суббота, 16 мая 2015 г.

Тайны молитвы (2)

Тайны молитвы
Поклонение в поясном поклоне
После описанного выше предписано молящемуся покориться Всевышнему Господу в поясном поклоне, смириться пред Его величием, трепетать пред Его авторитетом, преклониться пред Его могуществом. Восхваление Господа в этом столпе молитвы заключается в изгибе поясницы, склонении тела, наклоне спины и головы, в возвеличивании Аллаха и признании Его могущества, произнеся при этом слова похвалы и почтения. В этом состоянии сочетаются покорность сердцем и телом и произносятся лучшие слова смирения. В этом сочетании мы как нельзя лучше видим отличие между покорностью Господу и покорностью человеку. Покорность - качество раба, величие же качество Господа. Истинное поклонение в поясном поклоне достигается, когда молящийся делает его со всей возможной скромностью и смирением пред Господом, чтобы не осталось в его сердце гордости пред Аллахом, чтобы никто не оказался наравне с Ним на этом культовом пьедестале.
Когда сердце признает мощь Господа, оно не трепещет пред созданиями Господа
Чем более возымело силу величие Господа в сердце молящегося, тем меньше он трепещет пред Его созданиями и тем более он смиренен пред Аллахом. Поясной поклон направлен на воспитание сердца, это его основная цель, тело же следует за ним как дополнение. После этого предписано молящемуся подняться и возвратиться в свое обычное положение и уравновеситься в нем, стоя прямо, восхвалить Господа и возблагодарить Его за оказанную милость попечительства и доброты, за то, что Он указал рабу Своему, как надо поклоняться Ему, в то время как остальные не знают этого.
Поклонение в стоянии
После поясного поклона молящийся становится прямо и ровно пред Аллахом, как и до поясного поклона, во время чтения Корана, готовый исполнить следующее предписание. Поэтому слова восславления и хвалы, которые он говорит при этом, похожи на слова восславления и хвалы, которые он произносил стоя ровно. У этого столпа молитвы особый вкус, наслаждение и состояние души, не похожие на то, что происходит во время поясного поклона. Этот столп не переходное состояние, а важная часть молитвы, как и поясной или земной поклоны. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершая молитву, задерживался в этом положении, как задерживался на поясном и земном поклонах, и говорил много слов восхваления, восславления и благодарности. Об этом мы упоминали в (книге) «Зад аль-ма'ад фи хадйихайр аль-'ибад». Во время ночной молитвы особенно много он повторял: «Господу моему благодарность, Господу моему благодарность».
Поклонение в земном поклоне
После стояния, выпрямившись, молящемуся предписано произнести слова «Аллаху Акбар» и опуститься ниц на коленях, при этом каждый член его тела должен поклониться, как предписано: лоб опустить и положить на землю смиренно перед Господом, так чтобы нос тоже был на земле. Таким образом, самая почетная часть тела человека оказывается на земле. Сердце должно упокоиться в смирении и обратиться к Господу и покориться Ему, как это сделало тело, и трепетать пред Его могуществом и величием. Униженно, смиренно и покорно каяться, ведь высшие части его тела теперь низшие, и сердце должно повторить движения тела. Падение ниц сердцем должно быть таким же, как падение ниц телом, которое опустило свои нос и лицо, руки, ноги и колени пред Господом. Этот раб приближен к Аллаху. Самое близкое состояние раба к Господу - земной поклон.
Молящемуся также предписано отделить свои бедра от голеней, живот от бедер и предплечья от боков, чтобы каждый член тела участвовал в поклонении, а не опирался на другой.
Не удивительно, что в этом состоянии молящийся более близок к Господу, чем в любом другом. Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Наиболее близок раб к Господу во время земного поклона» [передал Муслим {482} от Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах] Так как поклон сердца - полное его преклонение пред Господом, он может длиться до Судного дня. Кого-то из праведных предшественников спросили: «совершает ли сердце поклон?», и он ответил: «Да, клянусь Аллахом, оно совершает такой поклон, с которого оно не поднимается до встречи со Всевышним Аллахом». Ибн Абд Аллах ат-Тустарий в «Собрании Исламских правовых постановлений» [21/287], [23/138]. Ради того, чтобы указать на покорность сердца, его смиренность, униженность, раскаяние, на его присутствие с Аллахом всегда и везде и соблюдение прав Аллаха в одиночестве и при людях, а также из-за того, что молитва основывается на пяти столпах: чтении необходимых аятов, стоянии, поясном поклоне, земном поклоне и произношении некоторых форм упоминания Аллаха, - (ради всего этого) молитва, согласно нижеследующим аятам, была названа:
стоянием: «Простаивай ночь без малого» (сура «Закутавшийся» аят 2), и аяту: «И стойте пред Аллахом благоговейно» (сура «Корова», аят 238);
чтением: «и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях» (сура «Перенес ночью», аят 78), и аяту: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас» (сура «Закутавшийся», аят 20).
поясным поклоном: «и совершайте поясной поклон вместе с кланяющимися» (сура «Корова» аят 43), и аяту: «И когда скажут им: "Поклонитесь (в поясе)!" - они не кланяются» (сура «Посылаемые», аят 48).
земным поклоном: «Так восславь же Господа твоего хвалой и будь из тех, кто совершает земной поклон» (сура «аль-Хиджр» аят 98), и аяту: «и соверши земной поклон и приближайся (к Аллаху)» (сура «Сгусток» аят 19).
Поминанием: «то устремляйтесь к поминанию Аллаха» (сура «Собрание», аят 9), и аяту: «Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха» (сура «Лицемеры», аят 9). Наиболее почтенное действие в молитве - земной поклон, наилучшее поминание Аллаха - чтение Корана. Первая сура, ниспосланная Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сура, начинается со слов «Читай во имя Господа твоего», - и заканчивается словами приказа совершать земной поклон. Поэтому ракаат (так называют один цикл молитвы.)  начинается с чтения и заканчивается земным поклоном.
Состояние молящегося в промежутке между двумя земными поклонами
После этого молящемуся предписано поднять голову и выровняться, сидя на коленях. Так как эта поза находится между двумя земными поклонами - поклоном до нее, и поклоном после, она также имеет важное значение. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел, выпрямившись, столько, сколько он находился в земном поклоне. В этой позе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молил господа о благе и прошении, о ниспослании ему Его милости, здоровья, еды насущной и указания правильного пути. У сидения на коленях в молитве свое особое наслаждение. Сердце при этом переживает отличные от земного поклона чувства и состояние. В этом положении раб сидит на коленях пред Господом, отдавшись Ему, просит у Него прощения за свои прегрешения, стремится к Нему, чтобы Он простил раба и помиловал, просит у Него помощи в борьбе против своих недостатков.
Почему мольба о прощении совершается между двумя земными поклонами
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, многократно просил прошения, когда он сидел на коленях между двумя земными поклонами, и говорил: «Господи прости меня, Господи прости меня, Господи прости меня». В этот момент он еще более стремился к своему
Господу, прося Его о многом. О молящийся, представь себе в этой молитве, что своя душа это чей-то должник, а ты ее поручитель. Должник не спешит отдавать долг и хитрит, ты же, являясь поручителем, обязан позаботиться о том, чтобы должник погасил долг. Должник, в свою очередь, обязан возвратить долг, и поэтому ты предпринимаешь необходимые шаги до тех пор, пока не вытащишь из него все, что он обязан отдать, ради того, чтобы избавить себя от обязательств поручителя. Сердце (в роли, которого ты выступал в данном примере)  является партнером души (которая была в роли должника) в добре и зле, в награждении и наказании, в благодарности и порицании. Душа имеет привычку убегать и выходить за рамки поклонения, она губит права Всевышнего Аллаха и права рабов. Сердце является партнером души и ее пленником, если власть души сильна, а если власть сердца сильнее, то уже душа будет его партнершей и пленницей (этот пример приведен, дабы показать связь между сердцем человека и его душой, дабы сердце заставило душу повиноваться его приказам и выполнить свой долг перед Аллахом). Поэтому когда рабы садятся после земного поклона, им предписано просить помощи у Аллаха одолеть свою душу, каяться в грехах и их последствиях, молить о милости, прошении и наставлении, просить о предоставление удела в этой жизни, и о здоровье. Человек нуждается, более того, он вынужден просить милости Господа и Его зашиты, и эта мольба вобрала все блага, всю возможную защиту в этом мире и следующем.
Предоставление удела в этой жизни включает в себя удел для тела, сердца и для духа - все блага этой жизни и следующей. Поистине Аллах лучший Содержатель! Ниспослание здоровья защищает от вреда. Ведение по пути истины - благо для следующей жизни. Покаяние защищает от вреда в этой жизни и следующей. Милость Аллаха вбирает в себя все предыдущее. Ведение по пути истины вбирает в себя все подробности жизни человека.
Далее молящемуся предписано пасть ниц второй раз. Такое повторение земного поклона, в отличие от поясного, совершается по причине превосходства и почетного места первого, из-за близости раба к Господу и ценности пред Всевышним Аллахом этого состояния молящегося.
Земной поклон - лучшее поклонение и более почтительное, чем все остальные столпы молитвы, и поэтому он заключает ракаат. А то, что находится до него, - предисловие перед преклонением пред Аллахом. Достоинство земного поклона в молитве такое же, как достоинство обхода «округ Каабы при входе в запретную мечеть. Молящийся так же близок к Господу во время земного поклона, как и во время обхода вокруг Каабы, во время исполнения обрядов. Как это было передано от Ибн 'Умара тому, кто сватался к его дочери во время обхода вокруг Каабы. Ибн 'Умар не ответил ему и только после обхода вокруг Каабы сказал: «Ты помнишь одно из мирских дел в то время, как мы стараемся снискать довольства Всевышнего и Могучего Аллаха во время нашего обхода вокруг Каабы?» И поэтому - Аллах, конечно, более сведущ - предписано выполнять поясной поклон раньше земного, для постепенного перехода к более возвышенному.
Почему земной поклон повторяется два раза
Предписано молящемуся повторять слова и действия молитвы, так как они - духовная пища его сердца и души, которые не могут существовать без нее. Повторение этих слов и действий как повторение во время приема пищи - кусочек за кусочком, пока человек не утолит свой голод, как питье - глоток за глотком, пока не утолит жажду. Неужели один глоток может напоить человека, испытывающего жажду? Наверное, он только разожжет жажду, и поэтому некоторые предки сказали: «Тот, кто молится, не испытывая спокойствия в молитве, подобен голодному, которому преподнесли еду, но он съел только кусочек или несколько. Утолит ли это его голод?» Суть повторения каждого слова и действия заключается в повторении
поклонения, в установлении повторного поклонения в качестве благодарности за возможность совершения первого, в достижении дополнительных благ, укреплении веры и знаний в сердце, очищении его от нечистот и грязи, как это повторяется раз за разом при стирке одежды. Повторение поклонения также облегчает сердце и душу, и наставляет на путь истины.
То, что мы узнали, раскрывает для нас мудрость Аллаха, от которой благоговеют умы - мудрость Его творения и распоряжения всем сушим. Его абсолютная мудрость указывает на Его абсолютную милость и благое отношение к Своим созданиям. То, что мы познали, лишь малая толика Его величия, а то, что мы не познали, более возвышенно и велико. После совершения молитвы, когда уже осталось только подняться и уйти, предписано молящемуся сидеть на коленях пред Господом и воздавать Ему достойную хвалу. Лучшее же, что может сказать раб, стоя на коленях, это предписанные приветствия, которые используются только для Аллаха, и никто не достоин их, кроме Него.
Поклонение в ташаххуде и значение приветствий (тахиййят)
(ашаххуд - это одно из действий молитвы. Если молитва двукратная, то ташаххуд происходит единожды, по окончании молитвы, если молитва трехкратная или четырехкратная, то ташаххуд происходит дважды: по окончании двух первых циклов молитвы и по окончании самой молитвы. Ташаххуд заключается в произношении про себя или шепотом формы приветствия, свидетельства веры, чтением за ним особой формы  приветствия Аллаха и слов, в которых испрашивается благословение и блага для Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и его семьи. Все это осуществляется, сидя.)

Обычай королей – их различное приветствие от действий до слов, содержащих в себе смирение, унижение, восхваление и пожелания продолжения их правления и власти.
Некоторых королей должны приветствовать, падая ниц и восхваляя их, других – пожеланиями продолжения их правления. Для приветствия некоторых используют все приемы: падают ниц, восхваляя их, желают продолжения правления и власти. Однако истинный и бесспорный Властелин, все кроме Которого тленно более всего достоин всех видов приветствия от всего Своего творения. Эти приветствия принадлежат Ему поистине, и только Он их достоин; и поэтому слово «ат-Тахиййят» было истолковано как господство, вечность, нетленность. Его сущность заключается в том, что я упомянул: то есть приветствие господства властелина и правителя. Изначально Аллаху присущи все эти качества. Он более достоин приветствия, таким образом, ведь Он Властитель, и Ему принадлежит все. Любое приветствие какого-либо короля, будь то поклон, восхваление, пожелание продолжения его правления и власти, в действительности достойно лишь Аллаха. И поэтому используется определенная форма слова во множественном числе, которая охватывает все виды приветствия. В арабском языке слово «тахийя» приветствие происходит от того же корня, что и слово «хая» - жизнь. Языковое значение слова «тахия» - пожелание долгой жизни. Наши предки говорили: «Вечная жизнь тебе», «Долгих лет тебе». Другие же говорили: «Живи десять тысяч лет». От этого обычая пошло выражение: «Да продлит Аллах твои дни», «Да продлит Аллах его жизнь». К этому относится и все, что схоже с этими приветствиями, в которых содержатся пожелания вечного продолжения жизни и власти, что дано только Аллаху - Вечному Самодержцу. Любой другой король умрет, и любая другая власть рухнет.
Причина упоминания благословения и благодеяния вместе
Затем упоминается «саляват». Это молитвы во множественном числе и определенной форме, вобравшие в себя все, что подразумевает это слово. Все молитвы выполняются ради Аллаха, и не должно быть иначе. Сравнивая их, мы можем сказать, что «тахий-йят» (приветствия и пожелания вечного существования) есть то, что принадлежит Аллаху как владение, а «саляват» - молитвы (благословения), то, что Он заслуживает получить от своих рабов. «Тахиййят» не может принадлежать никому, кроме Аллаха, а «саляват» не должны выполнятся ради кого либо, кроме Него. После чего упомянуты «тайибат» (благие дела), что включает в себя две веши: качественное описание и владение. Качественное описание: поистине Всевышний благой, Его речь - благо, Его действие - благо, и исходит от Него только благо, и не следует приписывать Ему дурное, и не возносится к Нему дурное.
Значение «тайибат»
Таййб - благое. Все благое принадлежит Ему, исходит от Него и приобретает свое качество от Него, как слова, так и действия. Всякая вещь становится благой, если связана с Аллахом. К примеру, когда мы говорим «раб Аллаха», «дом Аллаха», «дух от Него», «Его верблюдица»,
«Его рай - пристанище благих людей» - во всем этом благо. Слова «Благое Аллаху» содержат восхваление и благодарность, возвеличивание и восславление, хвалу Ему посредством Его имен и атрибутов. И эти благие слова, которые говорят только Ему, и их значения принадлежат Ему и никому другому. Это такие слова, как «субханакаАллахумма-вабихамдика», что означают «Пречист Ты, о Аллах, от всего, что не подобает Тебе, и Хвала Тебе» или «субханакаАллах умма-вабихамдика-ватабаракасмука-вата' аляжаддукава ля иляха'гойрука» что означают «Пречист Ты, о Аллах от всего, что не подобает Тебе, и Хвала Тебе, и свято имя Твое, и возвышено Твое величие, и нет бога, достойного поклонению, кроме Тебя». Слова «субхана Аллахи ва аль-хамду ли-Лляхива ляиляхаилля Аллаху, ва Аллаху Акбар» означают «Пречист Аллах от всего, что не подобает Ему, и хвала Аллаху, и нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и велик Аллах»; «субхана Аллахи вабихамдихи, субхана Аллахи аль-'азъим» можно перевести, как «Пречист Аллах от всего, что не подобает Ему, и хвала Ему, пречист Аллах Великий от всего, что не подобает Ему». Все благое Ему, у Него, от Него и вернется к Нему. Он благо и не примет ничего, кроме благого. Он Бог благих людей и их Господь. Он даст приют возле Себя в убежище Его щедрости только благим людям.
Лучшие слова после чтения Корана
Вдумайся, неужели лучшие слова после чтения Корана могут быть направлены не Аллаху? Такие слова, к примеру, как «субхана Аллахи, ва аль-хамду ли-Лляхи, ва ляиля-хаилля Аллаху, ва Аллаху Акбар, ва ля хаулява ля къувватаилляби-Лляхи». Так, слова «субхана Аллахи» (Пречист Аллах) указывают на очищение Аллаха от всякого недостатка, изъяна и зла, которые являются одними из особенностей творений. Выражение «аль-хамдули-Ляхи» (Хвала Аллаху) включает в себя наиболее полное утверждение всего совершенного для Него, будь то
слово, действие или описание. Оно содержит в себе наиболее совершенное из них извечно и всегда. Выражение «ля иляхаилля Аллаху» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) утверждает Его исключительность в божественности и то, что поклонение любому другому тщетно и лживо, и только Он истинное божество. Кто обожествил кого-либо другого, тот подобен человеку, поселившемуся в паутине, пытающемуся укрыться в ней от холода и жары. Разве это может помочь ему в чем-то? Выражение «Аллаху Акбар» (Аллах велик) утверждает Его превосходство. Превосходство Его над всем сушим во славе, силе, возможностях, мощи, могуществе, знании и мудрости. Значение этих слов истинно только по отношению к Аллаху.
Поклонение в словах приветствия (аль-Таслим) пророкам и праведникам
Далее молящемуся предписано приветствовать словами «ас-саляму алейкум» (мир вам) пророков и праведников - праведных рабов Аллаха, которых Он избрал. Порядок, где сначала идет приветствие и восхваление Аллаха, и только затем идет приветствие Его избранных рабов, соответствует порядку слов в аяте: «Скажи: «Хвала Аллаху и мир Его избранным рабам!»  (сура «Муравьи, аят 59). Тем самым молящийся повиновался требуемому в аяте. Причина такого порядка также заключается в том, что первым должно быть приветствие Создателю, и только после этого - приветствие созданиям. Из них первый -Пророк, мир ему и благословение, тот, чьей рукой Аллах даровал все блага его последователям. После - праведники, и особенно пророки и ангелы. После них - сподвижники Мухаммада, мир ему и благословение, и сподвижники других пророков. Затем приветствуются все праведные рабы,
сущие на земле и на небе, и все, кто заслуживает приветствия, индивидуального и коллективного.
Значение двух свидетельств в приветствии
После приветствия молящемуся предписано произнести слова свидетельства. Свидетельство, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, посланник Аллаха - основа молитвы и неотъемлемая ее часть, без которой молитва бесполезна. Этим свидетельством заканчивается молитва, как об этом сказал Абдуллах бин Мас'уд: «Когда ты произнес это (свидетельство) -ты совершил свою молитву, и если хочешь, встань, а если хочешь, сиди (продолжай сидеть)». Здесь имеется в виду либо действительное окончание молитвы после произнесения этих слов, как говорят ученые правовой школы города Куфа, либо приближение окончания молитвы, как говорят ученые из школы Хиджаза и другие. В любом варианте слова истинного свидетельства - финал молитвы, так же, как и финал всей жизни: «Кто произнес слова «нет божества кроме Аллаха» последними (в своей жизни) - войдет в рай». Совершающий малое омовение также по окончании произносит свидетельство. После совершения молитвы ему дозволено просить, чего он хочет.
Просьба к Аллаху благословить Пророка
(Смысл фраз, которыми просят Аллаха благословить его посланника, можно понять из объяснения отдельных слов, с которыми могут возникнуть определенные затруднения. В этой просьбе используются два разных слова, которые зачастую многие переводят как одно, и дабы избежать этого, поясним следующее: под словом «благослови» (салли) имеется в виду «воздать похвалу и возвеличить», а под словами «пошли благословение» (барик) имеется в виду «утверди для него честь и почет, которыми ты его одарил, и пусть они будут для него постоянными, и увеличь ему те совершенства, которые подобают ему.)
И прежде чем просить о своих нуждах, молящемуся предписано просить Аллаха о том, чтобы Он благословил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это будет одним из лучших средств расположить Господа, перед тем как молить Его. В сборнике сообщений «Сунан» приводится сообщение от Фадаля ибн 'Убайда, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас молит (Господа), пусть начнет с восхваления и благодарности Аллаху, после пусть молит о благословении Его посланника и после спрашивает решения своих нужд». Мольба о решении личных нужд должна быть в конце молитвы, последним ее элементом. Таким образом, сложился следующий порядок в «ат-тахийят»: восхваление и благодарение, после просьбы благословить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и конечное - мольба. Пророк, мир ему и благословение, разрешил молящемуся после благословения самому решать, что просить.
Пять желательных выражений, сопровождающих призыв к молитве
С вышеописанным порядком сравнимо то, что было узаконено для верующего, который слышит призыв молитве. Тому, кто слышит призыв к молитве, следует говорить то же, что говорит и призывающий к ней. После окончания призыва следует сказать: я признал Аллаха Господом, Ислам своей религией и Мухаммада посланником, а затем произнести: «Аллахумма-аати-Мухаммадан аль-василята-вааль-фадылята, ваб'асху аль-макъама аль-махмуда» («Господи, дай возможность Мухаммаду заступиться за нас по Твоему предпочтению и дай ему занять достохвальное место), и просить у Аллаха благословения для Мухаммаду. После просить Аллаха о личной нужде. Об этих пяти желательных вещах во время призыва к молитве не следует забывать.
Смысл молитвы - стремление к Аллаху
Смысл, дух и суть молитвы - стремление раба к Аллаху всей своей сущностью. Как не следует отворачиваться телом от киблы (направление на Каабу, находящуюся в заповедной мечети города Мекки) во время молитвы, так не следует отворачиваться сердцем от Господа. Кааба - дом Аллаха - должна стать на время молитвы единственным направлением тела, а Господь Каабы, свят Он и благословенен, должен быть единственным направлением сердца и души. Настолько, насколько раб устремлен к Аллаху, так Аллах будет устремлен к нему, если же раб отвернется, отвернется Аллах от него - по делам воздастся.
Стремление к Аллаху в молитве имеет три степени
Стремление раба к Аллаху сердцем. Тогда Аллах вылечит и защитит сердце от страстей, наущений шайтана и других опасностей, уменьшающих пользу молитвы или сводящих ее к нулю.
Чуткость и готовность к повиновению, молясь, надо представлять, что ты видишь [как будто видишь] Его, а если не видишь, знать, что Он видит тебя.
Стремление вникнуть в суть слов Аллаха (Корана), в подробности Его речи и смысл молитвы, дабы отдать ей являющиеся ее правом трепетное смирение, безмятежность и так далее. Если в молитве присутствуют все три степени стремления к Аллаху, то тогда можно сказать, что человек действительно выполнил свою молитву, и соответственно его стремлению будет стремление Аллаха к нему.
Каким должно быть стремление к Аллаху в каждом элементе молитвы
Во время стояния пред Аллахом да обратит молящийся свое стремление к бесконечной самодостаточности Аллаха и Его мощи. Пусть не отвернется взгляд молящегося ни вправо, ни влево. Когда произносит слова «Аллаху акбар», пусть помнит о Его величии, святости и мощи.
Во время чтения мольбы, с которой начинается молитва, стремление молящегося к Аллаху проявляется в Его восхвалении и почитании, в отрицании всех качеств, которые Ему не подобают, восславление Его совершенных атрибутов и Его совершенства. Когда молящийся прибегает к защите Аллаха от проклятого шайтана, он устремляется к своей сильной опоре, (так как именно Аллах является опорой верующего во всех делах) к Его власти, к Его помощи
Своим рабам к Его защите от шайтана и к охране от него. Когда он читает слова Аллаха, то стремится узнать Его по речи, как будто бы он видит Его в словах Его. Как говорили некоторые предки: Аллах показал Себя Своим рабам в Своей речи. Но людям по-разному дано видеть Его. Их возможности, вкусы и точки зрения различны. Некоторым дано хорошее зрение, другим плохое, третьим совсем не дано, а четвертые еще и глухи. Находясь молитве или читая Коран нужно вдумываться в Его качества и атрибуты, Его действия, Его приказы и запреты, Его закон, думать о Нем. Во время поясного поклона следует думать о величии Господа, силе, могуществе. Поэтому предписано во время земного поклона говорить: «Пречист Господь мой Великий от всего, что не подобает Ему». Когда же молящийся поднимает голову с поясного поклона, следует восхвалять Аллаха, восславлять Его, помнить о Его величии и о том, что лишь Он вознаграждает и наказывает. Когда же молящийся совершает земной поклон, следует стремиться приблизиться к Нему, думать о смиренном преклонении пред Ним, о своей острой нужде в Нем, превозносить Его. Подняв голову с земного поклона, следует сесть на колени и помнить о Его богатстве, щедрости и доброте, насколько мы нуждаемся во всем этом, и смиренно и униженно просить о прощении и милости, о даровании здоровья, хлеба насущного и правильного пути. Когда же человек садится для ташаххуда, состояние должно быть другим, и стремиться он должен к другому, его состояние похоже на состояние паломника во время прощального обхода вокруг Каабы.
И вот, его сердце чувствует отдаление от Всевышнего Аллаха к хлопотам мирской жизни, к делам и занятиям, которые оградили его от поклонения своему Господу, и боль и страдания, от которых его сердце уже вкусило до того, как он приступил к молитве. Когда же он приступил к молитве, его сердце ощутило близость своего Господа, милость стремления к Всевышнему Аллаху, ощутило свое избавление от мирских хлопот на время молитвы, затем сердце замечает, что с окончанием молитвы оно возвращается к этим мирским делам и хлопотам. Перенесет ли сердце печаль разлуки с молитвой? И поэтому оно говорит: о если бы молитва продолжилась до Дня встречи (с Господом моим). Оно знает, что уходит от встречи с Тем, с Кем ощутимо все счастье, к встрече с теми, с кем оно встретит страдания, печаль, горе и несчастья. И чувствует это только тот, кто имеет живое сердце, в котором живет память об Аллахе, любовь к Нему и чувство влечения к Нему, а также тот, кто знает, что от взаимоотношения с творением, их созерцания и общения с ними исходят страдания, несчастья, ущемление груди, мрак сердца, упущение благих дел, приобретение грехов и разлучение разума от встречи с Всевышним и Великим Аллахом.
Несколько слов о подчинении Аллаху
Для того чтобы быть мусульманином, раб должен проявлять подчинение Аллаху в двух направлениях.
Внешнее и внутреннее подчинение общему, всемирному закону Аллаха. У каждого создания во вселенной своя роль в поклонении Аллаху. Мусульманин должен смиренно принять предопределенное Аллахом для него место и роль во всеобщем поклонении.
Непосредственное действие поклонения соответственно конкретному приказу Аллаха.
Оба вида, требуют полного подчинения Аллаху, поэтому ислам и таслим (подчинение) образуются от одного корня. Только когда раб подчинится непосредственному религиозному приказу Аллаха и общему предопределению Аллаха во вселенной, когда будет поклоняться
целенаправленно, а не плыть по течению своих страстей и бунтарских желаний, тогда он заслуживает звания Ислама, и тогда его называют мусульманином.
Разъяснение плодов смиренности перед Всевышним Аллахом
Когда сердце мусульманина пребывает в успокоении поминанием Аллаха, поклонением Ему, чтением Его слов, оно приблизится к Господу и упокоится в Его милости, достигнет пика своих мечтаний. Вера даст спокойствие, искренность, счастье. И тогда сердце не сможет радоваться, биться... не сможет жить иначе. Аллах заполнит нишу, занятую ранее низкими желаниями, похотью и настойчивыми, назойливыми страстями, сбивающим с пути шайтаном. Аллах заполнит эту нишу милостью Всемогущего Милостивого, восстановит духовный дефицит и даст источник сил в молитве взамен потере предыдущих ориентиров. Милостивый и Мудрый Аллах разделил молитвы временным промежутком для того, чтобы сильнее ощутить насколько загрязняется сердце, еще сильнее желать прихода следующей молитвы и с
еще большим желанием, покорностью и смирением совершить ее так, чтобы каждая часть тела поклонялась Аллаху должным образом, в молитве, в которой раб полностью устремится к Господу. В молитве, которая украсит душу в Судный день, за которую Господь вознаградит и введет в Свой рай.
У всего свои плоды, плод молитвы -стремление к Аллаху
Плод поста - очищение души, плод обязательного пожертвования - очищение имущества, плод хаджа -прошение, плод джихада - покорение души Аллаху, ведь Аллах купил ее у Своих рабов за рай. Так, плод молитвы - стремление раба к Аллаху и стремление Аллаха к рабу. Более того, все плоды всех упомянутых вышее заключены в стремлении к Аллаху в молитве. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не сказал: зеница ока для меня в посте, или в большом и малом паломничестве, или каком-либо другом деле. Он сказал: «В молитве - услада моих очей». Вдумайся в слова Пророка. Он не сказал: «С молитвой», - имея в виду, что успокаивается, непосредственно совершая молитву, как влюбленный не успокаивается, пока не воссоединится с любимой, как боящийся не успокоится, пока не войдет в знакомое и безопасное для него место. Успокоение полнее и насыщеннее при непосредственном воссоединении с причиной успокоения, нежели созерцанием издали. Поэтому когда подходило время душевного отдыха, он говорил: «О Билял, дай нам отдых в молитве».
Почему отдых в молитве?
В вышеупомянутом сообщении Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, имел в виду: объяви созыв на молитву, чтобы мы отдохнули, совершая ее, от тяжести и проблем этого мира, как отдыхает путник, когда достигнет оазиса, разобьет лагерь и обустроится - останется позади бремя и опасности дороги. Вдумайся в его слова - «дай нам отдых в молитве». Ведь он не сказал: «Дай нам отдохнуть от молитвы». Так говорят лишь те, кто молится с трудом, «из-под палки». Для таких людей молитва - мучение. Они радуются и отдыхают, когда она, наконец, заканчивается. Так происходит, потому что сердце этого молящегося наполнено другим, молитва же отрывает его от любимых его сердцу мирских дел. Он мучается на протяжении всей молитвы. Он знает, что молитва необходима, но молится, как нельзя плохо, что можно заметить по его поступкам в молитве: быстрое совершение поклонов, отвлечение от Господа, спешка, неискренность. На его языке одно, а в сердце другое надо быстрее завершить молитву и отдохнуть, а не отдохнуть, совершая молитву. Это не та молитва! Есть разница между молящимся поневоле, для которого молитва - плен физический и моральный, и молящимся с желанием, для которого молитва - душевное и физическое блаженство и источник существования.
Что касается первого, то молитва для его души подобна тюрьме и сковыванию его тела, мешая ему тем самым ввязываться в гущу опасностей. Возможно, он получит из-за этой молитвы прошение грехов и награду или получит милость Аллаха соразмерно своему поклонению в ней. А может получиться так, что он будет наказан за те недостатки, что имели место в ней.
Что касается второго, то молитва для него как сад, в ней он находит спокойствие для своего сердца, усладу для своих очей, наслаждение для себя, покой для своего тела, упражнение для своего духа. Поэтому он прибывает в блаженстве и живет в благоденствии. Он обязательно будет приближен к Аллаху, и ему дадут высокое положение у Аллаха. Он будет соучастником праведных наших предшественников в их наградах, более того, он получит высшую награду, которая будет касаться только его, и единолично будет иметь высокое положение и близость к Аллаху, которая является дополнительной степенью к имеющейся у него обычной награде.
Близость к Аллаху - один из плодов молитвы
Короли обещают награды и почести тем, кто им угодит. Поэтому колдуны спросили у фараона: «Будет ли нам действительно награда, если мы окажемся победителями?» (сура «Поэты», аят 41). Он сказал: «Да, вы станете одними из приближенных», (сура «Преграды», аят 114). Фараон обещал колдунам награду и почести, обещал приблизить их к себе.
Первый подобен человеку, вошедшему во дворец правителя, но между ним и правителем опущена завеса, и он скрыт преградой, и поэтому он не испытывает счастья, лицезрея-лицезря хозяина дворца. И ровно также тот, о ком мы говорим, не может испытать великую радость присутствия своего Господа, потому что Он закрыт он него разного рода удовольствиями, тучами прихотей, дымом высокомерия, парами страстей. Его сердце болеет всем этим и другим. Его душа предается своим желаниям и требует свою сиюминутную долю. Такие желают совершить молитву, не обращая на нее внимания, не чувствуя в ней отдыха, а также желания и страха. Они находятся в мучениях, пока не покинут молитву, и не окунутся в свои страсти и свой мир, которые и есть услада их очей.
Второй человек подобен тому, кто вошел во дворец правителя, между ними убрали преграду, и он насладился тем, что увидел правителя, тем, что смог послужить ему и повиноваться. И правитель одарил его разными подарками и приблизил его к себе. И вот он уже не желает удаляться от него, ибо он нашел сладость приближения к нему, усладу своих очей, интерес правителя к нему, сладость встречи с ним, красоту его речи, свою смиренность перед ним. Он встречается с ним все больше, награды поступают к нему со всех сторон. Так же происходит и с тем, о ком мы говорим: душа его успокоилась, его сердце и тело смиренны пред Господом своим. Он в радости и спокойствии поклоняется Аллаху, как будто бы видит Его, Всевышний Аллах показал ему Себя в Своей речи, и поэтому самое тяжелое для такого верующего это удалиться от Него. Вышесказанное - всего лишь краткое описание одного элемента наслаждения молитвой. Лишь один из секретов величия молитвы.

Раздел 2.   Разница между приверженцами песни и музыки и приверженцами молитвы
О приверженцы музыки, песен и всего, что не относится к поклонению, мы заклинаем вас Аллахом, кроме Которого нет божества, достойного поклонения, ответьте, неужели вы находите в прослушивании песен такое же наслаждение или что-либо подобное, как при прослушивании Корана? Более того, находите ли вы от молитвы хоть часть того, что вы чувствуете от музыки? Чувствуете ли вы аромат этого наслаждения и ощущаете ли его? Клянусь, что наслаждение музыкой запрещает насладиться молитвой - это две противоположности по своей природе. Если бы мы не боялись излишне удлинить наше повествование о наслаждении музыкой, мы бы упомянули о его последствиях. Не укроется от обладателя разума и живого сердца разница между наслаждением аятами и наслаждением стихотворной рифмой; между вкусом поклонения Господу миров и между вкусом нахождения пред певцами; между наслаждением словами Аллаха, вкусом наслаждения и блаженства
смыслами упоминания Всевышнего Аллаха и наслаждения Его речью и наслаждением песнями и музыкой, которые есть не что иное, как заклинание шайтана, предисловие к прелюбодеянию. Эти две вещи несовместимы в одном сердце, одно обязательно вытеснит другое, как несовместимы дочь Пророка Аллаха, Велик Он и Могуч, и дочь врага Аллаха в доме одного мужчины. Наше мнение таково, Аллах же сведущ.

Раздел 3.   Когда же заблудшие, потерявшие путь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сердца возвращаются к здоровому и трезвому вкусу, которым отличались Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники и праведные предки, находят здоровое, ведущее к Аллаху наслаждение в таких делах, как: предписанная молитва; чтение Корана и вдумчивое прослушивание его, сопутствие ученым; борьба на пути Аллаха; одобрение благого и порицание злого; любовь ради Аллаха и ненависть ради Него и все, обусловленное этим; осознание награды за все вышеупомянутые дела.
Вкус последующих поколений, не без исключительных личностей, которых защитил Аллах, находит наслаждение в пере и музыке, в кричащих песнях, воспевающих соблазны, в шумных танцах, разжигающих похоть. Они забывают: то, что любит Аллах и хочет видеть в Своих рабах - противоположно страстям. Чрезвычайно далеки друг от друга звуки музыкальных инструментов и звук Корана; наслаждение флейтой и гитарой и наслаждение верующих светом молитвы; наслаждение духовыми инструментами и духовное наслаждение от суры «Толпы»; наслаждение от свирели и наслаждение от суры «Приблизился час, и раскололся месяц!» (сура «Месяц», аят 1); наслаждение в «молодежной тусовке» и наслаждение от суры «ЙаСин» и «Ряды»; наслаждение от чтения нараспев стихов и наслаждение от суры «Поэты»; свист и хлопанье в ладоши, и наслаждение от суры «Пророки»; наслаждение песней о черных глазах и женском теле и наслаждение от суры «Юнус» и «Худ»; наслаждение массово поклоняющихся сатане и наслаждение служащих Милосердному, читающих суры «Скот» и «Преграды»; напевы трехстишия и двустишья и распевание великого Корана и семи восхвалений; стоящие в первых рядах для прослушивания сатаны и стоящие в первых рядах пред Милосердным. Господи! Так различаются люди, различаются нравы изгнанных от нравов приближенных. Господи, ты вознаградишь и накажешь и тех, и этих, разделишь между ними в Судный день! Клянусь Аллахом, не уживутся две любви в сердце одного человека: любовь к псалмам шайтана и любовь к речи Милосердного. Как не уживутся в доме одного мужчины дочь врага Аллаха и дочь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Поэт сказал:
Ты погибнешь ради всякого, кого ты любишь
Так выбирай же для себя в любви того, кого избрал ты 

(то есть выбери для себя, ради кого и какой смертью ты погибнешь. Мужчина выбирает в силу величины своей чести и достоинства. Если ты любил своего Господа, ты погибнешь ради Него, если любил своего Пророка, погибнешь ради него, если любил женщин, деньги или высокое положение, то они станут причиной смерти).
Что слушают праведники
Сподвижники Пророка, мир ему и довольство Аллаха им и благословение, когда скучали в компании, и им не хватало чего-нибудь для облегчения пути и возрождения чувств и любви, наказывали одному из компании читать Коран, остальные же слушали. Тогда успокаивались их сердца, слезы скатывались по щекам. Они наслаждались верой, и это наслаждение намного сильнее, чем наслаждение от прослушивания музыки и песен.
Когда к 'Умару Ибн аль-Хаттабу приходил Абу Муса, "Умар говорил: «О Абу Муса, напомни нам о Господе нашем». И Абу Муса начинал читать (Коран). С сидящими вокруг происходит то, что мы описали выше. 'Усман Ибн 'Аффан говорил: «Если бы очистились наши сердца, когда насытятся речью Аллаха» (т.е. - если бы мы знали, что наши сердца действительно очистились по тому, насколько они насытились). Но как же насытится сердце речью любимого, в которой заключается цель всей его жизни? Как можно пресытиться Кораном? Ведь твое сердце не было отравлено песнями и музыкой?!
Кем-то было сказано: Когда мы больны, лечимся вашим поминанием, а оставим его, то снова болеем.  Музыканты и певцы не поймут этого, ведь они на другом полюсе.
Как сказал поэт:
«Представить можно вместе варана и кита,
Но откровение с музыкой не сойдутся никогда»
Насколько далеки певцы и музыканты, изощряющиеся в своем мастерстве и погруженные в свои наслаждения, от читающего Коран, впитывающего сердцем веру, отданного Аллаху и принятого Им, жаждущего встречи с Ним. С готовностью следующего Корану, воспринимающего Коран до глубины души, читающего Коран с чистым голосом, правильными интонациями и дикцией.
С именем Аллаха Милостивого Милосердного «Та, ха. Мы ниспослали тебе Коран не ради того, чтобы причинять тебе страдание, а только в качестве назидания для тех, кто боится [Аллаха]. [Он] ниспослан Тем, кто сотворил землю и вышние небеса. [Он] — Милостивый, Который утвердился на [небесном] троне. Ему принадлежит то, что на небесах и на земле, и то, что находится и между ними, и под землей. Будешь ли ты говорить громко [или тихо], Он [все равно] знает и тайное, и самое скрытое.» (сура «Та Ха» аяты 1-7).
Когда слышит такие аяты из Корана искренний человек с живым сердцем, он чувствует присутствие благодати и наслаждается этим. Его сердце не приемлет другой радости и наслаждения и не пресытится подобными речами. Ведь они как бальзам на больное сердце, как родниковая вода после долгой дороги в пустыне. Как проливной дождь на иссохшую землю, после которого взошло великое множество растений, поднялось и восхвалило Его.
Разве могут быть равными пред Аллахом, ангелами, посланниками и Его искренними рабами эти два противоположных наслаждения? Поклонники музыки и пения - рабы собственной страсти. Отдаются своим страстям в надежде получить кратковременное ложное удовольствие. Кто же до сих пор не может различить эти два столь разных наслаждения, пусть
искренне и со всем желанием молит Господа оживить его мертвое сердце, осветить потемки его невежественной души и четко разделить между истиной и ложью, поистине Он Близок и ответит.
Раздел 4                                  Скрытый аспект музыки и пения
Музыка пение и стихи имеют имманентную особенность. Ее знают искушенные люди, а именно: после прослушивания любая игра чувств, любое наслаждение превращаются в тиски на сердце, отдают одиночеством, изгнанием и холодом. Но это способен почувствовать только
тот, в чьем сердце еще теплится жизнь, иначе: Мертвому нет боли от раны, и если ты спросишь причину того, он не знает,
Ведь сердце его поглотила пучина лжи, песни, музыка, танцы Этот человек сможет выявить причины своей боли, причины смерти своего сердца, только если взвесит все на весах истины. Только тогда он сможет понять, откуда его беды. Прочитай же внимательно объяснение этой деградации, сердечной и духовной смерти.
Высшая проба песенной поэзии – смесь лжи с правдой, страсти и сомнительного. Лучшее состояние поэта – смесь высоких духовных чувств и низменных прихотей. Поэтому песенная поэзия не бывает чистой и высокой. В ней смешиваются искренние чувства от Господа и низменные от сатаны, чистый дух и низменное. И такое положение дел это лучшее, что есть в этой поэзии. Но так как песенная поэзия в основе своей не от Господа, высокое не сможет преобладать в ней. Если пролить немного чистой воды из сердца гор в грязное зловонное болото, то грязь поглотит чистую воду без следа. А если они не смешаются, а будут находиться рядом друг с другом, то будет присутствовать одновременно божественное начало и сатанинское.
Слушатель ослеплен красотой яркого, божественного, присутствующего в песенной поэзии, и не замечает грязь и низости. Дух слушателя опьянен высокими чувствами, встречей с тем, чего он так жаждет, опьянен так, что не может заметить ничего другого. Но когда очнется, когда наслаждение от услышанного пройдет, находит свое сердце запятнанным и загрязненным - следы сатаны на сердце, что, в свою очередь, сжимает здоровое сердце чувством одиночества и изгнания. Чем более искренен человек в своем стремлении к Господу, тем сильнее его чувства одиночества и изгнания после прослушивания поэзии. Он остро ощущает нарушенный обычай жить сердцем, но не знает, чем же он нарушен. Подобных примеров множество. Если человек полностью поглощен созерцанием любимого или ужасного или наслаждение полностью завладело его чувствами и мыслями, в этом состоянии он не почувствует ни ударов, ни укуса змеи или другого источника боли. Но когда пройдет это состояние, боль заявит о себе со всей силой, как если бы воздействие на его тело произошло только что. Подобное происходит по причине сильного психологического воздействия, которое отключает восприятие чего-либо иного, но когда это воздействие проходит, восприятие возвращается.
Действия искренних людей после прослушивания лживого
(песенная поэзия, музыка и др.)
По причине описанного выше отрицательного воздействия песенной поэзии, некоторые искренне верующие люди после прослушивания поэзии спешили покаяться и молить Аллаха о прошении, а также применяли другие известные средства лечения от одиночества и изгнания.
Этот закон Божий знают только наиболее искушенные и опытные в духовной жизни люди, заботящиеся о здоровье духа и самосовершенствовании, Аллах им в помощь.
Без сомнения, искренне верующий человек может найти в прослушивании этих стихов правильный и относящийся к вере вкус, но это так же, как пить мед из грязной посуды.
Но высокие, честолюбивые души, с великими стремлениями брезгуют и не прикасаются к питью из этого сосуда. Они выше и чище этого. Они приемлют только высокие духовные наслаждения и только из подходящего для этого сосуда. Если же имеющийся сосуд не подходит, они не используют его, а ищут подходящий.
Другие же, несмотря ни на что, помешают это питье в первый попавшийся сосуд, даже если этот сосуд из костей мертвечины, собачьей или свиной кожи или после спиртного. Ведь выпитое из него как вино. И только низкий человек может пить благородный и чистый напиток из подобного сосуда.
Если бы искренний человек во время прослушивания обнаружил это, он бы почувствовал вкус упомянутого! Но сладость меда скрывает исходящее от этого прослушивания зловоние, грязь и следы безобразия, которые остаются на сердце. И непременно последствием прослушивания
становится одиночество и изгнание, конечно, если этот человек честен с собой и искренне стремится к Аллаху, если все его поступки ради Него и для Него, в том числе и прослушивание.
Если же человек не искренен, действует лишь для своей услады, для удовольствия души и страстей, он пьет грязный напиток из грязной посуды и не будет чувствовать ничего из того, что мы упомянули. Его полностью поглотили страсти и низменные желания. Человек, слушающий и наслаждающийся Кораном, пьет чистейший из напитков из самого чистого и прекрасного сосуда. Таким образом, мы выявили три вида сосудов: чистый, грязный и загрязненный (смешанный). Так же и напиток бывает трех видов: чистый, грязный и загрязненный (смешанный).
Сердце бывает трех видов
Сердца трех видов: здоровое, сильное - его источник кристально чист и светел; больное и слабое - его источник грязен и низок; и сердце между двумя предыдущими, в котором смешано и то, и другое, вера и лицемерие, его источник чист, если его очистить. Умен же тот
человек, кто смотрит в суть вещей и их последствия, кто видит цель и то, к чему приводит каждая вещь. Кто же знает цели шариата относительно запрета причин, приводящих к запрещенному, однозначно запретит и поэзию (песню и музыку). Ведь слушать голос чужой (не близкой родственницы) женщины запрещено, так же, как и оставаться наедине с ней.
Запрещенное шариатом
Запрещенное шариатом делится на два вида:
запрещенное по причине непосредственного вреда этой вещи для человека;
запрещенное по причине способствования вреду для человека (т.е. эта вещь приводит человека к запретному). Кто же привык смотреть только на сам предмет, но не задумывается о
том, к каким последствиям приводит его применение, всегда затрудняется, не понимая причин запрета!
Всевышний и Великий Аллах сведущ, слава Ему, Господу миров, благослови Аллах лучшего из посланников - Мухаммада, мир ему и благословение, его семье и сподвижникам и тем, кто последовал за ними в лучшем до Судного дня. По Твоей милости и по Твоему великодушию, о Милосерднейший. 


Имам Мухаммад бин Абу Бакр ибн Къаййим аль-Джаузиййа (рахимахуЛлах)
*********************************************************************************














































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Комментариев нет :

Отправить комментарий