пятница, 27 февраля 2015 г.

Аллах почтил человека и превознес его над остальными творениями!


Аллах почтил человека и превознес его над остальными творениями!

*********************************************************************************
"Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет. Но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают к своему Господу других. Он - Тот, Кто сотворил вас из глины, а затем назначил срок для вашей смерти. У Него есть также назначенный срок для воскрешения, но после этого вы все еще сомневаетесь. Он - Аллах
на небесах и на земле. Он знает то, что вы утаиваете и совершаете открыто, и знает то, что вы приобретаете" (6/1-3). 

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха, как Он повелел вам, исполняйте Его веления и не
ослушивайтесь Его, ибо счастье в покорности Ему и в богобоязненности. Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Поистине, Аллах обладает великой милостью" (8/29). 
Всевышний также сказал: Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход и дарует ему удел оттуда, откуда он даже не предполагает" (65/2-3). 
"Тому, кто боится Аллаха, Он облегчит дела" (65/4). 
"Кто же ослушается Аллаха и Его Посланника, тому уготован огонь Геенны, в котором они пребудут вечно" 72/23). 
"Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение" (33/36). 
Всевышний Аллах выделил человека среди остальных творений и сделал его Своим наместником на земле, подчинив ему вселенную. Аллах наделил человека разумом и
физической силой и даровал ему различные способности. Он испытал его добром и злом,
повелел ему делать одно и запретил делать другое, и обещал ему награду и благо за послушание, и пригрозил ему суровым наказанием за непокорность и грехи.
Всевышний Аллах сказал: "Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?" (75/36).   "Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?" (23/115). 
Всевышний сделал так, что воздаяние соответствует делу: "Человек получит только то, к чему он стремился. Его старания будут увидены, а затем он получит воздаяние сполна" (53/39-41). 
Всевышний также сказал: "Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его" (99/7-8). 

А в одном из хадисов-кудси Всевышний сказал:
«О рабы мои! Я сочту для вас ваши дела, а потом воздам вам за них сполна, и кто обнаружит
 благо, пусть восхваляет Аллаха, а кто обнаружит иное, пусть не винит никого, кроме самого себя!» [Муслим].
Всевышний Аллах много раз обращается в Коране к человеку и упоминает о его свойствах.
Например, Всевышний сказал: "О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с результатами своих деяний [или с Аллахом]" (84/6). 
Эти слова означают, что человек в этой жизни трудится и совершает разные дела, и потом ему
воздастся добром за добро и злом за зло. Иначе говоря, после завершения земной жизни
человек встречается с результатами своих деяний. Это подтверждает хадис Джабира, в
котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал:

«Джибриль сказал: "О Мухаммад! Живи сколько хочешь — всё равно ты умрёшь, люби, кого
хочешь — всё равно ты с ними расстанешься, и делай, что хочешь — всё равно тебе за всё воздастся"»
Согласно второй версии, этот аят означает, что человек встретится с Аллахом, Который воздаст ему за всё, что он делал в земной жизни. Эти две версии не противоречат друг другу,
потому что человек в любом случае встретится с Аллахом, и ему за всё воздастся.
Всевышний Аллах сказал: "О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмерным? Он собрал тебя в том виде, в каком пожелал" (82/6-8). 
То есть, что же ввело тебя в заблуждение относительно твоего Господа, о сын Адама, что ты
начал ослушиваться Его и совершать грехи?
Всевышний упомянул в аяте одно из Своих Прекрасных Имён— Великодушный, словно
подчёркивая, что нельзя отвечать на великодушие Аллаха скверными делами, грехами и
ослушанием. Одним из проявлений этого великодушия— то, что Всевышний создал  человека
после небытия и придал ему совершенный облик, наделив его всеми частями тела и органами
чувств, в которых он нуждается для жизни. Аллах мог сотворить его отвратительным и
уродливым, однако не стал делать этого по милости Своей.
И если человек будет совершать благие дела и повиноваться Своему Господу, Всевышний сделает его душу такой же прекрасной, как и его внешний облик, и будет великодушен к нему
в обоих мирах. Если же человек будет совершать дурные дела, Всевышний сделает его душу
скверной и подвергнет его унижению в этом мире и в мире вечном.
Всевышний сказал:
"Мы сотворили человека в прекраснейшем облике. Потом Мы низвергнем его в нижайшее из мест, за исключением тех. которые уверовали и совершали благие дела. Им
уготована неиссякаемая награда" (95/4-6). 
Всевышний также сказал:
"Поистине, люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу терпение!" (103/2-3). 
Когда человек видит своё богатство, он начинает ликовать и гордиться, становясь высокомерным и нечестивым. Всевышний Аллах сказал:
"Читай во Имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал. Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается" (96/1-7). 
Далее Всевышний пригрозил человеку, увещевая его и напоминая ему о том, что ждёт его в
конце пути. Всевышний сказал: "Поистине, к твоему Господу предстоит возвращение" (96/8).  А после того, как человек возвратится к своему Господу, Он воздаст ему за его дела и спросит с него за его грехи.
Большинству людей свойственно преступать установленные Всевышним границы, притеснять
людей, поступать несправедливо с самим собой и проявлять неблагодарность. Исключением
являются лишь те, кого Аллах помиловал и уберёг от этого. Всевышний Аллах сказал:
"Поистине, человек несправедлив и неблагодарен" (14/34). 
"Поистине, он является несправедливым и невежественным" (33/72). 
"Поистине, человек создан нетерпеливым" (70/19). 
"Поистине, человек неблагодарен своему Господу, и он сам является тому свидетелем. Поистине, он страстно любит блага" (100/6-8). 

Всевышний упомянул в Коране о том, что человек отчаивается, когда с ним случается беда, и
радуется, когда у него всё благополучно. Всевышний Аллах сказал:
"Если Мы дадим человеку вкусить милость, а потом отберем это, то он становится отчаявшимся, неблагодарным. Если же Мы дадим ему вкусить милость после постигшей его беды, то он говорит: 'Напасти оставили меня в покое'. Он начинает ликовать и бахвалиться. И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда" (11/9-11). 
Таков человек, и измениться в лучшую сторону он может только по милости Всевышнего и
при Его содействии. Сам же он обладает лишь этими порицаемыми свойствами и не способен
избавиться от них, и приобрести похвальные качества без помощи своего Господа.

Всевышний Аллах сказал: "Все блага, которые вы имеете, - от Аллаха" (16/53). 
"Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере" (49/17). 
"Но Аллах привил вам любовь к вере, и приукрасил ее вашим сердцам, и внушил вам ненависть к неверию, нечестию и неповиновению. Таковы идущие правильным путем по милосердию и милости Аллаха. Аллах - Знающий, Мудрый" (49/7-8). 
Всевышний Аллах вкладывает веру в сердца и укрепляет её, и отводит от них скверну и мерзость. Всевышний Аллах сказал: "Ни один человек не уверует без дозволения Аллаха. 
Он обрушивает ярость на тех, кто не разумеет" (10/100). 
"Но они не помянут его, если этого не пожелает Аллах" (74/56). 
"Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров" (81/29). 

Всевышний Аллах наставляет на истинный путь, кого пожелает, помогая ему принять
Истину и вершить благие дела, и раб Аллаха должен прикладывать усилия для того, чтобы
Господь помог ему. Он должен обращаться к Нему с мольбами, проявлять смирение и покорность и внимать Корану и Сунне, чтобы узнать Истину и придерживаться её, и узнать
ложь, и отдаляться от неё. Кроме того, человек должен брать пример с хороших людей и
держаться подальше от творящих зло.  Он должен исполнять веления Всевышнего и избегать
запретных слов, дел, намерений и способов обогащения. Всевышний Аллах сказал:
"Клянусь ночью, которая покрывает землю! Клянусь днем, который сияет светом! Клянусь Тем, Кто создал мужчину и женщину! Ваши стремления различны. Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему" (92/1-10). 

Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам
извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания  (БаракаЛлаху ли ва лякум
фи-ль-Кур'ани-ль-'Азым ва нафа'ана бима фихи мина-ль- айати ва-з-зикри-ль-хаким).


О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха и чаще вспоминайте о том, откуда вы пришли и куда уйдёте.
Вы сотворены из земли и в неё вернётесь, а потом Всевышний воскресит вас для воздаяния и расчёта.
Всевышний Аллах сказал: "Мы сотворили вас из нее [земли], в нее Мы вас вернем и из нее
выведем еще раз" (20/55). 
Как может человек, помня о своём положении в этом мире и о грядущем конце своей жизни,
проявлять высокомерие и преступать установленные Всевышним Аллахом границы, «когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается» (96/7). 
И как может он забывать о предстоящем возвращении к Создателю? И вместе с тем во все
времена находятся люди, не признающие могущество Всевышнего и отрицающие
воскрешение и расчёт. Всевышний Аллах сказал: «Он [человек] сказал: "Кто оживит кости, которые истлели?"» (36/78). 
Этот человек забыл о том, как сам он был создан после небытия и появился в этом мире. А ведь Тот, Кто сотворил нечто в первый раз, способен сделать это снова, и это будет для Него ещё легче. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении"» (36/79). 
Однако многие люди пошли ещё дальше и начали отрицать само существование
Всевышнего Аллаха, не замечая многочисленных чудес и знамений Всевышнего во
вселенной и в них самих. Эти люди забыли о том, что всё существующее указывает на
существование и Единственность Творца. Всевышний сказал:
«Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами?
Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убеждённости» (52/35-36).  Человека обольстили его многочисленные изобретения и достижения цивилизации, и он стал считать, что всего этого он добился сам, благодаря своим
способностям, опыту и знанию. Человек забыл, что это Всевышний Аллах  сотворил его,
наделил его разумом и способностью мыслить, подчинил ему вселенную и внушил ему, как
правильно использовать то, что есть в ней. Он забыл, что всё в этом мире происходит по предопределению Аллаха и в соответствии с Его волей. Всевышний сказал:
«Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (81/29). 
Всевышний также сказал: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37/96). 
К тому же, большинство этих изобретений приносят вред, а не пользу, и несут миру
разрушение и зло. Вспомним многочисленные виды оружия, в том числе ядерного и
биологического, которое придумано для уничтожения живых существ. Всевышний позволил
человеку придумать всё это лишь для того, чтобы его изобретения стали наказанием и
бедствием для него самого и всего человечества. Всевышний сказал:
«Скажи: "Он властен наслать на вас мучения сверху или из-под ваших ног, привести вас в замешательство, разделив на группировки и дав одним из вас вкусить жестокость
других"» (6/65). 
Бойтесь же Аллаха и старайтесь учиться на чужих ошибках. Общины, жившие до нас,
возрадовались своей силе и отвернулись от велении Всевышнего и Его посланников.
И Всевышний покарал их за это, и они лишились всего, что у них было.
*********************************************************************************

О люди! Я наказываю и вам, и себе бояться Всевышнего Аллаха в тайном и явном, следовать
Его руководству и соблюдать Его Шариат, исполнять Его веления, соблюдать Его запреты и
не преступать установленные Им границы. Бойтесь Аллаха должным образом и поклоняйтесь
Ему истинным поклонением. Нет у вас иного бога и господа, кроме Него. Возвеличивайте
Его и остерегайтесь Его наказания и Его гнева. Запасайтесь благими делами и остерегайтесь
беспечности и нерадивости. Дальновидный человек не слушает наущений души своей, строго
спрашивает с неё и трудится ради того, что будет с ним после смерти. А слабый следует за
своими страстями и при этом мечтает о том, что Аллах введёт его в Рай без каких-либо усилий
с его стороны.
О рабы Аллаха!
Всевышний Аллах почтил человека, сотворив Его Своими Руками, придав ему форму и
вдохнув в него дух. Он наделил его слухом, зрением и разумом и повелел ангелам пасть ниц
перед ним. Он сотворил его в наилучшем виде и дал ему возможность приобретать знание,
которое помогает ему снискать счастье в обоих мирах. Аллах наделил человека разумом и
пониманием, а также способностью говорить и различать, и одарил его бесчисленными
благами и милостями. Он подчинил ему всё, что в небесах и на земле, и сделал его Своим
наместником на земле, чтобы он преображал её.  Всевышний сказал:
«Мы почтили сынов Адама и носили их по суше и морю. Мы наделили их благами  и
даровали им явное превосходство над множеством других созданий»  (17/70). 

О рабы Аллаха! Один из отвратительных обычаев, существующих, к сожалению, во все
времена — обычай возвеличивать предков и гордиться своим родом или племенем и хвалиться
своим происхождением, а также осуждать других за их происхождение и делить людей по
признакам, не зависящим от них самих: такой-то — безродный, такой-то— неимущий,
такой-то— бедный и слабый, такой-то — краснокожий, такой-то — темнокожий, а я — из
такой-то семьи, из такого-то рода... Такое поведение было свойственно людям во времена
невежества.
Ислам отменил превосходство одних людей над другими по признаку богатства, происхождения, влияния, чина, цвета кожи и расовой принадлежности. Он воспитал
мусульман особым образом, дав им правильный и справедливый  стандарт превосходства
одних людей над другими.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что только богобоязненность и благие дела дают одним людям превосходство над другими, и любое другое превосходство
ложное, и ислам не признаёт его. Ибн 'Умар (да помилует Аллах их обоих) передаёт:
«В день взятия Мекки Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  обратился к людям с речью, и сказал:
"О люди! Поистине, Аллах удалил от вас фанатизм и гордость времён невежества.
Люди делятся на два вида: богобоязненный верующий, почтённый Аллахом, и несчастный
грешник, униженный Аллахом" — после этого он прочитал: "О люди! Поистине, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы
узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах - Знающий, Ведающий" (49:13)>> [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Имам Абу аль-'Аббас Ахмад ибн 'Абду-с-Салям (да помилует его Аллах) сказал:
«Считать человека почитаемым в религии только из-за его происхождения - один из обычаев
времён невежества, перенятый рафидитами и другими невеждами, поэтому в Коране нет ни
одного аята, в котором восхваляется или порицается кто-либо за его происхождение... Коран хвалит только за веру и богобоязненность, а порицает - за нечестие и ослушание Аллаха».
Абу Хурайра передаёт, что однажды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «О Посланник Аллаха, кто является самым благородным из людей?» Он сказал:
«Самый богобоязненный из них». Люди сказали: «Мы спрашиваем тебя не об этом».
Он сказал: «Тогда - Йусуф, пророк Аллаха, сын пророка Аллаха, сына пророка Аллаха, сына
возлюбленного друга Аллаха». Люди снова сказали: «Мы спрашиваем тебя не об этом».
Он сказал: «Значит, вы спрашиваете меня о предках арабов? Лучшие из них во времена
невежества остались лучшими и в исламе, если только они усвоили установления религии» [Аль-Бухари; Муслим].
О рабы Аллаха! Сколько людей сегодня применяют этот стандарт времён невежества к
окружающим! Они относятся к человеку пренебрежительно или смеются над ним из-за его
бедности, происхождения, ремесла и других признаков, на которые люди привыкли обращать
внимание в нашем мире. А ведь Пророк. да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Может быть так, что Аллах будет постоянно исполнять клятву человека с растрёпанными
волосами, покрытого пылью и отгоняемого от дверей, когда такой человек клянётся Им» [Муслим].
Абу Хурайра передаёт, что чернокожая женщина (согласно другой версии, это был юноша)
подметала пол в мечети. Не видя её долгое время, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил о ней, и ему ответили, что она умерла. Он спросил: «Почему же вы не
сообщили мне?» - как будто это событие показалось им маловажным. Он сказал:
«Покажите мне её могилу», — а когда ему показали её могилу, он совершил молитву по ней [Аль-Бухари; Муслим].
Ислам призывает уважать людей, оказывать им почёт и относиться к ним в соответствии с их
положением. Это одно из важнейших требований нашей религии. 'Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха. да благословит его аллах и приветствует, велел нам относиться к людям в соответствии с их положением» [Муслим].
Да, о рабы Aллaxa! Среди людей есть старики, кости которых сделались хрупкими от старости, а волосы поседели, и мы должны уважать их, оказывать им почёт и признавать их
заслуги. Есть среди них и дети, которые нуждаются в милосердии, нежности, ласке и
мягком наставлении, без грубости и жестокости. Среди них есть учёные, заслуги которых огромны - мы должны уважать их за их знание. Есть среди них и влиятельные люди, много
сделавшие для мусульман, и мы не должны забывать об их великих делах. Естественно, при
этом они должны соблюдать Шариат Всевышнего Аллаха, исполнять Его веления и отдаляться от того, что Он запретил. Мы должны соблюдать права людей, не превознося их чрезмерно. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не относится к моей общине тот, кто не уважает старого, не проявляет милосердия к
малому и не соблюдает право учёного» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«К возвеличиванию Аллаха относится почтительное отношение к мусульманину, дожившему
до седин, знающему Коран и не допускающему ни излишеств, ни нерадивости в своём
отношении к нему, а также почтительное отношение к справедливому правителю» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
Мусульманин убеждён в том, что Всевышний Аллах почтил его и остальных людей, и это
заставляет его заботиться о людях. Он старается не обижать их и не причинять им вреда - ведь
он обязан почтительно относиться к тем, кого почтил Аллах и Его Посланник. Кого почтил Аллах и Его Посланник, того нельзя унижать, а кого унизил Аллах, тому ни от кого не будет почтения.
О рабы Аллаха! Презрительное отношение к людям из-за их ремесла, слабости или внешнего вида - явное противоречие велению Всевышнего Аллаха: относиться к детям Адама с почтением. К тому же, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах внушил мне, что вам следует вести себя скромно — так, чтобы ни один из
вас не поступал с другим несправедливо, и чтобы ни один из  вас не проявлял высокомерия по
отношению к другому» [Муслим].
Высокомерие - поистине отвратительное качество, и унижающего других людей ожидает гнев
Всевышнего и Его наказание. Ведь поступающий так нарушает права человека, которые
гарантировал ему ислам. Подобное поведение характерно для неверующих, лицемеров и невежд,  которым мусульмане не должны уподобляться. О человеке не судят по его
внешности, цвету кожи, сложению или происхождению. Смотреть следует на его мужество и
смелость. Хватает ли у него смелости открыто говорить истину? Боится ли он  Аллаха
должным образом? Исполняет ли он веления Всевышнего, отдаляется ли от того, что Он запретил? Вот что действительно важно. Некрасивый и тщедушный человек в ветхой одежде
может занимать более почётное место у Аллаха, и люди могут любить его больше, чем
красивого человека знатного происхождения. И вполне может быть, что враги ислама будут бояться его намного больше, и он сделает для религии намного больше...
Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над
другими, ведь может быть, те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над
другими женщинами, ведь может быть, те лучше них. Не обижайте друг друга и не давайте друг другу оскорбительных прозвищ. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся несправедливыми» (49:11).
Аль-Куртуби сказал, комментируя этот аят: «В общем, никто не должен издеваться над
человеком в ветхой одежде, имеющего физический недостаток или говорящего неуклюже.
Ведь может статься, что совесть и сердце у него чище, чем у того, кто обладает
противоположными свойствами, и издевающийся над ним поступит несправедливо с самим
собой, унижая того, кого почтил Аллах, и насмехаясь на тем, кого Он возвеличил. Наши
праведные предшественники так остерегались этого, что 'Амр ибн Шурахбиль сказал:
"Если бы я увидел человека, который пасёт козу и посмеялся бы над ним, я испугался бы того,
что сам окажусь на его месте". А 'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: "Слова могут навлечь беду... Если бы я посмеялся над собакой, я испугался бы того, что сам буду превращён в собаку"».

А вот что сказал аль-Куртуби о Словах Всевышнего: «Вы же насмехались над ними, пока не
забыли Моё Напоминание. И вы смеялись над ними» (23:110):
«Отсюда следует, что нужно остерегаться насмешек и издевательства над слабыми и бедными.
Нельзя унижать их, злословить о них, обсуждать их недостатки, которые нас не касаются, ибо,
поистине, это отдаляет нас от Всевышнего Аллаха».
Аль-Ма'рур ибн Сувейд передаёт, что однажды он встретил Абу Зарра. Увидев на нём и на его
слуге одинаковую одежду, он спросил его о причине этого, и он сказал: «Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекал его матерью. Услышав это, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: 
"О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, ты человек, в котором сохранились остатки невежества! Ваши рабы являются вашими братьями, которых Аллах сделал подвластными вам, так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам. Не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то помогайте им"» [Аль-Бухари].
Анас ибн Малик передаёт: «Когда Посланник Аллаха прибыл в Медину, у него не было слуги, и Абу Тальха взял меня за руку, отвёл к Посланнику Аллаха и сказал: "О Посланник Аллаха,
Анас — смышлёный мальчик. Пусть же он прислуживает тебе". И я прислуживал ему, когда он находился дома, и когда он отправлялся в путешествие, и он ни разу не сказал мне о том, что я делал: "Зачем ты это сделал?", и ни разу не сказал мне о том, чего я не делал: "Почему ты этого не сделал?"» [Аль-Бухари; Муслим].
А в версии Муслима говорится: «Посланник Аллаха был самым благонравным из людей.
Однажды он послал меня за чем-то, а я сказал: "Клянусь Аллахом, не пойду!" - хотя я уже
решил для себя, что обязательно сделаю то, что велел мне Пророк Аллаха .  И я вышел и шёл,
пока не дошёл до мальчиков, которые играли на рынке, и вдруг Посланник Аллаха взял меня
сзади за шею. Я обернулся и увидел, что он улыбается. Он сказал: "О Унайс, ты пошёл туда,
куда я велел тебе пойти?" Я ответил: "Да. Я иду, о Посланник Аллаха"».
Всевышний Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, запретили унижать людей и ущемлять их права. Напротив, Всевышний повелел мусульманам, которые подобны единому организму, уважать слабого и бедного. Язычники пытались отогнать от
Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, принявших ислам рабов и вольноотпущенников, которых они презирали. Они поступали подобно язычникам из народа Нуха, которые  сказали Нуху:
«Мы видим, что ты — такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли
только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не подумав. Мы не
видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами» 
(11:27).
А Всевышний запретил Нуху слушаться их в этом:
«Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к
Его Лику. Ты не в ответе за них, и они не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то
окажешься одним из несправедливых. Так Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: "Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?" Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?» (6:52-53).

Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам
извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум 
фи-ль-Курани-ль-'Азым ва нафа'ана бима фихи мина-ль- айати ва-з-зикри-ль-хаким).

О рабы Аллаха! В нашем мире принято применять к людям определённые стандарты и делить
их на категории по определённым признакам. Однако все стандарты, не одобренные исламом, ложные. Ислам делит всех людей на две категории: богобоязненные верующие, которых нужно почитать и уважать и права которых необходимо соблюдать, и лицемеры, нечестивцы и
неверующие, которых нужно остерегаться до тех пор, пока они не уверуют в Одного лишь Аллаха.
Только достойные и благородные люди уважают остальных и соблюдают их права должным
образом. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять его, ни оставлять его без
поддержки, ни презирать его, а богобоязненность - вот здесь (при этом он указал на свою грудь трижды). Достаточно зла делает человек, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь
другого мусульманина!» [Муслим].

Такой человек презирает брата-мусульманина из-за своего высокомерия по отношению к нему, а высокомерие - наихудшее из качеств человека. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о высокомерии:
«Не войдёт в Рай человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь
были красивыми!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине,
Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие
истины и презрительное отношение к людям» [Муслим].

Один человек сказал 'Умару ибн 'Абду-ль-'Азизу (да помилует его Аллах): «Пусть пожилой из
мусульман будет для тебя как отец, малый из них - как сын, а человек среднего возраста - как
брат. Кому же из них ты желаешь причинить зло?!».
Сахль ибн Са'д передаёт: «Как-то раз мимо Посланника Аллаха прошёл один человек, и он
спросил человека, который в это время сидел рядом с ним: "Что ты скажешь об этом человеке?" Он сказал: "Это — знатный человек, достойный того, чтобы выдать за него замуж женщину, если он посватается к ней, и того, чтобы его заступничество было принято, если он станет заступаться за кого-нибудь". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал, а потом мимо прошёл другой человек, и он спросил: "А что ты скажешь об этом человеке?" Он сказал: "Человек из числа бедных мусульман. Такой заслуживает того, чтобы не
выдавать за него замуж женщину, если он посватается к ней, и того, чтобы не принимать его
заступничества, если он станет заступаться за кого-нибудь, и того, чтобы его не слушали, если он станет говорить что-нибудь".
Тогда Посланник Аллаха сказал: "Этот (бедняк) лучше всей земли, наполненной такими, как тот (богач)!"» [Аль-Бухари; Муслим].
Мы видим, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, исправил взгляды этого человека и указал ему на истинный стандарт, позволяющий определить превосходство одних
людей над другими. Он разъяснил, что ценности и понятия этого мира в Судный день не будут
иметь никакого веса, и ни происхождение, ни богатство, ни чины не принесут человеку пользы у Всевышнего Аллаха. Только вера, богобоязненность и благие дела, совершённые из стремления к Его довольству, будут иметь значение в Судный день. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, в День воскресения непременно приведут важного тучного человека, который
окажется пред Аллахом легче комариного крыла... Читайте "...и в День воскресения Мы не определим для них никакого веса" (18:105)» [Аль-Бухари; Муслим].

Извлекайте же для себя урок из положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Они голодали днями, месяцами, годами, так что даже привязывали к животу камни от голода, и ходили в заплатанной одежде. Большинство из них были до
принятия ислама рабами, вольноотпущенниками или просто людьми, не имевшими веса в
обществе, и Всевышний Аллах  возвеличил их посредством ислама, возвысив их положение. Он был доволен ими и обещал им Рай. Поистине, величие принадлежит Аллаху, Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и верующим.

О Аллах! прости нашим родителям, и родителям наших родителей, и всем, перед кем у нас есть обязанности, а также предводителям мусульман и простым мусульманам
(Аллахумма-гфир ли-валидайна ва ли-валиди валидайна ва ли-ман ляху хаккун 'аляйна ва ли-аиммати-ль-муслимина ва 'амматихим).

И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да'вана ани- ль-хамду лиЛляхи рабби-лъ-'алямин).

(Материал, Пятничная проповедь)
*********************************************************************************
Человеческая душа на поле брани
В конце этой главы я хочу привести высказывание Ибн аль-Каййима, да смилостивится над ним Аллах, в котором он раскрывает сущность противостояния между человеком и шайтаном. Ибн аль-Каййим сказал: «Аллах избрал человека и оказал ему честь, предпочтя его другим своим творениям, сделал его вместилищем веры, единобожия, искренности, любви и надежды, испытал его страстью, гневом и беспечностью и дал ему врага, Иблиса, который неизменно следует за ним».
Затем Ибн аль-Каййим сказал:
Шайтан подбирается к человеку, находя в его душе лазейки. Сама же душа встает на сторону шайтана, потому что он дает ей то, что она желает. Таким образом, шайтан, душа и страсть человека - три распорядителя, три приказчика - объединяются против него и используют органы его тела для удовлетворения своих желаний, а органы человеческого тела - это управляемый инструмент, который может только подчиняться. Таковы эти трое, и таково человеческое тело, которое повинуется им и делает то, что они велят.
Таково положение раба Аллаха. Но при этом, его Великий и Милосердный Господь по милости своей поддержал его другим воинством и дал ему подкрепление, которое сражается на его стороне против тех, которые хотят его погубить. Аллах послал ему Своего посланника, ниспослал ему Свое Писание и подкрепил его благородным ангелом, который противостоит его врагу - шайтану. Так, когда шайтан повелевает человеку сделать что-нибудь плохое, ангел велит ему повиноваться Аллаху и напоминает ему о том, что его ждет погибель, если он подчинится своему врагу. Иногда человек идет за ангелом, иногда - за шайтаном, и, в итоге, победителем выходит тот, кого поддерживает Великий и Могущий Аллах, и защищенным оказывается тот, кого защищает Всевышний Аллах.
Наряду с душой, побуждающей человека к злу, Аллах даровал ему душу, сохраняющую его покой. Если побуждающая к злу душа велит человеку сделать что-то недоброе, сохраняющая покой душа запрещает ему это; если побуждающая к злу душа запрещает ему совершать что-то доброе, сохраняющая покой душа велит ему сделать это. Человек подчиняется то одной душе, то другой, и они обе имеют власть над ним. Бывает так, что одна душа полностью покоряется другой и навсегда теряет свою власть над человеком.
Аллах даровал человеку не только страсть, которая велит ему повиноваться шайтану, но и свет, рассудок и разум, которые не позволяют ему слепо следовать за своими страстями. Когда у человека возникает желание предаться страстям, его разум обращается к нему со словами: «Берегись! Берегись! Впереди тебя поджидают опасности, если ты последуешь за этими страстями, то станешь добычей для разбойников».
Иногда он прислушивается к голосу своего разума, осознавая его правоту, но иногда он уходит вслед за своими страстями и попадает в руки разбойников, которые отбирают у него его одежду и деньги. Тогда страсть спрашивает его: «Знаешь, откуда я пришла?». И что самое удивительное, он знает ответ на этот вопрос, как знает дорогу, на которой его поджидали разбойники, но, несмотря на это, он встал на этот путь и не пожелал сворачивать с него, потому что им управляла страсть. Если бы он с самого начала не послушался ее, если бы он прогнал ее, когда она звала его к себе, если бы он дал ей отпор, когда она хотела взять его в свои руки, то ей не удалось бы завладеть его. Но он сам предоставил ей власть над собой и протянул ей руку.
Он подобен человеку, который вручает себя в руки своего врага, и тот уводит его за собой, а затем подвергает его страшным мучениям. Он пытается звать на помощь, но помощи ждать неоткуда. Таким образом, человек сам сдается в плен шайтану, страсти и побуждающей его к злу душе, а потом, чувствуя свое бессилие, молит об освобождении.
Когда на долю раба Аллаха выпадает какое-то испытание, он не остается без поддержки, в его распоряжение передается воинство, снаряжение, не преступные крепости, и ему говорят: «Сражайся со своим врагом (шайтаном), вот тебе войско - бери столько воинов, сколько пожелаешь; вот тебе не преступные крепости - укрывайся в любой из них; сражайся (с шайтаном) до конца своих дней, и знай, что последний час уже близок, а период сражений недолог. Представь себе, что ты живешь в царстве великого Владыки, и Он посылает за тобой своих посланников, которые доставляют тебя к Нему во дворец. Там ты отдыхаешь от былой борьбы и своего врага. Тебя провожают в Дом почета, где ты волен делать все, что пожелаешь, а твоего врага заточают в самый страшный острог, где ты можешь наблюдать за ним. Он оказывается в том самом остроге, в который когда-то хотел заточить тебя. За ним закрываются двери, и он уже больше никогда не обретет покоя. У тебя же будет все, что только пожелает твоя душа, и ты будешь всем доволен. Это будет тебе наградой за твое терпение, за то, что ты всегда был впереди. Ведь все эти сражения с шайтаном - лишь только миг, и от нынешних невзгод у тебя вскоре не останется даже воспоминаний».
Если тебе трудно представить, насколько коротка и быстротечна наша жизнь, то поразмышляй над этими словами Великого и Могущего Аллаха:
«В тот день, когда они увидят то, что им обещано, им покажется, что они пробыли [на земле] всего лишь час дня» (Сура «Барханы», 46:35).
«В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели [в этом мире] лишь послеполуденные часы или утро» (Сура «Исторгающие», 79:46).
«[Аллах] скажет: "Сколько лет вы провели на земле?". Они скажут: "Мы пробыли день или часть дня, лучше спроси тех, кто вел счет". Он скажет: "Вы пробыли немного, если бы вы только знали"» (Сура «Верующие», 23:112- 114).
«В тот день подуют в Рог, и в тот день Мы соберем грешников синими. Они будут переговариваться шепотом: "Вы пробыли [в мирской жизни] всего десять дней!". Нам лучше знать, о чем они будут говорить. Самый примерный из них скажет: "Вы пробыли там всего один день"» (Сура «Та ха», 20:102-104).

Однажды, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал проповедь, и солнце на закате дня склонилось над вершинами гор, он сказал: «Поистине, до конца этого мира с начала его существования осталось столько же, сколько до конца вашего сегодняшнего дня с его начала». Этот хадис приводят Ахмад и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи сказал, что это хороший достоверный хадис.
Пусть каждый здравомыслящий человек задумается над этими словами и представит, сколько времени ему отведено прожить на этом свете. И тогда он обязательно поймет, что обольщался, меняя вечное блаженство на толику ничтожных мирских благ. Но если бы он устремился к Господу и вечной жизни, то Всевышний Аллах щедро наградил бы его в этой жизни. В одном предании говорится: «Сын Адама, пожертвуй благами этого мира в обмен на вечную жизнь, и тогда ты получишь и то, и другое, но не меняй вечную жизнь на мирские блага, ибо тогда ты потеряешь и то, и другое».
Один предшественник сказал: «Сын Адама, ты нуждаешься в своей доле мирских благ, но еще больше ты нуждаешься в своей доле вечных благ. Если ты возьмешься за мирские блага, то лишишься вечных благ, опасаясь за свою мирскую жизнь. Если же ты пожелаешь вечных благ, то вместе с ними приобретешь блага мирские».
Умар ибн Абдульазиз в одной из своих проповедей сказал: «Люди, поистине, на этом свете вы созданы не зря, и ваша жизнь не напрасна. Поистине, вам установлен срок, когда Великий и Могущий Аллах соберет вас для Суда. Несчастен тот, кого Великий и Могущий Аллах лишает своей безграничной милости и рая, ширина которого равна небесам и земле. Завтра обезопасит себя тот, кто боится Всевышнего Аллаха и испытывает перед Ним благоговейный страх, кто малое продал за большое, преходящее поменял на вечное и приобрел счастье в обмен на несчастье. Разве вы не видите, что умираете, оставляя позади себя живых? Разве вы не видите, что каждый день вам приходится провожать в мир иной людей, чьи жизни обрываются, чьи надежны рушатся, и вы кладете их в ямы, вырытые в чреве твердой и неровной земли, они расстаются с любимыми и получают расчет?».
Другими словами, Великий и Могущий Аллах помогает своим рабам в этот краткосрочный период их пребывания на земле, предоставляя в их распоряжение свое воинство и снаряжение, а также разъясняет им, как следует защищаться от врага (шайтана) и, если придется, освобождать себя из его плена.
Имам Ахмад и ат-Тирмизи приводят хадис Хариса аль-Аш'ари о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- Поистине, Аллах велел Яхъе сыну Закари и руководствоваться пятью наставлениями, а также наказал ему повелеть израильтянам руководствоваться ими. Он словно тянул с этими наставлениями, и Иса сказал ему: «Поистине, Аллах велел тебе руководствоваться пятью наставлениями, а также наказал тебе повелеть израильтянам руководствоваться ими; и либо ты прикажешь им, либо это сделаю я». Яхъя сказал: «Я боюсь провалиться или подвергнуться мучениям, если ты сделаешь это раньше меня». После этого он собрал в Иерусалиме полную мечеть народа, и люди восседали на галереях. Он сказал им: «Поистине Аллах велел мне руководствоваться пятью наставлениями, а также наказал мне повелеть вам руководствоваться ими...». Пятым наставлением было поминание имени Всевышнего Аллаха (зикр). Ат-Тирмизи сказал, что это хороший достоверный хадис.
Кроме всего прочего, в этом хадисе Яхъя повелел израильтянам совершать молитву:
«Я велю вам совершать молитву, и когда вы будете молиться, то не смотрите по сторонам, ибо, поистине, во время молитвы Аллах ставит Свое лицо к лицу Своего раба, пока тот не отвернет свой взгляд». 
Во время намаза человеку запрещается не только смотреть по сторонам, но и отворачиваясь от Великого и Могущего Аллаха душой. Аллах смотрит в лицо Своему рабу до тех пор, пока тот не отвлекаясь совершает намаз, когда же человек отворачивается от Аллаха душой или начинает смотреть по сторонам, Всевышний Аллах также отворачивается от него. Айша, да будет доволен ею Аллах, как-то раз спросила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о взглядах молящегося по сторонам, и он сказал ей:
«Это - воровство: так шайтан ворует у раба Аллаха [часть его награды за] намаз».
В одном предании упоминается, что Всевышний Аллах говорит человеку, отвлекающемуся во время намаза: «[Ты отвернулся] в сторону того, кто лучше Меня? [Ты отвернулся] в сторону того, кто лучше Меня?».
Тот, кто отвлекается во время намаза, оглядываясь по сторонам или думая о чем-то другом, кроме Аллаха, подобен человеку, которого пригласил к себе султан. Он обращается к нему с речью, а человек озирается по сторонам, не обращая на султана никакого внимания, и даже не слышит его, потому что его сердце не с ним. Как же султан поступит с этим человеком? Не упадет ли он в его глазах? Не прогонит ли его султан от себя?
Этот молящийся не сравнится с другим, который во время намаза всем сердцем предается Всевышнему Аллаху. Он ощущает величие Аллаха, стоя перед Ним, его сердце переполняет благоговейный страх, его голова покорно склоняется перед Ним, он стыдится своего Господа и не смеет смотреть по сторонам или думать о чем-то, кроме Него. Разница между этими двумя, как между небом и землей.
Два человека совершают один и тот же намаз, но получают за него разную награду, потому что один из них всем сердцем предается Великому и Могущему Аллаху, а другой совершает намаз небрежно и невнимательно. Если человек пожелает приблизиться к другому такому же творению Аллаха, как он сам, и между ними окажется завеса, то он не сможет ни подойти, ни приблизиться к нему. Тогда что говорить о Великом и Могущем Создателе? Если человек пожелает приблизиться к Великому и Могущему Создателю, и между ними окажется завеса - человеческие страсти и искушения, переполняющие его душу, - то как же он сможет подойти к Аллаху, тогда когда им овладевают искушения и мысли, которые уводят его в сторону?
Когда раб Аллаха встает на намаз, шайтан завидует ему, потому что в это время человек занимает самое почетное место, вызывая у шайтана гнев и ненависть. Шайтан прилагает все свои усилия, чтобы не дать человеку возможности занять это высокое положение, он искушает его лживыми обещаниями, прельщает пустыми надеждами и заставляет его забыть о намазе. Он пускает в ход против него всю свою конницу и пехоту, чтобы принизить значение намаза в его глазах и убедить его перестать молиться.
Если же шайтану это не удается, и человек вопреки его наущениям встает на намаз, враг Аллаха подбирается к нему, встает между ним и его сердцем и заставляет его думать о том, о чем он даже не помышлял до намаза. Со временем человек забывает о своих нуждах и проблемах, но во время намаза шайтан напоминает ему о них, желая занять ими его сердце и отвлечь его от мыслей о Великом и Могущем Аллахе, чтобы он не смог вложить в намаз всю свою душу и получить такую же награду, как тот, кто всем сердцем предается своему Господу, стоя на молитвенном коврике. Так, после намаза человек остается с тем же грузом грехов, что и до него, ибо намаз снимает это тяжкое бремя только с тех людей, которые совершают его должным образом, предаваясь Всевышнему Аллаху и телом, и душой.
После намаза преданный раб Аллаха ощущает легкость души, чувствует, что с его плеч упало что-то тяжелое, обретает душевный покой и радость. Он не желает, чтобы
намаз заканчивался, потому что намаз - это услада его глаз, радость его души, рай в его сердце и его отдохновение в этой жизни. Он чувствует себя словно в темнице, пока не встанет на намаз. Он отдыхает во время намаза и никогда не отдыхает от него. Любящие Аллаха люди говорят: «Давайте совершим намаз, дабы обрести в это время покой». Точно также говорил их Имам и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, примеру которого они всегда следуют: «О Билял, возвести о начале намаза и дай нам обрести в нем покой!». Ведь он не сказал: «Дай нам отдохнуть от него». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил: «Свое отдохновение я нахожу в намазе». Так, если единственным отдохновением Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был намаз, то как бы он обходился без него?
В одном предании говорится, что когда раб Аллаха встает на намаз, Великий и Могущий Аллах говорит: «Поднимите завесу», - а когда человек отворачивается. Он говорит: «Опустите ее». Здесь имеется в виду, что сердце человека отворачивается от Великого и Могущего Аллаха в сторону чего-то иного, и когда это происходит, Аллах опускает завесу между ним и Собой, и тогда появляется шайтан, который как в зеркале показывает ему его мирскую жизнь. Когда же сердце человека устремляется к Аллаху и ни на что другое не обращает внимания, шайтану не удается встать между этим сердцем и Всевышним Аллахом. Когда человек прибегает к Всевышнему Аллаху и отдает Ему свое сердце, шайтан обращается в бегство, а когда он отворачивается от Него, шайтан появляется вновь. Таково положение раба Аллаха и его врага в намазе.

Человек может вложить в намаз всю свою душу и предаться мыслям о Великом и Могущем Аллахе только тогда, когда одолеет в себе свою страсть и низменные желания, иначе страсть охватит его сердце, и шайтан займет в нем свое место, и как ему тогда освободиться от соблазнов и посторонних мыслей?
Человеческие сердца можно разделить на три вида:
1. Сердце, в котором нет веры и ничего хорошего. Это черное сердце, которое не искушает даже шайтан, потому что он уже поселился в нем и делает с ним, что пожелает.
2. Сердце, в котором вера зажгла свою лампу и осветила его своим светом. Однако в нем еще присутствует тьма страстей и бушуют ураганы низменных желаний. Шайтан то подступается к нему, то убегает, временами
искушая его, и война между ними ведется с переменным успехом.
Такого рода сердца сильно отличаются друг от друга. Одни из них чаще побеждают своего врага, другие - проигрывают ему, у третьих за каждым поражением следует победа.
3. Сердце, наполненное верой и озаренное его светом. С него спало покрывало страстей, рассеялась тьма, свет озарил его грудь, и все искушения сгорают от этого яркого света, не успев приблизиться к нему. Такое сердце подобно небу, охраняемому звездами: как только шайтаны приближаются к нему, на них обрушиваются пылающие звезды и сжигают их. Но ведь небо запретно для шайтанов не больше, чем сердце верующего, и Всевышний Аллах оберегает человека больше, чем небеса. Небо - это место поклонения ангелов и место нахождения откровения, на небесах хранится свет покорности и смирения. Сердце верующего - это вместилище единобожия и любви, познания и веры, и поэтому оно заслуживает, чтобы его оберегали и защищали от козней врага, дабы шайтан ничего не забрал из него, кроме как украдкой.
Эти сердца подобны трем домам:
1. Дом царя, в котором он хранит свои сокровища, сбережения и драгоценности.
2.Дом раба, в котором он хранит свои сбережения, но это не царские сокровища и драгоценности.
3. Пустой дом, в котором нет ничего.   В какой из этих трех домов зайдет вор?
Абсурдно полагать, что он зайдет в пустой дом, потому что в нем нечего воровать. Как-то раз Ибн Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказали: «Иудеи утверждают, что шайтаны не искушают их во время молитвы». Ибн Аббас сказал: «А что делать шайтану с опустошенным сердцем?». 
Трудно представить, что он зайдет в царский дом, потому что он хорошо охраняем и в нем много замков, - ни один вор не подойдет к этому дому. Да и как он может подойти к нему, если его охраняет сам царь, окруженный стражниками и войсками? И вору ничего не остается, как войти в дом раба, и именно на его дом он совершает налеты. 
Пусть каждый благоразумный человек поразмышляет над этим примером и сохранит его в своем сердце, ибо это не так уж и сложно.
Сердце, в котором нет ничего хорошего, - это сердце неверующего человека и лицемера, это - дом шайтана, ибо он взял его себе, поселился в нем, сделал его своим жилищем и местом обитания. Что же ему воровать в собственном доме, в котором он хранит все свои сокровища и сбережения - сомнения, фантазии и искушения?
Какой шайтан осмелится приблизиться к сердцу, полному благоговения перед Великим и Могущим Аллахом, исполненному любви к Нему, стыда и страха перед Ним? Даже если шайтан и пожелает что-нибудь похитить из этого сердца, что ему брать? Его цель - похитить или отобрать что-нибудь, воспользовавшись невнимательностью раба Аллаха, которая обязательно присутствует в нем, ибо он - человек, а людям свойственна небрежность, забывчивость, растерянность и своенравность.
В сердце человека присутствует стремление к едино-божию, желание познать Всевышнего Аллаха, любовь к Нему, вера в Него и в Его обещания. Но в нем также присутствуют страсть и низменные желания.
Сердце человека постоянно подвергается то хорошему, то дурному влиянию. Иногда оно слушает голос веры, познания и любви к Всевышнему Аллаху, а иногда оно внемлет призывам шайтана и низменных желаний.
Шайтан искушает такие сердца и сражается с ними, Аллах же помогает тем, кому пожелает: 
«Помощь приходит только от Аллаха, Могущественного, Мудрого» (Семейство Имрана, 3:126).
Шайтан может одолеть раба Аллаха только с помощью своего оружия. Он проникает в сердце человека, находит там свое оружие, берет его в руки и начинает бой. Его оружие - это страсти, сомнения, несбыточные мечты и желания. Все это есть в сердце человека, и шайтан, проникая в него, находит там свое оружие в боевой готовности, берется за него и атакует. Если раб Аллаха обладает другим оружием - верой, с помощью которой он противостоит врагу и превосходит его, то он потребует от шайтана справедливости, а если нет, то победа будет за его врагом. Ля хауля, ва ля куввата илля би-Ллях! (Нет мощи и нет силы ни у кого, кроме Аллаха!). Тот раб Аллаха достоин порицания, который подпустит к себе своего врага и, распахнув перед ним двери своего дома, позволит ему войти, чтобы взять оружие, которое он затем направит против него самого.
Ля хауля, ва ля куввата илля би-Ллях! 

(Доктор Умар Суляйман аль-Ашкар)
*********************************************************************************







































Комментариев нет :

Отправить комментарий