среда, 3 февраля 2016 г.

Жизнь Пророка ! (21)

КОНЧИНА ПОСЛАННИКА АЛЛАХА,
да благословит его Аллах и приветствует
Предвестники прощания
После того как призыв был доведен до сведения людей полностью, а ислам занял господствующие позиции, в словах и поведении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, появились первые признаки того, что он, да благословит его Аллах и приветствует, готовиться проститься с жизнью и с людьми, о чем можно было судить по некоторым его словам и делам.
Так, например, в рамадане десятого года хиджры Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в уединении в мечети двадцать дней, тогда как раньше он всегда проводил в уединении только десять дней, и в этом году Джибрил [Гавриил] проверял с ним Коран дважды, и во время прощального паломничества Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ … поистине, не знаю я, может быть, после этого года я уже никогда не встречу вас больше на этом месте!” – и когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился у джамрат аль-‘акаба, он сказал: “Совершайте свои обряды так же, как это делаю я, ибо, может быть, после этого года мне уже не придется совершить хаджж”, а в середине дней ташрика ему была ниспослана сура “Помощь”, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, понял, что это является указанием на его близкую кончину.
В начале месяца сафар одиннадцатого года хиджры Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился к горе Ухуд и совершил молитву по погибшим воинам подобно тому, как это делает человек, прощающийся с живыми и мертвыми, а после этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на минбар в мечети и сказал: “Поистине, я опережу вас и я буду свидетельствовать о вас. И, поистине, клянусь Аллахом, сейчас я будто вижу свой водоем, и, поистине, были дарованы мне ключи от сокровищниц земли (или: … ключи земли) и, поистине, клянусь Аллахом, не того я боюсь, что после моей смерти вы впадете в многобожие, а боюсь я для вас того, что станете вы соперничать из-за этого[i] между собой!”[ii]
А однажды посреди ночи Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел на аль-Баки‘[iii], обратился к Аллаху с мольбами о прощении для тех, кто был там похоронен, и сказал: “Мир вам, о лежащие в могилах! Радуйтесь тому, что вы уже умерли и не увидите того, что увидят другие, ибо приблизились смуты, подобные частям темной ночи, которые будут следовать одна за другой, и каждая последующая окажется хуже предыдущей!” И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал их благой вестью, сказав: “Поистине, мы присоединимся к вам!”




[i] То есть из-за мирских благ.
[ii] “Сахих” аль-Бухари, 2/585.
[iii] Аль-Баки‘ – название кладбища в Медине, расположенного близ мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Начало болезни
В понедельник двадцать девятого числа месяца сафар одиннадцатого года хиджры Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, присутствовал на похоронах на кладбище аль-Баки‘, а на обратном пути у него разболелась голова и поднялась температура, и это было заметно, хотя на его голове была повязка.
Несмотря на болезнь, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитвы с людьми в течение одиннадцати дней, всего же он проболел тринадцать или четырнадцать дней.

Последняя неделя
Через некоторое время состояние Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ухудшилось, и он стал спрашивать своих жен: “Где я буду завтра? Где я буду завтра?” Они поняли, чего он хочет, и позволили ему оставаться там, где он пожелает, после чего он перешел к Аише, да будет доволен ею Аллах, поддерживаемый с двух сторон аль-Фадлем бин Аббасом и Али бин Абу Талибом, да будет доволен Аллах ими обоими. Голова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была обвязана повязкой, и он с трудом отрывал ноги от земли по пути к ее комнате, где ему предстояло провести последнюю неделю своей жизни.
Все это время Аиша, да будет доволен ею Аллах, читала две последние суры Корана (аль-му‘аввизатани) и часто обращалась к Аллаху с мольбами, которым она научилась от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и она дула на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и проводила руками по его телу, надеясь на получение благословения.

За пять дней до кончины
В среду, за пять дней до кончины, температура тела Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, снова повысилась, а когда он стал испытывать сильные боли и терять сознание, то сказал: “Вылейте на меня семь бурдюков воды, взятой из различных колодцев, чтобы я смог выйти к людям и поговорить с ними”, после чего его усадили в чан и поливали водой, пока он не стал говорить: “Довольно, довольно!”
После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал некоторое облегчение. Он вошел в мечеть с перевязанной головой, сел на минбаре и обратился с проповедью к собравшимся вокруг него людям, сказав: “Проклятие Аллаха лежит на тех иудеях и христианах, избравших могилы своих пророков местами для поклонения!”[i] В другой версии этого хадиса сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да поразит Аллах иудеев и христиан, избравших могилы своих пророков местами для поклонения!”[ii] И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал также: “Не превращайте мою могилу в идола для поклонения!”[iii]
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что каждый имеет возможность воздать ему равным, сказав: “Тому, кого я бил по спине, я подставлю свою спину, и пусть он сделает то же самое, и тому, чью честь я задел, я предоставляю возможность сделать со мной то же самое”.
После этого он спустился вниз и совершил полуденную молитву, а потом вернулся обратно на минбар, сел и продолжил начатую им проповедь, в которой говорил о ненависти и прочих вещах. Один человек сказал: “Ты задолжал мне три дирхема”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: “Отдай ему деньги, о Фадль”, а потом стал давать людям наставления относительно ансаров, сказав: “Я наказываю вам хорошо относиться к ансарам, ибо, поистине, нет для меня никого ближе их. Они уже выполнили свой долг, и осталось лишь то, на что они имеют право, так принимайте же их благие дела и прощайте дурные”. В другой версии этого хадиса сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, количество (прочих) людей будет увеличиваться, а количество ансаров будет уменьшаться, и в конце концов уподобятся они соли в пище. Пусть же тот из вас, кому будет принадлежать власть и кто получит возможность причинять вред или приносить пользу (другим), принимает их благие дела и прощает дурные”.[iv]
Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах предоставил (Своему) рабу возможность выбора между любыми благами мира этого и тем, что есть у Него, и (этот раб) выбрал то, что есть у Аллаха”.
Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Услышав эти слова,) Абу Бакр заплакал и сказал: “Да станут наши отцы и матери выкупом за тебя!” Мы удивились этому, и люди сказали: “Посмотрите на этого старца: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает, что Аллах предоставил (Своему) рабу возможность выбора между любыми благами мира этого и тем, что есть у Него, а он говорит: “Да станут наши отцы и матери выкупом за тебя!” ”(Однако дело было в том, что) рабом этим являлся (не кто иной как) сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а Абу Бакр был самым знающим из нас[v].[vi]
А потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который дружил со мной и не жалел для меня своего имущества, и если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга[vii] из числа (членов) моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако (достойнее этого) братство и любовь в исламе! Так пусть же не останется в мечети незапертых дверей, кроме двери Абу Бакра[viii]!”[ix]



[i] Под проклятием имеется в виду удаление от милости Аллаха за совершение того, что указывало на отклонение от чистого единобожия части иудеев и христиан.
[ii] “Сахих” аль-Бухари, 1/62; “Муватта” имама Малика, с. 360.
[iii] “Муватта” имама Малика, с. 65.
[iv] “Сахих” аль-Бухари, 1/536.
[v] Имеется в виду, что только Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, понял, что жить Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осталось уже недолго.
[vi] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. См.: “Мишкат аль-Масабих”, 2/546.
[vii] “Халиль”. Перевод этого слова как “ближайший друг” не вполне адекватен, поскольку имеется в виду такой человек, чувства по отношению к которому выше простой любви и дружбы. То же самое применимо и к отношениям между человеком и Аллахом. Так, например, пророк Ибрахим, мир ему, именуется в Коране “халилю-Аллах”, что же касается пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то друзей у него было много, но словом “халиль” он называл только Аллаха.
[viii] Комната Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, как и комнаты жен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, примыкала непосредственно к мечети. Эти слова толкуются как указание на то, что после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, именно Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, должен был стать халифом.
[ix] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. См.: “Мишкат аль-Маса бих”, 2/548. “Сахих” аль-Бухари, 1/22, 429, 449; 2/638.

За четыре дня до кончины
В четверг, за четыре дня до смерти, когда страдания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, усилились, он сказал: “Подойдите, и я продиктую вам то, благодаря чему после моей смерти вы никогда не собьетесь с пути”. В это время в доме находились мужчины, среди которых был и Умар, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Он испытывает невыносимую боль, а у вас есть Коран, и достаточно вам Книги Аллаха!” После этого мнения присутствующих, разделились, они стали пререкаться между собой и одни сказали: “Принесите (все, что нужно), чтобы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продиктовал вам (это)!” – другие же говорили то же, что и Умар, да будет доволен им Аллах, и когда поднялся шум, а разногласия усилились, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оставьте меня!”[i]
В этот день Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал своим сподвижникам несколько наставлений. Так, например, он наказал чествовать прибывающие в Медину делегации так же, как это всегда делал он, что же касается одного из вышеупомянутых наставлений, то передатчик этого хадиса забыл, что именно сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, но, возможно, что это было наставление крепко держаться Корана и сунны, или веление отправить в поход армию Усамы, да будет доволен им Аллах, или слова: “(Совершайте) молитву и (проявляйте заботу) о том, что вам принадлежит[ii]”.
Несмотря на мучения, которые доставляла Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, болезнь, в этот день, за четыре дня до смерти, он совершил с людьми все молитвы, в том числе и закатную молитву, во время которой прочитал суру, начинающуюся словами: “Клянусь посылаемыми поочередно…”[iii].[iv]
К вечеру состояние Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ухудшилось настолько, что он не смог выйти в мечеть. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы сказали: “Нет, о Посланник Аллаха, ибо они ожидают тебя”. Тогда он велел: “Налейте для меня воды в чан”, а когда мы сделали это, он совершил полное омовение и хотел подняться, но потерял сознание. Очнувшись, он снова спросил: “Совершили ли люди молитву?”
После этого то же самое повторилось еще два или три раза, а потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел сказать Абу Бакру, чтобы он провел молитву с людьми, и в оставшиеся дни молитвы проводил Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.[v] Всего же при жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он провел с людьми в мечети семнадцать общих молитв.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, три или четыре раза просила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, чтобы он не назначал имамом Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, опасаясь, что люди могут посчитать это дурным знаком, однако он отказался удовлетворить ее просьбу и сказал: “Поистине, вы подобны увидевшим Йусуфа[vi]! Велите же Абу Бакру проводить молитвы с людьми!”



[i] Этот хадис передается со слов Умм аль-Фадль, да будет доволен ею Аллах. См.: “Сахих” аль-Бухари, “Глава о болезни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует”, 2/637.
[ii] Имеется в виду проявление заботы о рабах.
[iii] То есть суру “Посылаемые”.
[iv] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. См.: “Мишкат аль-маса бих”, 1/102.
[v] “Сахих” аль-Бухари, 1/99.
[vi] Поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду женщин вообще, используется местоимение множественного числа, хотя в данном конкретном случае он обращается к Аише, да будет доволен ею Аллах. Под “увидевшими Йусуфа” (в тексте – “савахиб Йусуф”, то есть: подруги Йусуфа) имеется в виду жена египетского вельможи, пытавшаяся соблазнить Йусуфа. В суре “Йусуф” (аяты 30–31) рассказывается о том, что когда жена одного из вельмож фараона потерпела неудачу в своих попытках соблазнить его, другие женщины стали осуждать ее, и тогда она пригласила их к себе якобы для угощения, а на самом деле для того, чтобы они увидели неземную красоту Йусуфа и признали, что ее можно понять. Сравнивая жену вельможи с Аишей, да будет доволен ею Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что обе они действовали не без задней мысли, поскольку, Аиша, которая была дочерью Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими, опасалась, что когда люди увидят его на месте Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они сочтут это дурным знаком, придут в волнение и будут связывать с именем Абу Бакра горестные для всех мусульман события, связанные с болезнью и кончиной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

За день или два до кончины
В субботу или воскресенье Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал некоторое облегчение и с помощью двух людей, поддерживавших его, вышел к полуденной молитве, имамом на которой был Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Увидев его, Абу Бакр хотел отойти назад, но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знаком велел ему не делать этого и сказал тем, кто поддерживал его: “Посадите меня рядом с ним”, и они усадили его слева от Абу Бакра, который повторял все движения вслед за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и громко произносил слова “Аллах велик” /Аллаху акбар/, чтобы их слышали люди.

За один день до кончины
В воскресенье, за день до кончины, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил на волю своих рабов, раздал неимущим семь динаров, которые у него были, и подарил мусульманам свое оружие, а ночью Аише, да будет доволен ею Аллах, пришлось занимать масло для лампы у своей соседки, что же касается панциря Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он заложил его одному иудею за тридцать са‘ ячменя.

Последний день жизни
Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда в понедельник мусульмане совершали утреннюю молитву, которую проводил Абу Бакр, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, неожиданно поднял занавеску комнаты Аиши и стал смотреть на людей, выстроившихся рядами, а потом он улыбнулся. (Тем временем) Абу Бакр отошел назад, чтобы совершать молитву в (общем) ряду, так как решил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выйдет на молитву”.
Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “При виде Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мусульмане были готовы прервать молитву от радости, однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал присутствующим знак (, означавший, что они должны) закончить молитву, и опустил занавеску.[i]
Дожить же до следующей молитвы Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было уже не суждено.
Утром, когда солнце поднялось уже высоко, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал к себе Фатиму, да будет доволен ею Аллах, и что-то сказал ей на ухо, после чего она заплакала, а потом он подозвал ее к себе еще раз, снова что-то сказал ей, и она засмеялась. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– А потом мы спросили ее об этом, на что она ответила: “(Сначала) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне, что он умрет от этой болезни, и я заплакала, а потом он сказал мне, что из всех членов его семьи я первой последую за ним[ii], и я засмеялась”.[iii]
Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал Фатиму, да будет доволен ею Аллах, вестью о том, что она станет госпожой женщин миров.[iv]
Увидев, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, испытывает сильные страдания, Фатима, да будет доволен ею Аллах, воскликнула: “Как сильно страдает мой отец!” – Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: “После этого дня твой отец больше уже никогда не будет испытывать никаких страданий!”[v]
Кроме того, в этот день Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал к себе аль-Хасана и аль-Хусейна[vi], поцеловал их и велел относиться к ним хорошо, и он призвал к себе своих жен, обратившись к ним с увещаниями и наставлениями.
После этого боль стала мучить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, все больше и больше, начало сказываться воздействие употребления отравленной баранины, кусок которой он съел в Хайбаре, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даже стал говорить: “О Аиша, то, что я съел в Хайбаре всегда доставляло мне боль, а сейчас я чувствую, как от этого у меня рвется аорта!”[vii]
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не прекращал наставлять людей и в этот день, многократно повторив: “(Совершайте) молитву, (совершайте) молитву и (проявляйте заботу) о том, что вам принадлежит”.[viii]



[i] “Сахих” аль-Бухари, “Глава о болезни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует”, 2/640.
[ii] Фатима, да будет доволен ею Аллах, скончалась примерно через полгода после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[iii] “Сахих” аль-Бухари, 2/638.
[iv] Согласно некоторым другим версиям этих сообщений, этот разговор имел место не в последний день, а в последнюю неделю жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. См.: “Рахматун ли-ль-алямин”, 1/282.
[v] “Сахих” аль-Бухари, 2/641.
[vi] Аль-Хасан и аль-Хусейн – внуки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[vii] “Сахих” аль-Бухари, 2/637.
[viii] Там же.

Кончина
Когда у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, началась агония, Аиша, да будет доволен ею Аллах, положила его голову себе на грудь, а потом она часто говорила:
– К числу благодеяний, (оказанных) мне Аллахом (относится то, что) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался в моем доме и в мой день[i], покоясь у меня на груди, и то, что (по воле) Аллаха моя слюна смешалась с его слюной, когда он умирал. (Дело в том, что в это время) ко мне зашел Абд ар-Рахман[ii], державший в руке зубочистку, я же поддерживала Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я увидела, что (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) смотрит (на эту зубочистку), поняла, что он хочет (воспользоваться) ею, и спросила: “Взять ее для тебя?” – а он кивнул головой в знак согласия. Тогда я взяла ее, но (оказалось,что пользоваться) ею для него трудно[iii], и я спросила: “Размягчить ее для тебя?” – а он кивнул головой в знак согласия. Тогда я разжевала ее, и он знаком велел мне подать ее. (В другой версии этого хадиса сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “И он почистил ею зубы, сделав это наилучшим образом”.) Перед ним находился сосуд с водой, и он стал опускать в него руки, а потом проводил ими по своему лицу и говорил: “Нет бога, кроме Аллаха, поистине, смерти (предшествует) агония!” /Ля иляха илля-Ллах, инна ли-ль-маути сакяратин!/ [iv]
Как только Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончил делать это, он поднял вверх свою руку или свой палец, устремил взгляд в потолок и стал шевелить губами. Аиша, да будет доволен ею Аллах, прислушалась к его словам, и оказалось, что он говорит: “С теми, кого облагодетельствовал Ты из числа пророков, правдивейших, павших за веру и праведников! О Аллах, прости и помилуй меня и присоедини меня к высшему обществу! О Аллах, (позволь мне оказаться) в высшем обществе!” /Ма‘а-ллязина ан‘амта ‘аляй-хим мин ан-набиййина, ва-с-сиддикина, ва-ш-шухада’и ва-с-салихина! Аллахумма,-гфир ли, ва-рхам-ни ва альхик-ни би-р-рафики-ль-а‘ля! Аллахумма, фир-р-рафики-ль-а‘ля!/[v]
Последние слова Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повторил трижды, а потом рука его упала, и он скончался. Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся!
Это случилось утром в понедельник двенадцатого числа месяца раби аль-авваль одиннадцатого года хиджры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер в возрасте шестидесяти трех лет и четырех дней от роду.



[i] То есть в тот день, который Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по очереди посещавший своих жен, да будет доволен ими Аллах, должен был провести у Аиши, да будет доволен ею Аллах.
[ii] ‘Абд ар-Рахман – брат Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими.
[iii] Имеется в виду, что у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, уже не хватало сил разжевать прутик растения, которое в то время арабы использовали в качестве зубочисток.
[iv] “Сахих” аль-Бухари, “Глава о болезни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует”, 2/640.
[v] “Сахих” аль-Бухари, “Глава о болезни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует”, 2/640; “Глава о последних слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует”, 2/638–641.

Сподвижники охвачены скорбью
Скоро уже все знали об этой тяжелой утрате, и вся Медина будто погрузилась во мрак. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я никогда не видел более радостного и светлого дня, чем тот день, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приехал к нам, как никогда не видел дня более отвратительного и мрачного, чем тот день, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер”.[i]
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, Фатима, да будет доволен ею Аллах, сказала: “О отец мой, он ответил Господу, призвавшему его (к Себе)! О отец мой(, теперь) убежищем для него стали райские сады! О отец мой, мы извещаем Джибрила [Гавриила] о его смерти!”[ii]



[i] Этот хадис приводит ад-Дарими. См.: “Мишкат аль-масабих”, 2/547.
[ii] “Сахих” аль-Бухари, “Глава о болезни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует”, 2/641. Эти слова не следует понимать буквально, поскольку ясно, что Джибрилу, мир ему, и так было известно об этом.

Отношение к случившемуся Умара, да будет доволен им Аллах
Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, который, узнав о случившемся, едва не лишился рассудка, стоял среди людей и повторял: “Люди из числа лицемеров утверждают, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, но, поистине, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не умер, а отправился к Господу своему подобно тому, как сделал это Муса бин Имран, который покинул свой народ на сорок дней, а потом вернулся к людям после того, как они стали говорить, что он умер!
Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, непременно вернется и отрубит руки и ноги людям, утверждающим, что он умер!

Отношение к случившемуся Абу Бакра, да будет доволен им Аллах
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, прискакал из своего дома, находившегося в ас-Сунхе, на коне, спешился и вошел в мечеть. Не заговорив ни с кем, он вошел к Аише, да будет доволен ею Аллах, и подошел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тело которого было завернуто в йеменский плащ. Он открыл лицо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, наклонился, поцеловал его и заплакал, а потом сказал: “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя! Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды, что же касается той смерти, которая была тебе суждена, то ты уже встретил ее!”
А потом Абу Бакр вышел к людям, к которым обращался со своими словами Умар и сказал: “Сядь, о Умар!” – но он отказался садиться. После этого люди покинули Умара и подошли к Абу Бакру, который сказал:
– А затем: тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, пусть знает, что Мухаммад умер, а кто из вас поклоняется Аллаху, пусть помнит, что, поистине, Аллах – Живой, Который не умрет! Аллах Всевышний сказал: “Мухаммад не более чем посланник, до которого уже были посланники. Неужели же если он умрет или будет убит, вы повернете вспять?! А если кто и повернет вспять, то ничем он не повредит Аллаху, Аллах же воздаст благодарным!” (“Семейство Имрана”,144)
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: “И, клянусь Аллахом, казалось, что до того, как этот аят прочитал Абу Бакр, люди и не знали, что Аллах ниспослал его. Все люди восприняли от него этот аят, и не осталось никого, кто бы не повторял его”.
Передают со слов Ибн аль-Мусаййаба, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Клянусь Аллахом, когда я услышал, как Абу Бакр читает этот аят, ноги у меня подкосились, и я упал на землю, (только тогда) поняв, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер!

Подготовка благородного тела к погребению и предание его земле
Еще до того, как тело Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, начали готовить к погребению, возникли разногласия относительно того, кто станет его преемником. Мухаджиры и ансары, собравшиеся под навесом рода бану са‘ида стали спорить и обсуждать этот вопрос, выдвигая и опровергая различные аргументы, и в конце концов согласились на то, что халифом будет Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. В спорах прошел весь остаток этого понедельника и часть ночи, а люди все никак не могли приступить к подготовке тела Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к погребению. К концу ночи вторника его благословенное тело, покрытое йеменским плащом, все еще лежало на ложе в закрытой комнате Аиши, да будет доволен ею Аллах.
Во вторник тело Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обмыли, не снимая с него одежду. Обмыванием тела занимались аль-Аббас, Али, два сына аль-Аббаса, аль-Фадль и Кусам, вольноотпущенник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Шакран, Усама бин Зайд и Аус бин Хауля, да будет доволен всеми ими Аллах. Аль-Аббас, аль-Фадль и Кусам переворачивали его тело, Усама и Шакран лили воду, Али занимался обмыванием, а Аус прижимал его к своей груди.
Затем они завернули тело Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в три белых хлопчатобумажных одежды из Сахуля[i], среди которых не было ни чалмы, ни рубахи, поочередно надевая их одну поверх другой.
После этого возникли разногласия относительно места захоронения. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Каждого пророка хоронили только на том же самом месте, где он умирал”» , – и тогда Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, поднял ложе, на котором умер Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и под ним вырыли могилу, устроив в ней могильную нишу.
После этого люди стали заходить в комнату Аиши, да будет доволен ею Аллах, группами по десять человек, совершая по Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заупокойную молитву без имама. Сначала такую молитву совершили его родственники, потом мухаджиры, потом ансары, после мужчин молитву совершили женщины, а после них – дети.
На это ушел весь вторник и часть ночи среды. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Мы не знали о погребении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, до тех пор, пока ночью в среду не услышали издаваемые лопатами звуки”[ii].



[i] Сахуль – название местности в Йемене.
[ii] Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание Посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 471. О подробностях, имеющих отношение к кончине Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, см.: “Сахих” аль-Бухари, “Глава о болезни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует” и несколько последующих глав; “Фатх аль-Бари”; “Сахих” Муслима; “Мишкат аль-масабих”, “Глава о кончине Пророка, да благословит его Аллах и приветствует”; Ибн Хишам, 2/649–665; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 38–39; “Рахматун ли-ль-алямин”, 1/277–286. Все даты приводятся в соответствии с данными последнего источника.



Шейх Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури
Перевод: канд. философских наук Нирша В.
************************************************************************************************************


«Воистину, твой нрав превосходен» (Сура «Калям», аят 4)
В приведенном кораническом аяте ясно говорится о том, что наш Пророк (ﷺ) обладал превосходным нравом. Употребленное в аяте выражение «превосходный нрав» подразумевает мораль Корана. Не случайно, когда у благословенной Аиши спросили о нравственности нашего Пророка, она ответила: «Вы разве совсем не читаете Коран? Мораль Посланника Аллаха – это Коран». А затем она прочла приведенный выше аят (Муслим, «Мусафирин», 139).
Наш Пророк (ﷺ) является для нас лучшим примером во всех отношениях. Недаром Аллах Тааля [Всевышний] благоволит:
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Сура «Ахзаб», 33:21).
Каждый сделанный шаг нашего Пророка (ﷺ), любое высказанное им слово, каждое выполненное им дело и созданное им отношение являются образцом для нас, так как человек, которого Аллах предлагает нам в качестве образца для подражания конечно же станет для нас проводником и примером.
Как распространенные пророками истинные религии достигли вершины благодаря нашему Пророку(ﷺ), также и нравственность достигла с ним совершенства и недосягаемой высоты. Чтобы стать примером для своей уммы, он просил у Аллаха Тааля [Всевышнего] дать ему прекрасный нрав и искал у Аллаха защиты от вреда, который может ему нанести плохой нрав:
«…Мой Аллах! Приведи меня к лучшему из деяний и к лучшему нраву. Только ты можешь указать прямой путь к лучшим деяниям и к лучшему нраву. Защити меня от плохих поступков и худого нрава. Только ты сможешь защитить от плохих поступков и худого нрава». (Насаи, «Ифтитах», 16).
«Мой Аллах! Прошу твоей защиты от разделенности, лицемерия и от худого нрава». (Насаи, «Истиазе», 21; Тирмизи, «Дагват», 126).
А теперь постараемся получше узнать нашего Пророка (ﷺ), исходя из некоторых его превосходных нравственных качеств:
1. Правдивость:
Когда ему было тридцать пять лет в обществе он получил прозвище Мухаммад-Амин за его беспримерную правдивость и надежность. Мекканские мушрики [многобожники] старались прозвать его поэтом, прорицателем, околдованным бесовскими чарами, но никогда не называли его лжецом. Даже Абу Джахиль говорил: «Мы не считаем тебя лжецом, мы лишь считаем ложным то,что ты нам принес». В ответ на это был ниспослан 33-й аят суры «Ангам»: «Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Они не считают лжецом тебя – беззаконники отрицают знамения Аллаха!» (Тирмизи, «Тафсир», 7:1).
Абдуллах ибн Амр передал, что когда Пророк (ﷺ) находился в их доме, его мать позвала ребенка, сказав: «Подойди ко мне, я кое-что дам тебе», и дала ребенку финики. Наш Пророк (ﷺ) сказал: «Если бы вы обманули ребенка, то вам записался бы грех одной лжи» (Абу Дауд, «Адаб», 88; Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», II, 452).
2. Милосердие:
В Благородном Коране о нем сказано: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам». (Сура «Анбия», 21:107). А он сам говорил: «Аллах милостив к тому, кто проявляет милосердие. Вы будьте милосердными к тем, кто на земле, чтобы находящиеся на небе были милосердны к вам». (Тирмизи, «Бирр», 16). Аллах не будет милостив к тому, кто не проявляет милосердия». (Абу Дауд, «Адаб», 16).
3. Щедрость:
Наш Пророк часто говорил: «Я всего лишь раздатчик, дает же Аллах». Говоря о нем, Джабир (р.а.) сказал: «Наш Пророк ни разу не говорил «нет» тому, кто у него что-то просил». А благословенная Аиша сказала: «Наш Пророк ни разу три дня подряд не насыщал свой желудок. Если бы захотел, то насытил бы. Однако он предпочитал накормить нуждающихся, а самому остаться голодным». (Тирмизи, «Зухд», 38).
4. Скромность:
Наш Пророк (ﷺ) на собраниях садился там, где находил свободное место, помогал в домашних делах, сам подшивал прохудившуюся одежду, сам покупал на базаре все необходимое для дома. Он так говорил о скромности и смирении:
«Кто отнесется к своему брату-мусульманину по-простому, того возвысит Аллах. А того, кто проявляет горделивость, старается показать свое превосходство, Аллах обязательно унизит». (Табарани, «Авсат», 7707, 8, 247).
Когда нашего Пророка (ﷺ) звали в гости, он шел ко всем, не делая различий между богатыми и бедными. Он часто заходил в дома к беднякам, расспрашивал их о жизни и здоровье. Он навещал больных, молился об их выздоровлении, давал им надежду, говоря: «Иншаллах, вы скоро выздоровеете». (Бухари, «Мерда», 11).
5. Ему не нравилась чрезмерная похвала:
Наш Пророк говорил своим сподвижникам: «Не восхваляйте меня так, как христиане восхваляют Ису [Иисус] (а.с.). Я – раб Аллаха. Про меня говорите, что я раб Аллаха и Его посланник». (Бухари, «Анбия», 48).
6. Терпимость и прощение:
Наш любимый Пророк (ﷺ) был приветливым и мягкого нрава. Аллах Тааля [Всевышний] так охарактеризовал его в Священном Коране: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения». (Сура «Али Имран», 3:159). Девять лет проживший рядом с нашим Пророком и выросший около него Анас ибн Малик говорил о нем: «Он ни разу не сказал мне даже “уф”». Он никогда не говорил напрямую о чужих недостатках. Обычно перед людьми он высказывался так: “Некоторые поступают таким образом...” Он никогда не выказывал недовольства данным ему подарком и всегда добром поминал подарившего (Ахмад ибн Ханбаль “Муснад”, III, 100).








Комментариев нет :

Отправить комментарий