понедельник, 23 января 2017 г.

Вопросы и Ответы (8)

Вопросы и Ответы (8)


Вопрос 157. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме лицемерия?
Ответ. В данном случае речь идёт об отсутствии убеждённости сердца и его бездействии, сочетающихся с внешним выражением повиновения, что делается напоказ людям. Таким было неверие Ибн Салюля (346) и его приспешников, о которых Аллах Всевышний сказал так:
«Среди людей есть такие, которые утверждают: "Мы уверовали в Аллаха и в Последний День", - но они не веруют. Пытаются обмануть Аллаха и уверовавших, но обманывают только самих себя, не ведая (об этом). В сердцах их - болезнь, а Аллах усугубил болезнь их! (Уготовано) им мучительное наказание за то, что они лгали. А когда им говорят: "Не творите нечестия на земле!", - они отвечают: "Мы совершаем только благое". Однако они-то и распространяют нечестие, сами (о том) не ведая. А если им говорят: "Уверуйте, как уверовали (другие) люди", - они отвечают: "Разве уверуем мы, как уверовали глупцы?" На самом же деле они сами - глупцы, однако они (этого) не знают. Встречая тех, кто уверовал, они говорят: "Мы уверовали", - а когда остаются наедине со своими шайтанами (347), то говорят: "Поистине, мы - с вами, мы ведь только насмехаемся." Аллах (тоже) посмеётся над ними, продлив им (жизнь) в их беззаконии, и будут они блуждать в растерянности. Они - те, кто променял путь истинный на заблуждение, но торговля их не принесла прибыли и не относятся они к числу идущих правильным путём. Они подобны тому, кто разжёг огонь, а когда (огонь этот) осветил всё окружавшее его, Аллах унёс их свет, оставив их во мраке (ничего) не видящими. Глухие, немые, слепые, они не вернутся (348). Или подобны (они оказавшимся под) дождём (, падающим) с небес (и несущим) с собой мрак, гром и молнии: они затыкают уши пальцами, (защищаясь от раскатов) грома и опасаясь смерти (, но) Аллах окружает неверных со всех сторон. Молния почти лишает их зрения. Когда она освещает для них (путь), они, идут (при её свете), когда же их окутывает мрак, они останавливаются. А если бы Аллах пожелал, то Он, конечно же, лишил бы их слуха и зрения: поистине, Аллах всё может! » (Корова, 8-20).
(346) - Один из наиболее влиятельных лицемеров, живший в Медине и пользовавшийся поддержкой подобных себе людей, которые боялись открыто выступать против набиравших силу мусульман, особенно после победы в битве при Бадре, заверяли их в своей поддержке и даже совершали молитвы, но истинно верующими не являлись).
(347) - Здесь речь идёт о предводителях таких людей).
(348) - То есть: не смогут вернуться к пути истинному, так как Аллах не даст им услышать благих слов, они не будут говорить то, что пойдёт им на пользу, и не увидят того, благодаря чему смогут двигаться в правильном направлении).
*********************************************************************************
Вопрос 158. Что представляет собой неверие, проявляющееся в делах, но не ставящее человека вне рамок религии?
Ответ, Проявлением подобного неверия является всякое прегрешение, которое именуется неверием в Коране и Сунне, хотя совершающий его и продолжает именоваться верующим. В пример можно привести слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «He становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы». (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поношение мусульманина (свидетельствует о) нечестии, а сражение с ним -(о) неверии». (Аль-Бухари, Муслим).
Таким образом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал сражение мусульман друг с другом неверием, а тех, кто занимается этим, — неверными.
Кроме того, Аллах Всевышний сказал: «А если две группы верующих станут сражаться (между собой), примирите их. Если же одна из них чинит по отношению к другой произвол, то сражайтесь с той (из них), что притесняет (другую), пока она не вернётся к велению Аллаха (349). А когда она вернётся, примирите их между собой по справедливости и будьте беспристрастными. Поистине, Аллах любит беспристрастных! Верующие - не кто иные как братья, а поэтому примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших и бойтесь Аллаха, чтобы вас помиловали». (Комнаты, 9-10).
(349) - То есть: не согласится прекратить сражение и решить спорные вопросы в соответствии с шариатом).
Таким образом, Аллах Всевышний подтверждает, что они обладают верой и являются братьями по вере, ни в коей мере не отрицая этого.
А в аяте о воздаянии равным (кысас) Аллах Всевышний говорит: «Что же касается того, кому будет прощено его братом (по вере), то (простивший должен) следовать одобряемому (шариатом (350), а виновному необходимо) выплатить должное как полагается (351)». (Корова, 178).
(350) - Имеется в виду, что если человек, имеющий право на воздаяние равным убийце, прощает его, то он не должен требовать от него невозможного, например, немедленной уплаты выкупа за кровь, если он беден).
(351) - Иначе говоря, не затягивать с выплатой выкупа и не прибегать ни к каким уловкам, чтобы вообще избежать уплаты).
Итак, и здесь Аллах Всевышний подтверждает принадлежность убийцы к братству в исламе, не отрицая этого.
Кроме того, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В то время, когда прелюбодей совершает прелюбодеяние, он верующим не является, и в то время, когда вор совершает кражу, он верующим не является, и в то время, когда человек пьёт вино, он верующим не является, а после (совершения подобного следует) принести покаяние». (Аль-Бухари, Муслим).
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «...и убийца, когда убивает, верующим не является». (Аль-Бухари, Муслим).
В третьей версии этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует также сказал: «...и когда грабитель силой отнимает что-нибудь на глазах у людей, он верующим не является». (Аль-Бухари, Муслим).
Всё вышеупомянутое указывает на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не считал, что прелюбодей, вор, пьющий вино и убийца полностью утрачивают веру при условии исповедания ими единобожия. А если бы он захотел сказать нечто подобное, то не стал бы сообщать о том, что тот умерший, который не отступится от принесённого им свидетельства единобожия до самой смерти, войдёт в рай, даже если он и совершал вышеупомянутые грехи, ведь в рай войдут только верующие. Таким образом, говоря об этом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, только хотел указать на уменьшение веры такого человека и её несовершенство. Если же говорить о неверии, то раб Аллаха впадает в него в том случае, когда совершает вышеупомянутые грехи, считая, что ему дозволено делать это, поскольку это означает, что он считает неправильными те места Корана и Сунны, где указывается на запретность подобных вещей. Становится он неверным и в том случае, если только считает это дозволенным, даже и не совершая ничего подобного, а Аллах Всевышний знает об этом лучше.
*********************************************************************************
Вопрос 159. Раньше неверие, проявляющееся в действиях, было определено как малое неверие, но почему же тогда совершение поклонов перед идолами, выражение пренебрежения к Корану, поношение посланника, насмешки над религией и тому подобные вещи ставят человека вне религии?
Ответ. Знай, что четыре вышеупомянутых и подобные им действия являются проявлением неверия, находящего своё выражение в делах лишь в том смысле, что совершаются они с помощью различных частей тела, и это могут видеть люди. Однако совершение их может иметь место только в том случае, когда полностью прекращается совершение дел сердца, имеющих отношение к намерениям, искренности, любви и повиновению. Таким образом, несмотря на то, что внешне все эти действия являются проявлениями неверия, находящего выражение в делах, они обязательно связаны с неверием, имеющим отношение к убеждениям, и могут совершаться либо отклонившимся от пути истинного лицемером, либо упорствующим ослушником. И только это во время совершения похода на Табук заставило лицемеров делать то, о чём в Коране сказано так: «....они произносили слова (свидетельствующие об их) неверии, и впали в неверие, приняв ислам, и задумали (совершить) то, что им не удалось.(352) (Покаяние, 74).
(352) - В данном случае имеется в виду либо желание вызвать раздоры среди мусульман, либо заговор с цепью убийства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует),
И в Коране о них сообщается также следующее: «Если же ты спросишь их, они, конечно же, скажут: "Мы только забавлялись и играли." Скажи: "Не над Аллахом ли, Его аятами и Его Посланником вы насмехались?" Не оправдывайтесь! Вы стали неверными после того, как уверовали (353)....». (Покаяние, 65-66).
(353) - То есть: вы обнаружили своё неверие после того, как в течение определённого времени своим поведением старались показать другим, что являетесь верующими).
Кроме того, мы не определяли малое неверие исключительно как неверие, находящее своё выражение в делах, но говорили, что оно является таковым, если не имеет отношения к убеждениям и не противоречит ни словам, ни делам сердца.
*********************************************************************************
Вопрос 160. На сколько частей подразделяются такие вещи как несправедливость (зульм) (354), нечестие (фусук) (355) и лицемерие (нифак)?
(354) - Под несправедливостью по отношению к Аллаху подразумевается прежде всего многобожие в различных его проявлениях, иначе говоря, ложные утверждения или мнения о том, что наряду с Аллахом существуют и иные боги, или же что управлять происходящим в мире способен кто-либо, кроме Аллаха, и т.д.)
(355) - Это слово образовано от глагола "фасака" - отступать; отклоняться, поступать греховно).
Ответ. Каждая из этих вещей подразделяется на две части: большую, которой является неверие, и малую, чем является всё то, что меньше неверия.
*********************************************************************************
Вопрос 161. Что может служить примером большой и малой несправедливости?
Ответ. Примером большой несправедливости является то, о чём упоминает Аллах Всевышний, который сказал: «И не взывай помимо Аллаха к тому, что не принесёт тебе ни пользы, ни вреда, а если ты будешь делать (это), то, поистине, (станешь одним) из несправедливых.» (Йунус, 106).
«.... поистине, многобожие - великая несправедливость!» (Лукман, 13).
«Поистине, Аллах сделает Рай запретным для того, кто наряду с Ним поклоняется и другим, и убежищем для него станет Ад и не будет несправедливым помощников!» (Трапеза,, 72).
Что же касается несправедливости, которая меньше этого, то примером её может служить то, о чём упоминает в суре "Развод" Аллах Всевышний, который сказал: «... и бойтесь Аллаха, Господа вашего. Не выгоняйте их из их (356) домов и пусть сами они не уходят, если только не станут совершать чего-нибудь явно непристойного (357). Таковы установления Аллаха, а кто нарушит установления Аллаха, тот сам себя обидит.» (Развод, 1),
(356) - Здесь речь идёт о жёнах, с которыми развелись их мужья).
(357) - Здесь имеется ввиду совершение прелюбодеяния, требующее установленного шариатом наказания (хард)).
Аллах Всевышний также сказал: «….и не удерживайте их (358) (, стараясь нанести им) вред и (тем самым) нарушая (установления Аллаха), а кто сделает это, сам себя обидит.» (Корова, 231).
(358) - В данном случае имеется в виду умышленное затягивание установленного шариатом срока "идда" - периода, в течение которого женщина не может снова выйти замуж после смерти мужа или развода).
*********************************************************************************
Вопрос 162. Что может служить примером большого и малого нечестия?
Ответ. Примером большого нечестия является то, о чём упоминает Аллах Всевышний, который сказал: «Поистине, лицемеры - они нечестивцы». (Покаяние, 67).
«….кроме Иблиса, который был из (числа) джиннов (359) и уклонился от (исполнения) веления Господа своего.» (Пещера, 50).
(359) - Согласно Корану, джинны сотворены Аллахом из огня и могут быть как верующими, так и неверными).
«И Луту - даровали Мы ему (право) судить (360) и знание и спасли его (, выведя) из селения (, жители) которого совершали мерзкие дела. Поистине, были они дурными и нечестивыми людьми». (Пророки, 74).
(360) - "Хукм". В данном случае имеется в виду пророчество).
Что же касается нечестия, которое меньше этого, то в пример можно привести то, что Аллах Всевышний сказал о клеветниках: «....и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они -нечестивцы.» (Свет, 4).
Аллах Всевышний также сказал: «О те, кто уверовал! Если нечестивец принесёт вам какую-нибудь весть, то постарайтесь выяснить (правда ли это), чтобы по неведению не повредить (каким-нибудь невинным) людям и потом не начать жалеть о том, что вы сделали.» (Koмнаты, 6).
Сообщается, что этот аят был ниспослан из-за аль-Валида бин 'Укбы.
*********************************************************************************
Вопрос 163. Что может служить примером большого и малого лицемерия?
Ответ. Примеры большого лицемерия приведены в цитированных нами аятах, относящихся к началу суры "Корова". Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, лицемеры (думают, что) обманывают Аллаха, но это Он обманывает их! (361) А когда они встают на молитву, то встают неохотно, делая это напоказ людям, и лишь немного поминают Аллаха. Они колеблются между теми и этими (362), а для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты никогда не найдёшь пути. О те, кто уверовал, не берите в покровители неверных (, предпочитая их) верующим! Неужели хотите вы предоставить Аллаху убедительный довод против самих себя? Поистине, лицемеры окажутся в нижнем слое огня, и никогда не найдёшь ты для них заступника.» (Женщины, 142-145).
(361) - Это не следует понимать буквально. Имеется в виду, что Аллах сделает так, что попытки лицемеров обмануть Его в День воскресенья обернутся против них же самих).
(362) - Здесь имеются в виду верующие и многобожники, между которыми лицемеры никак не могут сделать окончательный выбор).
Аллах Всевышний также сказал: «Когда лицемеры являются к тебе, они говорят: "Мы свидетельствуем, что ты - действительно Посланник Аллаха", - и Аллах знает, что ты - действительно являешься Его посланником, и Аллах свидетельствует, что лицемеры действительно являются лжецами.» (Лицемеры, 1).
В пример можно привести и другие аяты.
Что же касается лицемерия, которое меньше этого, то примером его может послужить то, о чем упомянул Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Лицемера отличают собой три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт (363)», (Аль-Бухари, Муслим).
(363) - Здесь имеется в виду и то, что лицемер не возвращает доверенного ему имущества). Таким образом, речь идёт о всех тех, кто поступает вероломно.
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-либо), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)». (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 164. Каковы установления шариата относительно колдовства и колдунов?
Ответ. Колдовство действительно существует, что же касается его воздействия, то это - не более чем совпадение с предопределённым, как указал на это Аллах Всевышний, который сказал: «И (люди) учились у них (364) тому, как разлучать мужа с его женой, однако с помощью этого они могли повредить кому-нибудь только с позволения Аллаха.» (Корова, 102).
(364) - Здесь речь идёт об ангелах Харуте и Маруте, которые обучали людей колдовству в Вавилоне, предупреждая их об этом).
О воздействии колдовства сообщается также в достоверных хадисах (365).
(365) - Колдовство действительно может оказывать воздействие, чего не станет отрицать никто, кроме упорствующих или неверующих в то, что было ниспослано Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, ведь даже он, лучший из людей и господин потомков Адама, подвергся воздействию колдовства одного человека из племени бану зурайк по имени Лябид Ибн аль-А'сам, что продолжалось в течение шести месяцев. В "Фатх аль-Бари" Ибн Хаджар приводит слова аль-Мазири, который сказал: "Некоторые из приверженцев нововведений отрицали достоверность этого хадиса, утверждая, что он умаляет значение пророчества и внушает людям сомнение в нём. Они говорили: "Несостоятельно всё то, что имеет подобный смысл ", - и утверждали, что допущение этого подрывает доверие к тем законам, которые они установят, так как если исходить из достоверности таких сообщений, то можно допустить и то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибрила там, где на самом деле его не было, как и то, что ему только казалось, будто ему ниспосылаются откровения, тогда как на самом деле ему ничего не ниспосылалось",
Аль-Мазири также сказал: "Все подобные заявления должны быть отвергнуты, поскольку существуют указания на достоверность того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передавал людям от Аллаха Всевышнего, и на то, что передавая это, он был защищён от всяких посторонних влияний. Свидетельством, подтверждающим эту мысль, могут служить чудеса, а всё то, что указывает на противоположное, является несостоятельным. Если же говорить о том, что связано с некоторыми мирскими делами, не ради которых он был послан к людям и не ради которых им было направлено послание, то он мог подвергаться воздействию этого как и все прочие люди, что касается, например, болезней. Ввиду этого вполне можно допустить, что ему показалось что-нибудь не существовавшее на самом деле, если речь идет о мирских делах, тогда как о делах религиозных ему была обеспечена защита ".

Что же касается колдуна, то он является неверным, если его умение колдовать воспринимается им от шайтанов, как говорится .об этом в вышеупомянутом аяте из суры "Корова", ведь Аллах Всевышний сказал: «И ни тот, ни другой не обучали никого, не предупредив (предварительно): "Поистине, мы только искушаем, не будь же неверующим!" И (люди) учились у них тому, как разлучать мужа с его женой, однако с помощью этого они могли повредить кому-нибудь только с позволения Аллаха. И они обучались тому, что им вредит и не приносит пользы (, хотя и) знали, что в мире вечном не будет доли тому, кто приобрёл это (366)». (Корова, 102).
(366) - То есть: тому, кто научился колдовству вопреки запрету Аллаха).
*********************************************************************************
Вопрос 165. Что такое "нушра" и каковы установления шариата относительно этого?
Ответ. Так называется снятие колдовских чар с околдованного. Если это осуществляется с помощью такого же колдовства, то оно относится к делам шайтана, а если это делается с помощью узаконенных шариатом заговоров (367), то в этом нет ничего плохого.
(367) - Имеется в виду чтение сур «Рассвет» и «Люди» (му'аввазатани), а также обращения к Аллаху с мольбами о защите по примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует),
*********************************************************************************
Вопрос 166. Что представляют собой узаконенные шариатом и запретные заговоры (рукъя) ?
Ответ. Узаконенными заговорами являются взятые только из Корана или из Сунны и произносимые по-арабски слова, если и заговаривающий и заговариваемый считают, что слова эти могут оказать воздействие только с дозволения Аллаха Всемогущего и Великого. Так, например Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заговаривал Джибрил, мир ему, а сам он заговаривал многих своих сподвижников (368) и не только допускал подобное для них, но и повелевал им заниматься заговорами такого рода, разрешая им брать за это плату, о чём сообщается в хадисах, приводимых в обоих "Сахихах", и многих других источниках.
(368) - Сообщается, что среди тех, кого заговаривал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были аль-Хасан и аль-Хусайн. При этом он говорил: «Поистине, отец ваш с помощью этого обращался к Аллаху с мольбами о защите Исмаила и Исхака», - имея в виду Ибрахима, мир ему, и произнося такие слова: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха от любого шайтана, и насекомого и от всякого дурного глаза. /А ,узу би-калимати-Лляхи-т-таммати мин кулли шайтанин, ва хамматин, ва мин кулли 'айнин лямматин!/ (Аль-Бухари)).
Запретным является всё то, что не имеет отношения к Корану и Сунне и произносится не по-арабски. Подобное относится к делам шайтана, к его использованию и приближению к нему с помощью того, что он любит, чем и заняты многочисленные обманщики, шарлатаны и выжившие из ума люди, а также многие из тех, кто читает книги, где речь идёт о всевозможных символах и талисманах, якобы способных защищать людей, которые были составлены врагами ислама и не имеют никакого отношения к истинному исламу.
*********************************************************************************
Вопрос 167. Каковы установления шариата относительно всевозможных подвешиваемых в различных местах вещей наподобие амулетов, сухожилий, колец, нитей, раковин и тому подобных предметов? (369).
(369) - К этому же имеет отношение подвешивание на шеи детей голубых бус теми, кто утверждает, что они защищают их от дурного глаза. Иногда они кладут внутрь изображение руки с рисунком глаза, утверждая, что это защищает от зависти, иные же прибивают к дверям дома или в саду подкову с теми же целями. Всё это относится к проявлениям многобожия, поскольку те люди, которые занимаются подобными вещами, считают, что это может отвратить предопределённое Аллахом).
Ответ. Сообщается, что во время некоторых своих поездок Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посылал вперёд посланца предупреждать людей, чтобы они не оставляли на шеях верблюдов ожерелий из сухожилий или любых иных подобных вещей, но обязательно срезали их.
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, заговоры (рукъя) (370), амулеты (тама'им) (371) и колдовство (тиваля) (372) есть (не что иное как) многобожие». (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).
(370) - Здесь речь идёт о запретных заговорах, подразумевающих обращения за помощью к джиннам или содержащих в себе нечто непонятное).
(371) - Речь идёт о бусах, которые арабы подвешивали на шеи своих детей, считая, что это могло защищать их от дурного глаза. Шариат объявляет подобные вещи недействительными, но сколь много в наши дни людей, которые идут наперекор шариату!
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Амулет (тамима) есть то, что вешается (на шею) до того, как случается беда, чтобы с помощью этого отвратить предопределённое Аллахом ").
(372) - Здесь речь идёт о тех видах колдовства, цель которых состоит в том, чтобы внушить мужу любовь к своей жене).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Впал в многобожие тот, кто повесил амулет». (Ахмад).
Сообщается, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел в руке какого-то человека медное кольцо и спросил его: «Что это?» Тот сказал: "Это - от слабости", - и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: «Поистине, оно только добавит тебе слабости, выбрось же его, ибо если ты умрёшь, так и не сняв его, то никогда не преуспеешь». (Аль-Хаким, Ахмад).
Сообщается, что однажды Хузайфа (373), да будет доволен им Аллах, перерезал нить, которую намотал на руку один человек, а потом прочитал следующий аят: «И в большинстве своём не веруют они в Аллаха без того, чтобы не поклоняться наряду с Ним и другим.» (Йусуф, 106).
(373) - Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует).
*********************************************************************************
Вопрос 168. Что можно сказать о прорицателях (куххан)?
Ответ. Прорицатели относятся к числу тагутов (374) и являются друзьями шайтанов, которые внушают им что-либо, как сказал об этом Аллах Всевышний: «И, поистине, шайтаны внушают своим друзьям....». (Скот 121).
(374) - Тагут - обозначение всего того, что приводит людей к многобожию).
Шайтаны спускаются к ним, передавая слова, подслушанные ими из разговоров ангелов, прорицатели же к одному слову истины добавляют сто слов лжи, о чём Аллах Всевышний сказал так: «Поведать ли вам о том, к кому нисходят шайтаны? Нисходят они к каждому многогрешному лжецу, они (375) прислушиваются, а в большинстве своём они (376) - лжецы.» Поэты, 221-223
(375) - Имеется в виду, что шайтаны стараются подслушать речи ангелов).
(376) - Здесь речь идет о шайтанах).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то в хадисе об откровениях сообщается, что он сказал: «И слушают их подслушивающие (377), располагающиеся один над другим. И каждый из них слышит что-то и передаёт (подслушанные слова) тому, кто ниже его, который передаёт другому, располагающемуся ещё ниже, (и так продолжается) до тех пор, пока (один из них) не передаст их колдуну иди прорицателю. И иногда падающая звезда поражает (шайтана) до того, как он успевает передать эти слова, иногда же он передаёт их до того, как она поразит его, и вместе с (одним словом истины) он передаёт сто (слов) лжи». (Аль-Бухари, Ибн Маджа (часть длинного хадиса)).
(377) - Здесь речь идёт о шайтанах, подслушивающих слова ангелов, на небесах, которые говорят об откровениях Аллаха и о том, что Он может открыть, кому пожелает).
То же самое относится и к таким вещам как гадания на песке, гадания с помощью камешков и т.д.
*********************************************************************************
Вопрос 169. Какое суждение следует вынести о том, кто верит прорицателю?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Из тех, кто обитает на небесах и на земле, лишь Аллах ведает сокрытое." » (Mypaвьи 65).
«И у него ключи к сокрытому! Знает о них только Он.» (Скот, 59).
«Или есть у них (знание о) сокрытом и (могут) они записать (его)?» (Калям, 47).
«Разве есть у него знание о сокрытом, чтобы он мог видеть?» (Звезда, 35).
Аллах Всевышний также сказал: «….Аллах знает (об этом), а вы не знаете.» (Корова, 216).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Приходящий к гадателю или прорицателю и верящий тому, что он говорит, не верует в то, что Аллах ниспослал Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.» (Абу Дауд, Ахмад, аль-Хаким).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "У того, кто придёт к гадателю и спросит его о чём-нибудь, молитва не будет приниматься в течение сорока дней». (Муслим, Ахмад).
*********************************************************************************
Вопрос 170. Какое суждение следует вынести о гадании по звёздам?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «И Он - Тот, который создал для вас звёзды, чтобы вы находили по ним путь во мраке на суше и на море...». (Скот, 97).
«И Мы украсили нижнее небо светильниками и сделали их средством для поражения шайтанов….». (Власть, 5).
Аллах Всевышний также сказал: «... и звёзды подчинены велению Его...». (Пчёлы, 12).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Занимающийся любым видом гадания по звёздам занимается одним из видов колдовства, и чем больше (видов такого гадания он узнает), тем больше (погрязнет в колдовстве)». (Абу Дауд, Ахмад. Ибн Маджа).
Сообщается, что о людях, которые писали «аба джад» (378) и смотрели на звёзды Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Не думаю, что поступающий так будет иметь удел у Аллаха ".
(378) - Речь идёт об имеющих определённое цифровое значение буквах арабского алфавита, которые писались внутри квадратов. Астрологи утверждают, что с помощью этого можно узнавать скрытые от людей предопределённые события и что звёзды оказывают влияние на земные дела. То же самое имеет отношение и к хиромантии, гаданиям на песке и прочим вещам. Всё это - обман и шарлатанство, к которому прибегают шайтаны из числа джиннов и людей в отношениях друг с другом, а мы молим Аллаха об избавлении мусульман от этого опасного бедствия).
Передают, что Катада, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: "Аллах создал эти звёзды (, преследуя) три цели: для украшения небес, для метания их в шайтанов и для того, чтобы они служили вехами, с помощью которых можно было бы находить путь. Если же кто-нибудь усматривает в них ещё что-нибудь, то он делает это на своё несчастье, и губит свой собственный удел и берётся за то, о чём не обладает знанием ".(379).
(379) - Аль-Бухари приводит эти слова как комментарий к "Книге начала творения". Что же касается Ибн Хаджара, то в "Фатх аль-Бари" он цитирует слова Абда бин Хумайда, который сказал: "Люди, не ведающие о велении Аллаха, обращались с вопросами о звёздах к прорицателям, которые говорили: "Если кто-нибудь станет сажать деревья под такой звездой, будет то-то, если кто-нибудь отправится в путь под такой звездой, будет то-то, и, клянусь жизнью своей, нет такой звезды, под которой не рождалось бы длинное и короткое, красное и белое, прекрасное и уродливое ", - но на самом деле ни звёзды, ни птицы, ни животные не имеют никакого отношения к сокрытому (гайб) ").
*********************************************************************************
Вопрос 171. Что можно сказать об испрашивании дождя у небесных светил?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «И (благодарностью за даруемый) вам удел делаете вы то, что объявляете ложью (благодеяния Аллаха).» (Воскресение, 82).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «От четырёх вещей, имеющих отношение к джахилиййи (380), (всё ещё) не (в силах) отказаться члены моей общины: oт (привычки) гордиться своей знатностью, порочить (других) из-за их происхождения, обращаться с мольбами о дожде к небесным светилам (381) и громко причитать по покойным». (Муслим, ат-Тирмизи).
(380) - То есть: к доисламским временам; к эпохе невежества и многобожия).
(381) - Здесь имеется в виду вера людей в то, что различные события на земле зависят от изменения положения небесных светил).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знаете ли вы, что сказал Господь ваш?» Они сказали: "Аллах, и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует знают (об этом) лучше". Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что Аллах Всевышний сказал: «Этим утром (382) (некоторые) из рабов Моих остались верующими в Меня, а (некоторые) стали неверными. Что касается сказавшего: "Нам был послан дождь по милости Аллаха и милосердию Его", - то он верует в Меня и не верит в планеты, что же касается сказавшего: "Нам был послан дождь благодаря такой-то планете", - то он не верует в Меня и верит в планеты.» (Аль-Бухари, Муслим).
(382) - В этих словах Всевышнего есть указание на определённый период времени, но относятся они и ко всем прочим случаям).
*********************************************************************************
Вопрос 172. Что можно сказать о вере в дурные предзнаменования (383) и о том, что её удаляет?
(383) - «Тыра». Это слово образовано от слова "тайр" - птицы, что связано с обычаем арабов в прежние времена гадать по полёту птиц, усматривая доброе или дурное предзнаменование в том, направо или налево они летели, что могло заставить их отказаться от своих намерений. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на несостоятельность представлений о том, что вещи такого рода способны оказывать хоть какое-нибудь полезное или вредное воздействие. В наше время примером этого могут служить попытки простых людей определять хорошие и дурные предзнаменования по карканью ворон и тому подобным вещам. В том случае, когда в сердце человека возникает желание или, наоборот, нежелание сделать что-то, это не будет иметь отношения к вере в предзнаменования, если он станет продолжать делать то, что ему нужно, уповая на своего Господа, в связи с чем Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Если продолжишь, значит, ты уповаешь, а если отступишься, значит, ты веришь в предзнаменования ".
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, злосчастие их - (во власти) Аллаха, но в большинстве своём они не знают.» (Преграды, 131).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием) ни (полёт) птиц, ни сова, и не (сулит ничего дурного месяц) сафар (384)...». (Аль-Бухари, Муслим).
(384) - Смысл этих слов в том, что сама по себе ни одна из вышеупомянутых вещей никакого воздействия не оказывает, а всё хорошее и дурное зависит только от воли Аллаха. Так, например, заболеть заразной болезнью можно только по воле Аллаха. Что же касается упомянутых Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, совы (хама) и месяц сафар, то упоминание о них связано с тем, что арабы считали, что если сова сядет на дом какого-нибудь человека, то это станет указанием на его близкую кончину, и связывали месяц сафар с определёнными дурными предзнаменованиями).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вера в дурные предзнаменования есть многобожие, вера в дурные предзнаменования есть многобожие!» (Ахмад, аль-Хаким, ат-Тирмизи).
Что же касается Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, то сообщается, что он сказал: "Нет среди нас такого (, кому подобное не было бы присуще хоть в какой-то мере), однако Аллах удаляет это посредством упования".
Передают со слов Абдуллаха Ибн Амра, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек, которого дурное предзнаменование удержало от (совершения) того, что ему необходимо, впал в многобожие». Люди спросили: "Что же может послужить искуплением это-го?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Искупление состоит в том, чтобы произнести слова: "О Аллах, нет блага, кроме Твоего блага, нет птиц, кроме Твоих птиц (385), и нет бога, кроме Тебя!»
/Аллахумма, ля хайра илля хайру-кя, ва ля тайра илля тайру-кя ва ля иляха гайру-кя!» (Ахмад).
(385) - Здесь речь идёт о предопределении).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучше всего хорошее предзнаменование, а (дурное) пусть не останавливает мусульманина. Если же кто-нибудь из вас увидит что-нибудь такое, что ему не понравится, пусть скажет. "О Аллах, никто не дарует благого, кроме Тебя, и никто не отвращает дурного, кроме Тебя, и никто не даёт мощи и силы, кроме Тебя.»
/Аллахумма, ля йa'тu би-ль-хасанати илля Анта, ва ля йадфа 'у-с-са'ийати илля Анта ва ля хауля ва ля куввата илля бu-кя/ (Абу Дауд).
*********************************************************************************
Вопрос 173. Что можно сказать о дурном глазе?
Ответ. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дурной глаз - это истина (386)». (Аль-Бухари, Муслим).
(386) - Имеется в виду, что дурной глаз действительно оказывает отрицательное влияние). 
Сообщается также, что однажды, увидев на лице одной рабыни тёмное пятно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Заговаривайте её, ибо, поистине, её сглазили». (Аль-Бухари, Муслим).
Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне (или: . . . велел) заговаривать от дурного глаза» (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует заговаривать ни от чего, кроме дурного глаза и яда». (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ахмад).
Об этом говорится также и во многих других достоверных хадисах, которые не были приведены нами и смысл которых состоит в том, что всё это оказывает воздействие только с позволения Аллаха, а многие наши праведные предшественники, да будет доволен ими Аллах, использовали эти хадисы при истолковании слов Всемогущего и Великого Аллаха.
Аллах Всевышний сказал: «А те, кто не уверовал, готовы заставить тебя поскользнуться своими взорами , когда слышат напоминание (387)…». (Калям, 51).
(387) - То есть: чтение Корана).
وَإِنْ يَكَادُ الَّذِينَ كَفَرُوا لَيُزْلِقُونَكَ بِأَبْصَارِهِمْ لَمَّا سَمِعُوا الذِّكْرَ وَيَقُولُونَ إِنَّهُ لَمَجْنُونٌ
وَمَا هُوَ إِلَّا ذِكْرٌ لِلْعَالَمِينَ
*********************************************************************************
Вопрос 174. Сколько существует видов прегрешений (ма-'аси)?
Ответ. Прегрешения подразделяются на мелкие (сага'ир), которые называются также дурными делами (са'ийат), и тяжкие (кяба'ир), которые называются также смертными грехами (мубикат).
*********************************************************************************
Вопрос 175. Чем искупаются дурные дела (са'ийат)?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Если вы будете избегать тяжких грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши мелкие прегрешения и введём вас через (врата) благословенные». (Женщины, 31).
Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, добрые дела устраняют дела дурные». (Худ, 114).
Таким образом, Аллах Всевышний поведал нам, что дурные дела искупаются благодаря тому, что человек сторонится совершения тяжких прегрешений и совершает добрые дела. Та же мысль выражена и в том хадисе, где сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...совершив нечто дурное, сделай вслед за этим и что-нибудь доброе, что сотрёт собой это..(388)(Ахмад, ат-Тирмизи),
(388) - В полном тексте этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, совершив нечто дурное, сделай вслед за этим и что-то доброе, что сотрёт собой это, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми», Этот хадис передаётся со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им .Аллах. В "Джами' аль-'улюм ва-ль-хикам" Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет: "По сообщениям разных источников, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал это наставление My'азу и Абу Зарру, и это - великое наставление, объединяющее в себе то, что имеет отношение как к правам Аллаха, так и к правам Его рабов ").
Кроме того, в других достоверных хадисах сообщается, что искуплением всевозможных дурных дел и мелких прегрешений служат такие вещи как совершение омовения должным образом, несмотря на наличие того, что человеку не нравится (389), посещение мечети, совершение пяти ежедневных молитв, регулярное участие в пятничных молитвах, соблюдение поста в рамадане, совершение дополнительных молитв во время рамадана, поклонение Аллаху в ночь предопределения, соблюдение поста в день ашура (390) и выполнение прочих религиозных обязанностей. В большинстве этих хадисов возможность подобного искупления обусловлена несовершением тяжких грехов и к этому же побуждают хадисы, в которых не упоминается ни о каких условиях. Таким образом, несовершение тяжких грехов является необходимым условием искупления мелких прегрешений с помощью добрых дел, а также без них.
(389) - Здесь имеются в виду различные неблагоприятные обстоятельства, например, сильный холод и отсутствие тёплой воды).
(390) - Десятый день месяца мухаррам).
*********************************************************************************
Вопрос 176. Какие грехи относятся к числу тяжких?
Ответ. Критерием определения тяжких грехов служат высказывания сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, их последователей и некоторых других лиц.
Одни говорили, что тяжким грехом является любой такой грех, наказание за который определено в Коране.
Другие утверждали, что таковым является каждый грех, который влечёт за собой проклятие или гнев Аллаха, приводит к Аду или иному наказанию.
Третьи считали, что таковым является каждый грех, который свидетельствует о том, что совершающий его не придаёт значения религии, не обращает на неё внимания и не испытывает большого страха перед Аллахом. На этот счёт высказывались и иные мнения, что же касается достоверных хадисов, то в них тяжкими названы многие прегрешения, несмотря на различие их степеней.
Среди них можно указать на большое неверие, проявлением чего является многобожие и колдовство. К их числу относятся и прочие великие грехи, являющиеся всё же не столь тяжкими, например, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, отступление во время боя, ростовщичество, присвоение имущества сироты, произнесение лживых слов, а также клевета по адресу не проявляющих должной осторожности целомудренных верующих женщин, употребление вина, проявление непокорности и непочтительности по отношению к родителям и целый ряд иных прегрешений, о которых Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Количество их ближе к семидесяти, чем к семи ".
Занявшийся подсчётом количества грехов, названных тяжкими, увидит, что на самом деле их больше семидесяти, но что же тогда получится, если кто-нибудь займётся подсчётом всех тех грехов, после упоминания, которых в Коране и Сунне следуют страшные угрозы, связанные с проклятиями, проявлениями гнева Аллаха, мучениях или прочих вещах? Такой человек, конечно же, обнаружит, что количество таких грехов очень велико.
*********************************************************************************
Вопрос 177. Как можно искупить все мелкие и тяжкие грехи?
Ответ. Все они могут быть искуплены путём искреннего покаяния.
Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Обращайтесь к Аллаху с искренним покаянием, и тогда Господь ваш простит вам ваши дурные дела и введёт вас в сады, где внизу текут реки.» (Запрещение, 8).
«...кроме тех, кто покается, уверует и станет совершать праведные дела. Таким Аллах заменит их дурные дела на добрые....». (Различение, 70).
Аллах Всевышний также сказал: «Тем же, кто совершил что-нибудь мерзкое или обидел самого себя (391), а потом вспомнил Аллаха, попросил прошения за свои грехи - а кто может простить грехи, кроме Аллаха? - и не собирается возвращаться к тому, что сделал, воздаянием таким послужит прощение от их Господа и Райские сады, (по земле) которых протекают реки...» (Семейство Имрана, 135-136).
(391) - То есть: совершил такой грех, который нанёс ущерб только ему самому)..
Примером могут служить и другие аяты.
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию (Своего) раба больше, чем человек, останавливающийся в каком-нибудь опасном месте со своей верблюдицей, на которую погружены его съестные припасы и вода. Этот человек кладёт свою голову на (что-либо) и засыпает на короткое время, а когда просыпается, то видит, что его верблюдица исчезла, а его уже мучит жара, жажда и что ещё угодно Аллаху, и тогда он говорит: "Я вернусь на своё (прежнее) место", - и он возвращается (к нему), засыпает на короткое время, а когда поднимает голову, оказывается, что его верблюдица стоит рядом». (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 178. Что такое искреннее покаяние (aт-тay6aтy-н-насух) ?
Ответ. Имеется в виду чистосердечное покаяние, в котором соединились три вещи:
1 - Отказ от совершения данного греха.
2 - Сожаление о том, что человек совершил этот грех.
3 - Решимость никогда больше не возвращаться к нему. Кроме того, если совершение этого греха сочетается с нанесением ущерба другому мусульманину, то от этого необходимо будет по возможности освободиться, поскольку в противном случае обиженный потребует возмещения в День воскресения и обязательно добьётся воздаяния равным, ибо это относится к числу таких несправедливостей, которые Аллах не прощает ни в чём.
Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если есть у человека что-либо несправедливо присвоенное им и принадлежащее его брату, пусть освободится от этого сегодня (392), ведь (в мире вечном) уже не будет ни динаров, ни дирхемов (, а поэтому необходимо сделать это), прежде чем станут забирать у него его добрые дела (и отдавать их) его брату (393), если же не окажется у него добрых дел, то станут брать дурные дела его брата и бросать их на него». (Аль-Бухари, Муслим).
(392) - То есть: пусть вернёт или возместит это полностью, попросит прощения у обиженного человека и должным образом покается перед Аллахом).
(393) - В качестве возмещения за нанесённые в мире этом обиды).
*********************************************************************************
Вопрос 179. Когда перестанет приниматься покаяние каждого отдельного человека?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное и вскоре раскаивается. Аллах примет покаяние таких, ибо Аллах - Знающий, Мудрый!» (Женщины, 17).
Все сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сходились на том, что любой поступок, являющийся выражением неподчинения Аллаху, совершается по неведению независимо от того, намеренно это делается или нет. И все они считали, что слово "вскоре" указывает на любой момент времени до того, как к человеку придёт его смертный час.
Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах будет принимать покаяние раба до тех пор, пока не (послышится) его предсмертный хрип». (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад, аль-Хаким).
Та же мысль выражена и во многих других хадисах.
Если же человек уже увидит ангела смерти, и станет хрипеть и душа его поднимется к глотке, то после этого покаяние уже не будет принято и не будет тогда избавления, ведь Аллах Всевышний сказал: «Сколь много поколений погубили Мы до них! Взывали они, но было уже поздно спасаться.» (Сад, 3).
И Всемогущий и Великий сказал также и то, что имеет непосредственное отношение к Его предыдущим словам: «И не (будет) принято покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть, говорит: "Поистине, теперь я раскаялся!"» (Женщины, 18).
*********************************************************************************
Вопрос 180. Когда покаяние перестанет приниматься в земной жизни?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «В тот День, когда явятся некоторые (из таких) знамений твоего Господа, не принесёт человеку пользы его вера, если не уверовал он раньше и не приобрёл блага (394) в вере своей». (Скот. 158).
(394) - То есть, не стал совершать благих дел, веруя в Аллаха).
Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Нe настанет Час этот (395), пока солнце не взойдёт с запада, а когда оно взойдёт (оттуда) и люди увидят его, все они уверуют, но произойдёт это в такое время, когда не принесёт человеку пользы его вера», - после чего прочитал вышеупомянутый аят.
(395) - День воскресения).
И известно много других хадисов, передаваемых со слов разных сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и имеющих тот же смысл.
Так, например, Сафван бин 'Ассаль, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах открыл на западе врата покаяния шириной в семьдесят лет пути, и не закроют их до тех пор, пока оттуда не взойдёт солнце». (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад).
*********************************************************************************

Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками
Перевод: Канд. философских наук Нирша В. (Абдалла)
*********************************************************************************



Комментариев нет :

Отправить комментарий