пятница, 10 апреля 2015 г.

Вера в Аллаха! (5)

Вера в Аллаха!
7 Особенности прекрасных имен Аллаха
Шейх Хасан аль-Банна в книге «'Акаид» упомянул о том, что, по мнению некоторых, каждое из имен Всевышнего Аллаха имеет особенности и тайные значения, которые они описывают подробно или вкратце. Некоторые настолько излишествуют в данном вопросе, что переходят все границы дозволенного и полагают, что у каждого имени есть духовный служитель, который прислуживает тому, кто часто произносит это имя. Некоторые считают, что величайшее имя Аллаха - это одна из тайн, которая открывается некоторым людям, и благодаря этому они якобы раскрывают великие секреты, совершают сверхъестественные поступки и обладают способностями, которых нет у остальных людей. Суждения этих невежд, о которых сообщил шейх аль-Банна, не подтверждаются достоверными текстами из Писания нашего Господа и сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, Они не заслуживают внимания и не могут служить аргументом, поскольку Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо совершит поступок, который мы не приказывали совершать, то он будет отвергнут». 
Подобные высказывания и заявления являются основаниями для мифов, и люди тратят силы и теряют время на неверном пути, ведущем к глубокому заблуждению. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам лишь об одном преимуществе величайшего имени Аллаха: Он отвечает на мольбу того, кто взывает посредством него, и одаряет того, кто просит посредством него. 
8. Польза от знания этих имен
Что же касается истинной пользы, которую приносит мусульманину знание имен и атрибутов Аллаха, то она сводится к следующему: 
1. Познание Пречистого и Всевышнего Аллаха. Изучение божественных имен и качеств - важнейший способ познания нашего Господа. Без этого вера в Аллаха остается неясной и не дает благих результатов. Мы уже рассмотрели Его имена и атрибуты подробно, и хвала за это надлежит Ему одному. 
2. Восхваление и прославление Аллаха посредством Его имен и качеств. Упоминание их - важнейший способ восхваления и прославления Аллаха, наилучшая форма поминания Его. Поступать так нам приказано в Коране: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно» (Аль- Ахзаб, 41). 
3. Обращение к Аллаху посредством Его имен и качеств. Всевышний сказал: «У Аллаха самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (Аль-А'раф, 180). 
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, неоднократно указывал своим сподвижникам, что кто-то из них воззвал к Аллаху посредством Его величайшего имени и что Аллах непременно отвечает на такую мольбу. 
4. Увеличение веры. Вера человека обязательно увеличивается, когда он узнает что-то новое об Аллахе и Его атрибутах.
5. Ощущение силы и уверенности. Оно возникает, когда человек полагается на Могучего, Могущественного и Всесильного Аллаха.
6. Привязанность души к Аллаху. Кто знает, что Аллах одаряет земным уделом, тот просит у Него пропитание. Кто знает, что Аллах могуч и силен, тот боится Его. Кто знает, что Аллах всеведущ, тот всегда помнит о Его присутствии, и т.д.
7. Великая награда, которую человек приобретает благодаря этому знанию. Имена и качества Аллаха - самое славное из того, что человек может изучить, и поэтому изучение их и обучение им других считается наилучшим из занятий.
Примеры того, как Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, восхвалял своего Господа и взывал к Нему посредством этих имен
В дополнение к сказанному мне хочется привести несколько высказываний Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, содержащих восхваление Аллаха посредством Его имен и качеств, а также обращение к Нему посредством них. 
1. Передают со слов Абу Хурайры, что Абу Бакр ас-Сыддик сказал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «Научи меня словам, которые я буду говорить по утрам и вечерам». Он сказал: «Говори: О Аллах, Ведающий сокровенное и явное, Творец небес и земли, Господь и Властелин всякой вещи! Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, и прибегаю к Тебе от зла моей души, от зла шайтана и его силков /Аллахумма 'алима-ль-гайби ва-ш-шахадати фатира- с-самавати ва-ль-арды рабба кулли шей'ин ва маликаху, ашхаду ан ля иляха илля анта, а'узу бика мин шарри нафси ва мин шарри-ш-шайтани ва ширикхи"». Хадис передали ат-Тирмизи, Абу Давуд и ад-Дарими.
2. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подняв голову после поясного поклона, говорил:
«Господь наш, хвала Тебе! Пусть же эта хвала заполнит небеса, землю и все то, что Ты еще пожелаешь. О Достойный восхваления и славы! Это самое правильное из того, что может сказать раб, а ведь все мы рабы Твои. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует то, чего Ты лишил, и бесполезно перед Тобой могущество могущественного /Раббана ляка-ль-хамду мил'у-с-самавати ва-ль-арды ва мил'у ма ши'та мин шай'ин ба'ду, ахля-с-санаи ва-ль-маджди ахакку ма кала-ль-'абду ва куллуна ляка 'абдун, Аллахумма ля мани'а ли-ма а'тайта ва ля му'тыйа ли-ма мана'та ва ля йанфа'у за-ль-джадди мин- ка-ль-джадд».
3. Передают со слов Саубана, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, завершив намаз, трижды просил прощения, а потом говорил:
«О Аллах! Ты - Пречистый, и только от Тебя - совершенство! Благословен Ты, Обладатель величия и великодушия! /Аллахумма анта-с-саляму ва мин-ка-с-саляму табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икраму».
4. Передают со слов Ибн 'Аббаса, что когда Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, овладевала скорбь, он говорил: «Нет божества, кроме Аллаха, Великого, Выдержанного! Нет божества, кроме Аллаха, Господа великого Трона! Нет божества, кроме Аллаха, Господа небес и Господа земли, Господа прекрасного Трона /Ля иляха ил-ля-Ллаху-ль-'азыму-ль-халиму, ля иляха илля-Ллаху раб-бу-ль-'арши-ль-'азими, ля иляха илля-Ллаху раббу-с-самавати ва раб-бу-ль-арды ва раббу-ль-'арши-ль-кярим».
5. Передают со слов Самуры бин Джундуба, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самыми любимыми словами Аллаха являются эти четыре фразы: "Пречист Аллах! Хвала Аллаху! Нет божества, кроме Аллаха! Аллах превелик / Суб-хана-Ллахи ва-ль-хамду ли-Лляхи ва ля иляха илля-Ллаху ва-Ллаху акбар", - и не имеет значения, какую из них ты произнесешь первой». В другой версии говорится:
«Лучшие из слов: пречист Аллах! хвала Аллаху! нет божества, кроме Аллаха! Аллах превелик».
6. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Две фразы легки для языка, тяжелы на Весах и угодны Милостивому: пречист Аллах, и хвала Ему, пречист Великий Аллах /Субхана-Ллахи ва би-хамдихи, субхана-Ллахи-ль-'азым».
Правильный метод познания атрибутов Аллаха
Как писал шейх Мухаммадаль-Амин аш-Шанкити, да смилуется над ним Аллах, Коран указывает на три принципа, лежащих в основе изучения божественных атрибутов. Кто придерживается всех трех принципов, тот понимает данный вопрос правильно и приобретает убеждения, которые исповедовали Пророк его сподвижники и наши праведные предшественники. А кто не признает хотя бы один из этих трех принципов, тот впадает в заблуждение. Шейх подчеркнул, что каждый из этих принципов находит подтверждение в Великом Коране.
Первый принцип - ни одно из качеств Аллаха не похоже на качества творений. Этот принцип подтверждается словами Всевышнего: «Нет никого подобного Ему» (Аш-Шура, 11);
«Нет никого равного Ему» (Аль-Ихлас, 4);  «Никого не сравнивайте с Аллахом!» (Ан-Нахль, 74).
Второй принцип - вера во все качества, которыми Аллах описал Себя, потому что никто не может знать об Аллахе лучше, чем Он Сам: «Вы лучше знаете или же Аллах?» (Аль-Бакара, 140).  Также необходимо верить во все качества, которыми Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, описал Аллаха, потому что никто, кроме Аллаха, не мог знать о Нем лучше, чем Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому Коран говорит о нем: «Он не говорит по прихоти. Это всего лишь внушаемое [ему] откровение» (Ан-Наджм, 3-4).
Заблуждение тех, кто опирается лишь на один из этих принципов
Шейх аш-Шанкити подверг критике тех, кто не признает хотя бы один из этих двух принципов. По его словам, человек, не признающий хотя бы одно из качеств, которыми Аллах описал Себя, проявляет упрямство перед Господом небес и земли и совершает весьма дерзкий грех. Шейх назвал это самым глубоким заблуждением, поскольку этот несчастный и невежественный человек, отрицающий совершенные и величественные качества, которыми Аллах охарактеризовал Себя, словно говорит Могучему Владыке небес и земли: «Качества, которыми Ты описал Себя, не приличествуют Тебе. В них есть такое-то несовершенство, и поэтому я интерпретирую их значения и не стану признавать их. Я заменю их другими качествами, которые сочту нужными, не опираясь ни на Коран, ни на сунну».
В подобном заблуждении находится и тот, кто признает качества Всеблагого и Всевышнего Аллаха, но уподобляет их качествам творений. И только тот добивается успеха и обретает спасение, следуя прямым путем, кто верует в оба вышеназванных принципа, не делая между ними различий. Он верует во все атрибуты, которыми Аллах охарактеризовал Себя, и не уподобляет их качествам творений. Это верующий, не признающий сходства Творца с творениями, далекий от любых проявлений антропоморфизма (ташбих) и неверия в божественные атрибуты (та'тил).
Аят из Корана подтверждает эти принципы
Названные принципы подтверждаются следующим аятом из Писания Аллаха: «Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11).
Аллах поведал о том, что у Него есть слух и зрение, и в то же время сообщил, что нет никого подобного Ему. Это ясное указание на то, что люди не имеют права отрицать божественный слух и зрение только потому, что творения тоже обладают слухом и зрением. Вера в то, что у Аллаха есть слух и зрение, не означает уподобление Его творениям. Смысл данного аята в том, что слух и зрение относятся к атрибутам Аллаха. Они не похожи на слух и зрение Его созданий; они приличествуют Его величию и совершенству. Слух и зрение творений соответствуют их положению, но между этими качествами творений и Творца нет никакого сходства. Третий принцип, на который, согласно шейху аш-Шанкити, опирается изучение божественных атрибутов, сводится к отказу от попыток постижения их качественной сути (хакика аль-кейфийя). Постичь качественную суть атрибутов Аллаха невозможно, и об этом недвусмысленно сказано в суре «Та ха»: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (Та ха, 110).  Это значит, что человеческое знание неспособно объять Господа небес и земли и что постичь сущность Его качеств невозможно.
Непостижимость качественных характеристик сущности и атрибутов Аллаха, о чем писал шейх аш-Шанкити, вполне логична, поскольку человеческий ум, каким бы острым и проницательным он ни был, абсолютно бессилен перед постижением истинной природы вещей. Человек не способен постичь природу души, которая живет в его теле. Он бессилен перед постижением природы света, одной из самых очевидных субстанций. Он не может постичь природу материи и атомов, из которых она состоит. Как же он стремится постичь природу сущности и атрибутов Бога?
Отступление от правильного метода и причины этого
Причиной неправильного понимания имен и качеств Всевышнего Аллаха является отступление от одного из трех перечисленных нами принципов. И в прошлом, и в настоящем заблуждения людей в данном вопросе можно было разделить на три категории.
1. Языческие заблуждения. Как сообщили Ибн 'Аббас, Ибн Джурайдж и Муджахид, язычники искажали имена Всевышнего Аллаха, что-то прибавляли к ним, что- то убавляли от них, а потом нарекали ими своих истуканов. Имя аль- Лат произошло от имени Аллах, аль-'Узза - от имени Аль-'Азиз (Могущественный), Манат - от имени Аль-Маннан (Щедрый). Свидетельством того, что язычники не признавали и отвергали многие имена Всевышнего Аллаха, является непризнание ими имени Ар-Рахман (Милостивый):
«Но они не уверовали в Милостивого» (Ар-Ра'д, 30);  «Когда им говорят: "Падайте ниц перед Милостивым!" - они говорят: "Что такое Милостивый?"» (Аль-Фуркан, 60).
Сюда же можно отнести тех, кто приписывает Аллаху недостатки, например, преступников из числа иудеев, которые сказали: «Воистину, Аллах беден, а мы богаты» (Аль 'Имран, 181);
«Иудеи сказали: "Рука Аллаха скована". Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали» (Аль-Маида, 64).
2. Заблуждения антропоморфистов. Эти люди признают качества, которыми Аллах описал Себя, но не отрицают сходства между Ним и творениями. Они принимают последнюю часть прекрасного аята: «Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» (Аш-Шура,
11),  но не вникают в его начало. Если бы они задумались над его началом, им стало бы ясно, что нет никого похожего на Аллаха. И тогда они не осмелились бы произнести свои ужасные слова, от которых содрогаются тела и трепещут сердца. Они не стали бы говорить, что Рука, зрение и слух Аллаха похожи на наши руки, наш слух и наше зрение. Аллах превелик и бесконечно далек от того, что они говорят!
Они уподобляют Бога истуканам, и поэтому ранние мусульмане говорили, что антропоморфисты поклоняются идолу. Те, кто разделяет приведенные выше взгляды, являются неверующими и вероотступниками. Среди них были Давуд аль-Джавариби и Хишам бин аль-Хакам ар-Рафиди. Еретические взгляды названных двух категорий противоположны: язычники возвысили творения до уровня Творца, приравняв их к Нему, а антропоморфисты опустили Творца до уровня творений, уподобив Его им. Аллах же превелик и далек от их измышлений и заблуждений!
3. Заблуждения тех, кто отрицает божественные атрибуты, можно разделить на три группы.
Джахмиты отрицают имена Аллаха и их значения и описывают Его, пользуясь только категориями отрицания. Их заблуждение фактически является неверием в Аллаха, таким же, как неверие язычников.
Мутазилиты признают имена Аллаха как слова, но отрицают заключенные в них качества совершенства. Они говорят: «Аллах - Ар-Рахман (Милостивый) и Ар-Рахим (Милосердный), но у Него нет милости. Он - Аль-Хаким (Мудрый), но у Него нет мудрости. Он - Аль-Кадир (Всемогущий), но у Него нет могущества. Он - Ас-Сами' (Слышащий), но у Него нет слуха и т.д.»
Ашариты признают лишь семь качеств - сифат аль-ма'ани: жизнь (хайа), знание ('илм), могущество (кудра), желание (ирада), слух (сам), зрение (басар), речь (калам). Все остальные божественные качества они отрицают.
Все, кто не верует в имена и качества Аллаха, кто уподобляет их качествам творений или отрицает божественные имена и качества, находятся в очевидном заблуждении. Они воспротивились Аллаху и Его Посланнику, не признали Коран и сунну. Их позиция настолько очевидна, что не нуждается в дополнительном разъяснении.
Зато есть необходимость в изобличении ошибочных взглядов тех мута- каллимов, которые заявляют о своем нежелании уподоблять Всевышнего Аллаха творениям и на этом основании отрицают божественные атрибуты, упомянутые в Коране и сунне. Пытаясь избежать уподобления, они интерпретируют атрибуты Аллаха вопреки их правильному смыслу.
Классификация божественных атрибутов, принятая у мутакаллимов
Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити разъяснил классификацию атрибутов Всевышнего Аллаха, принятую сторонниками калама. Он разъяснил, какие атрибуты они признают, а какие отрицают, указал на их ошибки и неправильные выводы. Потом он рассмотрел коранические аргументы в пользу описания Аллаха этими качествами и доказал недопустимость их отрицания на том основании, что эти качества также присущи творениям. Атрибуты Аллаха приличествуют Его величию, тогда как качества творений соответствуют их слабости и бессилию. Шейх разъяснил, что ученые, углубившиеся в каламические рассуждения,
ссылаются на аргументы, которые они называют рациональными и которые основаны на логических аналогиях. Они делят качества Аллаха на шесть видов: а) чувственные качества (сифат нафсийя); б) качества, обладающие смыслом (сифат аль-ма'ани); в) адъективные качества (сифат ма'навий.я); г) качества, описывающие действия (сифат фи'лийя); д) качества, отрицающие недостатки (сифат салбийя); е) собирательные качества (сифат джами'а).
Все остальные качества они считают релятивными, не существующими самостоятельно, и это создает им большие проблемы.
Сопоставление каламического метода с Кораном и сунной
Шейх аш-Шанкити разъяснил, что некоторые слова использованы в Коране не только для описания качеств Творца, но и для характеристики творений. Из Великого Корана явствует, что соответствующее качество Творца небес и земли является реальным, равно как и соответствующее качество творений тоже является реальным. Качество Творца приличествует Его сущности, а качество творений соответствует их слабости и зависимости. Шейх разъяснил, что различия между качествами Творца и творений также очевидны, как и различия между сущностью Творца и сущностями творений.
1. Качества, обладающие смыслом (сифат аль-ма'ани), в учении мутакаллимов. 
Шейх пояснил, что мутакаллимы признают только семь качеств, обладающих смыслом, и отрицают все остальные. По мнению сторонников калама, качества обладают смыслом только тогда, когда они характеризуют божественную сущность. Мутакаллимы признают следующие семь качеств: жизнь (хайа), знание ('илм), могущество (кудра), желание (ирада), слух (сам), зрение (басар), речь (калам). Мутазилиты отрицают даже эти семь качеств, признавая только выводы, которые можно сделать из них. Они говорят, что божественная сущность могущественна, способна слышать, обладает знанием и живая. Вместе с тем они не относят могущество, знание, жизнь, слух и зрение к качествам Аллаха, избегая множественности извечного (та'аддуд аль-кадим). Ошибочность и противоречивость этого учения ясна каждому благоразумному человеку, ибо если кто-либо не имеет знания, то его нельзя назвать «знающим без знания». Это противоречие ясно каждому, кто способен хотя бы немного размышлять.
Потом шейх привел тексты, в которых упоминаются качества, обладающие смыслом, и подчеркнул разницу между атрибутами Творца и качествами творений.
1. Мутакаллимы признают могущество Всевышнего Аллаха. В Коране сказано: «Воистину, Аллах способен на всё» (Аль-Бакара, 20).  Мы тоже признаем, что Всевышний Господь обладает могуществом, которое приличествует Его совершенству и величию. В то же время Аллах охарактеризовал этим качеством и некоторые творения: «Исключением являются те, которые раскаялись и вернулись до того, как вы получили власть над ними» (Аль-Маида, 34).  Он сказал, что творения тоже могут обладать могуществом и властью.
Мы знаем, что все ниспосланное в Коране есть истина. Аллах обладает реальным могуществом, которое соответствует Его совершенству и величию, и творения тоже обладают реальным могуществом, реальными способностями, соответствующими их положению, их слабости, конечности и зависимости. Между могуществом Творца и могуществом творений такая же разница, как между божественной сущностью Творца и сущностями творений, и как же велика эта разница.
2, 3. Упоминание о том, что Всеблагой и Всевышний Аллах обладает слухом и зрением встречается во многих аятах Корана: «Ведь Аллах - Слышащий, Видящий» (Аль-Муджадила, 1);  «Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» (Аш-Шура,
11).  Он также охарактеризовал этими качествами некоторые из творений:
«Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим» (Аль-Инсан, 2);  «Как же ясно они будут слышать и видеть в тот день, когда они явятся к Нам!» (Марьям, 38).
Мы нисколько не сомневаемся в том, что коранические откровения правдивы. Слух и зрение Аллаха реальны, они приличествуют Его величию и совершенству. Творения тоже обладают реальным слухом и зрением, и эти качества тоже соответствуют их положению, их зависимости, конечности и слабости. Между слухом и зрением Творца и этими качествами творений такая же большая разница, как между сущностью Творца и сущностями творений.
4. Другой атрибут Аллаха - жизнь: «Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя» (Аль- Бакара, 255);  «Он - Живой, и нет божества, кроме Него» (Гафир, 65); «Уповай на Живого, Который не умирает» (Аль-Фуркан, 58).  Аллах также охарактеризовал живыми некоторые из творений: «...и сотворили все живое из воды» (Аль-Анбийа, 30); «Мир ему в тот день, когда он родился, в тот день, когда он скончался, и в тот день, когда он будет воскрешен к жизни!» (Марьям, 15);  «Он выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого» (Ар-Рум, 19).  Мы твердо убеждены в том, что Аллах живет реально, как это приличествует Его совершенству и величию, тогда как жизнь творений соответствует их положению, их слабости, конечности и зависимости. Между жизнью Творца
и жизнью творений существует такая же разница, как между сущностью Творца и сущностями творений, и эта разница весьма велика.
5. Еще одним качеством Аллаха является желание: «Он вершит то, что пожелает» (Аль-Бурудж, 16);  «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: "Будь!" - как это
сбывается» (Йа син, 82).  Аллах сообщил, что некоторые творения тоже могут желать:
«Вы желаете мирских благ» (Аль-Анфал, 67);  «Они лишь хотели сбежать» (Аль-Ахзаб, 13);  «Они хотят погасить свет Аллаха» (Ас-Сафф, 8).  Он также сказал, что некоторые творения тоже обладают речью: «Побеседовав с ним, он сказал: "Сегодня при нас ты обрел положение и доверие"» (Йусуф, 54);  «Их руки будут говорить с Нами» (Йа син, 65).  Вне всякого сомнения, речь Всевышнего Творца реальна, и она приличествует Его совершенству и величию, тогда как речь творений соответствует их положению, их конечности, слабости и зависимости. Разница между речью Творца и речью творений так же велика, как разница между Его сущностью и сущностями творений.
2. Суждения мутакаллимов относительно качеств, отрицающих недостатки (сифат салбийя)
Шейх аш-Шанкити разъяснил, что мутакаллимы называют качествами, отрицающими недостатки. Это качества, указывающие на абсолютное отсутствие чего-либо. Имеется в виду, что они отрицают существование у Аллаха атрибутов, не приличествующих Ему, но не указывают на особенности, характерные для Его божественной сущности. Сторонники таких взглядов называют только пять качеств Аллаха, отрицающих недостатки. Шестого такого качества у них нет. Это извечность (кидам), вечность (бака), несхожесть с творениями (мухалафа ли-ль-хальк), единственность (вахданийя), самодостаточность (кийам би-нафсих). Под последним они подразумевают, что Аллах не нуждается в пространственных ограничениях и месте.
1-2. Извечность (кидам) и вечность (бака). Шейх обратил внимание на то, что мутакаллимы считают извечность и вечность атрибутами Аллаха, полагая, что Он охарактеризовал Себя этими качествами в словах: «Он - Первый и Последний» (Аль-Хадид, 3).
Под извечностью они подразумевают отрицание небытия, которое предшествовало Аллаху. Термин «кидам» в их понимании имеет более узкий смысл, чем понятие «азал». Последнее тоже означает «извечность», но в смысле «отсутствие начала», и это может относиться и к тому, что существует (например, к сущности и атрибутам Аллаха), и к тому, чего не существует. По мнению мутакаллимов, термин «кидам» указывает на отсутствие начала только у того, что существует, т.е. у сущности Аллаха, обладающей качествами совершенства и величия. Шейх разъяснил, что Могучий и Великий Аллах использовал понятие «кидам» для характеристики некоторых творений: «Они сказали: "Клянемся Аллахом, ты пребываешь в своем старом (кадим) заблуждении"» (Йусуф, 95);  «...пока она снова не уподобляется старой (кадим) пальмовой ветви» (Йа син, 39);  «...вы со своими древними (акдамун) отцами» (Аш-Шу'ара, 76).  Он также использовал понятие «бака» в отношении творений:
«...и сохранили (бакун) только его потомство» (Ас-Саффат, 77);
«То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда (баки)» (Ан-Нахль, 96). Несомненно, качества, которыми описаны творения, должны отличаться от качеств Аллаха.
Атрибуты «извечность» и «вечность» не встречаются в Коране и сунне
Шейх подметил, что Аллах не называет Себя «извечным» в Коране, и некоторые из ранних мусульман запрещали характеризовать Его таким качеством, потому что оно может подразумевать отсутствие в прошлом, например: «...пока она снова не уподобляется старой пальмовой ветви» (Йасин, 39);  «Ты пребываешь в своем старом заблуждении» (Йусуф 95);  «...вы со своими древними отцами» (Аш-Шу'ара, 76).
Некоторые считают, что этот атрибут упомянут в одном из хадисов. Одни ученые соглашаются с тем, что его можно понимать так; другие считают, что это не доказано.
Что касается имен Аль-Аввал (Первый) и Аль-Ахир (Последний), упомянутых в аяте «Он - Первый и Последний» (Аль-Хадид, 3), то соответствующими качествами охарактеризованы и творения: «Разве мы не погубили первые [поколения]? Вслед за ними Мы отправили последующие [поколения]» (Аль-Мурсалат, 16-17).  Несомненно, эти качества Аллаха приличествуют Его величию и совершенству, тогда как в случае творений они соответствуют их положению, их конечности, слабости и зависимости.
3-4. Единственность (вахданийя) и самодостаточность (гина би-н-нафс)
Единственность - один из атрибутов Аллаха: «Ваш Бог - Бог Единственный (вахид)» (Аль-Бакара, 163). Но это же слово было использовано при описании некоторых творений: 
«Их орошают одной (вахид) водой» (Ар-Ра'д, 4).  Аллах назвал богатство и самодостаточность среди Своих качеств: «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах - Богатый, Достохвальный» (Ибрахим, 8);
«Они не уверовали и отвернулись. Аллах обошелся без них, ведь Аллах - Богатый, Достохвальный» (Ат-Тагабун, 6).  Этим же качеством Аллах охарактеризовал некоторые творения: «Кто богат, пусть воздержится» (Ан-Ниса, 6)
«Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости» (Ан-Нур, 32).  Качества, отрицающие недостатки, употребляются в Коране и при описании Творца, и при описании творений. Несомненно, качества, относящиеся к Творцу, приличествуют Его совершенству и величию, а качества творений соответствуют их слабости, конечности и зависимости.
3. Заключение относительно адъективных качеств (си-фат ма'навийя)
Потом шейх коснулся семи качеств, которые мутакаллимы называют адъективными. Они имеют в виду то, что Всевышний Аллах Могучий, Желающий, Знающий, Живой, Слышащий, Видящий и Разговаривающий. Шейх разъяснил, что их сущность связана с тем, как именно Аллах обладает семью качествами, наделенными смыслом. Мутакаллимы, которые признавали их, заявляли о существовании так называемого «адъективного состояния» (хал ма'навийя), промежуточного состояния между бытием и небытием.
Шейх не согласился с этой концепцией и сказал: «Совершенно ясно, что это вымысел и фантазия. Здравый смысл не допускает существование чего-либо между бытием и небытием. То, что не существует, отсутствует, и наоборот. Между этими состояниями нет ничего промежуточного, и это ясно каждому разумному человеку».
4. Качества, описывающие действия (сифат фи'лийя)
Потом шейх перешел к рассмотрению качеств, описывающих действия. Он отметил, что в Коране часто встречаются такие качества, относящиеся к Аллаху и к творениям. Безусловно, качества Аллаха отличаются от качеств творений так же, как Его сущность разнится с их сущностями. Вот некоторые из таких качеств:
1. Удел (ризк). Аллах сообщил, что Он кормит творения и одаряет их уделом: «Я не хочу от них никакого удела ине хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах - Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий» (Аз-Зарийат, 57-58);  «Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он - Наилучший из дарующих удел» (Саба, 39);
«Скажи: "То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах - Наилучший из дарующих удел"» (Аль-Джуму'а, 11).  Он же сообщил, что творения тоже могут одарить уделом и накормить: «Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и
бедняки, то одарите их из него» (Ан-Ниса, 8);  «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него» (Ан-Ниса, 5);  «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание» (Аль-Бакара, 233).  Конечно, действие, которым охарактеризован Аллах, отличается от поступков творений так же, как Его сущность отличается от их сущностей.
2. Действие ('амал). Аллах охарактеризовал Себя совершающим определенные действия:
«Неужели они не видят, что из того, что Мы сделали, Мы создали для них скот, и они им владеют?» (Йа син, 71).  Он же сообщил, что творения тоже совершают определенные действия: «Воистину, вам воздается только за то, что вы совершали» (Ат-Тур, 16). Несомненно, описание творения отличается от характеристики Творца так же, как Его сущность отличается от сущности творения.
3. Обучение (та'лим). Аллах сообщил о том, что Он обучает творения: «Милостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться» (Ар-Рахман, 1-4);  «Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал» (Аль-'Алак, 3-5);  «...и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (Ан-Ниса, 113).  Вместе с тем Он сообщил, что творения тоже обладают такой способностью: «Он - Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости» (Аль-Джуму'а, 2).  Обе формы обучения упоминаются вместе в словах Всевышнего: «...которых вы обучаете из того, чему обучил вас Аллах» (Аль-Маида, 4).
4. Оповещение (инба). Аллах сообщил, что Он обладает способностью передавать информацию, и такой же способностью обладают творения. Обе формы передачи информации упоминаются кряду в аяте: «Вот Пророк открыл тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: "Кто сообщил тебе об этом?" Он сказал: "Мне сообщил Знающий, Ведающий"» (Ат-Тахрим, 3).  Безусловно, действие Аллаха не похоже на поступки рабов так же, как Его сущность не похожа на сущности творений.
5. Дарение (ита). Аллах охарактеризовал Себя дарующим: «Он дарует мудрость, кому пожелает» (Аль-Бакара, 269);   «...и одарил Своей милостью каждого милостивого» (Худ, 3).  Он же сообщил, что этим качеством обладают и творения: «...и если одной из них вы подарили кантар» (Ан-Ниса, 20);  «Давайте женщинам их брачный дар от чистой души» (Ан-Ниса, 4).  Несомненно, различия между действием, которым охарактеризован Аллах, и
поступками рабов так же очевидны, как различия между Его сущностью и сущностями рабов.
5. Собирательные качества (сифат джами'а)
Потом шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити приступил к рассмотрению собирательных качеств, таких как высокое положение ('улувв), величавость ('изам), величие (кибар), власть (мульк), гордыня (кибр), мощь (джабарут), могущество ('изза), сила (кувеа) и т.д.
1-3. Высокое положение ('улувв), величие (кибар) и величавость ('изам). Аллах охарактеризовал Себя этими качествами и сказал: «...и не тяготит Его оберегание их. Он - Возвышенный, Великий» (Аль-Бакара, 255).  Подчеркивая Свое высокое положение и величие, Он сказал: «Воистину, Аллах - Возвышенный, Большой» (Ан-Ниса, 34);  «Он - Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознесшийся» (Ар-Ра'д, 9).  Аллах также назвал некоторые творения большими, великими: «Оно разверзлось, и каждая часть его стала подобна огромной ('азим) горе» (Аш-Шу'ара, 63);  «Воистину, вы говорите ужасные ('азим) слова» (Аль-Исра, 40);  «...и у нее есть великий трон» (Ан-Намль, 23).  Некоторые творения Он назвал высокими, возвышенными: «Мы вознесли его на высокое место» (Марьям, 57);  «...и оставили о них правдивую и громкую молву» (Марьям, 50).  Другие творения Он охарактеризовал как большие: «...уготованы прощение и большая награда» (Худ, 11);  «Нет! Это содеял их старший, вот этот» (Аль-Анбийа, 63).  Нет сомнения, что эти собирательные качества (высокое положение, величие и величавость), которыми Аллах охарактеризовал Себя, отличаются от качеств творений так же, как сущность Творца отличается от их сущностей. И как сущность Творца не сопоставима с сущностями творений, так и Его качества не сопоставимы с их качествами.
4. Власть (мульк). Аллах охарактеризовал Себя обладающим властью: «То, что на небесах, и то, что на земле, славит Аллаха - Властелина, Святого» (Аль-Джуму'а, 1);  «...на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (Аль- Камар, 55).  Этим же качеством Он охарактеризовал некоторые творения: «Царь сказал: "Я видел, как семь тощих коров пожирают семерых тучных..."» (Йусуф, 43);  «Царь сказал: "Приведите его ко мне!"» (Йусуф, 50);  «Перед ними находился царь, который силой отнимал все [неповрежденные] корабли» (Аль-Кахф, 79);  «Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь» (Аль 'Имран, 26).  Безусловно, Аллах обладает реальной властью, приличествующей Его совершенству и величию, и творения тоже обладают властью, которая соответствует их положению, их конечности, слабости и зависимости.
5, 6. Мощь (джабарут) и гордость (кибрийа) Аллах назвал Себя могучим и гордым:
«...Могущественного, Могучего, Гордого» (Аль-Хашр, 23).  Этими качествами Он охарактеризовал и некоторые творения: «Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана (мутакаббир джаббар)» (Гафир, 35);  «...и хватать [людей], подобно тиранам (джаббарин)?» (Аш-Шу'ара, 130);  «Разве не в Геенне обитель возгордившихся (мутакаббирин)?» (Аз- Зумар, 60);  «Они молили о победе, и каждый упорствующий тиран (джаббар) оказывался в убытке» (Ибрахим, 15).  Несомненно, эти качества, которыми охарактеризован Творец, отличаются от качеств творений, подобно тому, как Его сущность отличается от их сущностей.
7. Могущество ('изза). Аллах назвал могущество одним из Своих атрибутов:
«Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый» (Аль-Бакара, 220);  «Или же у них есть сокровищницы милости твоего Господа, Могущественного, Дарующего?» (Сад, 9).  Этим качеством отличаются и некоторые из творений: «Жена могущественного мужа сказала...» (Йусуф, 51);  «...и одолел ('азза) меня на словах» (Сад, 23).  В следующем аяте обе вышеназванные формы упомянуты вместе: «Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим» (Аль-Мунафикун, 8).  Безусловно, это качество, которым охарактеризован Аллах, разнится с качеством творений, подобно тому, как сущность Творца разнится с их сущностями.
8. Сила (кувва). Аллах сообщил, что Он обладает силой: «Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах - Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий» (Аз-Зарийат, 57-58);  «Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах - Всесильный, Могущественный» (Аль-Хаджж, 40).  Он же сообщил, что этим качеством обладают некоторые творения: «...и приумножит вашу силу» (Худ, 52);
«Аллах - Тот, Кто создает вас из слабости (т.е. создает вас из капли или создает вас слабыми). После слабости Он наделяет вас силой, а потом заменяет ее слабостью и сединой. Он творит, что пожелает, ибо Он - Знающий, Всемогущий» (Ар-Рум, 54).  Обе формы упоминаются вместе в следующем аяте: «Что касается адитов, то они возгордились на земле без всякого права и сказали: "Кто может превзойти нас силой?" Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой? Они отвергали Наши знамения» (Фуссилат, 15).
6. Качества, относительно которых мутакаллимы разошлись во мнениях
Потом шейх рассмотрел божественные атрибуты, относительно которых мутакаллимы разошлись во мнениях. Одни относили их к качествам, описывающим действия (сифат фи'лийя), а другие - к качествам, обладающим смыслом (сифат аль-ма'ани). По мнению шейха, они относятся к качествам, обладающим смыслом и характеризующим сущность Аллаха. Вот некоторые из них:
1, 2. Сострадание (ра'фа) и милость (рахма). Аллах назвал Себя сострадательным и милосердным: «Воистину, Господь ваш - Сострадательный, Милосердный» (Ан-Нахль, 7). Этими же качествами Он охарактеризовал некоторые творения. Так, о нашем Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, в Коране сказано: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим» (Ат-Тауба, 128).
3. Выдержанность (хилм). Аллах назвал Себя выдержанным: «Он непременно введет их туда, где они останутся довольны. Воистину, Аллах - Знающий, Выдержанный» (Аль-Хаджж, 59);
«Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь
Его и знайте, что Аллах - Прощающий, Выдержанный» (Аль-Бакара, 235);
«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек. Аллах - Богатый, Выдержанный» (Аль-Бакара, 263).  «Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике» (Ас- Саффат, 101);  «Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным» (Ат-Тауба, 114).
4. Прощение (магфира). Пречистый Аллах назвал Себя прощающим: «Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный» (Аль-Бакара, 173);  «Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает» (Аль-Бакара, 284).  Он же назвал прощающими некоторые из творений: «А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах [надлежит проявлять] решимость» (Аш-Шура, 43);  «Доброе слово и прощение...» (Аль-Бакара, 263);  «Скажи верующим, чтобы они простили тех, которые не надеются на
дни Аллаха» (Аль-Джасийа, 14).  Безусловно, все эти качества, которыми охарактеризован Творец небес и земли, соответствуют Его совершенству и величию. Мы не имеем права отрицать их, опасаясь уподобления Его творениям. Творения тоже обладают такими качествами, но они соответствуют их положению, их конечности, слабости и зависимости.
7. Положение тех, кто отрицает качества совершенства и величия
Выявив недостатки каламического метода познания атрибутов Аллаха и детально разъяснив коранический метод, раскрывающий истину и проливающий свет на прямой путь, шейх аш-Шанкити подвел следующий итог: «В любом случае людям непозволительно отрицать качества, которыми Аллах описал Себя. Они не должны дерзить Господу небес и земли, заявляя Ему, что качества, которыми Он восхвалил Себя, не приличествуют Ему. Они не должны отрицать их, вымышляя новые атрибуты совершенства. Это безумие и сумасбродство, на которое пойдет только тот, кого Аллах лишил проницательности».
Вознесение на Трон - это качество совершенства. а не недостаток
Для того чтобы разъяснить тяжесть преступления, которое совершают мутакаллимы в отношении качеств Создателя, шейх аш-Шанкити рассмотрел одно из величайших Его качеств - вознесение на Трон. Он отметил, что относительно этого качества ведется много разговоров, и многие люди отрицают его. Опираясь на логические рассуждения и диалектические аргументы, они выставляют истину ложью, а ложь - истиной. Тысячи людей, называющих себя мусульманами, отрицают это качество Господа небес и земли, руководствуясь логическими аргументами. Они говорят: «Признать вознесение на Трон - значит уподобить Его творениям, но Аллах не похож на Свои творения. Следовательно, Он не находится над Троном». Однако такой вывод неправильный, потому что он противоречит ясному кораническому тексту. Шейх разъяснил, что вознесение на Трон - это качество совершенства и
величия. Господь небес и земли хвалится тем, что Он находится над Троном. На это указывает тот факт, что в Коране данное качество всегда упоминается наряду с изумительными атрибутами величия и совершенства, одним из которых оно является. В подтверждение сказанного он привел тексты, в которых упоминается это качество.
1. В первый раз вознесение на Трон упоминается в суре «Аль-А'раф»: «Воистину, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды - все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (Аль-А'раф, 54).  Кто посмеет отрицать какое-либо из этих качеств, указывающих на Его величие и совершенство?
2. Во второй раз мы с ним встречаемся в суре «Йунус»: «Воистину, ваш Господь - Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Неужели вы не помяните назидание? Все вы возвратитесь к Нему, согласно истинному обещанию Аллаха. Он создает творение в первый раз, а затем воссоздает его, чтобы по справедливости вознаградить тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Тем же, которые не уверовали, уготованы напиток из кипятка и мучительные страдания за то, что они не уверовали, Он - Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне - свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет. Все это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих. Воистину, в смене ночи и дня, а также том, что Аллах сотворил на небесах и на земле, заключены знамения для людей богобоязненных» (Йунус, З-6).  Кто посмеет отрицать какое-либо из этих качеств, указывающих на Его совершенство и величие?
3. В третий раз об этом говорится в суре «Ар-Pa'д»: «Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон. Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Он управляет делами и разъясняет знамения, - быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом. Он - Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих. На земле есть сопредельные участки, виноградные сады, посевы, финиковые пальмы, растущие из одного корня или из разных корней. Их орошают одной водой, но одни из них Мы создаем более вкусными, чем другие. Воистину, в
этом - знамения для людей разумеющих» (Ар-Ра'д, 2-4).  Кто посмеет отрицать какое-либо из этих качеств, указывающих на Его величие и совершенство?
4. В четвертый раз мы встречаемся с этим в суре «Та ха»: «Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится. Это - Ниспослание от Того, Кто сотворил землю и высокие небеса. Милостивый вознесся на Трон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, и то, что между ними, и то, что под грунтом. Если даже ты будешь говорить громко, Ему все равно известно тайное и сокрытое. Аллах - Тот, кроме Которого нет иного божества и у Которого самые прекрасные имена» (Та ха, 1 -8).  Кто посмеет отрицать какое-либо из этих качеств, указывающих на Его величие и совершенство?
5. В пятый раз об этом говорится в суре «Аль-Фуркан»: «Уповай на Живого, Который не умирает, и прославляй Его хвалой. Довольно того, что Он ведает о грехах Своих рабов. Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он - Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего» (Аль-Фуркан, 58-59).  Кто посмеет отрицать какое-либо из этих качеств, указывающих на Его совершенство и величие?
6. В шестой раз об этом говорится в суре «Ас-Саджда»: «Или же они скажут: "Он измыслил его"? Нет, оно является истиной от твоего Господа, чтобы ты предостерег людей, к которым до тебя не приходил предостерегающий увещеватель, - быть может, они последуют прямым путем. Аллах - Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не помяните назидание? Он управляет делами с неба до земли, а затем они опять восходят к Нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете. Таков Ведающий сокровенное и явное, Могущественный, Милосердный, Который превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека из глины, затем создал его потомство из капли презренной жидкости, затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность!» (Ас-Саджда, 3-9).  Кто посмеет отрицать какое-либо из этих качеств, указывающих на Его величие и совершенство?
7. Наконец, в седьмой раз об этом говорится в суре «Аль-Хадид»: «Он - Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает о всякой вещи, Он - Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из нее, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит к нему. Он с
вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» (Аль-Хадид, 3-4).
Примечательно, что качества, которые эти невежественные люди считают недостатками, упомянуты наряду с другими изумительными качествами величия и совершенства. Аллах упомянул о них, чтобы восславить Себя, а они упрекают Господа небес и земли в том, что Он охарактеризовал Себя несовершенным образом, а потом отрицают и интерпретируют эти качества. Все это указывает на невежество и слабоумие тех, кто отрицает божественные
атрибуты, интерпретируя их вопреки очевидному смыслу.
Важные правила касающиеся атрибутов и имен Аллаха
Ученые указали на несколько важных правил и основных принципов, которыми следует руководствоваться при изучении данной темы. Здесь мы изложим их в сжатой форме.
Правило 1. Суждение относительно одних качеств справедливо и относительно других
Опираясь на это правило, мы опровергаем заблуждения нескольких групп. 
1. Те, кто признает одни божественные качества и отвергает другие. Это относится к тем, кто признает жизнь, знание, могущество, слух, зрение, речь и желание, считает их истинными качествами Аллаха, но отрицает Его любовь и довольство, гнев и ненависть. Они понимают их в переносном смысле (маджаз) и истолковывают их как желание, милость или наказание.
Им следует знать, что между качествами, которые они признают, и качествами, которые они отвергают, нет разницы. Напротив, то, что можно сказать об одних качествах, можно отнести и ко всем остальным. Если вы говорите, что жизнь и знание Аллаха подобны жизни и знаниям творений, то вы должны сказать то же самое о Его довольстве и любви. Но если вы считаете, что жизнь, знание и желание Аллаха приличествуют Ему и не похожи на соответствующие качества творений, то вы должны признать, что то же самое относится к Его довольству, любви и гневу. Если же вы считаете, что во время гнева кровь в сердце вскипает, требуя
отмщения, то знайте, что желание тоже можно рассматривать как влечение души к приобретению блага и избавлению от зла. И если вы скажете: «Так желают только творения», - то мы скажем: «Так гневаются только творения».
2. Те, кто признает божественные имена и отрицает качества. Они говорят, что Аллах - Живой без жизни, Знающий без знания и т.д. Им следует знать, что между признанием имен Аллаха и признанием Его качеств нет разницы. Если они скажут: «Признание жизни, знания или могущества предполагает уподобление Аллаха творениям (ташбих) или существование у Него телесной оболочки (таджсим), поскольку нам не известно, чтобы качества характеризовали что-либо, кроме тела», - то мы возразим: «То же самое относится к именам. Мы не знаем, чтобы живым, знающим и могущественным называли то, что не имеет тела. В таком случае вам следовало бы отрицать и имена Аллаха». Если они скажут: «Эти имена приличествуют Его совершенству и величию», - то мы ответим: «И эти качества тоже приличествуют им».
3. Те, кто отрицает и божественные имена, и качества. Они поступают так, чтобы не уподоблять Аллаха творениям. Мы же говорим им: «Вы отрицаете знание и жизнь Аллаха, отрицаете то, что Он Знающий и Живой, опасаясь того, что уподобите Его творениям, но ведь, поступая так, вы уподобляете Его тому, что не существует».
Правило 2. Суждение относительно атрибутов Аллаха справедливо и относительно Его сущности
Пречистый Аллах обладает сущностью (зат), которая не похожа на сущности творений. Его качества и деяния тоже не похожи на качества и деяния творений. Следовательно, если человек признает, что сущность Аллаха реальна, обладает качествами совершенства и что она не похожа ни на что другое, он должен признать, что слух, зрение и речь Аллаха тоже реальны и не похожи на слух, зрение и речь творений. Если кто-либо скажет: «Я не признаю вознесения Аллаха на Трон, опасаясь уподобления Его творениям», - то мы возразим ему: «Тогда не признавай сущность и бытие Аллаха, потому что в этом тоже можно усмотреть сходство с творениями». Если он скажет: «Бытие и сущность Аллаха особые, они не похожи на сущности творений», - то мы скажем: «То же самое относится к Его нисхождению и вознесению».
Правило 3. Сходство имен не предполагает сходства тех, кто носит эти имена
Мы знаем, что молоко, мед и вино в Раю, о которых нам сообщил Всевышний Аллах, реальны. И хотя названия этих веществ совпадают с названиями веществ, существующих в этом мире, они не подобны друг другу. Между ними существует разница, которая доподлинно известна только Всевышнему Аллаху. Различия между Творцом и творениями более существенны, чем различия между творениями. Помимо того, в земном мире разные вещи могут иметь одинаковое название, хотя каждое из них имеет свою собственную природу. Например, мы говорим: шариковая ручка, ручка чемодана, ручка ребенка. В каждом из этих трех выражений слово «ручка» имеет самостоятельное значение.
Правило 4. Качества Аллаха не подразумевают чистое отрицание
Пречистый и Всевышний Аллах сообщил об именах и качествах, которыми Он обладает, и назвал имена и качества, которые не относятся к Нему. Признавать божественные имена и качества и отрицать недостатки можно в общем (муджмал) и по отдельности (муфассал).
Признавая имена и качества Всевышнего Аллаха в общем, мы признаем за Ним абсолютную хвалу, абсолютную славу и т.д., как об этом сказано в аятах: «Хвала Аллаху, Господу миров» (Аль-Фатиха, 2);  «Описание Аллаха - самое возвышенное» (Ан-Нахль, 60).  Признавая их по отдельности, мы детально рассматриваем каждое имя и качество, упомянутое в Коране и сунне. Отрицая недостатки в общем, мы не признаем наличие у Могучего и Великого Аллаха никаких пороков и изъянов, противоречащих Его совершенству, как об этом говорится, например, в аятах: «Нет никого подобного Ему» (Аш-Шура, 11),  «Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Марьям, 65).  Отрицая их по отдельности, мы отвергаем наличие у Аллаха каждого конкретного порока или недостатка. Мы отрицаем существование у Него родителя или сына, сотоварища или жены, а также кого-либо равного Ему. Мы отрицаем обладание Им такими качествами, как незнание, бессилие, дремота, сон, совершение чего-либо понапрасну и т.д. Однако коранический принцип отрицания недостатков не предполагает чистого отрицания, т.е. если Коран отрицает наличие у Аллаха какого-либо недостатка, то это обязательно указывает на обладание Им противоположным качеством совершенства. Это не просто отрицание недостатков, которое признают некоторые группы. Всевышний сказал: «Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (т.е. Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их» (Аль-Бакара, 255).  Это значит, что Всевышнему Аллаху не присущи такие качества, как дремота и сон. Это отрицание подразумевает совершенство Его жизни и самодостаточности. Его жизнь настолько совершенна, что Им не овладевают ни дремота (т.е. полусон), ни сон. Слова «...и не тяготит Его оберегание их» (Аль-Бакара, 255)  предполагают совершенство и безупречность Его могущества, поскольку это занятие не удручает и не обременяет Его. Всевышний сказал: «Ничто на небесах и на земле не скроется от Него, будь оно даже весом в пылинку» (Саба, 3).  Отрицание того, что творение может скрыться от Него, предполагает знание о каждом атоме на небесах и на земле. Всевышний сказал: «Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, и усталость ничуть не коснулась Нас» (Каф, 38).  Отсутствие усталости указывает на совершенство могущества и силы. Всевышний сказал:
«Взоры не могут постичь Его» (Аль-Ан'ам, 103),  т.е. взоры не способны объять Его. И хотя Его можно будет увидеть в последней жизни. Его величие не позволит взорам объять Его.
Таким образом, отрицание любого недостатка у Аллаха предполагает обладание Им другим качеством, заслуживающим восхваления. Аллах не использовал для описания Себя категории чистого отрицания, не указывающие на качества с позитивным смыслом. И это означает ошибочность воззрений тех, кто предается обсуждению качеств, отрицающих недостатки (сифат салбийя). Отрицание само по себе не заслуживает восхваления и не является проявлением совершенства, пока оно не приобретает позитивный смысл, потому что чистое отрицание - это абсолютное небытие, а абсолютное небытие - это ничто.
Еретики часто пользуются категориями чистого отрицания. Они говорят: «Аллах не разговаривает, не видит, не находится над мирозданием». Некоторые из них впадают в крайности и говорят: «Он не находится ни внутри мироздания, ни вне его. Он не отделен от мира и не смешан с ним и т.д.» В своих дурных речах они представляют Аллаха несуществующим вообще. Пречист Он и далек от этого!
Правило 5. Слова, которые могут иметь правильный и ошибочный смысл
Мы обязаны верить в качества, которые упомянуты в Коране и сунне, если даже мы не понимаем их смысла. Что же касается выражений, которые не встречаются в Коране и сунне, которыми люди описывают Пречистого Аллаха и относительно которых они расходятся во мнениях, то мы не подтверждаем и не отрицаем их, пока нам не станет ясно, что подразумевается под ними. Например, если человек отрицает нахождение Аллаха в определенной стороне, мы спрашиваем его: «Что ты подразумеваешь под стороной?» Говорить, что Аллах на небе, имея в виду, что Аллах внутри неба и что небо объемлет Его, нельзя. Но если имеется в виду, что Аллах находится над Своими творениями, над небесами, то это правильно. То же самое относится к ограничению в пространстве (тахаййуз). Если под этим понимается, что творения окружают Аллаха, то это неправильно. Если же это означает, что Аллах отделен (мунхаз) от творений, то это справедливо.
Правило 6. Главная причина отрицания смысла божественных атрибутов - уподобление их качествам творений
Это правило разъяснил шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити, да смилуется над ним Всевышний Аллах. Он показал, что причиной этого несчастья является осквернение души антропоморфизмом - уподоблением Аллаха творениям. Когда тот, чье сердце замарано этой скверной, слышит какое-либо качество совершенства, которым Аллах восхвалил Себя (например, Его нисхождение на ближнее небо в последнюю треть ночи, Его вознесение на Трон, Его пришествие в день воскресения и т.п.), первое, что приходит ему в голову, - это сравнение Аллаха с творениями. Сердце такого человека замарано скверной антропоморфизма. Он не ценит и не почитает Аллаха должным образом. Первое, что приходит ему на ум, - это уподобление качеств Творца качествам творений. Его душа изначально поражена болезнью антропоморфизма, и это подталкивает его к отрицанию качеств Творца на том основании, что они похожи на качества творений. Вначале он уподобляет божественные атрибуты качествам творений (ташбих), а потом отрицает их (та'тил). И в начале, и в конце этого пути он выступает против Господа миров и отрицает Его качества на том основании, что они не приличествуют Ему. Шейх сослался на важное правило, которым руководствуются авторитетные ученые. Согласно нему, Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не разрешалось медлить с разъяснением того, в чем была необходимость, особенно, если это касалось вероучения. Допустим, что их неправильные суждения справедливы, и очевидный смысл аятов, в которых упоминаются божественные атрибуты, является неверием в Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не интерпретировал вознесение на Трон как овладение Троном. Он не интерпретировал ни одно из божественных качеств. Если бы подобные истолкования были справедливы, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, первым пояснил бы это, потому что ему не разрешалось медлить с разъяснением того, в чем была необходимость. Шейх также отметил, что, когда мусульманин слышит качество, которым Творец небес и земли описал Себя или которым Его описал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, его сердце должно переполняться почтением. Он должен быть твердо убежден в том, что это описание в высшей степени совершенно и величественно, славно и возвышенно. Верующий даже не помышляет о сравнении этих качеств с качествами творений. Его сердце очищено от скверны антропоморфизма и исполнено почтением к Аллаху. Оно готово к восприятию веры и признанию качеств, которыми Аллах прославил Себя и посредством которых Его восхвалил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом сказано в Коране: «Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11). Самое большое несчастье - это отсутствие почтения к Аллаху, ибо первое, что приходит на ум такому человеку, - это уподобление качеств Творца качествам творений. А потом, опираясь на это лживое суждение, этот несчастный отрицает качества Творца.
Правило 7. Аяты об атрибутах Аллаха не относятся к аятам, требующим толкования
Шейх аш-Шанкити отметил, что многие люди называют аяты, в которых упоминаются божественные атрибуты, требующими толкования (муташабих). С одной стороны, это неверно, а с другой стороны, пожалуй, допустимо, что разъяснил имам Малик, когда сказал: «Само вознесение не есть нечто неведомое, но как - нам непонятно. Спрашивать об этом - значит совершать ересь, а верить в это обязательно». То же можно сказать о нисхождении Аллаха: «Само нисхождение не есть нечто неведомое, но как - нам непонятно. Спрашивать об этом - значит совершать ересь, а верить в это обязательно». Это относится ко всем качествам, потому что все они известны арабам, но качества, присущие Творцу небес и земли, намного совершеннее и величественнее. Они превыше того, чтобы хотя бы в чем-либо походить на качества творений. Сущность Творца тоже реальна, и сущности творений реальны, но сущность Творца более совершенна и безупречна. Она превыше того, чтобы хотя бы в чем-либо походить на сущности творений.
Правило 8. Очевидный смысл атрибутов Аллаха не подразумевает сходство с творениями и не нуждается в рационалистическом толковании
Как известно из основ правоведения, если речь имеет одно значение и не может быть истолкована иначе, то она называется ясным текстом (насс). Примером этого служат слова Всевышнего: «...всего десять дней» (Аль-Бакара, 196). Если же речь предполагает два или
более толкований, то возможны два варианта: либо одно толкование является более очевидным, чем другое, либо оба толкования равноценны. Если оба толкования равноценны, то считается, что такой текст имеет обобщающий смысл (муджмал). Например, мы можем сказать: «Вчера у малыша сломалась ручка». Возможно, речь идет о переломе руки, а возможно - о сломанной ручке, предназначенной для письма. Этот текст имеет обобщающий смысл, и в таких случаях следует воздержаться от окончательного суждения, пока не подтвердится одно из двух толкований. Если смысл высказывания ясен, то этим ясным текстом (насс) нужно руководствоваться, и отказаться от него можно лишь в том случае, если доказано, что он был аннулирован (мансух). Если же одно из двух возможных толкований предпочтительнее другого, то первое называется очевидным (захир), а противоположное - менее вероятным (марджух). Очевидное толкование обязательно принимать к сведению, кроме тех случаев, когда иные доказательства свидетельствуют в пользу обратного. Например, если кто-то скажет: «Я увидел льва». Очевидно, речь идет о хищном звере, хотя есть вероятность того, что имеется в виду смелый человек. В свете сказанного мы спрашиваем: когда мы читаем аяты, касающиеся атрибутов Аллаха, например: «Рука Аллаха над их руками» (Аль-Фатх, 10), является ли первым, что нам приходит на ум, сходство Творца с творениями? Должны ли мы интерпретировать этот текст вопреки его очевидному смыслу? Или же первое, что приходит на ум, - это отсутствие у Господа небес всяких недостатков и несовершенств, и в таком случае мы обязаны признать очевидный смысл, не приписывая Аллаху недостатков? Ответ: первым, что приходит на ум мусульманину, услышавшему описание Господа небес и земли, является полное отрицание любого сходства между Ним и творениями. Поэтому признание очевидного смысла таких текстов справедливо. Он подразумевает отсутствие любого сходства между качествами Господа небес и земли и качествами творений. Разве станет рассудительный человек отрицать, что первым, что приходит в голову благоразумному человеку, - это отсутствие какого-либо сходства между сущностью и остальными атрибутами Творца и творений? Нет, клянусь Аллахом, возражать против этого будет только надменный упрямец.
Правило 9. Суть толкования (та'вил)
Термин «та'вил», который стал искушением для людей и причиной заблуждения тысяч мусульман, используется в трех значениях.

1. Исход какого-либо дела, разъяснение какого-либо события. В этом смысле данное слово употребляется в Коране, например, в словах Всевышнего: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу!» (Ан-Ниса, 59);
«Так нет же, они объявляют ложью знание, которое не способны постичь и разъяснение которого еще не наступило» (Йунус, 39);  «В тот день, когда наступит разъяснение этого, те, которые прежде предали его забвению, скажут...» (Аль-А'раф, 53).
2. Толкование. Данное слово часто используется в таком значении. Например, Ибн Джарир поступал так, говоря о толковании слов Всевышнего Аллаха.
3. В терминологии правоведов под словом «та'вил» подразумевается интерпретация слова вопреки его очевидному смыслу, который первым приходит на ум, на основании доказательства. Правоведы упоминают три случая интерпретации слов вопреки их очевидному смыслу.
1. Когда достоверные доказательства из Корана и сунны подтверждают законность истолкования текста вопреки его очевидному смыслу. Нет никаких разногласий по поводу справедливости и приемлемости такого рода интерпретаций. Примером того служит объяснение слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Сосед имеет больше прав на то, что прилегает к его владениям». Из очевидного смысла этого хадиса следует, что сосед имеет преимущественное право (шуф'а) на приобретение прилежащих земель.
Однако ученые объясняли, что в хадисе имеется в виду партнер, совладеющий этими землями. Такое толкование является менее вероятным (марджух), оно не приходит на ум первым, но в достоверном хадисе Джабира говорится: «Если же установлены границы и проложены дороги, то преимущественного права нет».
Следовательно, преимущественным правом на приобретение соседних земель обладает только тот сосед, который является их совладельцем. Это пример того, когда текст истолковывается вопреки его очевидному смыслу на основании ясного аргумента из Корана и сунны - аргумента, на который опираться обязательно. Такое истолкование называется достоверным [сахих) или приближенным (кариб).
2. Когда текст истолковывается вопреки очевидному смыслу на основании того, что ученый (муджтахид) считает убедительным доводом, хотя в действительности он таковым не является. Это называется далеким (ба'ид) или ошибочным (фасид) толкованием. Примером этого является пояснение Абу Ханифы к слову «имра'а»(«женщина») в хадисе «Брак любой женщины, которая вышла замуж без разрешения своего опекуна, считается недействительным». Его суждение о том, что это относится только к тем невольницам, которым хозяева позволили выкупить свободу (мукатаба), было признано далеким от истины, потому что оно противоречит очевидному смыслу, который первым приходит на ум при прочтении хадиса. Ведь слово «любой» в хадисе означает, что это относится ко всем женщинам. Обобщающая формулировка хадиса усиливает его смысл, и попытка ограничить его смысл редким случаем (невольницами, которым хозяева позволили выкупить свободу) - это пример истолкования текста вопреки его очевидному смыслу без основания.
3. Что же касается интерпретации слов вопреки их очевидному смыслу вообще без каких-либо оснований, то это не называется толкованием на языке науки. Это называется «игрой», заигрыванием с Писанием Аллаха и сунной Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, К интерпретациям такого рода относится суждение крайних рафидитов о словах Всевышнего: «Аллах приказывает вам зарезать корову» (Аль-Бакара, 67). Они считают, что это 'Аиша.
Сюда же относятся попытки интерпретации аятов, касающихся атрибутов Аллаха, вопреки их очевидному смыслу, и толкования, которые не подтверждаются доказательствами от Него. Например, некоторые считают, что восхождение на Трон означает овладение им. Подобное не относится к разновидностям толкования, потому что такая интерпретация не имеет под собой никаких оснований. Правоведы называют это «игрой», заигрыванием с Писанием Аллаха - велик Он и возвышен! - без каких-либо доказательств и аргументов. Поступать так запрещено, ибо это протест против Слова Господа миров. Правило, которому следовали ранние улемы, гласит: «Ни одинтекст из Писания Аллаха или сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, не подлежит истолкованию вопреки его очевидному смыслу, который первым приходит на ум, если только для этого нет веского основания».
Учение приверженцев Сунны и единой общины относительно атрибутов Аллаха
Ибн Теймийя, излагая суть представлений наших праведных предшественников по данному вопросу, сказал: «Основой в данном вопросе является описание Аллаха теми качествами, подчеркивающими совершенство и отрицающими недостатки, которыми Он охарактеризовал Себя и которыми Его охарактеризовал Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Необходимо признавать все, чем Аллах охарактеризовал Себя, и отрицать все, что Он отверг от Себя. Известно, что ранние мусульмане и мусульманские имамы признавали божественные атрибуты, не придавая им форму (такйиф), не уподобляя их качествам творений (тамсил), не искажая их смысл (тахриф) и не лишая их всякого смысла (та'тил)».
Аллах предостерег нас от уклонения от правильного метода понимания Его имен и качеств, изложенного в Его Писании: «У Аллаха самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются [от истины] в отношении Его имен» (Аль-А'раф, 180).  В арабском языке слово «илхад» означает «уклонение от цели», «отклонение в сторону», «несправедливость». Слово «лахад», означающее «ниша в могиле», образовано от него, потому что ниша отклоняется в сторону киблы. Отрицая то, что приписывают Ему заблудшие язычники, уклонившиеся от истины (мулхид) в понимании Его имен, Всевышний Аллах сказал: «Аллах пречист и далек от того, что они приписывают Ему» (Ас- Саф-фат, 159);  «Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему» (Ас-Саффат, 180).  Исключением из этого являются качества, которыми Аллаха описывают Его искренние рабы: «...кроме избранных рабов Аллаха» (Ас-Саффат, 160).  В другом аяте Аллах поприветствовал миром посланников за то, что их описание Аллаха и их речи не содержат изъяна: «Мир посланникам!» (Ас-Саффат, 181).
Убеждения имама Абу аль-Хасана аль-'Ашари относительно качеств Аллаха
Некоторые из тех, кто недоволен учением приверженцев сунны, шумно выказывают свое недовольство, ссылаясь на то, что ашариты якобы не разделяют описанных нами убеждений. Они заявляют, что учение ашаритов - это и есть учение приверженцев сунны. Поэтому здесь мы процитируем слова Абу аль-Хасана аль-Аш'ари об учении приверженцев сунны и сторонников хадисов. В конце этого отрывка имам однозначно указывает на то, что он тоже придерживается этих взглядов. В параграфе, названном «Краткое изложение воззрений сторонников хадисов и приверженцев сунны», он писал: В целом приверженцы сунны и хадисов веруют в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и во все, что передано от Аллаха и что передано заслуживающими доверия рассказчиками от имени Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и ничего из этого они не отвергают.
Они признают, что Пречистый Аллах - Единственный Бог, достойный поклонения, Самодостаточный, и нет божества, кроме Него. Нет у Него ни жены, ни сына, а Мухаммад - Его раб и посланник. Они признают, что Рай - это истина, что Ад - это истина, что Судный
Час несомненно наступит и что Аллах воскресит тех, кто в могилах.
Пречистый Аллах находится над Троном: «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5).
У Него две Руки, которым нельзя придавать форму: «...кого Я сотворил Своими обеими Руками» (Сад, 75);  «Его обе Руки простерты» (Аль-Маида, 64).
У Него два Глаза, которым нельзя придавать форму: «[Ковчег] поплыл у Нас на Глазах» (Аль-Камар, 14).
У Него есть Лик: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и вели-
кодушием» (Ар-Рахман, 27).  Нельзя говорить, что имена Аллаха не относятся к Аллаху, как это делают мутазилиты и хариджиты.
Пречистый Аллах обладает знанием: «Он ниспослал это по Своему знанию» (Ан-Ниса, 166);
«Самка может зачать или родить только с Его ведома» (Фатир, 11).
к вопросам вероучения, а не права. Он не делал различий между множественными (мутаватир) и единичными (ахад) сообщениями, и то, что в своих книгах он обосновывал вопросы вероучения хадисами, подтверждает правильность сделанного нами вывода. Они признают слух и зрение Аллаха, не отрицая их, в отличие от мутазилитов. Они признают, что Аллах обладает силой: «Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой?» (Фуссилат, 15).  Они говорят, что Коран- это Слово Аллаха, а не творение, и считают еретическими взгляды тех, кто называет произношение Корана сотворенным или воздерживается от суждения по данному вопросу. Они не говорят, что произношение Корана сотворено, и не говорят, что оно не сотворено. Они признают, что Пречистого Аллаха можно будет увидеть воочию в день воскресения, как можно увидеть луну в полнолуние, но увидят Его только верующие. Неверующие же не увидят Его, потому что будут отделены от Него завесой, как об этом сказал Могучий и Великий Аллах: «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (Аль-Мутаффифин, 15).  Когда Муса попросил Пречистого Аллаха показать ему Себя в этом мире, Аллах явил Себя горе, и та разрушилась. Он объяснил Мусе, 'аляйхис-салям, что тот не увидит Его в этом мире, но увидит в последней жизни. Они верят в хадисы Посланника Аллаха. да благословит его Аллах и приветствует,
о том, что Пречистый Аллах нисходит на ближайшее небо и говорит: «Кто молит Меня о прощении?», как об этом сказано в хадисе от имени Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Они также признают, что Пречистый Аллах придет в день воскресения:
«Твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (Аль-Фаджр, 22), и что Аллах приближается к творениям, как пожелает: «Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф, 16).  Абу аль-Хасан аль-Аш'ари завершил изложение вероучения приверженцев сунны и сторонников хадисов словами: «Таково краткое изложение того, что они проповедуют, чем руководствуются и что признают. Мы разделяем все их воззрения, которые мы упомянули, и мы придерживаемся их. И только Аллах наставляет нас на прямой путь. Достаточно нам Его, и как прекрасен этот Попечитель. Его мы просим о помощи, на Него уповаем и к Нему вернемся». Из этого отрывка ясно, что убеждения Абу аль-Хасана аль-Аш'ари совпадали с вероучением приверженцев сунны и единой общины (ахль ас-сунна ва-ль-джама'а) в вопросах, касающихся имен и качеств Аллаха.

(Доктор Умар Суляйман аль-Ашкар)
*********************************************************************************



























































































































































































































































































































-
























































































































































































































































































































































































Комментариев нет :

Отправить комментарий