С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Полезные наставления (4)
Польза
Полезные выводы и наставления
Полезные выводы и наставления
Кто теряет ощущение близости к
Аллаху, оказываясь среди людей, и обретает его, оставаясь в одиночестве, тот —
слабый правдивый. Кто испытывает это ощущение, оказываясь среди людей, и не
испытывает его, пребывая в одиночестве, тот болен. Кто не испытывает этого
ощущения ни оказываясь среди людей, ни оставаясь в одиночестве, тот мёртв и
изгнан [от милости Господа]. А тот, кто сохраняет это ощущение и пребывая в
одиночестве и находясь среди людей, — любящий правдивый и сильный.
Тот,
кому приносит просветление одиночество, нуждается для его усиления именно в одиночестве. А тот, на кого
такое же влияние оказывает пребывание среди людей, их советы и наставления,
нуждается для его усиления именно в пребывании среди людей. А тот, кто успешно
делает то, чего требует от него Аллах, в любом месте и состоянии, добивается
развития и в одиночестве и среди людей.
Самое почётное положение — когда ты не выбираешь для себя состояние помимо того, которое
Он выбирает для тебя и в которое Он тебя
вводит. Так что ориентируйся на то, чего Он требует от тебя, а не на то, чего
ты желаешь от Него.
***
Лампы чистых сердец в лоне естественной природы человека светят и до того, как их коснутся законы Всевышнего: «Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём» (сура 24 «Свет», аят 35).
***
Кусе (Кусе ибн Са'ида был одним из приверженцев единобожия, живших до начала пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует) был приверженцем единобожия, хотя никогда не видел Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, А Ибн Убайй (Речь идёт об Абдуллахе ибн Убайе, главе лицемеров во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) остался неверующим, несмотря на то, что молился с ним в одной мечети.
***
Ящерица не страдает от жажды, хотя у неё нет воды, а сколько страдающих от жажды в море!
***
Мы знаем историю пророческой миссии Мусы и Асии, которая уверовала в него. Корзину, в которой он находился, принесли к ней, и ребёнок, оставшийся без матери, попал к женщине, у которой не было детей. Преславен Аллах, сколько уроков можно извлечь из этой истории! Сколько детей истребил фараон, желая уничтожить Мусу (Моисея), но предопределение как будто сказало: «Мы воспитаем его не иначе как под твоей опекой!»
***
Зу-ль-Биджадайн остался сиротой в детстве, и его вырастил его дядя со стороны отца. Душа его возжелала последовать за Посланником, да благословит его Аллах и приветствует, и он собрался сделать это, однако болезнь не дала ему осуществить желаемое. И он остался на месте, дожидаясь своего дядю, а выздоровев, он, не в силах больше терпеть, воззвал:
Сколько можно удерживать её — жалуется она на неволю, Отпусти её — может быть, она отыщет дорогу...
Он сказал: «О дядя! Долго я ждал от тебя, что ты примешь ислам, но я не вижу в тебе стремления к этому!» Тот ответил: «Если ты принял ислам, я лишу тебя всего, что дал тебе!»
Он же сказал: «Один взгляд на Мухаммада дороже для меня этого мира со всем, что в нём!»
Если бы спросили Маджнуна; чего ты хочешь —
С Лейлой свидания иль все сокровища мира?
Он бы ответил: пыль под её сандалиями
Для меня приятнее и для болезни моей целительнее...
И когда он собрался отправиться к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, его дядя лишил его даже одежды, которая была на нём, и мать дала ему грубую накидку, и он разорвал её надвое, превратил одну в изар, а вторую — в накидку.
И когда глашатай призвал к сражению на пути Аллаха, он решил присоединиться к каравану любящих. А для любящего не имеет значения длина пути, потому что цель его помогает ему преодолевать этот путь:
Аллах помогает стремящемуся достичь заветных пределов
И приблизиться к этим пределам ему помогает Он...
И когда он покинул этот мир, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, спустился в приготовленную для него могилу, чтобы собственноручно уложить его тело в нишу. При этом он говорил: «О Аллах, поистине, я был доволен им. Будь же и Ты доволен им!» И тогда Ибн Мас'уд воскликнул: «Ах, если бы меня похоронили в этой могиле!»
***
О тот, чья решимость ослабла! Самая незначительная фигура на шахматной доске — пешка. Но стоит ей взбодриться, как она превращается в ферзя (Имеется в виду, что прикладывающий усилия достигнет цели),
***
Один мудрец, увидев вьючную лошадь, которую использовали для орошения, сказал: «Если бы она бегала быстро и хорошо, то на ней бы ездили верхом».
***
Когда стопы решимости готовы устремиться вперёд, перед ними появляются препятствия.
***
Под препятствиями подразумеваются такого рода испытания, которые помогают отличить правдивого от лжеца, и когда ты преодолеваешь их, они становятся твоими помощниками в достижении цели.
***
Польза
Истинная сущность мира этого
Мир этот подобен блудливой
женщине, которая не может жить с одним мужем — она завлекает многих мужчин. Не
соглашайся же на разврат!
Отделил я её красоту от её деяний
И обнаружил, что красоту затмевают мерзости,
Поклялась она нам, что никогда не предаст нас.
Оказалось, клялась, что верна никогда нам не будет...
Идти ради того, чтобы
снискать мир этот, — значит идти по земле, в которой множество диких зверей, а
плавать в нём — то же самое, что плавать в пруду с крокодилами. То, что
приносит радость в ней, вызывает и печаль, и боль в ней рождается от
наслаждений, а горести — от радостей.
То, что в юности было приятным и сладким,
В преклонные годы мучениями обернулось.
***
Птица человеческой
природы (Речь идёт о легкомысленном и порывистом человеке, который устремляется к любым приманкам, не задумываясь о последствиях своих действий, подобно тому как птица устремляется к зерну, насыпанному в силок, и оказывается в ловушке) видит зерно, а око разума видит силок, тогда как око
страстей слепо.
Довольства глаз не замечает недостатков,
А недовольства глаз их выставляет напоказ.
***
Страсти украшают себя для взоров человеческой природы, и те, кто верует в сокровенное, отводят взгляд от них, а те, кто следует за ними, блуждают в пустыне скорби. О первых сказано: «Они следуют руководству от их Господа, и они — преуспевшие» (сура 2 «Корова», аят 5). А вторым будет сказано: «Вкушайте и наслаждайтесь недолго, ведь вы являетесь грешниками» (сура 77 «Посылаемые», аят 46).
***
Когда те, кому помог Всевышний, осознали истинную цену миру этому и недолговечность своего пребывания в нём. Они умертвили в нём страсти ради того, чтобы снискать жизнь вечную. Пробудившись от сна беспечности, они всерьёз взялись за возвращение того, что враг успел украсть у них в период их бездеятельности. Поняв, что дорога длинная, они устремили взоры на маячащую вдали цель, и далёкое стало казаться им близким. И каждый раз, когда жизнь становится горькой для них, воспоминание о словах Всевышнего «Это — ваш День, который был обещан вам» (сура 21 «Пророки», аят 103) делает её слаще.
***
Раздел
Удивительно: как человек может не любить Господа и не стремиться к Его поминанию
Одна из самых
удивительных вещей на свете: знать Его и не любить при этом, слышать Его
глашатая и медлить с ответом, знать об огромной прибыли, которую приносят
сделки, заключаемые с Ним, и при этом заключать их с кем-то другим, знать о
том, насколько страшен Его гнев, и при этом навлекать на себя этот гнев,
вкушать одиночество и отдалённость от Него по причине ослушания и не стремиться
приблизиться к Нему посредством покорности Ему, ощущать стеснённость в сердце
из-за погружения не в Его повествование и не в беседы о Нём и при этом не
стремиться расширить грудь свою посредством поминания Его и тайной беседы с
Ним, вкушать мучения, которые причиняет привязанность сердцем не к Нему, и не
бежать от этих мучений к блаженству устремления к Нему и смирения пред Ним. Но
ещё более удивительно, когда ты знаешь, что не можешь обойтись без Него и
крайне нуждаешься в Нём, и при этом отворачиваешься от Него и стремишься к
тому, что отдаляет тебя от Него.
***
Польза
Совершение запретного по причине скверного представления об Аллахе или одолевающих страстей
Совершать запретное раб Аллаха
может по двум причинам.
Первая:
человек скверно думает о Господе своём. Он считает, что даже если бы он был
покорен Господу и предпочёл Его, то Он не дал бы ему ничего лучшего из
дозволенного.
Вторая: он
знает, что это не так и что тому, кто отказался от чего-либо ради Аллаха, Он
даст взамен нечто лучшее, но страсти в нём побеждают терпение и разум.
Первый случай
обусловлен слабостью знания, а второй — слабостью разума и сознательности.
***
Яхья ибн Му'аз сказал: «Мольбу
того, кому Аллах помог собрать сердце своё во время обращения к Нему с мольбой,
Он не отвергнет».
Когда человек
сосредотачивается, он остро ощущает свою потребность в Господе и неспособность
обходиться без Него, надежда его усиливается, и редко мольба его остаётся без
ответа.
***
Раздел
Мудрые изречения и полезные наставления
Когда бдительные видят, как мир этот одолевает своих обитателей, и как надежды обманывают своих обладателей, и как шайтан ведёт души в поводу, и когда они видят, что душа, побуждающая к скверному, берёт верх, то устремляются к крепости смиренной мольбы и испрашивания защиты, подобно тому, как испуганный раб спешит укрыться во владениях своего господина.
***
Страсти мира этого подобны игре воображения, и невежественный способен видеть лишь явное, тогда как разумный видит то, что за завесой.
***
Увидели они зёрнышко желаемого, но когда протянули руки к нему, чтобы взять его, взоры их увидели нить силка и они взлетели на крыльях осторожности и снова пустились в путь: «Если бы только мой народ знал, что мой Господь простил меня и что Он сделал меня одним из почитаемых!» (сура 36 «Йа Син», аяты 26-27).
***
Некоторые люди увидели всё сущее и поняли цель свою в этом мире и приготовились к отъезду, прежде чем настало время отправляться в путь, приложив усилия для следования прямым путём. А другие заняты чем-то незначительным, тогда как они преодолевают огромные расстояния, а птицы страстей в силках ждут заклания.
***
Две лисы попали в капкан, и одна из них сказала другой: «Где мы теперь встретимся?» А вторая ответила ей: «Через два дня в месте для дубления шкур».
***
Клянусь Аллахом, дни были всего лишь сном, а потом они [искренние верующие] проснулись одержавшими победу.
***
Прошлое мира этого — сон, будущее его — бесплотные мечтания. А между ними — время, которое тратится напрасно.
***
Как обретёт благополучие тот, у кого есть жена, которая не проявляет милосердия к нему, отпрыск, который не принимает его оправданий, сосед, от которого можно ожидать зла, друг, который не относится к нему чистосердечно и не даёт ему благих советов, компаньон, который не относится к нему справедливо, враг, который враждует с ним постоянно, не смыкая глаз, душа, которая побуждает к дурному, мир этот, приукрасивший себя, влечения, восстающие против него, страсть, которая одолевает его, гнев, с которым он не может справиться, шайтан, приукрашивающий для него [скверное], и слабость, которая подчиняет его себе?..
Если Аллах помогает ему и приближает его к Себе, то всё это не выдерживает противостояния с ним, а если Аллах оставляет его без помощи и предоставляет его душе его, то она набрасывается на него и губит его.
***
Когда люди отвернулись от обращения за решениями к Корану и Сунне, и перестали судить в соответствии с ними, и стали считать, что их недостаточно, и обратились к мнениям, аналогиям, тому, что им казалось благим, и словам шейхов, то их естественная природа начала портиться. В сердца их вошёл мрак, понимание их исказилось, разум пришёл в негодность, и всё это ослепило и одолело их, и в соответствии с этим воспитывался малый и доживал до дряхлости пожилой, и им не казалось это порицаемым!
И тогда к ним пришло другое государство, в котором нововведения заняли место Сунны, душа — место разума, страсть — место благоразумия, заблуждение — место прямого пути, порицаемое — место одобряемого, невежество — место знания, совершение дел напоказ — место искренности, ложное — место истины, лесть — место чистосердечия и благого совета, притеснение — место справедливости. И всё перечисленное взяло верх и обрело силу, а приверженцы этого стали важными и влиятельными людьми, хотя прежде вес имели противоположности этих вещей и авторитетом пользовались приверженцы этих противоположностей.
***
И когда ты увидишь, что эти вещи берут верх и их знамёна зареяли высоко, а войска устремились вперёд, и под землёй, клянусь Аллахом, находиться стало лучше, чем на её поверхности, то у вершин гор находиться станет лучше, чем на равнинах, и находиться в обществе зверей будет лучше, чем находиться в обществе людей.
Земля вздыбилась, небеса потемнели и явилось нечестие и порча на суше и в море из-за несправедливости грешников, исчезла благодать, блага стало очень мало, звери сделались истощёнными и жизнь стала скверной из-за нечестия нечестивцев, и дневной свет и ночная мгла плачут из-за скверных деяний и отвратительных поступков, и благородные писцы и ангелы, которые, сменяя друг друга, приходят к Господу, жалуются Господу своему на множество мерзостей и на то, что порицаемое и отвратительное берёт верх. Это, клянусь Аллахом, предостережение от грядущего потока наказания, тучи которого уже сгустились, и ночь обещает принести с собой беду, такую чёрную! Отойдите же с пути этого потока с помощью искреннего покаяния, пока ещё есть возможность покаяться и врата покаяния открыты... Как будто вы уже стоите перед дверью, которая закрылась, и перед залогом, который уже недоступен ( То есть стал собственностью того, кому он был оставлен), и перед грехом, который уже записан: «А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся» (сура 26 «Поэты», аят 227).
***
Выкупи душу свою сегодня, ибо рынок открыт, цена имеется и товар дёшев, но придёт день, в который у тебя уже не будет доступа к этому рынку и этому товару — ни к малому его количеству, ни к большому: «Это — День ..взаимного обделения» (сура 64 «Взаимный обман», аят 9); «В тот день несправедливый станет кусать свои руки» (сура 25 «Различение», аят 27).
Если ты не взял с собой запас — б о г о б о я з н е н н о с т ь,
И встретил в День сбора тех, кто запасался,
Ты пожалеешь, что не сделал то же самое,
И не обрёл того, что обрели они...
***
Деяния, совершаемые без искренности и следования [Корану и Сунне], подобны путнику, наполняющему сосуд свой песком, который только обременяет его и не приносит ему никакой пользы.
***
Когда обременяешь сердце тревогами и тяготами мира этого и перестаёшь уделять внимание тому, что связано с религией, хотя это — твоё пропитание и жизнь твоя, то ты уподобляешься путнику, который нагружает своё верховое животное сверх его сил и при этом не кормит его должным образом — очень скоро оно остановится под ним.
***
Распыляющий силы свои жизнь проживает
Растерянным, — не победа и не поражение...
***
Спешащий погонщик, увы, ни над чем не властен,
Ведь не все животные достаточно быстры,
Осторожнее пусть ступают копыта животных,
Ибо они попирают лбы и щёки под ними...
***
Для того, кто видит вдали блеск благополучия, нетрудно перенести горечь терпения.
***
Цель — первое в расчётах и последнее в существовании, начало с точки зрения разума и конечная остановка на пути.
***
Слабость — твоё привычное состояние, а если бы пыл твой поднялся до дел великих, то тебе бы светили лучи решимости.
***
Поистине, люди превосходят друг друга своими стремлениями, а не внешним видом.
***
Поистине, из-за низости своих стремлений чистильщик колодцев оказывается в колодце с нечистотами.
***
Тебя отделяет от преуспевших гора страстей; они остановились перед ней, а ты — позади неё.
Преодолей же оставшееся расстояние, и ты присоединишься к ним.
Преодолей же оставшееся расстояние, и ты присоединишься к ним.
***
Мир этот — место состязания. Пыль поднялась, и не видно победителя, и в этом месте есть и всадники на лошадях, и двигающиеся пешком и едущие на ослах с плохими сёдлами.
Ты увидишь, когда пыль рассеется,
Кто под тобой — скакун или осёл...
***
Человеку свойственна неумеренность в еде, но лучше следить за своим питанием.
***
Разбойник алчного стремления выходит только во мраке страстей.
***
Зёрнышки желаемого — под сеткой силка, и если чувствуешь, что больше нет сил терпеть, то подумай о заклании [которое ждёт тебя, если ты попадёшь в силок].
***
Сила стремления обрести желаемое порождает усердие в трудах ради достижения цели и опасение лишиться предмета своих желаний.
***
Скупец — бедняк, который не получит награды за свою бедность.
***
Проявляй терпение, воздерживаясь от того, в чём заключён вред, и не пей из источника попрёков.
***
Достойная женщина будет голодать, но не станет добывать пропитание с помощью груди своей.
***
Не проси ни о чём никого, кроме Господа, ибо для раба просить о чём-то кого-то, кроме своего господина, — значит оскорблять его.
***
Когда ты сажаешь семена уединения, они приносят плод — близость к Всевышнему.
***
Не привыкай и не привязывайся к тому, с чем вскоре расстанешься, и привыкай и привязывайся к Тому, Кто всегда с тобой.
***
Уединение невежественного — порча, а уединение учёного — как в случае с верблюдом, при котором его копыта и который всегда найдёт воду.
***
Когда разум и твёрдая убеждённость встречаются в доме уединения и приглашают мышление, между ними начинается тайная беседа.
Пришёл рассказ к тебе, внимать которому
Для нас удовольствие, будь то стихи или проза,
Вспоминая о нём, душа забывает печали свои,
И вот уж мрак забот вокруг сердца рассеялся...
***
Если с языка врага твоего слетела глупая фраза, то не
посылай за ней следом подобную ей и не оплодотворяй её, ибо потомство ссоры -потомство порицаемое.
***
Твоё стремление встать на защиту души своей обусловлено твоим незнанием её истинной природы. Если бы ты знал её истинную сущность, то ты помог бы врагу против неё.
***
Когда из пламени гнева рождается пламя мести, оно сжигает того, кто развёл пламя.
***
Закуй свой гнев в оковы кротости, ибо поистине, он подобен собаке, которая, сорвавшись с цепи, принесёт много бед.
***
Тот, кому суждено счастье, увидит то, что поможет следовать ему правильным путём, прежде чем попросит об этом.
***
Когда предопределение избирает какого-то человека, оно бросает в почву его сердца семя Божественной помощи, затем поливает его водой прельщения и устрашения, после чего ставит смотрителя — постоянное воспоминание о том, что Аллах наблюдает за ним, а также стража — знание... И вот уже побег выпрямляет свой стебель.
***
Когда звезда стремления появляется во мраке ночи бездеятельности и следом за ним выходит луна решимости, земля сердца озаряется светом Господа своего.
***
Когда наступает ночь, сон и бодрствование меряются силами. Страх и стремление находятся в авангарде бдительности, а лень и медлительность — в отрядах беспечности. Решимость, начиная атаку, нападает на правый фланг и наносит поражение воинам нерадивости, и к рассвету военная добыча уже поделена и трофеи подготовлены для своих владельцев.
***
Ночное путешествие под силу лишь тому, кто привык переносить голод.
***
Породистые [верблюды и лошади] идут впереди, а те, которые тащат на себе поклажу, идут сзади.
***
Да не наскучит тебе стоять у ворот, даже если тебя прогоняют, и не прекращай извиняться и оправдываться, даже если тебе велят уйти. И даже если врата откроются для принятых, в числе которых тебя не будет, то устремись вперёд, как устремляются лгущие, и войди без спросу и протяни руку: «...и окажи нам милость» (сура 12 «Юсуф», аят 88).
***
О тот, кто пытается отпереть врата пропитания не ключом богобоязненности! Как же ты расширяешь дорогу грехов и при этом жалуешься на скудный удел?!
***
Если бы ты стремился к тому, чего требует богобоязненность, ты не упустил бы требуемое.
***
Ослушания — препятствия на пути обретения благ, и «поистине, раб лишается удела из-за совершённого им греха».
***
Клянусь Аллахом, что, вас навестить стремясь,
Я дороги долгой даже не заметил,
Так решительно к вашей двери я стремился,
Что, лишь о подол свой споткнувшись, остановился.
***
Души в телах подобны птицам в клетках: те, которых держат ради получения птенцов, не подобны тем, которых готовят к состязаниям.
***
Если работник хочет узнать, на хорошем ли он счету у султана, то он должен посмотреть на то, какие дела он ему поручает и чем он занимает его.
***
Будь одним из сынов мира вечного и не будь одним из сынов мира этого, ибо поистине, сын следует за матерью.
***
Мир этот не стоит того, чтобы ты делал хотя бы шаг в его сторону, так чего же ты бежишь за ним?!
***
Мир этот — падаль, а львы не питаются падалью.
***
Мир этот — просто переход, а мир вечный — родина, а желаемое ищут на родине.
***
Общение с братьями бывает двух видов. Один из них — притяжение натур и трата времени. Этот вид обычно приносит больше вреда, чем пользы. Как минимум он портит сердце и заставляет терять время.
Второй вид: общение с целью взаимопомощи в том, что является причинами спасения, и завещания друг другу истины и терпения. Это одно из величайших и полезнейших сокровищ, однако у него есть три недостатка. Первый: украшение друг для друга. Второй: разговоры и общение сверх необходимого. Третий: превращение этого в страсть и привычку и, как следствие, отход от изначальной цели. В общем, собрания — опыление. Либо для души, побуждающей к дурному, либо для сердца и души успокоившихся. От опыления получается результат. Хорошее опыление — хороший плод. Также и благие души: их опыление от ангела, а опыление скверных душ — от шайтана... Всевышний Аллах по мудрости Своей предназначил благих женщин для благих мужчин и благих мужчин — для благих женщин. Верно и обратное.
***
Имам Мухаммад бин Абу Бакр ибн Къаййим аль-Джаузиййа (рахимахуЛлах)
Перевела: Карима (Екатерина) Сорокоумова
*********************************************************************************
*********************************************************************************
Комментариев нет :
Отправить комментарий