пятница, 27 марта 2015 г.

Вера в Аллаха! (3).

Вера в Аллаха!
Познание Аллаха посредством священных текстов 
(Изучение Его Имен и Атрибутов)
Мы отметили, что второй путь познания Аллаха - изучение текстов Корана и сунны,
повествующих непосредственно об Аллахе и разъясняющих Его имена и атрибуты. Это светлый путь с безопасным концом, поскольку знание об Аллахе, полученное из Его слов и речей Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, не оставляет места сомнениям и неопределенности. При рассмотрении большинства вопросов, мы постарались процитировать сами священные тексты, потому что они более выразительны и понятны, чем
людские высказывания. Я не пытался истолковать эти тексты или исказить их смысл, чтобы
они совпали с суждениями людей и соответствовали их меркам, как это делали многие из
наших заблудших предшественников, поскольку люди сами обязаны менять свои взгляды и
критерии, приводя их в соответствие со священными текстами.
Пределы познания атрибутов Аллаха человеческим разумом
Атрибуты (качества) Аллаха, упомянутые в Коране и сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, делятся на две категории: 
а) те, которые человеческий разум не способен постичь самостоятельно, т.е. которые мы 
узнаем только из священных текстов, например, Рука или Лик Аллаха;
б) те, которые можно понять путем размышления, например, могущество и мудрость. 
Мы не станем рассматривать все божественные атрибуты, но, если на то будет воля
Всевышнего Аллаха, упомянем некоторые из них, чтобы разъяснить этот вопрос и дать полное представление о нем. 
Обзор некоторых божественных атрибутов, упомянутых в священных текстах
1. Сущность (зат) Аллаха
Пречистый Аллах имеет сущность, которой присущи качества совершенства и чужды любые 
недостатки. Каждый, кто читает Коран, приобретает твердое знание о том, что у Аллаха есть сущность: «Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон» (Аль-Бакара, 255); 
«Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и
нет никого равного Ему"» (Аль-Ихлас, 1 -4).
Когда неверующие собрались убить Хубайба, он сказал: 
Если я буду убит как мусульманин, меня не волнует, как я умру. Это ради сущности Бога, и если Он пожелает, то благословит мое разорванное тело.
Сущность Аллаха не похожа на сущность творений, равно как и Его качества нисколько не 
похожи на качества творений. Аллах совершенен, и нет ничего более совершенного. Что же 
касается творений, то они непременно обладают какими-нибудь недостатками. По меньшей мере, каждый из них нуждается в ком-либо.
Отрицая какое-либо сходство между Собой и творениями, Всевышний Аллах сказал:
«Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11).
2. Самость (нафс) Аллаха
Всевышний Аллах имеет самость, соответствующую Его совершенству и величию. Она не 
похожа на души и самость творений. Аллах сообщил об этом в ясных коранических аятах и сказал: «Когда к тебе приходят те, которые уверовали в Наши знамения, говори им:
"Мир вам! Ваш Господь предписал Себе быть Милосердным, и если кто из вас
сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то ведь Он - Прощающий, Милосердный"»  (Аль-Ан'ам, 54).
Пречистый Аллах сообщил о том, что Ему присуща самость, и Он предписал Себе милосердие. В другом аяте говорится: «Скажи: "Кому принадлежит то, что на небесах и на земле?" Скажи: "Аллаху! Он предписал Себе милосердие. Он непременно соберет вас вместе в день воскресения, в котором нет сомнения"» (Аль-Ан'ам, 12).
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил кое-что об этой записи. В хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, сообщается, что Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, Он написал надпись, которая находится у Него над Троном: "Моя милость опережает Мой гнев"». В другой версии сказано: «Моя милость одолевает Мой гнев». Его передали аль-Бухари и Муслим. Признание самости Аллаха - это и путь предыдущих посланников. В частности, пророк 'Иса сказал Господу могущества: «Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя. Воистину, Ты- Ведающий сокровенное» (Аль-Маида, 116).
Обращаясь к Своему посланнику Мусе, Аллах сказал:
«Ты пробыл многие годы среди жителей Мадьяна, а теперь вернулся в срок, о Муса! 
Я избрал тебя для Себя» (Та ха, 40-41). Всевышний предостерег рабов от Себя: 
«Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам» 
(Аль 'Имран, 30).
Аллах поминает про Себя рабов, которые поминают Его в душе. Аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах» передали рассказ Абу Хурайры о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну Его про Себя, а если он помянет меня в обществе [других людей], то Я помяну его среди тех, кто лучше них»».
Поминание Аллаха доставляет удовольствие Самому Всеблагому и Всевышнему Аллаху.
Муслим передал со слов Ибн Аббаса, что мать правоверных Джувейрийа рассказывала, как однажды ранним утром Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел от нее, чтобы совершить рассветный намаз. Она находилась в месте моления и продолжала сидеть там до тех пор, пока он не вернулся после восхода солнца. Он спросил: «Ты все еще находишься в том же положении, в котором я тебя оставил?» Она ответила: «Да». Тогда Пророк, да  благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Выйдя от тебя, я трижды произнес четыре фразы, которые перевесят все, что ты произнесла с начала дня: "Пречист Аллах и хвала Ему [столько раз], сколько существует Его творений, [столько раз], сколько Ему Самому угодно, [столько раз], сколько весит Его Трон, [и пусть для их записи потребуется столько] чернил, сколько [потребуется для записи] Его слов /Субхана-Ллахи ва би-хамдихи 'адада халькыхи ва рида нафсихи ва зината 'аршихи ва мидада калиматих"».
3. Лик (ваджх) нашего Господа
У Пречистого Аллаха есть Лик, который не похож на лица творений. Мы признаем это и верим в это, потому что Аллах сообщил об этом в Своем Писании, а Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, - в своих хадисах. Всевышний Аллах сказал:
«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием»
(Ар-Рахман, 27). Комментируя этот аят, Ибн Джарир сказал: «Слова "обладающий величием и великодушием" являются эпитетом божественного Лика, и поэтому слово "обладающий" стоит в именительном падеже (марфу')». Некоторые из наших заблудших предшественников не признавали существование Лика Всевышнего Аллаха. Они полагали, что выражение "обладающий величием и великодушием" относится к Господу. По их мнению, в данном аяте говорится, что величие и великодушие присущи не Лику Господа, а Самому Господу.
Опровергая такое суждение, имам Ибн Хузайма сказал: Такое мнение может высказать только тот, кто не знает арабского языка, потому что Аллах - велик Он и возвышен! - сказал:
«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием».
Слово «ваджх» здесь огласовано даммой и стоит в именительном падеже, а слово «рабб»
является определением к слову «ваджх» и стоит в родительном падеже. Если бы выражение
«обладающий величием и великодушием» относилось к Господу, то его следовало бы читать «обладающего величием и великодушием». Существование Лика Аллаха также подтверждается Его словами: «Всё погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Касас, 88).
Польза веры в Лик Всевышнего Аллаха
1. Стремление к Лику Аллаха посредством праведных деяний.
Узнав, что провозгласил Аллах, мы обязаны устремиться к Его Лику посредством наших благих деяний, как нам было велено в ясных аятах Корана. Любые поступки, совершенные не ради Аллаха, тщетны и бесполезны: «Всё погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Касас, 88). Мы должны раздавать пожертвования, стремясь к Его Лику: «Но [награда] тех, которые раздают закят, стремясь к Лику Аллаха, будет приумножена» (Ар-Рум, 39).
Описывая Своих праведных рабов, Аллах сообщил, что они совершают поступки только ради Его Лика, не желая ничего другого: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (Аль-Инсан, 9);
«[Богобоязненный] раздает свое имущество, очищаясь, не в оплату за милость, оказанную ему кем-либо, а только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа»
(Аль-Лейл, 18-20); «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику» (Аль-Кахф, 28).
В обоих «Сахихах» приводится хадис 'Итбана бин Малика о том, что Посланник Аллаха. да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах запретил Огню [касаться] того, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, стремясь тем самым к Лику Аллаха».
2. Обращение к Лику Аллаха за защитой.  
Именно так поступал Посланник. да благословит его Аллах и приветствует. Передают со слов Джабира бин 'Абдуллаха, что, когда был ниспослан аят: «Скажи: "Он властен наслать на вас мучения сверху"», Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я прибегаю к Твоему Лику». Потом было ниспослано: «...или из-под ваших ног», - он сказал: «Я прибегаю к Твоему Лику». Потом было ниспослано: «...или привести вас в замешательство, разделив на группировки и дав одним из вас вкусить жестокость других» (Аль-Ан'ам, 65). Тогда он сказал: «Это легче». Передают со слов 'Али бин Абу Талиба, что когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ложился, он говорил: «О Аллах, я прибегаю к Твоему Великодушному Лику, к Твоим совершенным словам от зла всякого животного, которого Ты держишь за чуб /Аллахумма инни а'узу би-ваджхикя-ль-кярим ва би-кялимати-ка-т-таммати мин шарри кулли даббатин анта ахизун би-насыйатиха». Хадис передал Абу Давуд.
3. Удовлетворение просьбы того, кто просит ради Лика Аллаха.
Передают со слов Ибн 'Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Предоставьте убежище тому, кто просит его ради Аллаха, и дайте тому, кто просит ради Лика Аллаха».
4. Желание взглянуть на Лик Аллаха.
Передают со слов 'Аммара бин Йасира, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорил во время мольбы:
«О Аллах, ради Твоего знания о сокровенном и Твоей способности творить, продли мою жизнь, если Ты знаешь, что жизнь будет для меня лучше, и упокой меня, если Ты знаешь, что смерть будет для меня лучше! О Аллах, я прошу Тебя [внушить мне] страх перед Тобой в сокровенном и явном, и прошу Тебя [помочь мне говорить] правдивое и справедливое слово в гневе и довольстве! Я прошу Тебя об умеренности в нужде и богатстве, и прошу Тебя о блаженстве, которое не закончится, и прошу Тебя об усладе для глаз, которая не прервется, и прошу Тебя [помочь мне] быть довольным судьбой! Я прошу Тебя о приятной жизни после смерти, и прошу Тебя [позволить мне] насладиться взором на Твой Лик, и прошу Тебя [помочь мне] стремиться к встрече с Тобой, чтобы не помешало этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути! О Аллах, укрась нас верой и сделай нас наставниками, следующими прямым путем /Аллахумма би-'илмика-ль-гайби ва кудратика 'аля-ль-халькы ахйини ма 'алимта-ль-хайата хай- ран ли ва таваффани иза 'алимта-ль-вафата хайран ли, Аллахумма ва ас'алюка хашйатака фи-ль-гайби ва-ш-шахадати, ва ас'алюка кялима- та-ль-хакки ва-ль-'адли фи-ль-гадаби ва-р-рида, ва ас'алюка-ль-касда фи-ль-факри ва-ль-гина, ва ас'алюка на'иман ля йубиду, ва ас'алюка куррата 'айнин ля танкаты'у, ва ас'алюка-р-рида ба'да-ль-када, ва ас'а-люка барда-ль-'айши ба'да-ль-маути, ва ас'алюка лаззата-н-назари иля ваджхика, ва ас'алюка-ш-шаука иля ликаика фи гайри дарраи мудыр- ратин ва ля фитнатин мудыллятин, Аллахумма заййинна би-зинати-ль- имани ва-дж'альна худатан мухтадин».
Комментируя слова Всевышнего: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26), Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что под добавкой здесь подразумевается возможность увидеть Лик нашего Могучего и Великого Господа. Приведя высказывания Абу Бакра и Хузайфы на эту тему, имам аль-Байхаки сказал: «Сообщений по этому поводу, переданных со слов сподвижников и их последователей, да будет доволен ими Аллах, много».
В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Сухайба о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда обитатели Рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: "Не хотите ли вы добавки?" Они скажут: "Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас от Огня?" Тогда Он приподнимет покрывало,  и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочел аят:
«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 2б)131.
В обоих «Сахихах» приводятся следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «У него будет два сада, в которых сосуды и все остальное будет из серебра, а в двух других садах - из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть  на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его Лике».
Покрывало на Лике Аллаха
Передают со слов Абу Мусы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Могучий и Великий Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он поднимает и опускает весы. Совершенные ночью деяния возносят к Нему прежде,  чем деяния, совершенные днем, а деяния, совершенные днем, возносят к Нему прежде, чем деяния, совершенные ночью. Его покрывало из света (в версии Абу Бакра сказано: "из огня"), и если Он приподнимет его, то сияние Его Лика сожжет все творения, на которые попадет Его взор».
Сомнения одного из передатчиков относительно слов «свет» и «огонь» не вредят хадису, потому что чистый огонь, со стороны которого Аллах обратился к пророку Мусе тоже называют и светом, и огнем. Помимо того, Аллах назвал горящий в светильнике огонь светом. Что же касается черного огня, подобного пламени Ада, никогда не называется светом.
Эти покрывала не позволяют рабам постичь (идрак) Аллаха. Облака и крыши домов тоже не позволяют людям увидеть солнце и луну, но под открытым небом солнце и луна ясно видны. Неправильно думать, что эти покрывала мешают Аллаху видеть. Мусульманин никогда не скажет такое, ибо ничто на небе и на земле не сокрыто от Аллаха. Но эти покрывала скрывают Его творения от Его сияния, как сказал об этом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, «Если Он приподнимет его, то сияние Его Лика сожжет все творения, на которые попадет Его взор». Таким образом, взор Аллаха постигает все творения, что же касается блеска и сияния, то они сокрыты за покрывалом из света или огня.
4. Две Руки (йад) Аллаха
У Аллаха  пречист Он и возвышен! - две Руки, которые соответствуют Его величию и совершенству. Они нисколько не похожи на руки творений. Всевышний сказал:
«Его обе Руки простерты» (Аль-Маида, 64). Укоряя Иблиса в непослушании и отказе от преклонения перед Адамом, Аллах сказал: «Он сказал: "О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?"» (Сад, 75).
Упоминание о Руках Аллаха при прославлении Его
До нас дошло много хадисов, в которых наряду с восхвалением Всеблагого и Всевышнего Господа упоминаются Его Руки и сообщается, что они исполнены блага. Так, Господь воззовет к обитателям Рая и скажет им: «О обитатели Рая!» Они ответят: «Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе, и благо - в Твоих Руках». В день воскресения наш Господь воззовет к Адаму и тот ответит: «Я здесь и готов служить Тебе, и все благо - в Твоих Руках»
В мольбе, которую Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, читал во время ночного намаза (кийам аль-лайл), он говорил: «Я здесь и готов служить Тебе, и благо - в Твоих Руках». Произнося тальбию, Ибн 'Умар говорил: «Я здесь и готов служить Тебе, и благо - в Твоих Руках».
Руки Господа простерты
Пречистый Аллах щедр и простирает Свои Руки, одаряя рабов: 
«Его обе Руки простерты: Он расходует, как пожелает» (Аль- Маида, 64). Он простирает Свои Руки ночью и днем, чтобы принять покаяния рабов. Передают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах простирает Свою Длань ночью, чтобы принять покаяние того, кто согрешил днем, и простирает Свою Длань днем, чтобы принять покаяние того, кто согрешил ночью. И это продолжается до тех пор пока солнце не взойдет на западе».
Творения, которые Милостивый создал Своей Рукой
Для Аллаха нет ничего невозможного, и стоит Ему, пожелав чего- либо, сказать: «Будь!» - как его желание сбывается. Несмотря на это, Он оказал почтение некоторым творениям и создал их Своими Руками, что указывает на их высокое положение и заботу Аллаха о них. В Писании Аллаха и сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается, что Аллах создал Своими Руками следующие творения.
1. Адам.  Поэтому Всевышний Аллах сказал Иблису:
«Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?»
(Сад, 75).  В длинном хадисе о заступничестве говорится: «Они придут к Адаму и скажут: "Ты - Адам, отец людей. Аллах создал тебя Своей Рукой и поселил в Своем Раю». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.
В хадисе о споре между Адамом и Мусой сообщается, что Муса сказал Адаму:
«Ты - тот самый Адам, которого Аллах создал Своей Рукой? Он вдохнул в тебя от Своего духа...». Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил о том, что Он создал Адама Своими Руками, и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поведал о том, что люди, обращаясь за помощью к Адаму, упомянут это как самое славное из его достоинств. Пророк Муса тоже отметил эту особенность, которой Аллах почтил Адама. Если бы под Рукой Аллаха здесь подразумевалось Его могущество, о каком превосходстве Адама над остальными людьми можно было бы говорить?
2. Его Рукой написана Тора. В некоторых версиях хадиса о споре между Адамом и Мусой сообщается, что Адам сказал Мусе: «Ты - тот самый Муса, которого Аллах избрал и почтил беседой с Ним? Он начертал для тебя Тору Своей Рукой...» В одной из версий, упомянутой в обоих «Сахихах», говорится: «Аллах избрал тебя и почтил беседой с Ним. Он начертал для тебя Своей Рукой».
3. Его Рукой сделана надпись, которая хранится возле Него. Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк. да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, Он написал надпись, которая находится у Него над Троном: "Моя милость одолевает или опережает Мой гнев"».  В другой версии говорится:
«Поистине, до начала творения Аллах написал надпись: "Моя милость опережает Мой гнев". Это записано у Него над Троном».
Ибн Маджа передал хадис со слов Абу Хурайры в следующем виде:
«До начала творения ваш Господь предписал Себе Своей Рукой: "Моя милость опережает Мой гнев"». Существование надписи, сделанной Рукой Милостивого, подтверждается в сборнике «Китаб ас-сунна» Ибн Абу 'Асима: «Когда Всевышний Аллах завершил сотворение, Он Своей Рукой написал в книге, которая находится у Него: "Моя милость одолевает или опережает Мой гнев". Это хранится у Него над Троном».
4. Его Рукой посажены сады Эдема. В «Сахихе» Муслима приводятся следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
Муса спросил своего Господа: «Кто займет самое низкое место в Раю?» Он ответил: «Это будет мужчина, который придет туда после того, как обитатели Рая уже войдут в него. Ему будет сказано: "Войди в Рай". Он спросит: "Господи, как? Ведь люди уже заняли в нем свои места и взяли то, что им причиталось". Ему скажут: "Ты будешь доволен, если получишь царство одного из земных царей?" Он скажет: "Я буду доволен, Господи". Ему скажут: "Ты получишь его, и еще столько же, и еще столько же, и еще столько же". В пятый раз он скажет: "Я доволен, Господи". Ему скажут: "Ты получишь его и в десять раз больше в придачу, а также все, что пожелает твоя душа и чем насладится твой взор".
Он скажет: "Я доволен, Господи"». Муса спросил: «Господи, а кто займет самое высокое место?» Он сказал: «Это будут те, кому Я соизволю. Их блага Я взрастил Своей Рукой и запечатал. Их не видели глаза, не слышали уши, и о них даже не помышляла человеческая душа».
Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это подтверждается в Писании Могучего и Великого Аллаха: "Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали" (Ас-Саджда, 17)». Он сообщил, что посадил сады для них Своей Рукой.
Величие Рук Пречистого Аллаха
В Писании Аллаха сказано: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его
Десницей» (Аз-Зумар, 67). В обоих «Сахихах» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день воскресения Всеблагой и Всевышний Аллах возьмет в руку землю и свернет небо Своей Десницей, а потом скажет: "Я - Царь! Где же земные цари?"»  В «Сахихе» Муслима приводится рассказ 'Абдуллаха бин 'Умара о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день воскресения Могучий и Великий Аллах свернет небеса и возьмет их Своей Правой Рукой, а потом скажет: "Я - Царь! Где же тираны? Где заносчивые?" Потом Он свернет земли Своей Левой Рукой и скажет: "Я - Царь! Где же тираны? Где заносчивые?"»
В одной из версий говорится: "Я видел, как Посланник Аллаха, стоя на кафедре, сказал:
"Могучий [Аллах] возьмет небеса и земли в обе Руки, а потом скажет: "Я - Аллах! Я - Царь!" При этом он сжал и разжал пальцы. Тут я увидел, как нижняя часть кафедры задрожала, и я подумал: "Неужели она упадет вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует".
Обе Руки Аллаха правые
В «Сахихе» Муслима приведены слова Пророка «Потом Он свернет земли Своей Левой Рукой». Аль-Байхаки назвал иснад этой версии слабым и сказал: «Упоминание о Левой Руке встречается только в версии, рассказанной 'Умаром бин Хамзой со слов Салима. Этот же хадис передали Нафи' и 'Убайдуллах бин Муксим со слов 'Абдуллаха бин 'Умара, и в нем не говорится о Левой Руке». Он также подверг критике текст хадиса: «Как он может быть достоверным, если достоверно известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал обе Руки Аллаха правыми».
Передают со слов 'Абдуллаха бин 'Амра, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Справедливые будут восседать возле Аллаха на тронах из света, по Правую Руку Милостивого, и обе Руки Его правые. Это те, которые принимают справедливые решения и справедливы со своими семьями и подчиненными».
5. Пальцы (исба') Милостивого
У Пречистого Аллаха есть пальцы, которые нисколько не похожи на пальцы творений. Они соответствуют величию и совершенству Всевышнего. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис 'Абдуллаха бин Мас'уда: «Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел иудей и сказал: "Мухаммад, поистине, Аллах поместит на одном пальце небеса, на другом - земли, на третьем - горы, на четвертом - деревья, на пятом - живые существа, а потом скажет: "Я - Царь!"» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, широко рассмеялся, так что можно было увидеть его задние зубы, а потом прочел: «Не ценили они Аллаха должным образом» (Аз-Зумар, 67).  В одной из версий сообщается, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засмеялся от удивления и в подтверждение его слов».  В «Сахихе» Муслима приводится рассказ 'Абдуллаха бин 'Амра бин аль-'Аса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, все сердца сынов Адама, словно одно сердце между двумя Пальцами Милостивого, и Он изменяет его, как пожелает». Потом он сказал: «О Аллах, изменяющий сердца, направь наши сердца к покорности Тебе!»
6. Что было сказано о Стопе (кадам) Аллаха
Так называется одна из глав книги имама аль-Байхаки «Аль-асма ва-с-сифат» (1/348). В ней приводится несколько хадисов, и вот некоторые из них:

1.Аль-Бухари и Муслим передали со слов Анаса бин Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Геенна будет повторять: "Нет ли добавки?", пока Господь могущества не наступит на нее Своей Стопой так, что ее части войдут одна в другую. Тогда она скажет: "Довольно, довольно, клянусь Твоим могуществом!"» 
В одной из версий хадиса говорится: «В Раю свободное место останется до тех пор, пока Аллах не создаст для него существа, которые поселит там». 
2. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «[Однажды] Рай и Огонь стали пререкаться между собой, и Ад сказал: "Мне отдали тех, кто высокомерен и надменен". Рай же сказал: "И почему в меня войдут только слабые, бедные и неискушенные люди?" Тогда Могучий и Великий Аллах скажет Раю: "Ты - Моя милость, которую Я оказываю тому из Моих рабов, кому пожелаю". Потом он скажет Огню: "Поистине, ты - Мое наказание, которому Я подвергаю того из Моих рабов, кого пожелаю. Каждый из вас двоих заполнится". Но Огонь не будет заполнен, пока Всеблагой и Всевышний Аллах не наступит на него Своей
Ногой, и он скажет: "Довольно, довольно, довольно!" Лишь тогда он заполнится, а его части войдут одна в другую, и ни с кем из творений Аллах не поступит несправедливо. Что же касается Рая, то для него Аллах создаст существа». 
3. Передают, что Ибн 'Аббас, комментируя аят:
«Его Престол объемлет небеса и землю» (Аль-Бакара, 255), сказал, что Престол - это место для Стоп.
7. Голень (сак) Пречистого Аллаха
Мы обязаны верить в то, что у Аллаха есть Голень. Мы не можем отрицать этого, потому что Пречистый Господь сказал: «В тот день, когда обнажится Голень [Аллаха], их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать [этого]»  (Аль-Калам, 42).
Смысл этих слов разъясняется в хадисе Абу Са'ида аль-Худри, переданном в обоих «Сахихах». В нем сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Наш Господь обнажит Свою Голень, и тогда все верующие мужчины и женщины падут ниц перед Ним. А те, кто в мирской жизни падал ниц ради доброго имени, показывая себя перед людьми, останутся стоять. Они захотят совершить поклон, но их позвоночник превратится в один сплошной позвонок». 
Следует отметить, что признание Голени Аллаха равносильно признанию Его Руки, слуха, зрения и других атрибутов. Что касается высказывания Ибн 'Аббаса о том, что под «обнажением голени» здесь имеется в виду тяжесть положения, то оно противоречит комментарию Ибн Мас'уда, в котором сообщается о том, что это Господь обнажит Свою Голень.  Как прекрасно высказывание аш-Шаукани: «Аллах дал нам достаточное толкование данного аята, переданное в словах Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, Оно не предполагает ни существования у Него телесной оболочки (таджсим), ни уподобления Его творениям (ташбих), ибо нет никого подобного Ему».
Ибн Джарир ат-Табари и Ибн Касир привели комментарий Ибн 'Аббаса наряду с версиями хадиса, разъясняющего смысл коранического текста. Они не интерпретировали хадис вопреки его очевидному смыслу. Следовательно, они не видели противоречия между хадисом и суждением Ибн 'Аббаса. В день воскресения положение действительно будет тяжелым, и это не противоречит тому, что Аллах обнажит Свою Голень.
8. Восхождение (истава) Аллаха на Трон
Трон - величайшее из всех творений, и о восхождении Аллаха на него недвусмысленно говорится в семи местах Корана: «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5). Доказательством того, что Трон - одно из творений Аллаха, является аят: «И восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (Аль-Хакка, 17).  Это произойдет в день воскресения. В другом аяте говорится: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих»
(Гафир,7). Аллах сообщил, что Трон носят ангелы, которые просят прощения для верующих. Все это противоречит мнению о том, что Трон - это царствие Аллаха. В хадисе, переданном аль-Бухари, говорится: «Если вы просите Аллаха, то просите у Него Фирдаус, потому что это - центральная и самая высокая часть Рая. Над ним располагается Трон Милостивого, и оттуда берут начало райские реки».
Аль-Бухари же передал со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не отдавайте мне предпочтение перед Мусой. В день воскресения люди потеряют сознание, и я буду первым, кто придет в себя, а Муса уже будет держаться за край Трона. Я не знаю, будет ли Муса в числе тех, кто потеряет сознание, и придет в себя раньше меня, или же он будет в числе тех, для кого Аллах сделал исключение». 
В версии Абу Са'ида аль-Худри, также приведенной в «Сахихе», говорится: «И вдруг я увижу Мусу, который будет держаться за одну из колонн Трона».
Как можно говорить, что Трон не является одним из творений Аллаха, если это кровля Фирдауса? Как Муса сможет ухватиться за его колонну, если он не является одним из творений?! Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда Аллах завершил сотворение, Он написал надпись, которая находится у Него над Троном: "Моя милость опережает Мой гнев"».
Величие Трона
Аллах назвал Трон великим: «Господь великого Трона» (Аль-Му'минун, 86).
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил нам величие Трона двумя путями. Во-первых, он сообщил о величественных размерах ангелов, которые несут Трон. В «Сунане» Абу Давуда приводится хадис с достоверным иснадом о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было позволено рассказать об одном из ангелов Аллаха, об одном из носителей Трона. Поистине, между мочкой его уха и его плечом расстояние в семьсот лет».  Во-вторых, он подчеркнул ничтожность просторов небес и земли по сравнению с огромными размерами Трона. Посланник сказал:
«Семь небес по сравнению с Престолом подобны колечку, брошенному в пустыне, а превосходство Трона над Престолом так же велико, как превосходство этой пустыни над этим колечком». 
Аллах прославляет Себя, упоминая о восхождении на Трон и называя Себя
Господом Трона
Господь гордится тем, что Он находится над Троном: «Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится. Это - Ниспослание от Того, Кто сотворил землю и высокие небеса. Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 1 -5);
«Он - Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из нее, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит к нему. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» (Аль-Хадид, 4).  Во многих аятах Аллах гордится тем, что называет Себя Владыкой Трона: «Владыка Трона, Славный. Он вершит то, что пожелает» (Аль-Бурудж,
15-16); «...то они непременно попытались бы добраться до Владыки Трона» (Аль-Исра, 42).  Он также называет Себя Господом Трона: «Я уповаю только на Него, ибо Он - Господь великого Трона» (Ат-Тауба, 129); «Аллах, Господь Трона, пречист и далек от того, что они приписывают Ему!» (Аль-Анбийа, 22); «Скажи: "Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?"» (Аль-Му'минун, 86).
'Абдуллах бин Раваха, вознося хвалу Пречистому Господу в стихах, сказал:
Свидетельствую, что обещание Аллаха истинно,
Что Ад - пристанище неверных
И что Трон Аллаха находится на воде,
А над ним - Господь миров.
Трон несут благородные ангелы,
Меченые ангелы Бога.
Этот стих передал Ибн 'Абд аль-Барр в «Исти'абе» и сказал: «Мы привели его через несколько достоверных путей».
Смысл восхождения на Трон
Мы не знаем, как Пречистый Аллах вознесся на Трон, потому что ничего не ведаем о Его сущности. Но мы знаем, что означает слово «истава» в арабском языке. Когда арабы используют после этого глагола предлог «'ала», они вкладывают в него четыре значения: «утвердился», «возвысился», «вознесся» и «поднялся». Этот вопрос исследовал Ибн аль-Каййим. Абу аль-Хасан аль-Аш'ари сообщил, что мутазилиты истолковывают «вознесение на Трон» как овладение Троном. Следовательно, предшественниками тех, кто интерпретирует смысл восхождения таким образом, являются мутазилиты, и как же скверны эти предшественники! Приверженцы сунны и сторонники хадисов признают восхождение Аллаха на Трон и не придают ему какой-либо образ, как об этом писал Абу аль-Хасан аль-Аш'ари, да смилуется над ним Аллах. Знатоки арабского языка передали нам высказывания улемов, чье естество не было отравлено заразными философскими идеями. Они отказывались интерпретировать «восхождение на Трон» как овладением им.
Давуд бин 'Али аль-Асбахани рассказывал, что находился рядом с Ибн аль-А'раби, когда какой-то человек вошел к нему и спросил: - Что означают слова Могучего и Великого Аллаха: «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5)?  - Он находится на Троне так, как сообщил об этом, - ответил Ибн аль-А'раби. - Абу 'Абдуллах, это значит, что Он овладел Троном, - возразил мужчина. - Откуда ты знаешь? Арабы говорят «овладел», когда двое людей соперничают за что-либо, и один из них одерживает верх и овладевает этим.
Знание о значении слова «вознесение» и нежелание обсуждать, как именно это произошло, - это путь наших праведных предшественников. Однажды имама Малика спросили об аяте «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5): «Как Он вознесся?» Он умолк и покрылся испариной, а потом приподнял голову и сказал: «Милостивый вознесся на Трон так, как Он описал это. Тут не спрашивают, как это произошло, потому что такой вопрос в отношении Аллаха исключен. Ты совершаешь ересь. Выведите его отсюда!»
В одной из версий сообщается, что Малик сказал: «Как - нам непонятно, хотя само вознесение не есть нечто неведомое. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом - значит совершать ересь». Выражение «не есть нечто неведомое» означает, что нам известно значение слова «вознесение». В арабском языке оно имеет смысл, который понятен арабам и может быть разъяснен и переведен учеными. Поэтому многие пересказывают вышеупомянутое высказывание имама Малика, передавая лишь его смысл. Они говорят, что имам ответил тому мужчине: «Вознесение известно, но как - нам неведомо. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом - значит совершать ересь». Выражения «вознесение известно» и «вознесение не есть нечто неведомое» означают одно и то же, и между ними нет разницы.
Аль-Куртуби писал: Первые мусульмане, да будет доволен ими Аллах, не отрицали сторону [ в которой находится Аллах], и не говорили ничего такого. Напротив, они признавали то, что сказано об этом в Его Писании и что сообщили Его посланники. Никто из них не отрицал то, что Аллах действительно вознесся на Трон и избрал его, потому что Трон - величайшее из Его творений. Однако им не было известно о том, как это произошло, потому что сущность вознесения неведома. Малик сказал: «Вознесение (т.е. его лексическое значение) известно, но как - нам неведомо, а спрашивать об этом значит совершать ересь». То же самое говорила Умм Салама, и этого достаточно.
9. Где Аллах?
Пречистый Аллах сообщил нам, что Он вознесся на Трон и находится на небе:
«Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется. Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не нашлет на вас ураган с камнями? Скоро вы узнаете, каково Мое предостережение!»
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, также сообщил, что Господь на небе. В обоих «Сахихах» приводится рассказ Абу Са'ида аль-Худри о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели вы не доверяете мне, несмотря на то, что мне доверяет Тот, Кто на небе, и я получаю вести с неба по утрам и вечерам».
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, назвал девушку-рабыню верующей, когда та сообщила, что Аллах на небе. В «Сахихе» Муслима и «Сунане» Абу Давуда приводится хадис о том, что Му'авийа бин аль-Хакам ударил свою рабыню за то, что она не сумела сберечь всех его овец. Потом он пожалел о содеянном и, раскаиваясь, пришел к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы попросить у него разрешения и подарить рабыне свободу. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему привести к нему девушку и спросил ее: «Где Аллах?» Она сказала: «На небе». Он спросил: «А я кто такой?» Она ответила: «Ты - Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Освободи ее, потому что она - верующая».  Заболевшему сподвижнику и его брату Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал взывать к Аллаху с мольбой, в которой также отмечается, что Всевышний Господь на небе:
«Господь наш Аллах, находящийся на небе, да святится имя Твое! Твоя власть на небе и на земле, и милость Твоя на небе. Ниспошли же Свою милость на землю и прости нам грехи и проступки, ведь Ты - Господь благих. Ниспошли Свою милость и исцеление на этого больного, чтобы он поправился /Раббана-Ллаху-ллязи фи-с-самаи такаддаса-смука, амрука фи-самаи ва-ль-арды, кама рахматука фи-самаи фа-дж'аль рахматака фи-ль-арды-гфир ляна хаубана ва хатайана анта раббу-т-таййибина, анзиль рахматан мин рахматика ва шифаан мин шифаика 'ала хаза-ль-ваджи' фа-йабра'».
В хадисе 'Абдуллаха бин 'Амра сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Над теми, кто милостив, смилостивится Милостивый. Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, Кто на небе».
Что означает пребывание Аллаха на небе?
Пребывание Аллаха на небе не означает, что небесные просторы объемлют Его. Пречист Аллах и превыше этого! Данное выражение указывает на высокое положение Аллаха. Он назвал Себя Всевышним: «Славь имя Господа твоего Всевышнего» (Аль-А'ла, 1).
Он также назвал Себя Возвышенным и Великим: «Его Престол (т.е. Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он - Возвышенный, Великий»
(Аль- Бакара, 255).  Он сообщил, что находится над Своими рабами: «Они боятся своего Господа над ними» (Ан-Нахль, 50);  «Он - Одолевающий и находится над Своими рабами» (Аль-Ан'ам, 18).  Прославляя Господа в одной из своих молитв, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты - Высочайший, и нет никого выше Тебя».                       Зейнаб, хвалясь перед остальными женами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорила: «Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал замуж Аллах из-за семи небес Мусульманин, который правильно понял вероучение, не может даже подумать о том, что небо способно объять Аллаха и что Он может уместиться на небесах. Аллах намного превыше этого! Разве можно подумать такое, если небеса ничто по сравнению с Пречистым Господом?! «Небеса будут свернуты Его Десницей» (Аз-Зумар, 67);  «В тот день Мы свернем небо,         как сворачивают свитки для книг» (Аль-Анбийа, 104).
Множество доказательств
В Коране и сунне очень много доказательств того, что Всевышний Аллах на небе и возвышается над Своими рабами, и для того, чтобы перечислить их полностью, понадобится много листов. Их можно классифицировать следующим образом:
1.Доказательства, ясно свидетельствующие о том, что Аллах на небе. Мы уже упомянули о них. 2.Доказательства вознесения Аллаха на Трон, и о них мы тоже уже говорили. 3.Доказательства высокого положения Аллаха над рабами; некоторые из них мы тоже процитировали. 4. Тексты о том, что некоторые творения находятся возле Него:
«Те, которые находятся возле твоего Господа, не превозносятся над поклонением Ему»
(Аль-А'раф, 206).  О тех, кто пал мученической смертью, сказано: «Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (Аль 'Имран, 169).  Текстов на эту тему очень много.
5. Доказательства вознесения некоторых творений к Аллаху. В одних текстах ясно говорится о том, что 'Иса был вознесен к Аллаху: «О нет! Это Аллах вознес его к Себе» (Ан-Ниса, 158). В других сообщается о том, что деяния восходят к Нему: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние» (Фатир, 10).  Души верующих тоже восходят к Нему: «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши
знамения и превозносился над ними» (Аль-А'раф, 40).  Это значит, что для верующих врата небесные раскроются, и об этом ясно говорится в хадисах. Сюда же относятся тексты о восхождении ангелов: «Ангелы и Дух (т.е. Джибрил) восходят к Нему» (Аль-Ма'аридж, 4).
6.Доказательства того, что Аллах ниспосылает ангелов: «Он ниспосылает ангелов с духом (т.е. откровением) от Его веления» (Ан-Нахль, 2). Он также ниспосылает Писания:                 «Это благословенное Писание, которое Мы ниспослали» (Аль-Ан'ам, 92).
7. Поднятие рук к Аллаху и устремление взора вверх. Во многих хадисах говорится о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки во время мольбы, и каждый, кого постигает беда, возносит руки, взывая к Аллаху. То же самое относится к поднятию взора вверх, и сообщается, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поступал так, взывая с мольбой после ритуального омовения. 8. Указание пальцем на небеса. В хадисе о прощальном паломничестве сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступил так, когда люди сказали: «Мы свидетельствуем, что ты донес [послание], выполнил [миссию] и дал полезные наставления». Он поднял указательный палец к небу, а потом показал им на людей и сказал: «О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем!»  Более подробно с аргументами и высказываниями ранних мусульман можно ознакомиться в трудах, написанных учеными на эту тему.
Высокое положение Аллаха не противоречит Его близости к творениям
Аллах близок и отвечает на молитвы тех, кто взывает к Нему. Он ведает о секретах творений и их тайных беседах. Он ближе к тому, кто взывает к Нему, чем шея его верблюдицы. Ему ведомо наущения человеческой души, и он ближе к человеку, чем его яремная вена. Он знает обо всем тайном и самом сокровенном. Он знает о том, что попадает в землю и что выходит оттуда, что нисходит с неба и что восходит туда. Своим знанием и могуществом Он всегда рядом с творениями, и ни один из их секретов не сокрыт от Него. Ничто на небесах и на земле не скроется от Него, будь оно даже весом в пылинку, или меньше того, или больше того. Он близок, несмотря на Свое высокое положение, и Он возвышен, несмотря на Свою близость. Он - Первый и Последний, Высочайший и Ближайший.

(Доктор Умар Суляйман аль-Ашкар)
*********************************************************************************

































                                                



























































































































































































































































































Комментариев нет :

Отправить комментарий