вторник, 8 сентября 2015 г.

Болезнь и исцеление! (6)

Ослушания отклоняют сердце от прямоты
 37-е из последствий: другим пагубным последствием грехов, является то, что ослушания отклоняют сердце от правдивости и прямоты и делают его болезненным и отклоненным от прямого пути. Сердце так и будет оставаться больным, если не давать ему "пищи", поддерживающей жизнь. Поистине, влияние грехов на сердце подобно влиянию болезни на тело, грехи являются болезнью сердец, а лекарством против недомогания и болезни сердец является только прекращение совершения грехов.
И вот пришли к единогласию ученые и сказали, что сердца не выполнят своего предназначения, пока не достигнут своего Покровителя. И не достигнут своего Покровителя, пока не будут здоровыми и невредимыми. И не будут здоровыми и невредимыми, пока болезни сердец не обратятся в исцеление, а это возможно только в борьбе со своими страстями.
Поистине, страсти являются болезнями сердец, а исцелиться от этих недугов, можно только противореча страстям. Ведь, если укрепится болезнь, она погубит сердце (т.е. веру) или же ослабит его до предела.
Однако тот, кто удержал душу свою от страстей, то рай—прибежище его. И более того, даже в этой жизни сердце его будет пребывать в блаженстве. Но это наслаждение никак не сравнимо с теми прелестями, которые ждут в Раю. Это может ощутить только тот, кто насладился ими обоими. И не считай, что слова Всевышнего: 
"Ведь праведники, конечно, в благодати! А ведь грешники, конечно, в огне!". (Сура "Раскалывание", 13—14 аяты}.
Относятся только к будущей жизни, напротив эти два состояния (благодать и огонь) относятся ко всем трем стадиям пребывания человека: к мирской жизни, переходящему (жизнь в могиле, барзах) и вечному миру (ахират).
И во всех трех мирах одни пребывают в благодати, другие — в огне. И есть ли лучшее блаженство, чем наслаждение сердца? И есть ли мучение хуже, чем страдание сердца? И есть ли мучение хуже, чем страх, тревога и печаль, стеснения груди, удаление от Аллаха и от благ будущей жизни, которые приходят тогда, когда человек связывает душу с чем-либо или с кем-либо, помимо Аллаха, и тем самым отрывается от Него, спотыкаясь и падая? И каждая вещь, с которой связалась душа, и полюбила ее, помимо Аллаха, то именно она и будет причинять человеку скверное наказание. 
Каждый, кто любит что-либо сильнее Аллаха в ближайшей жизни, тот будет трижды мучиться этим уже в этой жизни. Сначала он будет мучиться перед тем, как получит это, затем, если получит желаемое, то он будет мучиться, беспокоясь и опасаясь, что это у него отберут или он сам потеряет. Потом, рано или поздно, в этом мире все преходящее, поэтому в третий раз человек будет мучиться, когда придет время расставаться с объектом любви. Вот это и есть три вида мучений в ближней жизни.
А что касается переходящего мира, то там начнутся мучения, связанные с болью расставания, где уже нет надежды на возвращение. Он ощутит боль упущения, где осознает, что упустил великие благодати, занимаясь непотребными вещами. А также вкусит скорбь от завесы, которая опустится между ним и Аллахом. Он испытает муки томления, где прерываются надежды, и настигают тревога, тоска и печаль. Скорбь, беспокойство, грусть и печаль, так станут действовать на души, как поедают тело насекомые и черви. И все эти ужасы постоянно сопровождают душу человека в этом мире, и в могиле, пока Аллах вновь не возвратит души в их тела. Вот тогда мучения перейдут в другую стадию, которая еще ужаснее и горче. И куда же грешнику до наслаждения того, чье сердце прыгает от веселья, радости и общительности со своим Господом, чье сердце стремится к Нему, наслаждается любовью к Нему и обретает покой Его поминанием? 
Так сказал один из счастливых, когда умирал: "О счастье!" А другой сказал: "Если обитатели рая получат что-то подобное этому, то, поистине, они в прекрасной жизни!".
Третий сказал: "Несчастны люди мирской жизни, покинули ее и не вкусили ее прелестей, и тем более того, что лучше этого!" 
Другой же говорил: "Если бы короли и их дети знали, в чем мы пребываем, то, поистине, они бились бы с нами за это мечами (чтобы отобрать)".
Другой сказал: "Поистине, в мирской жизни имеется свой Рай, и кто же не войдет в него, тот не войдет и в Рай будущей жизни".
И кто же продаст свой дорогой удел за низкую цену — тот будет обманут полностью в этом договоре, и он сам это увидит — и если у тебя нет опыта в оценке товаров, то спроси у оценщика!
Удивительно, товар, который с тобой — покупатель его Аллах, а цена этому товару — Рай. Посредник, который заключал эту сделку между покупателем и продавцом и гарантировал уплату от покупателя — это Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. А ведь продал ты ее уже за ничтожную цену, как было сказано кем-то:
И если таково действие самого раба,
То кто же после этого его возвысит ? 
Всевышний Аллах сказал: "А кого унизит Аллах, тому нет возвышающего. Поистине,
Аллах делает, что пожелает!". (Сура "Хадж", 18аят). 

Ослушания ослепляют разум сердца
38-е из последствий грехов: наказанием за грехи является также то, что они ослепляют разум сердца, гасят его свет и преграждают пути к источникам знаний, и не допускают определиться с направлением прямого пути. Имам Малик сказал имаму Шафи'и, когда с ним встретился и увидел его достоинства: "Поистине, я вижу, что Всевышний Аллах пролил на тебя свет, так не туши этот свет темнотой ослушания".
И у грешника этот свет будет ослабевать и исчезать, а темнота ослушания будет сгущаться до тех пор, пока сердце не станет как темная ночь. А сколько же губящих себя падают во тьму и не осознают этого? Они подобны слепцам, отправившимся в темную ночь на гибельную и опасную дорогу. Так кто же спасет их? О, какая же их ждет быстрая погибель! С грехами будет усиливаться эта темнота и покроет не только сердца, но и органы. Сердце будет покрываться мраком, пока не погибнет. А когда сердце погибнет, этот мрак проявит себя в переходящем мире, наполнив могилу грешника беспросветной тьмою. Так сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходя возле могилы одного человека: "Поистине, обитателям этой могилы заполнили ее мраком. И, поистине, Аллах озарит ее моей молитвой над ними". (Под молитвой имеется ввиду мольба за них).
А когда настанет День возвращения, и будут собраны рабы, лица некоторых будут покрыты явной чернотой, такой ужасной, подобной углю, что увидят ее все остальные. О, какое же это наказание! Разве оно стоило прелестей мирской жизни, пусть даже всех прелестей нам известных? Вот она, истинная цена неправедной доли в этом мире, которую он добывает в беспокойствах, трудностях, тревогах, тратит на это драгоценное время, а потом она оказывается подобным часу сновидения! Да упасет нас Аллах от этого!

Ослушания унижают душу и делают ее презренной
39-е из плохих последствий грехов: еще одним наказанием за грехи является то, что они унижают душу, подавляют ее, утаивают и делают презренной. Ввергают ее в презрение до такой степени, что с увеличением грехов душа становится самой униженной и презренной.
А повиновение, наоборот, развивает, очищает ее и увеличивает. Так сказал об этом Всевышний Аллах: "Получил прибыль тот, кто ее очистил; понес убыток тот, кто ее утаил". (Сура "Солнце", 9—10 аяты).
То-есть преуспел тот, кто увеличил душу и проявил ее, возвысив повиновением Аллаху, а в убытке оказался тот, кто утаил ее и презренно отнесся к ней, унизив ее ослушанием Аллаху. Основа слова "Тадсия" (сокрытие): то же, что и "Ихфа" (утаивание).Так сказал Всевышний:
"Или сокрыть ее в прахе". (Сура "Пчелы", 59 аят).
Поэтому грешник скрывает свою душу в ослушаниях, утаивает ее место и прячется от творений из-за мерзостей, которые он совершил.
Ведь его душа пред ним провинилась, и провинилась перед Аллахом и Его творениями. А повиновение и благочестие увеличивают душу и возвышают ее, и превозносят ее так, что душа становится самой благородной из всего, что есть, самой большой, самой чистой и самой возвышенной. Но, несмотря на эти достоинства, душа верующего не превозносится пред Всевышним Аллахом, напротив, пред Ним она чувствует себя униженной, презренной и ничтожной.
Именно этим унижением добивается душа истинного величия, возвышения и благородства. И ничто так не унижает души, как ослушание Аллаху, и ничто так не увеличивает, облагораживает и возвышает души, как повиновение Аллаху.

Ослушание является причиной пленения шайтаном и попадания в тюрьму страстей
40-е из последствий ослушании: грешник постоянно находится в плену своего шайтана, в заключении своих страстей, и в путах своей похоти. Он является одновременно пленником, заключенным и узником. Нет узника находящегося в более скверном положении, чем пленник, которого пленил самый злейший его враг. А самая тесная тюрьма, это быть в заточении страстей, и самые тяжелые путы, это — оковы страстей. Так как же будет продвигаться к Аллаху и к будущей жизни сердце, которое находится в пленении, заключении и заточении? И сможет ли такой пленник сделать хотя бы один шаг в нужном направлении?
Если сердце будет заковано в кандалу, то гибель будет подступать к нему со всех сторон, в зависимости от тяжести его оков.
Сердце можно сравнить с птицей, которая, только поднимаясь вверх, может оказаться в безопасности. Но, чем ниже птица опускается, тем больше разных опасностей ее подстерегает. Так наш Пророк, да благословит его  Аллах и приветствует, сказал об этом: "Шайтан -  волк человека". То-есть сердце грешника подобно овце без пастуха, которая оказалась между волками. Скорее всего, такая овца погибнет очень быстро. И также раб, если нет у него хранителя от Аллаха, то его "волк", обязательно растерзает его. А "хранитель от Аллаха" это богобоязненность, она является преграждением, щитом и крепостью между ним и "волком", и также она спасает от наказания ближней жизни и будущей. Всякий раз, когда овца ближе к своему пастуху, она будет в большей безопасности от волка, и каждый раз, когда она будет дальше от своего пастуха, то она ближе к гибели,
Поистине, волк всегда хватает овцу, отбившуюся от стада, самую дальнюю от пастуха.

Таким образом, всякий раз, когда сердце человека будет вдали от Аллаха, гибель будет приближаться к нему. Но всякий раз, когда человек приближается к Аллаху, то и погибель его будет отдаляться от него.
Отдаленность от Аллаха тоже бывает различной степени, каждая из них жестче предыдущей. Например, небрежность удаляет сердце беспечного человека от Аллаха. Но ослушания удаляют сердце от Аллаха в еще большей степени, нововведения удаляют сердце от Аллаха еще дальше, чем ослушания. А лицемерие и многобожие отдаляют сердце от Господа еще дальше, чем все вместе взятые вышеперечисленные беды.

Ослушания - причина падения авторитета и степени перед Аллахом и Его творениями 
41-е из последствий грехов: ужасным последствием грехов, является падение авторитета, степени уважения человека перед Аллахом и Его творениями. Ведь самый благородный из творений пред Аллахом — это самый богобоязненный, а самый близкий степенью к Господу - это усердствующий в повиновении. И в зависимости от повиновения раба он и занимает соответствующий уровень перед Ним. А если человек ослушивается Его, нарушает Его повеления, то такой грешник падает в Его глазах. И Аллах опустит авторитет грешника в сердцах Своих других рабов, а со временем даже собственные работники такого человека перестанут его уважать и подчиняться ему. Он просуществует среди них самой несчастной жизнью: безвестным, жалким, убогим и не уважаемым существом, в жизни которого не будет никаких радостей и веселья. Такой порочный, безвестный и жалкий человек навлекает на себя грусть, скорбь и печаль, которые он получил за мимолетные прелести ослушания, за опьянение своими страстями.
И самая великая милость Аллаха Своему рабу, это когда Аллах возвышает его поминание среди миров, и поднимает его степень.
Потому Всевышний выделил Своих пророков и посланников среди других людей, сказав:
"И вспомни рабов наших, Ибрахима, и Исхака, и Йа'куба, обладателей благодеяний и проницательности. Ведь Мы очистили их чистым — напоминанием о жилье". (Сура "Сад", 45—46 аяты).
То-есть наделили их свойствами, такими, как красивое поминание в этом мире и добрая слава, о которой просил возлюбленный Ибрахим, мир ему и приветствие, где он сказал:
"И сделай меня языком правды среди последних". (Сура "Поэты", 84 аят).
И также Всевышний сказал, Свят Он, о них и об их детях:
"И Мы даровали им от Нашей милости и сделали язык истины для них высоким". (Сура "Марйам", 50 аят).
И также сказал Всевышний своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
"И возвысили твое поминание". (Сура "Разве Мы не раскрыли", 4 аят).
Последователи посланников — для них будет удел из этого, согласно тому, как они унаследовали их наследие, из повиновения и следования. И всякий, кто будет противоречить им, тот упустит свою долю, в зависимости от степени противоречия и ослушания.
Ослушания отнимают у раба его похвальные имена и навлекают на него порицаемые
42-е из последствий грехов: поистине, они отнимают у раба похвальные имена, почетные (благородные) и навлекают на него порицаемые и унизительные имена. Отнимают у него такие имена, как: верующий, благочестивый, праведный, богобоязненный, послушный, кающийся, друг; набожный, благородный, поклоняющийся, боящийся, возвращающийся (к Аллаху), прекрасный, довольный и т.п.; и навлекают на него такие имена, как: распутник, грешник, противоречащий (повелениям), скверный, совершающий нечестия, мерзкий, гневный, прелюбодей, вор, убийца, лжец, предатель, педераст, нарушающий родственные связи и бросающий и т.п.
Вот они распутные имена и "мерзко имя "распутство" после веры!"  (Сура "Комнаты", 11 аят), которое становится причиной гнева Судьи "Дайян", входа в огонь и жизни унизительной и презренной. Те же предыдущие имена, стали основанием для довольствия Милосердного, входа в Сады, и привлекли все виды благородных качеств для человека. И если не было бы в наказаниях за ослушания ничего, кроме как заслуживания тех имен, и того, что из них вытекает, то все равно в разуме был бы Запрещающий их. А если бы наградой за повиновение был бы только успех и получение этих имен (т.е. благородных) и то, что вытекает из того, то все равно в разуме был бы Повелевающий их. Однако никто не лишит того, что Он даровал, и не дарует того, чего Он лишил, и никто не сблизит то, что Он удалил, и не удалит то, что Он сблизил: "А кого унизит Аллах, тому нет возвышающего. Поистине, Аллах делает, что пожелает". (Сура "Хадж", 18 аят).
Ослушание — причина слабоумия
43-е из последствий грехов: они влияют особенным образом на слабость ума. И сравните двух людей, один из которых повинуется Аллаху, а другой грешник, то вы найдете, что у повинующегося мысли здравые, взгляды правильные, принципы незыблемы и правильный рассудок. Правильность является его чертой. И поэтому мы находим в Коране такие слова, обращенные к обладателям разума и рассудка: "Бойтесь Меня, о, обладатели рассудков!".  Сура "Корова", 197 аят).
И также Его слова: "Бойтесь же Аллаха, о, обладатели разума — возможно, вы будете спасены". (Сура "Трапеза", 100 аят).
И также Его слова: "Но вспоминают только обладатели разума". (Сура "Корова", 269 аят).
Подобных этим аятам в Коране очень много. Действительно, как же можно назвать разумным человека, если он ослушивается, Того, в Чьей пригоршне он находится, и на Его территории он живет, зная, что Аллах видит его и наблюдает за ним? Он ослушивается Аллаха, ведая о Его осведомленности. Несчастный призывает милости Аллаха, чтобы уберечься от Его гнева, но сам при этом своими поступками вызывает Его гнев и проклятие на себя и все дальше удаляется от Него. Его прогоняют подальше от дверей Аллаха, отдаляют и оставляют без помощи. Постепенно грешник остается наедине со своим врагом. Он падает в Его глазах, лишается Его довольствия и любви, упускает прохладу очей близости с Ним, успех с Его соседством и лицезрение Его лика в группе приближенных и многое другое из оказанного почета послушным рабам. И также его постигают другие многочисленные виды наказания для грешников.
Где же разум того, кто променял постоянное наслаждение и великое спасение, счастье в обоих мирах на жалкие часы наслаждения, дни или года, подобные миражу, которые прекращаются, будто сны. Такого несчастного можно сравнить с умалишенным, хотя настоящий умалишенный будет более в лучшем положении (ввиду своей безответственности перед Ним — прим. пер.), чем этот несчастный грешник.
А что касается влияния грехов на слабость ума, то на первый взгляд и не заметно, насколько слабы умом большинство людей. Если бы большинство людей вели праведный образ жизни, то грешники среди них резко бы отличались своими слабостями. Но, к сожалению, сегодня ситуация такова, что ослушание стало массовой проблемой, эпидемия слабоумия превратилась во всеобщее бедствие.
Сумасшествие стало профессией (проституция, воровство, грабеж, гомосексуализм — прим. пер.).
Удивительно, как запутались люди в своих ошибках, ведь если бы они были в здравом уме, то увидели бы, что наслаждение, радость, веселье и прекрасная жизнь связаны с довольством Творца, а боль, мучения — с Его гневом и недовольством. В Его довольствие рабы найдут прохладу своих очей, радости душ, блаженную жизнь сердец, прекрасные наслаждения, прелестные существования и изумительное счастье. Если сравнить хотя бы маленькую толику из них с мирскими усладами, они не будут равноценны. И если сердце получит хотя бы мизерную долю из всего этого, он не захочет мирские наслаждения, потому что они не могут послужить эквивалентом. Несмотря на это, он больше наслаждается своим уделом из мирской жизни, чем благоденствуют в ней изнеженные. И это его небольшое наслаждение, не примешивается с тем, с чем примешиваются прелести изнеженных, такими страданиями, как беспокойство, грусть, печаль и противодействие. Он может преуспеть, получив двойное блаженство и ожидая два других еще больше прежних. А то, что он испытает в течение всего этого, то дело обстоит так, как сказал Аллах:
"Если вы страдаете, то и они страдают так, как вы страдаете, при том, что вы надеетесь от Аллаха на то, на что они не надеются". (Сура "Женщины", 104 аят).
О, нет бога кроме Аллаха! Какие же слабоумные те, кто продал жемчуг за навоз, а благовоние за помет. Дружбу с теми, которых Аллах облагодетельствовал из пророков, правдивейших, мучеников и праведников, он променял на дружбу с теми, кто под гневом и проклятием Аллаха, кому Он приготовил Геенну, и скверное это местопребывание.

Ослушания становятся причиной разрыва между рабом и его Господом
44-е из последствий грехов: одним из самых великих наказаний за ослушания является то, что они становятся причиной разрыва между рабом и его Господом, Благословен Он и Велик. И если произойдет этот разрыв, то прекратятся все причины осуществления каких-либо благ и свяжутся с ним основания зла. И на какой же успех, благоденствие и прекрасную жизнь будет рассчитывать тот, у кого разорвались основания благ, и прервались они с Его Покровителем, в котором он нуждается каждое мгновение ока. Ведь не найдет он другой замены. А когда у человека не будет связи с Создателем, тогда к несчастному прицепятся причины зла, и враги подступят к нему со всех сторон, другом ему станет его же враг, а Покровитель откажется от него. О, если бы знала душа, сколько разных проблем, болей и мучений принесет разрыв связи с Господом и связь с Его врагом! Сказали некоторые предшественники: "Положение раба таково, что он как будто брошен между Аллахом и шайтаном. Если от него отвернется Аллах, то несчастного подбирает шайтан, а если Аллах покровительствует человеку, то шайтан не в силах ему навредить". Так сказал об этом Всевышний в Коране:
"И вот Мы сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего. Неужели вы возьмете его и его потомство защитниками вместо Меня. Они для вас — враги. Плоха для несправедливых замена!". (Сура "Пещера", 50 аят).
В вышеприведенном аяте Аллах сообщает: "Я уважил вашего отца (Адама), поднял его достоинство, превознес его над другими и приказал всем Своим ангелам поклониться Ему, оказав ему почет и уважение. Все ангелы подчинились Мне, но отказался от повиновения Мне — Мой враг и ваш враг. Он ослушался Моего повеления, и вышел из Моего повиновения. Так как после этого он (Иблис) будет делать вам благое? Зачем же вы берете его и его потомство друзьями вместо Меня? И почему вы повинуетесь ему, ослушиваясь Меня, непрерывно следуете за ним, противореча Моему довольствию, а ведь он для вас самый злейший враг?! И вы угождаете Моему врагу, в то время, когда Я повелел вам враждовать с ним".
А кто будет дружить с врагами Всевышнего Аллаха, тот окажется несчастным, таким же, как враг Всевышнего. Поистине, любовь к Аллаху и повиновение не будут полными, пока не станет раб, враждовать с врагами Аллаха и дружить с Его приближенными.
Ну, как же ты можешь утверждать, что являешься приближенным к Аллаху, в то время, когда ты постоянно угождаешь Его врагам? Действительно, это не совместимые вещи, так как вражда между приближенными Аллаха и Его врагами больше, чем вражда между волком и овцой.
Так как же, зная все это, разумный человек будет продолжать дружить со своим врагом и с врагом своего единственного Покровителя?!
О мерзости этой дружбы уведомил нас Всевышний, в Коране следующими словами:
"Они для вас — враги". (Сура "Пещера", 50 аят). И также Он сообщил нам со словами:
"И совратился с пути Господа своего". (Сура  "Пещера". 50 аят).
И тем самым разъяснилось, что у человека даже не одна, а совокупность двух причин для вражды с Иблисом, с одной стороны, — враг Аллаха, с другой, — враг человека. Разве каждой из этих причин в отдельности не достаточно для непримиримой вражды с Иблисом? Так насколько надо же быть безумным, чтобы продолжать угождать шайтанам, меняя покровительство Аллаха на зло своего врага.
Действительно, плохая это замена несправедливых. Очевидно, что под этим обращением лежит вид изящного удивительного упрека, а это слова:" Я стал враждовать с Иблисом, после того, как он не поклонился вашему отцу Адаму, вместе с Моими ангелами. Следовательно, его (Иблиса) вражда из-за вас. А в конечном итоге этой вражды вы заключаете с Иблисом и его потомством дружественный договор (угождая ему в неповиновении Великому Создателю)?!"
Ослушания уничтожают благословения религии и мирской жизни
45-е из пагубных последствий: еще одним наказанием за грехи является то, что они уничтожают благословения жизни, пропитания, знаний, деяний и повиновения.
Одним словом, грехи уничтожают благословение религии и мирской жизни, поэтому грешник находится в наименьшем благословении в своей жизни, религии и мирской жизни. Именно по причине ослушания людей, благословения уходят с земли. Так сказал об этом Аллах, Благословен Он и Велик: "А если бы обитатели селений уверовали и боялись Бога, Мы открыли бы им благословения неба и земли". (Сура "Преграды", 96 аят).
А также сказал Всевышний: "А если бы они устояли прямо на пути, Мы напоили бы их водой обильной, чтобы испытать их об этом". (Сура "Джинны", 16—17аяты).
В достоверном изречении нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится: "Поистине, раб лишается пропитания из-за грехов, которые он постиг".
В другом хадисе приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, Джибриль, мир ему и приветствия, вдохнул моей душе, что не умрет ни одна душа, пока не завершится ее пропитание, так бойтесь Аллаха и будьте кроткими в просьбе; ведь то, что у Аллаха получается только повиновением Ему. И поистине Аллах сделал радость и отраду в довольствие и вере, а тревогу и печаль в сомнении и гневе".
Как уже приводилось в вышеупомянутом асаре, который упомянул имам Ахмад в своей книге "Китаб-уль-зухд": "Я, Аллах, если доволен, то благословлю, и нет Моему благословению конца, но если Я разгневаюсь, то прокляну, и Мое проклятие достигает седьмого колена".
Обширность пропитания и деяния берутся во внимание небольшим количеством их совершения, и также долгая жизнь не количеством месяцев и годов, однако обширность удела зависит от благословения Аллаха.
Предшествовало, что жизнь раба это и есть срок его существования, и нет истинной жизни у тех, кто отвернулся от Создателя, и занялся чем-то другим. Даже жизнь животных лучше, чем жизнь такого несчастного. Здесь под словом "жизнь" мы рассматриваем не просто временной отрезок существования, а имеем ввиду жизнь сердца и души. И нет жизни у сердца, кроме как с познанием своего Творца, кроме как с любовью к Нему, с поклонением Ему Единственному, возвращением к Нему, поминанием Его наилучшим образом, близостью с Ним. А потеря этой жизни означает, потерю всего благого. И нет замены такой потере, даже если бы, вместо этой жизни, дали этому человеку все удовольствия и радости мирской жизни. Всему, что упустит раб, есть ему эквивалент, но если его минует Аллах, то ничто не послужит Ему заменой.
Так как же нуждающееся создание может служить тебе заменой Богатой Личности, и беспомощный не заменит тебе Могущественного.
А мертвый не равен Живому, Который не умирает. Сотворенный, ничто не возместит тебе от Творца, и тот, у кого нет истинного бытия и ничем не владеющий не заменит тебе Того, Чье богатство, жизнь, совершенство, бытие и милость из неотъемлемых Его качеств. Что же может тебе возместить тот, кто не владеет даже пылинкой от Того, Кому принадлежит власть небес и земли? Ослушания Аллаху стали причиной уничтожения благословения в пропитании и соответственно в сокращении срока жизни. Сатана и его приспешники являются поручившимися за грешников, и, в какой-то степени, шайтаны имеют над ними власть. Его чеки вложены в этот банк, в его служащий персонал и вкладчиков. Если с чем-либо связывается шайтан, это означает, что благословение этой вещи стерто. Поэтому в шариате велено начинать каждую вещь с упоминания имени Всевышнего Аллаха: перед едой, питьем, одеванием, при посадке на транспорт и интимной близостью.
Поистине, при упоминании имени Аллаха приходит благословение и убегает шайтан. И никто не в состоянии изменить эту закономерность. А каждое дело, которое совершается не ради лика Аллаха, изымается оттуда благословения, ведь Господь Сам Один дает благословения, и все благословения от Него, все, что связано с Ним, благословенно. Благословенно Его слово, благословенен Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, благословенен его верующий раб, который приносит пользу Его созданиям, благословенен Его Запретный Дом (байт-уль Харам), благословенна земля Его египетская-аш-Шам-, которую Он описал "благословенной" в шести аятах Своей Книги.
Он Один является благословляющим, и благословенно только то, что связано с Ним, я имею ввиду Его божественность, любовь и довольствие.
Ведь в ином случае вся Вселенная связана с Его Господственностью и Творением. А все, что Он отдалил от Себя из личностей, слов и деяний, нет в них благословения и блага, а что было близко к этому (что Он приблизил), в ней имеется благословение согласно его близости с Ним.
Противоположность благословению — проклятие. Самыми далекими от блага и благословения являются земля, которую проклял Аллах, или личность проклятая, или деяние, проклятое Аллахом. И все что было связано с этим проклятием, или близка от него, нет в них благословения.
Он проклял врага Своего Иблиса и отдалил его от Себя, и каждый, кто приблизится к нему, получит соответствующий удел с этого проклятия.
Отсюда у ослушания великое воздействие в уничтожении благословения жизни, пропитаний, знаний и деяний. Время, в котором ослушались Аллаха, или имущество, которым согрешили, или все, что стало поводом для ослушания, как тело, титул, знание, или деяние, то убыток и потерю из всего этого понесет он сам. И только там он извлечет пользу из своей жизни, имущества, силы, положения, знания и деяния, где он повиновался Аллаху.
Вот поэтому среди людей есть такие, которые живут по сто лет или приблизительно столько же, а его подлинная жизнь не достигает, возможно, и десяти лет. Подобно тому, как кто-то из них владеет несметным капиталом имущества из золота и серебра, а в реальности его сумма не превышает примерно и тысячи дирхамов, и также касательно титула и знания.
Приводится в хадисе Тирмизий, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мир этот проклят и проклято все, что в нем есть, кроме поминания Аллаха, и того, что этому способствует, и знающего и приобретающего знания".

В другом асаре сказано: "Мир этот проклят и проклято все, что в нем есть, кроме того, что было ради Аллаха", а это и есть Его особенное благословение. И да поможет нам Аллах, и на Него мы полагаемся.
Ослушания являются причиной бесчестья, унижения и презрения
46-е из их последствий: грехи ввергают человека в низшее положение, после того, когда он был готов возвыситься. Поистине Аллах разделил Свои творения на два вида: возвышенных и низких. Возвышенных Он поселил в высоких жилищах, а низких устроил в нижайших местопребываниях. Повинующихся рабов Он сделал возвышенными в мирской жизни и в будущей, а грешников сделал низкими в обоих мирах. Подобно тому, как Он устроил повинующихся рабов самыми благородными для Него созданиями, то точно также грешников Он сделал самыми презренными из творений. Первым Он дал величие, а вторым — бесчестье и унижение, как приводится в "Муснаде имама Ахмада" из хадиса Абдуллы ибн Амру от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: "Я послан с мечом перед Судным часом, и мое пропитание устроено под сенью моего копья, а тем, кто противоречил моему повелению, им установлено унижение и презрение".
Всякий раз, когда раб совершает ослушание, он опускается вниз, и так продолжает он спускаться, пока не окажется в самом нижайшем уровне. И каждый раз, когда он начинает совершать повиновение, он поднимается на одну степень, и так он будет продолжать подниматься, пока не окажется в высочайших уровнях.
В дни своей жизни раб может вобрать в себя и подъем, и спуск, и какая из них возобладает, он и будет принадлежать к этой категории. Не сравнятся тот, кто поднялся на сто уровней и спустился на одну, и тот, кто совершил обратное.
Однако в этом вопросе многие ошибаются, считая, что совершив один большой грех, а затем исправив его несколькими видами повиновения, можно достичь прежнего уровня. Раб так глубоко может скатиться вниз, дальше, чем расстояние между востоком и западом, между небом и землей, что после этого проделанный подъем на тысячи уровней не будет равноценным одному такому спуску. Как приводится в "Сахихе" от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: "Поистине, раб может сказать слово, не придавая ей значения, как этим он упадет в ад, дальше чем расстояние между востоком и западом".
Так какой же подъем будет равен этому падению? А такие падения происходят у человека постоянно, однако среди людей бывают такие, чей спуск происходит в беспечность, и если он очнется, он вновь возвращается в свой уровень или даже выше прежнего, в зависимости от его пробуждения.
Бывают среди них такие, чей спуск происходит в дозволенные вещи, однако он не использует их для повиновения; и вот если он вернется к повиновению, вновь окажется на своем прежнем уровне, а может быть и не достигнет его, но возможно что поднимется еще выше.
Энтузиазма может оказаться больше, чем раньше, или меньше, или же соответствовать прежнему уровню.
Есть такие, чье падение происходит в ослушание маленькое или большое; чтобы попасть на прежний уровень, ему требуется искреннее покаяние и правдивое обращение(к Аллаху).
Разошлись люди (знания) по данному вопросу на два мнения: сможет ли он после искреннего покаяния опять вернуться на прежний уровень, опираясь на то, что покаяние стирает следы прежних грехов и выводит их в отсутствие, или же он не достигнет прежнего уровня?
Во втором случае беря во внимание то, что влияние покаяния действует только на отмену наказания, а тот уровень, который его миновал, ему уже не достичь.
Первая группа сказала: "Решение этого вопроса в том, что он был готов во время своих ослушании заняться повиновением для дальнейшего подъема, чтобы взобраться еще выше, суммой своих прошедших деяний; он наподобие человека, который получает прибыль каждый день в совокупности всем своим имуществом, которым он владеет всякий раз, когда увеличиваются деньги увеличивается и прибыль. В период его ослушания произошел подъем и увеличение прибыли — итог всех своих деяний. Если он возобновит деяние, то возобновит и подъем со спуска, а ведь до этого он поднимался из вышины, и между ними имеется великое расстояние".
Другая группа сказала: "Пример этому, это как два человека, поднимающиеся по лестнице, у которой нет конца. Оба они находились на одной ступени, и вот один из них спустился на один уровень вниз, а затем продолжил подъем, и, поистине, тот, который не спускался непременно окажется выше его".
И рассудил приемлемым решением шейх-уль-ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах, между этими двумя группами, сказав: "Правильным выводом будет то, что среди покаявшихся одни вернутся к уровню еще выше прежнего, другие — на прошлый уровень, а некоторые и бывшего уровня не достигнут".
Я сказал: "Это в зависимости от совершенства силы кающегося, и как это ослушание повлияет на раба. Если оно послужит ему поводом для унижения пред Аллахом, смирения, обращения к Нему, откроет ему путь к предостережению, страху, и укрепившись, эти вещи вернут покаявшегося на еще более высокий уровень выше прежнего. И станет он после покаяния еще лучшим, чем был до совершения греха; и даже может быть грех в его праве оказался милостью, ведь, поистине, он очистил его от болезни тщеславия, и избавил его от веры в свои силы и в свои возможности. Грех также послужил причиной смирения, склонив его голову, унизил и преломил его на пороге Своего Господина и Покровителя. Этот грех дал ему познать реальное состояние и показал ему его крайнюю нужду в оберегании Своим Господином и Покровителем, как он нуждается в его прощении и помиловании. Он поймет, как ослушания вывели с его сердца силу повиновения. Покаяние приведет его к тому, что он узнает, как он гордился над другими, и видел себя лучше их. Это ослушание остановило его перед Господом в числе других грешников, и он стоит с опущенной головой перед Ним, стесняясь Его, страшась, презирая свое повиновение, находя великим содеянный грех, познав себя порочным и несовершенным, а его Господь —Один в совершенстве и хвале и в воздаянии". Как было сказано:
Предпочел Аллах исполнение (обещаний) и хвалу,
А упрек Он направил человеку.
И какая бы милость после этого ни достигла его, как он посчитает ее обильным для себя, он будет видеть себя не заслуживающим ее, и не достойным!
А какая бы месть или бедствие не настигла бы его, как он будет уверен в себе, что он заслуживает еще больше этого, и даже посчитает, что его Покровитель хорошо с ним обошелся, раз не наказал его в соответствии его греху или не дал хотя бы вкусить часть этого!
Он придет к выводу, что те наказания, которые он заслуживает, не выдержат даже мощные горы, а тем более он, слабый и беспомощный раб. Даже за маленький содеянный грех, он поплатится за него перед Великим, у которого нет равных, Большим, больше которого никого и ничего нет, Могущественным, нет никого могущественней Его и красивее, Облагодетельствующим всеми видами милостей маленькими и большими. Из самых мерзких, ужасных и гнусных вещей, когда знатным, почтенным и уважаемым  людям платят за их доброе дело злом, это считает отвратительным как верующий, так и неверующий.
Самые низкие из людей и самые порочные те, кто платит за добро дурным поступком, так как же теперь с Великим небес и земли, Владыкой и Богом небес и земли? И если бы не Его милость, преобладающая над Его гневом, и прощение, опережающее Его кару, то разверзнулась бы земля с теми, кто отплатил Аллаху неподобающим деянием, и если бы не Его кротость и прощение, тогда сотряслись бы небеса и земля из-за ослушания рабов.
Всевышний Аллах сказал: "Поистине, Аллах держит небеса и землю,чтобы они не исчезли. А если бы они исчезли, то никто бы их не удержал после Него; Он ведь — кроток, прощающ!". (Сура "Ангелы", 41 аят).
Вдумайся над тем, как завершился этот аят двумя Его именами, а это Кроткий и Прощающий, ведь под ними лежит смысл: что если бы не Его кротость к преступникам и прощение к грешникам, тогда не удержались бы небеса и земля?
И ведь уже Он сообщил, Свят Он, о некоторых проявлениях безбожия среди Своих рабов.
"Небеса готовы распасться от этого, и земля разверзнуться, и горы пасть прахом". (Сура "Мариям", 90 аят).
Только за один совершенный грех, Аллах Превеликий изгнал из Рая наших прародителей за то, что они противоречили Его запрету, и также Иблиса, Он прогнал его за один грех, прогнав из Владычества небес и земли, за его противоречие Его приказу, ну, а мы — эй, скудоумные — подобны сказанным словам поэта:
Увеличиваем грехи, надеясь получить
Вечные сады блаженства.
А ведь за грех содеянный один,
Он прогнал с Владычества Верховного, прародителей наших.

Смысл всего сказанного заключается в том, что раб после покаяния может оказаться лучше, чем до совершенного греха и выше уровнем, но возможно, что грех ослабит его пыл, обессилит его решимость и вызовет болезнь сердца. Тем самым лекарство  покаяния не произведет на него воздействия вернуться к прежнему здоровому состоянию, и он не достигнет своего былого уровня. А может и исцелиться от болезни, и поправить свое здоровье, и этим он опять вернется к прежним деяниям и достигнет предыдущего уровня.

Все это, если нисхождение было только в ослушания, а если его сошествие было в вопросе основе веры, как, например, сомнения, колебания и лицемерие; то это такой спуск, где он больше не поднимется, кроме как с восстановлением своей религии с самого начала.

Ослушания воодушевляют против человека всех окружающих
47-е из пагубных последствий грехов: то, что разные создания (животные, птицы, джинны и люди) набираются храбрости и выступают против грешника, хотя до этого они не осмеливались даже думать об этом. И осмеливаются против него шайтаны, придумывая соблазны и устрашения, наводя на него грусть и заставляя забыть те вещи, в которых заключены благосостояние человека. На раба покушаются шайтаны, подталкивая его к ослушанию Аллаха различными соблазнами.
Также против него осмеливаются шайтаны из числа людей, со всеми им доступными способами вредительства, в его отсутствии и в присутствии. Против раба выступят даже члены его семьи, как слуги, дети, его соседи и даже животные.
Один из предшественников сказал: "Поистине, когда я ослушиваюсь Аллаха, влияние этого я вижу в характере моей жены и в услужливости моего верхового животного".
Дерзость по отношению к нему начинают проявлять представители власти, применяя к нему различные виды наказания, в которых если они будут справедливы, то накажут его по законам Аллаха. Также осмеливается против грешника сама его душа, которая ожесточается против него. Желая ей блага, он все равно не сможет заставить ее слушаться и подчиниться ему, что, в конечном результате, приведет человека к гибели, хотел он этого или нет.

А это потому, что повиновение—это крепость Господа, Благословен Он и Велик, и укрывшийся в ней, раб будет в безопасности. Покинувший крепость, тут же станет жертвой разбойников и других напастей, и степень опасности будет напрямую зависеть от ослушания Аллаха. И не будет у человека никакой возможности спастись или отвести от себя беду.
Поистине, поминание Аллаха, повиновение Ему, милостыня, наставление невежественного, повеление одобряемого и запрещение порицаемого — все это защита, охраняющая раба. Это наподобие силы (иммунитета), которая защищает тело от болезней и противодействует им, и если же исчезнет эта защитная реакция организма, возобладает болезнь и настигнет гибель.
Поистине, причины вызывающие скверные и хорошие деяния, теснят друг друга, и кто из них возобладает, тому и перейдет власть. Если хороших деяний окажется больше, то защита человека будет сильней. Ведь, поистине, Аллах защищает тех, которые уверовали, и вера — это слова и деяния, в зависимости от силы веры будет и степень защиты. И да поможет нам Аллах!

Ослушания предают человека в неподходящий момент
48-е из плохих последствий грехов: это то, что они предают раба в самый неподходящий момент. Поистине, каждый нуждается в познании того, что именно приносит ему пользу или вред в его мирской жизни и в будущей. Самые знающие из людей те, кто знает подробно об этих вещах. А самые сильнейшие из людей и самые проницательные те, кто силен над самим собой и своими желаниями, кто использует душу свою и свои желания только в тех вещах, где есть польза, и удерживают душу от того, что ей принесет вред.
Все люди обладают различными познаниями, имеют разные желания и страсти, и самый мудрый из них тот, кто знает причины счастья и несчастья, а крепколобый тот, кто предпочел ближнее будущему. Когда наступает время приобретения полезных знаний, в этот необходимый момент ослушания предают грешника. Грехи становятся помехой сделать правильный выбор в пользу высокого, благородного и вечного удела, и человек сам выбирает низкую, запутанную жизнь, так и не отличив полезное от вредного.
Когда раб попадает в несчастье, он пытается избавиться от этого омрачительного состояния, вот тут то, его и предают сердце, душа и органы. Это наподобие человека, вынужденного защищаться мечом от врага. Чтобы оказать сопротивление подступившему врагу, человек пытается вынуть свой меч из ножен, но не может сделать этого по причине ржавости клинка. Тогда он вынужден безоружным встречать вооруженного врага, который и убьет его беспощадно.
И также сердце, имеет свойство ржаветь от грехов и становиться ослабленным от болезней. При необходимости битвы с врагом, он не сможет оказать сопротивления, из-за отсутствия снаряжения. А ведь раб сражается, борется и наступает именно своим сердцем, а органы следуют за ним. Если у короля нет силы для сопротивления, что же тогда произойдет с теми, у кого вообще нет и короля?
Душа имеет свойство оскверняться страстями и ослушанием, и ослабевать — я имею ввиду душу обретшую покой (душа которая обрела покой в поминании Аллаха и возлюбила Его!), но есть также и душа, повелевающая зло, которая усиливается и ожесточается. Всякий раз, когда усиливается эта сторона души, другая ослабевает, в итоге власть и распоряжение переходят к (душе), повелевающей зло.
Если душу обретшую покой сразит смерть (имеется ввиду губящие страсти), она присоединит ее в разряд мертвых в переходящем мире (могиле) и в будущей жизни, и это будет жизнь, не приносящая ему никакой пользы, и ею он только будет испытывать страдания.

Смысл всего сказанного заключается в том, что раб, если попадет в бедственное трудное положение или в беду, то его предадут собственные же сердце, язык и органы, воспрепятствовав ему к спасительным действиям. Его сердце не сможет полагаться на Всевышнего Аллаха, или обратиться к Нему, он не сдружится с Ним и не пожелает покориться, унизиться и преломиться перед Аллахом.
Ему не подчинится его язык для зикров (поминания), но даже если он и воспроизведет языком, то не соберет сказанное между языком и сердцем. Сердце до такой степени удушится, что окажет влияние на (искреннее) произнесение поминании, в итоге сердце и язык не смогут осмыслить и сосредоточиться на сказанном. Произношение поминании, обращения с мольбой, начнут вываливаться из сердца этого невнимательного рассеянного и небрежного раба. Если он обратится за помощью к органам, то и они не подчинятся и не станут ему повиноваться.
Все это последствия грехов и ослушания. Представьте себе человека, обладающим войском, которое защищает его от врагов. Если он пренебрегает им, забросит, оставив их без помощи и не станет получать сведения об их боеготовности, то при наступлении врагов, он не сможет исчерпать всю их возможность, чтобы защититься, потому что сил у них не окажется. И вот здесь есть еще одна страшная, тяжкая и горькая вещь: это когда сердце и язык предают человека при смерти, при переходе к Аллаху. В этот момент человеку станет трудно произнести свидетельство - шахада, и такие случаи наблюдали многие очевидцы. Вот несколько примеров: Одному человеку, лежавшему при смерти, сказали: "Скажи: "Нет бога, кроме Аллаха". На что он ответил: "Оох, оох, я не в силах сказать это!".
Другому подсказали: "Скажи: "Нет бога, кроме Аллаха", а он ответил: "Тебе шах, ладья, я тебя победил...", —а затем умер!".  Другому же сказали: "Скажи: "Нет бога, кроме Аллаха". А он ответил:
Возможно, сказавший это однажды уже устал.
А где же дорога к бане Минджаба ?
А другому сказали: "Скажи: "Нет бога, кроме Аллаха", а он начал петь песню и напевать "Та-та на, тан-та-та ...", — пока не умер".
А когда это свидетельство попросили произнести другого, лежащего при смерти, он ответил: "Мне не даст пользы то, что ты говоришь, я не оставил ни одного ослушания, которое бы не совершил?!", после этого он умер, так и не сказав его!
А когда попросили другого произнести эти слова, он ответил: "Это меня не защитит, я никогда не совершал ради Аллаха намаз?" — и умер, не сказав слова свидетельства!
И также одному подсказали об этом, на что он ответил: "Я не верю в то, что ты говоришь", — и не сказав шахаду умер!
Когда эти слова свидетельства попросили сказать другому, он ответил: "Всякий раз, когда я хочу сказать свидетельство, мой язык не говорит его!".
Мне сообщил один из очевидцев, который был при смерти одного из попрошаек, что тот стал говорить: "Ради Аллаха, дай монетку, ради Аллаха, дайте монетку, ради Аллаха", — пока не умер! Также мне сообщил один торговец, присутствовавший при смерти своего родственника, что в ответ на просьбу произнести слова свидетельства, он ответил: "Этот отрез (материи) дешевый, а этот товар хороший, это такой ...", — и так пока не умер!

Субхана-Аллах! Сколько людей в этом увидели назидание? А ведь то, что сокрыто о состоянии умирающих еще более ужасно.
И вот раб Аллаха, находясь еще в состоянии здравого ума, сообразительности, когда он полон энергии, все же позволяет шайтану укрепиться в нем, совершает грехи по его наущению, где сатана сделал небрежным его сердце и язык к поминанию Аллаха. Так что же теперь будет с ним, когда покинут его силы, а сердце и душа будут пребывать в предсмертных муках извлечения (души)? Вот тогда бросит против него шайтан последние свои силы и энергию, сконцентрирует в нем все, на что он способен, чтобы лишить несчастного последнего шанса на спасение. И это будет кульминацией всех дел, и в этот момент шайтан соберет всю свою мощь. Так чем же собираются противостоять шайтану в этот момент грешники? Каким образом они надеются спастись? И здесь уместно напомнить такие слова нашего Господа:
"Аллах утверждает тех, которые уверовали, словом твердым в жизни ближней и в жизни дальней; и сводит с пути Аллах неправедных, и делает Аллах, что желает". (Сура "Ибрахим", 27 ант).
Так как же Аллах, Свят Он, будет содействовать хорошему концу того, чье сердце Он сделал небрежным к Своему поминанию, и он последовал за своими страстями, и стало его дело тщетным?!! О, как далеко его сердце от Аллаха, беспечно по отношению к Нему, в подлинности он поклоняется своим желаниям и является пленником своих страстей. Язык этого грешника высох без поминания Всевышнего, органы его вместо выполнения повиновения заняты ослушанием. Так откуда же у такого несчастного будет хороший конец жизни? А ведь страх перед скверным концом преломляет спины богобоязненных, тогда как несправедливые злодеи, как будто бы подписали с Господом договор о безопасности!
"Или у вас клятвы над Нами, доходящие до дня воскресения? Поистине, для вас — то, что вы сами рассудите! Спроси их, кто из них это подтверждает". (Сура "Письменная трость", 39—40 аят). Как было сказано:
О посчитавший себя спасенным,
Совершая мерзкие деяния,
Разве доставили к тебе подпись,
Подтверждающую твою безопасность.
Ты вобрал в себе две вещи:
Безопасность и следование желаниям.
А ведь даже одна из них
Уже в состоянии погубить человека.
Знай, что благочестивые находятся на тропе страха.
А на этом пути тебя нет. По глупости твоей
Ты был небрежен во время сеяния посевов и что же ты
теперь пожнешь,
Когда станут судить людей. И самая поразительная
вещь в тебе,
Твой аскетизм для будущей жизни.
И это все по глупости твоей, ей-богу,
Подобно обделенному в торговле, понесшему ущерб.

Имам Мухаммад бин Абу Бакр ибн Къаййим аль-Джаузиййа (рахимахуЛлах)
*********************************************************************************































































































































































































Комментариев нет :

Отправить комментарий