пятница, 3 апреля 2015 г.

Вера в Аллаха! (4).

Вера в Аллаха!
10. Смех (дихк) нашего Господа
Пречистый Аллах смеется, когда пожелает и как пожелает. Мы верим в это, считаем это истиной, но не знаем, как именно это происходит, и от нас не требуется знание этого. На данную тему есть несколько достоверных преданий, и вот некоторые из них.
1.Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах смеется, когда двое мужчин, один из которых убил другого, попадают в Рай: один из них сражается на пути Аллаха и погибает, а потом Аллах принимает покаяние убившего его, и тот погибает мученической смертью».
2. Передают со слов Абу Хурайры, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел мужчина и сказал: «Посланник Аллаха, я устал и голоден». Он послал человека к своим женам, но у них ничего не оказалось. Тогда Посланник Аллаха. да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слушайте, не найдется ли человек, который окажет ему гостеприимство этой ночью, и Аллах смилуется над ним!» Один из ансаров сказал: «Я сделаю это, Посланник Аллаха!» Он привел его домой и сказал жене: «Это гость Посланника Аллаха! Ничего не утаивай от него». Она ответила: «Клянусь Аллахом, у меня нет ничего, кроме еды для детей». Он сказал: «Когда дети захотят поужинать, уложи их спать, а потом приди и потуши светильник. Этой ночью мы поспим голодные». Женщина так и сделала, а на утро он пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тот сказал: «Могучий и Великий Аллах засмеялся или подивился тому, что сделали такой-то и такая-то». Тогда Могучий и Великий Аллах ниспослал аят: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются» (Аль-Хашр, 9).
3. В «Сахихе» аль-Бухари приводится длинный хадис Абу Хурайры, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Всевышний Аллах завершит суд над Своими рабами, и останется один-единственный человек, лицо которого будет обращено к Аду. Это будет последний из мучеников Ада, который попадет в Рай. Он скажет: "Господи! Отверни мое лицо от Ада, потому что адский ветер губит меня, а его сильный жар обжигает меня". Он будет взывать столько, сколько того пожелает Аллах, и тогда Он скажет: "Если Я выполню твою просьбу, станешь ли ты просить Меня еще о чем-нибудь?" Он скажет: "Нет, клянусь Твоим могуществом! Я не попрошу Тебя ни о чем другом". Он даст своему Господу любые обещания, какие только потребуются, и тогда Аллах отвернет его лицо от Ада. Он повернется лицом к Раю и увидит его, после чего будет молчать столько, сколько того пожелает Аллах. Затем он скажет: "Господи! Приблизь меня к вратам Рая". Аллах скажет ему: "Разве ты не давал слово и не обещал, что никогда не попросишь Меня о чем-либо, если Я исполню твою последнюю просьбу? Горе тебе, о потомок Адама! Как же ты ненадежен!" Он взмолится: "Господи..." Он будет умолять Аллаха до тех пор, пока Он не скажет: "Если Я выполню твою просьбу, станешь ли ты просить Меня еще о чем-нибудь?" Он скажет: "Нет, клянусь Твоим могуществом! Я не попрошу Тебя ни о чем другом". Он даст своему Господу любые обещания, какие только потребуются, и тогда Аллах приблизит его к вратам Рая. Оказавшись у них, он увидит райские просторы, прелести и удовольствия и будет молчать столько, сколько того пожелает Аллах. Затем он скажет: "Господи, введи меня в Рай". Аллах скажет ему: "Разве ты не давал слово и не обещал, что никогда не попросишь Меня о чем-либо, если Я исполню твою последнюю просьбу? Горе тебе, о потомок Адама! Как же ты ненадежен!" Он взмолится: "Господи! Не делай меня самым несчастным из творений". Он будет умолять Аллаха до тех пор, пока Он не рассмеется. Рассмеявшись, Аллах велит ему: "Войди в Рай!"»
В версии Муслима, переданной со слов 'Абдуллаха бин Мас'уда сообщается, что
Аллах скажет этому человеку: «Ты будешь доволен, если Я дам тебе все, что вмещал земной мир, и еще столько же?» Он скажет: «Господи, неужели Ты насмехаешься надо мной? Ведь Ты же - Господь миров». Тут Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засмеялся, и люди спросили: «Почему ты смеешься, Посланник Аллаха?» Он сказал: «Потому что Господь миров засмеется, когда тот человек спросит его: "Неужели Ты насмехаешься надо мной? Ведь Ты же - Господь миров". Он скажет: "Я не насмехаюсь над тобой, но Я способен на все, что пожелаю!"»
11-12. Нисхождение и пришествие Пречистого Аллаха
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. сказал: «Каждую ночь, когда наступает ее последняя треть, наш Всеблагой и Всевышний Господь нисходит на ближайшее небо и говорит: "Кто обращается ко Мне с молитвами? Я вниму его мольбе! Кто просит Меня? Я дам ему то, что он хочет! Кто молит Меня о прощении? Я прощу ему грехи!"»
В Коране ясно сказано, что в день воскресения Аллах явится для того, чтобы свершить суд:
«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что Аллах явится к ним в тени облаков вместе с ангелами, и все будет решено?» (Аль-Бакара, 210);
«Но нет! Когда земля разобьется и превратится в песок, и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами...» (Аль-Фаджр, 21-22).
Передают со слов Ибн Мас'уда, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах соберет первые и последние [поколения] в известный день на сорок лет, и их взоры будут устремлены в небо. Они будут ожидать свершения суда, и Аллах спустится к ним в тени облаков с Трона на Престол».
13. Речь Аллаха
Пречистый Аллах разговаривает, когда пожелает и как пожелает, и Его речь не похожа на речь творений. Аллах разговаривал с некоторыми из Своих созданий, и они тоже говорили с Ним. Одним из них был пророк Муса: «А с Мусой Аллах вел беседу» (Ан-Ниса, 164);
«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним» (Аль-А'раф, 143). Аллах сообщил нам, о чем Он говорил с Мусой:
«Он сказал: "Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя". Он сказал: "Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня". Когда же Господь его показался горе, то разбил ее и превратил в песок, а Муса упал без сознания. Придя в себя, он сказал: "Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я - первый из верующих". Он сказал: "О Муса! Я возвысил тебя над людьми благодаря
Моему посланию и Моей беседе. Посему возьми то, что Я даровал тебе, и будь одним из благодарных"» (Аль-А'раф, 143-144).  Аллах также беседовал с Адамом и Хаввой:
«Тогда Господь их воззвал к ним: "Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал вам, что дьявол для вас - явный враг?"» (Аль-А'раф, 22).
Аллах говорит с Джибрилем. В обоих «Сахихах» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах возлюбил раба, то Он зовет Джибрила: "Поистине, Аллах любит такого-то, и ты возлюби его". Полюбив его, Джибрил обращается к небожителям: "Поистине, Аллах любит такого-то, и вы возлюбите его". И небожители начинают любить его, а потом его принимают и жители Земли».
«Когда Аллах решает какое-нибудь дело на небесах, то ангелы смиренно складывают крылья перед Его Словом, которое поражает их, подобно удару цепи о камни. Когда же страх покидает их сердца, они говорят: "Что сказал ваш Господь?" Они же говорят: "Истину, ведь Он - Возвышенный, Великий!"» Аль-Бухари привел этот хадис в качестве комментария к словам Всевышнего: «Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Когда же страх покинет их (т.е. многобожников или ангелов) сердца, они скажут: "Что сказал ваш Господь?" Они скажут: "Истину, ведь Он - Возвышенный, Великий"» (Саба, 23). Посвятив этому аяту целую главу, аль-Бухари подчеркнул, что Аллах не сказал: «Что сотворил ваш Господь?» В этой главе он привел подвешенную и прерванную версии сообщения Масрука о том, что Ибн Мас'уд сказал: «Когда
Аллах произносит откровение, небожители слышат что-то, и когда страх покидает их сердца, а звук прекращается, они понимают, что это - Истина. Тогда они спрашивают: "Что сказал ваш Господь?"» Он же передал подвешенное сообщение о том, что Джабир бин 'Абдуллах бин
Унайс слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах соберет рабов и воззовет к ним [громким] голосом, так что находящиеся вдали услышат его так же, как и находящиеся вблизи: "Я - Царь! Я - Судия!"»
Аль-Бухари в книге «Хальк аф'ал аль-'ибад», комментируя этот хадис, сказал: «Это свидетельствует о том, что голос Аллаха не похож на голоса творений, потому что Его голос - да славится имя Его! - одинаково хорошо слышен и вдали, и вблизи, а ангелы падают в обморок от него». Аллах говорит голосом, который не похож на голоса творений, о чем сказано в хадисе, переданном аль-Бухари со слов Абу Са'ида аль-Худри. В нем сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах скажет: "Адам!" Тот ответит: "Я здесь и готов служить Тебе". Тогда Он воззовет к нему [громким] голосом: "Поистине, Аллах приказывает тебе вывести из твоего потомства группу, посланную в Огонь"». В день воскресения Аллах будет разговаривать с ангелами: «В тот день Он соберет их всех, а затем скажет ангелам: "Это они поклонялись вам?" Они скажут: "Пречист Ты! Ты - наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большинство их веровали именно в них"» (Саба, 40-41). Он обратится к неверующим, укоряя и порицая их: «В тот день Мы соберем из каждого народа толпу тех, кто считал ложью Наши знамения, и их будут подталкивать. Когда они придут, Он скажет: "Неужели вы сочли ложью Мои знамения, даже не постигнув их? Что же вы совершали?"» (Ан-Намль, 83-84). Он поприветствует обитателей Рая: «Милосердный Господь приветствует их словом: "Мир!"» (Йа син, 58), а потом заговорит с ними. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах скажет обитателям Рая: "О обитатели Рая!" Они ответят: "Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе, и благо - в Твоих Руках". Он спросит: "Вы довольны?" Они ответят: "Отчего нам не быть довольными, Господи, ведь Ты одарил нас тем, чего не дал никому из Твоих творений?!" Он скажет: "Не одарить ли вас тем, что лучше этого?" Они спросят: "Господи, что может быть лучше этого?" Он скажет: "Отныне Я доволен вами, и никогда не разгневаюсь на вас"».
Слова Аллаха неисчислимы и не имеют предела
Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море"» (Аль- Кахф, 109).
Коран - истинное Слово Аллаха
Коран - истинное Слово Аллаха, и в этом нет ни малейшего сомнения Всевышний сказал: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха» (Ат-Тауба, б); «Когда вы отправитесь за трофеями, чтобы взять их, оставшиеся позади скажут: "Дайте нам последовать за вами". Они хотят изменить Слово Аллаха. Скажи: "Вы не последуете за нами. Так сказал Аллах прежде"» (Аль-Фатх, 15);   «Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем [чернил] находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха» (Лукман, 27). Комментируя этот аят, Ибн Касир сказал: Всевышний Аллах сообщил о Своей величавости, Своем величии и высокомерии, Своих прекрасных именах, возвышенных качествах и совершенных словах, которые никому не под силу объять. Ни один человек не способен постичь их сущность и сосчитать их, как сказал господин всех людей: «Не сосчитать мне всей хвалы Тебе. Ты заслуживаешь той хвалы, которой Сам восхваляешь Себя».                    Всевышний сказал: «Если бы все деревья земли стали письменными тростями»              (Лукман, 27),  т.е. если бы из всех деревьев на земле изготовили письменные трости, а океан превратился в чернила и в него влилось еще семь океанов, чтобы записать слова Всевышнего Аллаха, указывающие на Его величие и могущества, а также на величие Его атрибутов, то трости не выдержав этого, сломались бы, а чернила закончились. Они бы исчерпались, если бы даже в них влили много океанов. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Если бы из деревьев на земле изготовили письменные трости и океан превратился в чернила, а Всевышний Аллах отдавал Свои поручения, то океан бы иссох, а трости сломались». Правду изрек Аллах, когда сказал: «Вам дано знать об этом очень мало» (Аль-Исра, 85).
14. Любовь (махабба) Аллаха
В Коране и сунне сообщается, что Всевышний Аллах любит определенные деяния, определенные речи и тех из Своих творений, кто обладает определенными качествами. Он поведал нам об этом только для того, чтобы мы без промедления приобрели те нравственные качества, которые Он любит, стали совершать деяния, которые Он любит, и часто произносить любимые Им слова. Благодаря этому мы сможем заслужить Его любовь - пречист Он и возвышен! Всевышний Аллах любит богобоязненных рабов: «Воистину, Аллах любит богобоязненных» (Ат-Тауба, 4). Он любит тех, кто творит добро. «Аллах же любит творящих добро» (Аль 'Имран, 134). Он любит тех, кто кается и очищается: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Аль- Бакара, 222). Он любит тех, кто проявляет терпение: «Ведь Аллах любит терпеливых» (Аль 'Имран, 146). Он любит справедливых: «Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Аль-Маида, 42). Он любит
тех, кто уповает на Него: «Ведь Аллах любит уповающих» (Аль'Имран, 159). Он также любит тех, кто сражается на Его пути плотными рядами: «Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они - прочное строение» (Ас-Сафф, 4).
В обоих «Сахихах» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Две фразы легки для языка, тяжелы на Весах и угодны Милостивому: пречист Аллах, и хвала Ему, пречист Великий Аллах /Субхана-Ллахи ва би-хамдихи, субхана-Ллахи-ль-'азым».    Передают со слов Самуры бин Джундуба, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самыми любимыми словами Аллаха являются эти четыре фразы: "Пречист Аллах! Хвала Аллаху! Нет божества, кроме Аллаха! Аллах превелик / Субха-на-Ллахи ва-ль-хамду ли-Лляхи ва ля иляха илля-Ллаху ва-Ллаху акбар",  - и не имеет значения, какую из них ты произнесешь первой».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Ашаджжу 'Абд аль-Кайсу: «Поистине, у тебя есть два качества, которые угодны Аллаху: выдержка и неторопливость».   Передают со слов 'Убады бин ас-Самита, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллаху угодна встреча с тем, кому угодна встреча с Ним, и Аллаху ненавистна встреча с тем, кому ненавистна встреча с Ним». Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил нам все поступки, нравственные качества и слова, которые угодны Аллаху, и сам обладал этими качествами. Поэтому в аяте с всеобъемлющим смыслом Аллах разъяснил, что к Его любви ведет именно следование путем Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. «Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас"» (Аль 'Имран, 31).
15-16. Неприязнь (караха) и ненависть (бугд) Аллаха
Есть деяния, которые неприятны и даже ненавистны Аллаху. Его неприязнь и ненависть истинны, они выражаются в такой форме, которая приличествует Его прекрасной сущности. Одним из богопротивных поступков является распространение нечестия:
«Но ведь Аллах не любит нечестия» (Аль-Бакара, 205); «Но Аллах не любит распространяющих нечестие» (Аль-Маида, 64).  Из священных текстов известно, что Он не любит неверующих и несправедливых, расточительных и высокомерных, преступающих границы дозволенного и предающих доверие. Он не любит тех, кто ликует, и не любит гордецов и бахвалов. Ему ненавистны неблагодарные грешники и падшие изменники. В Коране сказано: «Однако Аллах не пожелал, чтобы они отправились в поход, и задержал их» (Ат-Тауба,46).   Выше мы уже упомянули хадис, в котором говорится: «Аллаху ненавистна встреча с тем, кому ненавистна встреча с Ним». Передают со слов 'Аиши, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самые ненавистные Аллаху люди - искусные заядлые спорщики». Передают со слов аль-Бары бин 'Азиба, что Посланник Аллаха, да благословит Аллах и приветствует, сказал об ансарах: «Аллах любит того, кто любит их, и ненавидит того, кто ненавидит их».
17. Лицезрение (ру'йа) Аллаха
Аллаха нельзя увидеть в этом мире. Пророк Муса, аляйхис-салям, пожелал увидеть Его, и ему 
было сказано, что в земной жизни он не увидит Его. Это невозможно, и даже могучие, твердые скалы не смогли выдержать это: «Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: "Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя". Он сказал: "Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня". Когда же Господь его показался горе, то разбил ее и превратил в песок, а Муса упал без сознания»  (Аль-А'раф, 143).
Улемы разошлись во мнениях относительно того, видел ли Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, Господа во время вознесения на небеса. Согласно правильному мнению, он не видел Господа. В достоверном хадисе 'Аиши говорится: «Кто полагает, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел своего Господа, тот возводит на Аллаха великий навет».  Все это относится к земной жизни. Что же касается последней жизни, то там дело обстоит иначе. Люди приобретут новое обличив, и в день воскресения Солнце будет находиться на расстоянии одной мили от людских голов, но, несмотря на это, они не сгорят и не расплавятся! Разве ты не знаешь, что после воскрешения люди будут бессмертными?! Неверующие попадут в Ад, и каждый раз, когда их кожа сгорит полностью, Аллах заменит ее новой кожей, чтобы они снова вкусили наказание, но они не умрут от этого.
Поэтому в день воскресения верующие смогут увидеть своего Господа. Более того, величайшей наградой в Раю будет именно возможность увидеть Лик Великого и Великодушного Господа. Неверующие будут лишены этого великого блаженства: «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой»  (Аль-Мутаффифин, 15).  Что же касается избранных рабов, чьи лица Аллах сделает прекрасными, то они не будут отделены от Него: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа»  (Аль-Кийама, 22-23).  Это - те самые благочестивые рабы, о которых сказано: «Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве и будут на ложах созерцать»  (Аль-Мутаффифин, 22-23).  Они будут созерцать прекрасный Лик Аллаха, и это - та самая добавка, которая обещана верующим:«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26).  В другом аяте сказано: «Там для них уготовано все, что пожелают, а у Нас - добавка»  (Каф, 35). Об этом совершенно ясно говорится во многих хадисах. В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Хурайры о том, что однажды люди спросили: «Посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в день воскресения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на луну в полнолуние?» Они ответили: «Нет, Посланник Аллаха!» Он сказал: «А мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на солнце в безоблачный день?» Они ответили: «Нет, Посланник Аллаха!» Он сказал: «Воистину, Его вы увидите так же».  В «Сахихе» приводится следующий рассказ Джарира бин 'Абдуллаха: «Мы сидели возле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он взглянул на полную луну, а потом сказал: "Поистине, вы увидите вашего Господа воочию, как видите ее, и ничто не помешает вам увидеть Его. Если сможете не пропускать намазы до восхода и до заката солнца, не пропускайте их!"» В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Сухайба о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда обитатели Рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: "Не хотите ли вы добавки?" Они скажут: "Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас от Огня?" Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». Потом он прочел аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26). В обоих «Сахихах» передан рассказ Абу Мусы о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У него будет два сада, в которых сосуды и все остальное будет из серебра, а в двух других садах - из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его Лике».
18. Знание ('илм) Аллаха
Нам известно, что знание - один из атрибутов Пречистого Аллаха. На это указывают сразу несколько имен, которыми Он нарек Себя. Аллах -Аль-'Алим (Знающий):

«Воистину,Он - Слышащий, Знающий» (Аш-Шу'ара, 220). Он - Аль- Хабир (Ведающий), знающий обо всем происходящем до того, как это происходит; Аль-Хаким (Мудрый), знающий мельчайшие особенности творений; Аш-Шахид (Свидетель), знающий явное и сокровенное, от Которого ничто не может быть сокрыто; Аль-Хафиз (Хранитель), не забывающий то, что Ему известно; Аль-Мухси (Подсчитывающий), ничего не упускающий из виду, несмотря на многочисленность происходящего, например, знающий о каждом луче света, каждом порыве ветра, каждом падающем листке и количестве его движений.
Знание Всевышнего объемлет общее и частное
По мнению некоторых философов, Аллах знает только общие понятия, но не ведает всех деталей происходящих явлений. Это суждение лживо, потому что знание Аллаха всеобъемлюще, и ничто на земле и на небесах не может быть сокрыто от Него. Ему известно о каждом движении на суше и в море. Ни один лист не падает с дерева, ни одно зернышко не исчезает в песках, ни один росток не пробивается сквозь землю, ни один побег не высыхает и не умирает без ведома Аллаха.  «Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего нет в ясном Писании» (Аль-Ан'ам, 59).  Ни одно из бесчисленных животных не скрыто от Аллаха: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Он знает их место пребывания и место хранения (т.е. утробы матерей или могилы). Все это [записано] в ясном Писании» (Худ, б).  Он объемлет Своим знанием все, что проникает в землю, и все, что восходит с земли на небо: «Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из нее, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит к нему. Он - Милосердный, Прощающий» (Саба, 2).  Человек тоже не может скрыться от Аллаха. Он объемлет его Своим знанием, и Ему известно обо всех деяниях, совершаемых им открыто, и обо всех тайнах, которые он скрывает глубоко в душе:
«Скажи: "Скроете ли вы то, что у вас в груди, или обнародуете, Аллах все равно знает об этом"» (Аль 'Имран, 29);  «Он - Аллах на небесах и на земле. Он знает то, что вы утаиваете и совершаете открыто» (Аль-Ан'ам, 3).  Все, что связано с человеком, известно Аллаху в мельчайших подробностях: «Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала» (Йунус, 61).  Посмотри, это знание не упускает из виду даже крошечную пылинку: «О сын мой! Если нечто весом с горчичное зернышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах принесет его. Воистину, Аллах - Проницательный (или Добрый), Ведающий» (Лукман, 16).  Аллаху одинаково хорошо известно обо всем тайном и явном, малом и великом, сокровенном и очевидном: «Аллаху известно, что носит каждая самка, насколько сжимается или расширяется каждая утроба. Всякая вещь у Него имеет меру, Он - Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознесшийся. Скрываете вы свои речи или произносите их вслух, прячетесь вы ночью или открыто передвигаетесь днем - все вы равны [перед Аллахом]» (Ар-Ра'д, 8-10).  Как же правдивы слова Аллаха:
«Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в пылинку, или меньше того, или больше того. Все [записано] в ясном Писании» (Йунус, 61).
19-20. Жизнь (хайа) и самодостаточность (каййумийя) Аллаха
Аллах - Аль-Хейй (Живой), и Его жизнь извечна и бесконечна: «Он - Живой, и нет божества, кроме Него» (Гафир, 65).  Его жизнь отличается от бытия сотворенных Им живых существ, потому что каждое из них обречено на смерть и исчезновение. Никто не останется в живых, кроме Аллаха: «Все на ней (т.е. на земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Ар-Рахман, 26-27).  В «Сахихе» приводится рассказ Ибн 'Аббаса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: 
«Я прибегаю к Твоему могуществу, нет божества, кроме Тебя, и Ты не умираешь, тогда как и джинны, и люди смертны /А'узу би-'иззатика- ллязи ля иляха илля анта-ллязи ля йамуту ва-ль-джинну ва-ль-инсу йа-мутун».  Тот, Кто обладает этими качествами, заслуживает, чтобы на Него полагались и уповали: «Уповай наЖивого, Который не умирает» (Аль-Фуркан, 58).
Он - Аль-Каййум (Вседержитель). Он самодовлеющ, самодостаточен и поддерживает существование других. Все творения нуждаются в Нем и не способны прожить без Него:
«Среди Его знамений - то, что небо и земля держатся по Его велению» (Ар-Рум, 25).
Пречистый Аллах в нескольких аятах упомянул эти два имени вместе: «Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя» (Аль 'Имран, 2).
Совершенство Его жизни и самодостаточности
Одним из проявлений совершенной жизни и самодостаточности Аллаха является то, что Он не спит: «Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон» (Аль-Бакара, 255).  Дремотой называется полусон. И дремота, и сон являются недостатками, которые не приличествуют Творцу. В «Сахихе» Муслима приводится следующий хадис Абу Мусы о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и обучил их пяти вещам: «Поистине, Могучий и Великий Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он поднимает и опускает весы. Совершенные ночью деяния возносят к Нему прежде, чем деяния, совершенные днем, а деяния, совершенные днем, возносят к Нему прежде, чем деяния, совершенные ночью».
Упоминание о жизни и самодостаточности Аллаха при прославлении Его
Из приведенных выше текстов явствует, что Пречистый Аллах прославляет Себя, называя жизнь и самодостаточность в числе Своих атрибутов. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, тоже прославлял Господа, подчеркивая обладание Им этими качествами. Передают со слов Ибн 'Аббаса, что однажды Пророк. да благословит его Аллах и приветствует, встал среди ночи, чтобы совершить намаз (тахаджжуд) и сказал:
«О Аллах, хвала Тебе одному, и Ты - Управитель небес, земли и тех, кто [обитает] в них. Хвала Тебе одному, и Тебе принадлежит власть над небесами, землей и теми, кто [обитает] в них. Хвала Тебе одному, и Ты - свет небес и земли. Хвала Тебе одному, и Ты - Царь небес и земли.../Аллахумма ля-ка-ль-хамду анта каййиму-с-самавати ва-ль-арди ва ман фихинна, ва ля-ка-ль-хамду ляка мульку-с-самавати ва-ль-арди ва ман фихинна, ва ля-ка-ль-хамду анта нуру-с-самавати ва-ль-арди, ва ляка-ль-хамду анта мали-ку-с-самавати ва-ль-арди».
21 -22. Слух (сам') и зрение (басар) Пречистого Аллаха
Коранические тексты ясно указывают на то, что эти два качества присущи Всевышнему Аллаху: «Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» (Аш- Шура, 11);
«Это потому, что Аллах удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня, а также потому, что Аллах - Слышащий, Видящий» (Аль-Хаджж, 61).  Аллах сказал пророкам Мусе и Харуну: «Не бойтесь, ибо Я с вами. Я слышу и вижу» (Та ха, 46).
Величие слуха и зрения Аллаха
Всевышний сказал: «Скажи: "Аллаху лучше знать, сколько они пробыли. У Него - сокровенное небес и земли. Как прекрасно Он видит и слышит!"» (Аль-Кахф, 26).
Ибн Джарир сказал: «Это выразительная форма похвалы. Она означает: как прекрасно Аллах видит все сущее, и как прекрасно Он слышит любые звуки, и ничто из этого не скрыто от Него». Аллах слышит и видит праведников, и Он вознаграждает их: «...Который видит тебя, когда ты выстаиваешь [намазы по ночам] и двигаешься среди падающих ниц. Воистину, Он - Слышащий, Знающий» (Аш-Шу'ара, 218-220).  Он видит грешников и наказывает их:
«Аллах услышал слова тех, которые сказали: "Воистину, Аллах беден, а мы богаты". Мы запишем то, что они сказали, и то, как несправедливо они убивали пророков, и скажем: "Вкусите мучения от обжигающего Огня"» (Аль 'Имран, 181).
Поясняя безграничность слуха Аллаха, мать правоверных 'Аиша сказала: «Хвала Аллаху, Чей слух объемлет все голоса! Когда препиравшаяся женщина пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и беседовала с ним в углу дома, я даже не слышала ее слов, а Могучий и Великий Аллах ниспослал аят: "Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах - Слышащий, Видящий" (Аль-Муджадила,1)».  В «Сахихе» аль-Бухари приводится следующий рассказ Абу Мусы аль- Аш'ари: «Мы были в походе вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и [громко] возвеличивали Аллаха, когда поднимались на возвышенность. Он сказал: "Успокойтесь, ведь вы не взываете к тому, кто глух или отсутствует. Вы взываете к Слышащему, Видящему и Близкому!"». 


Неведение язычников о том, насколько далеко простирается слух Аллаха
Аль-Бухари в своем «Сахихе» передал со слов 'Абдуллаха221, что однажды возле Дома (т.е. Каабы) встретились двое сакафитов и один курейшит (или двое курейшитов и один сакафит). Это были жирные люди с большими животами и недалеким умом. Один из них сказал: «Как вы думаете, Аллах слышит, что мы говорим?» Другой сказал: «Слышит, когда мы говорим вслух, но не слышит, когда мы говорим шепотом». Третий же сказал: «Если Он слышит, когда мы говорим вслух, то должен слышать и тогда, когда мы говорим шепотом». Тогда Могучий и Великий Аллах ниспослал аят: «Вы не укрывались от свидетельств вашего слуха, ваших взоров и вашей кожи. Но вы предполагали, что Аллах не знает многого из того, что вы
совершали» (Фуссилат, 22).
ПРЕКРАСНЫЕ ИМЕНА АЛЛАХА
Все имена Всевышнего Аллаха прекрасны: «У Аллаха самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (Аль-А'раф, 180).  Некоторые из них перечислены в суре «Аль-Хашр»: «Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он - Милостивый, Милосердный. Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он - Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него - самые прекрасные имена» (Аль-Хашр, 22-24).

 1. Количество Его имен. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У Аллаха девяносто девять имен, сто без одного, и всякий, кто сосчитает их, войдет в Рай. Поистине, Аллах - Единственный и любит нечетное». Этот хадис указывает на то, что у Аллаха определенное количество имен, а именно - девяносто девять. Однако в свете этого возникают сложности в понимании следующего хадиса Ибн Мас'уда, рассказанного со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если какого-либо раба постигли печаль и тревога, и он сказал: "О Аллах! Я -Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой чуб - в Твоих руках. Твое решение относительно меня неотвратимо, и справедливо ко мне Твое предопределение. Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты назвал Себя, которые Ты ниспослал в Твоем Писании, которым Ты научил кого-либо из Твоих творений или которыми Ты обладаешь в знании сокровенного. Сделай Великий Коран весной моего сердца и светом моей груди. Удали
посредством него мою печаль и развей мою тревогу /Аллахумма инни 'абдука-бну 'абдика-бну аматика насыйати би-йадика мадын фиййа хукмука 'адлюн 'фиййа кадаука, ас'алюка би-кулли-смин хува ляка саммейта бихи нафсака ау 'алламтаху ахадан мин халькыка ау анзальтаху фи китабика ау-иста'сарта бихи фи 'илми-ль-гейби 'индака ан тадж'ала- ль-кур'ана раби'а кальби ва нура садри ва джалаа хузни ва захаба хамми", - то Аллах непременно избавит его от тревоги и скорби, заменив их радостью». Его спросили: «Посланник Аллаха, не выучить ли нам эти слова?» Он ответил: «Конечно, всякому, кто услышит их, следует выучить их».
Восхваляя Пречистого Господа, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Не сосчитать мне всей хвалы Тебе. Ты заслуживаешь той хвалы, которой Сам восхваляешь Себя». Сложность заключается в том, что из данного предания следует, что среди имен Всевышнего Аллаха есть такие, которые Он не ниспослал в Своем Писании, которым Он обучил лишь некоторых из Своих рабов или же не обучил никого. Между тем хадис Абу Хурайры указывает на то, что все девяносто девять имен Аллаха ниспосланы и известны рабам, о чем свидетельствует выражение «...и всякий, кто сосчитает их...» Их нельзя было бы сосчитать, если бы они не были ниспосланы и известны нам. Из всего сказанного следует, что имена, которые известны только Аллаху или некоторым из Его рабов, не относятся к этим девяноста девяти именам. Таким образом, правильное мнение заключается в том, что имен, которые упомянуты в Писании Аллаха или хадисах Его Посланника, всего девяносто девять, не больше. Это количество подтверждается ясными словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «...и всякий, кто сосчитает их...» Остальные имена нам неизвестны, поскольку они сокрыты в божественном знании Аллаха либо открыты лишь некоторым творениям. В противном случае, какой смысл говорить о существовании девяноста девяти имен Аллаха?!
2. Как определить прекрасные имена Аллаха? Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. сообщил, что мы можем узнать и сосчитать девяносто девять ниспосланных нам имен Всевышнего Аллаха. Но нет ни одного достоверного хадиса, в котором они перечислялись бы одно за другим так, чтобы определение этих имен не вызывало никаких разногласий. Напротив, они разбросаны по Писанию Аллаха и сунне Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. В аятах упоминаются одно-два имени или несколько имен. Некоторые аяты завершаются одним или несколькими именами Аллаха. Иногда в аятах перечисляется целый ряд этих имен. Улемы уделяли внимание не только выделению имен Аллаха из текстов Корана и сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, но и разъяснению и толкованию этих имен.
Аль-Куртуби написал книгу «Ма'ани асма Аллах аль-хусна» («Значения прекрасных имен Аллаха»). Списки имен Аллаха приводили Ибн Джарир ат-Табари, Абу Бакр Ибн аль-'Араби, Ибн Хаджар аль-'Аскалани и др. Относительно большинства прекрасных имен Всевышнего Аллаха между учеными нет разногласий, но они разошлись во мнениях относительно немногих из них. Есть имена, которые одни улемы относили к именам Всевышнего, тогда как другие оспаривали подобные суждения. Причина этих разногласий в том, что, по мнению некоторых ученых, всякий эпитет, указывающий на Пречистого Аллаха в Коране, считается Его именем, т.е. Его можно назвать так в любом контексте. Например, Абу Бакр Ибн аль-'Араби относил к именам Аллаха эпитеты раби'у саласа (четвертый среди троих), садису хамса (шестой среди пятерых). Он ссылался на слова Всевышнего:
«Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым» (Аль-Муджадила, 7).  Он также относил к Его именам слова аль-фа'ил (действующий) и аз-зари' (взращивающий), поскольку в Коране сказано: «Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это» (Аль-Анбийа, 104);  «Видели ли вы то, что сеете? Вы ли взращиваете это или Мы взращиваем?»  (Аль-Ваки'а, 63-64).  Истина в том, что эти слова не относятся к именам Всевышнего Аллаха, т.е. Его нельзя называть «четвертым среди троих», «шестым среди пятерых», «действующим» и «взращивающим».
В Коране встречаются глаголы, которые характеризуют способность Могучего и Великого Аллаха к справедливому возмездию и воздаянию. В данном контексте они выражают достоинство и совершенство, но производные от них имена не могут быть именами Всевышнего Аллаха. Они могут быть отнесены к Аллаху только в том контексте, в котором они были использованы в аятах: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их» (Ан-Ниса, 142);  «Они (т.е. неверующие) хитрили, и Аллах хитрил» (Аль 'Имран, 54);  «Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению» (Ат-Тауба, 67);  «Когда они встречают верующих, то говорят: "Мы уверовали". Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: "Воистину, мы с вами. Мы лишь издеваемся, Аллах издевается над ними» (Аль-Бакара, 14-15).
Аллаха нельзя называть мухади' (обманывающий), макир (хитрящий), наси (забывающий), мустахзи (издевающийся) и другими именами, не приличествующими Ему. Нельзя говорить, что Аллах издевается, обманывает, хитрит или забывает в широком смысле. Те, кто относит эти слова к Его прекрасным именам, допускают большую ошибку. Обман и хитрость в одних случаях заслуживают похвалы, а в других - порицания, и поэтому эти атрибуты можно относить к Аллаху только в узком смысле, когда их нельзя понять как низкое качество. В таком смысле они и использованы в аятах.
По этой же причине к именам Аллаха не относятся слова аль-мутакаллим (разговаривающий), аль-мурид (желающий), аль-фа'ил (действующий), ас-сани' (изготовляющий). Эти имена могут относиться и к тому, кто заслуживает похвалы, и к тому, кто заслуживает порицания. Если бы эпитеты аль-макир (хитрящий) или аль-мухади' (обманывающий) относились к Аллаху только потому, что они образованы от глаголов, которые описывают Его действия в Коране, то среди Его имен были бы слова ад-да'и (зовущий), аль-ати (являющийся), аль-джаи (приходящий), аз-захиб (идущий), аль-кадим (приходящий), ан-наси (забывающий), аль-касим (делящий), ас-сахит (негодующий), аль-гадбан (гневающийся), аль-ла'ин (проклинающий) и др., поскольку соответствующие глаголы описывают действия Аллаха в Коране.
Аллах называет Себя строящим козни, хитрящим и обманывающим только тогда, когда речь идет о наказании тех, кто поступает так, не имея на то никакого права. И если воздаяние за это засчитывается за хороший поступок даже творению, что тогда можно сказать о Творце?!
Среди имен Всевышнего Аллаха есть такие, которыми Его можно называть только в сочетании с другим именем, имеющим противоположный смысл. При употреблении в отдельности такие имена могут указывать на недостаток, например: Аль-Мани' (Лишающий), Ад-Дарр (Вредящий), Аль-Кабид (Удерживающий), Аль-Музилл (Унижающий), Аль-Хафид (Опускающий). Эти имена не употребляются в отношении Аллаха в отдельности. Их обязательно употреблять в сочетании с другим именем, имеющим противоположный смысл, например: Аль-Му'ти аль-Мани (Одаряющий и Лишающий), Ад-Дарран-Нафи' (Вредящий и Приносящий пользу), Аль-Кабид аль-Басит (Удерживающий и Одаряющий), Аль- Му'изз аль-Музилл (Унижающий и Возвеличивающий), Аль-Хафид ар- Рафи' (Опускающий и Возвышающий). То же самое относится к имени Аль-Мунтаким (Отмщающий). Этот атрибут
упоминается в Коране только в выражении «способный на возмездие», «способный на отмщение»: «Аллах - Могущественный, Способный на возмездие» (Аль-Маида, 95) или
в узком смысле, когда речь идет о наказании грешников: «Воистину, Мы отомстим грешникам» (ас-Саджда, 22).
3. Величайшее имя Аллаха. В нескольких хадисах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, говорится о том, что у Аллаха есть величайшее имя, отличающееся своими особенностями от остальных имен Пречистого и Всевышнего Господа. Вот некоторые из этих хадисов:
1. Передают со слов Бурайды аль-Аслами, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышал, как один мужчина сказал: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя ради того, что Ты - Аллах, и нет божества, кроме Тебя, Единого, Самодостаточного, Который не родил и не был рожден, Которому нет равных /Аллахумма инни ас'алюка би-аннака анта-Ллаху ля иляха илля анта, аль-ахаду-с-самаду, аль-лязи лям йалид ва лям йуляд ва лям йакун ляху куфуван ахад». Он сказал: «Он обратился к Аллаху посредством Его величайшего имени. Когда Его просят посредством этого имени, Он одаряет, а когда к Нему взывают посредством него, Он отвечает». Хадис передали ат-Тирмизи и Абу Давуд.
2. Передают со слов Анаса: «Однажды я сидел рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в мечети, а один человек совершал намаз и сказал: "О Аллах, я прошу Тебя посредством того, что Тебе надлежит хвала, и нет божества, кроме Тебя, Сострадательного, Щедрого, Первосоздателя небес и земли. О Обладающий величием и великодушием! О Живой! О Вседержитель! Я прошу Тебя /Аллахумма инни ас'алюка би-анна ляка-ль-хамду ля иляха илля анта, аль-ханнану аль-маннану бади'у-с-самавати ва-ль- арды, йа за-ль-джаляли ва-ль-икрами, йа хаййу йа каййуму ас'алюк". Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Он обратился к Аллаху посредством Его величайшего имени. Когда к Нему взывают посредством этого имени, Он отвечает, а когда Его просят посредством него, Он одаряет"». Хадис передали ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Маджа и ад-Дарими.
3. В «Сунане» Ибн Маджи приводится рассказ Абу Умамы о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Величайшее имя Аллаха в трех сурах Корана: "Аль-Бакаре", "Аль 'Имран" и "Та ха"». Его передали Ибн Маджа, ат-Тахави в книге «Мушкил аль-асар», Ибн Ма'ин в «Тарихе» и др.
4. Аяты из сур «Аль-Бакара» и «Аль 'Имран», в которых встречается величайшее имя Аллаха, названы в хадисе, переданном ат-Тирмизи, Абу Давудом, Ибн Маджой и ад-Дарими со слов Асмы бинт Йазид. В нем сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Величайшее имя Аллаха в этих двух аятах: "Ваш Бог - Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного" (Аль-Бакара, 163) и в начале суры "Аль 'Имран": "Алиф. Лам. Мим. Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя" (Аль 'Имран, 1-2)».  Сопоставляя тексты, в которых названо величайшее имя Аллаха, становится ясно, что это имя «Аллах». Это единственное имя, повторяющееся во всех текстах, в которых, по словам Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, было упомянуто величайшее имя нашего Господа. Это мнение подкрепляется тем, что слово «Аллах» повторяется в Священном Коране 2697 раз(согласно«Словарному указателю»), а слово «Аллахумма» - 5 раз, тогда как другое имя Ар-Рахман (Милостивый) повторяется лишь 57 раз. В пользу этого мнения свидетельствует и тот великий смысл, который несет в себе имя «Аллах».
4. Обязательность веры в имена Аллаха. Праведные предшественники были единодушны относительно обязательности веры во все прекрасные имена Аллаха, и в качества, на которые они указывают, и в деяния, которые связаны с ними. Например, среди имен Аллаха - Аль-Кадир (Всемогущий). Следовательно, обязательно верить в то, что Аллах всемогущ, Его могущество совершенно и всякая вещь является следствием Его могущества.
5. Как может мусульманин сосчитать прекрасные имена. В хадисах содержится призыв к изучению прекрасных имен Аллаха, и тому, кто сосчитает их, обещан Рай. Однако улемы разошлись во мнениях относительно смысла выражения «...и всякий, кто сосчитает их...».
Аль-Хаттаби сообщил, что это выражение допускает несколько толкований.
1. Эти имена нужно перечислять одно за другим, не ограничиваясь некоторыми из них; нужно взывать к Аллаху посредством всех имен, восхваляя Его каждым из них, чтобы оказаться среди тех, кому обещана такая награда. Этому толкованию отдал предпочтение аль-Бухари. По его мнению, сосчитать имена Аллаха - значит запомнить их, поскольку в одной из версий хадиса сказано: «...и всякий, кто запомнит их...».
2. Сосчитать имена Аллаха — значит отдавать должное каждому из них и поступать в соответствии с ними, т.е. размышлять над их значениями и выполнять вытекающие из них обязанности. Например, называя имя Ар-Раззак (Наделяющий уделом), молящийся должен быть уверен в том, что получит удел.
3. Сосчитать эти имена — значит понять их смысл полностью. Существует мнение, что это значит поступать в соответствии с ними. Например, произнося имя Аль-Хаким (Мудрый), нужно подчиниться всем Его велениям и предписанной Им судьбе, признав все это следствием Его мудрости.
Ибн Баттал разъяснил, как нужно поступать в соответствии с именами Аллаха:
1. Если с этих имен можно взять пример, то раб должен стремиться к обладанию соответствующими качествами. Это относится к таким именам, как Ар-Рахим (Милосердный) или Аль-Карим (Великодушный).
2. Если имена относятся только к Аллаху, то раб должен признать их, смириться и не стремиться к обладанию соответствующими качествами. К таким именам относятся Аль-Джаббар (Могучий), Аль-'Азим (Великий).
3. Имена, указывающие на Его обещание, нужно называть с надеждой и чаянием.
4. Имена, указывающие на Его угрозу, нужно называть со страхом и опасением. Очевидно, сосчитать имена Аллаха - это значит запомнить их и поступать в соответствии с ними, поскольку даже заучивание наизусть Корана не приносит пользы тому, кто не поступает в соответствии с ним. Более того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что среди тех, кто выйдет из религии, будут люди, которые будут читать Коран, хотя он не проникнет дальше их глоток.
6. Перечисление имен Всевышнего Аллаха. Очевидно, Ибн Хаджар аль-'Аскалани был близок к истине, когда составил список из девяноста девяти имен Аллаха, взятых только из Священного Корана. Это количество совпадает с тем, которое упомянуто в хадисе Абу Хурайры. Вот эти имена:  1. Аллах; 2. Господь, Ар-Рабб; 3. Бог, Аль-Илях; 4. Единственный, Аль-Вахид; 5. Милостивый, Ар-Рахман; 6. Милосердный, Ар-Рахим; 7. Царь, Аль-Малик; 8. Святой, Аль-Куддус; 9. Пречистый, Дарующий мир и благополучие, Ас-Салям; 10. Оберегающий, Дарующий безопасность, Аль-Му’мин; 11. Хранитель, Аль-Мухаймин; 12. Могущественный, Аль-‘Азиз; 13. Могучий, Выправляющий, Подчиняющий, Аль-Джаббар;
14. Гордый, Аль-Мутакяббир; 15. Творец, Аль-Халик; 16. Создатель, Аль-Бари; 17. Дарующий облик, Аль-Мусаввир; 18. Первый, Аль-Авваль; 19. Последний, Аль-Ахир; 20. Высочайший, Аз-Захир; 21. Ближайший, Аль-Батын; 22. Живой, Аль-Хайй; 23. Вседержитель, Аль-Кайюм; 24. Возвышенный, Аль-‘Али; 25. Великий, Аль-‘Азым; 26. Принимающий покаяния, Ат-Тавваб; 27. Выдержанный, Аль-Халим; 28. Объемлющий, Аль-Васи‘; 29. Мудрый, Аль-Хаким;
30. Признательный, Аш-Шакир; 31. Знающий, Аль-‘Алим; 32. Богатый. Аль-Гани; 33. Великодушный, Аль-Кярим; 34. Снисходительный. Аль-‘Афувв; 35. Всемогущий, Аль-Кадир; 36. Проницательный, Добрый, Аль-Лятыф; 37. Ведающий, Аль-Хабир; 38. Слышащий, Ас-Сами‘; 39. Видящий, Аль-Басыр; 40. Господин, Покровитель, Аль-Мауля; 41. Помощник, Защитник, Ан-Насыр; 42. Близкий, Аль-Кариб; 43. Отзывчивый. Аль-Муджиб; 44. Наблюдающий, Ар-Ракиб; 45. Требующий отчёта, Аль-Хасиб; 46. Всесильный, Аль-Кави; 47. Свидетель, Аш-Шахид; 48. Достохвальный, Аль-Хамид; 49. Славный, Аль-Маджид; 50. Всеобъемлющий, Аль-Мухит; 51. Хранитель. Аль-Хафиз; 52. Истинный, Аль-Хакк; 53. Разъясняющий, Аль-Мубин; 54. Всепрощающий, Аль-Гаффар; 55. Всемогущий, Аль-Каххар; 56. Созидатель, Аль-Халляк; 57. Судия, Раскрывающий, Дарующий победу, Аль-Фаттах; 58. Любящий, Любимый, Аль-Вадуд; 59. Прощающий, Аль-Гафур; 60. Сострадательный, Ар-Рауф; 61. Благодарный. Аш-Шакур; 62. Большой, Аль-Кябир; 63. Превознёсшийся, Аль-Мута‘аль; 64. Дарующий пропитание, Наблюдающий, Аль-Мукит; 65. Молимый о помощи. Аль-Муста'ан; 66. Дарующий, Аль-Ваххаб; 67. Радушный. Снисходительный, Аль-Хафий; 68. Наследующий, Аль-Ваарис; 69. Покровитель, Аль-Вали; 70. Самодовлеющий, Аль-Каим; 71. Могучий, Способный, Аль-Кадир; 72. Господствующий. Аль-Галиб; 73. Одолевающий, Аль-Кахир; 74. Добродетельный, Аль-Барр; 75. Защитник, Аль- Хаафиз; 76. Единый. Аль-Ахад; 77. Самодостаточный, Ас-Самад; 78. Властелин, Аль-Малик; 79. Всемогущий, Аль-Муктадир; 80. Попечитель и Хранитель. Аль-Вакиль; 81. Наставляющий, Аль-Хади; 82. Поручитель, Аль-Кафийль; 83. Достаточный, Аль-Каафй;  84. Самый великодушный, Аль-Акрам; 85. Всевышний, Аль-А‘ля; 86. Наделяющий уделом, Ар-Раззак; 87. Обладающий силой, Крепкий, Зуль-Кувватиль-Матийн; 88. Прощающий грехи, Гаафириз-Замб; 89.Принимающий покаяния, Каабилит-Тавб; 90. Суровый в наказании, Шадийдуль-'икааб; 91. Обладающий милостью, Зийт-Тавл; 92. Обладающий возвышенными качествами, Рафий'уд-Дараджаат; 93. Скорый на расчет, Сарий'уль-Хисааб; 94. Творец небес и земли, Фатирис-Самавати валь-Ард; 95. Первосоздатель небес и земли, Бадий'ус-Самавати валь-Ард; 96.  Свет небес и земли, Нурус-Самавати валь- Ард;  97. Обладающий властью, Мааликаль-Мульк;  98-99. Обладающий величием и великодушием, Зу-ль-Джаляли валь-Икраам.
(Доктор Умар Суляйман аль-Ашкар)
*********************************************************************************

Читать мой сайт: https://kalikanofkali.wixsite.com/znaniecvet
































































































































































































































































                                                                                                                                                                                           
















         






































                                                                      


               































































































Комментариев нет :

Отправить комментарий