пятница, 4 декабря 2015 г.

Жизнь Пророка ! (8)

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ПЕРИОД МЕЖДУ БИТВАМИ ПРИ БАДРЕ И УХУДЕ
Битва при Бадре стала первым вооруженным столкновением между мусульманами и многобожниками. По сути дела эта битва стала решающим сражением, в котором мусульмане одержали безусловную победу, свидетелями чего были все арабы. Больше всего исходом этой битвы были недовольны те, кто понес непосредственные серьезные потери, иначе говоря, многобожники или же те, кто считал победу мусульман сокрушительным ударом по своей религии и экономическому положению, то есть иудеи. По этой причине с тех пор, как мусульмане одержали победу при Бадре, представители двух этих групп затаили ненависть по отношению к ним, о чем в Коране сказано так: “И ты непременно увидишь, что наибольшую враждебность по отношению к уверовавшим (будут проявлять) иудеи и многобожники”. (“Трапеза”, 82) У каждой из этих групп в Медине были свои приспешники, которые приняли ислам после того, как у них не осталось никакого иного способа сохранить уважение людей. К их числу относился и Абдуллах бин Убайй со своими товарищами, и эта третья группа ненавидела мусульман не меньше, чем две первые.
Была еще и четвертая группа, к которой относились кочевавшие в районе Медины бедуины. Эти люди, жившие за счет грабежа, не интересовались вопросами веры и неверия, однако их охватило волнение, так как они стали опасаться того, что в Медине возникнет сильное государство, которое помешает им и впредь добывать себе пропитание с помощью грабительских набегов. Ввиду этого они возненавидели мусульман и стали враждовать с ними.
Таким образом, опасности окружали мусульман со всех сторон, но каждая из вышеупомянутых групп проявляла себя по отношению к мусульманам по-разному, действуя в соответствии с тем, что, как она считала, позволит ей добиться ее целей.
Если некоторые люди в самой Медине и ее окрестностях приняли ислам для вида, втайне занимаясь организацией всевозможных заговоров, интриг и провокаций, то часть иудеев проявляла враждебность открыто и не скрывала своей ненависти по отношению к мусульманам. Что же касается мекканцев, то они грозились нанести решающий удар и отомстить за поражение, открыто собирая силы, и все их дела указывали на то, о чем поэт сказал так:
Обязательно настанет памятный день,
после которого долго буду слышать я голоса плакальщиц!
И через некоторое время по Медине действительно был нанесен сильный удар, известный в истории как битва при Ухуде и способствовавший понижению авторитета мусульман среди арабов.
Поход на племя бану салим (поход на аль-Кудр)
После победы при Бадре первыми данными мединской разведки, которые были доложены Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, стали сведения о том, что племя бану салим из группы племен гатафан концентрирует свои силы для нападения на Медину. Узнав об этом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во главе двухсот всадников сам неожиданно напал на них в том месте их обитания, которое называлось аль-Кудр. Люди из племени бану салим бежали, бросив в вади пятьсот верблюдов, которые были захвачены воинами из Медины. Посланник Аллаха отделил пятую часть этих верблюдов, а остальных разделил между участниками похода, каждому из которых досталось по два верблюда. Кроме того, в плен был захвачен раб по имени Йасар, которого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил на свободу. После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел на этом месте три дня, а затем вернулся в Медину.
Этот поход состоялся в месяце шавваль второго года хиджры, через семь дней после возвращения мусульман из Бадра. Во время этого похода за старшего в Медине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по одним сведениям, оставил Сиба‘а бин ‘Арфата, а по другим – Ибн Умм Мактума, да будет доволен Аллах ими обоими.

ЗАГОВОР С ЦЕЛЬЮ УБИЙСТВА ПРОРОКА,
 да благословит его Аллах и приветствует
Одним из результатов поражения курайшитов в битве при Бадре стало то, что многобожников охватила ярость. Вся Мекка как один человек кипела гневом на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в конце концов двое мекканских храбрецов решили положить конец расколу и распрям и уничтожить причину своего унижения, которой они считали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
По прошествии недолгого времени после битвы при Бадре в аль-Хиджре встретились друг с другом “Умайр бин Вахб аль-Джумахи и Сафван бин Умаййа. “Умайр был одним из шайтанов среди курайшитов и преследовал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, когда они находились в Мекке, а его сын, Вахб бин ‘Умайр, при Бадре попал в плен. Они вспомнили об убитых курайшитах, а потом Сафван сказал: “Клянусь Аллахом, нет в жизни блага после их гибели!”
“Умайр сказал ему: “Клянусь Аллахом, ты говоришь правду! И, клянусь Аллахом, если бы не долг, который я не могу вернуть, и не дети, которые без меня пропадут, я бы поехал к Мухаммаду, чтобы убить его, тем более что для приезда к ним у меня есть и другая причина, ведь мой сын находится у них в руках!”
Сафван решил использовать этот случай и сказал: “Я верну этот долг за тебя, а твоя семья будет находиться вместе с моей, и я стану заботиться обо всех твоих близких, пока они живы, и буду делать для них все, что в моих силах”, и тогда “Умайр сказал ему: “Никому не говори о нашем разговоре”, а Сафван пообещал хранить молчание.
После этого ‘Умайр велел наточить свой меч и смазать его ядом, а потом двинулся в путь и добрался до Медины. Когда он опускал на колени свою верблюдицу у ворот мечети, его увидел ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, который вместе с другими мусульманами говорил о том, как Аллах почтил их в день Бадра. ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Этот пес – враг Аллаха, и он явился сюда только с дурными намерениями!” – а потом он зашел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О Пророк Аллаха, сюда явился опоясанный мечом враг Аллаха ‘Умайр”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: “Приведи его ко мне”, и ‘Умайр вошел, что же касается ‘Умара, то он схватил его за перевязь меча и сказал ансарам: “Войдите к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сядьте рядом с ним и охраняйте его от этого мерзавца, ибо ему верить нельзя!” – а потом и сам вошел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что ‘Умар держится за перевязь меча у шеи ‘Умайра, он велел: “Оставь его, о ‘Умар, а ты подойди поближе, о ‘Умайр”. После этого ‘Умайр приблизился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Да будет ваше утро благословенным”, на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах почтил нас более хорошим приветствием, чем твое, о ‘Умайр, приветствием обитателей рая “Салям” (мир)”.
Потом он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что привело тебя сюда, о ‘Умайр?” ‘Умайр сказал: “Я приехал из-за того пленника, который находится у вас в руках, чтобы вы хорошо обращались с ним”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А зачем тебе меч, который привязан к твоей шее?” ‘Умайр сказал: “Да проклянет Аллах его вместе с другими мечами! Разве они избавили нас хоть от чего-нибудь?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Скажи мне правду, что привело тебя к нам?” ‘Умайр ответил: “Я пришел только ради этого.” Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Но ты ведь встречался в аль-Хиджре с Сафваном бин Умаййей, и вы вспоминали курайшитов, трупы которых сбросили в колодец, а потом ты сказал: “Если бы не мой долг и не дети, то я бы поехал в Медину, чтобы убить Мухаммада!” – а после этого Сафван пообещал вернуть твой долг и позаботиться о твоих детях, чтобы ты убил меня! Но Аллах не даст тебе осуществить этого!”
Тут ‘Умайр воскликнул: “Свидетельствую, что ты – Посланник Аллаха! О Посланник Аллаха, мы действительно считали ложью то, что ты сообщал нам, и те откровения, которые ниспосылались тебе свыше, но при этом разговоре присутствовали только я и Сафван, и, клянусь Аллахом, теперь я верю, что все это ниспосылал тебе только Аллах! Хвала же Аллаху, Который привел меня к исламу и направил меня этим путем!” – после чего он принес свидетельство истины, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Научите вашего брата Корану и отпустите на свободу его пленника”.
Что же касается Сафвана, то он говорил людям: “Радуйтесь тому, о чем вы скоро узнаете и что заставит вас забыть о случившемся в Бадре!” – и расспрашивал путников об ‘Умайре до тех пор, пока кто-то из них не сообщил ему о том, что он принял ислам, и тогда Сафван поклялся, что никогда не заговорит с ним и не будет делать ему ничего хорошего.
А через некоторое время ‘Умайр вернулся в Мекку и стал жить там, призывая людей к исламу, и через него многие люди приняли эту религию.

Столкновение с племенем бану кайнука
Ранее мы уже приводили пункты договора, который Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил с иудеями. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, очень старался соблюдать этот договор, и мусульмане действительно не делали ничего такого, что противоречило бы хотя бы одной букве его текста, однако иудеи уже очень скоро нарушили его.
Причина раздора
Ибн Исхак пишет:
– Однажды Шас бин Кайс, иудей весьма преклонного возраста, проходил мимо группы сподвижников Посланника Аллаха, из числа ауситов и хазраджитов, которые собрались в одном месте и о чем-то разговаривали друг с другом. Увидев, что между ними царят мир и согласие, к чему они пришли благодаря исламу после той вражды, что разделяла их во времена джахилиййи [времена до-исламского невежества], Шас почувствовал раздражение и сказал: “Бану кайля объединились в этом городе! Нет, клянусь Аллахом, мы не сможем жить с ними, если будут они единодушны!” – после чего велел одному молодому иудею, который шел вместе с ним: “Иди и сядь вместе с ними, а потом напомни им о битве при Бу`асе и о том, что присходило до нее, и почитай им стихи, которые они тогда произносили”. Он так и сделал, после чего люди заговорили об этом и стали спорить и похваляться друг перед другом, и в конце концов двое людей, живших в разных кварталах города, в порыве гнева встали на колени и сказали: “Если хотите, мы снова начнем войну!” И тогда гнев охватил обе группы, и люди сказали: “Мы назначаем вам встречу на харре, и пусть наш спор рассудит оружие!” – и они двинулись туда, в результате чего действительно чуть не началась война [так наущает шайтан, и действует через своих шайтанов из людей].
Об этом узнал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который пошел к ним вместе со своими сподвижниками из числа мухаджиров и сказал: “О мусульмане, устыдитесь Аллаха! Неужто вы все еще прислушиваетесь к словам времен джахилийи, несмотря на то, что я нахожусь среди вас, и после того, как Аллах указал вам путь к исламу, и почтил вас им, и отделил вас им от джахилийи, и спас вас им от неверия, и привел к согласию ваши сердца!?”
После этого людям стало ясно, что это было наущение шайтана и козни их врага, они заплакали, и ауситы стали обниматься с хазраджитами, а потом они ушли оттуда вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проявляя покорность ему. Так Аллах погасил огонь, разожженный кознями врага Аллаха Шаса бин Кайса.
Это событие является характерным примером действий иудеев, пытавшихся спровоцировать волнения, натравить людей друг на друга и создать препятствия на пути распространения исламского призыва. Для достижения этой цели они разрабатывали разные планы, распуская ложные слухи или заявляя о том, что уверовали в начале дня и возвращаясь к неверию в конце его, и все это делалось для того, чтобы посеять семена сомнения в сердцах слабых людей. Они старались всячески осложнять жизнь тех верующих, которые были связаны с ними экономическими отношениями. Если верующий был что-то должен им, они требовали уплаты долга днем и ночью, если же должны были иудеи, то они отделывались отговорками и не возвращали того, что должны были отдать, говоря: “Мы были должны тебе, когда ты исповедовал религию твоих предков, но если ты стал вероотступником, ты ничего от нас не получишь!”
Они занимались подобными делами до битвы при Бадре, несмотря на договор, который заключили с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, терпеливо сносили это, надеясь на то, что они образумятся, и стремясь к сохранению мира и спокойствия в Медине и ее окрестностях.

Бану кайнука нарушают условия договора
Когда иудеи увидели, что Аллах помог верующим одержать победу при Бадре, после чего они обрели славу, силу и уважение в сердцах всех арабов, стало ясно, какую сильную ярость они испытывают, а их враждебность по отношению к мусульманам приняла открытые формы. Самым злобным ненавистником мусульман, причинившим им больше всего зла, был Ка‘б бин аль-Ашраф, о котором мы еще поговорим, а больше всего зла из трех групп иудеев в целом им причинили иудеи из племени бану кайнука. Они жили в самой Медине, в одноименном квартале и в основном занимались изготовлением ювелирных украшений и сосудов. Кроме того, среди них было много кузнецов, чем и объяснялось наличие у всех их мужчин большого количества оружия. Количество их бойцов достигало семисот человек, из всех иудеев Медины они отличались наибольшей отвагой, и они первыми нарушили условия договора.
После того как Аллах даровал мусульманам победу в битве при Бадре, произвол иудеев усилился, они стали провоцировать мусульман еще чаще, сеяли среди них смуту, насмехались над ними, наносили обиды каждому мусульманину, появлявшемуся на их рынке, и в конце концов принялись преследовать их жен.
Когда дело стало принимать серьезный оборот, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собрал их, обратился к ним с увещаниями, призвал их образумиться и вернуться к пути истинному и предостерег их от опасных последствий произвола и враждебности, однако все это только усилило их злобу и заносчивость.
Абу Дауд и другие мухаддисы приводят хадис, в котором сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– После того как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разбил курайшитов в день Бадра и прибыл в Медину, он собрал иудеев на рынке бану кайнука и сказал им: “О иудеи, примите ислам, пока не постигло вас то же, что постигло курайшитов!” Они сказали: “О Мухаммад, не обольщайся тем, что ты уничтожил толпу курайшитов, неискушенных в военных делах. Если бы ты сразился с нами, то узнал бы, что мы за люди, и понял, что таких ты еще не встречал!” – и тогда Аллах Всевышний ниспослал нижеследующие аяты: “Скажи тем, которые не уверовали: “(Скоро) будете вы побеждены и собраны в ад, а (это) – скверное ложе!” ~ Знамением для вас была встреча двух отрядов (в бою): один сражался на пути Аллаха, а другой (состоял из тех, кто) не веровал. (Верующие) своими глазами увидели, что их вдвое больше (, но) Аллах оказывает поддержку тем, кому пожелает. Поистине, в этом – назидание для имеющих глаза”. (“Семейство Имрана”, 12–13)
Ответ бану кайнука был равнозначен открытому объявлению войны, однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сдержал свой гнев, а мусульмане проявили выдержку и стали следить за дальнейшим развитием событий.
Что же касается иудеев из племени бану кайнука, то они осмелели еще больше и не упускали ни одной возможности, чтобы не разжечь в Медине какие-нибудь волнения, чем сами подписали себе смертный приговор.
Ибн Хишам приводит сообщение Абу ‘Ауна, передавшего, что как-то раз одна арабка принесла свой товар на рынок бану кайнука и продала его там, а потом села рядом с каким-то ювелиром. Иудеи стали добиваться от нее, чтобы она открыла лицо, но она отказалась сделать это, а этот ювелир незаметно подобрался к ней сзади и привязал края ее одежды к ее спине, и когда она поднялась со своего места, срам ее обнажился, иудеи стали смеяться над ней, а она закричала. Тогда один из мусульман бросился на этого ювелира, который тоже был иудеем, и убил его, а иудеи набросились на этого мусульманина и убили его. После этого члены семьи убитого мусульманина призвали других мусульман на помощь против иудеев, и между ними и иудеями из бану кайнука произошла стычка.

Осада, капитуляция и выселение
После этого терпение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, иссякло, он оставил в Медине за старшего Абу Любабу бин ‘Абд аль-Мунзира, да будет доволен им Аллах, вручил знамя мусульман Хамзе бин ‘Абд аль-Мутталибу, да будет доволен им Аллах, и повел воинов Аллаха на квартал бану кайнука. Увидев его, они укрылись в своих укреплениях, а мусульмане взяли их в плотное кольцо осады, что произошло в субботу, в середине месяца шавваль второго года хиджры. Эта осада продолжалась пятнадцать дней до наступления месяца зу-ль-када, после чего Аллах внушил сердцам иудеев страх, который Он всегда внушает сердцам тех, кого хочет оставить без помощи и обречь на поражение. Они сдались на милость Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со всеми своими рабами, имуществом, женами и детьми, и по велению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, им связали руки.
В этот момент Абдуллах бин Убайй бин Салюль показал себя как лицемер, так как принялся настойчиво добиваться от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он простил их. Он сказал: “О Мухаммад, окажи благодеяние моим покровителям!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не дал ему ответа сразу, и тогда Ибн Убайй стал повторять свои слова. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвернулся от него, но он схватился его за панцирь, и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Отпусти меня!” – и разгневался так, что лицо его потемнело, а потом снова сказал: “Горе тебе, отпусти меня!” Однако этот лицемер продолжал настаивать и сказал: “Нет, клянусь Аллахом, я не отпущу тебя, пока ты не окажешь милость моим покровителям, ибо четыреста их воинов без доспехов и триста в доспехах защищали меня ото всех на свете, а ты хочешь разом избавиться от них! Клянусь Аллахом, я опасаюсь дурных последствий этого!”
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проявил уважение к этому лицемеру, который притворно принял ислам всего лишь за месяц до этого, и ради него сохранил им жизнь, но велел им покинуть Медину и не селиться поблизости от нее, и они переселились в Азриат на территории Шама, где прожили лишь недолго, после чего большая часть их погибла.
Посланнику Аллаха досталось их имущество, из которого он взял себе три лука, два панциря, три меча и три копья, а потом отделил пятую часть добычи, сбором которой занимался Мухаммад бин Маслама, да будет доволен им Аллах.
Поход савика
Пока Сафван бин Умаййа, иудеи и лицемеры плели интриги и занимались своими делами, Абу Суфйан обдумывал, как бы побыстрее организовать то, что могло привести лишь к небольшим потерям, но имело бы очевидный эффект, позволило бы его соплеменникам сохранить то место среди арабов, которое они занимали прежде, и показать всем, какой силой они обладают. Абу Суфйан дал обет, что не станет омывать голову после осквернения до тех пор, пока не пойдет походом на Мухаммада, и через некоторое время действительно двинулся в путь во главе двухсот всадников во исполнение своего обета. Он добрался до середины вади Канат и остановился у горы Наййиб, расположенной на расстоянии одного или двух переходов от Медины, однако не осмелился открыто напасть на Медину, а занялся тем, что больше всего напоминало собой разбой. Под покровом ночи он тайно проник на окраины Медины, явился к Хуйаййу бин Ахтабу и попросил открыть ему двери, однако тот испугался и отказался открывать ему, Абу Суфйан направился к вождю племени бану ан-надир Саляму бин Машкаму, являвшемуся также и хранителем их казны. Он попросил разрешения войти, и тот впустил его, оказав ему гостеприимство и напоив вином. Он все рассказал Абу Суфйану, который в конце ночи вернулся к своим товарищам и отправил часть их в набег на предместье Медины аль-‘Урайд. Они вырубили и сожгли пальмы, а, обнаружив там одного из ансаров и его товарища, которые находились на их общем участке, убили их, после чего поспешно бежали в Мекку.
Узнав об этом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бросился в погоню за Абу Суфйаном и его товарищами, однако они убегали очень быстро и выбросили по дороге большое количество савика из своих припасов, чтобы ехать налегке, и в конце концов им удалось ускользнуть. Преследуя их, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, добрался до Каркарат аль-Кудр, а потом вернулся обратно. Этот поход, получивший название “поход савика”, был предпринят в месяце зу-ль-хиджжа второго года хиджры через два месяца после битвы при Бадре. Во время этого похода за старшего в Медине был оставлен Абу Любаба бин ‘Абд аль-Мунзир, да будет доволен им Аллах.

Поход на Зу ‘Амр
Этот поход, состоявшийся в месяце мухаррам третьего года хиджры, стал крупнейшей военной экспедицией мусульман под командованием Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед битвой при Ухуде.
Причиной его послужило то, что разведчики доложили Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о концентрации крупных сил племен бану са‘ляба и бану мухариб, намеревавшихся совершить набег на предместья Медины. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал мусульман к походу и двинулся в путь во главе четырехсот пятидесяти всадников и пеших бойцов, оставив в Медине за старшего Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллах.
В пути мусульмане захватили человека из племени бану са‘ляба, которого звали Джаббар. Его привели к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который призвал его к исламу, и он принял ислам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел Билялу опекать этого человека, и он стал проводником мусульманской армии на вражеской территории.
Узнав о появлении армии из Медины, враги мусульман рассыпались по горным вершинам, что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он привел своих воинов к месту сбора бану са‘ляба у колодца Зу ‘Амр и оставался там в течение всего месяца сафар третьего года хиджры или почти весь месяц, чтобы арабы почувствовали силу мусульман и испытали страх, а потом вернулся в Медину.
Поход на Бухран
Такое название получил большой боевой дозор, состоявший из трехсот бойцов, которых Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повел к месту под названием Бухран в месяце раби ас-сани третьего года хиджры. Так назывался рудник в Хиджазе, расположенный в районе аль-Фара‘. Там Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, провел месяцы раби ас-сани и джумада аль-уля третьего года хиджры, а потом вернулся в Медину, ни с кем не вступив в бой.
Поход Зайда бин Харисы
Это был последний и наиболее успешный боевой дозор перед битвой при Ухуде. Мусульмане выступили из Медины для его осуществления в месяце джумада аль-ахира третьего года хиджры.
Необходимость осуществления этого мероприятия была вызвана тем, что после поражения при Бадре курайшиты все еще продолжали испытывать беспокойство и волнение. Между тем настало лето и приблизилось время отправки их торгового каравана в Шам, что добавило им забот.
Сафван бин Умаййа, которого курайшиты в этом году поставили во главе этого каравана, сказал им: “Мухаммад и его товарищи мешают нашей торговле, и мы не знаем, что нам с ними делать, ведь они не покидают побережья! Он заключил мир с живущими там людьми, многие из них присоединились к нему, и мы не знаем, каким путем нам идти! Если же мы останемся дома, то начнем проедать свой капитал, и скоро от него ничего не останется, ведь, поистине, наша жизнь в Мекке зависит от торговли с Шамом летом и с Эфиопией – зимой!”
После этого они стали обсуждать этот вопрос, и аль-Асвад бин ‘Абд аль-Мутталиб сказал Сафвану: “Оставь дорогу вдоль берега и двигайся в сторону Ирака”, после чего аль-Асвад бин ‘Абд аль-Мутталиб посоветовал Сафвану взять в проводники Фурата бин Хаййана из племени бану бакр бин ваиль, который во время этого путешествия должен был также заниматься для него разведкой.
И караван курайшитов, ведомый Сафваном бин Умаййей, двинулся в путь по новому маршруту, но, несмотря на это, известия о караване и о его маршруте дошли до Медины. Дело было так: Салит бин ан-Ну‘ман, да будет доволен им Аллах, который принял ислам, встретился с Ну‘аймом бин Мас‘удом аль-Ашджа‘и, тогда еще не являвшимся мусульманином, и они выпили вина. Когда оно оказало свое воздействие на Ну‘айма, он подробно рассказал Салиту о караване и пути его следования, после чего Салит поспешил к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и все передал ему.
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сразу же собрал отряд из ста всадников, во главе которого поставил Зайда бин Харису аль-Кальби, да будет доволен им Аллах. Зайд поспешил в путь и среди бела дня неожиданно напал на караван курайшитов, расположившийся на отдых у источника воды в месте, которое называется Карда. В результате весь караван был захвачен мусульманами, а Сафван и охрана каравана бежали, не оказав никакого сопротивления.
Мусульмане взяли в плен проводника каравана Фурата бин Хаййана. По другим сообщениям, кроме него были захвачены еще двое, а также богатая добыча, состоявшая из сосудов и серебра ценой в сто тысяч дирхемов. Взяв пятую часть добычи, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разделил остальное между участниками похода, а Фурат бин Хаййан принял ислам по призыву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в его присутствии.
Это стало еще одним тяжким ударом, поразившим курайшитов после битвы при Бадре, вследствие чего их обеспокоенность и озабоченность усилились. Теперь для них оставалось только два пути: либо отказаться от своего высокомерия и заносчивости и пойти на примирение с мусульманами, либо начать широкомасштабную войну ради возвращения былой славы и уничтожения военного потенциала мусульман, чтобы лишить их какого бы то ни было влияния. Мекканцы выбрали второй путь и с еще большим упорством стали стремиться к отмщению и готовиться к крупному сражению с мусульманами, разрабатывая планы нападения на них в их домах. Все это и другие упоминавшиеся нами ранее события стали частью серьезной подготовки к битве при Ухуде.
БИТВА ПРИ УХУДЕ
Курайшиты готовятся к сражению возмездия
Мекка кипела гневом на мусульман, что было вызвано горечью поражения и гибелью ее лучших воинов и знатных людей. Мекканцы были охвачены жаждой мести, и курайшиты даже запрещали оплакивать убитых и не давали людям сразу же отдавать выкуп за пленных, чтобы мусульмане не поняли, до какой степени они были опечалены.
После битвы при Бадре курайшиты договорились между собой начать против мусульман широкомасштабную войну, надеясь с ее помощью дать выход своему гневу и ненависти, и стали готовиться к сражению, подобному сражению при Бадре.
Наибольшую активность и рвение в подготовке этого сражения проявляли ‘Икрима бин Абу Джахль, Сафван бин Умаййа, Абу Суфйан бин Харб и Абдуллах бин Абу Раби‘а.
С этой целью они прежде всего наложили руку на тот караван, который удалось спасти Абу Суфйану и который стал причиной битвы при Бадре, а тем людям, чье имущество находилось в этом караване, заявили: “О курайшиты, поистине, Мухаммад нанес вам обиду и убил лучших из вас, так помогите же нам этим имуществом вести против него войну, и, может быть, мы сумеем отомстить ему!” Они ответили согласием и продали оценивавшееся в пятьдесят тысяч динаров имущество, которое перевозила тысяча верблюдов, о чем Аллах Всевышний ниспослал такой аят: “Поистине, те, кто не уверовал, расходуют свое имущество, чтобы отвращать (людей) от пути Аллаха, и они будут (продолжать) расходовать его, потом станут (они испытывать) сожаление, а потом будут побеждены, те же, кто не уверовал, будут собраны в аду”. (“Добыча”, 36)
После этого они стали призывать добровольцев, желающих принять участие в походе на мусульман, и обращаться к племенам ахабиш, кинана и жителям Тихамы, всячески побуждая их к этому. Сафван бин Умаййа даже привлек к этому попавшего в плен в битве при Бадре поэта Абу ‘Иззу, которому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оказал милость, отпустив его на свободу без выкупа в обмен на обещание ничего не предпринимать против него. Сафван подбил этого поэта на то, чтобы он подстрекал племена против мусульман, пообещав ему озолотить его, если он вернется из похода живым, а если нет – позаботиться о его дочерях. И Абу ‘Изза стал подстрекать на это племена своими стихами, разжигавшими в людях гнев. Кроме того, курайшиты привлекли к этому и другого поэта по имени Мусафи‘ бин ‘Абд Манаф аль-Джумахи.
Активнее всех подстрекал людей против мусульман Абу Суфйан, который вернулся из “похода савика”, не только не достигнув своей цели, но и лишившись значительной части взятых им с собой в этот поход припасов.
Масла в огонь подлило то, что Зайд бин Хариса, да будет доволен им Аллах, со своим отрядом захватил караван курайшитов, чем нанес экономике мекканцев тяжелейший удар и вверг их в пучину многочисленных бедствий и забот. После этого курайшиты стали ускоренно готовиться к сражению, которое могло бы решить все проблемы, возникшие в их отношениях с мусульманами.
Войско курайшитов и его командиры
По прошествии года подготовка мекканцев к сражению была завершена. В их распоряжении оказалось три тысячи готовых идти в бой многобожников из числа курайшитов, их союзников и ахабиш. Предводители курайшитов посчитали необходимым взять с собой и женщин, что должно было побуждать их мужчин стоять насмерть, защищая свою честь и достоинство. Этих женщин было пятнадцать.
У курайшитов было три тысячи верблюдов, двести всадников, которые за все время в пути не садились на своих коней, и семьсот панцирей.
Общее руководство войсками осуществлял Абу Суфйан бин Харб, кавалерией командовал Халид бин аль-Валид, помощником которого был Икрима бин Абу Джахль, а знаменосцами назначили людей из рода бану ‘Абд ад-дар.

Мекканская армия на марше
Полностью подготовившись к походу, мекканская армия двинулась на Медину. Жажда мести и гнев разжигали ненависть в сердцах, и одно это указывало на то, сколь жестоким будет бой.

Разведка Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, узнает о передвижениях врага
Аль-’Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, наблюдал за передвижениями и военными приготовлениями курайшитов, и когда их армия двинулась в путь, он срочно отправил Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послание, в котором было подробно изложено все то, что имело отношение к этой армии.
Посланец аль-Аббаса поспешил в путь и двигался так быстро, что сумел преодолеть расстояние от Мекки до Медины, составляющее около пятисот километров, всего за три дня, вручив послание Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда он находился в мечети Куба.
Убайй бин Ка‘б прочитал его Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который велел ему хранить все в тайне и тотчас же вернулся в Медину, где обменялся мнениями с предводителями мухаджиров и ансаров.

Мусульмане готовятся к чрезвычайному положению
Медина провела в состоянии готовности к войне целый год, мужчины, которые старались быть готовыми к любым неожиданностям, не расставались с оружием даже во время молитв.
Группа ансаров, в составе которой были Са‘д бин Му‘аз, Усайд бин Худайр и Са‘д бин ‘Убада, да будет доволен ими Аллах, осуществляла охрану Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и эти люди ночевали с оружием у дверей его дома.
Другие вооруженные группы охраняли подходы к Медине, чтобы предотвратить возможность внезапного нападения. Кроме того, с целью наблюдения за передвижениями врага дозоры мусульман ездили по тем дорогам, которыми вероятнее всего могли воспользоваться курайшиты для нападения на мусульман.

Мекканская армия движется к Медине
Мекканская армия продолжала свой путь, двигаясь по привычной главной западной дороге. Когда мекканцы достигли аль-Абвы, Хинд бинт ‘Утба, жена Абу Суфйана, предложила разрыть могилу матери Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которая там находится, однако предводители курайшитов отвергли это предложение, указав на пагубные последствия, которые ожидали бы их, если бы они пошли этим путем.
После этого армия продолжала свой путь, пока не приблизилась к Медине. Мекканцы прошли по вади аль-‘Акик, а потом свернули направо и остановились посредине солончака у места под названием ‘Айнайн близ горы Ухуд на краю вади Канат, расположенного к северу от Медины. Там в пятницу шестого числа месяца шавваль третьего года хиджры они разбили свой лагерь.

Разработка плана обороны
Разведка мединцев постоянно доставляла все новые и новые донесения, последнее из которых касалось лагеря курайшитов. После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, созвал высший военный совет, в ходе которого состоялся обмен мнениями относительно создавшегося положения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил собравшимся о сне, который он видел, сказав: “Поистине, клянусь Аллахом, я видел нечто благое. Я видел, как резали коров, и я видел на острие своего меча зазубрину, и я видел, как я просунул свою руку в крепкий панцирь”, после чего этот сон был истолкован Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшим, что коровы – это некоторые из его сподвижников, которым предстояло погибнуть, зазубрина на мече – гибель одного из членов его семьи, а панцирь – это Медина.
После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам, что, по его мнению, им следует не покидать пределы Медины, а укрепиться в ней, указав, что если многобожники останутся в своем лагере, то останутся в наихудшем месте, и это не принесет им пользы, если же они войдут в город, мусульмане станут сражаться с ними на пересечениях улиц и узких переулков, а женщины будут помогать им, находясь на крышах домов. С этим мнением согласился главный лицемер Абдуллах бин Убайй бин Салюль, присутствовавший на совете в качестве одного из предводителей хазраджитов. Очевидно, что его согласие было обусловлено вовсе не тем обстоятельством, что этот план был правильным с военной точки зрения, а лишь его желанием быть как можно дальше от поля боя, но он хотел, чтобы об этом никто не догадался. Однако Аллаху было угодно в первый раз показать истинное лицо лицемеров мусульманам и сбросить с них маску, за которой скрывались неверие и лицемерие, чтобы в самый трудный час мусульмане узнали, какие ехидны прятались у них на груди.
Несколько достойнейших сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которым не довелось принять участие в битве при Бадре, посоветовали Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выйти за пределы города и стали настаивать на этом, а кто-то из них даже сказал: “О Посланник Аллаха, мы ждали этого дня и просили об этом Аллаха, Который привел нас к этому и сократил для нас путь, выходи же навстречу врагу, чтобы они не думали, что мы струсили!”
Во главе этих рвавшихся в бой людей находился дядя Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Хамза бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, который уже испробовал свой меч в бою в битве при Бадре. Он сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Клянусь Тем, Кто ниспослал Тебе Писание, я не притронусь к пище, пока не сражусь с ними своим мечом за пределами Медины!”
В конце концов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказался от своего мнения, согласившись с мнением большинства, после чего было принято решение выйти за пределы города и сразиться с врагами на открытом месте.

Формирование отрядов мусульманского войска и его выдвижение на поле боя
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с людьми пятничную молитву, обратился к ним с увещаниями, велел им не жалеть сил, сказал, что победа будет зависеть от их стойкости, и приказал им хорошо подготовиться к встрече с врагом, и эти слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, порадовали людей.
Через некоторое время он провел послеполуденную молитву, на которой присутствовало множество людей, так как в ней приняли участие и жители предместья Медины аль-‘Авали. После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел к себе домой вместе со своими сподвижниками Абу Бакром и Умаром, да будет доволен Аллах ими обоими, которые помогли ему повязать голову чалмой и одеться, после чего он взял свое оружие, надев два панциря и опоясавшись мечом, и вышел к людям.
Са‘д бин Му‘аз и Усайд бин Худайр, да будет доволен Аллах ими обоими, говорили людям, ожидавшим Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Вы вынудили Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выйти из города, предоставьте же решать все ему самому!” – и все они пожалели о том, что сделали, а когда он вышел из дома, сказали ему: “О Посланник Аллаха, мы не хотели противоречить тебе, делай же, что хочешь, и если ты желаешь оставаться в Медине, то оставайся!” На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если уж пророк надел свои доспехи, не пристало ему снимать их до тех пор, пока Аллах не рассудит его с его врагами.”
После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил свое войско на три отряда:
1. Отряд мухаджиров, знамя которого было вручено Мус‘абу бин ‘Умайру аль-Абдари, да будет доволен им Аллах.
2. Отряд ауситов из числа ансаров, знамя которого было вручено Усайду бин Худайру, да будет доволен им Аллах.
3. Отряд хазраджитов из числа ансаров, знамя которого было вручено Хаббабу бин аль-Мунзиру, да будет доволен им Аллах.
В этом войске насчитывалась тысяча бойцов, сто человек из которых имели доспехи, а кавалерия мусульман состояла из пятидесяти всадников, но, по некоторым сообщениям, у них не было вообще ни одного всадника. Проводить молитвы с оставшимися в Медине людьми Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поручил Ибн Умм Мактуму, да будет доволен им Аллах, после чего позволил людям выступать в путь, и армия двинулась на север. Во время этого перехода перед Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ехали оба Са‘да, которые были закованы в доспехи.
Преодолев перевал Санийат аль-Вада‘, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел хорошо вооруженный отряд, двигавшийся отдельно от основной массы воинов, и спросил о нем людей. Ему сказали, что это иудеи из числа союзников хазраджитов, которые желают принять участие в бою против многобожников. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Приняли ли они ислам?” Люди сказали: “Нет”, и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказался прибегать к помощи не уверовавших против многобожников.
Смотр войск
Достигнув места под названием Шайхан, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произвел смотр своего войска, вернув назад тех, кого он посчитал слишком молодыми и неспособными участвовать в сражении. Среди них были Абдуллах бин ‘Умар бин аль-Хаттаб, Усама бин Зайд, Усайд бин Захир, Зайд бин Сабит, Зайд бин Аркам, ‘Араба бин Аус, ‘Амр бин Хазм, Абу Са‘ид аль-Худри, Зайд бин Хариса аль-Ансари и Са‘д бин Хабба, да будет доволен ими Аллах. Кроме того, среди них находился и аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, однако хадис, который передается с его слов и приводится аль-Бухари, указывает на то, что в этот день аль-Бара все же принимал участие в этом бою.
Что же касается Рафи‘а бин Хадиджа и Самуры бин Джундуба, да будет доволен Аллах ими обоими, то, несмотря на их юный возраст, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил им остаться. Рафи‘ бин Хадидж хорошо стрелял из лука, и когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволил ему принять участие в бою, Самура сказал: “Я сильнее, чем Рафи‘, и могу победить его!” Когда Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передали его слова, он велел им побороться, и после того, как Самура победил Рафи‘а, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволил остаться им обоим.

Ночевка между Ухудом и Мединой
На этом месте мусульман застал вечер. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил сначала закатную, а потом вечернюю молитвы, после чего остался там на ночь. Он выбрал пятьдесят человек для охраны, которым всю ночь предстояло ездить вокруг лагеря, поставив во главе их Мухаммада бин Масламу аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, который был старшим той группы, которая уничтожила Ка‘ба бин аль-Ашрафа. Что же касается Заквана бин ‘Абд Кайса, да будет доволен им Аллах, то он отвечал за охрану самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Абдуллах бин Убайй и его товарищи выходят из повиновения
Незадолго до зари Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся в путь и совершил утреннюю молитву в аш-Шауте в непосредственной близости от врагов, которые видели его, и он, да благословит его Аллах и приветствует, видел их. Там же лицемер Абдуллах бин Убайй вышел из повиновения, покинул лагерь и увел с собой триста человек, что составляло собой почти треть воинов, сказав: “Мы не понимаем, ради чего нам губить себя!” – и выдвинув в качестве формального довода то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не захотел принять его мнение и согласился с мнением других.
Однако не приходится сомневаться в том, что истинной причиной ухода этого лицемера было вовсе не то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не согласился с его мнением, поскольку в подобном случае для него не было вообще никакого смысла покидать город вместе со всеми, и он отделился бы от них с самого начала. Главная его цель состояла в том, чтобы в этих крайних обстоятельствах вызвать смятение и расстройство в рядах мусульманской армии на виду ее врагов, увести от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, основную часть воинов и тем самым понизить моральный дух оставшихся, при виде чего их враги должны были воодушевиться. Все это должно было привести к быстрому уничтожению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его верных сподвижников, после чего этот лицемер и его приспешники снова получили бы возможность главенствовать в Медине.
И Убаййу действительно почти удалось осуществить часть того, к чему он стремился. Так, например, представители родов бану хариса из числа ауситов и бану салама из числа хараджитов решили, что все потеряно, однако, несмотря на то что они поддались панике и уже решили отступить, Аллах укрепил их, и о них Аллах Всевышний сказал так: “(Вспомни, как) две группы из вас (были готовы) смалодушничать, но Аллах был их Покровителем, и на Аллаха пусть уповают верующие”. (“Семейство Имрана”, 122)
Отец Джабира бин Абдуллаха, Абдуллах бин Харам, да будет доволен Аллах ими обоими, попытался напомнить этим лицемерам о том, как они должны были вести себя в подобных обстоятельствах, и последовал за ними, порицая их, побуждая вернуться и говоря: “Идите и сражайтесь на пути Аллаха или хотя бы защищайтесь!” – на что они отвечали: “Если узнаем мы, что вы будете сражаться, то никогда не вернемся!” – и тогда Абдуллах бин Харам покинул их со словами: “Да удалит вас Аллах от Себя, о враги Аллаха, и да избавит Он от необходимости в вас Своего пророка!”
Об этих лицемерах Аллах Всевышний сказал так: “ … чтобы узнал Он лицемерных. Им было сказано: “Идите (и) сражайтесь на пути Аллаха или (хотя бы) защищайтесь!” – (на что) они сказали: “Если бы умели мы сражаться, то обязательно последовали бы за вами!” В тот день были они ближе к неверию, чем к вере. Они говорят своими устами то, чего нет в их сердцах, а Аллах лучше всех знает о том, что они скрывают”. (“Семейство Имрана”, 167)

Остатки мусульманской армии направляются к Ухуду
После отказа лицемеров повиноваться и их ухода Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с оставшимися семьюстами воинами продолжал двигаться на врагов, лагерь которых во многих местах перекрывал собой дороги, ведущие к Ухуду Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто приведет нас поближе к ним так, чтобы мы с ними пока не встретились?” Абу Хайсама, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я, о Посланник Аллаха” – и повел мусульман по короткому пути, который проходил по харре рода бану хариса и их земельным участкам, и мусульмане обошли многобожников с востока.
Двигаясь по этому пути, воины прошли по участку слепца Марба‘а Кайзи, который относился к числу лицемеров. Почувствовав, что рядом проходят войска, он поднялся со своего места и начала бросать в лица мусульманам землей, говоря: “Я не разрешаю тебе заходить на мой участок, даже если ты и посланник Аллаха!” Люди хотели убить его, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не убивайте его, ибо слепы и сердце его, и глаза!”
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал движение, пока не остановился в одном из ущелий горы Ухуд на склоне вади, где разбил свой лагерь, повернувшись в сторону Медины и оставив позади себя гору Ухуд. Таким образом, вражеская армия оказалась между Мединой и мусульманами.

План обороны
Там Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подготовил свое войско, выстроив его в боевые порядки. Из числа воинов он отобрал отряд искусных лучников в составе пятидесяти человек, поставив во главе его Абдуллаха бин Джубайра бин ан-Ну‘мана аль-Ансари аль-Ауси аль-Бадри, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал им сосредоточиться на склонах горы, стоящей на южном берегу вади Канат и впоследствии получившей название “Джабаль ар-румат” (Гора лучников). Эта гора находилась к юго-востоку от лагеря мусульман на расстоянии примерно ста пятидесяти метров от пункта управления исламской армии.
Цель этого разъяснил сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который обратился к этим лучникам и сказал их командиру: “Отгоняйте от нас кавалерию стрелами, чтобы она не зашла к нам в тыл. Оставайтесь на своем месте независимо от того, побеждать мы будем или проигрывать, а мы будем знать, что с вашей стороны на нас не нападут”. А после этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал лучникам: “Защищайте нас сзади и не приходите к нам на помощь, даже если вы увидите, что нас будут убивать, если же вы увидите, что мы захватили добычу, не присоединяйтесь к нам!” В той версии этого сообщения, которую приводит аль-Бухари, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если (даже) увидите вы, что нас клюют птицы, не покидайте своего места до тех пор, пока я не пришлю к вам гонца, и если увидите вы, что мы разбили этих людей, не уходите (отсюда), пока я не пришлю к вам гонца!”
Поставив этот отряд на горе и отдав столь строгие приказы, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закрыл для кавалерии многобожников единственный путь, которым они могли воспользоваться для нападения на мусульман сзади и начать их обход и окружение.
Что же касается прочих частей войска, то командовать правым крылом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назначил аль-Мунзира бин Амра, а левым – аз-Зубайра бин аль-‘Аввама, помогать которому должен был аль-Микдад бин аль-Асвад, да будет доволен ими Аллах. Аз-Зубайр должен был сдерживать атаки кавалерии мекканцев под командованием Халида бин аль-Валида. В первые ряды мусульман были поставлены лучшие воины, известные своим мужеством и отвагой и стоившие тысяч других.
Это был мудрый и точный план, в котором нашла свое выражение гениальность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как военачальника, и никакой другой военачальник, какими бы выдающимися способностями он ни обладал, не смог бы разработать более точного и мудрого плана. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, занял на поле боя наилучшую позицию, несмотря на то что пришел туда позже врага. Справа и сзади его войска были защищены горами, а слева и с тыла он перекрыл единственный путь нападения на свои войска во время боя. Свой лагерь он устроил на возвышенности, что само по себе могло служить мусульманам защитой в случае поражения и избавляло их от необходимости бегства, в результате которого они могли бы попасть в руки преследующего их врага и оказаться в плену. Кроме того, это позволяло нанести врагам тяжелые потери, если бы они вздумали занять его лагерь и приблизиться к нему. С другой стороны, его действия вынудили врагов занять позиции в низине, в результате чего в случае победы им было бы весьма затруднительно воспользоваться ее плодами, а в случае поражения им было бы так же трудно уходить от преследования мусульман. И, наконец, численное превосходство врага Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, компенсировал тем, что выбрал из числа своих сподвижников лучших и самых смелых людей, известных своей доблестью.
Так завершилась расстановка сил в армии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в субботу утром седьмого числа месяца шавваль третьего года хиджры.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воодушевляет воинов
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил людям вступать в бой без его приказа и надел на себя панцирь, защищавший его спереди и сзади, после чего стал призывать своих сподвижников на бой и побуждать их к терпению и стойкости перед лицом врага. Стараясь воодушевить своих сподвижников и придать им отваги, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнажил свой меч и обратился к ним с вопросом: “Кто возьмет у меня это как следует?” – и люди бросились к нему, чтобы взять его. Среди них были Али бин Абу Талиб, аз-Зубайр бин аль-‘Аввам и ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен ими Аллах. И к нему подбежал также и Абу Дуджана Симак бин Харша, да будет доволен им Аллах, который спросил: “А что значит “как следует”, о Посланник Аллаха?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это значит, что ты должен рубить ими лица врагов, пока они не согнутся”, и тогда он сказал: “Я возьму его как следует, о Посланник Аллаха!” – и Пророк , отдал этот меч ему.
Абу Дуджана, да будет доволен им Аллах, был смелым человеком, любившим показать себя во время боя. У него была красная повязка, и если он обвязывался ею, люди знали, что он будет сражаться насмерть. Взяв этот меч, он обвязал голову своей повязкой и стал гордо вышагивать между двумя рядами воинов, и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах гневается, когда так ходят, во всех случаях, кроме этого!”

Построение мекканского войска
Что же касается многобожников, то они выстроили свои войска рядами. Общее командование ими осуществлял Абу Суфйан Сахр бин Харб, который находился в центре. Командиром правого крыла был назначен Халид бин аль-Валид, который в то время являлся многобожником, левым крылом назначили командовать ‘Икриму бин Абу Джахля, пехотой – Сафвана бин Умаййу, а лучниками – Абдуллаха бин Абу Раби‘а.
Знамя несли люди из рода бану ‘Абд ад-дар, что являлось их почетной обязанностью с тех пор, как сыновья ‘Абд Манафа распределили между собой эти обязанности, унаследованные ими от Кусаййа бин Киляба, о чем мы уже говорили в первых главах нашей книги. В соответствии с традициями, передававшимися из поколение в поколение, никто не мог претендовать на место знаменосца, кроме представителей этого рода, однако Абу Суфйан, являвшийся главнокомандующим, напомнил им о поражении курайшитов при Бадре, когда их знаменосец ан-Надр бин аль-Харис попал в плен, и, желая разжечь в них гнев и ярость, сказал им: “О бану ‘Абд ад-дар, в день Бадра наше знамя было у вас, и нас постигло то, о чем вам известно. В первую очередь атаки ведутся на знамена, и пока их держат высоко, продолжают держаться и воины, а поэтому вы должны либо защищать наше знамя, либо отдать нам его, и мы вас от него избавим!”
Абу Суфйану удалось достичь своей цели, так как, услышав его слова, люди из рода бану ‘Абд ад-дар впали в сильнейший гнев, чуть не набросились на него и стали угрожать ему, говоря: “Так ты хочешь, чтобы мы отдали тебе наше знамя?! Когда мы встретимся с ними завтра, ты увидишь, как мы станем себя вести!” – и во время боя они действительно проявили стойкость и были уничтожены все до последнего.

Политические маневры курайшитов
Незадолго до начала сражения курайшиты предприняли попытку внести раскол в ряды мусульман. Абу Суфйан направил к ансарам гонца со следующим предложением: “Оставьте нас наедине с сыном нашего дяди, и мы уйдем от вас, ибо нет нам нужды сражаться с вами”. Однако что представляли собой эти попытки по сравнению с верой, которая была тяжелее гор? Ансары дали ему резкий ответ, заставив Абу Суфйана услышать то, что ему не понравилось.
Между тем подошло время начала битвы, и войска стали сближаться. В этот момент курайшиты предприняли еще одну попытку, преследуя все ту же цель. К ним явился предатель Абу ‘Амир аль-Фасик, которого звали ‘Абд ‘Амр бин Сайфи. Его называли “монахом”, однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, называл его “Фасик” (нечестивец), и во времена джахилиййи он являлся предводителем ауситов. Он не мог примириться с появлением ислама в Медине и открыто проявлял враждебность по отношению к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В свое время этот человек покинул Медину, явился к курайшитам и стал подстрекать их против Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждая их сразиться с ним и пообещав им, что если его соплеменники увидят его, то послушают его и присоединятся к нему. Он первым вышел навстречу мусульманам среди ахабиш и рабов мекканцев, обратился к ним после того, как узнал их, и закричал: “О ауситы, я – Абу ‘Амир!” В ответ ему они закричали: “Да не принесет Аллах блага никому из увидевших тебя, о Фасик!” Он сказал: “После моего ухода моих соплеменников постигло зло!” – а когда начался бой, он яростно сражался с ними и закидывал их камнями.
Так потерпела провал вторая попытка курайшитов внести раскол в ряды верующих. Эти попытки указывали на то, что курайшиты боялись мусульман, несмотря на то что превосходили их числом и были лучше экипированы.

Попытки жен курайшитов воодушевить их
Жены курайшитов под руководством жены Абу Суфйана, Хинд бинт ‘Утба, тоже не остались в стороне от этого сражения. Они ходили между рядами воинов и били в бубны, воодушевляя мужчин, побуждая их к бою и стараясь вызвать гнев у смельчаков и героев. Они обращались к знаменосцам, говоря:
О бану ‘Абд ад-дар,
о защитники ваших наследников,
рубите своими острыми мечами!
А к остальным своим соплеменникам они обращались с такими словами:
Если вы пойдете вперед, мы будем обнимать вас
и положим на постели подушечки,
если же вы отступите, мы уйдем от вас,
как уходят от нелюбимых!

Шейх Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури
Перевод: канд. философских наук Нирша В.
*********************************************************************************







Комментариев нет :

Отправить комментарий