пятница, 20 марта 2015 г.

Вера в Аллаха! (2).

Вера в Аллаха!
Кто такой Аллах и как сердца связаны с Ним
Коранический метод аргументации с использованием знамений во Вселенной

1. Изучение Вселенной посредством коранического описания
Коран уносит нас в путешествие в различные части небес и земли, иногда останавливает нас,
чтобы мы призадумались над прелестью земных просторов, а потом возносит нас к звездам, 
движущимся по своим орбитам. Все это делается для того, чтобы мы научились видеть и стали
проницательными. Он показывает нам, насколько творения зависимы от могущества и
предопределения Аллаха, раскрывает перед нами тайны сотворения и мироздания. 
Он указывает нам на мудрость и смысл созидания, разъясняет величие тех благ, которые помещены в нас самих и созданы вокруг нас.
В Писании Аллаха много сказано об этом. Разговор на эту тему открывается и в длинных, и в
коротких сурах. Он завораживает сердца, восхищает слух, вызывает восторг и переживание.
Я прочел многое из того, что было сказано наукой и учеными о различных аспектах бытия, о 
тайнах мироздания и о том, что творения указывают на Создателя. Но все это не может сравниться с тем прекрасным описанием, которое мы находим в Коране. Оно изобилует знаниями и вызывает множество эмоций, содержит прекрасные наставления и помогает
прийти к правильному заключению. И разве может быть иначе, если Коран был ниспослан 
Мудрым и Достославным Аллахом?! 
Деяния Аллаха во Вселенной
Давайте отправимся в путешествие по кораническим знамениям, чтобы исследовать эту 
Вселенную и взглянуть на то, что творит могущество Аллаха в ее различных концах.
Взгляните на зерно, которое бросают в землю, и оно раскрывается и пускает корни в землю.
В безжизненном зернышке зарождается жизнь, которая теплится в стволе и листьях,
благоухающих цветах и плодах, которыми питаются люди и животные. Взгляните на то, как брезжит заря, как покоится мир ночью, как движутся солнце и луна:
«Аллах раскрывает зерно и косточку. Он извлекает живое из мертвого и извлекает 
мертвое из живого. Таков Аллах! До чего же вы отвращены [от истины]! Он раскрывает 
утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну - для исчисления.
Таково установление Могущественного, Знающего» (Аль-Ан'ам, 95-96).
Посмотрите, как Аллах формирует облака, как создает и низводит на землю град: 
«Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их, потом превращает
их в кучу облаков, и ты видишь, как из расщелин ее изливается ливень. Он низвергает град с гор, которые на небе. Он поражает им, кого пожелает, и отвращает его, от кого
пожелает. Блеск их молний готов унести зрение» (Ан-Нур, 43).
Аллах рассказывает нам о том, как Он управляет тенью: 
«Разве ты не видишь, как твой Господь простирает тень? Если бы Он захотел, то сделал
бы ее неподвижной. Затем Мы делаем солнце ее путеводителем и затем постепенно сжимаем ее к Себе» (Аль- Фуркан, 45-46).
Взгляните на то, как Аллах управляет жизнью и живыми существами, ночью и днем: 
«Скажи: "О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо — в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всё.
Ты удлиняешь день за счет ночи и удлиняешь ночь за счет дня. Ты выводишь живое из
мертвого и выводишь мертвое из живого. Ты даруешь удел без счета, кому пожелаешь"» (Аль 'Имран, 26-27).
Коран не ограничивается тем, что рассказывает нам о могуществе Аллаха и Его деяниях во
Вселенной, о Его знании, охватывающем все творения, и о том, как Он управляет различными
процессами. Наряду с этим Коран сообщает нам о цели, ради которой Аллах создал Вселенную. Он сотворил Землю для человека:
«Он - Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (Аль-Бакара, 29). Он создал её для нас такой, чтобы она соответствовала нашей природе, нашему строению и служила нашим 
интересам. В Коране такой порядок называется подчинением (тасхир).
Коран не просто сообщает нам об этом. Он обращает наше внимание на тот порядок, который
Аллах установил во Вселенной: «Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле?» (Лукман, 20).
Звезды созданы для того, чтобы темной ночью мы определяли по ним правильный путь на
суше и на море:
«Он - Тот, Кто сотворил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраках 
суши и моря. Мы уже разъяснили знамения для людей знающих» (Аль-Ан'ам, 97).
Земля и небо, выпадающие с неба дожди, плывущие по морям корабли и текущие по земле реки, солнце и луна, смена дня и ночи - все это создано для нас, для нашего блага и в наших интересах.
«Аллах - Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды
для вашего пропитания, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле,
подчинил вам реки, подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим
орбитам, подчинил вам ночь и день. Он даровал вам все, о чем вы просили»           (Ибрахим, 32-34).
2. Блага Аллаха во Вселенной
Коран сообщил нам о том, что Аллах создал эту Вселенную и подчинил ее нам. Он создал ее
такой, чтобы она соответствовала нашей природе, и сделал мир пригодным для жизни человека. Повествуя об этом, Коран призывает человека благодарить Господа, ведь человек по
природе своей любит того, кто делает ему добро.
«Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (Ар-Рахман, 60). Поэтому Коран изобилует
упоминаниями о благах, которыми Аллах наделил самих рабов:
«Скажи: "Он - Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!"» (Аль-Мульк, 23),
- и которые Он создал вокруг них: 
«Он сделал для вас землю колыбелью и создал для вас на ней дороги, чтобы вы могли
следовать прямым путем. Он ниспослал с неба воду в меру, и ею Мы оживили мертвую 
землю. Таким же образом вы будете выведены [из могил]. Он сотворил всякие пары
[животных и растений] и создал для вас реди кораблей и скотины те, на которых вы ездите, с чтобы вы поднимались на их спины (или палубы), а затем поминали милость
вашего Господа после того, как поднялись на них» (Аз-Зухруф, 10-13).
Аллах сотворил для нас солнце и луну, чтобы они приносили нам пользу и служили нашим интересам: «Он - Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне - свет. Он установил для
нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет»  (Йунус, 5).
Он создал скотину: верблюдов и коров, овец и баранов, а также лошадей, мулов
и ослов. Все это создано для нас, приносит нам пользу и соответствует нашей природе и
особенностям нашего строения:
«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также
употребляете его в пищу. Они украшают вас, когда вы пригоняете их обратно вечерами и выводите на пастбище по утрам. Они перевозят ваши грузы в края, достичь которых вы могли бы только [ценой] больших усилий. Воистину, Господь ваш - Сострадательный, Милосердный. [Он сотворил] коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили
на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чем вы не ведаете» (Ан-Нахль, 5-8). Море тоже создано для нас, и в том виде, в котором оно создано, оно приносит
нам много добра: «Он - Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите. 
Ты видишь корабли, которые бороздят его для того, чтобы вы могли снискать Его милость, - быть может, вы будете благодарны» (Ан-Нахль, 14).  Аллах создал пчел, чтобы они выполняли свою удивительную работу, а мы пользовались полученным от них
прекрасным напитком разных цветов. Люди употребляют его в пищу, и он приносит им исцеление:
«Твой Господь внушил пчеле: "Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях.
А потом питайся всевозможными плодами и следуй по путям твоего Господа, которые
доступны тебе". Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом - знамение для людей размышляющих»                       (Ан-Нахль, 68-69).
Коран призывает к познанию Аллаха посредством размышления над знамениями во Вселенной. Коран призывает рабов Аллаха вглядываться в Его знамения во Вселенной,
размышлять над землей, небом и тем, что между ними. Наблюдение за этими знамениями и
размышление над ними - форма поминания, приносящая пользу верующим.
Мне нравится, что некоторые современные ученые называют этот метод «законом странствования и наблюдения», потому что аяты Корана часто призывают поступать так.
Странствование и наблюдение могут быть материальными, чувственными, когда человек ступает по земле, отправляется из одной страны в другую, воочию наблюдая за происходящим
вокруг, а могут означать размышление и обдумывание. Такое кораническое веление иногда имеет широкий смысл: «Скажи: "Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле"»        (Йунус, 101), а иногда конкретный смысл:
«Пусть посмотрит человек, из чего он создан» (Ат-Тарик, 5);
«Пусть посмотрит человек на свое пропитание!» ('Абаса, 24).

3. Коранические аяты о том, что Творец обладает атрибутами господства и
правом на поклонение и что поклонение всему остальному бесполезно
Коран использует знамения во Вселенной для опровержения язычников и представления им убедительных доказательств:

«Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым, а Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют? Мы воздвигли на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с ними. Мы проложили на ней широкие дороги, чтобы они следовали верным путем, Мы сделали небо оберегаемой
кровлей, однако они отворачиваются от его знамений. Он — Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам» (Аль-Анбийа, 30-33).
Коран разъясняет им порочность веры в идолов, которые не обладают качествами Господа и не заслуживают обожествления, поклонения и превращения в богов:
«Скажи: "Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого они
приобщают в сотоварищи?" Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? 
Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья
в них. Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые
уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов). Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расщелинам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и
установил преграду между морями? Есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но большинство их
не знает [этого]. Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы
поминаете назидания! Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает
ветры с доброй вестью о Своей милости? Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи! Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли? Есть ли бог, кроме
Аллаха? Скажи: "Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду"»                    (Ан-Намль, 59-64).
Из этих аятов ясно следует, что идолы не заслуживают поклонения, потому что Аллах -
Единственный Творец неба и земли. Он один ниспосылает дожди с неба и взращивает сады,
доставляющие радость сердцам и взорам. Он - Тот, Кто сделал землю неподвижной, проложил
по ее расщелинам реки и укрепил ее поверхность посредством гор. Он - Истинный Бог,
заслуживающий поклонения. Все остальные существа не сделали ничего подобного, и они не
заслуживают того, чтобы люди поклонялись им наряду с Аллахом.
Мы должны пользоваться этими аргументами в беседах с неверующими и атеистами. Ими очень часто пользовались посланники до нас. Например, пророк Ибрахим, любимец
Милостивого, так искусно использовал эти доводы во время диспута с неверующим, что тот пришел в изумление и умолк:
«Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом относительно его Господа, поскольку 
Аллах даровал ему царство? Ибрахим сказал ему: "Мой Господь - Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет". Он сказал: "Я дарую жизнь и умерщвляю". Ибрахим сказал: "Аллах
заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе". И тогда тот,
кто не уверовал, пришел в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Аль-Бакара, 258).
Пророк Муса, собеседник Аллаха, использовал такие же аргументы, стоя лицом к лицу с
величайшим тираном своего времени Фараоном. Он приводил ему один довод за другим, пока
тот не лишился аргументов, и ему не осталось ничего другого, как пригрозить пророку:
«Фараон сказал: "А что такое Господь миров?" [Муса] сказал: "Господь небес, земли и
того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью". [Фараон] сказал тем,
кто был около него: "Разве вы не слышите?" [Муса] сказал: "Ваш Господь и Господь 
ваших праотцов". [Фараон] сказал: "Воистину, отправленный к вам посланник -
одержимый". [Муса] сказал: "Господь востока и запада и того, что между ними, если только вы разумеете", [Фараон] сказал: "Если ты будешь поклоняться иному богу,
кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключенными"» (Аш-Шу'ара, 23-29).
Более того, этими доводами пользовались абсолютно все посланники Аллаха.
Прочти 9-й и 10-й аяты из суры «Ибрахим». Посмотри, что говорили неверующие народы
(соплеменники Нуха, адиты, самудяне и их последователи) и что им отвечали посланники:
«Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли? Он призывает вас, чтобы
простить ваши грехи» (Ибрахим, 10).
Они аргументировали правдивость своего призыва тем, что Пречистый Аллах создал небеса и землю! После этих ясных доказательств неверие отвратительно и поразительно.
Коран вопрошает, и этот вопрос показывает, насколько поразительно неверие тех, кто отвергает эти ясные доводы и аргументы:
«Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас?
Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему»                 (Аль-Бакара, 28).  В другом месте говорится:
«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа,
Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным, соразмеренным?
Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал»  (Аль-Инфитар, 6-8).
Размышление человека над самим собой и над происходящим во Вселенной обязывает его
устремиться навстречу к Создателю и свято чтить Его. Вот почему неверие и отрицания
безбожников удивительны!
«Почему вы не чтите величия Аллаха? Он ведь создавал вас по этапам. Неужели вы не
видели, как Аллах создал семь небес одно над другим, сделал луну светлой, а солнце
сделал светильником? Аллах вырастил вас из земли, словно растения. Потом Он вернет
вас туда и вновь выведет оттуда»  (Нух, 13-18).


4. Извлекают пользу из знамений во Вселенной только обладающие разумом
Поистине, знамения Аллаха во Вселенной открываются в полном смысле и вдохновляют
только тех, чьи сердца поминают Аллаха и поклоняются Ему. Эти сердца не покрыты завесой;
они раскрыты и соприкасаются с этой удивительной Вселенной. Коран налаживает связь
между человеческим сердцем и ритмом этого огромного, прекрасного мира. Благодаря этой
связи исследование и познание Вселенной оставляют на сердце человека глубокий след и
превращаются в жизненную ценность. Это та самая связь, которую Коран устанавливает между познаниями и человеком, который их приобретает. Поэтому Коран возвещает о том, что только определенная категория людей находит верный путь по знамениям во Вселенной:
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены
знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и
размышляют о сотворении небес и земли: "Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну.  Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне"» (Аль 'Имран, 190-191).
Эти люди извлекают пользу из знамений во Вселенной, потому что они не ограничиваются
тем, что доступно взору. Они всматриваются в то, что приводит этот мир в движение, и
задумываются над тем, какая сила создает его таким. Они искусно пользуются своим зрением
и слухом, своим разумом и своей способностью мыслить. Руководствуясь аятами Писания,
они используют свой слух, свое зрение и свой разум для постижения всего, что под силу понять человеку.
«Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили
в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом -
знамения для людей размышляющих. Среди Его знамений - сотворение небес и земли и
различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом - знамения для обладающих знанием.
Среди Его знамений - ваш ночной и дневной сон и ваши поиски Его милости.
Воистину, в этом - знамения для людей слышащих, Среди Его знамений - то, что Он
показывает вам молнию, чтобы [вызвать у вас] страх и надежду, а также ниспосылает с
неба воду и оживляет ею землю после ее смерти. Воистину, в этом - знамения для людей разумеющих» (Ар-Рум, 21-24).
Эти знамения открываются тем, кто размышляет, прислушивается и разумеет надлежащим
образом. Что же касается неверующих, то они наблюдают за явлениями, но их разум не
способен усмотреть связь между этими явлениями и их Создателем. Они не видят мудрости сотворения мира: «Они знают о мирской жизни только явное» (Ар-Рум, 7).
Они не извлекают пользы из знамений во Вселенной, потому что не присматриваются к ним
через призму коранического мировосприятия:
«Скажи: "Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле". Но знамения и увещевания
не приносят пользы тем, кто не уверовал!»  (Йунус, 101).
Поэтому Коран упрекает неверующих и безбожников в том, что они не всматриваются в
знамения Аллаха и не извлекают для себя уроков:
«Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли, а также всего, что сотворил
Аллах? Быть может, их срок уже близок. В какой же рассказ после этого они уверуют?»
(Аль-А'раф, 185).

5. Современные науки разрывают связь между человечеством и Вселенной
Сеййид Кутб, да смилуется над ним Аллах, писал:
Методы исследования, которые в наше время считаются «научными», разрывают связь между
человеком и Вселенной, в которой он проживает. Люди - часть этой Вселенной, и их бытие
придет в порядок только тогда, когда их сердца будут биться в одном ритме с космосом,
когда между ними и ритмом этой огромной Вселенной установится взаимосвязь. Их сердца
должны быть связаны со всем, что они изучают, будь то звезды и планеты, особенности
растений и животных, особенности Вселенной в целом и существующих в ней живых и
неживых мирах (если неживые миры действительно существуют или если в природе
встречается хотя бы что-либо неживое!). Всякое «научное знание» должно непременно
гармонировать с ритмом человеческого сердца и находиться в дружественных отношениях с
этой Вселенной, чтобы оно укрепляло связь между людьми, неодушевленными предметами и
живыми существами. Все знания, науки и исследования, которые не достигают этой живой,
вдохновляющей и волнующей цели человеческой жизни, - это несовершенные знания,
ложные науки и бесполезные исследования.
Поистине, Вселенная - это раскрытая книга истины, которую можно прочесть на любом языке и постичь любым способом. Ее могут понять как простолюдины, проживающие в шатрах или
лачугах, так и цивилизованные люди, живущие в апартаментах и дворцах. Каждый понимает ее в зависимости от его знаний и подготовки, и если он делает это с намерением познать
истину, то находит ее. Она постоянно открыта «для разъяснения и напоминания каждому рабу, который обращается [к Аллаху]» (Каф, 8).
Однако современная наука мешает нам проникнуть в суть окружающего мира и разрывает
связь между человеческими сердцами и ясно говорящей Вселенной, потому что она создана
людьми, лишенными проницательности, обольщенными мифом о «научных методах»,
методах, нарушающих связь Вселенной с творениями, населяющими ее.
Метод, основанный на вере, не уменьшает эффективности «научных методов» познания
отдельных истин, но помогает увязать их друг с другом и обратиться благодаря им к
величайшим истинам. Он устанавливает связь между человеческими сердцами, законами
Вселенной и истинами бытия, превращает эти законы и истины в ритмы, которые влияют на
чувства и жизнь людей, а не сухие факты в их умах, не обнаруживающие их прекрасных тайн.
Метод, основанный на вере, должен быть положен в основу исследований, чтобы можно было
прочно связать воедино установленные научные факты. (См. толкование 8-го аята суры "Каф" в книге "Фи зилал аль-Кур'ан".

6. Творения указывают на качества Творца
Когда мы смотрим на умело и искусно созданный прибор, имеющий надежную, прочную
конструкцию и прекрасно выполняющий свои функции, то мы без долгих раздумий понимаем,
что его создателем был живой человек, обладавший необходимыми знаниями, способностями,
волей и другими качествами, о которых нам говорит данный прибор.
Эта Вселенная рассказывает нам о многих атрибутах Творца.
Могущество и знание Аллаха. Эта огромная Вселенная с ее необъятными просторами, в которой установлен строгий порядок, должна иметь Могущественного и Всеведущего Создателя.  Аллах создал мир таким огромным и установил в нем этот совершенный порядок,
чтобы показать нам Свое могущество и знание.
«Аллах - Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между
ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всё и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (Ат-Талак, 12).
Знание, которое управляет этой Вселенной, должно быть всеобъемлющим и совершенным:
«Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни
зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего нет в ясном Писании»
(Аль-Ан'ам, 59).
Его мудрость. Размышление об этой Вселенной убеждает нас в том, что она создана самым
совершенным образом. Все в этом мире находится на своем месте, все создано в правильных
пропорциях, идеальным, безукоризненным образом.
«И ты увидишь, что горы, которые ты считал неподвижными, придут в движение, словно облака. Таково творение Аллаха, Который выполнил все в совершенстве»
(Ан-Намль, 88);  «...Который превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека из глины» (Ас-Саджда, 7).
Поэтому каждый, кто присматривается к творению Аллаха, не находит в нем ничего, кроме
совершенства, и если кто-либо захочет усмотреть в Его творении недостаток, то не сумеет сделать этого.
«Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой  несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?
Потом взгляни еще раз и еще раз, и твой взор вернется к тебе униженным, утомленным»
(Аль-Мульк, 3-4).
Другие качества. Мы привели лишь несколько примеров того, как творения указывают на
атрибуты Творца, и эта тема не ограничивается сказанным. Эти примеры открывают возможности для дальнейших поисков и исследований, потому что во Вселенной много знамений, доказывающих величие Аллаха, Его могущество и доброту. Прислушайтесь к божественным атрибутам, которые упоминаются в завершении каждого из нижеследующих аятов: «Неужели ты не видишь, как Аллах ниспосылает с неба воду, после чего земля
зеленеет? Воистину, Аллах - Проницательный (или Добрый), Ведающий. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, Аллах - Богатый,
Достохвальный. Разве ты не видишь, что Аллах подчинил вам все, что на земле, и
корабли, которые плывут по морям по Его воле? Он удерживает небо, чтобы оно не
упало на землю без Его соизволения. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям»   (Аль-Хаджж, 63-65).

7. Только Аллах заслуживает поклонения
Наблюдения за знамениями во Вселенной и размышление над ними указывают на
необходимость поклоняться одному Аллаху. Он один творит и управляет миром, поддерживает небеса и землю, ниспосылает удел, дарует жизнь и посылает смерть, и поэтому
только Он заслуживает поклонения:
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, 
быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвел с
неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»  (Аль-Бакара, 21-22);
«О люди! Помните о милости Аллаха по отношению к вам. Есть ли наряду с Аллахом
другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, кроме
Него! До чего же вы отвращены [от истины]!»   (Фатир, 3).
Как мы уже говорили, таким путем Коран доказывает бесполезность ложных богов и то, что
они никоим образом не заслуживают поклонения:
«Он создал небеса без опор, которые бы вы могли увидеть, воздвиг на земле незыблемые
горы, чтобы она не колебалась вместе с вами, и расселил на ней всяких животных.
Мы ниспослали с неба воду и взрастили там всякие благородные виды. Таково творение
Аллаха! Так покажите Мне, что сотворили все остальные. О нет! Несправедливые находятся в очевидном заблуждении» (Лукман, 10-11).
Поэтому Аллах напоминает Своим творениям о знамениях во Вселенной и о том, как Он
управляет всеми делами и процессами, и многие из таких аятов заканчиваются словами:
«Таков Аллах, ваш Господь» (Аз-Зумар, б), т.е. таков Истинный Бог, Единственный, Кто
заслуживает поклонения. Послушайте эти аяты и задумайтесь над их концовкой:
«Он сотворил небеса и землю ради истины. Он обвивает ночью день и обвивает днем ночь. Он подчинил солнце и луну. Все они движутся к назначенному сроку. Воистину,
Он - Могущественный, Всепрощающий. Он создал вас из одного человека. Он сотворил
из него жену и ниспослал для вас из скотины восемь животных парами. Он создает вас в 
утробах ваших матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках. Таков
Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть. Нет божества, кроме Него. 
До чего же вы отвращены [от истины]!» (Аз-Зумар, 5-6).
Ученые разъясняют изумительные особенности творений Аллаха
Ученые во все времена разъясняли удивительные особенности творений Аллаха, увещевая
этим самих себя и других людей. Ниже мы расскажем о некоторых выводах, к которым
пришли ученые в прошлом и наши современники. Мне бы хотелось, чтобы читающий эти отрывки помнил слова, сказанные пророком Мусой Фараону:
«Господь наш - Тот, Кто придал облик всякой вещи, а затем указал всему путь»
(Та ха, 50). Поистине, Аллах придал всем творениям подобающий облик и указал им на то, что приносит им пользу. Ниже мы приведем примеры того, как Аллах делает это.

1. Организмы состоят из клеток, которые делятся
а) Из чего состоят тела живых существ и как они сформированы?
Современный исследователь доктор Йусуф 'Изз ад-Дин говорит по этому поводу: «Большинство животных и растений состоят из огромного количества крошечных единиц,
которые мы называем клетками, подобно тому, как здания состоят из выложенных кирпичей».
б) Почему клетки постоянно делятся?
Разъясняя секрет деления клеток, доктор Йусуф 'Изз ад-Дин говорит: «Клетки нашего
организма и других животных постоянно делятся, и это позволяет организму расти или
восстанавливать клетки, которые были утеряны или погибли по разным причинам. Основу
строения каждой из этих клеток составляет удивительное вещество, называемое протоплазмой. Внутри каждой клетки имеются частицы, выполняющие определенные функции; среди них есть крошечные элементы, в которых заключена наследственная
информация. Их называют хромосомами. Количество хромосом в клетках каждого вида
животных и растений постоянно. Например, количество хромосом в клетках кошек отличается
от их количества в клетках собак, слонов, моркови или бобов.
Каждая клетка в организме человека содержит сорок шесть хромосом. Когда клетка внутри
нашего организма делится, каждая новая клетка тоже непременно содержит такое же
количество хромосом, т.е. сорок шесть. Если бы количество хромосом менялось, то человек
не был бы человеком. Как я уже сказал, клетки постоянно делятся. Это происходит
круглосуточно, даже когда мы спим. Даже сейчас мы не способны постичь природу тех сил, которые управляют этим изумительным процессом - процессом деления клеток. Наука ограничивается описанием этапов, которые можно разглядеть под обычными или
электронными микроскопами. Последние позволяют получать во много раз более увеличенное
изображение объектов, нежели обычные микроскопы».
в) Почему половые клетки отличаются от остальных клеток?
Доктор Йусуф говорит: «Все клетки человеческого организма, возникающие в результате
деления, обязательно содержат сорок шесть хромосом, за исключением двух видов клеток,
которые называются половыми. Это сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Половые клетки тоже возникают в процессе деления клеток тканей, но они содержат не сорок
шесть хромосом, а половину этого количества, то есть каждая мужская и женская половая клетка содержит всего двадцать три хромосомы».
Потом он разъяснил причину этого: «В этом есть великий смысл, потому что для образования
первой клетки зародыша, которая называется оплодотворенной яйцеклеткой, мужская клетка
(сперматозоид) должна слиться с женской (яйцеклеткой). Двадцать три хромосомы мужской
половой клетки соединяются с двадцатью тремя хромосомами женской клетки, и количество
хромосом в новой клетке достигает нормы, т.е. сорока шести.
Оплодотворенная яйцеклетка, содержащая сорок шесть хромосом, непрерывно делится с
образованием двух, потом четырех, потом восьми клеток и т.д. Это продолжается до тех пор,
пока плод не покидает утробу матери. Потом деление клеток продолжается, пока человек не
достигает полного развития, и каждая клетка его организма содержит сорок шесть хромосом
- столько же, сколько было в клетках его отца и матери, его предков и всех представителей человеческого рода.
Уменьшение количества хромосом вдвое при образовании половых клеток, чтобы потом они
могли слиться и чтобы нормальное количество хромосом было восстановлено, не может быть
результатом слепой случайности. Это непременно должно быть результатом точного расчета,
выполненного высшей силой, знающей, что она делает.
Вместе с тем это не может быть результатом эксперимента, допускающего
ошибку, поскольку одной ошибки в начале сотворения было бы достаточно для гибели живого существа до появления от него второго поколения. Иными словами, такой порядок мог быть
продуман только до появления на свет первого зародыша. Разве одного этого не достаточно
для того, чтобы признать существование мудрой высшей силы, управляющей процессами во
Вселенной и предопределяющей их?»
г) Почему клетки мозга не делятся?
Есть разновидность клеток, которая отличается от всех остальных клеток в организме.
Это клетки мозга, отличие которых заключается в том, что они не делятся. Разъясняя тайну
этого явления, доктор Йусуф 'Изз ад-Дин говорит: «Результатом эксперимента, допускающего
ошибку, не могло быть и возникновение единственной разновидности не делящихся клеток.
Это нервные клетки, из которых состоит мозг и остальная часть нервной системы.
Если бы они делились, как все остальные клетки, то результат был бы катастрофическим. В этом случае клетки мозга не сохраняли бы информации о личности человека, и тогда вся
человеческая память стиралась бы в течение нескольких часов.
Количество клеток головного мозга у новорожденного человека или любого другого
животного в течение всей жизни вплоть до самой смерти не увеличивается ни на одну клетку.
Между тем мы видим, что красные кровяные клетки умирают и возникают заново
приблизительно каждые сто дней. Красные кровяные клетки образуются в костном мозге, а оттуда попадают в кровь, чтобы занять место погибших клеток».
д) Почему мышцы организма имеют неодинаковую силу?
Разъясняя причину этого, доктор Йусуф говорит: «Самые сильные мышцы в организме
человека и млекопитающих - это мышцы матки у женщин и особей женского пола. Именно эти мышцы выталкивают плод из утробы матери. Если бы эти мышцы не были такими
сильными со времен сотворения человека или других животных, то ни один плод не появился бы на свет из утробы своей матери.
Следующими по силе являются мышцы сердца и челюстей. Мышцы сердца должны быть
сильными, чтобы днем и ночью выбрасывать кровь в кровеносные сосуды в течение
всей жизни, а иногда на протяжении свыше ста лет. Мышцы челюстей тоже должны сохранять
способность смыкать и размыкать зубы, чтобы человек в течение своей жизни мог прожевывать тонны пищи».

2. Сопротивляемость живых существ разрушительным факторам
Доктор Йусуф пишет: «Всем живым существам, от низших до высших, присуще важное
качество - сопротивляемость разрушительным факторам. И причина этого в том, что Творец
всех этих существ пожелал, чтобы они могли выжить. Вирус гриппа время от времени
изменяет свою форму, чтобы людям было труднее сопротивляться ему и уничтожать его.
Новые поколения насекомых приобретают устойчивость к инсектицидам, сопротивляясь
разрушительным факторам и вымиранию вида.
У людей тоже наблюдается увеличение рождаемости в периоды войн. Помимо того, если
женщина регулярно принимает противозачаточные таблетки, а потом забывает принять их в 
течение нескольких дней, то результатом этого обычно становится рождение близнецов.
Это словно компенсирует недостаток потомства, возникший в период контрацепции.
Если у человека по какой-либо причине удалили одну почку, то оставшаяся почка увеличивается в размере и выполняет работу обеих почек. Организм словно понимает, чего ему недостает, и стремится поскорее компенсировать это.
Аллах - Единственный, Кто наделил творения такой удивительной способностью поддерживать равновесие, чтобы предотвратить гибель и вымирание. Он же научил многих
животных различным способам самозащиты, и в этом смысле человек не отличается от
скорпионов, змей, сороконожек и т.д. Этот принцип или закон, которому подчинены все
живые существа, не может быть результатом слепой случайности, потому что случайность
не может стать всеобщей закономерностью, распространяющейся на все существа».

3. Способности и удивительные особенности пчел
В наши дни наука продвинулась вперед, и благодаря этому мы узнали о многих
удивительных особенностях животных и тайнах Вселенной. Ученые подтвердили то, что было
известно людям о разделении пчел на три группы: матки, трутни и рабочие пчелы.
Матка - родительница остальных пчел. Все пчелы в улье представляют собой ее потомство.
Достаточно сказать, что ежедневно матка откладывает от 1500 до 2000 яиц, а в некоторых
случаях свыше 3500 яиц. Это продолжается на протяжении всего репродуктивного сезона,
с начала весны до конца лета. Такое огромное количество яиц необходимо для восполнения
численности пчел в гнезде, которое постоянно сокращается. Продолжительность жизни пчелы
короткая, от пяти до семи недель. Поэтому пчелы нуждаются в новых поколениях, и множество  молодых особей постоянно пополняют их убывающие ряды, чтобы гнездо могло
выполнять обязанности, необходимые для поддержания мира пчел, защищаться от врагов и
избегать опасностей. В противном случае оно может погибнуть и исчезнуть.
Удивительно, как Аллах создал матку! Она откладывает яйца в ячейки разных размеров,
построенные рабочими пчелами. Крупные ячейки предназначены для будущих маток, и из яиц, которые матка откладывает в них, развиваются новые матки. Из яиц, которые она откладывает в мелкие ячейки размером 1/4 дюйма, образуются мужские особи, а из яиц,
которые она откладывает в ячейки размером 1/5 дюйма, вырастают рабочие пчелы.
Нам остается добавить, что матка помещает в ячейку для рабочей пчелы яйцо с тремя
- четырьмя сперматозоидами для оплодотворения, а в ячейки для трутней - только не оплодотворенное яйцо.
Еще одной удивительной особенностью пчелиной матки является то, что она спаривается
только в воздухе, во время полета, и в этом сокрыт удивительный смысл. Трутень не способен
оплодотворить матку, когда находится на земле, потому что совокупительный орган у него
сокрыт и выходит наружу только во время полета, когда имеющиеся в брюшке воздушные мешки  наполняются воздухом. Расширяясь, они сдавливают совокупительный орган, и тот выходит наружу.
Вызывает удивление и способность пчелиной матки вызывать трутней на спаривание.
Для этого она издает звуки, которыми привлекает самцов. Она вылетает из улья в окружении
других пчел и издает звуки, и на ее зов отвечают самцы из разных ульев, более того, из всех
близлежащих ульев. Рой трутней устремляется вслед за маткой, которая быстро пролетает
большое расстояние, и спариться с ней удается лишь самому сильному, выносливому и быстрому трутню. Но после спаривания он умирает, потому что лишается совокупительного органа. Его орган остается внутри матки, а у него начинается кровотечение, от которого он умирает.
Читатель может спросить, как трутни слышат зов матки. Дело в том, что Аллах наделил каждую пчелу двумя чувствительными усиками. Эти усики состоят из члеников, на которых
расположено множество ямок (сенсилл). У трутней двенадцать таких члеников, а у рабочих
пчел и матки - одиннадцать. Количество чувствительных ямок в каждом усике у трутней — 2800, у рабочих пчел — 2400, а у маток — 1600.
Чувствительные усики пчел подобны радиоантеннам; они служат для улавливания звуков, в
том числе тех, которые издает матка. Они выполняют функции органа обоняния, слуха и осязания. Рабочие пчелы, трутни и матки, лишенные чувствительных усиков, не способны
выполнять свои обязанности, потому что усики заменяют пчелам большинство органов чувств.
Строение трутней соответствует цели, ради которой они были созданы. Они имеют большое тело, обладают силой, много питаются и не выполняют никакой работы. Они не собирают
нектар и не изготавливают мед, не строят сот и не стерегут улей. Даже пищу им кладут в рот
рабочие пчелы. Трутни осуществляют только функцию размножения, и поэтому рабочие
пчелы отказываются обеспечивать их пищей после того, как они выполняют свою миссию. Более того, рабочие пчелы нападают на трутней, убивают их или изгоняют из улья.
Остается добавить, что количество трутней по сравнению с общим количеством пчел
невелико, и в одном гнезде собирается не более двухсот трутней. Между тем рабочих пчел в
гнезде очень много. Это активные труженики, выполняющие разную трудную работу.
Они собирают нектар и пыльцу, изготавливают мед и обеспечивают матку особой пищей.
Они строят соты, в которых хранится мед, и выращивают в них расплод. Они стерегут гнездо, чистят его и заботятся о нем. Более того, они проветривают и даже отапливают его.
Обязанности внутри гнезда распределены между различными возрастными группами пчел.
В каждый период своей жизни пчела выполняет определенную работу, и чем дольше она живет, тем больше обязанностей она поочередно выполняет. Проходя полный жизненный
цикл, пчела поэтапно выполняет все работы по уходу за гнездом. Поначалу она выполняет легкую работу, не требующую больших усилий, потом переходит на более сложную работу - летает по лугам, собирает нектар, цветочную пыльцу и воду. Потом ей поручают изготавливать и складывать на хранение мед. Обязанности пчелы постепенно усложняются в
зависимости от особенностей, которыми Аллах наделяет ее. Каждая работа, к которой
приступает пчела, соответствует ее физическим характеристикам, позволяющим ей играть новую роль и выполнять новые обязанности.
В течение первых двух дней жизни рабочая пчела очищает ячейки, из которых выходят новые
поколения пчел. Она чистит ячейки и готовит их для будущего расплода. Матка не приступает к кладке яиц до тех пор, пока не осмотрит ячейки и не убедится в их полной чистоте.
На третий и четвертый день пчела ухаживает за личинками рабочих пчел и трутней, возраст
которых больше трех дней. Они кормят их тем, что ученые называют пергой. Это смесь меда и
пыльцевых зерен, которую пчелы хранят в шестиугольных ячейках.
С пятого по двенадцатый день пчела занимается кормлением матки маточным молочком,
которым та питается на протяжении всей жизни. Этой особой пищей также кормят личинки
рабочих особей и трутней в первые три дня их жизни. На 5-12 дни жизни пчелы ей отводится
такая работа, потому что именно в этот период по обе стороны пищевода у нее достигают
развития особые железы, позволяющие ей вырабатывать маточное молочко.
Спустя двенадцать дней пчела приобретает способность летать. Она еще не может улетать на
большое расстояние, и поэтому в этот период она только обучается полету и тренируется. На 12-18 дни ее главная обязанность заключается в построении восковых сот, предназначенных для хранения меда и выращивания расплода.
Эта обязанность возлагается на пчелу в данный период, потому что в этом возрасте у нее
наибольшего развития достигают четыре пары восковых желез, расположенных на четырех
сегментах брюшка. Пчела, живущая всего несколько дней, начинает своими челюстями строить из этого воска аккуратные ячейки определенного размера, придавая им изумительный вид и правильную геометрическую форму.
На девятнадцатый и двадцатый день пчела вычищает и стережет гнездо. Начиная с двадцать
первого дня, она вылетает на луга, собирает нектар и цветочную пыльцу, производит мед и
собирает воду. Это последняя и самая большая стадия жизненного цикла рабочей пчелы.
Поколения пчел сменяют друг друга. Пчелы переходят от выполнения одних обязанностей к
другим. Ни одна из работ в улье не прекращается, и ни одна группа рабочих пчел не выполняет одинаковой обязанности на протяжении всей жизни. Разделение функций
осуществляется в соответствии с этапами жизни пчелы.
Пречист Единый, Единственный, Самодостаточный Аллах, сотворивший эти крошечные
существа и научивший их выполнять эти обязанности с такой аккуратностью и точностью.
Поистине, это удивительное и чудесное явление указывает на существование Знающего и Всеведущего Творца! Еще одной восхитительной особенностью пчелы является строение
организма, которым Аллах наделил ее. Пречистый Создатель наделил ее двумя желудками.
В одном из них пчела собирает сырьевые вещества, извлеченные из цветочного нектара, или
переносит воду в гнездо, а другой желудок предназначен для переваривания пищи.
Удивительно, пчела не ограничивается тем, что переносит собранный нектар в первом желудке. Перенося нектар, она подвергает его первичной обработке для последующего
превращения его в мед. С этой целью она выделяет особые ферменты, необходимые для
данного процесса. Для выполнения различных работ внутри гнезда пчела нуждается в пыльце.
Творец снабдил ее специальными углублениями для хранения пыльцы, расположенными на
внешней стороне задних ножек. Они называются пыльцевыми корзиночками. На внутренней
стороне голени передних ножек у них имеются щеточки, которыми рабочие пчелы счищают и
собирают пыльцу, чтобы потом сложить ее в корзиночку.
Ученые обнаружили и другую удивительную особенность пчел - железы, расположенные в
задней части брюшка, которые ученые называют железами Насонова, выделяют секрет с
особым запахом, и по этому запаху пчелы каждого гнезда узнают друг друга. Преодолевая
большие расстояния, пчелы возвращаются в свое гнездо, находя его по этому запаху.
Таким же образом стражники, которые сторожат гнездо и вход в него, узнают пчел, которые относятся к их гнезду.
Удивительно, пчелы при необходимости могут привыкнуть к новым запахам. Например, если
группа пчел покидает гнездо для того, чтобы построить новое гнездо, то его население
начинает выделять секрет с новым запахом. Когда ученые в ходе научного эксперимента
объединили две разные группы пчел, те объединились в одну семью и стали распознавать
друг друга по новому, общему для всех запаху.
Еще одной удивительной способностью пчел является их умение строить стенки
шестиугольных ячеек из чистого воска, не пропускающего воздух. Когда же они запечатывают
вход в ячейку с личинками, они смешивают воск с пыльцой. Благодаря этому воздух
проникает внутрь ячейки через пыльцевые зерна, и личинки не умирают. Если бы Господь не
научил этому пчелу, ее личинки погибли бы, и пчелы исчезли бы с лица земли.
Наш Господь рассказал нам о пчеле в Своих выразительных аятах, побуждающих нас
размышлять над удивительными способностями, которым обучены пчелы:
«Твой Господь внушил пчеле: "Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях.
А потом питайся всевозможными плодами и следуй по путям твоего Господа, которые
доступны тебе". Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит
людям исцеление. Воистину, в этом - знамение для людей размышляющих»
(Ан-Нахль, 68-69).
Мусульмане издавна знали об огромной пользе меда, тогда как люди, лишенные
руководства Аллаха, обнаружили его удивительные свойства лишь в наше время. Исследователи обнаружили изумительные факты, открыли питательные и лечебные свойства
меда. Это высококачественный продукт питания, обладающий свойствами, которые редко
встречаются в других продуктах. Ими также было установлено, что мед можно применять в
качестве целебного средства практически при всех заболеваниях, и до сих пор ученые каждый день обнаруживают новые полезные свойства меда.
Как пчелы объясняют друг другу месторасположение источника пищи?
Современные ученые обратили внимание на то, как пчелы сообщают друг другу об источнике
пищи. Доктор Йусуф 'Изз ад-Дин говорит: «Если рабочая пчела обнаруживает луг или скопление растений, которые являются источником пищи, то она возвращается в колонию,
чтобы сообщить остальным рабочим о найденном источнике. Для этого служат удивительные
ритуальные танцы, которые пчела совершает инстинктивно, не понимая, зачем она поступает так.
Пчела совершает странные движения, имеющие определенный смысл. Движениями тела она
сообщает угол по отношению к солнцу. В зависимости от удаленности луга от колонии она
вырисовывает разные фигуры. По этим движениям пчелы понимают, на каком расстоянии
находится луг, где растут клевер или другие цветковые растения, служащие для пчел
источником пищи, и под каким углом по отношению к солнцу лежит нужное направление полета. Некоторые рабочие повторяют этот танец, чтобы пчела, обнаружившая луг, убедилась
в том, что остальные пчелы правильно поняли ее. Потом пчелы вылетают и отправляются прямо на указанный луг, чтобы принести побольше пищи.
Пчела, обнаружившая источник пищи, танцуя, передает остальным пчелам в колонии ряд
сведений. Если мы, люди, путем составления диаграмм попытаемся расшифровать, что же поняли пчелы из этих таинственных движений, то это займет у нас не менее двадцати минут, и для этого понадобятся достаточно хорошие знания математики. Пчелы же понимают это
мгновенно и улетают прямо в направлении луга, чтобы набрать необходимое количество пищи. Это изумительное явление можно объяснить только божественным знанием, которое
Создатель Вселенной поместил в эти маленькие существа, не способные размышлять и не
имеющие разума, который бы позволил им выполнять свои обязанности».
Пчелы различают цвета, которые мы не видим
Доктор Йусуф рассказал еще об одной удивительной особенности пчел: «Они различают цвета, которые человек не видит и даже не представляет себе. Они различают
ультрафиолетовые цвета, которые мы воспринимаем как черный, и видят ультрафиолетовые лучи». Потом исследователь разъяснил, зачем пчелам необходимо различать такие цвета:
«Причина этого в том, что это - единственные лучи, которые проходят сквозь облака.
Пчелы населяют местности, которые большую часть года покрыты облаками, и им просто
необходимо видеть солнце для того, чтобы узнавать месторасположение лугов, богатых пищей. В этом и заключается смысл того, что пчелы видят ультрафиолетовые цвета.
Благодаря этому они видят солнце сквозь облака и не умирают от голода, когда солнце
скрывается за тучами. Этот изумительный факт указывает на существование Творца, Который
управляет, предопределяет и знает то, что делает. Пчелы не могли приобрести способность
видеть эти цвета со временем - она была присуща им с того момента, как Аллах сотворил их.
Если бы пчелы не обладали ею с самого начала, то в тех местностях они бы давным-давно вымерли».

4. Способности и удивительные особенности муравьев
Ибн аль-Каййим рассказал нам о другом виде творений Аллаха и разъяснил, каким делам
Аллах обучил их. Он сказал: Муравьи - одни из самых обученных насекомых, и божественное
руководство ими - одно из самых удивительных явлений. Маленькие муравьи выходят из
своего гнезда в поисках пищи и иногда проходят большое расстояние. Найдя пищу, они тащат
ее на себе или волочат за собой по ухабистым дорогам, поднимаясь вверх и спускаясь вниз.
Наконец, они приносят ее в гнездо, в котором хранят пишу, пока имеют такую возможность.
Собрав пищу, они выискивают то, что может прорасти, и раскалывают эти частички на две части, чтобы они не прорастали. Если расколотые частички все равно прорастают, они
раскалывают их на четыре части. Если в их пищу попадает влага, и она может сгнить и
испортиться, муравьи дожидаются солнечного дня и выносят ее наружу. Они разбрасывают ее
перед входом в гнездо, а потом заносят обратно. И ни один муравей не питается тем, что собрал другой. Чтобы убедиться в божественном руководстве муравьев, достаточно прочесть
сказанное Пречистым Аллахом в Коране о муравьихе, слова которой услышал пророк
Сулейман Она сказала своим товарищам:
«О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не почувствовав [этого]» (Ан-Намль, 18).
Она начала свою речь звательной частицей (нида), которое услышали те, к кому она
обращалась, и указательным местоимением (исм мубхам). Потом она обратилась ко всем
муравьям, использовав их родовое название. Она велела им войти в жилища и уберечься от
воинов. Потом она разъяснила причину этого - она опасалась, что Сулейман и его воины
затопчут и погубят их. Потом в оправдание пророка Аллаха и его солдат муравьиха добавила,
что они даже не почувствуют этого. И это удивительное руководство!
Задумайся над тем, как Пречистый Аллах подчеркнул важность муравьев:
«И собраны были к Сулейману его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки» (Ан-Намль, 17).  Потом Он сказал: «Когда они прибыли в долину муравьев...» (Ан-Намль, 18).
Аллах сообщил, что вся эта армия целиком оказалась в долине, которая была известна своими
муравьями, подобно другим долинам, известным дикими зверями и т.п. Потом Аллах подчеркнул сообразительность и догадливость этой муравьихи: она велела муравьям
вернуться в жилища, которые предназначены для них. Она и все остальные муравьи знали,
что у каждой группы есть свое гнездо, в которое не попадет никто, кроме них. Потом она
сказала: «...чтобы Сулейман и его воины не погубили вас...» (Ан-Намль, 18). Она упомянула его имя и положение. Она узнала его воинов и их командующего. Потом она сказала: «...даже не почувствовав [этого]» (Ан-Намль, 18). Она словно попыталась оправдать вред, который
армия могла неосознанно причинить, и упрекнула муравьев в том, что они не приняли мер
безопасности и не вернулись в жилища. Эти слова рассмешили Сулеймана, и он улыбнулся. И, поистине, эта картина вызывает удивление и улыбку.
Аз-Зухри передал со слов 'Абдуллаха бин 'Абдуллаха бин 'Уйейны, что Ибн 'Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил убивать муравьев, пчел, удода и сорокопута». В «Сахихе» приводится рассказ Абу Хурейры о том, что
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Один из пророков опустился под деревом, и его укусил муравей. Он велел вынести оттуда его снаряжение и сжечь поселение
муравьев, а потом Аллах внушил ему: "Тебя укусил один муравей, а ты сжег целую общину,
прославлявшую [Аллаха]! Разве недостаточно было одного муравья?"».
'Ауф бин Абу Джамила рассказал со слов Куссамы бин Зухейра, что Абу Муса аль-Аш'ари сказал: «Поистине, у всех есть руководители, и даже у муравьев есть руководители».
Удивительно, муравьи знают о том, что их Господь над небесами и Троном.
Имам Ахмад в книге «Зухд» передал со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Один из пророков вышел с людьми, чтобы помолиться о ниспослании дождя, и тут они встретили муравья, который молился, лежа на
спине и подняв ножки к небу. Тогда пророк сказал: "Возвращайтесь, вам будет достаточно
[молитвы] других или вам будет ниспослан дождь ради [молитвы] других"». Эта история дошла до нас в разных версиях. Ее также передали ат-Тахави в «Тахзибе» и другие.
В «Муснаде» имама Ахмада приводится следующий хадис: «Однажды Сулейман бин Давуд
вышел, чтобы помолиться о ниспослании дождя, и увидел муравья, который лежал на спине,
подняв ножки к небу, и говорил: "О Аллах, мы - одни из Твоих творений, и мы не можем
обойтись без Твоего дождя и Твоего пропитания. Либо Ты напоишь и накормишь нас, либо
Ты погубишь нас". Тогда он сказал: "Возвращайтесь, вам будет ниспослан дождь ради молитвы других"». Один знакомый рассказал мне историю о том, как муравей, выползший из
гнезда, нашел часть трупа саранчи. Он попытался унести его, но, не сумев сделать этого, ушел и вернулся с помощниками. Я поднял труп саранчи с земли, а муравей покружился на месте и ничего не нашел. Когда остальные муравьи оставили его и ушли, я вернул труп саранчи на место, и муравей снова попытался унести его. Не осилив этого, он ушел и вернулся с другими
муравьями, и я нова поднял труп саранчи. Он покружился на месте, ничего не нашел, и остальные муравьи снова ушли. Это повторилось несколько раз, а потом муравьи окружили того муравья и разорвали его на части. Когда я рассказал эту историю нашему учителю, он сказал: «Пречистый Аллах заложил в природу муравьев то, что ложь отвратительна, а лжецы заслуживают наказания».
Муравьи - одни из самых бережливых животных, и их бережливость вошла в поговорку.
Рассказывают, что пророк Сулейман увидев бережливость муравьев и то, как усердно они
запасаются пищей, подозвал муравья и спросил его: «Сколько пищи съедает муравей за год?»
Тот ответил: «Три пшеничного зернышка». Он приказал поместить его в сосуд, положить
рядом с ним три пшеничных зернышка и оставить его в закрытом сосуде на год.
По прошествии года он велел открыть сосуд, и в нем осталось полтора зернышка.
Он сказал: «Ну что? Ты же сказал, что поедаешь три зернышка в год». Муравей ответил: «Да, но когда я увидел, что ты занят делами твоего народа, я подсчитал, что мне осталось жить
больше, чем назначенный тобой срок. Тогда я решил довольствоваться половиной своей
пищи и приберег другую половину, чтобы выжить». Сулейман удивился бережливости муравья, и поистине, это один из самых удивительных даров.
Бережливость муравьев проявляется и в том, что они трудятся целое лето, собирая пищу на
зиму, потому что им известно, что зимой будет трудно раздобыть пропитание.
Несмотря на свою слабость, муравьи очень сильны. Они способны поднять и дотащить до гнезда то, что во много раз тяжелее их собственного веса. В отличие от пчел, у муравьев нет вождя и повелителя. Но у них есть разведчики, которые разыскивают пищу.
Найдя ее, они сообщают остальным муравьям, и те выходят группами. Каждый муравей работает в общих интересах, не присваивая себе даже одного зернышка.
Еще одну удивительную способность муравьев мы проверили на опыте. Если люди, пытаясь
предотвратить попадание муравьев в мед или во что-нибудь другое, роют яму и заливают ее
водой или наполняют водой большой тазик, а потом помешают посреди него данный продукт, то муравей кружится вокруг него. Не сумев добраться до него, он поднимается по стене,
ползет по потолку до того места, где находится продукт, и оттуда падает в него.
Один ремесленник раскалил обруч в огне и положил его на землю, чтобы тот остыл.
Случилось так, что посреди обруча оказалось несколько муравьев. Они бросились во все стороны, чтобы найти выход, но жар отбрасывал их назад. Тогда они собрались в центре обруча, самом отдаленном месте от его окружности.
Многие умные люди учатся у животных полезным вещам и используют их в быту, ремесле и
военном деле. Они берут с них пример в том, что касается нравственности, стойкости и
терпеливости, потому что сознание животных превосходит сознание многих людей.
Всевышний сказал: «Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или раз-
уметь? Они — всего лишь подобие скота, но они еще больше сбились с пути»                       (Аль-Фуркан, 44). Абу Джа'фар аль-Бакир сказал: «Аллах не ограничился тем, что уподобил их скоту, а назвал их более сбившимися с пути, чем скот. Когда самка хищника рожает
детеныша, она много раз в течение нескольких дней поднимает и держит его в воздухе,
защищая от муравьев, потому что он рождается в виде кусочка мяса, и она боится, что его съедят муравьи. Поэтому самка то и дело поднимает и опускает детеныша, перенося его с одного места на другое, пока тот не окрепнет».
«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются
подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут
собраны к своему Господу. Те, которые считают ложью Наши знамения, глухи и немы во
мраках. Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и наставляет на прямой путь, кого пожелает»   (Аль-Ан'ам, 38-39).
'Ата передал следующий комментарий Ибн 'Аббаса к аяту «подобными вам сообществами»
(Аль-Ан'ам, 38): «Это значит, что они знают Меня и признают Мою единственность, прославляют и восхваляют Меня». По этому поводу Аллах сказал:
«Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой» (Аль-Исра, 44);
«Разве ты не видел, что Аллаха славят те, кто на небесах и на земле, а также птицы с
распростертыми крыльями? Каждый знает свою молитву и свое славословие»                   (Ан-Нур, 41).  На это указывают и слова Всевышнего:
«Неужели ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, 
солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные»  (Аль-Хаджж, 18);
«Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не
проявляют высокомерия» (Ан-Нахль, 49);
«О горы и птицы! Славьте вместе с ним!» (Саба, 10);  «Твой Господь внушил пчеле»          (Ан-Нахль, 68);  «Муравьиха сказала: "О муравьи!.."» (Ан-Намль, 18).
А пророк Сулейман сказал: «Мы обучены языку птиц» (Ан-Намль, 16).
Муджахид сказал: «Подобные вам сообщества - это различные виды, известные по именам».
Аз-Заджжадж сказал: «Это сообщества, которые будут воскрешены, подобно вам».
Ибн Кутейба сказал: «Это сообщества, которые добывают пропитание, ищут удел и оберегаются от опасностей, подобно вам».
Суфьян бин 'Уйейна сказал: «На земле нет такого человека, который не имеет какого-нибудь
сходства с животными. Одни разбивают головы своим жертвам, подобно львам, другие бегают, подобно волкам, третьи лают, подобно собакам. Есть такие, которые выставляют себя
напоказ, подобно павлинам, и такие, которые подобны свиньям: когда свинье бросаешь
чистую еду, она не притрагивается к ней, но, увидев человеческие фекалии, начинает лизать их. Поэтому и среди людей ты видишь таких, которые, услышав пятьдесят мудрых изречений,
не запомнят ни одного из них, но стоит кому-нибудь совершить ошибку, как они запоминают ее».
 Вселенная могла возникнуть только в результате удивительного акта творения.
 Как же правдивы слова Аллаха:  «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это истина» (Фуссилат, 53).

(Доктор Умар Суляйман аль-Ашкар)
*********************************************************************************
















































































































































































































  












Комментариев нет :

Отправить комментарий