится их". И он убил его. Но Иблис не переставал нашептывать ему: "Ты думаешь, она будет молчать после того, что ты сделал с ней и с ее ребенком? Иди и убей ее, а затем похорони вместе с ее сыном". В конце концов, он поддался наущениям Иблиса и убил ее, а затем бросил в яму вместе с ее сыном, сверху положил огромный камень и заровнял это место землей, а сам поднялся в свою хижину и начал поклоняться Аллаху. 
Прошло время, и когда с войны возвратились братья убитой девушки, они пришли к служителю Аллаха и начали расспрашивать его о своей сестре, и он рассказал им о ее смерти, потом помолился за нее и заплакал. Он сказал им: "Она была лучшей женщиной, вот ее могила, взгляните". Братья подошли к могиле своей сестры, поплакали над ней, помолились за нее и, проведя на могиле несколько дней, разошлись по домам.
Когда наступила ночь и братья легли спать, во сне к ним явился шайтан в образе путника. Вначале он предстал перед старшим братом и начал расспрашивать его о его сестре. Старший брат рассказал ему все то, что слышал от служителя Аллаха: как он молился за нее, оплакивал ее, а затем показал им ее могилу. Но шайтан изобличил его во лжи и сказал: "Он солгал вам про вашу сестру, ибо она забеременела от него и родила ему ребенка, а он, испугавшись вашего гнева, убил ее вместе с сыном и бросил их в яму, которую выкопал позади двери, справа от входа в тот дом, где она жила. Там вы сможете ее найти". Затем шайтан явился во сне к среднему брату, потом к младшему и рассказал им все то же самое. 
На утро все трое проснулись, потрясенные тем, что видели во сне, и поспешили рассказать друг другу об этом: "Сегодня во сне я видел нечто удивительное" - и каждый рассказал свой сон. Старший брат сказал: "Это просто сон, который ничего не значит, пойдемте и забудьте о том, что вам приснилось". Но младший брат возразил: "Клянусь Аллахом, я не успокоюсь, пока не увижу то место". Так, все трое отправились к тому дому, где жила их сестра, открыли дверь, отыскали то место, на которое им было указано во сне, и обнаружили закопанное тело их убитой сестры и ее сына. Тогда они спросили обо всем этом служителя Аллаха, и он сознался в содеянном. Братья назначили ему наказание, и он спустился к ним из своей хижины, дабы быть распятым. Когда его уже положили на деревянную доску, к нему снова явился Иблис и сказал: "Ты знаешь, что это я соблазнил тебя той девушкой, которая родила от тебя ребенка и которую ты убил вместе с ее сыном. Но если сейчас ты покоришься мне и отречешься от Аллаха, который создал и сотворил тебя, то я избавлю тебя от этой напасти". Так, служитель Аллаха впал в неверие, и когда он отрекся от Всевышнего Аллаха, шайтан отдал его в руки братьев, и они распяли его на кресте». 
Комментаторы Корана упоминают эту историю в связи со словами Всевышнего Аллаха:
«Они подобны шайтану, который говорит человеку: "Не веруй!". Когда же тот становится неверующим, он говорит: "Я не причастен к тебе, я боюсь Аллаха, Господа миров!"» (Сура «Сбор», 59:16). Знатоки Корана утверждают, что в этом аяте речь идет о том самом служителе Аллаха и подобных ему людях. Аллах лучше знает!

Шайтан вводит человека в заблуждение постепенно. 
Упомянутая выше история наглядно показывает нам один из методов шайтана, благодаря которому он вводит людей в заблуждение. Он шаг за шагом неустанно и неутомимо подбирается к человеку, обманывает его и толкает его на совершение сначала мелкого прегрешения, затем более серьезного греха, и так до тех пор, пока не ввергнет человека в самый страшный грех, который погубит его. Так установил Аллах, ибо если люди сворачивают с Его пути, Он отдает их во власть шайтана и отвращает их сердца от истины: 
«...и когда они отклонились [от прямого пути], Аллах отвратил их сердца [от истины]» (Сура «Ряды», 61:5).  

Шайтан заставляет человека забывать о том, что есть для него благо.
Так шайтан поступил с Адамом, да пребудет над ним мир, и он искушал его до тех пор, пока не заставил его забыть о том, что повелел ему его Господь: «Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он запамятовал, и Мы не нашли в нем твердой воли» (Сура «Та ха», 20:115).
Мусе, да пребудет над ним мир, его слуга сказал: «...я забыл о рыбе, и только шайтан заставил меня забыть о ней...» (Сура «Пещера», 18:63).  Аллах запретил своему Посланнику, а также его сподвижникам, сидеть рядом с теми, кто насмехается над знамениями Аллаха: 
«Когда ты увидишь тех, которые пустословят о Наших знамениях, покинь их [и не возвращайся], пока они не заведут другой разговор. Если же шайтан заставит забыть тебя [об этом], то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь» (Сура «Скот», 6:68).
Пророк Йусуф, да пребудет над ним мир, попросил одного брошенного вместе с ним в темницу человека напомнить о нем его господину, потому что он думал, что этот человек избежит смерти и вернется на службу к правителю, но шайтан заставил его забыть просьбу пророка Йусуфа, и ему пришлось провести в темнице еще несколько лет: 
«[Йусуф] попросил того, который, как он думал, должен был спастись: "Напомни обо мне твоему господину". Но шайтан заставил его забыть упомянуть о нем его господину, и он пробыл в темнице несколько лет» (Сура «Йусуф», 12:42). И если шайтану удается всецело завладеть человеком, то он заставляет его забыть об Аллахе: «Шайтан полностью овладел ими и заставил их забыть поминать Аллаха. Они - последователи шайтана. Воистину, сторонники шайтана - это потерпевшие убыток» (Сура «Препирающаяся», 58:19). 
Эти люди - лицемеры, как явствует из предыдущего аята. Если же ты пожелаешь что-то вспомнить, то следует просто помянуть Аллаха, ибо это изгоняет шайтана: 
«...если же ты забыл, то помяни своего Господа...» (Сура «Пещера», 18:24). 

Устрашение верующих приспешниками шайтана.
Одним из методов шайтана является то, что он устрашает верующих своими войсками и приспешниками, и те отказываются от борьбы с ними, не побуждают их к добру и не запрещают им творить зло. Это - самая большая хитрость шайтана против верующих, о чем поведал нам Всевышний Аллах: «Это всего лишь шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» (Сура «Аль Имран», 3:175). 
Катада, разъясняя смысл слов «пугает вас своими помощниками», сказал: «То есть представляет их вашим сердцам сильными и могучими, поэтому Всевышний Аллах сказал: "Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими". Чем крепче вера, тем меньше в человеческом сердце страха перед приспешниками шайтана, и чем слабее вера, тем сильнее страх».

Путь шайтана к душе человека лежит через его слабости и пристрастия.
Ибн аль-Каййим сказал: «Шайтан, будто кровь, ходит внутри человека до тех пор, пока не столкнется и не сольется с его душой. Слившись с ней, он спрашивает ее, что ей больше всего нравится, и когда узнает, просит ее помочь ему одолеть этого человека и подходит к нему с этой стороны. Этому же он научил своих сородичей и приспешников из числа людей, и когда они хотят добиться своих гнусных целей, прокладывают себе путь к сердцам людей через их пристрастия и вожделения, ибо вошедший через эту дверь никогда не будет изгнан, а тот, кто пожелает проникнуть другим путем, обнаружит перед собой закрытую дверь, через которую ему не дадут пройти». Именно так шайтан проник в души Адама и Хаввы (Евы): 
«[Шайтан] сказал им: "Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными"» (Сура «Ограды», 7:20). 
Ибн аль-Каййим сказал: «Присмотрелся враг Аллаха, шайтан, к Адаму и Хавве и, почувствовав в них стремление к вечной жизни в том райском доме в постоянном благоденствии, понял, что никаким иным путем он не сможет проникнуть в их души. Он поклялся им в том, что желает им только добра, и сказал: "Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными"». 

Внушение сомнений. 
Одним из методов шайтана является внушение разного рода сомнений, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал нас от этого. В «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим» со слов Абу Хурайры приводится хадис о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: 
«Шайтан может явиться к любому из вас и спросить: "Кто создал это? Кто создал это?" - и он будет продолжать задавать такие вопросы, пока не скажет: "Кто создал твоего Господа?" - и когда он дойдет до этого вопроса, пусть человек обратится за защитой к Аллаху и прекратит [думать об этом]».  
Даже благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не смогли избежать внушаемых шайтаном сомнений, и некоторые из них приходили к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и жаловались ему на то, что они чувствуют влияние шайтана. В «Сахих Муслим» со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводится следующий хадис: - Однажды к Посланнику Аллаха, да благословит ему Аллах и приветствует, пришли его сподвижники и сказали: «Поистине, мы чувствуем в душе то, о чем никто из нас не осмеливается говорить!». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Вы действительно почувствовали это?». Сподвижники ответили: «Да». Тогда он сказал: «Это и есть искренняя вера!» 
Именно искренняя вера позволила им побороть в себе наущения шайтана, причем, они даже не осмеливались об этом говорить. Однажды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о наущениях шайтана, и он ответил: - Это есть чистая вера! 
Посмотри, как сильно переживали сподвижники из-за того, что ими овладевали сомнения! В «Сунан Абу Дауд» со слов Ибн Аббаса приводится следующий хадис: - Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел один человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Поистине, любой из нас предпочел бы превратиться в прах, чем рассказывать о том, что он чувствует в своей душе (намекая на нечто плохое)!». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Хвала Аллаху, который все козни шайтана свел только к наущению!». 
Всевышний Аллах также рассказал нам о наущениях шайтана, внушающего людям сомнения:
«Шайтан всегда вмешивался в пожелания каждого посланника и каждого пророка, которых Мы посылали до тебя, когда они их выражали, но Аллах сводит на нет вмешательства шайтана. Потом Аллах утверждает Свои знамения, ведь Аллах - Знающий, Мудрый. [Аллах позволяет это], чтобы сделать вмешательства шайтана искушением для тех, чьи сердца поражены недугом и чьи сердца зачерствели. Воистину, беззаконники очень далеки [от истины]. [Это и для того], чтобы те, кому даровано знание, ведали о том, что эти [откровения] - истина от твоего Господа, дабы они уверовали в них, а их сердца смиренно покорились. Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь» (Сура «Паломничество», 22:52-54).
Под словом «пожелание» здесь подразумевается разговор с самим собой, то есть когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, помышлял о чем- либо, шайтан, прибегая к хитрости и, вмешиваясь в его помыслы, говорил ему: «Если бы ты обратился к Великому и Могущему Аллаху с просьбой о том, чтобы Он пожаловал тебе добычу, дабы облегчить положение мусульман, или попросил бы у Аллаха веры для всех людей...». Но Аллах сводил на нет все вмешательства шайтана в пожелания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывая ему путь к истине и направляя его к тому, в чем заключена Его действительная воля. Некоторые утверждают, что речь в данном аяте идет о том, что шайтан привносил в чтение Корана Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, нечто от себя, но такое утверждение далеко от истины, ибо Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был непогрешим, доводя до сведения людей откровения Аллаха.
Шакык, рассказывая о некоторых сомнениях, которыми шайтан искушает человека, сказал: «Каждое утро шайтан поджидает меня с четырех сторон: спереди, сзади, справа и слева - и говорит мне: "Не бойся, ведь Аллах Прощающий, Милосердный"- и тогда я читаю следующий аят: (Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем).
Он подходит ко мне сзади и пугает меня тем, что мне нечего будет оставить своим наследникам, и тогда я читаю: (Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием). Когда он подходит ко мне справа, со стороны женщин, я читаю: (Благой конец уготован богобоязненным). Когда же он подходит ко мне слева, со стороны моих страстей, я говорю: (Между ними и их желаниями воздвигнута преграда)».

Опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются мерзостью из деяний шайтана, сторонитесь же этого, - быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?» (Сура «Трапеза», 5:90-91).  В до исламские времена арабы гадали на стрелах, пытаясь узнать свою судьбу, и когда кто-то из них намеревался жениться, отправлялся в путь и т.п., то на одной стреле он писал «повелел мне мой Господь», а на другой - «запретил мне мой Господь», затем тянул их, и если ему выходила стрела с надписью «повелел», то делал свое дело, а если выходила другая стрела, то отказывался от своих намерений. 
Шайтан побуждает людей к этим четырем вещам, потому что все они - суть заблуждения, и они всегда приводят к неблагоприятным последствиям. Так, например, опьяняющие напитки лишают человека разума, а лишенный разума способен на самые тяжкие грехи, он может нарушать запреты, не повиноваться Аллаху и причинять страдания людям.
Ибн Касир в своем тафсире упоминает слова Усмана ибн Аффана: «Сторонитесь опьяняющих напитков, ибо они - источник всех мерзостей. Когда-то в прежние времена жил один человек, который поклонялся Аллаху и избегал людей. Однажды он приглянулся одной блуднице, и она послала к нему свою служанку, чтобы та пригласила его засвидетельствовать ее обращение в религию. Приведя его с собой, служанка заперла за ним все двери, и он увидел перед собой очень красивую женщину, ребенка и кувшин вина. Блудница сказала: "Я позвала тебя не ради свидетельства, а только для того, чтобы ты или овладел мною, или убил этого ребенка, или выпил вина". Он выпил бокал вина и сказал: "Еще!". Так, он продолжал пить, пока не совершил прелюбодеяние, а потом убил ребенка. Таким образом, вино и вера - несовместимы, одно из них обязательно вытесняет другое»'. 
Ибн Джарир, Ибн Мунзир, Ибн Абу Хатим, Абу-ш- шайх, Ибн Мирдавайхи и ан-Наххас со слов Са'да ибн Абу Ваккаса рассказывают, что однажды один человек из числа ансар пригласил к себе в гости некоторых сподвижников и напоил их вином (это было до запрета на опьяняющие напитки). Опьянев, они начали похваляться друг перед другом и затеяли драку, в которой пострадал Са'д ибн Абу Ваккас: челюстью верблюда ему угодили в нос, и след от этого удара остался у него на всю жизнь.  (Аль-Байхаки. Ибн Касир приводит с достоверным иснадом).  Когда опьяняющие напитки еще не были запрещены, один пьяный сподвижник вызвался руководить намазом и прочитал: «Скажи: "О неверующие, я поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы"»". После этого Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:  «О те, которые уверовали, не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что говорите» (Сура «Женщины», 4:43). [Этот аят Мансух (отмененный следующим).]
  [Этим аятом пользуются в наше время те, кто желает пьянства, приводя как доказательство не запретности пьянства, Аллах позже ниспослал другой аят, где есть строгий запрет на пьянство, (употребления спиртного) аят 43 отмененный, Аллах заменил этот аят, аятом 90,91]. 
[ Привожу вам эти слова Аллаха, как доказательство запрета на хамр (спиртное)] : "О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?".  (5/90-91). [Эти аяты Насх (отменяющий предыдущий).] 
Однажды мы стали свидетелями того, как один дряхлый старик напился и начал вести себя словно сумасшедший, над ним насмехались все, и взрослые, и дети, он улегся спать прямо па дороге, и прохожие топтали его ногами. 
Страсть к азартным играм - это такая же трудно излечимая болезнь, как алкоголизм. Игра - это потеря времени и денег, игра порождает в людях ненависть и толкает их на грехи.
Шайтан призывает людей создавать себе идолов и кумиров, чтобы поклоняться им как богам помимо Аллаха. Создавая идолов и кумиров, шайтан ввел в заблуждение многих, как сказал в
своей мольбе Ибрахим, да пребудет над ним мир: «...и упаси меня и моих сыновей, дабы мы не поклонялись идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей...» (Сура «Ибрахим», 14: 35-36). 
Поклонение могилам до сих пор является распространенным явлением среди мусульман. Они обращаются к покойникам с мольбами, приносят им подарки и режут на их могилах жертвенных животных... В наши дни стало популярным еще одно нововведение, благодаря которому шайтан получил возможность лишний раз посмеяться над людьми, - это памятник неизвестному солдату. Некоторые, видя в нем символ воина, оказывают ему почести, возвеличивают его, приносят ему в дар цветы и подарки, и любой руководитель, приезжая с визитом в страну или город, в котором есть такой памятник, обязательно возлагает к его подножию цветы. Это - есть поклонение идолам, одно из деяний шайтана. 

Гадание на стрелах. 
Все, что связано с будущим, является сокровенным знанием, доступным только Аллаху, поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам испрашивать благословения Аллаха (истихара) перед отправлением в путь, женитьбой и т.п., доверяя Аллаху выбрать для нас то, что принесет нам благо. Ислам положил конец гаданию на стрелах, потому как стрелы не могут знать, что принесет человеку благо, и спрашивать у них об этом является признаком слабоумия и невежества. 
То же относится и к гаданию по полету птиц. В прежние времена если кто-то намеревался отправиться в путь, то выходил из дома, подходил к какой-нибудь птице и пугал ее. Если птица улетала направо, то это считалось добрым предзнаменованием, а если налево - то дурным... Все это - явное заблуждение. 

Колдовство (сихр). 
Шайтан сбивает с пути людей, обучая их колдовству, которое приносит им только вред и не приносит пользы. Это знание помогает им разлучать супругов, что считается самым похвальным деянием воинства шайтана, как было упомянуто ранее. Всевышний Аллах сказал:
"Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Суляймана (Соломона). Суляйман не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне - Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим. Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!" (2/102). 
Колдовство: иллюзия или реальность? Мнения ученых по этому вопросу разделились. Некоторые считают, что колдовство - это лишь иллюзия и ничего реального: «И тут ему представилось, что их веревки и посохи под силой их колдовства превратились в ползущих змей» (Сура «Та ха», 20:66). Другие говорят, что колдовство имеет реальные последствия, на что указывает вышеупомянутый аят из суры «Корова». На самом же деле, колдовство бывает двух видов: иллюзорное, которое основано на имеющих научное объяснение хитростях, и реальное, как, например, разлучение супругов. 
Колдовство, предпринятое иудеями против Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аль-Бухари со слов Айши, да будет доволен ею Аллах, приводит следующий хадис: - В свое время Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был околдован до такой степени, что ему стало казаться, будто он делал то, чего на самом деле не делал. Однажды он о чем-то долго молил Аллаха, а потом сказал: «А знаешь ли ты, что Аллах указал мне, как избавиться от этого? Во сне ко мне явились два человека, один из которых сел у моего изголовья, а другой - у меня в ногах, после чего один из них спросил другого: "Чем болен этот человек?" - "Он околдован". - "Кто же околдовал его?" - "Лябид ибн аль-А'сам". - "Что он для этого использовал?" - "Гребень, очески волос и сухую пыльцу пальмы мужского рода". - "Где же все это находится?" - "В колодце Зарван"». И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился к этому колодцу, а потом вернулся и сказал мне: «Его пальмы похожи на головы шайтанов». Я спросила: «Достал ли ты это оттуда?». Он сказал: «Нет, ибо меня исцелил Аллах, и я побоялся, что это причинит людям зло», после чего этот колодец был засыпан. (Сахих аль-Бухари. - т. 10. -с.221. - № 5763).
То, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в одно время был околдован, ни в коем случае не означает, что его посланнической миссии был нанесен урон, потому как последствия этого колдовства отразились лишь на его физическом здоровье и ни в кое мере не затронули его душу и разум. Это было такое же заболевание, как и любое другое, которым он когда-либо страдал. Тем более, что законы Аллаха охраняемы самим Всевышним Аллахом: 
«Воистину, Мы ниспослали это Напоминание, и Мы оберегаем его» (Сура «Хиджр», 15:9). 

Человеческие слабости. 
У человека много слабостей, которые, по сути, являются его болезнями. Шайтан же усугубляет эти болезни и через них прокладывает себе путь в душу человека. Вот только некоторые из этих болезней: слабоволие, отчаяние, неблагодарность, любовь к веселью, заносчивость, самодовольство, несправедливость, неверие, упрямство, поспешность, легкомыслие, глупость, скупость, скряжничество, алчность, двуличие, мнительность,
недоверие, невежественность, нерадение, непримиримость в спорах, самообольщение, лживые притязания, беспокойство, тревожность, непокорность, беззаконие, любовь к деньгам и мирской жизни. 
Ислам призывает человека лечить душу и избавляться от этих болезней, что, кончено же, требует от него огромных усилий и большого терпения на этом нелегком пути. Следовать же за своими страстями и выполнять прихоти своей низменной души, которая толкает только к злу, легко. Человек, который стремится побороть свои слабости, подобен тому, кто поднимается на вершину горы с тяжелым камнем в руках, а человек, которые потакает своим страстям, подобен тому, кто спускается с горы налегке. Поэтому многие люди вняли призывам шайтана, а проповедники истины столкнулись с большими трудностями. 
Ниже мы приводим несколько высказываний наших предшественников, чтобы показать, каким образом шайтан использует человеческие слабости. 
Аль-Мутамир ибн Суляйман рассказывает, что однажды его отец сказал ему: «Мне рассказывали, что шайтан-искуситель появляется в сердце человека, когда тот испытывает радость или печаль, но при упоминании Аллаха он отступает». (Тафсир Ибн Касир. - т.7. - с.4.23). 
Вахб ибн Мунаббих рассказывает: «Как-то раз один монах спросил шайтана, явившегося к нему: "Какие качества человека больше всего помогают вам справляться с ним?". Шайтан ответил: "Вспыльчивость, ибо когда человек разгорячен, мы крутим его подобно тому, как дети крутят мяч"». 
Ибн аль-Джаузи приводит следующие слова Ибн Умара: «Однажды Нух спросил шайтана о том, какие человеческие качества помогают ему губить людей, и тот ответил ему: "Зависть и алчность"». 
Всем известно, что сделал шайтан с пророком Иусуфом, да пребудет над ним мир, и его братьями, посеяв между ними вражду. Иусуф, да пребудет над ним мир, сказал: «...[Аллах] облагодетельствовал меня, освободив из темницы, и привел вас из пустыни после того, как шайтан посеял вражду между мною и моими братьями...» (Сура «Йусуф», 12:100). 

Женщины и любовь к мирским благам. 
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам о том, что после его смерти самым большим искушением для мужчин будут женщины. Поэтому женщинам было велено скрывать под одеждой все свое тело, кроме лица и кистей рук, а мужчинам было наказано притуплять взоры при виде женщин. Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мужчинам и женщинам оставаться наедине друг с другом и сказал, что если только какой- нибудь мужчина уединится с посторонней женщиной, то третьим между ними обязательно будет шайтан. В «Сунан ат-Тирмизи» приводится следующий хадис с достоверным иснадом: 
- Женщина - это нагота (аурат), и когда она выходит [из дома], на нее устремляет взор шайтан.
В наши дни мы становимся свидетелями величайшего искушения, когда женщины появляются на людях полу-раздетыми, как предсказывал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Сегодня и на востоке, и на западе появляются организации, которые эксплуатируют целые армии людей - мужчин и женщин, - чтобы распространять на земле нечестие, производя фотографии, рассказы и фильмы, которые изображают и призывают к безнравственности! Что касается любви к бренной жизни, то это - источник всех грехов, ведь кровопролитие, насилие, грабежи и ссоры с родными - все это происходит из-за стремления человека обладать преходящими мирскими благами. 

Пение и музыка.
С помощью пения и музыки шайтан разрушает человеческие сердца и растлевает души. Ибн аль-Каййим сказал: «Кознями врага Аллаха, шайтана, которые он строит против тех, кто обделен знанием, умом и богобоязненностью, его сетями, в которые он ловит сердца невежественных и праздных людей, являются свист, хлопанье в ладоши и пение под звуки запрещенных музыкальных инструментов. Все это отвлекает людей от Корана и побуждает их к нечестию и греху. Музыка - это "коран" шайтана, плотное покрывало, скрывающее Милостивого Аллаха от людей, заклинания, побуждающие к мужеложству и прелюбодеянию, этим шайтан обманывает и обольщает праздные души, внушает им ложные представления о красоте этих деяний, а люди воспринимают наущения шайтана и, увлекаясь музыкой и пением, перестают слушать Коран...»  (Игаса аль-лягафам. - т. 1. - с.242). 
Удивительно то, что некоторые люди, которые объявляют себя служителями Аллаха, поклоняются Ему, устраивая песнопения, танцуя и раскачиваясь, при этом они отказываются внимать Аллаху, предпочитая слушать шайтана. Ибн аль-Каййим насчитал более десяти выра-жений, употребляемых для обозначения «звуков шайтана» (музыки и песни): потеха, праздность, фальшь, ложь, свист, хлопанье в ладоши, прелюбодейские заклинания, «коран» шайтана, очаг лицемерия в сердце человека, голос глупца, голос нечестивца, голос шайтана, «псалом» шайтана, забава". О запрете слушать игру некоторых музыкальных инструментов, написано много книг, и к ним может обратиться всякий желающий. 

Звон колокола - «псалмы» шайтана.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - Колокольный звон - это «псалмы» шайтана.  (Сахих Муслим. - т.З. - с. 1672. - № 21 14). 
Поэтому ангелы не сопровождают ту компанию, в которой есть собака или колокольный звон.

Пренебрежение мусульман своими обязанностями.
Если мусульманин будет верен своей религии, то шайтан не сможет сбить его с пути и превратить его в игрушку в своих руках, но если он проявит в чем-то невнимательность или нерадение, то шайтан тут же воспользуется представившейся ему возможностью.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Принимайте ислам всецело и не следуйте по стопам шайтана, ибо, поистине, он вам явный враг» (Сура «Корова», 2:208).
Следовать законам ислама во всех своих делах - это путь к избавлению от шайтана. Так, если ряды мусульман во время намаза плотные, то шайтаны не могут ходить между ними, а если между совершающими намаз остается немного места, то шайтаны танцуют между рядов. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал своим сподвижникам: «[Во время намаза] выстраивайте свои ряды так, чтобы шайтаны не бегали между вами словно детеныши хазафа». Сподвижники спросили: «Что такое хазаф, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Короткошерстая порода овец в Йемене». Этот хадис с достоверным иснадом приводят Ахмад и аль-Хаким. 
Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: 
«[Во время намаза] выстраивайтесь в тесные ряды, ибо, клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, я вижу между ваших рядов шайтанов, [которые бегают] словно овцы цвета пыли». Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд ат-Тайалиси.  (Сахих аль-джами'. - т. ]. - с.384). 

(Доктор Умар Суляйман аль-Ашкар)
*********************************************************************************



Комментариев нет :

Отправить комментарий