суббота, 24 октября 2015 г.

Болезнь и исцеление! (11)

Как ослушания входят к рабу
Большинство ослушании входят к рабу именно через эти четыре двери,[взгляд, мысли, слова и шаги] и мы упомянем в каждом разделе о них по-отдельности: что же касается мгновения (взгляда — прим.пер.), то оно является разведчиком страстей и его посланником, его оберегание — это основа сохранения полового члена, тот же, кто направил свой взор, тот уже привел самого себя к источникам гибели.
Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Не посылай вслед за одним взглядом другой, тебе принадлежит только первый (имеется в виду простительно — прим.пер.), но другой не для тебя (т.е уже является грехом)".
В "Муснаде" приводится от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Взгляд —это отравленная стрела из стрел Иблиса, тому же, кто ради Аллаха потупит свой взор от прелестей женщины, положит Аллах в сердце сладость до дня встречи с Ним". Это смысл хадиса.
И сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Потупляйте ваши взоры и оберегайте ваши половые члены". И сказал: "Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!". (Люди) сказали: "О Посланник Аллаха! Но мы обязательно должны (делать это), ведь там мы (собираемся и) беседуем друг с другом!". Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если уж вам непременно нужно (собираться там, то по крайней мере) воздавайте дороге должное!" Люди спросили: "А что значит воздавать должное дороге?". Он ответил: "(Это значит) потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия".
Взгляд — это основа всех несчастий, постигающих человека, ведь, первый взгляд порождает мысли, затем они порождают размышления, которые превращаются в страсти, а последние в свою очередь порождают желание, потом оно усиливается и становится решительным заветным желанием, и тогда непременно произойдет действие, если конечно, что-то не воспрепятствует этому. Об этом было сказано: 
"Терпеть потупление взора легче, чем терпеть мучения, которые будут после этого". Поэт сказал:
Все несчастья начинаются со взгляда
И большая часть огня состоит из маленьких искорок.
О, сколько же взглядов достигло обладателей сердец,
Подобно стреле пущенной из лука.
И пока глаза раба продолжают крутиться,
Взирая на других, то он в опасности,
Радует его свой взгляд, пока не доставит вреда
И не поприветствуешь радость, вернувшуюся злом.
Из бедствий взгляда: он порождает тоску, вздыхания и досаду. Тем самым раб увидит то, на что он не имеет возможностей, и в то же время не проявит терпения, а это из самых великих мучений, когда ты видишь то, на что у тебя нет терпения и даже на некоторую ее часть, и нет у тебя возможности заполучить ее (т.е. объект желания). Поэт сказал:
Всякий раз, отправив взгляд разведчиком своего сердца,
Он когда-нибудь покажет тебе зрелище.
И ты увидишь, что на полное действие ты не способен,
А в чем-то ты не терпелив.
Этот стих требует комментария, его цель: ты видишь что, на кое-что у тебя нет терпения и в то же время, ты не способен ни на что из этого и его слова "на полное действие ты не способен"
означают отсутствие возможности заполучить даже ее часть. О, сколько же было таких, которые направили свои взоры, и не успели их (взоры) отчалить, как они сели на мель сраженными! Как было сказано:
О направивший взор! Не успели отчалить твои мгновения,
Как они тут же сели на мель между ними сраженным.
А это мои стихи (автора):
Он стал испытывать скуку в благополучии,
И направил свой взгляд, останавливаясь на развалинах.
Находя это красивым, продолжает он идти
Вслед за мгновениями,
Пока не сядет на мель между ними сраженным.
Удивительно, что момент взгляда посмотревшего — это стрела, которая не достигнет увиденного, пока он (взгляд) не приготовит место в его сердце. И также в моей поэме говорится:
О пускающий усиленно стрелы мгновений,
Ты уже убит тем, что пустил стрелу и не попал.
Бросивший взгляд разыскивает себе исцеление,
Запри же своего посланца,
Чтобы не вернулся он с гибелью.
Еще удивительней этого то, что взгляд наносит рану поверх раны сердца, но боль ранений не препятствует повторить это снова. Также у меня есть строки с подобным смыслом:
Ты продолжаешь пускать взгляд за взглядом
Вслед за каждым прекрасным и красивым.
Ты думаешь, что это лекарство для твоей раны,
А он на самом деле наносит рану поверх раны.
И убил ты свой взгляд внешними уголками глаз и плачем.
О как же сражено сердце твое!
Было сказано: Удержание мгновений взгляда легче, чем продолжительные страдания.

Из входов ослушания — движение мыслей
Что же касается движений мыслей, дело ее обстоит сложнее. Ведь, поистине, оно является началом добра и зла, от нее порождаются желания, усердия, решительность. Кто убережет свои мысли, тот будет владеть поводьями своей души и подчинит страсти. А того, над кем возобладают его мысли, покорят страсти и душа, и пренебрежение движениями мыслей, приведет насильно к унижению.
Мысли будут продолжать приходить на сердце, пока не станут лживыми мечтами:
"...Точно мираж в пустыне. Жаждущий считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это — ничто, и находит у себя Аллаха, который полностью требует с него расчета. Поистине, Аллах быстр в расчете!". (Сура "Свет", 39 аят).
Самый низкий из людей усердием и униженный душой тот, кто доволен лживыми мечтами, которые он предпочел действительности, и привлек их на себя, и стал украшаться в них. А это, клянусь Аллахом, капиталы банкротов, торговля бесприбыльных, и она пища пустой души, которая удовлетворилась фантазиями и ложными надеждами, оставив реальность. Как сказал поэт:
Надежды от Суады подобны утолению жажды,
Напоила Суада нас жаждущих прохладной водой.
Мечты, если они истинны, будут самыми лучшими
А если нет, то все равно мы прожили в благополучии.
Они очень вредны для человека, и происходят они от беспомощности и лени, и порождают упущения, боли и сожаления. Мечтающий, поскольку от него ускользнула реальная возможность ухватить желаемое, то он перемещает ее образ в свое сердце, обнимает и прижимает к себе. Он удовлетворяется образной связью, вообразимой фантазией, где размышляя изобразил ее!!
А это ни в чем не принесет ему пользы, и, поистине, его пример подобен голодному и жаждущему, который воображает в своих иллюзиях образ пищи и питья, а он не ест и не пьет. Успокоение этим и привлечение этих образов указывают на низость души и ее подлость, ведь, поистине, благородство души, ее чистота и возвышенность достигается отгонением от нее каждой нереальной мысли, поскольку он не доволен воспоминаниями о них, и чувствует неприязнь к ним.
Мысли вращаются на четырех основах:
— движениями мыслей навлекаются благосостояния ближнего мира;
—движениями мыслей отстраняется вред в мирской жизни;
— движениями мыслей навлекаются блага будущей жизни;
—движениями мыслей отстраняются пагубности будущей жизни.
Так пусть же раб ограничит свои мысли, размышления и заботы в этих четырех основах, если они будут собраны и ограничены, то не оставят место другим. Если же его мысли будут стеснены разными размышлениями, то раб выдвигает вперед наиважнейшую, которую он боится упустить и отложит наименее важную, упустить которую он не страшится.
Остаются две другие части: Одна из них: важная, которая не будет упущена. Вторая: неважная, однако будет упущена.
В каждой из этих двух частей есть то, что призывает их к выдвижению вперед, и здесь происходит колебание и смятение, если раб выдвинет вперед важное, то он боится упустить то, что ниже этого, если он выдвинет вперед, что ниже этого, тогда он упустит важное занимаясь маловажным. А это происходит тогда, когда ему подвергаются две вещи, которые невозможно собрать вместе, и получение какой-либо из них будет непременно с упущением другого.
Вот это место проявления ума, понятия и познания, отсюда поднялся тот, кто возвысился, преуспел тот, кто достиг успеха, и огорчился тот, кто разочаровался. Большинство тех, кого ты видишь, возвеличивают свой ум и познание, предпочитая не упущенное неважное, упущенному важному, и ты не найдешь никого кто бы от этого спасся, однако, есть делающие это незначительным и чрезмерствующие. 
Решение в этой главе принадлежит большому правилу, на котором находятся ось шариата и предопределение. К нему возвращаются создание и повеление, а это предпочтение самого большого и возвышенного блага, даже если будет упущена благость, которая ниже нее, и точно также вход в самую низшую пагубность, чтобы избежать большую, тем самым упускается меньшая благость, ради достижения большего, и совершается меньшая пагубность, во избежание того, что больше.
Движение мыслей умного и его размышления не переходят эту границу, с этим пришли заповеди (всех писаний). Благость мирской жизни и будущей держаться только на этом, и самые великие размышления, самые величественные и полезные — это то, что было только ради Аллаха и будущей жизни. То, что было ради Аллаха бывает нескольких видов:
Один из них: размышление над ниспосланными Его аятами и их обдумывание, понимание их целей, ведь для этого низвел ее Всевышний Аллах, а не для простого чтения. Чтение это только средство. Некоторые предшественники сказали: "Низвел Аллах Коран, чтобы по нему совершали деяния, но они избрали ее чтение деянием!"
Второй: размышление над наблюдаемыми Его знамениями, назидание ими и выведение этим доказательств на Его имена, качества, мудрость, милость, доброту и щедрость. Ведь побудил Аллах, Свят Он, Своих рабов к размышлению над Его знамениями, их обдумыванию, поучению и порицал небрежного в этом.
Третий: размышление над Его милостями и благами, над Его благодетельствованиями Своих творений разными видами щедростей, над обширностью Его милости, прощения и мягкости.
Эти три вида извлекают из сердца познание Аллаха, любовь к Нему, страх и надежду.
Продолжительное размышление над этим с поминанием, полностью погружают сердце в познание и любовь.
Четвертый: размышление о недостатках души и ее бедствиях и об изъянах в деяниях. В этом размышлении есть великая польза, это дверь ко всем благам. Оно оказывает влияние в преломлении повелевающей зло души, и когда она будет сломлена, душа заживет в спокойствии и будет отдыхать, власть перейдет к ней и оживится сердце, его слова возвысятся в его же владении, и расставит он своих предводителей и войско ради защиты своих благ.
Пятый: размышление над необходимостью времени и ее функцией, направив всю свою заботу туда, знающий — сын своего времени, если он погубил время, то погублены все его блага, поэтому все блага начинаются со времени, если он погубит ее, то никогда не исправит.
Сказал аш-Шафи'ий, да будет доволен им Аллах: "Я был спутником суфиев и не извлек пользы от них, кроме двух слов, одно из них: "Время — как меч, если ты ее не срубишь, она тебя сразит; второе; если ты не займешь свою душу истиной, тогда она увлечет тебя ложью".
Время человека — это и есть его истинная жизнь, и оно является материей его вечной жизни в постоянном блаженстве, и материей его тесного существования в мучительном наказании.
Оно проходит быстрее движений облаков, и то время, которое раб посвятил Аллаху и был с Аллахом, она и есть его настоящая жизнь и существование. А все, что помимо этого не считается его жизнью, даже если он прожил жизнью животных. Если он будет проводить свое время в небрежности, страстях и лживых мечтах, то было бы предпочтительнее ему провести ее во снах и безделии; поэтому смерть лучше для него, чем жизнь.
Если раб находится в молитве, получает со своей молитвы только то, что смыслил в ней, то точно также он получает от своей жизни только то, что было ради Аллаха и с Ним. А все, что помимо этих видов из движений мыслей и размышлений, то они или сатанинские наущения, или же лживые мечтания и обманчивая ложь, которые на уровне понятий пораженных разумом, таких, как пьяниц, наркоманов и помешавшихся!
Их признание при обнаружении реальности:
Если бы я был достоин степени быть в собрании у вас,
И чтобы я не встретил, тем уже погубил дни свои.
Мечты, которых добилась душа моя на время,
Сегодня я считаю бессвязным сном.
Знай, что не вредит приход мыслей, но, поистине, приносит вред их вызывание и беседы с ними; мысль — это как прохожий на дороге, если ты его не окликнешь и оставишь, то он пройдет и удалится от тебя, но если ты его вызовешь, он очарует тебя своей беседой, обманом и обольщением, а это более легкая вещь для пустой лживой души, и очень тяжелая для возвышенной благородной души и сердца.
Аллах, Свят Он, установил в человеке две души: душа повелевающая (зло) и душа спокойная, оба они враждебны друг другу, все, что будет легко одной тяжело другой, и все, чем наслаждается одна, испытывает от этого мучения другая. Нет вещи более тяжелой для повелевающей души, чем деяния ради лика Аллаха и предпочтение Его довольства своим страстям, но нет для неё ничего полезней этого, и нет ничего более тяжелого для спокойной души, чем деяния не ради Аллаха, и повиновение призывающему к страстям.
Нет для души ничего вреднее этого, ангел у нее с правой стороны сердца, а шайтан с другой — левой стороны. Война идет продолжительная, непрекращающаяся, за исключением того случая, когда завершится ее срок в мирской жизни. Вся ложь пребывает вместе с шайтаном и повелевающей (душой), а вся истина пребывает вместе с ангелом и спокойной (душой). Война идет с переменным успехом, и победа будет с терпением, а кто будет терпеть, проявлять
терпимость, охранять границы и бояться Аллаха, то ему будут принадлежать благоприятный исход в мирской жизни и в будущей.
Вынес Аллах уже решение, которое никогда не изменится, что конечный результат за богобоязненностью и за богобоязненными, поэтому сердце — это пустая доска, и мысли — это результат высеченных на ней надписей. Разве следует разумному, чтобы разные надписи на его доске были бы из лжи, обольщения, обмана, и лживых мечтаний, ведь это миражи, у которых нет реальности? Так, какая же мудрость, знание и прямой путь будут запечатлены в этой резной надписи?!
Если он захочет высечь это на доске своего сердца, то это будет на уровне написания полезного знания в уже заполненном написанном месте, и в этом нет пользы; если он не освободит сердце от дурных мыслей, в ней не останутся полезные мысли, ведь они закрепляются только на пустом месте, как было сказано:
Пришли ко мне страсти прежде, чем я их познал.
Обнаружили они пустое сердце и закрепились в ней.
Также большинство благовоспитанных основывают свой образ жизни в оберегании мыслей, чтобы не дать возможность (дурным) мыслям войти в их сердца, пока не станут сердца пустыми, поддающимися к открытиям и обнаружению высших истин в ней!
Те же, кто сохранил что-то, упустили большее, ведь они освободили сердца, чтобы не постучалась туда (вообще какая-либо) мысль, и осталось оно пустым. Обнаружил его шайтан незанятым и посеял там обман и внушил им ложные мысли, что это самые высокие и благородные вещи, убрав те мысли, которые были источником знания и прямого пути. Если сердце лишится этих мыслей, придет шайтан и найдет место пустым, и займет его тем, что соответствует положению раба, да так, что если он не сможет занять его (дурными) мыслями, тогда он его заставит заняться посвящениями, отказом от воли (это как суфии и им подобные — прим.пер.), от которых нет добра рабу и спасения за исключением, если его воля сама не завладеет его сердцем. Это желание повелительно-заповедной цели Аллаха, которую Он любит и которой доволен, раб займет свою заботу познанием Его и подробностей о Нем, стоя на этом и приведя ее в исполнение среди творений, и проникая к этому, добираясь к Нему, входом к творениям для приведения ее в исполнение. Однако сбил их шайтан от этого тем, что призвал их с дверей аскетизма остановиться и прекратить ее, принудив отказаться от мирской жизни и ее причин.
Он внушил им, что их совершенство в этом лишении и посвящении, о как далеки они! Ведь, поистине, совершенство в заполненности сердца и его внутренностей мыслями, желаниями, размышлениями и достижении довольства Всевышнего Господа рабом и людьми, и в размышлении о путях достижения этого.
Поэтому самые совершенные люди это те, которые больше всех мыслят, размышляют и желают этого (довольства), также как и самые низкие люди, которые больше всех думают, размышляют и желают свои уделы и страсти, где бы они ни были, и да упасет нас Аллах.
Вот у Умара ибн Хаттаба, да будет доволен им Всевышний Аллах, теснились мысли друг с другом, ища довольства Всевышнего Господа.
Возможно, он применял их в своей молитве и снаряжал свою армию, находясь в намазе. Выходит, что тем самым, он собрал между выступлением (усердие) и молитвой, и это из раздела примыкания нескольких видов поклонений в одно поклонение.
Эта дверь великая и благородная, в нее входит только искусный сердцем, наполненный знанием, высокодеятельный, что входя в одно поклонение он достигает тем самым различных видов поклонений, и это милость Аллаха, которую Он дарует кому пожелает.

Из входов ослушания — слова
Что касается слов: это оберегание языка, чтобы не вышло лишнее слово, и он говорил только о том, где надеется найти прибыль и пользу в своей религии. Если он хочет что-то сказать, должен посмотреть, есть ли в ней прибыль и польза, или нет? Если нет в ней прибыли, должен удержаться, но если есть, должен посмотреть: может ли его миновать слово, которое прибыльнее, чтобы тем самым не потерять ее, сказав эту.
Если ты хочешь узнать то, что в сердце, узнаешь это по движению языка, он осведомит тебя о том, что в сердце, хотел ли это его владелец или нет. Сказал Яхья ибн Му'аз: "Сердца подобны котлам и кипит то, что в них, а их языки — это черпаки; посмотри на человека, когда он говорит, ведь его язык вычерпывает для тебя то, что в его сердце: сладкое и горькое, пресное и соленое, и другое помимо этого, разъясняет тебе вкус его сердца, вычерпываниями языка".
То-есть. подобно тому, как пробуя вкус пищи в котле, ты постигаешь знание о ее истинности, точно также ты пробуешь то, что в сердце человека через его язык, и вкусишь то, что в нем, подобно тому, как ты пробуешь то, что в котле.
Как приводится в хадисе Анаса: "Не будет прямым вера раба, пока не будет прямым его сердце, и не будет прямым его сердце, пока не будет прямым его язык".
Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о том, что в большинстве (случаев) вводит людей в Ад? Он сказал: "Язык и половой орган",  Тирмизи сказал: хадис хороший, достоверный. И ведь, поистине, спросил Му'аз у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о деянии, которое введет его в Рай и удалит его от Ада, и сообщил (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ему о его головной части, опорах, главных частях и высшей вершине, затем, Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Сообщить ли тебе о высшей точке всего?". Он сказал: "Да, конечно, о Посланник Аллаха", Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взялся за свой язык и потом сказал: "Придерживай его". Сказал: "Разве то, что мы говорили будет обращено против нас?". Он ответил: "Пусть твоя мать лишится тебя, Му'аз! Ничто другое не повергает людей лицом или, как он выразился, носом в Геенну, как плоды их языка".
Удивительно, что человек легко сдерживается и предостерегается от употребления запретной пищи, несправедливости, прелюбодеяния, кражи, питья спиртных напитков, не смотрит на запретное и другое, но ему тяжело предостеречься от движений своего языка, что ты видишь известного религиозного деятеля, отличающегося в аскетизме и поклонении, который говорит слова, приводящие в гнев Аллаха. Не придавая этому значения, он опускается одним своим словом дальше, чем расстояние между востоком и западом.
О, сколько же ты видишь людей набожных, сторонящихся распутств и несправедливостей, но их языки клевещут на честь живых и мертвых, не придавая значения тому, что говорят!
Если ты хочешь познать это, тогда посмотри на риуаят Муслима в его "Сахихе" из хадиса Джундуба ибн Абдуллы, который сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Один человек говорил: "Клянусь Аллахом, не простит Аллах такому-то", и сказал тогда Аллах Высочайший: "Кто этот, который клянется Мною, что Я не прощу такому-то? Ведь, поистине, Я простил ему, а все твои деяния сделал тщетными...".
Это богобоязненный раб, который поклонялся Аллаху очень длительное время, и. одно его слово погубило все его деяния.
Подобное этому приводится и в хадисе Абу Хурайры. Абу Хурайра сказал: "Произнес одно слово, которое погубило его мирскую жизнь и будущую".
В "Сахихах" Бухари и Муслима из хадиса АбуХурайры приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, раб может говорить слово из довольствия Аллаха, не обращая на нее внимания, как поднимет Аллах им его уровни, и, поистине, раб может произнести слово, гневящее Аллаха, не придавая значения, как упадет он им в огонь Геенны".
А у Муслима: "Поистине раб, может говорить слово и не поймет его, как будет брошен им в огонь дальше, чем (расстояние) между востоком и западом".
У Тирмизи из хадиса Биляля ибн Хариса аль-Музаний, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, кто-то из вас может говорить слово из довольствия Аллаха, не думая, чего она может достичь, как Аллах запишет ему Свое довольствие до Дня, когда Он встретит его, и поистине, каждый из вас может произнести слово вызывающую ярость Аллаха, не думая, чего он может достичь, и запишет Аллах ему Свой гнев до Дня, когда Он встретится с ним".
Алкама говорил: "О скольких же слов меня лишил хадис Биляля ибн Хариса?"
В "Джами'у Тирмизи" также из хадиса Анаса, который сказал: "Скончался один из сподвижников, тогда один из людей сказал: "Радуйся раю", а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возразил: "Откуда тебе знать? Может, он говорил о вещах, которые его не касаются, или же скупился в том, что у него не уменьшилось бы?". Сказал хороший хадис.
В других словах: "Поистине, один юноша пал мучеником в день Ухуда и на его животе обнаружили камень, привязанный от голода (т.е. во время голода привязывали камни к животу — прим.пер), его мать стерла с его лица песок и сказала: "Благость тебе, о мой сыночек, и рай", и сказал тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Откуда тебе знать? Может быть, он говорил о вещах, которые его не касались, и удерживал то, что ему не вредило".
В "Сахихах" Бухари и Муслима из хадиса Абу Хурайры Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, говорит благое, либо молчит".
В словах Муслима от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится, что он сказал: "Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, если присутствует при каком-то деле, говорит благое, либо молчит".
Тирмизи упомянул с достоверным иснадом от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: "Чтобы быть хорошим мусульманином, надо не вмешиваться в то, что тебя не касается".
Суфьян ибн Абдулла ас-Сакофий, да будет доволен им Аллах, сказал: "(Однажды) я сказал: "О Посланник Аллаха! Скажи мне нечто такое об исламе, о чем после тебя я ни у кого не спрошу" Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Скажи: "Я уверовал в Аллаха", а потом придерживайся прямоты!" Я спросил: "О Посланник Аллаха! А чего ты опасаешься для меня больше всего?", и тогда он взялся за свой язык, после чего сказал: "Этого". Умм Хабиба, жена Пророка передала, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Все слова Адама будут против него, а не за него, кроме приказывания одобряемого, или запрещения порицаемого, или поминания ради Аллаха Высочайшего".
В другом хадисе говорится: "Когда просыпается раб, поистине, все его органы поправляют язык, говоря: "Побойся Аллаха ради нас, ибо мы (зависим) от тебя, и если ты будешь придерживаться прямоты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы".
Один из праведных предшественников отдавая себе отчет в своих словах говорил: "День жаркий или прохладный".
Один из великих ученых приснился кому-то, он был спрошен о своем положении, на что он сказал: "Я задержан за слово, которое сказал: "Как люди нуждаются в дожде!". И было сказано: "Откуда тебе знать? Ведь Я всезнающий о благосостоянии Моих рабов".
Однажды один из сподвижников сказал своей служанке: "Подай мне обеденный стол, мы поиграем на ней", затем сказал: "Я прошу прощения у Аллаха! Какое бы слово я не произнес, как надевал узду на него и поводья, кроме этого слова, оно вышло без узды и поводка", или как было сказано: "Самое легкое движение органов — это движение языка и оно же — самое вредное для раба".
Предшествующие и последующие ученые разошлись во мнении в том, все ли записывается из того, что говорится из хорошего и плохого.
Они разделились на два мнения.
Первое из них и оно очевиднее: некоторые предшественники сказали: "Все слова потомка Адама против него, а не за него, кроме того, что было из поминании Аллаха, и того, что было угодно Ему".
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, брал себя за язык и говорил: "Это привело меня к источнику".
Слова твои пленники, и если они выйдут из твоих уст, то ты становишься их пленником, Аллах знает каждое слово говорящего:
"Не произнесет он и единого слова, иначе как у него—готовый надсмотрщик".
(Сура"Каф", 18 аят).
У языка два великих бедствия, если он избавится от одной из них, то не избавится от другой: бедствие речи и бедствие молчания; возможно, что каждый из них временами может быть более великим грехом. Умалчивающий об истине — это немой шайтан, ослушивающийся Аллаха, лицемер, льстящий тогда, когда он не опасается за самого себя. А произносящий недействительное — это говорящий шайтан, ослушивающийся Аллаха. И большинство творений отклонились в своих речах и умалчивании между этими двумя видами.
А обладатели середины — это обладатели прямого пути — удержали свои языки от недействительного, тем более, если он принесет им вред в будущей жизни и использовали его там, где он вернется к ним с пользой в жизни будущей. Поистине, раб придет в Судный день с благими деяниями подобно горам, и обнаружит, что его язык все ему разрушил, и придет со скверными деяниями, подобно горам, и обнаружит, что его язык все это (скверные деяния) разрушил из-за частого поминания Аллаха, и тем, чем он был связан.

Из входов ослушания — шаги
Что же касается шагов, то оберегание их происходит путем передвижения ног только туда, где есть надежда на награду; если же в шагах нет увеличения воздаяния, тогда сидение на месте будет лучше. Также у него есть возможность извлечь из простых вещей, к которым он направляется — приближение, с которым он может приблизиться и вознамериться ради Аллаха, и его шаги станут приближением.
Спотыкания бывают двух видов: спотыкание ног и ошибки языка: одна из них явилась парой другой в словах Всевышнего:
"А рабы Милосердного—те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: "Мир!". (Сура "Различение", 63 аят).
Тем самым, Он описал их прямотой в речах и шагах, подобно тому как Он собрал между мгновениями ока и движениями мыслей:
"Знает Он изменчивость очей и то, что скрывает грудь". (Сура "Прощающий", 19 аят).

Запрет распутств и обязательность оберегания половых органов
Все, что было сказано выше, мы упомянули перед запретом распутств и необходимостью оберегания половых органов, и ведь сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
"В большинстве, что ввергает людей в огонь—язык и половой член". В "Сахихах" Бухари и Муслима Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не дозволена кровь мусульманина, кроме как в трех случаях: прелюбодеяние, жизнь за жизнь, отречение от религии и уход из общины".
Этот хадис в сочетании прелюбодеяния с неверием и убийством души подобен аяту из (суры) Различение и хадису Ибн Мас'уда. Начал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тем, что чаще всего происходит, а затем тем, который следует за этим. Прелюбодеяние происходит чаще, чем убийство души, а убийство чаще вероотступничества, и также, это переход от того, что больше к тому, что еще больше. Пагубность прелюбодеяния разрушает благосостояние мира; если женщина совершит прелюбодеяние она принесет позор в свою семью, мужу и своим родственникам, а если она еще и забеременеет, опустятся их головы (от стыда) перед людьми. Если к этому добавится убийство своего ребенка, то соберется грех прелюбодеяния и убийства, забеременев не от своего мужа, она вводит в семью чужого, он будет их наследником, не являясь членом их семьи, и будет видеться с ними, уединяться и относиться к ним, хотя не из них. Существуют и другие виды пагубности ее прелюбодеяния. А что касается прелюбодеяния мужчины, то оно становится причиной смешения родства, развращения оберегаемой женщины и подвергание ее ущербу и испорченности. В этом большом грехе разрушение мирской жизни и религии, даже если оно наполняет могилы в загробном мире и огонь в будущей жизни. О сколько же прелюбодеянием стали дозволенными святости, утеряны права и совершаются несправедливости?
Из его особенностей: оно становится причиной бедности, укорачивает жизнь, из-за него на лице появляется темнота и оно порождает злобу между людьми. Также из его особенностей: оно разрывает сердце, и если его не умертвит, то сделает его больным, навлекает печаль и тревогу, страх, удаляет человека от ангела и приближает его к шайтану. Нет после пагубности убийства более великой пагубности, чем мерзость прелюбодеяния, поэтому заповедано за него наказание — лишение жизни в самом отвратительном, омерзительном и тяжелом виде. Если до раба дойдет, что его жена или его неприкосновенности (прислужницы и родственницы) убиты, то это легче ему (перенести), чем если он узнает, что она совершила прелюбодеяние.
Сказал Са'ад ибн Убада, да будет доволен им Аллах: "Если я увижу мужчину с моей женой я разрублю его мечом без прощения"; а когда эта весть достигла Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: "Вы поражаетесь ревности Са'ада? Клянусь
Аллахом я ревнивей его, а Бог ревнивей меня, и из-за ревности Господа, Он запретил распутство — то, что явное из этого, и то что скрытое".
В хадисах Бухари и Муслима также от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Поистине, Аллах ревнует, и истинно верующий ревнует, ревность Аллаха это, когда раб приближается к тому, что ему было запрещено".
В хадисах Бухари и Муслима также от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Нет никого ревнивей Аллаха, из-за этого Он запретил распутства — то, что явно из этого, и то, что скрыто. Нет никого, кроме Аллаха, кому было бы более любимее прощение, из-за этого Он отправил посланников возвещающими и увещевающими, и нет никого, кому была бы более любима хвала, чем Аллаху, по причине этого Он восхвалил Самого Себя".
В хадисах Бухари и Муслима приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес проповедь во время молитвы затмения: "О община Мухаммада! Поистине, нет никого ревнивей Аллаха, когда совершает прелюболеяние Его раб, или прелюбодействует его рабыня. О община Мухаммада! Клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что знаю я, то меньше бы смеялись и больше бы плакали", затем он поднял руки (к небу) и сказал: "О Аллах! Донесли я?".

[Ревность Аллаха - это оберегание вас от распутства, преступлений, великой несправедливости, которое приведет вас к ужасным страданиям, в Ад, Аллах желает своей ревностью вам блага, больше чем ваши родители, оберегая вас от Своего наказания, но человек и джинн сам толкает себя к страданиям, будто неразумен]

В упоминании этого большого греха именно в конце молитвы затмения —изумительный секрет для тех, кто размышлял над ним.
Проявление прелюбодеяния из признаков разрушения мира, и оно является признаком Судного часа. Как приводится в хадисах Бухари и Муслима от Анаса ибн Малика, что он сказал: "Поистине, я расскажу вам хадис, никто вам ее не расскажет после меня, я слышал его от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я слышал как Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Из признаков Судного часа: поднимется знание (т.е. уйдет), проявится невежество и (распространится) распитие водки [Хамр- любое спиртное вообще], и проявится прелюбодеяние, уменьшится количество мужчин и увеличится
количество женщин, что на пятьдесят женщин будет приходиться один мужчина". И как протекал закон Аллаха, Свят Он, в Его творениях, что при проявлении прелюбодеяния Аллах, хвала Ему, гневается и Его ярость усиливается, поэтому, непременно, Его гнев проявится на земле наказанием.
Абдулла ибн Мас'уд сказал: "В какой бы деревне ни проявились проценты (рост) и прелюбодеяния, как Аллах разрешает их гибель".
Один из ученых сынов Исраилевых увидел своего сына прижимающимся к женщине и сказал: "Тише, о сыночек мой", как тут же отец был свален со своей кровати, и прервалась его мокрота, а у его жены произошел выкидыш, и тогда ему было сказано: "Таков твой гнев ради Меня? Не будет благого в твоем роде никогда".
Выделил Всевышний постановления "хадд" (мусульманское право, устанавливающее наказание — прим.пер.) среди других постановлений тремя особенностями:
Одна из них: убийство за это самыми омерзительными методами, где Он облегчил его, собрав между наказанием телесным через бичевание и сердечным, путем высылки из Родины на один год.
Вторая: Он запретил своим рабам, чтобы ими не овладела жалость к прелюбодеям в Его религии, иначе она воспрепятствовала бы им совершить над ними "хадд".
Ведь, Всевышний из-за Своего сострадания и жалости к ним заповедал им эти наказания, Он милостивее вас к ним, и не препятствует Его милость Его повелению с этим наказанием, так пусть теперь вас не удерживает то, что проявится в ваших сердцах из сострадания в исполнении Его повеления.
Это если является даже общим в остальных "хадд" — однако оно особенно упомянуто в постановлении о прелюбодеянии, из-за сильной потребности к ее упоминанию. Ведь люди не находят в своих сердцах грубости и жесткости по отношению к прелюбодею, в отличие от того, что они находят это по отношению к вору, клеветнику и пьянице; поэтому их сердца проявляют милость к прелюбодею больше, чем проявляют ее к другим видам преступников. Происходящее свидетельствует об этом, поэтому воспрещена им жалость, чтобы она не овладела ими и тем самым побудила бы их приостановить постановление "хадд" Аллаха.
А причина этой милости: поистине, этот грех происходит у знатных, средних и низших, и в душах имеется очень сильное побуждение к этому, соучастников в этом много, и большинство причин этого — любовь. Врожденное качество сердца — это милование влюбленного, и большинство людей считают свою помощь им повиновением и приближением, даже если и образ возлюбленной является запрещенной ему. Не игнорируй это, ведь она утверждена у тех, кого пожелал Аллах, подобно животным, и об этих историях рассказано нам очень много, и в большинстве они происходят у безрассудных и у тех, у кого половина религии как у слуг и женщин.
И еще этот грех в большинстве случаев совершается с обоюдного согласия обеих сторон, поэтому нет здесь враждебности, несправедливости, насилия к которым души питают отвращение, в человеке преобладают страсти изображая ему это и проявляется в нем милость, препятствующая исполнению постановления "хадд"! Все это из-за слабости веры, а совершенная вера эта та, с которой стоит сила, устанавливающая повеления Аллаха и милость, которой он милует виновника (установив ему наказание), тем самым он будет соответствовать своему Господу Всевышнему в Его повелении и милости.
Третья: Всевышний повелел, чтобы процесс исполнения наказания происходил в присутствии верующих, чтобы это не совершалось тайно, там, где никто не видит, а это более действенно в благости постановления "хадд" и мудрости порицания.
Постановления "хадд" (женатому) прелюбодею в виде забрасывания камнями, получено из наказания Всевышнего Аллаха народу Лута, а это из-за общности в распутстве прелюбодеяния и гомосексуализма, и каждая из них свидетельствует о разложении личности противоречащей мудрости Аллаха в Его творениях и повелениях. Поистине, в гомосексуализме столько пагубности, что не поддаются никаким ограничениям и исчислениям, и тому, над кем это было совершено, лучше быть убитым, ведь он будет творить такие нечестия, что нет надежды после этого, что он когда-нибудь исправится. Уйдет все его благо, земля "высосет" с его лица воду стыда и после этого он не будет стесняться ни Аллаха, ни Его творений, в его сердце и душе будет действовать капля, подобно тому, как действует яд в организме.
Войдет ли в рай тот, над кем это было совершено? Люди (ученые) разошлись по этому вопросу на два мнения. Я слышал как шейх ислама рассказывал о них. Те, которые сказали: "Не войдет в рай" привели в довод несколько аргументов:
Из них то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не войдет в рай сын прелюбодеяния". Если таково положение сына прелюбодеяния и это несмотря на то, что у него нет греха в этом, однако он, возможно, станет источником всего зла и мерзостей, заслуживает того, чтобы от него никогда не исходило благо, потому что он создан из мерзкой капли. Если тело росло на запретном, то огонь более достоин его, так как же тогда с телом, созданным из запретной капли?!
Они же сказали: "Сделанный" (имеется в виду тот, над кем был совершен этот акт) хуже, чем сын прелюбодеяния, более униженный, мерзкий и бесстыдный, он заслуживает того, чтобы ему не содействовали и преграждали в благе. Всякий раз, когда он будет совершать добро, Аллах пошлет ему то, что погубит это (деяние), наказывая его. Мало тех, которых ты увидишь, кто был таковым в детстве, а в старости он будет наихудшим, чем был, ему не будет
содействия к полезным знаниям, благим деяниям и истинному покаянию.
Верный вывод в этом вопросе, это то, чтобы было сказано: "Если покается испытывающий это бедствие, опомнится и будет наделен истинным покаянием и благими деяниями, то в старости он станет лучше, чем в молодости, если он заменил свои плохие деяния хорошими и отмоет позор различными видами повиновения и приближения (к Аллаху), будет потуплять свой взор и охранять свой половой орган от запретов и будет правдив с Аллахом во взаимоотношениях с Ним; то он прощенный из обитателей рая, ведь Аллах прощает все грехи, поскольку покаяние стирает любой грех, даже многобожие, убийство пророков и Его приближенных, колдовство,
неверие и др; тем самым не исключая стирание этого греха.
Как уже утверждена мудрость Всевышнего Аллаха справедливостью и милостью, что "кающийся в грехах подобен тому, у которого нет грехов", гарантировал Аллах, хвала Ему, тому, кто покается в многобожии, убийстве, прелюбодеянии, что Он заменит эти их скверные деяния благими, и это общее положение для каждого кающегося во всех грехах. Всевышний сказал:
"Скажи: "О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он — прощающий, милостивый!". (Сура "Толпы", 53 аят).
Из этого общего числа не исключается ни один грех, и это в праве только кающихся.

А что же касается "сделанного", если он в старости будет хуже, чем в детстве, и не было оказано ему содействия к истинному покаянию, к благим деяниям, исправлению того, что миновало и оживлению того, что он умерщвлял; не будут заменены его скверные деяния благими и он далек от того, чтобы ему оказали помощь при смерти, и он бы вошел в рай, это будет наказанием ему за его деяние, ведь Аллах, хвала Ему, наказывает за зло другим злом, подобно тому, как Он награждает за благое другим благом.
Если ты посмотришь на положение большинства, находящихся при смерти, ты найдешь их таковыми, что их отклоняют от хорошего конца, наказывая за скверные деяния.
Сказал Хафиз Абу Мухаммад Абдульхакк ибн Абдурахман аль-Ишбилий, да помилует его Аллах: "Знай, что у скверного конца, да упасет нас Аллах от этого — есть причины, пути и двери, и самая великая из них—погружение в мирскую жизнь, отдаление от будущей, смелость и дерзость в ослушании Аллаха Высочайшего. Возможно, что в человеке могут преобладать разные виды грехов, ослушания, определенное количество удаления и доля дерзости и отваги. Они завладеют его сердцем, пленят его разум, погасят его свет и опустят на него завесу, и не поможет ему напоминание, и не принесут ему пользы наставления, и, возможно, на этом застанет его смерть, слышит он зов с далекого места, не разъяснилась ему цель, не узнал он то, что хотел, даже если зовущий многократно повторит ему".
Он также сказал: "Сообщается, что когда одному из людей Насыра приблизилась смерть, и стал его сын говорить: Скажи: "Нет бога, кроме Аллаха", он сказал: "Покровитель мой Насыр", тогда (сын) повторил ему слова, а он ответил также, затем он потерял сознание, а когда очнулся сказал: "Покровитель мой Насыр", а это было его привычкой, и всякий раз, когда ему говорили: "Скажи: "Нет божества, кроме Аллаха", он отвечал: "Покровитель мой Насыр", потом он обратился к своему сыну: "О такой-то! Насыр знает тебя только по твоему мечу, убивай, убивай", — а затем он скончался.
Рассказывал Абдульхакк: "Сказали другому из тех, кого я знал, — скажи: "Нет бога, кроме Аллаха", а он стал говорить: "В доме такого-то сделайте то и то, а в саду такого-то сделайте то и то".
Он сказал: "И как позволил мне Абу Тохир ас-Силафий рассказать от него о том, что наступала смерть одному человеку, и ему сказали: "Скажи: "Нет бога, кроме Аллаха", а он стал говорить по-персидский: "Дах ияздах", что означает, "десять за одиннадцать".
Другому сказали: "Скажи: "Нет бога, кроме Аллаха". А он стал говорить: "Где дорога в баню Минджаба?".
(Абдульхакк) сказал, что у этих слов своя история. Однажды один человек стоял напротив своего дома, а дверь его была похожа на дверь этой бани, и тут проходила мимо него красивая служанка, и спросила: "Где дорога в баню Минджаба?". Он сказал: "Это баня Минджаба", она вошла в дом, а он вошел вслед за ней. Когда она увидела, что оказалась в его доме, и поняла, что он ее обманул, то решила проявить радость и веселье встрече с ним, и сказала: "Подошло бы нам то, чем прекрасна была бы наша жизнь, и чему бы мы радовались". Тут он сказал ей: "Через час я приду к тебе со всем тем, что ты желаешь и хочешь", он вышел и оставил ее в своем доме и не запер дверь. Когда он достал то, что необходимо, и вернулся и обнаружил, что она ушла и ни в чем не предала его. Тут он стал сходить с ума от нее и часто вспоминать ее, он стал ходить по дорогам и улочкам, говоря:
О, может быть однажды скажет,
Что устала и где дорога в баню Минджаба.
Однажды, продолжая говорить эти слова, услышал как ему ответила служанка со свода словами: "Рогатый!"
Почему ты не сделал это быстро,
Когда получил ее,
Заперев дверь или закрыв замок.
Тут усилилась его безумная любовь, все больше возбуждаясь, он продолжал быть таковым, что эти строки стали последними в его мирской жизни!!.
Однажды Суфьян Саури проплакал всю ночь до утра, и когда настало утро, его спросили: "Все это из-за страха за грехи?". Тут он поднял соломинку с земли и сказал: "Грех ничтожней этого, но, поистине, я плачу страшась скверного конца".
А это великое понимание: когда человек боится, что грехи оставят его без помощи при наступлении смерти, и станут преградой между ним и хорошим концом.
Имам Ахмад упомянул от Абу Дарды, что когда к нему подступила смерть, он стал терять сознание, а когда приходил в себя, то читал:
"И Мы переворачиваем сердца их и взоры, как они не уверовали в это в первый раз, и оставляем их скитаться слепо в своем заблуждении". (Сура "Скот", 110 аят).
Из-за этого боялись первые предшественники, что грехи станут завесой между ними и хорошим концом.
Он сказал: "Знай, что скверный конец, да упасет нас Аллах от этого, не будет для тех, чей внешний вид был прямым, а его внутренность была праведной, не слышали такое и не известны подобные случаи и хвала Аллаху. Но такой исход бывает у тех, у кого испорченное убеждение или кто постоянно совершает большие грехи, или кто осмелился на великие грехи. Возможно, что возобладает над ним это и наступит его смерть перед покаянием, будет он взят перед улучшением намерения и оторван до прощения (ему), получит его шайтан у этого потрясения и схватит его в этом изумлении, да упасет Аллах".
Сказал: "Сообщается, что в большом городе был один человек, который был неразлучен с мечетью, призывами на молитву и молитвой. На нем был блеск повиновения и свет поклонений. Однажды, по своему обычаю, он взобрался на минарет для призыва на молитву, а внизу под минаретом было жилище христианина, он посмотрел туда и увидел дочь хозяина этого дома и был очарован ею, что оставил призыв и спустился к ней, и вошел в ее дом. Она спросила: "Что тебе надо и что хочешь?". Он сказал: "Я хочу тебя", тогда она спросила: "Почему?". Он ответил: "Ты пленила мое сердце и очаровала его полностью", она сказала: "Я не отвечу тебе, сомневаясь в тебе", он сказал: "Я женюсь на тебе", а она возразила: "Ты мусульманин, а я христианка, и мой отец не выдаст меня за тебя", он воскликнул: "Я приму христианство!" Тогда она сказала: "Если ты сделаешь это, то я согласна". Этот человек принял
христианство, чтобы жениться на ней и жить вместе с ними. В течение того же дня он стал взбираться на крышу дома и, упав оттуда, умер, он не получил ее, и потерял свою религию!!
Сказал: "Сообщается, что один человек был влюблен в одного мужчину, усилилась его любовь и укрепилась она в его сердце, что у него появилась боль, и по причине этого он был прикован к постели. А тот отказал ему, испытывая усиленное чувство неприязни к нему. Тогда стали между ними сновать посредники, что тот дал обещание навестить его. Об этом сообщили несчастному, и он обрадовался, стал очень веселым, удалилась его скорбь. Он стал ждать назначенного срока, в этот момент к нему пришел посредник и сообщил: "Он был со мной в пути и вернулся обратно, я поспешил к нему и поговорил с ним, но он сказал: "Он вспомнил меня и обрадовался, я не войду в места сомнительные, и не буду подвергать себя клевете", я повторил ему, но он отказался и удалился". Когда услышал об этом несчастный, упало то, что было в его руках, и ему стало еще хуже, чем было. В нем появились признаки смерти и стал он говорить в этом положении:
О мир! О покой больного!
О исцеление тяжело больного и жалкого!
Твое довольствие приятнее моему сердцу,
Чем милость великого Создателя.
Я сказал ему: "О такой-то! Побойся Аллаха", он ответил: "Уже было сказано (т.е. я остаюсь при своем мнении — прим.пер.)", я отстал от него и не успел перешагнуть порог его дома как услышал вопль смерти".

Мы прибегаем к Аллаху от скверного конца и злополучного завершения.

Имам Мухаммад бин Абу Бакр ибн Къаййим аль-Джаузиййа (рахимахуЛлах) 
*********************************************************************************























































































































































































































































































































































Комментариев нет :

Отправить комментарий