пятница, 28 ноября 2014 г.

Жизнь Пророка ! (5)

Клятва второй ‘Акабы
Во время сезона паломничества тринадцатого года от начала пророчества (июнь 622 г.н.э.) для совершения обрядов хаджжа в Мекку прибыло более семидесяти мусульман из Йасриба, которые приехали туда вместе с паломниками из числа их соплеменников, все еще остававшихся многобожниками. Находясь в Йасрибе или в пути, эти мусульмане спрашивали друг друга: “Доколе же мы будем оставлять Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скитаться в горах Мекки, пребывая в изгнании и испытывая страх?”
Прибыв в Мекку, они несколько раз тайно связывались с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и в конце концов договорились о встрече с ним в середине дней ташрика в ущелье рядом с первым из столбов Мины, договорившись также и о том, что эта встреча пройдет в полной тайне под покровом ночи.
Предоставим одному из предводителей ансаров возможность описать нам эту историческую встречу, которая изменила весь ход борьбы между язычеством и исламом. Сообщается, что Ка‘б бин Малик аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Мы отправились в хаджж, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пообещал нам встретиться с нами в середине дней ташрика. В ту ночь, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, условился о встрече с нами, среди нас находился один из наших вождей по имени Абдуллах бин ‘Амр бин Харам. Мы взяли его с собой, хотя и скрывали свои намерения от наших соплеменников, являвшихся многобожниками, обратились к нему и сказали: “О Абу Джабир, поистине, ты – один из наших вождей и представителей знати, и мы призываем тебя отказаться от того, чего ты придерживаешься, чтобы завтра не стать топливом для огня!” А потом мы призвали его к исламу и рассказали ему о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, условился с нами о встрече в Акабе, и он принял ислам, был с нами в Акабе и стал одним из старшин.
В эту ночь мы легли спать со всеми остальными нашими соплеменниками на наших стоянках, а когда истекла треть ночи, мы покинули их для встречи с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пробираясь мимо них незаметно, как куропатки, и собравшись в ущелье у Акабы. Нас было семьдесят три человека из числа мужчин и две женщины: Умм ‘Амара Нусайба бинт Ка‘б из рода мазин бин ан-наджжар и Умм Мани ‘Асма бинт ‘Амр из рода бану салима.
Собравшись в этом ущелье, мы ожидали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока он не пришел к нам вместе со своим дядей аль-’Аббасом бин ‘Абд аль-Мутталибом, который в то время еще исповедовал религию своих соплеменников, однако аль-’Аббас захотел принять участие в делах сына своего брата. Он решил еще раз удостовериться в серьезности их намерений и он заговорил первым.

Начало разговора. Аль-Аббас указывает на серьезность ответственности
После того как все собрались, начались переговоры относительно заключения религиозного и военного союза. Первым заговорил дядя Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, аль-”Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, который хотел со всей откровенностью объяснить этим людям, сколь серьезная ответственность ляжет на их плечи, если они заключат этот союз. Аль-”Аббас сказал:
– О хазраджиты, вам известно, какое положение занимает среди нас Мухаммад. Мы защищали его от наших соплеменников, которые придерживаются о нем того же мнения, что и мы. Он пользуется уважением своих соплеменников и неприкосновенностью в своем городе. Поистине, он отказался присоединяться к кому бы то ни было, кроме вас, и если вы считаете, что сможете выполнить то, ради чего зовете его, и защитить его от врагов, делайте то, на что вы вызвались. Если же вы задумали оставить его без помощи после того, как он уедет к вам, то оставьте его сейчас, ибо в своем городе он пользуется уважением и защитой.
Ка‘б сказал:
– Тогда мы сказали ему: “Мы слышали то, что ты сказал, а теперь говори ты, о Посланник Аллаха, и бери с нас для себя и для твоего Господа любые клятвы, какие захочешь!”
Этот ответ указывает на их решимость, смелость, веру и искреннюю готовность взять на себя эту огромную ответственность и встретить лицом к лицу возможные опасности, связанные с этим.
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им то, что хотел, и они принесли клятву.
Пункты клятвы
Подробное сообщение об этом со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, приводит имам Ахмад. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Мы спросили: “О Посланник Аллаха, в чем мы должны поклясться тебе?” Он сказал:
1. В том, что будете слушать и повиноваться при всех обстоятельствах.
2. В том, что будете расходовать свои средства в бедности и в богатстве.
3. В том, что будете побуждать к одобряемому (шариатом) и удерживать от порицаемого (им).
4. В том, что будете служить Аллаху, невзирая на порицания порицающего.
5. В том, что будете поддерживать меня, когда я приеду к вам, и защищать меня от того же, от чего защищаете самих себя, ваших жен и ваших детей, а (наградой) за это вам будет рай.

Ибн Исхак приводит и другую версию этого сообщения, которую он передает со слов Ка‘ба, да будет доволен им Аллах, и в которой есть лишь последний из вышеперечисленных пунктов. Сообщается, что Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сказал:
– И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал говорить, читать Коран, призывать людей к Аллаху и побуждать их к исламу, а потом сказал: “Я хочу договориться с вами о том, чтобы вы защищали меня от того же, от чего защищаете ваших жен и детей”. Тогда аль-Бара бин Ма‘рур взял его за руку и сказал: “Да, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной как пророка, мы непременно будем защищать тебя, как защищаем самое дорогое для нас, прими же от нас клятву, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, мы прирожденные воины и надежные люди, и это передается у нас из поколения в поколение!”
Тут Абу-ль-Хайсам бин ат-Тайхан перебил аль-Бара, который говорил с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О Посланник Аллаха, поистине, нас связывают с этими людьми определенные узы, которые нам придется разорвать, но не получится ли так, что если мы сделаем это, а потом Аллах поможет тебе, ты вернешься к своим соплеменникам, а нас покинешь?”
Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся и сказал: “Нет, и в жизни, и в смерти мы будем вместе; я буду с вами, а вы – со мной, и я стану сражаться с теми, с кем станете сражаться вы, и жить в мире с теми, с кем помиритесь вы”.

Подтверждение серьезности клятвы
После того как переговоры относительно условий соглашения завершились и все выразили готовность принести ее, два человека из числа принявших ислам во время сезона хаджжа одиннадцатого и двенадцатого годов от начала пророчества один за другим поднялись со своих мест, желая еще раз указать людям на серьезность той ответственности, которую они на себя возлагают, чтобы они давали клятву, полностью представляя себе все обстоятельства дела. Кроме того, они хотели узнать, в какой мере люди готовы к самопожертвованию и убедиться в этом.
Ибн Исхак пишет:
– Когда они собрались для того, чтобы принести клятву, аль-‘Аббас бин ‘Убада бин Надля сказал: “Знаете ли вы, в чем хотите присягнуть этому человеку?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “Поистине, вы клянетесь ему в том, что будете воевать со всеми остальными людьми. Если вы считаете, что в случае утраты своего имущества или гибели представителей вашей знати вы предадите его, то, клянусь Аллахом, вы должны понять, что, поступив так, вы покроете себя позором в обоих мирах! Если же вы считаете, что выполните все то, что вы ему обещали, несмотря на утрату имущества и гибель знатных людей, то возьмитесь за это, и, клянусь Аллахом, для вас это станет благом в обоих мирах!”
Они сказали: “Мы сделаем это, даже если лишимся имущества, а нашу знать перебьют! Но что мы получим, о Посланник Аллаха, если выполним все, что обещаем?” Он сказал: “Рай”. Тогда они сказали: “Дай твою руку”, а когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это, они принесли ему клятву.
Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– И мы поднялись, чтобы принести ему клятву, а Ас‘ад бин Зурара, который был самым младшим из семидесяти, взял Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за руку и сказал: “Погодите, о жители Йасриба! Поистине, мы не погоняли бы наших верблюдов, направляясь к нему, если бы не знали, что он – Посланник Аллаха и что его отъезд будет означать разрыв со всеми арабами, и гибель лучших из вас, и то, что будут вас рубить мечами. Если вы вытерпите все это, то берите его, и Аллах вознаградит вас, если же вы боитесь за себя, то оставьте его, и это будет простительнее для вас пред Аллахом!”

Заключение соглашения
После утверждения всех пунктов этого соглашения, выяснений и заверений люди стали скреплять клятву рукопожатием. Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
 – И после того, как Ас‘ад бин Зурара, сказал это, люди сказали: “О Ас‘ад, убери от нас свою руку, ибо клянемся Аллахом, мы не отступимся от этого соглашения и не станем добиваться его расторжения!”
Тогда Ас‘аду, да будет доволен им Аллах, стала ясна степень готовности его соплеменников к самопожертвованию ради этого и он убедился в этом, ведь он, как и Мус‘аб бин Умайр, да будет доволен Аллах ими обоими, достиг великого успеха на пути призыва и являлся религиозным лидером для людей, желавших принести такую же клятву, которую до этого принес он сам. Ибн Исхак пишет: “Люди из рода бану ан-наджжар утверждают, что Абу Умама Ас‘ад бин Зурара, да будет доволен им Аллах, был первым, кто пожал руку Пророку, да благословит его Аллах и приветствует ”.
После этого все начали давать клятвы. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: “Мы подходили к нему один за одним, а он брал с нас клятву, обещая нам за это Рай”.
Что же касается двух женщин, присутствовавших на этой встрече, то они дали клятву только устно, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не пожимал рук посторонним женщинам.
Двенадцать старшин
После заключения этого соглашения Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросил собравшихся выбрать двенадцать предводителей, которые стали бы старшими среди своих соплеменников и несли ответственность за выполнение всех условий. Он сказал: “Выделите мне из вас двенадцать старшин, чтобы они смотрели за тем, что происходит среди ваших соплеменников”, и их сразу же выбрали. Девять этих старшин были из племени хазрадж, а трое – из племени аус. Ниже приводятся их имена.
Старшины из числа хазраджитов:
1. Ас‘ад бин Зурар бин ‘Адс.
2. Са‘д бин ар-Раби‘ бин ‘Амр.
3. Абдуллах бин Раваха бин Са‘ляба.
4. Рафи‘ бин Малик бин аль-‘Аджлян.
5. Аль-Бара бин Ма‘рур бин Сахр.
6. Абдуллах бин ‘Амр бин Харам.
7. ‘Убада бин ас-Самит бин Кайс.
8. Са‘д бин ‘Убада бин Дуляйм.
9. Аль-Мунзир бин ‘Амр бин Хунайс.
Старшины из числа ауситов:
1. Усайд бин Худайр бин Саммак.
2. Са‘д бин Хайсама бин аль-Харис.
3. Рифа‘а бин ‘Абд аль-Мунзир бин Зубайр.
После выбора этих старшин Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял с них еще одну клятву как с ответственных руководителей и сказал им: “Вы должны опекать своих соплеменников подобно апостолам ‘Исы, сына Марйам, а я буду заботиться о своих соплеменниках”, имея в виду мусульман, и они сказали: “Да”.

Шайтан распространяет известия о соглашении
После заключения этого соглашения, когда люди уже были готовы разойтись, об этом узнал один из шайтанов, но это случилось в последний момент, и у него не было возможности тайно оповестить об этом предводителей курайшитов, чтобы они застали врасплох собравшихся в ущелье мусульман. Тогда он поднялся на возвышенность и закричал во весь голос: “О живущие в домах, поднимайтесь против Мухаммада и тех вероотступников, которые находятся вместе с ним, ведь они собрались, чтобы воевать с вами!”
Услышав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это Азаб, обитающий в Акабе! Клянусь Аллахом, о враг Аллаха, я еще доберусь до тебя!” – а потом велел людям разойтись по своим стоянкам.

Ансары выражают готовность нанести удар по курайшитам
Услышав голос этого шайтана, аль-Аббас бин ‘Убада бин Надля, да будет доволен им Аллах, сказал: “Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, если ты захочешь, то завтра же мы непременно нападем на обитателей Мины (и перебьем их) нашими мечами!” На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нам это не было велено, (а поэтому) возвращайтесь на свои стоянки”, после чего они вернулись и оставались там до утра.

Курайшиты заявляют протест руководителям Йасриба
Когда это известие все же дошло до курайшитов, оно наделало среди них много шума и вызвало у них беспокойство и грусть, так как они полностью отдавали себе отчет в том, какие последствия это соглашение может повлечь для них самих и их богатств. На следующий день большая делегация предводителей мекканцев и главных ненавистников мусульман отправилась к палаткам жителей Йасриба, чтобы выразить решительный протест против заключенного соглашения. Им было сказано:
– О хазраджиты, до нас дошло, что вы явились к этому человеку, чтобы забрать его от нас и принести ему клятву, что вы будете воевать с нами! Но, поистине, клянемся Аллахом, нет среди арабов таких, воевать с кем для нас было бы ненавистнее, чем воевать с вами!
Многобожники из числа хазраджитов ничего не знали об этом соглашении, заключенном в глубокой тайне под покровом ночи, и поэтому стали клясться Аллахом, говоря: “Ничего такого не было и нам об этом ничего неизвестно!” А когда они обратились к Абдуллаху бин Убаййу бин Салюлю, он стал говорить: “Это неправда, этого не было, мои соплеменники не должны были так ослушаться меня, а если бы я был в Йасрибе, то мои соплеменники не сделали бы этого, не посоветовавшись со мной! ”
Что же касается мусульман, то они посматривали друг на друга, но хранили молчание, ничего не отрицая и не подтверждая. В результате предводители курайшитов почти поверили заверениям многобожников и вернулись обратно ни с чем.

Курайшиты убеждаются в достоверности сообщения и начинают
преследовать тех, кто дал клятву
Предводители мекканцев вернулись обратно, почти убедившись в ложности полученного ими известия, однако они продолжали выяснять и доискиваться и в конце концов убедились, что им сказали правду и соглашение действительно было заключено. Это произошло уже после того, как паломники отправились в обратный путь. Тогда курайшиты бросились вдогонку за жителями Йасриба на конях, но время было упущено, и им удалось увидеть только Са‘да бин ‘Убаду и аль-Мунзира бин Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, которых они стали преследовать. Аль-Мунзиру удалось уйти, а Са‘д был схвачен. Ему привязали руки к шее ремнем от его седла, стали избивать, а потом волокли его за собой за волосы до самой Мекки, где аль-Мут‘им бин ‘Ади и аль-Харис бин Харб бин Умаййа вызволили его из их рук, так как Са‘д обеспечивал защиту их караванов, проходивших через Медину. Потеряв Са‘да, да будет доволен им Аллах, ансары решили вернуться за ним, но неожиданно он сам явился к ним, и все они благополучно вернулись в Медину.
Клятва второй 'Акабы, о которой мы говорили, известна также под названием “великой клятвы 'Акабы”. Все описанные нами события происходили в атмосфере любви, доброжелательности и взаимопомощи между различными категориями верующих, которые доверяли друг другу, проявляли смелость и были готовы пожертвовать собой на этом пути. Верующий из Йасриба ощущал жалость по отношению к своему слабому брату из Мекки, был готов всеми силами защищать его и пылал гневом на его притеснителя, а в глубине его души зарождались чувства любви по отношению к этому брату, которого он полюбил ради Аллаха, даже не видя его.

Первые переселенцы
После клятвы второй 'Акабы, когда исламу удалось основать собственное государство, которое, подобно оазису, было окружено пустыней неверия и невежества, что стало наиболее значительным достижением со времени начала исламского призыва, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил мусульманам переселяться туда.
Это переселение было связано не только с пренебрежением личными интересами, утратой имущества и возможностью личного спасения, так как люди понимали, что их могут убить или ограбить. Каждый мог погибнуть в начале или конце пути, шел навстречу неизвестному будущему и не знал, чем закончатся все его тревоги и печали.
Мусульмане начали переселяться, зная обо всем этом, а многобожники стали препятствовать их отъезду, чувствуя, что это представляет для них опасность. Ниже приводятся соответствующие примеры.
1. Первым переселенцем стал Абу Салама, да будет доволен им Аллах, который, как сообщает Ибн Исхак, вместе с женой и сыном уехал еще за год до великой клятвы Акабы. Когда он решил уехать, родственники по линии жены сказали ему: “Ты волен поступать как знаешь, ибо мы не можем приказывать тебе, но что ты скажешь о нашей родственнице? Почему мы должны позволять тебе везти ее неизвестно куда?!” – после чего забрали у него его жену, Умм Саламу, да будет доволен ею Аллах. Это вызвало гнев родственников Абу Саламы, которые сказали: “Мы не оставим нашего сына с ней, раз вы забрали ее у нашего родственника!” – и тогда и те и другие начали тянуть мальчика к себе и вывихнули ему руку, а потом родственники Абу Саламы увели его с собой. После этого Абу Салама, да будет доволен им Аллах, уехал в Медину один, а Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, после отъезда мужа и разлуки с сыном целый год выходила в аль-Абтах и плакала там до самого вечера. В конце концов один из ее родственников пожалел ее и сказал другим родственникам: “Не отпустить ли вам эту несчастную? Ведь вы разлучили ее с мужем и сыном!” – и они сказали: “Если хочешь, поезжай к своему мужу”. Тогда она забрала сына у родственников мужа и отправилась в Медину, до которой ей надо было самостоятельно проехать почти пятьсот километров. Однако в ат-Тан‘име ее встретил ‘Усман бин Тальха бин Абу Тальха. Узнав о ее положении, он провожал ее до самой Медины, а когда увидел Кубу, сказал: “Твой муж находится в этом селении, входи же туда с благословения Аллаха”, а сам вернулся в Мекку.
2. Когда переселиться захотел Сухайб, да будет доволен им Аллах, неверные курайшиты сказали ему: “Ты явился к нам как презренный голодранец, разбогател у нас и достиг того, чего ты достиг, а теперь хочешь уехать сам и увезти свое богатство? Клянемся Аллахом, этому не бывать!” На это Сухайб сказал им: “Скажите, а если я отдам вам все, что имею, вы отпустите меня?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “Тогда я все отдаю вам”, а когда об этом узнал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Сухайб оказался в выигрыше, Сухайб оказался в выигрыше!”
3. ‘Умар бин аль-Хаттаб, ‘Аййаш бин Абу Раби‘а и Хишам бин аль-‘Аси бин Ваиль, да будет доволен ими всеми Аллах, условились встретиться утром в одном месте, чтобы уехать в Медину, но пришли туда только ‘Умар и ‘Аййаш, а Хишама задержали мекканцы.
После того как ‘Умар и ‘Аййаш, да будет доволен Аллах ими обоими, прибыли в Медину и остановились в Куба, туда приехали Абу Джахль и его брат аль-Харис, желавшие повидаться со своим родным братом ‘Аййашем. Они сказали ему: “Поистине, твоя мать дала обет не расчесывать волосы и не укрываться в тени от солнца, пока не увидит тебя!” – и ‘Аййашу стало жалко ее. ‘Умар сказал ему: “О ‘Аййаш, клянусь Аллахом, твои соплеменники хотят только отвратить тебя от твоей религии, так берегись же их! И клянусь Аллахом, если твою мать станут одолевать вши, она будет расчесываться, а если жара в Мекке усилится, она обязательно укроется в тени!” Однако ‘Аййаш твердо решил ехать с ними, чтобы освободить мать от данной ею клятвы, и тогда ‘Умар сказал ему: “Раз уж ты сделал то, что сделал, то возьми эту мою породистую верблюдицу и не слезай с нее, а если твои соплеменники вызовут у тебя подозрения, то спасайся на ней”. И ‘Аййаш выехал на этой верблюдице вместе со своими братьями, а когда они проехали часть пути, Абу Джахль сказал ему: “О сын моего брата, клянусь Аллахом, мой верблюд плохо идет, так нельзя ли мне ехать на твоей верблюдице позади тебя?” ‘Аййаш сказал: “Конечно”, и опустил ее на колени. То же самое сделали со своими верблюдами и его братья, желая дать Абу Джахлю возможность перейти на верблюдицу ‘Аййаша, но, ступив на землю, они набросились на него и связали. А потом они привезли связанного Аййаша в Мекку среди бела дня и сказали: “О жители Мекки, поступайте с неразумными среди вас, как поступили мы с этим нашим глупцом!”
Три этих примера показывают, как обращались многобожники с желавшими переселиться людьми, когда узнавали об этом. Но несмотря ни на что, люди все же уходили один за другим, и через два с лишним месяца после великой клятвы 'Акабы в Мекке остались только Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр и Али, да будет доволен Аллах ими обоими, находившиеся там по его приказанию, и те люди, которых многобожнки продолжали удерживать силой. При этом Посланник Аллаха приготовил все необходимое для дороги, ожидая веления Аллаха двинуться в путь. Полностью был готов уехать и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.
Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился в Мекке, и он сказал мусульманам: “Поистине, во сне мне было показано то место, куда вы переедете: там растут пальмы и расположено оно меж двух каменистых полей”. (Таким образом, во сне он увидел) два лавовых поля, и после этого некоторые люди перебрались в Медину, что же касается тех, кто еще раньше уехал в Эфиопию, то в большинстве своем и они возвращались в Медину. Абу Бакр также собрался ехать в Медину, но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Не спеши, ибо я надеюсь, что (переехать) будет позволено и мне”. Абу Бакр воскликнул: “Неужели и ты надеешься на это?! Да станет мой отец выкупом за тебя!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Да”, и Абу Бакр задержался, чтобы сопровождать Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в течение четырех месяцев откармливал двух своих верблюдиц листьями акации, которые люди сбивают на землю палками.

В Доме собраний, “парламенте” курайшитов
Когда многобожники увидели, что сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собрались в путь и уехали, забрав с собой детей и имущество и увезя все это к ауситам и хазраджитам, это наделало среди них много шума и породило в них такое беспокойство и печаль, которых раньше они никогда не знали. Перед ними возникла реальная и великая опасность, угрожавшая как их идолопоклонству, так и экономическому благополучию, ведь они знали о силе воздействия на людей личности Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, сколь прекрасным руководителем он является, и о том, какой решимостью, прямотой и готовностью жертвовать собой ради него отличались его сподвижники. Кроме того, им было известно и о силе племен аус и хазрадж, о склонности разумных людей из этих племен к миру и добру и о взаимных призывах к отказу от ненависти после того, как на протяжении многих лет они вкушали горечь междоусобных войн.
Знали они и о стратегическом положении Медины, которое этот город занимал по отношению к торговому пути, пролегавшему по берегу Красного моря и связывавшему Йемен с Шамом. Мекканцы ежегодно вывозили в Шам товаров на сумму примерно в четверть миллиона динаров золотом, не считая того, что вывозили туда по этой же дороге жители Таифа и других городов. Известно также, что вся их торговля зависела от безопасности на этом торговом пути.
Таким образом, очевидно, что перемещение центра исламского призыва в Йасриб и конфронтация с его обитателями представляли собой серьезную опасность для курайшитов.
Многобожники почувствовали возрастающую опасность, угрожавшую самому их существованию, и стали искать наиболее эффективные средства, которые могли бы отвратить от них эту опасность и единственным источником которой являлся Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, державший в своих руках знамя исламского призыва.
Примерно через два с половиной месяца после великой клятвы Акабы в четверг двадцать шестого числа месяца сафар четырнадцатого года от начала пророчества (двенадцатого сентября 622 г.н.э.) в начале дня в Доме собраний на самую важную в своей истории встречу собрался мекканский парламент. На этой встрече присутствовали представители всех курайшитских родов, собравшиеся, чтобы изучить возможности осуществления решительных действий, которые позволили бы быстро покончить с тем, кто руководил исламским призывом, и окончательно погасить его свет.
Среди наиболее заметных лиц из числа представителей курайшитских родов, присутствовавших на этой важной встрече, были нижеперечисленные лица.
1. Абу Джахль бин Хишам из рода бану махзум.
2. Джубайр бин Мут‘им, Ту‘айма бин ‘Ади и аль-Харис бин ‘Амир из рода бану науфаль бин ‘Абд манаф.
3. Шайба бин Раби‘а, ‘Утба бин Раби‘а и Абу Суфйан бин Харб из рода бану ‘Абд шамс бин ‘Абд манаф.
4. Ан-Надр бин аль-Харис из рода бану ‘Абд ад-дар.
5. Абу-ль-Бухтури бин Хишам, Зам‘а бин аль-Асвад и Хаким бин Хизам из рода бану асад бин ‘Абд аль-‘узза.
6. Набих Ибн аль-Хаджжадж и Мунбих Ибн аль-Хаджжадж из рода бану сахм.
7. Умаййа бин Халяф из рода бану джумах.
Когда к условленному времени они собрались у Дома собраний, им встретился стоявший у дверей Иблис [сатана] в образе почтенного старца в шелковой накидке. Они стали спрашивать: “Кто ты, о старец?” Он ответил: “Я – старец из Неджда, узнавший о том, ради чего вы собрались, и пришедший сюда, чтобы послушать, что вы будете говорить, в надежде на то, что вы выслушаете его мнение и его совет”. Они сказали: “Да, входи же”, и он вошел вместе с ними.

Парламентские дебаты и несправедливое решение убить Пророка, да
благословит его Аллах и приветствует
После того как все собрались, люди стали выдвигать свои предложения и предлагать разные способы решения проблемы, и это обсуждение затянулось надолго. Абу-ль-Асвад сказал: “Мы должны изгнать его и запретить ему жить в нашем городе! Пусть идет, куда хочет, и живет, где хочет, лишь бы только дела наши пришли в порядок и к нам вернулось былое согласие”.
На это старец из Неджда [сатана] сказал: “Нет, клянусь Аллахом, с этим мнением нельзя соглашаться! Разве вы не видели, как красиво и сладко он говорит и как умеет завоевывать сердца людей благодаря тому, что он делает? Клянусь Аллахом, если вы поступите так, у вас не будет никакой уверенности в том, что он не поселится в каком-нибудь другом арабском племени, а когда его члены последуют за ним, не поведет их на вас, чтобы разгромить вас в вашем собственном городе, а потом он сделает с вами, что пожелает! Вам следует рассмотреть какое-нибудь другое предложение”.
Абу-ль-Бухтури сказал: “Закуйте его в железо и посадите под замок, а потом сделайте с ним то, что прежде уже постигло подобных ему поэтов – Зухайра и ан-Набигу, не ушедших от смерти, и пусть будет с ним то же, что постигло их!”
Старец из Неджда [сатана] сказал: “Нет, клянусь Аллахом, и это вам не подходит. Клянусь Аллахом, если вы посадите его под замок, как вы говорите, известия о нем обязательно выйдут из-за дверей, которые вы за ним запрете, и дойдут до его товарищей, а они не замедлят напасть на вас и вырвать его из ваших рук, а потом они превзойдут вас числом с его помощью и победят вас! Это вам не подходит, поищите же что-нибудь другое”.
После того как собравшиеся отвергли два этих предложения, на их рассмотрение было выдвинуто третье, преступное предложение, с которым согласились все присутствовавшие, а выдвинул его самый крупный из мекканских преступников Абу Джахль бин Хишам. Абу Джахль сказал: “Клянусь Аллахом, я могу сказать об этом то, до чего, как я вижу, вы еще не додумались”. Собравшиеся спросили: “Что же ты предлагаешь, о Абу-ль-Хакам?” Он сказал: “Я считаю, что мы должны выбрать по одному крепкому, знатному и пользующемуся поддержкой своего племени юноше из каждого рода и вручить каждому из них по острому мечу, а потом им надо будет пойти к нему, одновременно нанести ему удар и убить его, и тогда мы от него отдохнем! И если они сделают это, плату за кровь должны будут выплачивать все роды, что же касается людей из рода бану ‘Абд манаф, то они не смогут воевать со всеми своими соплеменниками и согласятся принять от нас плату за кровь, а мы уплатим им то, что положено”.
Тут старец из Неджда [сатана] сказал: “Правильным является то, что сказал этот человек, и другого мнения быть не может”. С этим преступным предложением согласились все, кто пришел в Дом собраний, после чего представители родов, принявшие решение немедленно осуществить задуманное, разошлись по своим домам.

Переселение Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует
После того как было принято жестокое решение об убийстве Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к нему спустился Джибрил, принесший с собой откровение его Всеблагого и Всевышнего Господа, и сообщил ему о заговоре курайшитов, а также о том, что Аллах позволил ему покинуть Мекку. И он указал ему на время переселения, сказав: “Не проводи ночь в той постели, где ты обычно спал”.
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в полуденный зной пошел к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, чтобы договориться с ним о том, как именно будет происходить переселение. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Однажды в самый разгар полуденной жары, когда мы сидели в доме Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, кто-то сказал ему: “Вот идет Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закрывая себе лицо! В такое время он еще никогда не приходил к нам!” Абу Бакр сказал: “Да станут отец мой и мать выкупом за него! Клянусь Аллахом, в такой час его могло привести сюда только (важное) дело!” А (через некоторое время) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошел и попросил разрешения войти. Его впустили, а когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошел, он сказал Абу Бакру: “Вели
всем, кто здесь находится, выйти”. Абу Бакр сказал: “Здесь нет никого, кроме членов твоей семьи, да станет мой отец выкупом за тебя, о Посланник Аллаха!” (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Я получил разрешение покинуть (Мекку).” Абу Бакр воскликнул: “(И я буду тебя) сопровождать? Да станет мой отец выкупом за тебя, о Посланник Аллаха!” – и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да”.
А после того как они обсудили все детали, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся к себе домой и стал дожидаться ночи.

Окружение дома Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
Что же касается главных преступников из числа курайшитов, то, как уже было сказано, они решили подготовиться к осуществлению намеченного плана, который был одобрен их парламентом (Домом собраний) утром, для чего из их числа были отобраны одиннадцать представителей знати, а именно:
1.Абу Джахль бин Хишам.
2.Аль-Хакам бин Абу-ль-‘Ас.
3.‘Укба бин Абу Му‘айт.
4.Ан-Надр бин аль-Харис.
5.Умаййа бин Халяф.
6.Зам‘а бин аль-Асвад.
7.Ту‘айма бин ‘Ади.
8.Абу Ляхаб.
9.Убайй бин Халяф.
10.Набих бин аль-Хаджжадж.
11.Его брат Мунбих бин аль-Хаджжадж.
Ибн Исхак пишет: “С наступлением ночи они собрались у его дверей, дожидаясь, когда он заснет, чтобы наброситься на него”.
Они были полностью убеждены в успехе этого подлого заговора, а Абу Джахль хвастался и кичился, с издевкой говоря своим товарищам, окружившим дом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “А Мухаммад еще утверждал, что если вы последуете за ним, то станете властвовать над арабами и не-арабами и после смерти будете воскрешены, и будут приготовлены для вас сады, подобные садам Иордании, если же вы не сделаете этого, то он погубит вас, а после смерти вы будете воскрешены и разожгут для вас огонь, в котором вы будете гореть!”
Они договорились, что осуществят свой заговор после полуночи, и не спали, ожидая наступления этого времени, однако всем распоряжается Аллах, владеющий и небесным, и земным царством; Он делает, что пожелает, Он оказывает покровительство, а Ему покровительства никто оказать не в силах, и Он сделал то, о чем впоследствии сказал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следующее: “(Вспомни,) как пускались на хитрости против тебя те, которые не уверовали, чтобы захватить тебя, или убить, или изгнать тебя. И они пускаются на хитрости, и Аллах (тоже) идет на хитрость   (ведь) Аллах – лучший из прибегающих к хитростям!” (“Добыча”, 30).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покидает свой дом
Несмотря на полную готовность курайшитов, они потерпели позорный провал. В этот критический момент Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Али бин Абу Талибу, да будет доволен им Аллах: “Ложись на мою постель, прикройся моим зеленым хадрамаутским плащом и лежи, а они ни за что не сделают тебе ничего такого, что тебе не понравится”, а надо сказать, что обычно Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спал, укрываясь этим своим плащом.
Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из дома, прошел через их ряды, взял горсть земли и стал посыпать ею их головы. Аллах отвел от него их взоры, и они не видели его, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал в это время такой аят: “… и Мы воздвигли пред ними преграду и позади них преграду и набросили покров (на глаза) их, так что они не видят” (“Йа син”, 9). И не осталось среди них никого, кому он не посыпал бы голову песком, а потом он прошел к дому Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Глубокой ночью они вышли из этого дома через маленькую дверцу и добрались до пещеры на горе Саур, двигаясь в направлении Йемена.
Между тем курайшиты, окружавшие дом, ожидали наступления условленного времени, но незадолго до этого им стало ясно, что они потерпели неудачу, так как к ним подошел один человек, которого раньше с ними не было, увидел, что они стоят у его дверей, и спросил: “Чего вы ждете?” Они ответили: “ Мухаммада”. Он сказал: “Вы потерпели неудачу, ведь он прошел мимо вас и обсыпал вам головы песком, а потом ушел по своим делам”. На это они сказали: “Клянемся Аллахом, мы его не видели!” – а потом начали стряхивать песок со своих голов.
Однако они посмотрели через щель в двери, увидели Али и сказали: “Клянемся Аллахом, это же спит Мухаммад, укрывшись своим плащом!” – и они не уходили оттуда до самого утра, а утром Али поднялся с того места, где он спал, и это привело их в замешательство. Они стали расспрашивать его о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но он сказал: “Я ничего о нем не знаю”.
Из дома в пещеру
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул свой дом ночью двадцать седьмого числа месяца сафар четырнадцатого года от начала пророчества (то есть в ночь с двенадцатого на тринадцатое сентября 622 г.н.э.) и пришел к дому своего товарища Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который являлся его самым преданным и щедрым другом, а потом они покинули его дом через заднюю дверь, чтобы побыстрее уйти из Мекки до рассвета.
Поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что курайшиты приложат для его поисков все силы и что скорее всего они бросятся в погоню за ним по дороге, ведущей в Медину, которая находится к северу от Мекки, он выбрал совсем другой путь и направился к югу по дороге, ведущей в Йемен. По этому пути он прошел около пяти миль и добрался до высокой и труднодоступной горы Саур, покрытой множеством камней. У Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который шел босиком, болели ноги; сообщается также, что он шел на цыпочках, чтобы не оставлять следов, и поэтому снял обувь. Когда они подошли к этой горе, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, взвалил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, себе на плечи и с большим трудом донес до пещеры, находившейся на ее вершине и получившей в истории известность как пещера Саур.

Пребывание в пещере
Когда они добрались до пещеры, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Клянусь Аллахом, ты не войдешь туда, пока не войду я, и если там окажется что-нибудь опасное, пусть это постигнет меня, а не тебя!» После этого он вошел в эту пещеру и очистил ее. Обнаружив с краю дыру, он оторвал кусок от своего изара и заткнул ее, а две другие дыры прикрыл собственными ногами, после чего сказал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Входи”, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошел, положил голову на колени Абу Бакра, и заснул. Когда он спал, Абу Бакра укусило в ногу ядовитое насекомое, прятавшееся в норе, но он даже не пошевелился, опасаясь разбудить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однако на лицо ему стали капать слезы Абу Бакра, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что с тобой, о Абу Бакр?” Он сказал: “Меня кто-то укусил, да станут мои родители выкупом за тебя”, и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поплевал ему на ногу и боль прошла.
Они прятались в пещере в течение трех дней – в пятницу, субботу и воскресение, а ночи с ними проводил также Абдуллах бин Абу Бакр. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Он был понятливым и сообразительным юношей. Он покидал их еще до рассвета и утром был уже среди курайшитов, (чтобы они думали), будто он провел ночь (в городе), и если ему удавалось услышать что-нибудь о замыслах (курайшитов) против них, он запоминал это, чтобы обо всем сообщить им, когда стемнеет. Что же касается вольноотпущенника Абу Бакра ‘Амира бин Фухайры, то он пас неподалеку от них дойных овец, пригоняя их на отдых (к этой пещере) через некоторое время после наступления темноты, благодаря чему у них всегда было и свежее, и горячее молоко от его овец. Угонял же своих овец ‘Амир бин Фухайра (тоже) еще затемно, и он делал это в каждый из этих трех дней”. А после того как Абдуллах бин Абу Бакр уходил в Мекку, ‘Амир бин Фухайра прогонял за ним овец, чтобы уничтожить его следы.
Когда наутро после неудавшегося заговора курайшиты убедились, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ускользнул от них, они пришли в дикую ярость. Прежде всего они избили Али, да будет доволен им Аллах, притащили его к Каабе и целый час продержали там, стараясь выпытать у него сведения о беглецах.
Ничего не добившись от Али, они явились к дому Абу Бакра и стали стучать в двери. К ним вышла Асма бинт Абу Бакр, и они спросили ее: “Где твой отец?” Она ответила: “Клянусь Аллахом, я не знаю, где мой отец!” – и тогда мерзавец Абу Джахль дал ей такую сильную пощечину, что с ее уха слетела серьга.
На своей экстренной встрече, которая немедленно была созвана курайшитами, они решили использовать все доступные средства для поимки беглецов и плотно перекрыли все ведущие из Мекки дороги вооруженными дозорами. Кроме того, они решили выплатить огромное вознаграждение размером в сто верблюдов каждому, кто доставит им любого из них живым или мертвым.
После этого по всем окрестным горам, долинам, низинам и возвышенностям рассыпались конные, пешие и следопыты, которые бросились на поиски, однако никакого результата это не принесло.
Преследователи добрались и до входа в пещеру, однако Аллах всегда делает то, что пожелает. Аль-Бухари приводит хадис, в котором со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Находясь в пещере вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, я поднял голову, увидел ноги этих людей и сказал: “О Пророк Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то увидит нас!” (В ответ мне Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Молчи, о Абу Бакр, (ведь мы – ) двое, третьим для которых является Аллах!”
И тут случилось чудо, которым Аллах почтил Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, так как преследователи повернули назад в тот момент, когда их отделяло от беглецов всего несколько шагов.
На пути в Медину
Когда поиски стали менее интенсивными, дозоры были сняты, а возбуждение курайшитов, вызванное безуспешным трехдневным преследованием, улеглось, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его спутник стали готовиться к отъезду в Медину.
Они наняли Абдуллаха бин Урайкита аль-Ляйси, который был опытным проводником и хорошо знал дорогу. Несмотря на то, что он исповедовал религию курайшитов, они доверили ему это дело, передали ему двух своих верблюдов и условились с ним, что через три дня он приведет их к пещере Саур. Ночью первого числа месяца раби аль-авваль первого года хиджры (шестнадцатого сентября 622 г.н.э.) Абдуллах бин Урайкит привел к ним двух верблюдиц, и тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Да станет мой отец выкупом за тебя, о Посланник Аллаха, возьми одну из этих верблюдиц”, и подвел к нему лучшую из них, но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “За деньги”.
Потом к ним пришла Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, которая принесла им припасы на дорогу, но забыла сделать для этих припасов завязку с петлей. Когда они уже двинулись с места, она подошла, чтобы привязать эти припасы, но оказалось, что у нее нет завязки, и она разорвала надвое свой пояс, привязав все одним куском и подпоясавшись другим, за что получила прозвище “Зат ан-нитакейн” (Обладательница двух поясов).
А после этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, двинулись в путь. С ним находился также ‘Амр бин Фухайра, а проводником на пути, проходившем вдоль берега моря, был Абдуллах бин Урайкит.
Когда они покинули пещеру, он сначала быстро повел их на юг по направлению к Йемену, а потом на запад – сторону побережья; когда же они достигли той дороги, которой люди обычно не пользовались, он повернул на север, и они поехали по пути, пролегавшему близ берега Красного моря и редко использовавшемуся людьми.
Ибн Исхак упоминает те места, через которые проезжал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двигавшийся по этому пути. Он пишет: “Когда проводник двинулся с ними в путь, он провел их мимо нижней части Мекки, потом вел их по берегу, пока не добрался до дороги, проходившей ниже ‘Усфана, потом повел их ниже Амаджа, потом провел их мимо Кудайда до другой дороги, потом миновал это место и довел их до Харара, потом привел их к Санийат аль-Мурра, потом – к Лякафу, потом – к Мудляджат Лякаф, потом вошел в вади Мудляджат Миджах, потом достиг Марджах Миджах, спустился с ними в аль-Ардж, потом направился с ними в Санийат аль-Аир, который находится справа от Рукубы, потом спустился с ними в Бутн Риам, а потом привел их в Куба”. Ниже упоминается о некоторых событиях, имевших место в пути.
1. Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Мы ехали всю ночь и часть утра до тех пор, пока не настал полдень. Дорога была пуста, и на ней никого не было видно. Тут перед нами появилась высокая скала, отбрасывавшая тень, где можно было укрыться от солнца. Мы спешились возле нее, а я своими руками разровнял для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, место, где он мог бы поспать, постелил для него шкуру и сказал: “Спи, о Посланник Аллаха, а я посмотрю, что делается вокруг”. И он заснул, а я отправился на поиски и вдруг увидел пастуха, гнавшего к скале своих овец и желавшего укрыться в ее тени, как сделали это мы. Я спросил его: “Чей ты, о мальчик?” Он сказал: “Я – раб одного человека из Медины (или: Мекки)”. Я спросил: “Дают ли твои овцы молоко?” Он сказал: “Да”. Я сказал: “Не подоишь ли ты их?” Он сказал: “Хорошо” и взялся за овцу. Я сказал: “Очисть вымя от земли, волос и грязи”. И он надоил молока в чашу, а у меня был сосуд Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которым он пользовался для питья и омовения. Затем я вернулся к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, но будить его не захотел, а ждал, пока он не проснулся сам, и тогда я добавил в молоко воды, чтобы оно охлаждалось снизу, и сказал: “Пей, о Посланник Аллаха”, и он напился вволю, а потом сказал: “Не пора ли нам ехать?” Я сказал: “Да”, и мы двинулись в путь.
2. Обычно Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, ехал позади Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Абу Бакр был известным человеком, а Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никто не знал, и когда кто-нибудь из попадавшихся на пути людей спрашивал его: “Кто этот человек, который сидит перед тобой?” – он говорил: “Он – тот, кто ведет меня по пути”, и все считали, что он имеет в виду дорогу, тогда как Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, говорил о пути блага.
3. Когда они находились в пути, их стал преследовать Сурака бин Малик. Сообщается, что Сурака сказал:
– К нам явились посланцы от неверных курайшитов, заявив, что они выплатят за поимку или убийство Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра награду, равную вире за кровь любого из них. А когда я находился на одном из собраний моего племени бану мудлидж, один из них пришел туда, встал среди нас, тогда как мы продолжали сидеть, и сказал: “О Сурака, я только что видел на берегу каких-то людей и я думаю, что это Мухаммад со своими товарищами!” Я понял, что это они и есть, однако я сказал ему: “Поистине, это не они, а видел ты такого-то и такого-то, которые уехали на наших глазах”. После этого я еще некоторое время оставался в собрании, а потом встал и пошел (домой), где велел своей рабыне привести мою лошадь, находившуюся за холмом, и держать ее для меня (наготове). После этого я взял свое копье и вышел через заднюю дверь, волоча металлический наконечник копья по земле и держа само копье как можно ниже, а потом подошел к своей лошади, сел на нее и пустил ее галопом. Однако когда я приблизился к ним, моя лошадь споткнулась, и я упал с нее на землю. Тогда я встал, протянул руку к своему колчану, достал оттуда стрелы и стал по ним гадать, (желая узнать, смогу) я причинить им какой-нибудь вред или нет, и результат гадания оказался нежелательным для меня. Решив не обращать внимания на гадание, я снова сел на свою лошадь и пустил ее галопом, (а через некоторое время, когда) я уже услышал, как читает (Коран) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который не смотрел по сторонам, тогда как Абу Бакр оглядывался часто, ноги моей лошади до колен провалились в землю, и я снова упал с нее. После этого я прикрикнул на нее, и она встала, еле вытащив свои ноги (из земли) и подняв ими в небо столб пыли, подобный дыму, а я (снова) стал гадать по стрелам, и (опять) мне выпало то, чего я не желал. Тогда я обратился к ним, сказав, что ничего дурного им не сделаю, и они остановились, я же сел на свою лошадь и подъехал к ним. После того как я увидел, что (какая-то сила) не дает мне (причинить им никакого вреда), мне пришло в голову, что дело Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно победит, и я сказал ему: “Твои соплеменники назначили за тебя награду(, равную) выкупу за убийство”, после чего рассказал им о том, что (замышляют) против них (курайшиты). А потом я предложил отдать им (свои) припасы на дорогу и некоторые вещи, но они ничего не взяли и ни о чем не стали просить меня, если не считать того, (что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), сказал (мне): “Никому о нас не говори”. Я же попросил его написать мне охранную грамоту, и по велению (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) ‘Амир бин Фухайра написал мне ее на куске пергамента, после чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь.
В той версии этого хадиса, которая передается со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: «Мы находились в пути, а тем временем люди разыскивали нас, но никому из них не удалось нас настичь, кроме ехавшего верхом на своем коне Сураки бин Малика бин Джу‘шума. Тогда я воскликнул: “Это погоня настигла нас, о Посланник Аллаха!” – он же сказал мне: “Не печалься, (ибо) поистине, Аллах с нами!”»
Сурака вернулся назад, увидел людей, занятых поисками, и стал говорить: “Я все разузнал для вас”, и получилось так, что первую половину дня он их преследовал, а вторую половину – охранял.
4. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал двигаться, пока не добрался до двух палаток Умм Ма‘бад аль-Хуза‘ийа, которая умела принимать гостей и была стойкой женщиной. Она сидела у своей палатки, кормя и поя тех, кто проезжал мимо. Они спросили, есть ли у нее что-нибудь, на что она ответила: “Клянусь Аллахом, будь у меня хоть что-нибудь, я не заставляла бы вас просить, но овцы не доятся, а год был засушливым”. Тут Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел овцу, находившуюся в тени палатки, и спросил: “А это что за овца, о Умм Ма‘бад?” Она ответила: “Она осталась здесь, потому что у нее не было сил идти с другими овцами”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Есть ли у нее молоко?” Она ответила: “Она слишком слаба для этого”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Позволишь ли ты мне подоить ее?” Она сказала: “Конечно, да станут родители мои выкупом за тебя! Если ты думаешь, что у нее есть молоко, то подои ее”. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, погладил своей рукой ее вымя, сказал: “С именем Аллаха”, и воззвал к Нему с мольбами, после чего овца расставила ноги и из ее вымени потекло много молока, Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, попросил принести большой сосуд, надоил в него столько молока, что края его покрыла пена, досыта напоил эту женщину и своих спутников, а потом напился сам. Потом он снова надоил полный сосуд, оставил его этой женщине, и они уехали.
Спустя немного времени вернулся муж Умм Ма‘бад, пригнавший до крайности истощенных овец. Увидев молоко, он очень удивился и спросил: “Откуда у тебя это? Ведь овцы не стельные, и ни одной дойной овцы дома нет!” Она сказала: “Нет, клянусь Аллахом, но мимо проезжал благословенный человек, который говорил то-то и то-то и делал то-то и то-то”. Он сказал: “Клянусь Аллахом, я думаю, что это тот самый курайшит, которого ищут его соплеменники! Опиши мне его, о Умм Ма‘бад”. И она описала ему прекрасную внешность и поведение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, столь красноречиво, что слышавший их как бы видел его своими глазами, и это описание будет приведено нами ниже. Выслушав ее, Абу Ма‘бад сказал: “Клянусь Аллахом, это тот самый курайшит, о котором говорили то, что говорили, после чего я захотел присоединиться к нему, и я обязательно сделаю это, если смогу!” А через некоторое время люди в Мекке услышали громкий голос читавшего стихи, но не увидели того, кто их читал:
Да вознаградит Аллах, Господь престола, лучшей Своей наградой
двух товарищей, остановившихся у палаток Умм Ма‘бад!
Они находились здесь как благочестивые и уехали
как подобает благочестивым,
и преуспел тот, кто стал спутником Мухаммада!
О, потомки Кусаййа, сколь много скрыто от вас таких дел,
которые привели бы вас к награде и руководству!
Спросите сестру вашу об овце ее и сосуде,
Поистине, если спросите вы овцу, то и она засвидетельствует!
Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Мы не знали, куда направился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но в нижней части Мекки неожиданно появился джинн, который стал произносить эти стихи, а люди следовали за ним и слышали его голос, не видя его, он же покинул город со стороны верхней его части. И когда мы услышали его слова, то узнали, куда направился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поняв, что он направляется в Медину”.
5. По пути Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил Абу Бурайду, который был вождем своего племени и тоже отправился на поиски Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в надежде получить большое вознаграждение, предложенное людям курайшитами. Однако, встретившись с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и поговорив с ним, он сразу же принял ислам, и его примеру последовало семьдесят его соплеменников. А потом он снял свою чалму и привязал ее к своему копью, сделав ее знаменем, символизирующим собой то, что явился ангел безопасности и мира, чтобы наполнить мир этот справедливостью.
6. В пути Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретил также аз-Зубайра, находившегося в караване мусульман, которые возвращались из торговой поездки в Шам, и аз-Зубайр подарил Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, белые одежды.

Остановка в Куба
В понедельник восьмого числа месяца раби аль-авваль четырнадцатого года от начала пророчества (первый год хиджры), что соответствует двадцать третьему сентября 622 г.н.э., Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал остановку в Куба.
Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Между тем мусульмане Медины, узнавшие о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Мекку, стали каждое утро выходить на харру, где они поджидали его до тех пор, пока полуденная жара не вынуждала их возвращаться обратно. Однажды, прождав уже долгое время, (люди) снова вернулись (ни с чем), а когда они уже разошлись по своим домам, какой-то иудей, забравшийся на одну из их сторожевых башен, чтобы посмотреть на что-то, увидел одетых в белые одежды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его спутников, показавшихся из миража. И этот иудей не удержался и закричал во весь голос: “О арабы! Вот едет ваш дед, которого вы дожидались!” – и, (услышав это,) мусульмане схватили свое оружие”.
Ибн аль-Каййим пишет: “И тут среди домов людей из рода бану ‘Амр бин ‘ауф послышалось нечто вроде раскатов грома: это мусульмане кричали: “Аллах велик!” – радуясь его приезду. И они вышли ему навстречу, приветствовали его как Пророка, окружили со всех сторон и стали смотреть на него. После этого на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, снизошло спокойствие и ему было ниспослано следующее откровение: “…ведь, поистине, Его Покровитель – Аллах, и Джибрил, и праведные (из числа) верующих, и кроме того, ангелы помогают (ему)”. (“Запрещение”, 4)
Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Итак, они встретили Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после чего он свернул с ними направо и доехал до домов (рода) бану амр бин ‘ауф, что было в понедельник в месяце раби аль-авваль. Абу Бакр стоял, встречая людей, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел и хранил молчание, и поэтому некоторые явившиеся туда ансары из числа тех, кто прежде не видел Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стали приветствовать Абу Бакра, и только после того, как солнечные лучи стали падать на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а Абу Бакр подошел к нему и стал прикрывать его от солнца, люди поняли, кто является Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”.
Весь город вышел встречать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Такого дня Медина еще не знала, а иудеи стали свидетелями того, как осуществилось пророчество пророка Хабкука (Аввакума), который когда-то сказал: “Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран”.
В Куба Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился у Кульсум бинт аль-Хадм, а по другим сведениям – у Са‘да бин Хайсамы, но первое сообщение надежнее. Что же касается Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, то он оставался в Мекке еще три дня, пока не отдал все то, что люди вручили Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на хранение, а потом покинул Мекку пешком, добрался до Куба, где встретился с ними, и остановился у Кульсум бинт аль-Хадм.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Куба четыре дня: понедельник, вторник, среду и четверг. В Куба Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, основал мечеть, ставшую первой мечетью в исламе, и молился в ней. Эта мечеть была первой основанной на благочестии мечетью после начала пророчества. На пятый день, в пятницу, получив веление Аллаха, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел верхом, посадил сзади Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и послал за людьми из рода бану ан-наджжар, приходившимися ему родственниками по материнской линии. Они явились к нему, опоясавшись мечами, а потом он направился в Медину. Время пятничной молитвы застало его у домов людей из рода бану салим бин ‘ауф, и он совершил молитву в вади вместе с другими людьми, численность которых составляла сто человек.

Вступление в Медину
После этой молитвы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в Йасриб, который с этого дня стали называть Городом (мадина) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сокращенно – Мединой. Этот день стал памятным днем в истории города. Дома и улицы Медины сотрясались от громких славословий Аллаху, а охваченные радостью дочери ансаров распевали такие стихи:
Нас озарила полная луна,
появившаяся из-за склонов аль-Вада‘,
и должны мы быть благодарными,
пока останется хоть один взывающий к Аллаху.
О тот, кто послан к нам,
Явился ты с велением, которому следует подчиниться!
Хотя ансары и не обладали большими богатствами, каждый из них хотел, чтобы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поселился у него. Мимо какого бы из их дворов он ни проезжал, люди хватались за поводья его верблюдицы, предлагая ему все необходимое и свою защиту, но он отвечал им: “Дайте ей пройти, ибо она получает веления свыше”. И она везла его до того места, где ныне находится мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Там она опустилась на колени, однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сошел вниз, пока она не поднялась снова, прошла немного вперед, а потом развернулась, вернулась назад и опустилась на колени на том же самом месте, находившемся в квартале его родственников по материнской линии из рода бану ан-наджжар. Это случилось благодаря содействию Аллаха, так как сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел почтить их тем, что будет жить среди них. Люди стали приглашать Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановиться у них, но Абу Аййуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, поспешил к его седлу и внес его в свой дом, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал говорить: “Человек должен быть там, где находится его седло”. Между тем Ас‘ад бин Зурара, да будет доволен им Аллах, взял под уздцы его верблюдицу, и она осталась у него.
В хадисе, передаваемом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, и приводимом аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Какой из домов наших родственников находится ближе всего?” Абу Аййуб сказал: “О Посланник Аллаха, это мой дом и моя дверь”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Иди и приготовь нам место для отдыха”, и он сказал: “Вставайте с благословения Аллаха”.
Через несколько дней к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приехала его жена Сауда и его дочери Фатима и Умм Кульсум, а также Усама бин Зайд и Умм Айман, да будет доволен ими Аллах. Вместе с ним приехал и Абдуллах бин Абу Бакр с членами семьи Абу Бакра, среди которых была ‘Аиша, а Зайнаб осталась со своим мужем Абу-ль-Асом и смогла уехать только после битвы при Бадре.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– После того как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Медину, Абу Бакр и Билял стали болеть лихорадкой, а я приходила к ним и говорила: “О батюшка, как ты себя чувствуешь, о Билял, как ты себя чувствуешь”. Когда приступ лихорадки начинался у Абу Бакра, он говорил:
Каждому человеку в семье его желают доброго утра,
а смерть ближе к нему, чем ремни его сандалий!
Что же касается Биляла, то, когда лихорадка отпускала его, он произносил (такие стихи):
Знать бы мне, смогу ли провести ночь
в долине среди душистого тростника и джалиля?
И смогу ли когда-нибудь зачерпнуть воды Маджанны,
и покажутся ли предо мной Шама и Тафиль?
И я пришла к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщила ему об этом, а он сказал: “О Аллах сделай так, чтобы мы полюбили Медину так же, как любим Мекку, или даже больше! О Аллах, благослови нас в наших са‘ и наших муддах, и оздорови для нас (климат) ее, и перенеси ее лихорадку в аль-Джухфу! ”
Так завершился определенный этап жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а вместе с ним и мекканский период исламского призыва.

Шейх Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури
Перевод: канд. философских наук Нирша В.
*********************************************************************************







Комментариев нет :

Отправить комментарий