понедельник, 23 ноября 2015 г.

Жизнь Пророка ! (6)

Жизнь в Медине
Мединский период в целом можно разделить на три ниже-перечисленных периода:
1. Период, характерной чертой которого являлись волнения и смуты в сочетании с различными внутренними проблемами. В это время на Медину нападали и внешние враги, цель которых состояла в уничтожении ее населения. Этот период продолжался до заключения перемирия в аль-Худайбиййи в месяце зу-ль-када шестого года хиджры.
2. Период перемирия с предводителями идолопоклонников, завершившийся завоеванием Мекки в рамадане восьмого года хиджры. Этот период характеризовался также обращениями с исламским призывом к царям соседних стран.
3. Период массового присоединения людей к религии Аллаха, когда в Медину являлись делегации различных арабских племен и отдельные люди. Этот период продолжался до самого конца жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, умершего в месяце раби аль-авваль одиннадцатого года хиджры.

Первый этап. Положение в Медине во время переселения
Смысл этого переселения заключался не только в избавлении от искушений и насмешек, поскольку наряду с этим оно позволяло объединить усилия людей, направленные на создание нового общества в безопасном месте. Вот почему переселение стало обязательным для каждого мусульманина, способного внести какой-то вклад в создание этого нового государства и приложить все свои усилия для его укрепления и возвышения.
Нет необходимости доказывать, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бесспорно, стал духовным и политическим лидером, направлявшим процесс созидания этого общества и державшим в своих руках все нити управления.
В Медине Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходилось иметь дело с тремя группами людей, положение каждой из которых явно отличалось от положения любой другой. С представителями каждой из этих групп нужно было решать свои вопросы. Речь идет о нижеследующих группах.
1. Избранные благородные сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
2. Многобожники, которые еще не уверовали и являлись представителями населявших Медину племен.
3. Иудеи.
а) Проблемы сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заключались в том, что в Медине они оказались в совершенно иных условиях нежели те, к которым они привыкли в Мекке. Несмотря на то, что в Мекке их объединяла общая идея и общие цели, они жили в разных местах и были унижены и гонимы. Они были бессильны, власть принадлежала их врагам, исповедующим другую религию, и эти мусульмане не могли построить новое исламское общество со всеми необходимыми его элементами, присущими любому другому обществу. Вот почему мы видим, что мекканские суры Корана ограничиваются только изложением принципов ислама, установлений шариата, которые может применять на практике каждый отдельный человек, побуждениями к благочестию, благу и благонравию и велениями избегать всего низкого и порочного.
В Медине все с первого же дня оказалось в руках самих мусульман, никто из людей не стоял над ними, и это означало, что для них пришло время самим решать вопросы обустройства, жизнеобеспечения, экономики, политики, управления, мира и войны, а также полного пересмотра всего, что касалось дозволенного и запретного, поклонения, нравственности и всех прочих жизненно важных вопросов.
Для них настало время объединения в новое исламское общество, которое во всех отношениях отличалось бы от общества эпохи джахилиййи [времен невежества], да и вообще от любого общества, когда-либо существовавшего на земле. Это общество должно было стать выразителем исламского призыва, ради осуществления которого мусульмане в течение десяти долгих лет претерпевали всевозможные преследования и мучения.
Ясно, что формирование любого общества такого типа не могло завершиться за один день, месяц или год, и для этого в любом случае требовалось долгое время, в течение которого должно было сложиться законодательство наряду с постепенным процессом развития, подготовки и воспитания людей. Аллах был источником законов, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал за их применение на практике, направлял к этому людей и воспитывал мусульман в духе подчинения этим законам. Аллах Всевышний сказал: “Он – Тот, Кто направил к неграмотным посланника из их числа, возвещающего им Его аяты, очищающего их и обучающего их Писанию и мудрости … ” (“Аль-Джум‘а”, 2).
Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, своими сердцами устремлялись к подчинению этим законам и были рады соблюдать установления шариата, так как являлись людьми, “у которых увеличивается их вера, когда им читают Его аяты”, однако подробное изложение всех этих вопросов не входит в задачи нашего исследования, и мы будем затрагивать их только по мере необходимости.
Это было главной целью Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что имело отношение к мусульманам, и в этом, по большому счету, заключалась цель исламского призыва и послания Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в целом. Однако осуществление этой цели не требовало принятия каких-либо срочных мер, тогда как некоторые другие вопросы надо было решать безотлагательно.
Мусульмане Медины разделялись на две группы: часть их жила на своей земле в собственных домах и пользовалась своим имуществом, и в этом отношении их могло волновать лишь то, что обычно волнует человека как члена общества. К этой группе относились ансары, однако их разделяли серьезные разногласия и давняя постоянная вражда. Вместе с ними находилась другая группа, в которую входили мухаджиры (переселенцы), не знавшие всего этого. Они спаслись бегством в Медину и не имели там ни пристанища, где бы они могли укрыться, ни работы, благодаря которой они могли бы себя обеспечить, ни богатства, которое могло бы стать для них опорой. Этих беженцев было в Медине немало, и количество их день ото дня росло, так как переселяться было дозволено каждому, кто уверовал в Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Известно, что Медина не являлась богатым городом. После переезда туда мухаджиров ее экономическое положение стало неустойчивым, а в этот трудный период враждебные исламу силы еще и организовали нечто вроде экономической блокады, в результате чего все поставки в Медину сократились и положение там осложнилось.
б) Вторую группу людей составляли собой многобожники, являвшиеся представителями местных племен и не имевшие власти над мусульманами. Некоторые из них испытывали сомнения и колебались относительно того, стоит ли им отрекаться от религии их предков, однако они не питали вражды к исламу и мусульманам и ничего против них не замышляли, а через непродолжительное время эти люди и сами приняли ислам и стали искренне исповедовать эту религию ради Аллаха.
Вместе с тем среди них были и такие, кто питал сильную злобу и враждебные чувства по отношению к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульманам, но они не могли противодействовать мусульманам открыто и были вынуждены выказывать им дружелюбие и искренность, приспосабливаясь к обстоятельствам. Во главе этих людей стоял Абдуллах бин Убайй. Раньше, после битвы при Бу‘асе, племена аус и хазрадж были готовы признать его в качестве общего вождя, тогда как до этого они никогда не могли договориться относительно единого кандидата. Они уже нанизали для него жемчуг, чтобы увенчать его короной и вручить ему власть, а он был близок к тому, чтобы стать царем жителей Медины, как вдруг приехал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и люди перешли от Убаййа к нему. Убайй считал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лишил его власти и тайно ненавидел его. Увидев, что сложившиеся условия не способствуют дальнейшему исповеданию им многобожия и что он может лишиться мирских выгод, этот человек внешне принял ислам после битвы при Бадре, но внутренне оставался неверующим. Он не упускал ни одной возможности досадить мусульманам и Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а другие предводители племен, являвшиеся его товарищами и не достигшие того положения, которое они надеялись занять при его власти, помогали ему и оказывали всяческую поддержку в осуществлении его планов. Иногда они использовали для этого те или иные события и таких мусульман, которые были не в состоянии распознать их истинные намерения.
в) К третьей группе относились иудеи, предки которых, как уже отмечалось ранее, переселялись в Хиджаз в периоды преследований со стороны ассирийцев и римлян. Они были евреями, но после переселения в Хиджаз переняли у арабов манеру одеваться, язык и образ жизни. Арабскими стали даже названия их племен и имена людей, а между ними и арабами заключались смешанные браки, но тем не менее они сохраняли свою национальную обособленность и не ассимилировались с арабами окончательно. Иудеи не горели желанием распространять свою религию, а наиболее заметными признаками их религиозного влияния являлись вера в хорошие предзнаменования, колдовство, заклинания и тому подобные вещи, дававшие им основание считать себя учеными людьми и духовными лидерами. Иудеи преуспевали во всем том, что касалось разных способов добывания денег. В их руках была сосредоточена торговля зерном, финиками, вином и одеждой, и при этом одежду, зерно и вино они ввозили в Медину, а финики вывозили. Кроме того, они занимались и другими делами, и за все то, что они делали, арабам приходилось переплачивать. Однако они не ограничивались этим, но занимались еще и ростовщичеством.  Иудеи ссужали шейхам и предводителям арабов деньги, которые те безо всякой пользы расходовали на поэтов, чтобы те писали хвалебные оды в их честь и тем самым прославляли их среди людей. За это иудеи получали в залог земли, посевы и финиковые рощи этих предводителей, которые по прошествии нескольких лет становились их собственностью.
В Йасрибе обитало три известных иудейских племени:
1. Племя бану кайнука, поддерживавшее союзнические отношения с хазраджитами. Дома этого племени находились в пределах Медины.
2. Племя бану ан-надир.
3. Племя бану курайза.
Два последних племени являлись союзниками ауситов, а дома их находились в предместьях города. Эти три племени издавна и разжигали военные конфликты между племенами аус и хазрадж, и участвовали в битве при Бу‘асе каждое на стороне своих союзников.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал распространять свое послание и взял на себя обязанности руководителя в Медине, относясь к людям либо с состраданием и милосердием, либо проявляя к ним суровость в зависимости от того, чего они заслуживали, но при этом милосердие, несомненно, преобладало над суровостью. Это продолжалось в течение нескольких лет, пока главенство не стало принадлежать мусульманам, о чем читатель узнает, ознакомившись с тем, что изложено ниже.

Созидание нового общества
Мы уже упоминали о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поселился в Медине в квартале бану ан-наджжар в пятницу двенадцатого числа месяца раби аль-авваль первого года хиджры, что соответствует двадцать седьмому сентября 622 г.н.э. Он остановился во дворе перед домом Абу Аййуба и сказал: “Здесь мы и остановимся, если захочет Аллах”, а потом вошел в дом Абу Аййуба.

Строительство мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Первым шагом, который предпринял после этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало строительство мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он велел возвести ее на том самом месте, где опустилась на колени его верблюдица. Этот участок земли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, купил у двух мальчиков-сирот, которым он принадлежал, и сам принимал участие в строительстве, перенося кирпичи и камни и произнося при этом такие слова:
О Аллах, нет жизни, кроме как в мире вечном,
прости же ансарам и мухаджирам!
Это придавало сил его сподвижникам, занятым на строительстве, и один из них сказал:
Поистине, если станем мы сидеть, когда пророк работает,
будет это с нашей стороны делом, сбивающим с пути!
Раньше на этом месте находились могилы многобожников и какие-то развалины, росли пальмы и заросли терновника. По велению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, могилы и развалины были срыты, а деревья и кустарник – вырублены. Стволы деревьев поставили в киблу мечети, ориентированную на Иерусалим, дверные косяки мечети сделали из камня, а стены возвели из кирпича и глины. Крышу мечети перекрыли голыми пальмовыми ветвями, столбами служили стволы пальм, а пол посыпали песком и мелкими камешками. В мечети сделали три двери, длина ее от киблы до задней стены составляла сто локтей и такой же или чуть меньше она была по ширине, а глубина фундамента мечети равнялась примерно трем локтям.
К мечети были пристроены помещения из камня и кирпича, крыши которых были перекрыты пальмовыми стволами и ветвями, а предназначены они были для жен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переехавшего туда после завершения строительства из дома Абу Аййуба.
Мечеть служила не только местом проведения молитв, но и местом встреч мусульман, где они обучались установлениям ислама, и своеобразным клубом, где встречались и примирялись между собой представители различных племен, которые в течение долгого времени враждовали друг с другом из-за всевозможных конфликтов и войн эпохи джахилийи. Кроме того, она являлась центром управления всеми делами, оттуда направлялись люди для обращения с исламским призывом, и она являлась парламентом, где собирались совещательные и исполнительные органы мусульманского государства.
И, наконец, мечеть стала пристанищем для большого количества бедных переселенцев, у которых в Медине не было ни дома, ни имущества, ни семьи, ни детей.
Вскоре после переселения был узаконен азан, громкие звуки которого были слышны отовсюду по пять раз в день. Сообщение о сне Абдуллаха бин Зайда бин ‘Абд Рабби-хи, имевшем отношение к этому, хорошо известно, а хадисы, в которых говорится об этом, приводят ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ахмад и Ибн Хузайма.
Братание мусульман
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занимался не только строительством мечети как места встреч и сближения людей, но сделал и другое дело, ставшее одним из самых прекрасных дел, какие только знала история. Речь идет о братании между мухаджирами и ансарами. Ибн аль-Каййим пишет:
– После этого по инициативе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мухаджиры и ансары побратались друг с другом в доме Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах. Их было девяносто человек, одну половину которых составляли собой мухаджиры, а другую – ансары. Он привел их к братанию, которое должно было послужить мухаджирам, лишившимся своего имущества, утешением, так как и в случае смерти одного из названых братьев другой наследовал ему наряду с кровными родственниками. Такое положение сохранялось вплоть до битвы при Бадре, но после того, как Всемогущий и Великий Аллах ниспослал аят, в котором было сказано: “ … а кровные родственники имеют больше прав друг на друга… ”, наследование побратимам и было отменено, а узы братства остались.
Говорят также, что по его инициативе во второй раз побратались друг с другом только мухаджиры, но точно известно только о первом братании, а мухаджиры и так были братьями в исламе, земляками и родственниками и не нуждались в дополнительном братании между собой, тогда как братание между мухаджирами и ансарами было необходимо.
Как отмечает Мухаммад аль-Газали, значение этого братания состояло в том, что благодаря ему исчезал дух племенной непримиримости, свойственный эпохе джахилийи, люди становились приверженными только исламу, стирались различия, обусловленные происхождением, цветом кожи и местом рождения, и каждый мог выделиться среди других только своим мужеством или благочестием.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, придал акту этого братания характер действенного соглашения, и заключено оно было не только на словах. Это братание стало делом, имевшим отношение к жизни и имуществу людей и не ограничивавшимся приветствиями, которые не имели никакого практического значения.
Люди, которых связывали узы этого братства, отдавали своим братьям предпочтение перед самими собой, сочувствовали им и относились к ним как к друзьям, подавая прекрасные примеры человеческих взаимоотношений новому обществу.
Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что, когда мухаджиры приехали в Медину, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побратал ‘Абд ар-Рахмана бин Ауфа с Са‘дом бин ар-Раби‘, да будет доволен Аллах ими обоими, и Са‘д бин ар-Раби‘ сказал ‘Абд ар-Рахману: “Поистине, я – самый богатый из ансаров, и я отдам тебе половину того, что имею. И посмотри, какая из двух моих жен понравится тебе, и я уступлю ее тебе, а когда закончится ее срок, ты женишься на ней”. ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал: “В этом нет необходимости”, (и спросил): “Есть ли здесь рынок, где (люди занимаются) торговлей?” (Са‘д) ответил: “(Есть) рынок кайнука”. И ‘Абд ар-Рахман понес туда творог и масло, после чего стал ходить туда постоянно, а уже через короткое время ‘Абд ар-Рахман явился с желтыми следами (от благовоний на теле), и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Ты женился?” Он сказал: “Да”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “На ком?” Он ответил: “На одной женщине из ансаров”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “И сколько же ты отдал?” Он сказал: “Золото, равное по весу косточке”.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) ансары сказали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Раздели пальмы между нами и нашими братьями”. Он сказал: “Нет”. Тогда они сказали (мухаджирам): “Ухаживайте (за нашими пальмами) , а мы будем делиться с вами урожаем фиников”, и (мухаджиры) сказали: “Слушаем и повинуемся”.
Все вышеупомянутое указывает нам на то, какой радушный прием оказали ансары своим братьям мухаджирам, да будет доволен ими всеми Аллах, сколь высока была их готовность к самопожертвованию ради своих братьев и какой искренностью и дружелюбием они отличались, а также на то, что мухаджиры должным образом оценили эту щедрость, но пользовались ею в меру и только для того, чтобы хоть как-то поддерживать свое существование.
И действительно, это уникальное братание, явившееся результатом правильной и мудрой политики, позволило найти прекрасное решение для многих проблем мусульман, о которых мы уже упоминали раньше.
Договор об исламском союзе
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не только сделал верующих побратимами, но и заключил еще одно соглашение, которое позволило людям преодолеть все
племенные распри и не оставило места для поддержания существования традиций джахилийи [времен невежества],[джахиль - невежда-невежа]. Ниже вниманию читателя предлагается краткое изложение пунктов этого соглашения.
Это – грамота от Мухаммада, пророка, об отношениях между верующими и мусульманами из (племени) курайш и (города) Йасриб(, а также) теми, кто последовал за ними, присоединился к ним и боролся вместе с ними:
1.Они составляют собой единую общину, отдельную от других людей.
2.Мухаджиры из числа курайшитов являются единым целым и станут выплачивать друг другу виры [компенсация за убийство, ранение или нанесение увечья].и выкупать своих пленных согласно обычаям и справедливости между правоверными. Каждое племя из числа ансаров будет выплачивать виры, как это было прежде, и каждая группа из них будет выкупать своих пленных согласно обычаям и справедливости между правоверными.
3.Верующие не будут бросать в беде никого из их числа, выплачивая выкуп или виру согласно обычаю.
4.Верующие будут выступать против тех из них, кто станет сеять меж ними раздоры, или совершать несправедливости и грехи, или разжигать вражду, или распространять нечестие среди верующих.
5.Они объединят свои силы против такого человека, даже если он будет сыном кого-нибудь из них.
6.Верующий не станет убивать верующего из-за неверного
7.и не будет оказывать поддержку неверному против верующего.
8.Защита Аллаха едина, и Он берет под Свою защиту всех вплоть до самого незаметного из них.
9.Тем иудеям, которые последуют за ними, будет оказываться помощь и предоставляться равные права; никто не станет ни притеснять их, ни оказывать помощь другим против них.
10.Заключение мира для верующих является единым, и верующий не станет замиряться без ведома другого верующего во время сражений на пути Аллаха, но только на условиях справедливости и равенства между ними.
11.Верующие будут оказывать друг другу помощь и поддержку, если кто-нибудь из них пострадает на пути Аллаха.
12.Многобожник не может брать под защиту ни имущество, ни жизнь курайшита, и он не должен становиться между верующим и курайшитом.
13.Того, кто убьет верующего безвинно, следует убить, если только родственники убитого не согласятся на что-нибудь иное.
14.Все верующие должны выступить против такого (человека), и не дозволяется им ничто иное.
15.Верующему не дозволяется ни оказывать помощь преступнику, ни укрывать его, а на того, кто окажет ему помощь или предоставит ему приют, в День воскресения падет проклятие Аллаха и Его гнев, и не будет принято от него ни обязательное, ни дополнительное.
16.В чем бы ни разошлись вы, с этим вам следует обращаться ко Всемогущему и Великому Аллаху и к Мухаммаду.
Значение морального духа общества
Благодаря подобной мудрости и искусству общения с людьми Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, удалось заложить основы нового общества. Все это оказало свое воздействие на людей, имевших возможность общаться с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который обучал и воспитывал их, очищал их души, побуждал к благонравию, прививал им чувства взаимной любви и братства, направлял ко всему достойному и благородному и побуждал к поклонению и повиновению Аллаху.
Сообщается, что один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое проявление ислама является наилучшим?” Он ответил: “(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь”.
Сообщается, что Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Медину, я пошел, (чтобы посмотреть на него), и по лицу его понял, что оно не является лицом лжеца, а первым, что он сказал, было: “О люди, распространяйте мир [помимо прямого значения эти слова являются и велением обращаться с приветствиями, желая другу другу мира]угощайте (людей), поддерживайте родственные связи, молитесь по ночам, когда (другие) люди спят, и вы войдете в рай с миром”.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Не войдет в рай тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла”.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Мусульманин – это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками … ”
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе”.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Верующие подобны единому (телу) человека: если у него болит глаз, то больно и всему (телу), и если у него болит голова, то больно и всему (телу)”.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “По отношению друг к другу верующие подобны единому строению, отдельные, части которого укрепляют друг друга”.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха! Не разрешается мусульманину покидать брата своего (на срок), превышающий три дня!”
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения”.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Проявляйте милосердие по отношению к тем, кто на земле, и помилует вас Тот, Кто на небесах”.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Не является верующим тот, кто насыщается, когда рядом с ним находится голодный сосед”.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поношение верующего (есть проявление) нечестия, а сражение с ним (свидетельствует о) неверии”.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что устранение с пути того, что приносит вред людям, приравнивается к садака, считая, что это является одним из ответвлений веры.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей расходовать свои средства, упоминая о достоинствах этого деяния, в результате чего сердца их склонялись к этому, и часто говоря им: “Садака гасит прегрешения подобно тому, как вода гасит огонь”.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если какой-нибудь мусульманин оденет (другого) мусульманина, (прикрыв его) наготу, Аллах оденет его в зеленые (одежды) Рая, и если какой-нибудь мусульманин накормит (другого) мусульманина, (утолив его) голод, Аллах накормит его плодами Рая, и если какой-нибудь мусульманин напоит (другого) мусульманина, (утолив его) жажду, Аллах напоит его запечатанным вином”.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Защитите себя от огня хотя бы с помощью половинки финика, а если не найдете (и этого), то – с помощью благого слова”.
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, настоятельно побуждал людей воздерживаться от просьб, напоминал им о достоинстве терпения и нетребовательности и говорил, что каждая просьба подобна царапине на лице обращающегося с просьбами к другим, если только человек не был вынужден прибегать к просьбам. Кроме того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал людям о достоинстве различных видов поклонения и обещанной за них награде Аллаха и сообщал им о ниспосылаемых ему откровениях, читая им эти откровения и слушая их чтение, и подобное изучение служило указанием на то, что на них возлагаются обязанности призыва и обязанности распространения этого послания, не говоря уже о необходимости понимания и размышления.
С помощью подобных средств Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повышал духовный уровень и развивал дарования своих сподвижников, объяснял им, в чем заключаются высшие духовные ценности, и показывал им наилучшие примеры, в результате чего после пророков и сами они стали высшими образцами совершенства, какие только знала история.
Сообщается, что Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Пусть тот, кто желает следовать хорошему примеру, следует примеру тех, кто уже умер, ибо живой может и не устоять перед искушением. (Следуйте примеру) сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые были лучшими в этой общине, обладали наиболее благочестивыми сердцами, самым глубоким знанием и дальше всех остальных уходили от всего неестественного. Аллах избрал их в качестве сподвижников Своего пророка, чтобы они способствовали становлению Его религии, так признавайте их достоинство, следуйте по их стопам, по мере сил перенимайте их нравственные качества и усваивайте те примеры, которые они подавали другим всей своей жизнью, ибо, поистине, следовали они прямым путем”.
Кроме того, этот Посланник, являвшийся величайшим лидером, да благословит его Аллах и приветствует, обладал такими внешними и внутренними качествами, отличался таким совершенством, дарованиями, достоинствами и благонравием и совершал столь прекрасные поступки, что сердца людей склонялись к нему, а души готовы были пожертвовать собой ради него, и стоило ему сказать одно слово, как его сподвижники, да будет доволен всеми ими Аллах, уже спешили выполнять то, о чем он говорил, а какое бы наставление он им ни дал, они старались опередить друг друга в приобретении того, на что он им указал.
Благодаря всему этому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, удалось построить в Медине новое общество, которое стало прекраснейшим и достойнейшим обществом в истории человечества, и найти такое решение проблем этого общества, благодаря которым человечество, дотоле блуждавшее во мраке бедствий и несправедливости, смогло перевести дух.
Высокий моральный дух позволил собрать воедино все необходимые элементы нового общества, которое оказалось способным противостоять всем превратностям судьбы и изменить ход истории в целом.
Соглашение с иудеями
После того как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину и убедился в прочности основ нового исламского общества, ставшего реальностью благодаря достижению идеологического, политического и социального единства в мусульманской среде, он посчитал нужным урегулировать свои отношения с не-мусульманами. В этом отношении его задача по большому счету состояла в обеспечении безопасности, мира, счастья и блага для всего человечества, а в ближайшей перспективе – в том, чтобы добиться согласия между всеми людьми, населявшими район Медины. С этой целью Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил великодушные законы, которых в те времена не знал мир, где господствовали крайние формы фанатизма.
Как уже отмечалось ранее, ближайшими не-мусульманскими соседями Медины являлись иудеи, которые хоть и питали вражду по отношению к мусульманам, но пока еще не оказывали никакого сопротивления и не вступали ни в какие конфликты. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил с ними договор, по условиям которого они могли совершенно свободно исповедовать свою религию и пользоваться своим имуществом. При этом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не имел намерений ни изгонять их, ни конфисковывать то, что им принадлежало, ни вступать с ними в какие бы то ни было конфликты.
Это соглашение являлось составной частью того договора, который мусульмане заключили между собой и который мы привели чуть раньше. Ниже приводятся важнейшие пункты этого соглашения с иудеями.
Пункты соглашения с иудеями
1.Иудеи племени бану ‘ауф входят в одну общину с верующими. У иудеев своя религия, а у мусульман – своя религия; как их вольноотпущенникам, так и им самим гарантируется неприкосновенность. То же самое касается и тех иудеев, которые не относятся к бану ‘ауф.
2.Иудеи несут свои расходы, а мусульмане – свои.
3.Каждый из них должен оказывать помощь другому в случае военных действий против каждого подписавшего этот договор.
4.Стороны должны поддерживать друг с другом добрые отношения и давать друг другу добрые советы; отношения между ними будут основываться на благочестии, а все греховное исключается.
5.Никто не будет нести ответственность за проступки своих союзников.
6.Притесняемому следует оказывать помощь.
7.Иудеи должны нести расходы наряду с верующими в течение всего периода военных действий.
8.По условиям этого договора для всех подписавших его Йасриб становится неприкосновенным городом.
9.В случае возникновения между сторонами, заключившими этот договор, любых недоразумений и споров, которые могли бы повлечь за собой опасные последствия, следует обращаться к Всемогущему и Великому Аллаху и к Мухаммаду, посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
10.Курайшитам запрещается оказывать покровительство и помощь.
11.Стороны обязуются помогать друг другу в случае нападения на Йасриб; каждая из них обязуется защищать город со стороны своего поселения.
12.Эта грамота не является защитой для притеснителя или совершившего что-нибудь греховное.
После заключения этого договора город вместе со своими окрестностями превратился в союзное государство со столицей в Медине, президентом которого, если так можно выразиться, стал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Решающее слово и власть в этом государстве принадлежали мусульманам, Медина же стала в истинном смысле этого слова столицей исламского мира.
Впоследствии с целью расширения зоны безопасности и мира Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал заключать подобные договоры и с другими племенами с учетом реально складывавшихся условий, о чем мы поговорим ниже.

Противостояние
Провокации курайшитов против мусульман после переселения и их связи с Абдуллахом бин Убаййем
Мы уже рассказывали о том, каким репрессиям и гонениям подвергали мусульман неверные мекканцы и что они делали с ними во время переселения, считая себя вправе забирать их имущество и нападать на них. Однако и после переселения мусульман они не только не отказались от своих заблуждений, но еще больше озлобились из-за того, что мусульмане ускользнули от них и нашли для себя безопасное пристанище в Медине. Они написали письмо Абдуллаху бин Убаййу бин Салюлю, который в то время являлся многобожником, а до переселения был главой ансаров. Известно, что они объединялись вокруг него и были готовы сделать его своим правителем, что и произошло бы, если бы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не переселился к ним, а они не уверовали бы в него. Итак, курайшиты написали ему и его товарищам-многобожникам письмо, где в резкой форме говорили им следующее:
– Вы укрыли нашего соплеменника, и мы клянемся Аллахом, что вы будете сражаться с ним или изгоните его, в противном же случае все мы двинемся на вас, чтобы сразиться с вами, перебить ваших бойцов и захватить ваших женщин.
Как только Абдуллах бин Убайй получил это послание, он принялся за исполнение приказов своих братьев-многобожников из Мекки. Кроме того, он и сам ненавидел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, считая, что из-за него он лишился власти. Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Ка‘б сказал: “Когда эти известия дошли до Абдуллаха бин Убаййа и группировавшихся вокруг него идолопоклонников, они решили сражаться с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Узнав об этом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретился с ними и сказал: “Вы слишком испугались угроз курайшитов, но они смогут сделать с вами не более того, что сами вы хотите, чтобы они с вами сделали. Неужели хотите вы сражаться с вашими детьми и братьями?” – и, услышав это от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они разошлись.
После этого Абдуллах бин Убайй бин Салюль отказался от намерения сражаться, так как увидел, что его товарищи не отличаются силой духа и здравомыслием, однако по всему было видно, что он вступил в тайный сговор с курайшитами, и после этого он использовал любую возможность, чтобы столкнуть друг с другом мусульман и многобожников. К нему примкнули и иудеи, желавшие помочь ему в этом, однако благодаря мудрости Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, огонь их зла раз за разом удавалось тушить.

Заявление о решимости перекрыть мусульманам доступ к Каабе
Через некоторое время Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, отправился в Мекку для совершения умры, где остановился у Умаййи бин Халяфа. Он попросил его: “Найди для меня свободное время, чтобы я совершил обход Каабы”, и тот вышел с ним из дома около полудня. Их встретил Абу Джахль, который спросил: “О Абу Сафван, кто это с тобой?” Он ответил: “Это Са‘д”. Тогда Абу Джахль сказал ему: “Я вижу, что ты спокойно ходишь по Мекке в то время как вы укрыли у себя вероотступников и заявили о том, что будете оказывать им поддержку и что вы помогаете им! Клянусь Аллахом, если бы не был ты вместе с Абу Сафваном, то не вернулся бы к своей семье в целости!” Са‘д ответил ему, повысив голос: “Клянусь Аллахом, если ты помешаешь мне в этом, я обязательно помешаю тебе в том, что будет для тебя посерьезнее: перекрою тебе доступ к жителям Медины!”
Курайшиты угрожают мухаджирам
После этого курайшиты направили к мусульманам гонца, чтобы сказать им следующее: “Пусть не обманывает вас то, что вы убежали от нас в Йасриб, ибо мы явимся к вам и уничтожим вас поголовно в ваших же домах!”
Это была не просто угроза. Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было уже точно известно о кознях курайшитов и о том, что они были готовы на самое худшее, и поэтому по ночам он либо бодрствовал, либо спал под охраной своих сподвижников. В своем “Сахихе” Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Однажды ночью после приезда в Медину бодрствовавший Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О, если бы нашелся праведный человек из числа моих сподвижников, который охранял бы меня сегодня ночью!” – и в это время мы услышали звон оружия. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Кто это?” (Человек) ответил: “Са‘д бин Абу Ваккас”. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Что привело тебя (сюда)?” Он сказал: “Я испугался за Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и пришел, чтобы охранять его”, и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с мольбой за него, а потом заснул”.
И такая охрана выставлялась не несколько ночей, но организовывалась постоянно. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, охраняли по ночам до тех пор, пока (Аллах) не ниспослал (аят, в котором было сказано): “… а Аллах защитит тебя от людей”, после чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, высунул голову из своего укрытия и сказал: “О люди, расходитесь, ибо Всемогущий и Великий Аллах взял меня под защиту”.
Однако опасность угрожала не только Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но и всем мусульманам в целом. Сообщается, что Убайй бин Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники прибыли в Медину, а ансары предоставили им убежище, все арабы обратились против них, и мусульмане стали засыпать и просыпаться только с оружием”.

Разрешение на ведение боевых действий
В этих опасных условиях, угрожавших самому существованию мусульман в Медине, когда стало ясно, что курайшиты не откажутся от своих заблуждений и своего вызывающего поведения, Аллах Всевышний ниспослал мусульманам разрешение сражаться, не вменив им этого в обязанность. Аллах Всевышний сказал: “Дозволено тем, на кого идут войной (сражаться), ибо их притесняют, и, поистине, Аллах в силах (оказать) им помощь” (“Хаджж”, 39).
Этот аят был ниспослан в числе целого ряда других аятов, указывавших мусульманам на то, что вышеупомянутое разрешение было дано с целью устранения ложного и выполнения установлении Аллаха, Который сказал: “(Аллах поможет) тем, которые станут молиться, давать закят, побуждать к одобряемому и удерживать от отвергаемого, если Мы упрочим их (положение) на земле”. (“Хаджж”, 41)
Истиной, от которой никуда не деться, является то, что это разрешение было ниспослано свыше уже в Медине после переселения, а не в Мекке, но когда именно это было сделано, мы сказать не можем.
Разрешение было ниспослано, однако в тех условиях, которые сложились исключительно под влиянием силы и вызывающих действий курайшитов, мудрое решение для мусульман состояло в том, чтобы установить свой контроль над торговыми путями курайшиов из Мекки в Шам. Для осуществления этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разработал два плана.
Первый: заключение союзнических договоров или договоров о ненападении с племенами, которые жили неподалеку от караванного пути курайшитов или обитали на землях, расположенных между этим путем и Мединой. Раньше мы уже упоминали о заключении Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, договора с иудеями. Кроме того, еще до начала военных действий Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заключил союз или договор о ненападении с племенем джухайна, места обитания которого находились в трех переходах от Медины. И договоры такого рода заключались также во время военных походов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о чем речь пойдет ниже.
Второй: постоянное направление военных отрядов в те районы, где пролегал этот путь.

Военные походы и военные отряды до битвы при Бадре
Для осуществления двух этих планов после ниспослания свыше разрешения сражаться мусульмане и в самом деле стали проявлять военную активность. Это выразилось в том, что они стали посылать из Медины отряды, в задачу которых входила разведка и ознакомление с путями, пролегавшими рядом с Мединой, и с теми путями, которые вели в Мекку, а также заключение договоров с племенами, жившими поблизости от этих путей. Это делалось с той целью, чтобы показать многобожникам и иудеям Йасриба, а также кочевавшим вокруг города бедуинам, что мусульмане приобрели силу и избавились от былого бессилия, и предупредить курайшитов о возможных последствиях их безрассудства, чтобы они избавились от заблуждений, все еще владевших их умами. Кроме того, чтобы склонить их к миру и чтоб они отказались от мысли о нападении на мусульман в Медине, отвращения людей от пути Аллаха и преследования верующих в самой Мекке, а мусульмане обрели свободу действий и смогли донести послание Аллаха до всех концов Аравии, необходимо было обратить внимание курайшитов на то, что дело приняло серьезный оборот, угрожающий их экономическому положению.
Ниже приводятся краткие сведения о деятельности этих военных отрядов.
1. Отряд, выступивший из Медины на Сайф аль-Бахр в рамадане первого года хиджры (623 г.н.э.). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поставил во главе этого отряда из тридцати мухаджиров Хамзу бин ‘Абд аль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах, чтобы преградить путь возвращавшемуся из Шама торговому каравану курайшитов. С этим караваном шло триста человек, в том числе и Абу Джахль бин Хишам. Они подошли к Сайф аль-Бахр со стороны аль-‘Иса, встретились с ними и выстроились друг против друга, готовясь вступить в бой, однако Маджди бин ‘Амр аль-Джухани, являвшийся союзником обоих сторон, вел переговоры, встречаясь то с одними, то с другими, пока ему не удалось удержать их от сражения.
Знамя белого цвета, врученное Хамзе, да будет доволен им Аллах, стало первым знаменем в истории ислама, которое привязал к древку сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а знаменосцем являлся Абу Марсад Кянназ бин Хусайн аль-Ганави, да будет доволен им Аллах.
2. Отряд, выступивший из Медины в сторону вади Рабиг в месяце шавваль первого года хиджры (апрель 623 г.н.э.). В этот поход Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил ‘Убайду бин аль-Хариса бин аль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах, во главе шестидесяти всадников из числа мухаджиров. В вади Рабиг он встретил караван Абу Суфйана, с которым находилось двести человек. Они обстреляли друг друга из луков, но до боя дело не дошло.
Во время этого похода к отряду присоединились двое людей, покинувших ряды мекканцев. Ими были аль-Микдад бин ‘Амр аль-Бахрани и ‘Утба бин Газван аль-Мазини, да будет доволен Аллах ими обоими, являвшиеся мусульманами и вышедшие в путь вместе с караваном неверных, чтобы использовать эту возможность для соединения со своими единоверцами. Знамя ‘Убайды, да будет доволен им Аллах, было также белого цвета, а знаменосцем являлся Мистах бин Асаса бин аль-Мутталиб бин ‘Абд Манаф, да будет доволен им Аллах.
3. Отряд, выступивший из Медины на аль-Харрар в месяце зу-ль-када первого года хиджры (май 623 г.н.э.). Во главе этого отряда из двадцати всадников, который должен был остановить караван курайшитов, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поставил Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, велев ему не идти дальше аль-Харрара. Они ушли из Медины пешком, скрываясь днем и передвигаясь ночами, и добрались до аль-Харрара наутро пятого дня, однако оказалось, что за день до этого караван ушел оттуда.
Знамя Са‘да, да будет доволен им Аллах, было белого цвета, а знаменосцем являлся аль-Микдад бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах.
4. Поход на аль-Абву или Ваддан, состоявшийся в месяце сафар второго года хиджры (август 623 г.н.э.). На этот раз во главе семидесяти воинов в основном из числа мухаджиров из Медины выступил сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставивший за себя в городе Са‘да бин ‘Убаду, да будет доволен им Аллах. Цель похода состояла в захвате каравана курайшитов, но, достигнув Ваддана, мусульмане так никого и не встретили.
Во время этого похода Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заключил договор о союзе с Амром бин Махши ад-Дамри, который в свое время был вождем племени бану дамра. Ниже приводится текст этого договора.
– Это – грамота от Мухаммада, посланника Аллаха, людям из племени бану дамра. Им предоставляются гарантии неприкосновенности имущества и личной безопасности, и они могут рассчитывать на помощь против тех, кто на них нападет, если только сами они не станут воевать с религией Аллаха, и да будет так всегда, а если Пророк позовет их на помощь, они должны будут ответить на этот призыв.
Это был первый поход, в котором принял участие сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отсутствовавший в Медине пятнадцать дней. Его знамя было белого цвета, а знаменосцем являлся Хамза бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах.
5. Поход на Буват, состоявшийся в месяце раби аль-авваль второго года хиджры (сентябрь 623 г.н.э.). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возглавил отряд из двухсот своих сподвижников для перехвата каравана курайшитов, в котором находился Умаййа бин Халяф аль-Джумахи. В караване шло две с половиной тысячи верблюдов, сопровождаемых сотней курайшитов. Подойдя к Бувату со стороны Радвы, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никого там не обнаружил.
На время этого похода он, да благословит его Аллах и приветствует, оставил за себя в Медине Са‘да бин Му‘аза, да будет доволен им Аллах, знамя его было белым, а знаменосцем являлся Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах.
6. Поход на Сафван, состоявшийся в месяце шавваль второго года хиджры (сентябрь 623 г.н.э.). Карз бин Джабир аль-Фихри во главе небольшого отряда многобожников напал на пастбища Медины и угнал оттуда часть скота. В погоню за ним бросился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во главе семидесяти своих сподвижников. Он, да благословит его Аллах и приветствует, достиг вади Сафван, расположенного близ Бадра, однако не смог настичь Карза и его товарищей и вернулся без боя. Этот поход получил название первого похода на Бадр.
Во время этого похода Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил за себя в Медине Зайда бин Харису, да будет доволен им Аллах. Знамя его, да благословит его Аллах и приветствует, было белым, а знаменосцем являлся Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.
7. Поход на Зу-ль-‘Ушайру, состоявшийся в месяце джумада-ль-уля и джумада-ль-ахира второго года хиджры (ноябрь-декабрь 623 г.н.э.). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возглавил отряд из ста пятидесяти или двухсот мухаджиров, и ни одного из них не принуждали к участию в походе. Они вели с собой тридцать верблюдов, на которых ехали по очереди, намереваясь перехватить направлявшийся в Шам караван курайшитов. Были получены сведения, что этот караван с богатствами курайшитов вышел из Мекки, однако, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, добрался до аль-‘Ушайры, оказалось, что караван прошел здесь несколько дней назад. Это был тот самый караван, на поиски которого на его обратном пути из Шама снова отправился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что и стало причиной великой битвы при Бадре.
В этот поход Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в конце месяца джумада-ль-уля, а вернулся он обратно, как сообщает Ибн Исхак, в начале месяца джумада-ль-ахира, чем, возможно, и объясняются расхождения авторов жизнеописаний Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относительно определения месяца совершения этого похода.
Во время этого похода Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заключил договор о ненападении с племенами бану мудлидж и их союзниками из племени бану дамра.
На период своего отсутствия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил за себя в Медине Абу Саламу бин ‘Абд аль-Асада аль-Махзуми, да будет доволен им Аллах, знамя его, да благословит его Аллах и приветствует, было белым, а нес его Хамза бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах.
8. Поход на Нахлю, состоявшийся в месяце раджаб второго года хиджры (январь 624 г.н.э.). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал туда Абдуллаха бин Джахша аль-Асади, да будет доволен им Аллах, во главе отряда из двенадцати мухаджиров с шестью верблюдами, на которых они ехали по очереди.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал Абдуллаху письмо, велев прочитать его не раньше чем через два дня, и Абдуллах отправился в путь, а через два дня прочитал это письмо, в котором было сказано: “Когда ты прочтешь мое письмо, направляйся в Нахлю, что находится между Меккой и Таифом, следи там за караваном курайшитов и дай нам знать о нем”. Прочтя письмо, Абдуллах сказал: “Слушаю и повинуюсь”, после чего все рассказал своим товарищам, сказав, что ни к чему не будет их принуждать, и добавив: “Пусть отправляется туда тот, кто желает погибнуть в бою за веру, а кто не желает смерти, пусть возвращается, что же касается меня, то я отправляюсь!” – и все они двинулись в путь, однако в дороге Са‘д бин Абу Ваккас и ‘Утба бин Газван, да будет доволен им Аллах, потеряли своего верблюда и были вынуждены остаться, чтобы разыскать его.
Абдуллах бин Джахш, да будет доволен им Аллах, двигался в указанном направлении, пока не достиг Нахли, а через некоторое время мимо прошел караван с изюмом, кожами и другими товарами. С этим караваном следовали ‘Амр бин аль-Хадрами, ‘Усман бин Абдуллах бин аль-Мугира, Науфаль бин Абдуллах бин аль-Мугира, а также аль-Хакам бин Кайсан, вольноотпущенник рода аль-Мугиры. Мусульмане посоветовались друг с другом и сказали: “Сегодня последний день раджаба, запретного месяца, и если мы станем сражаться с ними, то нарушим традиции, если же мы не станем трогать их в течение этой ночи, они успеют войти в святилище Мекки”, после чего приняли решение напасть на них. Один из них пустил стрелу в Амра бин аль-Хадрами и убил его, потом они захватили Усмана и аль-Хакама, а Науфалю удалось уйти. Затем они привели караван вместе с двумя пленными в Медину и выделили пятую часть добычи для Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и это было впервые в истории ислама. Кроме того, сражение и захват пленных также имели место впервые.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выразил им порицание и сказал: “Я не приказывал вам сражаться в запретный месяц!” – и пока не стал ничего делать с захваченным караваном и двумя пленными.
Многобожники использовали этот случай как повод для обвинения мусульман в том, что они объявляют дозволенным запрещенное Аллахом, и повсюду говорили об этом до тех пор, пока относительно этого не было ниспослано откровение, в котором говорилось, что вина многобожников больше и серьезнее, чем то, что совершили мусульмане.
Аллах Всевышний сказал: “Они спрашивают тебя (, дозволено ли) сражаться в запретный месяц. Скажи: “Сражение в (этот месяц) – большой грех (, однако) отвращать (людей) от пути Аллаха, не веровать в Него, (не пускать в) Запретную мечеть и изгонять (оттуда посещающих) ее – еще больший (грех) пред Аллахом, ибо ввергать в искушение хуже, чем убивать” (“Корова”, 217).
В этом откровении ясно говорилось о том, что обвинения, выдвинутые многобожниками против мусульманских бойцов, не имеют под собой никаких оснований, так как все запреты были сначала нарушены теми, кто начал войну против ислама и стал преследовать людей, исповедовавших эту религию. Разве мусульмане не жили на территории святилища (харам), когда было принято решение конфисковать их имущество и убить их Пророка, да благословит
его Аллах и приветствует? Так почему же к запретным месяцам вдруг вернулась их святость, а их оскорбление стало позором и отвратительным поступком? Нет никаких сомнений в том, что в основе пропаганды, которую принялись распространять многобожники, лежали бесстыдство и безнравственность.
Вскоре после этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил обоих пленников, а родственникам убитого выплатил виру.

Все эти походы были предприняты до битвы при Бадре, и ни один из них не был связан с грабежами или убийствами людей до тех пор, пока этого не совершили многобожники под руководством Карза бин Джабира аль-Фихри. Таким образом, начало было положено именно многобожниками, не говоря уже обо всем том, что они делали прежде.
После того, что произошло с отрядом Абдуллаха бин Джахша, да будет доволен им Аллах, все, чего опасались курайшиты, стало осуществляться, они столкнулись с реальной опасностью и в конце концов пришли именно к тому, чего боялись. Они поняли, что Медина внимательно следит за каждым их торговым караваном и что мусульмане способны вести военные действия на удалении трехсот миль от своего города, убивать и брать в плен их людей, захватывать их богатства, а потом благополучно возвращаться домой с добычей. Таким образом, эти многобожники поняли, что их торговле с Шамом угрожает постоянная опасность, но вместо того, чтобы отказаться от своих заблуждений и пойти на примирение, как сделали это племена джухайна и бану дамра, они распалились злобой и ненавистью еще больше, а их предводители твердо решили осуществить свои прежние угрозы и уничтожить мусульман в их собственных домах, и это безрассудство привело их к поражению в битве при Бадре.
В это время, а именно – в месяце ша‘бан второго года хиджры (февраль 624 г.н.э.), Аллах Всевышний велел изменить направление киблы с Иерусалима на Запретную мечеть в Мекке.
Шейх Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури
Перевод: канд. философских наук Нирша В. 
*********************************************************************************











Комментариев нет :

Отправить комментарий