суббота, 9 мая 2015 г.

Тайны молитвы (1)

Тайны молитвы
Раздел 1.Сравнение наслаждения музыкой и песнью и наслаждения молитвой и
Кораном; пояснение того, что одно из наслаждений отрицает другое во всех аспектах; так же пояснение того, что при усилении одного из наслаждений и погружения в него слабеет и отдаляется другое. 
Знай же, что молитва - это услада очей для тех, кто любит Аллаха, радость души единобожников. Молитва - это сад тех, кто поклоняется Аллаху, и наслаждение сердец богобоязненных Его рабов. Молитва - это критерий правдивых рабов и мерило, которым оцениваются состояния рабов, идущих прямым путем своего Господа. При этом верующие должны осознавать, что Всевышний Аллах дарит Свою милость тем из рабов, кто глубоко чтит молитву.
Молитва - великая радость любящих Аллаха и дар Господа верующим
Молитва - дар Господа верующим, который Он даровал из милости к человеку. Молитва, без сомнения, великая радость и наслаждение, источник сил и мера духовного состояния для любящих Единого Господа, поклоняющихся Ему и преклоняющихся пред Ним правоверных.
Из милости Своей, щедрости и великодушия, а не по нужде, Господь наставил верующих на этот путь и научил их молитве, чтобы преклонились посредством нее их сердца и тела, даровав им ее через Своего чистейшего и надежного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы верующие приблизились к Нему и постигли щедрость Его.
Самое полное и великое счастье испытывает сердце человека во время молитвы, потому что оно устремлено к Господу, тем самым испытывает великую радость и блаженство от Его близости и любви. Поклоняющийся Господу блажен тем, что никому, кроме Него, он не служит и исполняет долг поклонения в полной мере, так, как того желает Всевышний.
Аллах испытывает Своего раба различными желаниями и страстями, исходящими от природы внутреннего и внешнего мира, но из милости Его к человеку и в знак Своего внимания к нему Господь распростер множество даров и наград, в каждом из них имеется наслаждение, польза
и успокоение для раба, и Он пять раз в день приглашает человека к этим благам. В каждом благе особое наслаждение. Вместе они доводят до совершенства благоденствие раба, которого потчует Господь от щедрот Своих. Каждое действие этого поклонения дает искупление грехов и освещает души особым светом. Молитва - сила и свет души и тела, благополучие и любовь окружающих. Во время молитвы радуются ангелы, и весь мир и все, что в нем: земля, горы, деревья, реки, и в Судный день она станет для верующего светом и вознаграждением.
Исполнивший молитву чувствует утоление душевного голода и жажды, вознаграждение за свой поступок и душевное обогащение. Ведь до молитвы его сердце покинуто, оголено, беззащитно, истощено жаждой и голодом. Молитва утоляет все эти потребности, и Аллах вознаграждает за нее.
Сравнение сердца с почвой
Сердца пустеют и истощаются, души скудеют и умирают без систематического возобновления сил, что и предлагает призыв на молитву, которую Аллах даровал человеку из милости к нему. Только стремясь и моля Того, в Чьих руках источник сил и жизни, только прося у Него спасения от жажды и истощения, признавая свою немощность и нужду в Его милости и благосклонности, - только так не зачерствеет душа, не истощатся в ней побеги веры, не пропадут ее плоды и не опустеет сердце. Это и есть обычай верующего раба, которого ему
следует придерживаться в течение своей жизни.
Сердце человека, так же, как и землю, постигает засуха. А имя этой засухи - забывание Аллаха. Так что причину того, почему человеческое сердце становится черствым, сухим и жестким, следует искать в недостойном отношении к Аллаху, в том, что сердце забывает о Нем. Если раб божий помнит об Аллахе и стремится к Нему, Аллах непрерывно потчует его из чаши Милости. Забывшее же Аллаха сердце черствеет и опустошается настолько, насколько оно забыло Его. Если же забвение полностью поглотит сердце, оно пустеет, превращается в голую пустыню и умирает. Ураганы страстей налетают на него со всех сторон не оставляя ничего на своем пути.
Так может погибнуть благородное, полное жизни сердце. Но стоит ему насытиться милостью божьей - оно оживет верой, воскреснет делами и даст великое множество плодов. Так можно сравнить сердце с деревом, корни, ствол, ветки, листья и плоды которого пропитаны влагой. Стоит лишь не дать дереву воды, и оно засохнет, пожухнут его ветки и листья, и оно не даст плодов, возможно, даже засохнет все дерево. И если у такого дерева потянуть ветку, она не склонится к тебе, а поломается. Хороший садовод должен срубить такое дерево и кинуть в огонь.
Сердце черствеет, если оно лишено единобожия
Если сердце не знает Аллаха, не любит Его как Единого Господа, не молит и не взывает к Нему, оно черствеет. Душу охватывает болезнь и огонь различных страстей. Различные части тела уже не повинуются и не выполняют свою работу и, подобно тому высохшему деревцу годятся только для костра. Упоминая сердца, Всевышний Аллах сказал: «Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении»   (Толпы, аят 22).
Но если сердце орошает милость Господа, органы тела становятся гибкими и полными влаги жизни, легко повинуются велениям Аллаха, и каждый из них дает свой особый плод поклонения, питаясь от сердца влагой веры. Так вера оживляет сердце и органы тела, и если сердце перестало жить верой, оно черствеет, потому что источник жизни духа прекратил питать его. Следом за сердцем сохнут органы тела и не делают благого - не дают плодов поклонения. Ведь каждый из органов тела должен дать Аллаху свой особый плод поклонения, для которого был создан и к которому он приспособлен.
Разделение людей по использованию своего тела на три вида
После всего вышеизложенного мы можем разделить людей на три категории:
Первая категория: тот, кто использовал свои органы тела по их начальному назначению и применению. Этот человек наиболее успешно выполнил волю Аллаха, он наиболее выгодно использовал себя в поклонении Аллаху. Молитва — это поклонение сердцем. Следуя за ним, поклоняются и все органы тела. Этот человек познал милость Аллаха, понял, для чего создан он и его тело, и использовал все свои возможности, дарованные Господом, для поклонения Ему как внешними своими проявлениями, так и в сердце. Он подчинил свое сердце и тело воле Господа и удержал органы свои и сердце от дел, вызывающих Его гнев и порочащих человека пред Ним.
Вторая категория: тот, кто использовал органы тела не по назначению, более того, направлял их на противное и недостойное, на бунт против Господа. Он не дал своему телу выполнить его миссию. Этот человек зря прожил свою жизнь, тщетны его дела, его не постигнет милость и довольство Великого Всевышнего Господа, и Он не вознаградит его. Более того, гнев и страшное наказание Господа постигнут этого раба.
Третья категория: тот, кто не использовал свое тело, умертвил его бездельем и невежеством. Этот человек также зря прожил свою жизнь, его существование возможно даже более бессмысленно, чем второго, ведь раб создан для поклонения, а не для безделья. Более противен Аллаху бездействующий раб, не занявший себя ни в работе ради этого мира, ни в работе ради следующего. Нет, нельзя отделять жизнь от религии. Жизнь ради этого мира и только - порочна и низка. Так что же говорить о том, кто пренебрег обоими мирами. Поистине, человек, стремившийся всегда к мирским благам и забывавший о благах мира иного, без всякого сомнения, пропадет.
Примеры этих трех видов людей
Первого человека можно сравнить с тем, кому была дана обширная земля, инструменты для ее возделывания и облагораживания, семена, и возможность орошать ее. Воспользовавшись всем этим, он возделал землю и подготовил ее для взращивания урожая, посеял на ней различные виды злаков, посадил множество деревьев, дающих различные плоды, и огородил ее забором. Но он не остановился на этом, а приходил каждый день, охранял ее, защищал от вредителей, чинил то, что прохудилось, сажал новые растения, заменяя ими те, что высохли и погибли, обрезал и прореживал и использовал получаемую с нее продукцию для дальнейшего
ее улучшения.
Второй человек сравним с тем, кто взял эту землю и использовал ее для приюта диких зверей и хищников, для гнили, смерти и разложения. В его руках эта земля стала убежищем для воров, грабителей и преступников. Он использовал все, что было дано ему для возделывания и облагораживания земли, для потчевания подобных гостей.
Третий сравним с тем, кто взял эту землю, но не возделывал ее и не орошал, а дал воде утечь в бездну пустыни, без какого-либо проку, и остался у разбитого корыта.
Это - пример трех категорий людей: тех, кто всегда помнит Аллаха, тех, кто пренебрег Им, и тех, кто предал Его. Помнящие Аллаха, забывшие Его и предавшие Его.
Первые - помнящие Аллаха. Именно они способны выполнить миссию, ради которой и были сотворены. Вторые - предавшие Аллаха. Третьи - забывшие Аллаха.
Что касается первых: любое действие, любое движение, будь то еда или сон, одежда или слово, и даже бездействие и молчание - все в их пользу и увеличение награды от Аллаха, ведь делают они это для Него, из покорности и желания приблизиться к Нему.
Что касается вторых: любое их действие и бездействие обернутся впоследствии против них. Они будут изгнаны из милости Аллаха, и их ожидает унижение и несчастье.
Что касается третьих: если они сделают так, это будет совершено по беспечности, бездеятельности и пренебрежению.
Поэтому:  Первая категория распоряжается дарованными им благами, как и подобает праведному человеку, с целью повиновения Аллаху и приближения к Нему.
Вторая категория распоряжается дарованными им благами с целью предательства и произвола, а ведь Аллах не даровал эти блага для того, чтобы они ослушались Его. Эти люди злостные преступники и предатели. Они предали Аллаха и Его милость и будут наказаны
Всевышним Аллахом за использование Его даров не по назначению.
Третья категория распоряжается дарованными им благами и пользуется ими, руководствуясь своей беспечностью, страстью, ненасытностью души и ее природным состоянием. Они не использовали дарованное Аллахом для достижения Его довольства и близости. Убыток этой категории людей ясен и очевиден, потому как они забросили бесценное время, отведенное им на достижение прибыли и выгоды.
И вот, из-за Своей милости к верующим, соблюдающим единобожие рабам Всевышний призвал их к совершению пятикратной молитвы и вложил в нее множество видов поклонения, чтобы они получили за каждое свое слово, действие, движение и покой свою долю из даров Всевышнего Аллаха.
Скрытый смысл (Тайна) молитвы и пример этого
Скрытый смысл и суть молитвы в том, чтобы сердце молящегося было обращено только к Аллаху, так, чтобы молящийся чувствовал, что всей своей сущностью он находится перед Всевышним Аллахом. Если же молящийся не погрузился в это состояние, отвлекся на внутренний разговор с собой, то в этом он похож на человека, который прибывает к правителю просить прощения за свои ошибки и унижается пред ним, выпрашивая как можно больше благ, щедрот и милости, желая получить пропитание для своего сердца, дабы и в дальнейшем быть в услужении своему государю. И вот когда этот человек уже дошел до царских палат и остается только обратиться к нему, он вдруг отворачивается от правителя, поворачиваясь то направо, то налево, или поворачивается к нему спиной, занимая себя самыми ненавистными правителю поступками, которые тот презирает. Он отдает предпочтение всему, что угодно кроме правителя, его сердце устремляется и обращается к иному, нежели к правителю.
Он посылает своих слуг просить прощения за него и служить за него. Правитель наблюдает за этим и все видит, однако его щедрость, великодушие, изобилие доброты и благодеяния не позволяют ему отослать их, и поэтому он дарует им свою милость и благодеяние. Однако
существует разница между распределением трофеев между теми, кто был в выигрыше, и теми, кто, не имея определенной для него доли, получил только скромный подарок.
(В данном случае автор уподобил этого человека тем, кто при дележе трофеев имеет определенную для него Аллахом долю от трофеев, они, как очевидно, в выигрыше, так как имеют хорошую долю, остальные же могут довольствоваться только тем, что им, возможно, дадут в виде скромного подарка, проигрыш последнего также очевиден.)
(Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили, дабы Аллах воздал им сполна за их деяния, и с ними не поступят несправедливо) (Сура Барханы, 19).
Всевышний Аллах создал род человеческий для Себя и только. И создал все остальное для человека, как об этом говорится в предании: «Сын Адама, Я создал тебя для Себя и создал все (остальное) для тебя. Я заклинаю тебя Моим правом перед тобой, не отвлекайся на то, что Я
создал для тебя от того, для чего ты был создан».
(То есть Всевышний требует, чтобы Его раб не занимал (себя всегда разного рода делами и предметами, которые были созданы в его угоду и которые приводят к отвлечению от главной цели, для которой он был создан, то есть от поклонения Аллаху.)
В другом предании говорится: «Сын Адама, Я создал тебя для Себя, так не отвлекайся (не относись к этому легкомысленно), Я поручился за твое пропитание и судьбу, так не усердствуй (в добыче пропитания). Сын Адама, стремись ко Мне - найдешь Меня. Когда же найдешь Меня, найдешь все, если не найдешь Меня, не найдешь ничего. Ведь Я наиболее
желанный для тебя».
Всевышний определил молитву как способ приближения к Нему, Его прощению, любви и благому отношению.
В свободное от пятикратной молитвы время человек отдаляется от Аллаха
В промежуток между молитвами раб божий забывается, отворачивается, совершает ошибки и сбивается с пути, сердце его черствеет и пустеет. Все это отдаляет его от Господа и отвращает от близости к Нему. Тем самым он становится как бы далеким от поклонения Ему и не является одним из Его рабов. И возможно, что он сам отдаст себя в руки своего врага, в результате чего тот пленит его, свяжет, наденет на него оковы и заточит в темницу своей души и страстей. Такой человек живет с тяжестью в груди, непрерывно борется с неприятностями и проблемами, его одолевают страхи, сомнения и печаль, и он не знает причины этого.
Поэтому Господь по милости Своей даровал человеку всестороннее поклонение, проявление которого различно в соответствии с ситуациями и событиями, происходящими с человеком. Любое поклонение Аллах вознаграждает настолько, насколько Его раб нуждается в Его милости.
Глава об омовении
Омовением человек очищается от нечистот, готовится предстать перед Господом чистым как внешне, так и внутренне: Внешне - чистота тела и его членов. Главное же во внутреннем очищении - покаяние, которое очищает сердце от нечистот греха и непокорности. И поэтому в Своих словах Всевышний Аллах расположил покаяние и очищение рядом, сказав: «По-
истине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся!» (Корова, аят 222). Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что после омовения и произнесения слов свидетельства о вере, желательно произнести следующие слова: «Господи, введи меня в число кающихся и очищающихся». Тем самым Он усовершенствовал для него степени поклонения и
очищения как внутренне, так и внешне. Ибо произнося слова свидетельства, он очищается от многобожия, каясь, он очищается от грехов, а водой очищается от наружных нечистот. Он установил для него совершенные степени очищения, осуществляемые до того, как он приступит к поклонению Аллаху и встанет перед Ним. И только после того, как он очистит свое тело и свое сердце, ему дозволено поклониться Аллаху, стоя перед Ним, и тем он избавляется от удаления от Всевышнего Аллаха.
Своим присутствием в Его доме (мечети) - месте поклонения раб приобщается к числу Его слуг. По-этому некоторые законоведы считают, что только присутствие в мечети делает совершение обязательной молитвы полным поклонением, другие же считают, что это очень
желательно.
К совершенству поклонения относится посещение мечети
Состояние человека, отчужденного от своего Господа, можно сравнить рабом который отвернулся от своего Господа, и который приостановил служение своего тела и сердца тому, ради чего он был создан, и когда он приходит к своему господину, он возвращается из бегства. А когда он предстает пред ним униженно и покорно, то он тем самым просит благосклонности своего господина, просит принять его после того, как он отвернулся от него.
Поклонение в словах «Аллаху акбар» (Аллах велик)
Аллах приказал во время молитвы поворачиваться па кыблу - в сторону Его священного дома (Кааба) и обращаться к Аллаху сердцем, чтобы Господь очистил его от греха бунтовской гордости. После этого молящийся покорно и смиренно стоит пред Всевышним, просит
благосклонности своего Господина. Молящийся, склоняя голову, добровольно отдает себя на волю Всевышнего. Молящийся отдает всего себя Аллаху, после признает Его величие, святость и могущество словами «Аллах велик». Эти слова проникают в сердце, и нет в его сердце ничего более великого и могучего, чем Всевышний Аллах, что могло бы отвлечь молящегося от поклонения Ему. Если что-то отвлекает молящегося от поклонения Аллаху, значит, эта вещь более ценна и важна для него, значит, слова «Аллах велик» были, лишь на языке, но не в сердце, потому как его сердце направленно не к Аллаху и возвеличивает и возвышает не Его. Но если его сердце подчинилось и последовало за языком в произношении слов возвеличивания Аллаха, то тем самым он снял с сердца накидку высокомерия, которое
противоречит поклонению, и удержал свое сердце от обращения к чему бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха. Если Аллах станет для него и его сердца важнее всего, то его слова «Аллах Велик» и само поклонение, заключающееся в возвеличивании Аллаха, удержат его от этих двух бед, которые являются самыми огромными преградами между ним и Всевышним
Аллахом.
Поклонение в словах «СубханакаАллахумма-вабихамдика»
(Эти слова означают: Пречист Ты, о Аллах, от всего, что не подобает Тебе, и слава Тебе.)
Когда молящийся начинает молитву восхвалением, достойным Всевышнего Аллаха, словами «Субханака-Аллахумма-вабихамдика», он восстает из забвения, и нет преграды между ним и Аллахом. Молящийся начинает с приветствия и восхваления, какими приветствуется Повелитель. Таким образом, он признает Его величие и славу, перед тем как обратиться к Нему с просьбой. Так должен вести себя поклоняющийся пред своим Господином, чтобы Тот обратил Свой взор к нему, был им доволен и исполнил его просьбу.
Состояние молящегося во время чтения (Корана) и произнесения слов «а'узубиЛляхи минаш-шайтанир-раджим» (Эти слово означают: Я прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана.)
Прежде чем начать читать Коран, молящийся произносит слова «а'узубиЛляхи минаш-шайтанир-раджим» - просит Аллаха защитить его от шайтана. Это наиболее почетный и благой для молящегося момент, как для его земной жизни, так и для следующей, и именно тогда шайтан всеми силами пытается отвлечь молящегося и встать между ним и Аллахом. Шайтан пытается не допустить самой молитвы, но если не смог, то пытается оборвать молитву в сердце, отвлекая от искреннего поклонения наущениями во время молитвы. Цель чтения Корана - глубокое понимание смысла читаемого, проникновение его в сердце и освещение души. Усилия шайтана направлены на разрыв связи между телом и сердцем, речью и мыслью, на то, чтобы слова Аллаха, источника жизни души, не дошли до нее. Поэтому Аллах приказал молящимся прибегать к Нему от козней шайтана. Всевышний и Великий Аллах знает злые замыслы врага Своего раба, знает, что все усилия шайтана будут направлены против человека, как знает и то, что человек не сможет противостоять ему сам. Поэтому приказал молящемуся прибегать к Нему и просить у Него защиты и помощи от врага. Аллах снял с человека тяжесть противостояния шайтану. Как если бы Аллах сказал: «Ты не сможешь бороться с этим врагом, так проси у Меня защиты - защищу тебя, проси у Меня помощи - помогу тебе».
Совет ибн Таймийя, данный ибн Къаййиму
Как-то Шейх-уль-ислам Ибн Таймийя, пусть Аллах осветлит и возвысит его душу в раю, сказал мне: «Если напал на тебя пес пастуха, не трудись и не борись с ним, ты должен обратиться к пастуху и попросить отогнать пса. Только он защитит тебя от пса». Так, если человек обратится к Аллаху и попросит Его о защите от шайтана, Аллах защитит и удалит шайтана. Всевышний освободит твое сердце для Корана, покажет твоей душе такие красоты Своей книги, от которых захватит дух, которые не видело око, о которых не слышало ухо, и ни один человек не сможет представить себе в своих фантазиях. Все, что мешает человеку увидеть подобное, - его душа и порочная связь с шайтаном. Порочная душа подвергается воздействию шайтана, слушается его, и подчиняется, а если прогнать шайтана и преградить ему путь, то ангел станет сопровождать душу, поддерживая ее и напоминая ей то, в чем заключается искреннее счастье души и ее спасение.
Во время чтения Корана молящийся обращается к Аллаху с просьбой о помощи. В подобном положении и душа, и тело должны быть обращены к Всевышнему, ничто не должно отвлекать молящегося от его Господа, чтобы Он не разгневался и не отвернулся от раба Своего. Что может быть с человеком, которого позвал правитель к себе, а тот отворачивается от государя, отвлекается и не слушает, что говорит правитель?! Это трудно представить с земным королем, что же будет, если так вести себя пред Всевышним, Властителем миров, Смотрителем небес и тверди.
Состояние молящегося во время чтения суры «аль-Фатиха»
(Открывающая - первая сура Корана, чтение которой обязательно в молитве.)
После прочтения каждого аята из суры «аль-Фатиха» молящемуся следует выдерживать небольшую паузу, как будто бы он слышит, как его Господ говорит ему: «Меня восславил раб Мой» в ответ на слова раба: «Слава Аллаху, Господу миров». Когда же прочтет «Милостивому, Милосердному», пусть подождет мгновение ответа Всевышнего: «Восхвалил Меня раб Мой». После слов «Властелину Дня воздаяния» - следует подождать мгновение ответа: «Раб Мой воздал Мне славу». После слов «Только Тебе мы поклоняемся и Только Тебя просим помочь» - подожди немного Его слов: «Это между Мной и рабом Моим».
После слов «Веди нас прямым путем» - подожди немного Его слов: «Это просьба Моего раба, и будет ему то, что он просит».
Тот, кто познал вкус молитвы, знает, что ничем нельзя заменить слова «Аллаху Акбар» и чтение суры «аль-Фатиха», так же ничем нельзя заменить ни одно слово аята, ни одно движение, предписанное в молитве. У всего свое место и значение, своя суть и воздействие, без которого не может быть поклонения.
В словах «Слава - Аллаху, Господу миров» признание абсолютного совершенства Господа, всех Его имен и атрибутов, отрицание какого-либо недостатка. Более того, утверждение это в Его делах именах и атрибутах. Поистине, Он Славен и абсолютно совершенен во всем.
В каждом Его действии - мудрость, милосердие, польза и справедливость, никак иначе. Каждое Его имя совершенно, каждый Его атрибут величественен и славен.
Некоторые значения восхваления
Его восхваляет этот мир и следующий, восхваляют Его небеса и твердь, восхваляет Его все, что на них и между ними. Все бытие воздает Ему хвалу. Любое творение, любое действие - все во славу Его и живет Его славой. Бытие и небытие во славу Его. Все сущее живет во славу Его и благодаря этому. Восхвалять Его - цель каждого создания, и каждое создание свидетельствует о Его славе. Он послал Своих гонцов во славу Себе, ниспослал Писание во славу Себе. Возвел рай и создал всех, кто в нем, во славу Себе. Возвел ад и всех, кто в нем, во славу Себе. Все покоряется Ему лишь с хвалой о Нем, все бунтует лишь с хвалой о Нем, ни один лист не упадет без хвалы о Нем, ни один атом не шевельнется без хвалы о Нем. Он же славен Сам и не нуждается в восхвалении рабов Своих. Он Один, Единственный, даже если никто из Его рабов не признает этого. Он истинный бог, даже если никто не поклоняется Ему. Всевышний восславил Себя устами славящего. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах сказал устами Своего Пророка - «слушает Аллах того, кто хвалит Его». В действительности Он низвел славу в сердце Своего раба и восславил Себя его устами. Дал жизнь этому рабу во славу Себе. Ему принадлежит вся слава, в Его руках все благо, от Него исходит любое действие, все явное и скрытое от Него. Эти знания - небольшая толика знаний о поклонении, которое несет в себе восхваление Всевышнего. Это капля в необъятном море всевозможных видов поклонения. Знание того, что прославление своего Господа это милость Аллаха, дарованная рабу, за которую Он заслуживает того, чтобы Его восхваляли, также является поклонением Всевышнему Аллаху. И когда раб прославит Аллаха, то за предоставление ему возможности прославлять Аллаха, Аллах также заслуживает того, чтобы Его прославили, и так далее.
И даже если раб истощит свои силы в восхвалении Господа за какое-либо благо, он должен восхвалить Его еще более за такую возможность, и так далее. Никогда раб не сможет воздать хвалу Господу за все дарованные милости и блага. Ведь человек обязан всем Аллаху и должен благодарить Его за них. И даже когда какая-либо из Его милостей прекратится, раб благодарит Господа за то, что Он внушил благодарность. Аль-Авза'ий сказал: «Я слышал, некоторые, находясь при смерти, произносили: «Тебе хвала либо за милость мне дарованную, либо за кару
от меня отведенную». Также является поклонением в восхвалении Господа признание рабом
своей немощности и признание того, что хвала, по сути, не исходит от него самого, ведь именно Всевышний внушил Своему рабу это, Он дал возможность рабу почувствовать это в сердце и произнести, за это Он также восхваляем. Если бы не Аллах, никто не нашел бы правильного пути. Также является поклонением благодарность Господу за все, что происходит с человеком, как внешне, так и во внутреннем его мире, за желаемое и противное. Более того, благодарность за все происходящее в мире, благое и отрицательное, высокое и низкое. Во всем есть мудрость, даже если она не видна для раба, и за все мы должны благодарить Его. Благодарность Аллаху за то, что Он внушил рабам Своим благодарить Его, и раб благодарит Аллаха настолько, насколько он познал Его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в предании о его заступничестве (за мусульман): «Тогда я паду ниц, и Аллах внушит мне слова благодарности, которыми я возблагодарю Его, а до этого я не мог их представить».
Поклонение в словах «Господу миров»
Далее, в словах «Господу миров» имеется свидетельство о поклонении, указывающее на то, что только Один Всевышний Аллах заслуживает того, чтобы быть Господом. И подобно тому, что только Он Один - Господ миров, их Создатель, Дающий им пропитание, Устраивающий их дела и Избавляющий их от нужд, Он точно так же Единственный Бог, Которому поклоняются, на Кого уповают и Кого страшатся при бедах, а, значит, нет Господа, кроме Него, и нет достойного поклонению Бога, кроме Него.
Поклонение, содержащееся в словах «Милостивого Милосердного»
Его слова «Милостивому Милосердному» содержат в себе поклонение, касающееся только Всевышнего Аллаха. Оно заключается в свидетельстве рабов о всеобъемлющей милости Аллаха. Всеобъемлемость этой милости распространяется на каждое творение, и все сущее получит от нее всю свою долю. Особенная милость дана молящемуся -милость предстать пред Господом. В некоторых преданиях говорится, что каждую ночь Аллах говорит Джибрилу: «Подними такого-то, усыпи такого-то». (Имеется в виду, что того, от которого Аллах желает поклонения, Он повелевает разбудить, а того, от которого не желает этого, поскольку он сотворил что-то запрещенное, Он повелевает усыпить.) По милости Господа Джибрил дает
возможность рабу предстать пред Господом и говорить с Ним, восхвалять Его, просить Его милости, благосклонности и внушения благоразумности. Дает возможность просить Аллаха о ниспослании в полной мере благ, предписанных рабу в этой и следующей жизни. Это является милостью Аллаха к Своему рабу. Милость Его охватывает все так же, как хвала о Нем и Его знание обо всем: «Господь наш, Ты объемлешь все Своей милостью и ведением»  (сура «Верующий», аят 7).  Остальных не коснется эта милость, дарованная молящемуся, они изгнаны, и не дано им познать ее.
«Властелин Дня воздаяния»
Слова «Властелин Дня воздаяния» внушают смирение и покорность в сердце раба, надежду на Его праведный суд, запрещают человеку делать зло и чинить несправедливость. Вдумавшись в эти слова, молящийся найдет в них подтверждение обещания Господа рассудить всех и воздать всем по делам каждого, добром за добро, наказанием за зло, за что также должно быть благодарение, как об этом сказал Всевышний: «Решено между ними по истине, и скажут: "Хвала Аллаху, Господу миров!» (сура «Толпы», аят 75).
В предании говорится, что все создания будут восхвалять Господа в Этот день, как те, что в раю, так и те, что в аду, ибо это произойдет в результате Его справедливости и милости оказанной Им рабам. И в силу того, что слова раба «Слава Аллаху, Господу миров» являются, по сути, извещением о его восхваление своего Господа, то Он сказал: «Восхваляет Меня раб Мой».
Значение «восхваления» и «восславления»
Когда молящийся произносит: «Милостивому Милосердному», - то на самом деле он повторно упоминает совершенные качества Всевышнего, и на это Всевышний Аллах отвечает: «Меня восхвалил раб Мой». Ведь восхваление заключается именно в многократном повторении похвальных качеств и особенностей восхваляемого. В таком случае, слова молящегося, в которых он выражает благодарность Аллаху, являются восхвалением Аллаха, а слова «Милостивому Милосердному» - содержат в себе признание Его Милости. И когда молящийся признал Его как Единственного Властелина Судного дня, Который и является Истинным Властелином и Правителем этого и другого миров - а это включает в себя проявление Его справедливости, гордости, величия, Его единственности и правдивости Его посланников,- то в силу всего этого такое восхваление названо «восславлением». И поэтому Аллах после слов раба «Властелин Судного дня» говорит: «Восславил Меня раб Мой». Поэтому «восславление» - это восхваление с помощью упоминания атрибутов величия, могущества, справедливости и добродетели.
Поклонение в словах «Только Тебе мы поклоняемся»
Когда же молящийся говорит: «Только Тебе мы поклоняемся и Только Тебя мы просим о помощи» - ему следует выждать небольшой промежуток времени, в котором он предположительно может услышать ответ Господа, в котором Он говорит: «Это между Мной и рабом Моим, и Я дам ему то, что он просит».
Задумайся над поклонением, которое содержится в этих двух выражениях, и над их обязательствами, выполнения которых они требуют от верующего. Отличи (Оцени) слово, относящееся к Всевышнему Аллаху, и слово, которое относится к рабу. Отличи (Оцени) смысл того, что одно из выражений относится к Аллаху, а другое - к Его рабу. Найди отличие между единобожием, на которое указывает выражение «Только Тебе мы поклоняемся», и единобожием, которое содержит в себе выражение «И только у Тебя мы просим помощи». Найди смысл того, что эти два выражения расположены в середине суры, между двумя видами
восхваления, находящимися до них, и между мольбой к Аллаху. Найди смысл того, что выражение «Только Тебе мы поклоняемся» расположено перед выражением «И только у Тебя мы просим помощи». Вникни в причину, по которой управляемое слово расположено перед управляющим словом, при том, что если его расположить по порядку, это будет лаконичнее и короче. И, наконец, вникни в смысл повторов местоимений раз за разом.
(Если объяснить подробнее, речь идет об изменении смыслов при перестановке слов в выражениях и о той пользе, которая достигается такими перестановками. В данном случае речь идет о слове «Тебе» и слове «поклоняемся». Порядок, по которому они должны были располагаться, - это «мы поклоняемся Тебе». Именно такой порядок имеет свою последовательность в арабском языке, к тому же (что очень важно для арабского) это короче, чем, если сказать «Тебе мы поклоняемся». Дело в том, что в арабском языке при отделении местоимения «тебе» от глагола, за которым оно должно следовать, и перемещение его вперед, нужно обязательно добавлять вспомогательное слово. Это уже лишние слова, а они не желательны. Но в арабском языке можно переносить слова с одного места на другое, если в этом есть необходимость, достигая тем самым нужного смысла. А так как Речь Аллаха была
ниспослана на ясном арабском языке, то и языковые правила в Коране такие же, как и в самом
языке. В силу всего вышеизложенного ученые сказали, что цель перестановки слов в выражениях «Тебе мы поклоняемся» и «И у Тебя мы просим помощи» - это указание на то, что поклоняются только Аллаху и просят только у Аллаха, то есть исключительность Аллаха в поклонении и просьбе у Него. Поэтому в переводах необходимо ставить слово «только» перед словами «Тебе» и «у Тебя», в результате чего получится: «Только Тебе мы поклоняемся» и «И только у Тебя мы просим помощи».)
Причина упоминания поклонения раньше, чем упоминания просьбы о помощи
Аллах упомянул поклонение раньше, чем просьбу о помощи. Поклонение - действие молящегося ради Аллаха, просьба же о помощи - это то, что желает раб для себя самого. Аллаху поклоняются, но Его же и просят о помощи для совершения поклонения. Только Тебе мы поклоняемся, то есть только Тебе я желаю совершать поклонение. Это включает в себя благие дела с искренним намерением снискать довольства Аллаха, а также содержит в себе полезные знания, указывающие путь к Аллаху через познание Всевышнего и Его любовь, через искренность и самоотверженность. Подобное поклонение - обязанность рабов пред Аллахом. Просьба о помощи - просьба о содействии Аллаха человеку во всех делах, касающихся его жизни, и эти слова, произносимые рабом, включают в себя часть суры, отведенной для него. (Имеется в виду, что до слов «Только Тебе мы поклоняемся» все отведено восхвалению Аллаха, признанию Его единственности в творении, во владении всего сущего, в устроении дел всего создания и поклонении, то есть эта часть суры относится к Аллаху, а после этих слов, как мы видим даже из перевода, все относится к той пользе, о которой он молит Аллаха.) Таким образом, любое поклонение не ради Аллаха и не с Его именем пусто и тщетно, как и любая просьба о помощи не у Него - унижение и разочарование.
Пусть раб вдумается и познает, какую пользу приносят и какие противоречащие поклонению беды отталкивают от него эти два выражения, и каким образам эти два выражения вводят его в искреннее поклонение.
Основной смысл Корана основан на этих словах «Только Тебе мы поклоняемся и только у Тебя просим помощи» 
Вдумайся, ведь Коран от начала до конца сконцентрирован вокруг этих слов, как и все сущее: награда и наказание, этот мир и следующий - все. Эти слова несут в себе наивысшие цели и лучшие средства. Обрати внимание на использованное местоимение второго лица, а не третьего. Подробное изложение сказанного потребует написания большой книги, и если бы мы не боялись отдалиться от той темы, которую излагаем, то разъяснили бы ее более подробно. Более детально с этим можно ознакомиться в книгах «Стадии идущих между ступенями «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи» и «Египетское послание».
Острая нужда раба в словах «Веди нас прямым путем»
Вдумайтесь, насколько мы нуждаемся в том, что сказано в аяте «Веди нас прямой дорогой» - знание истины, стремление к ней, желание добиться ее и делать так, как она того требует, твердость на этом пути, призыв к нему, безропотное перенесения страданий на пути к тому, к чему его призывают. При условии присутствия всех вышеупомянутых пяти степеней, человек полностью придерживается праведного пути, а недостаток чего-то из них это, по сути, недостаток его следования по прямому пути. Человек остро нуждается в наставлении как внешне, так и внутренне, во всех его действиях.
Виды наставления, нужные человеку
(Наставление имеет два смысла: наставить на прямой путь (т.е. вывести из заблуждения); наставить в прямом пути (т.е. укрепить на нем). Оба они подразумеваются в «Фатихе»)
В делах, которые мы сделали, не руководствуясь истиной, мы нуждаемся в покаянии, а покаяние и является становлением на правильный путь.
В вопросах, в отношении которых нас наставили на прямой путь в общих чертах, мы нуждаемся в более подробном наставлении, с описанием деталей.
Если нас в некоторых вопросах наставили на прямой путь частично, то для того чтобы полностью быть на прямом пути, и еще больше следовать ему, мы нуждаемся в полном наставлении.
В некоторых вопросах, касающихся будущего, мы должны получить такое же наставление, которое получили относительно прошлого.
В вопросах, в отношении которых мы не имеем никакого убеждения, мы нуждаемся в наставлении относительно правильного убеждения.
В вопросах, относительно которых мы имеем убеждение, прямо противоположное правильному положению дел, мы нуждаемся в наставлении, которое сотрет с сердца это ложное убеждение и установит в нем истину.
В делах, которые сами по себе относятся к правильному пути и которые мы в состоянии совершить, но нам не хватает воли их выполнить, мы нуждаемся в наставлении, чтобы возродить нашу волю.
В делах, которые сами по себе относятся к правильному пути и которые мы не в состоянии совершить, но при этом хотим это сделать, мы нуждаемся в наставлении к тому, что нам даст силы исполнить их.
В делах, которые сами по себе относятся к правильному пути и которые мы не в состоянии сделать и не желаем делать, мы нуждаемся в сотворении способности их осуществления и желания, для того чтобы наставление на правильный путь состоялось.
В делах, которые мы совершаем правильно, что сопровождается правильным вероубеждением, желанием, знаниями и поступками, мы нуждаемся в стойкости и в постоянстве. Поэтому наша нужда и потребность в мольбе о наставлении на стойкость и постоянство являются одними из важных и сильных нужд и потребностей. Поэтому Милостивый Господь, из-за нашей острой необходимости в этом, обязал нас просить о наставлении каждый день и каждую ночь, даже если мы находимся в самых благоприятных условиях. А просьба о наставлении - это те пять молитв, которые совершаются нами многократно.
В следующем аяте Аллах пояснил, что истинный путь отличается от пути заблудших и находящихся под Его гневом, к которым относятся некоторые христиане, иудеи и другие.

Таким образом, человечество разделилось по следованию истине на три вида:
1 - Состоящие в милости настолько, насколько они следуют истине в общих чертах и принципах, а также в частностях и подробностях.
2 - Заблудшие, которым не дано знание истины и следование ей.
3 - Находящиеся под гневом - они познали истину, но не дано им следовать ей.
Заблудшие отклонились по незнанию. Те, на кого пал гнев, знали истину, но свернули с ее пути. Что касается первого, состоящего в милости, то он находится на правильном пути и исповедует правильную религию, имея правильные знания, поступки и вероубеждение. Заблудший прямо противоположен ему, он сошел с правильного пути своими знаниями и поступками. Тот, на кого пал гнев, не смеет поднять голову, он знает правильный путь, но сошел с него своими поступками.
Если бы не отклонение от нашей темы - различие и взаимоотрицание между понятиями: наслаждением от чтения Корана и наслаждением от молитвы - я бы подробно описал тему наставления. Но каждому слову свое время и место, так вернемся к нашей цели.
Поклонение в слове «Амин» и в поднятии рук
В конце этой мольбы узаконено произношение фразы «Амин» (Смысл этой фразы в следующем: О Аллах, прими наши мольбы и ответь нам.) в надежде на то, что таким образом Аллах ответит на их мольбу и они достигнут желаемого. Поэтому когда мусульмане стали произносить слова "амин" в своих намазах, то иудеи стали сильнее завидовать им.
Перед поясным поклоном предписано поднимать руки, возвеличивая Аллаха и украшая молитву. У поднятия рук особое место в поклонении, как, впрочем, и у остальных членов. Кроме того, это следование действиям Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который так же украшал молитву и воздавал должное ее церемонии.
После этого произносятся слова «Аллаху Акбар», которые говорят при каждом переходе от одного столпа молитвы к другому, как в хадже тальбия (слова «ляббейкаАллахуммаляббейк» - повинуюсь, и готов служить Тебе, о Господи, повинуюсь и готов служить Тебе.) в переходах от одной церемонии к другой. И как тальбия является девизом в хадже, так слова «Аллаху Акбар» являются девизом в молитве. {Необходимо отметить, что суть молитвы - возвеличивание всевышнего Господа, воздание Ему и только ему славы и почета своим поклонением}.

Имам Мухаммад бин Абу Бакр ибн Къаййим аль-Джаузиййа (рахимахуЛлах)
*********************************************************************************



































































































































































































































































































































































































































Комментариев нет :

Отправить комментарий