четверг, 2 февраля 2017 г.

Вопросы и Ответы (9)

Вопросы и Ответы (9)

Вопрос 181. Что можно сказать об исповедующем единобожие человеке, который умрёт, упорствуя в совершении тяжких грехов?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «И установим Мы справедливые Весы для Дня воскресения, так что не будет обижен человек ни в чём, а если (дело, совершённое кем-либо,) будет весом с горчичное зерно, Мы принесём и его (396), и достаточно будет Нас для подсчёта! » (Пророки, 47).
(396) - Иначе говоря, какое бы незначительное дело ни совершил человек, в День воскресения он обязательно получит за него справедливое и полное воздаяние).
«И взвешивание в тот День (будет проводится сообразно) истине: те, у кого (чаша) Весов будет тяжела (397), преуспеют, а те, у кого Весы окажутся лёгкими, сами себе наносили ущерб, проявляя несправедливость по отношению к Нашим знамениям (398)». (Преграды, 8 - 9).
(397) - То есть: те, у кого груз благих дел перевесит груз дел дурных).
(398) - Иначе говоря, не проявляя должного почтения по отношению к этим знамениям Аллаха и объявляя их ложью).
«В тот День, когда каждый человек обнаружит то благое и дурное, что он совершил…». (Семейство Имрана, 30).
«В тот День, когда каждый человек явится, защищая самого себя, и каждому сполна воздастся за то, что он делал, и не будут они обижены.» (Пчёлы, 111).
«И бойтесь того Дня, когда вы будете возвращены к Аллаху, после чего воздастся каждому сполна, и не будут они обижены». (Корова, 281).
Аллах Всевышний также сказал: «В тот День люди выйдут (из своих могил) по-разному (399), чтобы показаны были им дела их (400), и совершивший добро весом с пылинку увидит его, как и совершивший зло весом с пылинку увидит его.» (Землетрясение, 6-8).
(399) - Имеется в виду, что разным будет их положение: одних охватит страх, а другие окажутся в безопасности).
(400) - То есть: чтобы Аллах показал им дела их; или: чтобы увидели они, какое воздаяние ожидает их за эти дела).
Примером могут служить также и другие аяты. 
Сообщается, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, у кого потребуют полного отчёта (401), будет подвергнут наказанию», - Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила: "Разве Аллах Всевышний не говорит: «...он непременно будет рассчитан расчётом лёгким...» (Раскалывание, 8).
(401) - В День воскресения).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Это (касается) только представления, однако тот, у кого потребуют полного отчёта, будет подвергнут наказанию (402) (Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад).
(402) - Имеется в виду представление дел людей для отчёта или же взвешивание их на Весах, когда каждому будут только показаны все его дела, чтобы он понял, сколь великую милость оказывает ему Аллах, прощая его прегрешения).
И ранее нами уже приводились аяты Корана и хадисы, в которых говорится о сборе людей в День воскресения, об их положении в период ожидания начала Суда, о Весах, о разворачивании свитков с записями их дел, о представлении этих дел на Суд, о расчёте, о Сирате (мост через Ад), о видах заступничества и прочих вещах. Благодаря этому станет известно об отличиях в степенях людей и их положении в мире вечном, что будет определяться степенью их повиновения или неповиновения их Господу в мире этом, и о том, что есть среди них опережающие, умеренные и обижающие сами себя (403).
(403) - В 32-м аяте суры "Создатель" сказано: «И есть среди них обижающий сам себя*, и есть среди них умеренный** и есть среди них опережающий*** (других) в благих делах с дозволения Аллаха….».
*Имеется в виду либо такой верующий, который совершает тяжкие прегрешения, либо тот, кто совершает больше дурных дел, чем благих
**Имеется в виду либо тот, кто не совершает тяжких грехов, либо такой человек, количество дурных которого равно количеству дел благих.
***Таким людям в первую очередь будет оказана и милость Аллаха в День воскресения). Возможно, что имеются в виду те, кто войдёт в Рай без отчета.
Если тебе понятно это, то знай, что исходя из того, о чём говорится в аятах Корана и хадисах, составляющих собой Сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и того, чему следовали наши праведные предшественники, коими являются сподвижники, из которых состояло первое поколение ислама, и последовавшие за ними с чистыми сердцами, в том числе лучшие толкователи Корана и знатоки Сунны, грешники из числа исповедующих религию единобожия подразделяются на три разряда:

ПЕРВЫЙ: к нему относятся те люди, добрые дела которых перевесят собой дурные: такие войдут в Рай, и огонь никогда не коснётся их.

ВТОРОЙ: этот разряд составят собой те люди, добрые дела которых сравнятся по количеству с дурными, в результате чего их дурные дела не позволят им войти в Рай, а их добрые дела уберегут их от огня.
Эти люди окажутся на преградах (404), и говоря о них, Аллах Всевышний упомянул, что они будут удерживаться между Раем и Адом, сколько пожелает Аллах, после чего им будет позволено войти в Рай. Аллах Всевышний сказал об этом, после того, как поведал о том, что обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Огня окажутся в Огне, и тогда эти люди станут взывать к тем и другим.
(404) - "А'раф"(единственное число " 'арф"). Имеются в виду либо ограды, либо возвышенности между Раем и Адом. Относительно того, кто именно окажется на этих преградах, разные толкователи высказывали различные мнения, одного из которых придерживается автор. Согласно другим толкованиям, на этих преградах будут находиться ангелы или же те, для кого расчёт завершится успешно, и кто станет наблюдать за ожидающими своей очереди.
Аллах Всевышний сказал: «Между ними (405) (окажется) завеса, а на преградах (будут находиться) люди, которые распознают всех по их приметам (406). Они обратятся к обитателям Рая (со словами): "Мир вам!" Сами они (пока) не войдут в Рай, но будут жаждать (его) (407). А когда взоры их будут обращаться к обитателям Огня, они станут говорить: "Господь наш, не помешай нас с людьми несправедливыми!" Оказавшиеся на преградах станут обращаться к тем людям, которых они узнают по их приметам (408), говоря: "Не помогло вам ваше сборище (409) и то, чем вы гордились!" Не тем ли, относительно которых вы клялись, что Аллах не окажет им (Своей) милости (, будет сказано Аллахом Всевышним обитателям преград): "Войдите в Рай, нечего вам бояться и не станете вы печалиться!"?» (Преграды, 46-49).
(405) - То есть: между Раем и Адом).
(406) - Имеется в виду, что обитателей Рая можно будет узнать по белым лицам, тогда как лица обитателей Огня почернеют).
(407) - Имеется в виду, что они не потеряют надежды на Рай).
(408) - Здесь речь идёт о тех, кто окажется в Аду).
(409) - То есть: те люди, которых вы собрали вокруг себя для того, чтобы отвращать других от пути Аллаха).

ТРЕТИЙ: люди, которые составят собой этот разряд, встретят Аллаха, не прекратив совершать тяжкие грехи и предаваясь разврату, но вместе с тем они не перестанут придерживаться религии единобожия и сохранят веру. Их дурные дела перевесят собой дела добрые, и они войдут в Огонь сообразно своим грехам: среди них окажутся такие, которым огонь станет доходить до щиколоток, и такие, которых он охватит до середины голеней, и такие, которым он будет доставать до колен, и даже такие, кто окажется охваченным огнём полностью, если не считать следов от земных поклонов, которых Аллах запретит касаться огню.
За тех людей, что будут принадлежать к этому разряду, Аллах Всевышний позволит заступиться нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, а после него, другим пророкам, праведникам, ангелам и тем, кого Он пожелает почтить, даровав им право заступничества. И Он установит для них определённый предел, и они станут выводить их, после чего Он снова установит для них определённый предел, и они снова станут выводить их из Огня. Так, сначала выведут они тех, у кого в сердце окажется благо (хайр) (410) весом с динар, потом - тех, у кого в сердце окажется благо весом с половину динара, потом - тех, у кого в сердце окажется благо весом с пшеничное зерно, и так будет продолжаться до тех пор, пока не выведут они тех, у кого в сердце окажется благо весом хотя бы с пылинку и даже менее того, после чего эти заступники скажут: "Господь наш, не оставили мы там никакого блага!", - и не останется в Огне навеки никто из тех, кто умер, исповедуя религию единобожия, независимо от того, какими были его дела.
Чем больше будет вера таких людей и чем легче будут их прегрешения, тем более лёгким мукам в пламени Ада они подвергнутся, тем меньше будут там оставаться и тем скорее покинут его.
И наоборот, чем более тяжкими окажутся их грехи и чем слабее будет их вера, тем более тяжкие и долгие муки они испытают. Об этом говорится в великом множестве хадисов и на это
указал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Тому, кто скажет: "Нет бога, кроме Аллаха ", - (эти слова) принесут пользу в один из дней, даже если (это и случится) после того, как его постигнет наказание (411)». (Аль-Хайсами).
В целом же это является трудным для понимания и опасным местом, относительно которого высказывались разные мнения, а Аллах Всевышний сказал: «И (тогда) Аллах с соизволения Своего направил тех, кто уверовал к истине, относительно которой они (412) разошлись, ведь Аллах направляет к прямому пути, кого пожелает.» (Корова, 213). 
(410) - В данном случае имеется в виду искренняя вера).
(411) - Имеется в виду наказание в День воскресения).
(412) - Имеются в виду представители прежних религиозных общин).
*********************************************************************************
Вопрос 182. Становится ли применение наказаний, предусмотренных шариатом за различные прегрешения, искуплением этих прегрешений?
Ответ. Сообщается, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находившийся в окружении своих сподвижников, сказал: «Поклянитесь мне в том, что ничему не станете поклоняться наряду с Аллахом и не будете ни воровать, ни прелюбодействовать, ни убивать своих детей, ни распространять ложь, измышляемую вашими сердцами, ни поступать вопреки одобряемому (шариатом). Того из вас, кто будет верен (этой клятве), наградит Аллах, а тому, кто нарушит её в чём-либо и будет наказан уже в мире этом, это послужит искуплением его (греха). Если же кто-нибудь нарушит её в чём-либо, а Аллах покроет его, то Аллах и будет решать (его судьбу) и если пожелает, то простит его (413), а если пожелает, то накажет».
'Убада (414) сказал: "И мы поклялись ему в этом". (Аль-Бухари, Муслим).
(413) - Имеется в виду, что Аллах может простить всё, кроме многобожия).
(414) - 'Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, - сподвижник, со слов которого был передан этот хадис).
*********************************************************************************
Вопрос 183. Как можно совместить между собой цитированные в вышеупомянутом хадисе слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «...то Аллах и будет решать (его судьбу) и если пожелает, то простит его, а если пожелает, то накажет», - и слова о том, что тот человек, дурные дела которого перевесят собой дела добрые, войдёт в Огонь, о чём говорилось ранее?
Ответ. Между одним и другим нет никаких противоречий, так как если Аллах пожелает простить такого человека, то Он не станет требовать с него подробного отчёта, толкование чему дал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший, что подобное может иметь место во время представления дел на Суд. И об этом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал также: «Каждый из вас приблизится к Господу своему настолько, что покроет Он его и скажет Он: "Совершал ли ты то-то и то-то?", -и он скажет: "Да. "И Он скажет: "Совершал ли ты то-то и то-то?", - и он скажет: "Да ", - подтверждая это, а потом Он скажет: "Поистине, Я покрыл тебя в земной жизни, а сегодня Я прощу Тебя!"» (Аль-Бухари).
Что же касается тех, кто войдёт в Огонь за свои грехи, то ими станут люди, которые будут подвергнуты серьёзному расчёту и о которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А те, с кого потребуют подробного отчёта, они и будут подвергнуты мучениям». (Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад).
*********************************************************************************
Вопрос 184. Что именно подразумевается под прямым путём (ас-сирату-ль-мустакым), идти которым нам повелел Аллах, запретивший следовать иными путями?
Ответ. Имеется в виду именуемая исламом религия, с которой Аллах направлял к людям своих посланников и о которой говорится в ниспосланных Им Писаниях. Ни от кого не будет принято ничто иное, кроме этой религии, и не спасётся никто за исключением тех, кто пойдёт этим путём, а для того, кто этим путём не пойдёт, пути станут разветвляться и уводить его в сторону.
Аллах Всевышний сказал: «И, поистине, это - Моя прямая дорога, следуйте же ею и не следуйте (иными) путями, которые уведут вас от Его пути». (Скот, 153).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что однажды он начертил (на земле) прямую линию, а потом сказал: «Это -прямой путь Аллаха».
Потом он начертил много линий справа и слева от этой линии и сказал: «А среди этих путей нет ни одного, где не было бы шайтана, призывающего к нему», - после чего он прочитал этот аят: «И, поистине, это - Моя прямая дорога, следуйте же ею и не следуйте (иными) путями, которые уведут вас от Его пути». (Скот, 153). (Ахмад, аль-Хаким).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах использовал прямой путь в качестве примера. По обеим сторонам этого пути поставлены ограды, в которых есть открытые двери, а на дверях - опушенные занавески. На вратах (, ведущих к этому) пути, находится призывающий, который говорит: "О люди, вступайте на прямой путь все и не разделяйтесь! " Другой же призывающий обращается к людям, находясь над этим путём, и если человек захочет открыть какую-нибудь из дверей, oн говорит: "Горе тебе, не открывай (эту дверь), ибо если ты откроешь её, то войдёшь в неё!" Этим прямым путём является ислам, ограды - это заповеди Аллаха, открытые двери ~ это запрещённое Аллахом, призывающий, который находится в начале пути, - это Книга Аллаха, а призывающий (415), который находится над этим путём, - это увещатель Аллаха, который есть в сердце каждого мусульманина». (Ахмад, аль-Хаким).
(415) - Имеется в виду внутреннее побуждение, исходящее от ангела и направляющее человека к благому).
*********************************************************************************
Вопрос 185. Что позволяет следовать по прямому пути и избегать отклонений от него?
Ответ. Это достигается только благодаря приверженности Корану и Сунне, когда человек движется вместе с ними и останавливается у установленных ими границ. Именно это позволяет придерживаться чистого единобожия и должным образом следовать Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ведь Аллах Всевышний сказал: «А повинующиеся Аллаху и Посланнику Его будут с теми, кого Аллах облагодетельствовал из числа пророков, правдивейших, павших за веру и праведников. Прекрасные это товарищи!» (Женщины, 69).
Люди, облагодетельствованные Аллахом и перечисленные в этом аяте, являются теми же людьми, о которых говорится как о ведомых прямым путём в первой суре Корана.
Аллах Всевышний сказал: «... веди нас прямым путём, путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого Ты разгневался, и не заблудших». (Фатиха, 6-7).
И для раба Аллаха нет большего благодеяния, чем направление его к этому прямому пути и удаление его от путей заблуждения. В таком положении и оставил свою общину Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о чём сам он сказал так: «Я оставил вас на совершенно ясном (пути), от которого после меня не станет отклоняться никто за исключением совсем пропащих». (Ахмад, ибн Маджа, аль-Хаким).
*********************************************************************************
Вопрос 186. Что является противоположностью Сунны?
Ответ. Противоположностью её являются изобретённые людьми нововведения (бид'а) (416), иными словами, вменение в обязанность того, чего не разрешал Аллах. Именно это и имел в виду Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «(Если) кто-нибудь внесёт в это наше дело (417) то, что не имеет к нему отношения, это будет отвергнуто». (Аль-Бухари, Муслим).
(416) - Единственное число - "бид'а" - нововведение в сфере религии, ересь).
(417) - Имеется в виду шариат).
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Крепко держитесь этого (418) и сторонитесь новоизобретённого, ибо всякое нововведение есть заблуждение!» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).
(418) - Буквально: вцепитесь в это зубами).
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал, что такие заблуждения обязательно будут иметь место в будущем, указав и на то, кто их избежит, о чём говорится в нижеследующем хадисе:
Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И разделится моя община на семьдесят три группы: все они (окажутся) в огне, кроме одной». (Люди) спросили: ' 'Кто же (войдёт в эту группу), о Посланник Аллаха?" «Следующие тому же, чему следую я и мои сподвижники». (Аль-Хаким, Ат-Тирмизи).
И Аллах Всевышний отделил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от тех, кто придерживается нововведений, сказав: «Поистине, (что касается) тех, которые внесли раскол в свою религию и (разделились на) секты, то ты не имеешь к ним никакого отношения (419). Дело их (решать) Аллаху...». (Скот 159).
(419) - To есть: ты не в ответе за них, так как ты должен только предупредить людей о том, что представляет для них опасность, и указать им правильный путь).
*********************************************************************************
Вопрос 187. Как следует относиться к сподвижникам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и членам его семьи?
Ответ. Обязательное для нас заключается в том, чтобы мы были искренними по отношению к ним и не говорили о них ничего плохого, рассказывали людям об их достоинствах, воздерживались от упоминания об их недостатках и тех противоречиях, которые между ними возникали, и упоминали о них только также, как упоминал об этих людях Всевышний в Торе, Евангелии и Коране, и в соответствии с тем, что говорится об их достоинствах в достоверных хадисах и прочих известных источниках.
Аллах Всевышний сказал: «Мухаммад, посланник Аллаха, и те, которые с ним, суровы по отношению к неверным и милосердны (в отношениях) между собой. Ты видишь, как они склоняются в поясных и земных поклонах в стремлении к милости и благоволению Аллаха. На лицах их - знак их (, появившийся) от земных поклонов (420). Таков пример (421) их в Торе, а в Евангелии примером их является посев, который выпустил свой росток и поддержал его, и он увеличился и выпрямился на своём стебле, приводя в восхищение сеятелей, чтобы вызвать ими (422) гнев неверных. Пообещал Аллах тем из них, кто уверовал и совершал праведные дела, прошение и великую награду.» (Победа, 29).
(420) - Имеется в виду, что лица этих людей озарены внутренним светом благодаря земным поклонам, совершённым ими во время множества молитв).
(421) - То есть: так они описаны в Торе).
(422) - Имеется в виду многочисленность и единодушие верующих).
«A те, которые уверовали, и переселились (423) и боролись на пути Аллаха, как и те, которые предоставили (им) приют и оказали помощь, — они и есть истинно верующие. Им (уготовано) прощение и щедрый удел.» (Добыча, 174).
(423) - Речь идёт о переселении первых мусульман из Мекки в Медину).
«A (что касается) опередивших (424) (из числа) первых мухаджиров (425), и ансаров и тех, кто последовал за ними, совершая благое (426), то Аллах доволен ими, и они довольны (Аллахом), и Он приготовил для них сады, где внизу текут реки (и где останутся) они навечно. Это - великий успех!» (Покаяние, 100).
(424) - Имеются в виду те люди, которые опередили других, приняв ислам раньше прочих).
(425) - То есть: переселившихся вслед за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину).
(426) - "Ихсан" Здесь имеется в виду искренняя убеждённость, подкреплённая соответствующими словами и делами).
«Аллах принял покаяние (427) Пророка, и мухаджиров и ансаров (428), которые последовали за ним в трудный час (429)...» (Покаяние, 117).
(427) - То есть: не только принял покаяние, но и оказал Свою милость и даровал прощение).
(428) - Сторонники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из числа жителей Медины, принявших к себе переселенцев из Мекки).
(429) - Речь идет о состоявшемся в 630 году походе на Табук, проходившем в трудных условиях).
«(Часть военной добычи) предназначена также бедным мухаджирам, которые были выселены из своих домов и (лишены) своего имущества (в то время, когда) они искали милости и благоволения Аллаха и поддерживали (религию) Аллаха и Посланника Его. Такие-то и являются правдивыми. А жившие (в Медине) до них и принявшие (новую) веру любят переселившихся к ним, и не испытывают никакой зависти из-за того, что им было дано, и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду». (Собрание, 8-9).
И мы знаем и верим, что Аллах Всевышний посмотрел на участников битвы при Бадре и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам» (430)  (Аль-Бухари, Муслим).
(430) - Имеется в виду: Аллах Всевышний простит им грехи в Судный день).
-А их было более трёхсот десяти человек. И мы верим, что не войдёт в огонь никто из тех, кто дал клятву на верность под деревом (431), и что Аллах доволен ими, как и они довольны Аллахом (432), и было их тысяча четыреста человек, а некоторые говорят, что их было полторы тысячи, ведь Аллах Всевышний сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом. Знал Он, что у них в сердцах...» (Победа, 18).
(431) - Имеется в виду клятва под деревом, которую принесли на верность исламу в аль-Худайбийи мусульмане, участвовавшие вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в совершении умры в 628 г. Эта клятва получила название "клятва, угодная Аллаху" (бай (1) ату-р-ридван)).
(432) - Указание на содержание достоверного хадиса, приводимого Муслимом, Абу Даудом и ат-Тирмизи. Этот хадис передаётся со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«He войдёт в огонь никто из тех, кто дал клятву под деревом»).
И мы свидетельствуем, что они составляли собой лучшее поколение этой общины, являющейся лучшей из религиозных общин (433), и что если любой из тех, кто придёт после них, потратит целую гору золота величиной с гору Ухуд, то не сравнится ни с кем из них, если он израсходовал хоть один мудд (434) или даже половину мудда (435). И хотя мы считаем, что они не были защищены от грехов и могли совершать ошибки, но они прилагали усилия в поисках истины, и за их усилия тому из них, кто добивался успеха, положена двойная награда, тому же, кто ошибался, - одна, а ошибки их прощены. И они обладали такими достоинствами и совершили столько праведных дел, что это удалило собой всё дурное, совершённое ими, если только они вообще совершали что-нибудь дурное. Разве малое количество чего-нибудь нечистого может изменить собой целое море, если окажется в нём? Да будет доволен ими Аллах и да сделает Он довольными их!
(433) - Указание на приводимый аль-Бухари и Муслимом хадис, в котором со слов Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал «Лучшие люди составляют собой моё поколение, а потом - те, которые последуют за ними...»).
(434) - Мудд - мера объёма. Один мудд равен примерно 1,2 литра).
(435) - Указание автора, да помилует его Аллах Всевышний, на хадис, приводимый аль-Бухари и Муслимом и передаваемый со слов Абу Са-'ида аль-Худри. да будет доволен им Аллах, который сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нe поносите моих сподвижников, ибо даже если кто-нибудь потратит гору золота величиной с Ухуд, то это не сравнится ни с муддом, ни с половиной мудда (, израсходованной) любым из них», ")
И то же самое мы можем сказать о жёнах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являвшихся членами его семьи, которых Аллах избавил от всего нечистого и очистил их полностью.
И мы не имеем ничего общего с теми, кто плохо думает или говорит что-нибудь плохое о сподвижниках Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и членах его семьи в целом или о ком-нибудь из них в отдельности, и мы призываем Аллаха Всевышнего в свидетели, что мы любим их, поддерживаем их и защищаем их по мере наших сил, следуя завету Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Не поносите моих сподвижников».
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Аллаха, Аллаха (побойтесь) в (том, что касается) моих сподвижников! Аллаха, Аллаха (побойтесь) в (том, что касается) моих сподвижников! Не делайте их объектом (нападок) после меня, ибо кто любит их, любит их потому, что любит меня, а кто ненавидит их, ненавидит их потому, что ненавидит меня!» (Ат-Тирмизи, Ахмад).
Сообщается также, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«И я оставляю у вас две драгоценности. Первой из них является Книга Аллаха, в которой содержатся Руководство и Свет, так возьмите же Книгу Аллаха и крепко держитесь за неё!» — и он стал побуждать (людей) придерживаться книги Аллаха — «(Второй же драгоценностью является) моя семья», — (и после этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды повторил): «...и я напоминаю вам о (необходимости бояться) Аллаха в (том, что касается) моей семьи». (Муслим, Ахмад, аль-Хаким).
В пример можно было бы привести и другие хадисы.
*********************************************************************************
Вопрос 188. Кто из сподвижников в целом являлся достойнейшим?
Ответ. Достойнейшими являются первые опередившие (436) из числа мухаджиров и ансаров, потом - участники битвы при Бадре, потом - участники битвы при Ухуде, потом - люди, давшие клятву, угодную Аллаху, а потом все остальные, а Аллах Всевышний сказал: «Не равны среди вас те, кто расходовал и сражался до победы (437). Такие находятся на более высокой ступени, чем те, кто стал расходовать и сражаться после, (однако и тем, и другим) Аллах обещал наилучшее.» (Железо, 10).
(436) - См.: "Покаяние", 100).
(437) - Имеется в виду, что они не равны тем, кто стал делать это после овладения мусульманами Меккой).
*********************************************************************************
Вопрос 189. Кто именно из сподвижников являлся достойнейшим?
Ответ: Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «При жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы никого не приравнивали к Абу Бакру, потом - к Умару, а потом - к Усману, после которых мы уже не отдавали предпочтения друг перед другом никому из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,» (А6у Дауд, ат-Тирмизи).
Сообщается также, что в пещере (438) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Бакру: «Что думаешь ты о двоих, третьим для которых является Аллах?» (Аль-Бухари, Муслим).
(438) - To есть: в то время, когда они прятались в пещере от преследовавших их курайшитов при переселении из Мекки в Медину).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы (пришлось) мне выбирать возлюбленного "халиль"(439), то я выбрал бы Абу Бакра, однако он является моим братом и сподвижником».(440).
(439) - Имеется в виду тот, кого любят больше всего. В Коране возлюбленным Аллаха назван пророк Ибрахим (Авраам), мир ему).
(440) - В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: ". . . но Аллах Всемогущий и Великий уже выбрал Своим возлюбленным вашего товарища». *
* Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду самого себя).
Сообщается также, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дважды сказал: «Поистине, Аллах направил меня к вам, и вы сказали: "Ты солгал!", - а Абу Бакр сказал: "Ты сказал правду!", -и он оказал мне помощь как лично, так и своим имуществом, так не оставите ли вы моего сподвижника в покое?» (Аль-Бухари),
Сообщается также, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если шайтан встретит тебя где-нибудь в пути, он обязательно выберет для себя другой путь». (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Среди тех, кто жил до вас, уже были получавшие внушения свыше (441), и если найдётся один такой в моей общине, то, поистине, им является Умар». (Аль-Бухари, Муслим).
(441) - Не путать с откровениями "вaxи", которые ниспосылались только пророкам).
Сообщается также, что однажды, поведав людям о разговоре волка и коровы, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я верю в это, и верят Абу Бакр и Умар, которые там не были».(442) (Аль-Бухари, Муслим).
(442) - Эти слова являются частью длинного хадиса, в котором говорится о великих достоинствах Абу Бакра и Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. В этом хадисе сообщается, что люди, услышавшие о разговоре волка и коровы, что не соответствует общепринятым представлениям, подивились этому, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поведал, что Абу Бакр и Умар в силу совершенства их веры и высокой степени понимания верят тому, что он говорит, не испытывая колебаний и не удивляясь, так как они знают о всемогуществе Аллаха и они убеждены в правдивости Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который ничего не говорит по собственной прихоти).
Сообщается, что во время принесения клятвы, угодной Аллаху, когда Усман, да будет доволен им Аллах, отправился в Мекку (443), Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал знак правой рукой, желая сказать, что это рука Усмана, а потом ударил ею по другой своей руке и сказал: «Это -за Усмана».(444). (Аль-Бухари, Ат-Тирмизи).
(443) - Усман, да будет доволен им Аллах, отправился в Мекку для переговоров с курайшитами, которые решили воспрепятствовать совершению умры мусульманами, ожидавшими завершения этих переговоров в аль-Худайбийи, месте, расположенном на границе харама Мекки).
(444) - Иначе говоря, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принёс клятву, угодную Аллаху, за Усмана, не сомневаясь в том, что он принёс бы такую клятву, если бы не отсутствовал по уважительной причине).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто выкопает колодец Рума, (наградой послужит) Рай», — и его выкопал (445) Усман. (Аль-Бухари),
(445) - То есть: оплатил работу по расчистке этого колодца).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тому, кто снаряжал войско в трудный (поход (446), наградой послужит) Рай», — а одним из тех кто снаряжал его был Усман.
(446) - Имеется в виду подготовка войска мусульман для похода на Табук).
Сообщается также, что об Усмане, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как же мне не стыдиться того, кого стыдятся ангелы?!» (Муслим, аль-Хаким).
Сообщается также, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Али, да будет доволен им Аллах: «Ты относишься ко мне, а я -к тебе» (Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ахмад).
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поведал, что Али любит Аллаха и Его Посланника, а Аллах и Его Посланник любят его (447). (Муслим, ат-Тирмизи).
(447) - Часть длинного хадиса, в котором сообщается, что во время похода на Хайбар Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Я обязательно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах (нам) дарует победу. Он любит Аллаха и Его Посланника…»
Сообщается также, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Али, да будет доволен им Аллах: «Разве ты не согласен занимать при мне такое же положение, какое Харун занимал при Мусе (Моисей), если не считать того, что после меня пророка уже не будет?». (Аль-Бухари, Муслим).
Передают со слов Са'ида бин Зайда, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Десять (человек будут) в Раю: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, - (будет) в Раю, и Абу Бакр (будет) в Раю, и Умар (будет) в Раю, и Усман (будет) в Раю, и Али (будет) в Раю, и Тальха (будет) в Раю, и аз-Зубайр бин аль-'Аввам (будет) в Раю, и Са'д бин Малик (будет) в Раю, и Абд ар-Рахман бин Ауф (будет) в Раю», - и если захочешь, я назову десятого. Люди спрсили: "Кто же он?" — , но он промолчал. Люди снова спросили: "Кто же он?" Он сказал: "Это — Са'ид бин Зайд". (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самым милостивым из общины моей по отношению к членам её является Абу Бакр, наиболее стойким из них в религии Аллаха является Умар, наиболее стыдливым - Усман, самым осведомлённым об установлениях, касающихся наследования имущества - Зайд бин Сабит, лучшим чтецом (448)  Книги Аллаха -Убайй бин Ка'б, а лучшим знатоком дозволенного и запретного - My 'аз бин Джабаль. И у каждой общины есть свой доверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу Убайда бин аль-Джаррах». (Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким).
(448) - То есть: человеком, знающим Коран наизусть и читающим его по всем правилам).
Сообщается также, что об аль-Хасане и аль-Хусайне (449) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аль-Хасан и аль-Хусейн станут господами юношей Рая» . (Ат-Тирмизи, аль-Хаким).
(449) - Внуки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует).
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал «Они — два моих базилика (450) в этом мире». (Аль-Бухари, ат-Тирмизи).
(450) - Базилик — ароматическое растение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что его внуки являются для него одной из радостей этого мира).
Сообщается также, что о них Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, поистине, я люблю их, полюби же их и Ты!» (Аль-Бухари, ат-Тирмизи).
Сообщается также, что об аль-Хасане Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, этот мой сын (451) (станет) господином, и возможно, что через него Аллах примирит между собой две огромные группы мусульман», - что действительно случилось впоследствии (452). (Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ахмад).
(451) - То есть: потомок мужского рода).
(452) - После убийства Али в 661 году аль-Хасан был провозглашён халифом в Ираке как старший член семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако через несколько месяцев он отрёкся от власти в пользу Муавийи, что положило конец борьбе за неё между мусульманами).
Сообщается также, что об их матери (453) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Фатима (станет) госпожой женщин Рая». (Аль-Бухари, ат-Тирмизи).
(453) - Иными словами, о своей дочери Фатиме, да будет доволен ею Аллах).
И во многих других хадисах сообщается о многочисленных достоинствах сподвижников в целом и отдельных их представителей, однако указание на то, что кто-то из них обладал тем или иным достоинством, ещё не говорит о том, что они превосходили в этом остальных, и это распространяется на всех за исключением четырёх праведных халифов. Такой вывод относительно первых троих из них можно сделать на основании вышеупомянутого хадиса, передаваемого со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что же касается Али, то, по единодушному мнению членов мусульманской общины, после них он был достойнейшим из живших на земле.
*********************************************************************************
Вопрос 190. Сколько времени просуществовал халифат (454) после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?
(454) - Имеется в виду халифат, возглавляемый праведными халифами как преемниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует),
Ответ. Сообщается, что Сафина, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пророческий халифат (будет существовать) тридцать лет, а потом Аллах вручит власть, кому пожелает». (Абу Дауд ат-Тирмизи, Ахмад, аль-Хаким).
И халифат, во время которого правили Абу Бакр, Умар, Усман и Али, да будет доволен ими Аллах, действительно просуществовал именно столько времени, при этом Абу Бакр был халифом два года и три месяца, Умар - десять лет и шесть месяцев, Усман - двенадцать лет, а Али - четыре года и девять месяцев, что с учётом правления аль-Хасана бин Али в течение шести месяцев и составляет ровно тридцать лет.
Основателем первой правящей династии стал Му'авийа, да будет доволен им Аллах, который был лучшим и достойнейшим из них и после которого наступил период несправедливого правления, продолжавшийся до тех пор, пока власть не перешла к Умару бин Абд аль-Азизу, да будет доволен им Аллах. Приверженцы Сунны даже считают его пятым праведным халифом, поскольку он следовал примеру первых четырёх.
*********************************************************************************
Вопрос 191. Что может служить указанием на то, что эти четверо действительно являлись праведными халифами?
Ответ. Указаний на это существует великое множество.
К числу их относится ограничение срока халифата тридцатью годами, что соответствовало времени их правления.
К числу их относится также предпочтение их остальным, о чём упоминалось ранее, а также превосходство их один над другим, что соответствовало очерёдности их правления.
Наиболее же убедительным указанием на это является единодушное признание их праведными халифами авторитетных лиц, против чего не возражает никто, кроме заблудших и сторонников нововведений.
*********************************************************************************
Вопрос 192. Какие указания существуют на то, что первые трое из них действительно являлись праведными халифами?
Ответ. Указаний на это существует множество. К числу их относятся те, которые мы уже приводили, а также хадис, передаваемый со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:
«Кто из вас видел сон?» Один человек сказал: "Я видел, будто с неба были спущены весы, на которых взвесили тебя и Абу Бакра, и ты перевесил Абу Бакра, и взвесили Умара и Абу Бакра, и Абу Бакр перевесил, и взвесили Умара и Усмана, и Умар перевесил, а потом эти весы были подняты». (Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Хаким).
*********************************************************************************
Вопрос 193. Что в целом можно сказать о том, что Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, являлись праведными халифами?
Ответ. На это имеется множество указаний.
Известен хадис, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Во сне я увидел себя у колодца, на (краю) которого стояла бадья, и я вычерпал из этого колодца (455) (столько воды,) сколько пожелал Аллах. Потом эту бадью взял Ибн Абу Кухафа (456) и вычерпал оттуда одну или две бадьи, а потом, делая это, он проявил слабость (457), и Аллах простил ему его слабость. Потом эта бадья превратилась в огромную кожаную бадью, и её взял Ибн аль-Хаттаб и я не видел, чтобы какой-нибудь предводитель среди людей черпал бы так, как это делал Умар, и это продолжалось до тех пор, пока люди не отогнали скот на отдых (458)». (Аль-Бухари, Муслим).
(455) - Вода символизирует собой то, что обеспечивает жизненные интересы мусульман).
(456) - Кунья Абу Бакра).
(457) - Имеется в виду кратковременность правления Абу Бакра).
(458) - То есть: пока люди не напились сами и не напоили своих верблюдов, после чего расположились на отдых).
*********************************************************************************
Вопрос 194. Что является указанием на то, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, по праву стал первым халифом?
Ответ. Указаний на это имеется великое множество. Часть из них была уже приведена нами. К числу их относится также и тот хадис, в котором сообщается, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла какая-то женщина, которой он велел вернуться (ещё) раз. Она спросила: "Скажи, а если я приду, но не найду тебя?", — будто бы имея в виду то, что он может умереть. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если не найдёшь меня, обратись к Абу Бакру». (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается также, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «Позови ко мне твоего отца (459) и твоего брата, чтобы я написал (завещание), ибо, поистине, я боюсь, что найдутся желающие и кто-то скажет: «Я более достоин» (460), - тогда как Аллах и верующие не хотят никого, кроме Абу Бакра». (Муслим).
(459) - То есть: Абу Бакра, да будет доволен им Аллах).
(460) - Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что найдутся желающие стать халифом, которые будут заявлять, что достойны власти больше других).
И то же самое Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, назначая Абу Бакра имамом на молитве, когда сам он заболел незадолго до смерти. Кроме того, присягу Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, принесли- все сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из числа мухаджиров и ансаров, а также и других людей.
*********************************************************************************
Вопрос 195. Какие указания имеются на то, что после Абу Бакра халифом по праву должен был стать Умар?
Ответ. Таких указаний имеется множество, и часть их уже была приведена нами ранее. К числу их относится и то, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я не знаю, сколько ещё мне осталось находиться среди вас, следуйте же примеру тех, кто будет после меня», - и сказав это, он указал на Абу Бакра и Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. (Ат-Тирмизи, Ахмад, апь-Хаким).
И к числу таких указаний относится содержание того хадиса, где говорится о бедствии (461), которое станет бушевать подобно морю. В этом хадисе сообщается о том, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал Умару: "Поистине, отделяет тебя от этого бедствия запертая дверь ". Умар спросил: "Она будет открыта или сломана?" Он ответил: "Только сломана", - после чего Умар сказал: "Тогда она уже не закроется". Этой дверью был сам Умар, а сломать её значило убить Умара. И после него смуты в мусульманской общине уже не прекращались. (Аль-Бухари, Муслим (часть длинного хадиса)).
(461) - Здесь речь идёт о междоусобицах среди мусульман).
И все члены мусульманской общины пришли к единодушному мнению, что после Абу Бакра халифом должен был стать именно Умар, да будет доволен Аллах ими обоими.
*********************************************************************************
Вопрос 196. Какие указания имеются на то, что после Абу Бакра и Умара халифом по праву должен был стать Усман?
Ответ. Указаний на это существует множество, и часть их уже была приведена нами ранее. К числу их относится также хадис, передаваемый со слов Ка'ба бин 'Уджра, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о неизбежном грядущем бедствии. В это время мимо проходил какой-то человек с покрытой головой (462) и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В то время этот (человек) будет придерживаться правильного пути». Тогда я бросился вперёд, схватил Усмана за руки, а потом повернулся к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: "Этот?", - и он сказал: «Этот». (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад, аль-Хаким).
(462) - Имеется в виду, что лица его не было видно).
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «О Усман, если Аллах когда-нибудь вручит тебе власть над этим, а лицемеры пожелают, чтобы ты снял с себя ту рубаху, которую наденет на тебя Аллах, то не снимай её!» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад).
И все члены совета "шypa" сошлись на том, что следует присягнуть ему, а потом к ним присоединились и все другие сподвижники, и первым присягнувшим ему после Абд ар-Рахмана бин Ауфа стал Али, да будет доволен им Аллах, а потом ему присягнули и все остальные люди.
*********************************************************************************
Вопрос 197. Какие указания имеются на то, что после них преимущественное право на халифат имел Али?
Ответ. Указаний на это существует множество, и часть их уже была приведена нами ранее. К числу их относится и сообщение о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Горе Аммару, ибо его убьёт группа несправедливых, которых он станет призывать к Раю, тогда как они будут призывать его к Аду». (Аль-Бухари, Ахмад).
И действительно, Аммар находился с Али, да будет доволен Аллах ими обоими, когда он был убит жителями Шама (463), которых он призывал к Сунне, согласию и повиновению истинному руководителю, то есть Али бин Абу Талибу, да будет доволен им Аллах.
(463) - Старое название земель, на которых ныне расположены такие страны как Сирия. Иордания, Ливан и Палестина).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Во время раскола среди людей отступят (от веры) отступники и убьёт их та из двух групп, что окажется более близкой к истине». (Муслим, Ахмад).
И действительно, хариджиты (464) стали отступниками, и Али сразился с ними в битве при Нахраване и он был более близок к истине, по единодушному мнению всех приверженцев Сунны, да помилует всех их Аллах Всевышний.
(464) - "Аль-хаваридж", которых называли также "аль-марика" (отступники). Они выступили против повелителя правоверных Али бин Абу Талиба в то время, когда он боролся за власть с Му'авией, да будет доволен Аллах всеми ими. Наиболее яростным нападкам он подвергался со стороны Абдуллаха бин Вахба ар-Расиби и аль-Аш'аса бин Кайса, в целом же среди хариджитов насчитывалось много групп, которых объединяло между собой непризнание Усмана и Али, да будет доволен Аллах ими обоими, а также то, что они считали неверными мусульман, совершивших тяжкие прегрешения).
*********************************************************************************
Вопрос 198. На ком лежит обязанность побуждать к одобряемому шариатом и удерживать от отвергаемого им и какие ступени этого существуют?
Ответ: Аллах Всемогущий и Великий сказал: «И пусть будет из вас община призывающих к благому, побуждающих к одобряемому и удерживающих от отвергаемого. Такие-то и преуспеют.» (Семейство Имрана, 104).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит отвергаемое (шариатом), пусть изменит это собственноручно, если же не сможет, - то своим языком, а если не сможет (и этого), то - своим сердцем, и это станет самым слабым проявлением веры».  (Муслим).
Об этом говорят и очень многие другие аяты Корана и хадисы и все они указывают на то, что побуждение к одобряемому и попытки удерживать от порицаемого являются обязанностью каждого, кто увидит, что это является необходимым. От этого не освобождается никто, если только это уже не сделает кто-то другой, и чем большими возможностями и знаниями обладает раб Аллаха, тем более обязательным это для него становится, а когда грешники подвергнутся мукам, не спасётся никто за исключением тех, кто пытался удерживать людей от грехов.
*********************************************************************************
Вопрос 199. Что можно сказать о чудесах людей, близких к Аллаху (кярамату-ль-аулийа)?
Ответ. Такие чудеса действительно могут иметь место. Так называются связанные с ними сверхъестественные вещи, которые, однако, совершаются не ими самими и к которым сами они не стремятся. Всё это через них совершает Аллах, даже если они и не знают об этом. Примером может служить история с юношами из пещеры (465), история о людях, которых завалило обломком скалы (466), а также история Джурайджа (467), и все эти чудеса имели отношение к чудесам их пророков. Вот почему наибольшее количество величайших чудес было совершено в этой общине: объясняется это величием чудес её Пророка. да благословит его Аллах и приветствует, и тем, в какой степени этот Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был почтён Аллахом Всемогущим и Великим. Известны сообщения о том, что случилось с Абу Бакром в период вероотступничества (ридда) (468), о том, что Умар, стоявший на минбаре мечети в Медине, обратился к Сарийи, который в это время находился в Шаме, и эти слова были им услышаны, и о том, как он написал письмо Нилу (469), о том, как во время завоевания Рума аль-'Аля бин аль-Хадрами направил своего коня в море (470) и тот пошёл по воде, о том, как Абу Муслим аль-Хауляни молился в огне, который разжёг для него аль-Асвад аль-'Анси (471), а также о многих других событиях такого рода, которые имели место с мусульманами как при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так и во времена сподвижников и тех, кто последовал за ними с чистыми сердцами, и которые происходили впоследствии, вплоть до наших дней, и ещё будут происходить до самого Дня воскресения. И всё это по сути своей является не чем иным как чудесами нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку они получили возможность совершать подобное только благодаря следованию ему.
Если же нечто сверхъестественное совершает человек, не являющийся последователем этого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то это является не чудом, а искушением и обманом, и такой человек относится к числу близких не к Милостивому, а к шайтанам, да упасёт нас от этого Аллах!
(465) - Подробнее об этом рассказывается в "Аль-бидайа ва-н-нихайа", стр. 102 - 110. См. также: Коран, "Пещера", 8 - 25).
(466) - Об этом сообщается в хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, где рассказывается о том, как троих людей завалило обломком скалы в пещере и как они обращались к Аллаху с просьбами о спасении, упоминая о благих делах, совершённых ими прежде).
(467) - Об этом говорится в одном из хадисов, приводимом имамом Ахмадом, а также в "Аль-бидайа Ва-н-нихайа". Джурайдж был отшельником, которого несправедливо обвинили в прелюбодеянии. Он обратился с просьбой о защитe к Аллаху, который помог ему, сделав так, что свидетельство о его невиновности принёс младенец, лежавший в колыбели).
(468) - Имеется в виду отказ некоторых племён подчиняться власти халифа и выплачивать закят, в связи с чем Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, были предприняты походы против ряда арабских племён. См.: "Тарих аль-ислам" и "Табакат аль-машахир ва-ль-а'лям" аз-Захаби /3:20 - 25/).
(469) - "Ан-нуджум аз-захира", 1/35; "Тариху-ль-хуляфа", 49).
(470) - Аль-'Аля бин аль-Хадрами - один из предводителей мухаджиров и правитель Бахрейна, назначенный на эту должность Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует).
(471) - Абу Муслим аль-Хауляни - один из предводителей последователей, который принял ислам ещё при жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Медину во время правления Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах. Длинный рассказ об этом чуде приводится в "Тарих" Ибн Асакира (9/10) и "Маджму' аль-фатава" (11/ 279)).
*********************************************************************************
Вопрос 200. Кто относится к числу близких (аулийа) (472) к Аллаху?
(472) - Единственное число - "вали". Это слово является многозначным. Среди других значений, передаваемых этим арабским корнем: "быть близким", "управлять", "быть дружески расположенным", "оказывать содействие").
Ответ. К числу близких относится каждый из тех, кто уверовал в Аллаха, стал страшиться Его и последовал за Его Посланником, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, близким (аулийа) к Аллаху нечего бояться и не станут они печалиться». (Йунус 62).
А затем Он пояснил, кто относится к их числу, сказав: «Тем, которые уверовали и были богобоязненны...». (Йунус 63).
«Аллах - Покровитель тех, кто уверовал. Он выводит их из мрака к свету. Что же касается неверных, то покровительствуют им (те, имя которым — ) тагут (473). Они выводят их из света к мраку». (Корова, 257).
(473) - В данном случае имеются и виду нее те, кто подталкивает их к неверию и идолопоклонству).
Аллах Всевышний также сказал: «Покровителем вашим является только Аллах, и Его Посланник и уверовавшие, которые совершают молитвы, дают закят и совершают поясные поклоны. А кто ищет покровительства Аллаха и Его Посланника и те, кто уверовал, они и есть приверженцы Аллаха (, которые) одержат победу». (Tpапеза, 55-56).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Поистине, члены семейства такого-то не являются моими покровителями, покровителями для меня являются только Аллах и праведные верующие». (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: "Аллах подверг испытанию людей, которые заявляют о своей любви к Аллаху, сказав: «Скажи: "Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас..."» (Семейство Имрана, 31).
Сообщается, что имам аш-Шафи'и, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: "Если увидите человека, который ходит по воде или летает по воздуху, не верьте ему и не обольщайтесь им, пока не убедитесь в том, что он является последователем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,!".
*********************************************************************************
Вопрос 201. Какую группу имел в виду Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший: «Группа людей из моей общины будет явно придерживаться истины и не повредят им выступающие против них до тех пор, пока не придёт веление Аллаха Всевышнего» (474) ? (Аль-Бухари, Муслим).
(474) - Этот достоверный хадис передаётся очень многими путями. По милости Аллаха для каждого мусульманина он является радостной вестью о существовании той группы, которая спасётся, да причислит Аллах нас к ней и к тем, кто оказывает ей помощь, поистине, Он - прекрасный Покровитель и прекрасный Защитник. (Этот хадис приводят Муслим, Ахмад, аль-Бухари, Ибн Маджа и аль-Хаким)).

Ответ. Эта группа является одной из семидесяти трёх групп и единственной, которая спасётся, как указал на это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший: «Все они будут в огне, кроме одной, и это - (сторонники) согласия "аль-джама ,а"». (ибн Маджа, Ахмад).

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...и это те, которые будут придерживаться того, чего придерживаюсь сегодня я и мои сподвижники». (Ат-Тирмизи, аль-Хаким).

Мы молим Аллаха Всевышнего, чтобы Он причислил нас к этим людям, и не уводил наши сердца с правильного пути после того, как направил нас к нему, и даровал нам от Себя милость, ведь, поистине, Он - Дарующий.

«Преславен Господь твой, Господь величия, (Он выше) того, что Ему приписывают! И мир посланникам и хвала Аллаху, Господу миров!» (Выстроившиеся в ряды,180-182).
*********************************************************************************

Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками
Перевод: Канд. философских наук Нирша В. (Абдалла)
*********************************************************************************











Комментариев нет :

Отправить комментарий