понедельник, 23 ноября 2015 г.

Болезнь и исцеление! (14)

Любовь - это основа каждого деяния:
ложного и истинного
Поскольку любовь является основой каждого ложного и истинного деяния, то основой религиозных деяний является любовь к Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, подобно тому, как основа религиозных слов—это утверждение (веры) в Аллаха и его Посланника. Каждое желание, препятствующее совершенной любви к Аллаху и Его Посланнику и вытесняющее эту любовь или какое-нибудь сомнение, преграждающее к совершенному утверждению (веры) — является противодействующим основе веры или ослабляющим ее. Если же оно усилится, что будет противодействовать основе любви и утверждению, то оно станет неверием или великим многобожием, а если не будет ей противодействовать, то опорочит ее совершенство, и оставит в ней отпечатки слабости и немощности в решительных намерениях и просьбах. Она опускает завесу на связывающегося {с Аллахом), обрывает просящего и опрокидывает желающего, поэтому не будет правильной дружба кроме как с враждебностью, как сказал Всевышний об имамах, любящих единобожников (ханифов), который сказал своему народу:
"А присмотрелись ли вы к тому, чему вы поклонялись, вы и ваши древние отцы? Ведь они — враги мне, кроме Владыки миров". (Сура "Поэты", 75—77 аяты).
Не была правильной возлюбленному Аллаха эта дружба и хулля (любовь), кроме как с осуществлением этой враждебности, поистине, нет преданности, кроме как к одному Аллаху, и нет преданности Аллаху, кроме как с отречением от каждого объекта поклонения помимо Него. Так, Всевышний сказал:
"Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним. Вот сказали они своему народу: "Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, Мы не веруем в вас. Началась между нами и вами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха единого...". (Сура "Испытуемая", 4 аят).
И Всевышний сказал:
"И вот сказал Ибрахим своему отцу и народу: "Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, кто создал меня. Поистине, Он поведет меня по прямому пути!" И сделал он это словом, пребывающим в потомстве его, — может быть, они вернутся!". (Сура "Украшения", 26—28 аяты).
То-есть, он сделал эту дружбу ради Аллаха и это отречение от каждого объекта поклонения помимо Него — словом пребывающим в потомстве его, наследовать будут ее пророки и их последователи друг от друга, а это слова: "Нет бога [достойного поклонения], кроме Аллаха", и именно их завещал имам ханифов своим последователям до Судного Дня. Это слова, на которых держатся земля и небеса, на них создал Аллах все творения, и на них основана община, установлена кибла, и обнажены мечи джихада, и оно является чистым правом Аллаха на всех рабов, Это слова, удерживающие от кровопролития (имеется в виду принявшего ислам), от конфискации имущества и порабощения потомства в этом мире, они спасут от мучений могилы и ада. Они известны всем, и никто не войдет в рай кроме как с ней, и это такая вервь, кто не ухватится за нее, не достигнет Аллаха.
Это слово ислама, ключ к двору мира, по нему люди подразделяются на несчастного и счастливого, принятого и прогнанного. Ими отличается страна неверия от страны веры, и сделано различие между двором наслаждения и двором несчастий и унижений. Они являются колоннами, держащими Предписания и Сунну: "Чьими последними словами будут — нет бога, кроме Аллаха — он войдет в рай".
Суть этих слов и ее секрет: это признание Господа единственным божеством — велика хвала Ему, преосвященны Его имена и благословенно имя Его, возвышенно Его могущество и нет божества, кроме Него: в любви, возвеличивании, почитании, страхе, в надежде, сюда относится также полагание, покаяние, стремление к Нему и страх пред Ним. Любит раб только Его, а все, что любит помимо Него, то, поистине, любит он это соответственно Его любви, или из-за того, что это является средством к увеличению Его любви. Не надеется и не полагается ни на кого, помимо Него, не стремится ни к кому кроме Него, не страшится никого, кроме Него. Клянется только Его именем, дает торжественное обещание и кается только Ему, не повинуется ничему, кроме как Его повелению, предостерегается только от Него. В трудности просит помощи только у Него, и прибегает, ища убежище, только к Нему. Поклоняется только Ему, приносит жертву только ради Него и Его именем, и все это собирается в одной букве, а она: не поклоняться никому, кроме Него, всеми видами поклонения. Это и есть осуществление свидетельства, что нет бога, кроме Аллаха.
Поэтому запретил Аллах касаться огня того, кто засвидетельствовал истинным свидетельством, что нет бога, кроме Аллаха, и невозможно, чтобы вошел в Ад тот, кто осуществил подлинность этого свидетельства и стоял на ней, как сказал Всевышний:
"И тех, которые прямо стоят со своими свидетельствами". (Сура "Ступени", 33 аят).
Будет он стоящим со своим свидетельством в своем внешнем и внутреннем мире, в своем сердце и в своей форме; ведь, поистине, среди людей есть такие, чьи свидетельства являются мертвечиной, и такие, у кого свидетельство спящее, если будят его, то пробуждается, есть такие, чье свидетельство является лежащим, и такие, у кого ближе к поднятию, оно в сердце, подобно душе в теле. Душа бывает как мертвечина, бывает больной ближе к смерти, бывает ближе к жизни и здоровая душа, стоящая с благами тела.
В достоверном хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, я знаю слово, если ее скажет раб при смерти, то его душа найдет у этих слов дух". 
Поэтому жизнь души будет только с жизнью этого слова в ней, подобно тому, как жизнь тела бывает с присутствием там души, и соответственно тот, кто умрет на этих словах, будет благоденствовать в Раю. Тот, кто будет жить, осуществляя их и стоя на них, то его душа будет в вечном Раю, жизнь его будет самой прекрасной, как сказал Всевышний:
"А кто боялся предстать пред Господом своим и удерживал душу от страсти, то, поистине, прибежищем будет Рай". (Сура "Вырывающие", 40—41 аяты) и Рай станет его прибежищем в День встречи. Сад познания, любви, уединения с Аллахом, тоска по встрече с Ним, радость по Нему, довольствие Им и от Него — будет прибежищем его души в этом мире, и для кого этот рай будет прибежищем здесь, то вечный Сад станет для него прибежищем в День возвращения. А тот, кто лишился этого рая, то того Рая он тем более лишен; и праведники в блаженстве, даже если тяжелой и тесной была для них мирская жизнь, а распутники в Геенне, хоть и просторной была она для них, как сказал Всевышний: 
"Кто совершил благое — мужчина или женщина — и он верующий, Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду...". (Сура "Пчелы", 97 аят). Прекрасная жизнь—это сад мирской жизни, как сказал Всевышний:
"Кого пожелает Аллах вести прямо, уширяет тому грудь для ислама, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной...". (Сура "Скот", 125 аят).
Какое же блаженство прекрасней уширения груди?
И какое же мучение горче ее сужения?
Всевышний сказал: "О да, ведь для друзей Аллаха нет страха, и не будут они печалиться. Те, которые уверовали и были благочестивы,—для них — радостная весть в ближайшей жизни и в будущей. Нет перемены словам Аллаха, это — великий успех!". (Сура "Юнус", 62-64 аяты).  Поэтому у искренне верующего в Аллаха самая прекрасная жизнь среди людей, и самые блаженные мысли, самая расширенная грудь, самое радостное сердце, это и есть ближний рай, предшествующий будущему.
И сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, об этом рае: "Если будете проходить мимо садов рая, то остановитесь". Сподвижники сказали: "А что это за сады рая?", Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кружки поминания". Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Между моим домом и моим минбаром сад из Садов Рая".
И отсюда его слова — где его спросили о продолжительности поста, а он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Я не подобен вашему образу, и, поистине, я прибываю у своего Господа, Он меня кормит и поит".
Тем самым сообщил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что ему от его Господа дается пища, заменяющая пищу и питье, которые мы видим и чувствуем. И то, что с ним случается такое, свойственно только ему и ни с кем подобное этому не произойдет. Если он удержится от пищи и питья, то это заменится другим, благодаря которому он не будет нуждаться ни в чем , как было сказано:
Ее беседы занимают от питья
И отвлекают от еды,
От них светится лицо твое
А от твоих бесед нет прока.
Если она пожалуется на утомительную поездку,
То дух встречи начинает ей угрожать
В результате чего при возвращении она оживляется.
Всякий раз, когда существование какой-нибудь вещи полезнее рабу, и он нуждается в ней, то его страдания при ее потере будут очень сильны, и всякий раз, когда ее отсутствие полезней ему, то его мучения будут сильными из-за ее присутствия. Нет вещи абсолютно полезной рабу, чем обращение к Аллаху, занятие Его поминанием, наслаждение Его любовью, предпочтение Его довольствия, и даже нет ему жизни, блаженства, радости и веселья, кроме как с этим, а отсутствие этого причиняет ему самую большую боль и сильное мучение. Поистине, душа может не чувствовать эти страдания и боли по причине занятия чем-то другим и погруженности в другие дела, тем самым он не ощущает боль расставания с наилюбимыми и полезными для него вещами. Это наподобие пьяного, погруженного в свое опьянение, когда сгорели его дом, имущество, семья и дети, а он из-за своего состояния не чувствует боли этой потери и горе, когда он протрезвится и откроется ему завеса опьянения, и он очнется от спячки спиртного, тогда он реальнее оценит свое положение.
Такое же положение будет при снятии покрова и видении предвестников будущей жизни и наблюдении во время расставания с мирской жизнью, и переходе от нее к Аллаху, даже боли, горе и мучения будут там многократно сильнее. Поистине, пострадавший в мирской жизни надеется на исправление своего бедствия чем-то заменяющим это, и он знает, что поражен вещью отходящей (исправимой), не вечной; так как же тогда с тем, бедствию кого нет замены, и нет соотношения между ним и всей мирской жизнью? Если Аллах, Свят Он, предпишет ему смерть от этого горя и боли, то раб был бы достойным этого, и смерть обрывает самые великие мечты и доставляет самые великие горести, и это боль только лишь за упущения; так как же теперь, если здесь будут присутствовать страдания души и тела потусторонними видами (наказаний), что не соразмерить мерой?!
Благословен Тот, Кто обременил это слабое творение двумя великими страданиями, которые не смогли взвалить на себя громадные горы.
Теперь представь себе самую великую полюбленную тобою вещь в мирской жизни, да такую, без которой не будет приятной для тебя жизнь, и если в самый нужный для тебя момент ее заберут, каково будет твое положение? Однако ей есть замена; так как же с тем, чему нет замены? Как было сказано:
Для каждой утраченной вещи есть замена,
Но нет тебе замены в упущениях в праве Аллаха.
Как приводится в божественном высказывании: "О сын Адама, Я создал тебя для поклонения Мне, так не играйся же, Я гарантировал тебе пропитание, так не утруждай себя, о сын Адама! Повинуйся Мне и ты найдешь Меня, если найдешь Меня, то найдешь все. Но если же Я миную тебя, то все минует тебя, и Я любимей всего для тебя".

Любовь - это такая категория, у которой есть различные подвиды
Поскольку любовь является категорией, у которой есть различные подвиды, определяющиеся размером и качеством, и поэтому она в большей степени упоминается в праве Всевышнего Аллаха и в том, чем Он отличается и что подобает Ему из ее видов, где она не годится никому, кроме как Ему одному, например, в поклонении, раскаянии и т.п., и, поистине, поклонение не пригодно никому, кроме Него, и точно также раскаяние.
Любовь может упоминаться в чистом своем имени, как сказано в словах Всевышнего:
"...Аллах приведет людей, которых Он любит и которые любят Его". (Сура "Трапеза", 54 аят). И Его слова: "А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных; они любят их, как любят Аллаха. А те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха".
(Сура "Корова", 165 аят).
Одним из самых великих порицаемых видов любви является проявление любви к кому-то наряду с Аллахом, где любящий приравнивает в ней любовь к равным, которых он взял помимо Него.
А из самых великих хвалимых ее видов является любовь к одному Аллаху и любовь к тому, что Он полюбил. Эта любовь является основой счастья и ее вершиной, где никто не спасется от мучения, кроме как с нею.
А порицаемая любовь многобожия является основой несчастья и ее вершиной, где только ее обладатели будут пребывать в мучениях. Любящие, которые полюбили Аллаха и поклонялись только Ему одному, не придавая Ему сотоварищей, они не войдут в Ад, а кто из них по причине своих грехов войдет туда, навечно там не останется.
Ось Корана (вращается) вокруг этой любви и ее неотъемлемых частей и вокруг запрета другой любви и ее неотъемлемых частей, приводя примеры, сравнения для этих двух видов, упоминая рассказы о них и подробно описывая деяния этих видов, их приближенных и объектов их поклонения. Приводя Его сообщения о Его действиях с этими видами любви, об их положении в трех мирах: в мирской жизни, загробном и в постоянном мире; и Коран ниспослан с упоминанием этих видов любви.
Основа призыва всех посланников, мир им и приветствия, от первого до последнего — это поклонение одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей в ней; содержащая совершенство
любви к Нему, полное смирение и унижение перед Ним, почет и возвеличивание, а неотъемлемые части этого — повиновение и богобоязненность.
Как приводится в "Сахихах" из хадиса Анаса от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: "Клянусь тем, в чьей длани моя душа! Не уверует из вас никто, пока я не стану ему любимее, (чем) его сын, отец и все люди".
В "Сахих-уль Бухари" приводится, что однажды Умар ибн Хаттаб, сказал: "О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, ты мне любимей всего, кроме моей души", тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, возразил: "Нет, о Умар, пока я не стану любимей тебе,
чем твоя душа", Умар воскликнул: "Клянусь тем, который послал тебя с истиной, ты мне любимей, чем моя душа!", он сказал: "Вот теперь, о Умар".
Если так обстоит дело любви к его рабу и Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и обязательно ее выдвижение над любовью к человеку, к его сыну, отцу и всем людям; так что же тогда думаете о любви к Тому, Кто его послал, Свят Он и превелик, и об обязательности ее выдвижения над любовью ко всем тем, кто помимо Него?
Любовь Господа, Свят Он и Превелик, обособляется от любви других в своем размере и описании, и также признание Господа, хвала Ему, единственным божеством: поистине, со всего этого для него необходимо, чтобы Он стал рабу любимее, чем сын, отец, и даже чем его слух, зрение и душа, которая находится между его боками, тем самым любимым из всего этого будет истинное божество, которое и является объектом поклонения. Вещь иногда любят лишь за какую-то ее сторону, а возможно ради чего-то другого, и нет вещи, полюбленной за личность со всех ее сторон, кроме одного Аллаха и не годится божественность никому иному, кроме Него, и "Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы они". (Сура "Пророки", 22 аят).
Слово обожествление "та'аллюх" означает—любовь, повиновение и покорность.

Любовь - основа каждого движения в верхнем и нижнем мире
Основой каждого движения в верхнем и нижнем мире является любовь, она является их причиной, силой воздействия и конечной целью. Так происходит, потому что движение бывает трех видов: выборочное и вольное; естественное и принудительное.
Основа естественного движения — покой, тело двигается, если оно вышло из своей устойчивости и естественного состояния, оно двигается, чтобы вновь вернутся в свое исходное положение. Его выход из такого состояния и устойчивости происходит принуждающим фактором, приводящим его в движение, у него есть принудительное движение, где оно (тело) начинает двигаться двигающей и принуждающей причиной. Естественное же движение само по себе требует возвращения к своему исходному положению, и они оба принадлежат к принудительному движению, что и является основой этих двух движений.
А выборочное и вольное движение являются основой движения двух других, и они относятся к желанию и любви; тем самым движения всех трех принадлежат к воле и любви.
Доказательством ограниченности движений в этих трех состояниях является то, что если у двигающегося имеется ощущение движения, то оно — вольное, а если нет у него такого ощущения, то оно будет согласно с его естественным состоянием или же нет?
Первое •— естественное, а второе — принудительное.
Если подтверждено это, то значит, что на небесах и на земле и между ними движение небосвода, солнца, луны, звезд, ветров, облаков, дождей, растений, движение зародышей (эмбрионов) в утробе своих матерей — все это происходит посредством ангелов, распространяющих приказ и распределяющих повеления, как указывают на это тексты из Корана и Сунны. И вера в это из полнейшей веры в ангелов. Ведь, поистине, Аллах уполномочил в матку ангелов, в дождевую каплю, в растения, в ветры, в небосвод, солнце, луну, в звезды ангелов и на каждого раба Он уполномочил четырех ангелов —двух пишущих справа и слева, и двух охраняющих его спереди и сзади. Он также поручил ангелам принимать его душу и готовить ее к месту пребывания в Раю или в Аду, и также Он
уполномочил ангелов спрашивать и испытывать его в могиле, ее мучениями или блаженством. Ангелы погонят eго к месту собрания, когда он встанет из своей могилы. Также Он поручил ангелам мучить его в Аду или же давать ему наслаждения в Раю, уполномочил ангелов горам, облакам, чтобы они гоняли их туда, куда будет повелено, и поручил ангелам дождевую каплю, они низводят ее по воле Аллаха определенным количеством, как этого пожелает Аллах. Уполномочил ангелов, чтобы сажали райский Сад, и создавали условия ее обитателям, такие, как утварь, расстилали постели, готовили одеяния и заботились об этом, и также уполномочил ангелов в Ад.
Поэтому самое великое войско Аллаха—ангелы, слово (ангел) дает почувствовать, что он посланник, исполняющий чье-то повеление, нет у них из повеления ничего, наоборот, все повеление принадлежит Аллаху, а они распространяют приказ и распределяют ее по повелению и соизволению Аллаха, как сказал Всевышний, сообщая о них:
"Нисходим мы только по повелению Господа твоего; Ему принадлежит то, что пред нами и что позади нас и что между этим. Господь твой не забывчив!". (Сура "Марйам", 64 аят).
И Всевышний сказал: "Сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит, если только не после того, как дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит!". (Сура "Звезда", 26 аят).
Аллах, Свят Он, поклялся группой из числа ангелов, исполняющих Его повеления в творениях, и сказал: "Клянусь стоящими в ряд, прогоняющими упорно, читающими напоминание". (Сура "Стоящие в ряд", 1—3 аяты).  И сказал:
"Клянусь посылаемыми поочередно, и веющими сильно, и распространяющими бурно, и различающими твердо, и передающими напоминание, оправдание или предостережение!". (Сура "Посылаемые", 1—6 аяты).  Всевышний также сказал:
"Клянусь вырывающими с силой, извлекающими стремительно, плавающими плавно, опережающими быстро и распространяющими приказ!". (Сура "Вырывающие", 1—5 аяты).
А ведь мы уже упомянули смысл этого и секрет Его клятв в книге "Аксам-уль Кур'ан".
И если ты это познал, то все те проявления любви, движения, желания, действия — это их поклонение Господу земли и небес, и все естественные и принудительные движения его результат, если бы не любовь, то не вращался бы небосвод, не двигались бы огненные планеты, не дули бы подвластные ветры, не проходили бы несущиеся тучи, не двигался бы эмбрион в утробах матерей, не раскололи и не вырвались бы из семени различные виды растений, и не были бы беспокойными волны многоводных морей и не двигались бы ни распространяющие, ни распределяющие, и разные виды творений не восхваляли бы хвалой Создателя земли и небес, и того, что в них, и Свят Тот, кого: 
"Прославляют Его семь небес, и земля, и те, кто на ней. Нет ничего, чтобы не прославляло Его хвалой, но вы не понимаете прославления их. Поистине, Он — кроткий, прощающий!" (Сура "Перенес ночью", 44 аят).

У каждого живого (существа) имеются желание и любовь
Если познано это, то у каждого живого (существа) имеются желание и любовь и деяния согласно этому, основа движения каждого двигающегося — любовь и желание, и нет благосостояния существующим кроме как, если их движение и любовь будут Одному лишь их Создателю и Творцу, также как не существовали бы они, если бы Он Один их не создал.

Поэтому сказал Всевышний: "Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы они".  (Сура Пророки, 22 аят),
А ведь Всевышний, Свят Он, не сказал: "Если бы они были там, то стали бы несуществующими", и не сказал: "То были бы уничтожены", потому что Он, хвала Ему, способен оставить их (т.е. божества) в разрушающемся образе, однако невозможно, чтобы они были в благом образе и прямоте, за исключением, если один Аллах не будет их объектом поклонения и того, что они охватывают и успокаивается в них. Если бы у мира было два божества, то его порядок испортился бы предельной порчей, потому что каждое божество требовало бы борьбу с другим, возвышенность над ним и единственность в божественности, потому что соучастие — это недостаток, несовместимый с совершенством божественности, и божество не другого, то он и станет единственным божеством, а побежденный не будет богом. Но если же они не одолеют друг друга, следовательно, они беспомощны и имеют недостатки, и никто из них не будет полным божеством. Значит, обязательно над ними должен быть побеждающий бог, судья, в ином случае каждый бы из них ушел с тем, что он создал, и каждый требовал бы возвышенности над другим. В этом и есть разрушение дела небес и земли, и тех, кто в них. Как известно, страна распадается, если там будет два равных короля, жена же развратится, если у нее будут два супруга, и также верблюдица, если у нее будут два самца при оплодотворении.
Основа разрушения мира происходит только из-за противоречия королей и царей, вот поэтому в каждое время враги ислама только тогда страстно возжелали (уничтожить исламскую религию - прим.пер.), когда увеличивается количество правителей мусульман и их противоречие, где каждый из них отгораживается страной, и они начинают требовать возвышенности друг над другом.
Поэтому благосостояние небес и земли и их прямота, и упорядочивание дел творений в совершенном порядке - это из самых явных доказательств того, что нет бога, кроме одного Аллаха и нет у Него сотоварища, Ему принадлежит власть и хвала (Он оживляет и умерщвляет) и Он над каждой вещью мощен. Любой объект поклонения, начиная с Его трона и кончая местопребыванием на Его земле, является ложным, кроме Его великого Лика, как сказал Всевышний: "Аллах не брал Себе никакого сына, и не было с Ним никакого божества. Иначе каждый бог унес бы то, что он сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Хвала Аллаху, превыше Он того, что они Ему приписывают, ведающему сокровенное и явное; превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!".
(Сура "Верующие", 91—92 аяты).  И сказал:
"Разве взяли они богов с земли, которые оживляют? Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы они. Хвала Аллаху, владыке трона, превыше Он того, что они Ему приписывают! Не спрашивают Его о том, что Он делает, а их спросят".
(Сура "Пророки", 21—23 аяты).  И Всевышний сказал:
"Скажи: "Если бы были вместе с Ним боги, как они говорят, тогда бы они пожелали пути к обладателю трона". (Сура "Перенес ночью", 42 аят).
Было сказано (по поводу этого аята) его смысл: пожелали бы пути к Нему путем борьбы и покорения, как это делают правители друг с другом, и указывают на это Его слова в другом аяте: "И одни из них возвысились бы над другими". (Сура "Верующие", 91 аят).
Сказал наш шейх, да будет доволен им Аллах: "Правильный смысл этого - они пожелали бы пути к Нему приближением и повиновением; так как же теперь вы поклоняетесь им помимо Него? Если бы они были божествами, как они говорят, то были бы рабами Ему".
И он сказал: "На это указывает несколько сторон: Из них: слова Всевышнего:
"Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к их Господу, кто из них ближе, и надеются на Его милость и боятся Его наказания". (Сура "Перенес ночью", 57 аят).
То-есть те, которым вы поклоняетесь, помимо Меня, они Мои рабы подобно тому, как вы Мои рабы, вы надеетесь на Мою милость и боитесь Моего наказания, тогда почему же вы им поклоняетесь помимо Меня?
Второе: поистине. Всевышний. Свят Он, сказал (не употребив частицу '"аля" ): "пожелали бы пути над..", наоборот, Он сказал (употребив частицу "иля"):
"Тогда бы они пожелали пути к обладателю трона". (Сура "Перенес ночью", 42 аят).
Это слово (частица) применяется для приближения, как слова Всевышнего:
"Бойтесь Аллаха, ищите приближения к Нему...". (Сура "Трапеза", 35 аят).
А что касается борьбы, то, поистине, оно применяется с частицей '"аля" (имеющий смысл над, против — прим.пер.), как Его слова: "И если они покорятся вам, то не ищите пути против них". (Сура "Женщины", 34 аят).
Третье: они не сказали, что их боги победят Его и потребуют возвышенности над Ним, и Он, хвала Ему, уже сказал: "Скажи: "Если бы были вместе с Ним боги, как они говорят".
(Сура "Перенес ночью", 42 аят).
Они только говорили, что их боги ищут приближения к Нему и приближают их к Аллаху, а ведь Он им ответил: "Если бы дело обстояло так, как вы утверждаете, то стали бы те боги рабами Ему; так почему же вы поклоняетесь Его рабам помимо Него?!".

Последствия любви, её принадлежности, составные части и её положения
У любви имеются последствия, принадлежности, составные части и положения, все равно хвалимые они были или порицаемые, полезные или вредные: из радости, вкушения, сладости, тоски, веселья, связи с возлюбленным и близости к нему, удаления от него и ухода, препятствия и оставления, радости и веселья, плача и печали и другие ее положения, и составные части.
Хвалимая любовь — это любовь полезная, которая доставляет своему обладателю то, что принесет ему пользу в мирской жизни и в будущей. Эта любовь есть символ счастья, а ее противоположность, именно она и доставляет своему обладателю то, что принесет ему вред в мирской жизни и будущей, и является символом его несчастья.
Известно, что живое разумное существо не выбирает то, что ему принесет вред и сделает его несчастным, ведь, это исходит от невежества и несправедливости. Душа иногда желает то, что ей принесет вред и не даст пользы, а это несправедливость человека по отношению к себе; или же потому, что она не ведает о состоянии ее возлюбленного, что она желает вещь и любит ее, не ведая о том, какой вред в этом. Таково положение тех, кто без знания последовал за своими страстями, а что касается знающей (души), которая осведомлена о том, что в этой любви есть вред, однако вопреки этому она предпочитает свои страсти над своими знаниями, а возможно, что ее любовь состоит из двух вещей:
Порочного убеждения, и порицаемой страсти.
Таково положение тех, кто последовал за предположениями и тем, чего желают души; поэтому разложенная любовь происходит только из-за невежества, порочного убеждения, преобладающих страстей или того, что было построено из этого. Некоторые из них содействуют друг другу и создают сомнения и страсти, производя такие сомнения, где истина кажется ложью, приукрашивают ему дело возлюбленного, а страсти зовут к его получению, и борется армия сомнения и страстей с армией разума и веры, и победа будет принадлежать сильнейшей из них.
Если познано это, то составные части всех видов любви, их положения будут положением того, за кем следуют. Полезная хвалимая любовь, именно она является символом счастья раба и все ее составные части полезны ему, ее положения будут состоянием того, за кем последовали; если он будет плакать оно принесет ему пользу, если опечалится, также принесет пользу, если будет радоваться тоже даст пользу, если будет угнетенным, то это будет ему в пользу, если будет довольным и это ему в пользу; и он будет пребывать в (блаженстве) в уровнях любви и ее положениях, в увеличении, прибыли и приближении.
Любовь же порицаемая и вредная, все ее составные части и последствия вредны своему обладателю, отдаляет его от Господа, и как бы он ни изворачивался в ее последствиях и ни спускался бы на ее уровни, он всегда будет в убытке и отдалении.
Таково положение каждого действия, происходящего от повиновения и ослушания, и все, что происходит от повиновения, то это увеличение для ее обладателя и приближение, а все то, что происходит от ослушания, то это убыток ее обладателю и отдаленность, как сказал Всевышний:
"Это - потому, что жажда, усталость и голод, постигающие их на пути Аллаха, и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно запишутся им как добрые дела. Воистину, Аллах не теряет вознаграждения творящих добро. Какое бы большое или скудное пожертвование они ни делали, какую бы долину они ни пересекали, это записывается им, дабы Аллах воздал им большим, чем то, что они совершили". (Сура "Покаяние", 120—121 аяты).
В первом аяте Аллах, Свят Он, сообщает, что за то, что происходит от их повиновения и действий пишется им благое дело. А во втором Он сообщает, что им пишутся только те их благие деяния, которые они совершали. Разница между ними в том, что первое не является их действием, а произошло от этого действия, и было записано им за это благодеяние, а второй — чистый плод их деяний, и он им был записан. Пусть поразмышляет жертва любви над этим разделом должным образом, чтобы узнать, что за него и что против:
Узнает он в День представления,
Какой товар он потерял, и что
Он получил после взвешивания.
Любовь и желание - основа каждой религии
Поскольку любовь и желание являются основой каждого действия, как это уже предшествовало, также они являются основой каждой религии, все равно были ли они истинной или ложной, ведь, поистине, религия - это внутренние и внешние деяния, а любовь и желание - основа всего этого. Религия - это повиновение, поклонение и нрав, тем самым это необходимое постоянное повиновение, которое стало нравом и обычаем, вот поэтому нрав был прокомментирован религией, в словах Всевышнего:
"И, поистине, ты — великого нрава". (Сура "Письменная трость", 4 аят).
Сказал имам Ахмад, упоминая от ибн 'Уяйна, что Ибн Аббас говорил: "Поистине, ты стоишь на пути к великой религии". Была спрошена Аиша о нраве Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и она ответила: "Нравом его был Коран".
Религия содержит в себе смысл унижения и покорения, и также имеет значение смирения, покорности и повиновения; поэтому она бывает сверху вниз, как говорится: "я его принизил, и он унизился", что означает, я его покорил, и он унизился.  Сказал поэт:
Он опустил облака, когда
Им была ненавистна низость
И стали они в величии и борьбе.
И бывает снизу вверх, как говорится: "ты подчинился Аллаху, и я покорился Аллаху" или же говорят: "такой-то не повинуется Аллаху должным повиновением", или "не покоряется Аллаху должным покорением". Смысл слова даана-Ллах означает — повиновался Аллаху, полюбил Его и страшился Его, а значение слов даана-Лиллахи означает — покорился Ему, подчинился, унизился и последовал по Его пути.
Для внутренней религии непременно такие вещи, как любовь и покорность, и они в одинаковой степени рассматриваются как поклонение, в отличие от внешней религии, поистине, оно не вызывает необходимости любви, даже если присутствует в ней явное
следование и унижение.
Аллах, Свят Он и Превелик, назвал Судный день как "йяуму-д-дин", ведь это День, когда будут придавать людей суду за их деяния. Если они были благими, то благими воздаяниями, если скверными, то плохими воздаяниями, а это (т.е. смысл слова "йяуму-д-дин") содержит в себе смысл их воздаяния и расчета, поэтому оно прокомментировано как День воздаяния и расчета.  Всевышний сказал: "Почему же вы, если вы действительно не получите воздаяние, не вернете её, если вы говорите правду!". (Сура "Падающее", 86—87 аяты),
то-есть, почему бы вам не вернуть душу на ее место, если вы не подчиненные, не побежденные и не под воздаянием.
Этот аят нуждается в комментарии, поистине, он приведен доводом для опровержения их отрицания воскрешения и расчета. Необходимо чтобы указатель требовал своего значения, да так, чтобы представление от него перешло к значению, из-за тесной связи между ними. И каждое обязанное и есть указатель необходимого, без надобности в обратном.
Доказательство: поистине, если они станут отрицать воскрешение и возмездие, то они уже стали неверующими в их Господа, и стали этим отрицать Его мощь, господство и мудрость. Таким образом, или они признают, что у них есть Господь — побеждающий их, распоряжающийся ими как пожелает, умерщвляющий и оживляющий, если пожелает, повелевающий и воспрещающий, воздающий благом праведному из них и наказывающий грешного, но если они не признают Господа, то это их дело. Если они признают Его, то уверуют в воскрешение и собрание, в повелевающую и воздающую религию, если же станут отрицать Его и будут неверными, следовательно, они утверждают, что не подвластны, не судимы, и что нет у них Господа, который распоряжается ими как пожелает. Способны ли они отвести смерть от себя, когда она к ним подступит и вернуть душу на ее место, когда она достигнет горла?!
Это обращение для присутствующих, и для тех, кто при смерти, в момент, когда они будут наблюдать за его смертью, т.е. если у вас есть способность и распоряжение, и вы не подвластны, не подчинены Покоряющему, Мощному, почему бы вам не вернуть его душу на свое место. Он проводит над вами свои законы, осуществляет в вас Свои повеления, а это доказывает их предельную беспомощность, когда разъяснилась их неспособность вернуть всего одну душу с одного места на другое, (и не смогут это сделать), даже если и соберутся
для этого обремененные (джинны и люди).
О, какое же в этом знамение, указывающее на Его Господство, Свят Он, единственность, Его распоряжение среди Своих рабов, осуществление и протекание Его законоположений в них.
Религия бывает двух типов: религия заповедно-повелительная и расчетно-карательная, оба они принадлежат Одному Аллаху; поэтому вся религия принадлежит Аллаху с повелением и воздаянием, а любовь является основой каждой из этих религий. Чтобы не заповедовал Всевышний, Свят Он, и повелел, значит, Он это любит и доволен этим, а чтобы не запретил, то это Ему противно и ненавистно из-за ее несовместимости с тем, что Он любит и чем доволен. Ведь, поистине, Он любит обратное этому, и поэтому вся повелительная религия возвращается к Его любви и довольствию.
Религия раба принадлежит Аллаху и, поистине, она принимается, если исходит от любви и довольствия, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Вкусит вкус веры тот, кто стал довольным Аллахом как Господом, исламом как религией и Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, как посланником".
Вот эта религия, стоящая с любовью, по ее причине она заповедана, из-за нее введены законоположения, на ней она основана. Также Его карательная религия, она содержит воздаяния праведному за его праведность, и грешнику за греховность, и каждый из этих двух вещей любимо Господом, они являются Его справедливостью и милостью (фадль), и оба они из качеств Его совершенства, а Он, хвала Ему, любит Свои качества и имена и того, кто их любит.
Каждый из этих двух типов религий является Его прямым путем, на котором Он сам, хвала Ему, и Он на прямом пути: в Своем повелении, запрете, награждении и наказании, как сказал Всевышний, сообщая о своем пророке Худе, мир ему и приветствия, что он сказал своему народу:
"Я призываю в свидетели Аллаха, засвидетельствуйте же вы, что я непричастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи, кроме Него. Хитрите же против меня все, а потом не выжидайте меня. Вот я положился на Аллаха, моего Господа и вашего Господа. Нет ни одного животного, которого Он не держал бы за хохол. Поистине, Господь мой — на прямом пути!". (Сура "Худ", 54—56 аяты).
Когда пророк Аллаха Худ, мир ему и приветствия, узнал, что Его Господь на прямом пути в Своем творении, повелении и запрете, в воздаянии и наказании, в непреложном приговоре и предопределении, в лишении и даровании, в исцелении и бедствии, в содействии и оставлении без помощи. В этом Он не выходит из необходимости Своей совершенной святости, которую требуют Его имена и качества, из справедливости, мудрости, милости, благодеяния, щедрости,
размещения награды в нужных местах, а наказания в соответствующих ему местах, размещения содействия и оставления без помощи, дарований, лишений, наставлении и сбивании, и все это в подходящие им места и области—да так, где Он заслуживает за это совершенную хвалу и славу — причиной всего этого послужило Его знание и познание; и вот он воззвал открыто перед своим народом твердым духом, бесстрашным сердцем, и более того всецело отдаваясь Аллаху:
"Я призываю в свидетели Аллаха, засвидетельствуйте же вы, что я непричастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи, кроме Него. Хитрите же против меня все, а потом не выжидайте меня. Вот я положился на Аллаха, моего Господа и вашего Господа. Нет ни одного животного, которого Он не держал бы за хохол. Поистине, Господь мой — на прямом пути!". (Сура "Худ", 54—56 аяты).
Затем он сообщил об общности Его мощи и неодолимости всеми теми, кто помимо Него, и униженности каждой вещи перед Его величием, сказав: "Нет ни одного животного, которого Он не держал бы за хохол. Поистине, Господь мой — на прямом пути!" Так как же я буду бояться того, чей хохол в руках Другого, и он в Его длани и под Его мощью и властью! Такое является самым крайним невежеством и омерзительной несправедливостью?!
Затем он сообщил, что Аллах, Свят Он, на прямом пути, во всем том, что Он приводит и соразмеряет, так пусть же раб не боится его притеснения и несправедливости, и я не буду бояться всего того, что помимо Него, ведь, поистине, его хохол в Его длани, я не боюсь его
притеснения и несправедливости, потому что Он на прямом пути, Он, хвала Ему, воплощает в Своем рабе Свои законы, Его непреложные приговоры справедливы в нем, Ему принадлежит власть и хвала, Его распоряжение среди рабов не выходит за (рамки) справедливости и милости (фадль). Если Он даровал и уважил, наставил и содействовал, то это по (причине) Его милости и щедрости, а если Он лишил и унизил, сбил и оставил без помощи, сделал несчастным, то это по Его справедливости и мудрости, и Он на прямом пути в этом и в том.
В достоверном хадисе: "Чтобы не постигло раба из грусти или печали, и он скажет: "О Аллах, поистине, я - раб Твой, и сын раба Твоего и сын рабыни Твоей, мой хохол в Твоих руках, во мне протекают Твои законы, справедлив ко мне Твой непреложный приговор, прошу у Тебя, о Аллах, всеми именами, принадлежащими Тебе, которыми Ты назвал Самого Себя, или же низвел Ты в своей Книге, или научил их кому-то из Твоих созданий, или же оставил в знаниях сокровенных у Тебя; чтобы ты сделал великий Коран весной моего сердца, светом моей груди, причиной ухода моей печали и удаления моей тревоги и скорби", как удалит Аллах его печаль, тревогу и заменит их облегчением, сподвижники сказали: "О посланник Аллаха! Почему бы нам их не выучить?". Он ответил: "Да, конечно, тому, кто их услышал, следует научиться им".
И это охватывает закон Господа бытия и повеления и Его непреложный приговор, который бывает по выбору раба и не по его воле. Оба эти положения протекают в Его рабе, и эти непреложные приговоры справедливы к нему. Данный хадис выведен из вышеприведенного аята и между ними самая близкая связь.

Имам Мухаммад бин Абу Бакр ибн Къаййим аль-Джаузиййа (рахимахуЛлах) 
*********************************************************************************




































































































































































































































































































































































Комментариев нет :

Отправить комментарий