вторник, 1 декабря 2015 г.

Жизнь Пророка ! (7)

ВЕЛИКАЯ БИТВА ПРИ БАДРЕ. ПЕРВОЕ РЕШАЮЩЕЕ СРАЖЕНИЕ В ИСЛАМЕ
Причина этой битвы
Рассказывая о походе на аль-‘Ушайру, мы уже упоминали о том, что караван курайшитов ускользнул от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по пути из Мекки в Шам. Когда подошло время его возвращения обратно в Мекку, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Тальху бин Убайдуллаха и Са‘ида бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, на север, чтобы они занялись сбором сведений об караване. Они добрались до аль-Хауры и оставались там, пока мимо не прошел караван, в котором находился Абу Суфйан, после чего поспешили в Медину и сообщили об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
В этом караване, состоявшем из тысячи нагруженных товарами верблюдов, находились огромные богатства мекканцев. Стоимость товаров составляла не менее пятидесяти тысяч динаров золотом, а охрану каравана несли около сорока человек.
Воинам Медины представился удобнейший случай нанести сокрушительный военный, политический и экономический удар по многобожникам в том случае, если бы они лишились этих богатств. Вот почему Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к мусульманам с такими словами: “Это – караван курайшитов, в котором находятся их богатства, идите же к нему, и может быть, Аллах дарует вам добычу!”
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никого не заставлял выступать в этот поход, оставив все на усмотрение самих воинов, так как, предоставляя им свободу выбора, он не ожидал, что вместо каравана ему придется встретиться с армией мекканцев и вести с ними жестокую битву при Бадре. По этой причине многие его сподвижники остались в Медине, считая, что на этот раз Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не придется столкнуться с тем, с чем сами они привыкли сталкиваться во время предыдущих своих военных походов, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по этой же причине ничего не имел против неучастия кого бы то ни было в этом походе.

Военные силы мусульман и распределение командных постов
Вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поход были готовы выступить более трехсот десяти воинов (их было либо триста тринадцать, либо триста четырнадцать, либо триста семнадцать человек), в том числе восемьдесят два, восемьдесят три или восемьдесят шесть мухаджиров, шестьдесят один человек из племени аус и сто семьдесят хазраджитов. Они не придавали большого значения этому походу и не были полностью готовы к нему. У мусульман было только две лошади, одна из которых принадлежала аз-Зубайру бин аль-‘Авваму, а другая – аль-Микдаду бин аль-Асваду аль-Кинди, да будет доволен Аллах ими обоими, а также семьдесят верблюдов, на которых по очереди ехало двое или трое всадников. Одного верблюда на троих имели также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Али и Мурсид бин Абу Мурсид аль-Ганави, да будет доволен Аллах ими обоими.
За старшего и в качестве имама Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил в Медине Ибн Умм Мактума, да будет доволен им Аллах, однако, достигнув ар-Раухи, он, да благословит его Аллах и приветствует, отослал назад Абу Любабу бин ‘Абд аль-Мунзира, да будет доволен им Аллах, назначив старшим в Медине его.
Общее командование всеми военными силами мусульман было поручено Мус‘абу бин ‘Умайру аль-Кураши аль-‘Абдари, да будет доволен им Аллах, а знамя мусульман было белым.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил войско мусульман на два отряда.
1. Отряд мухаджиров, знаменосцем которого был Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.
2. Отряд ансаров, знаменосцем которого был Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах.
Командующим правого крыла был назначен аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, а левого – аль-Микдад бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, и только у них, как уже упоминалось ранее, были лошади. Командующим арьергардом был назначен Кайс бин Абу Са‘са‘а, да будет доволен им Аллах, а общее руководство в качестве верховного главнокомандующего осуществлял Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Войско ислама движется в сторону Бадра
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся в путь во главе этого неподготовленного войска. Он выступил из Медины и шел по главной дороге на Мекку, пока не достиг колодца ар-Рауха. Покинув это место, он, да благословит его Аллах и приветствует, оставил дорогу на Мекку слева, двинувшись направо по направлению к Бадру, и через некоторое время пересек вади Рахкан, которое расположено между спуском, ведущим к Бадру, и горным проходом ас-Сафра. Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, миновал этот горный проход и приблизился к самой ас-Сафре, откуда послал Басбаса бин Амра аль-Джухани и ‘Ади бин Абу-з-Загба аль-Джухани, да будет доволен Аллах ими обоими, к Бадру, чтобы они разузнали все что можно о караване.
Предостережение мекканцам
Абу Суфйан, который был в караване старшим, предпринимал все возможные меры предосторожности. Он знал, что дорога на Мекку небезопасна, старался разузнавать новости, расспрашивал каждого встречного всадника, и уже скоро разведчики доложили ему, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, поднял своих сподвижников для нападения на караван. Тогда Абу Суфйан нанял Дамдама бин Амра аль-Гифари, послав его в Мекку для того, чтобы курайшиты пришли на помощь своему каравану и защитили его от Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Дамдам поспешил отправиться в путь, добрался до Мекки, остановился у Каабы и принялся кричать, приподнявшись в стременах, а потом отрезал нос своему верблюду, перевернул его седло, разодрал на себе рубаху и закричал: “О курайшиты! Беда, беда! На Абу Суфйана, который присматривает за вашим имуществом, напал Мухаммад со своими друзьями, и я думаю, что вам туда не успеть! На помощь, на помощь!»
Мекканцы готовятся к походу
Мекканцы, быстро осуществившие все необходимые приготовления, говорили: “Неужели Мухаммад и его друзья думают, что все закончится так же, как и с караваном Ибн аль-Хадрами?! Вовсе нет, и, клянемся Аллахом, он увидит нечто иное!” Каждый из них должен был пойти в поход лично или отправить за себя другого человека, и в конце концов все они решили выступать, после чего в Мекке не осталось никого из представителей знати, кроме Абу Ляхаба, пославшего вместо себя своего должника. Кроме того, мекканцы призвали себе на помощь жившие поблизости от Мекки племена, и в городе не осталось ни одного курайшитского рода за исключением рода бану ‘Ади, ни один представитель которого в походе участия не принимал.

Основа мекканского войска
Основу этого войска в начале похода составили собой около тысячи трехсот бойцов. Среди них было сто всадников, шестьсот человек имели доспехи и они вели с собой множество верблюдов, точное количество которых неизвестно. Общее руководство этим войском осуществлял Абу Джахль бин Хишам, а его снабжением занимались девять знатных курайшитов, ежедневно забивавших на мясо девять или десять верблюдов.

Трудности с племенами бану бакр
Собрав это войско в поход, курайшиты вспомнили о своей былой вражде и столкновениях с племенами бану бакр, побоявшись, что эти племена нанесут им удар сзади, и они окажутся между двух огней. Эти соображения чуть было не удержали их от похода, однако в этот момент перед ними предстал Иблис [сатана], принявший облик Сураки бин Малика бин Джу‘шума аль-Мудлиджи, вождя племени бану кинана, который сказал им: “Я позабочусь о том, чтобы кинаниты не напали на вас сзади и ничего дурного вам не сделали!»

Войско Мекки на марше
После этого мекканцы покинули свои дома, о чем Аллах Всевышний сказал: “И не уподобляйтесь тем, которые вышли из домов своих (, проявляя) высокомерие, и (делая это) напоказ людям и (желая) отвратить (их) от пути Аллаха … ” (“Добыча”, 47). И они двинулись в путь “со своим оружием, обуреваемые яростью и противясь Аллаху и Его посланнику”, как сказал об этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а Аллах Всевышний сказал: “И они двинулись в путь утром, утвердившись (в своем решении)” (“Калам”, 25). Они были охвачены злобой и гневом на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, которые осмелились угрожать их караванам.
Курайшиты очень быстро двигались на север по направлению к Бадру. Они прошли через вади ‘Усфан, потом миновали Кудайд, а потом – аль-Джухфу, где получили новое послание от Абу Суфйана, в котором он писал им: “Вы выступили в путь, чтобы защитить ваш караван, ваших людей и ваши богатства, но все это уже уберег Аллах, возвращайтесь же обратно”.

Каравану удается уйти
 Абу Суфйана шел по главной дороге, но продолжал проявлять осторожность и стал уделять намного больше внимания разведке. Приблизившись к Бадру, он выдвинулся вперед, оставив караван позади себя, встретил на дороге Маджди бин Амра и стал расспрашивать его о войске Медины. Тот сказал: “Я не видел ничего подозрительного, если не считать двух всадников, которые остановились у этого холма, наполнили водой свой бурдюк, а потом уехали”. Тогда Абу Суфйан бросился к тому месту, где они остановились, взял верблюжий помет и раскрошил его. Обнаружив в нем косточки, он воскликнул: “Клянусь Аллахом, такой корм дают только в Йасрибе!” – а потом поспешно вернулся к каравану и повел его на запад в сторону побережья Красного моря, оставив главную дорогу, проходившую через Бадр, слева, благодаря чему он спас караван от воинов Медины. И он отправил свое послание мекканскому войску, которое получило его в аль-Джухфе.
Желание мекканской армии вернуться, и раскол в ее рядах
Получив вышеупомянутое послание, мекканцы захотели вернуться обратно, однако заносчивый притеснитель Абу Джахль поднялся со своего места и сказал: “Клянусь Аллахом, мы не вернемся, пока не достигнем Бадра, где проведем три дня, заколем верблюдов, будем есть и пить вино, а певицы станут петь нам песни, и тогда мы прославимся среди арабов, которые узнают о нашем походе и нашем войске и всегда будут нас бояться!”
Несмотря на то что сказал Абу Джахль, аль-Ахнас бин Шурайк посоветовал курайшитам возвращаться, однако они не прислушались к его словам. В конце концов сам он и люди из рода бану зухра, союзником и руководителем которых в этом походе он являлся, вернулись обратно. Таким образом, ни один человек из этого рода не участвовал в битве при Бадре, а было их около трехсот человек. Впоследствии зухриты радовались тому, что аль-Ахнас бин Шурайк высказал это мнение, и всегда слушались и уважали его.
Вернуться хотели и хашимиты, однако на них стал оказывать давление Абу Джахль, сказавший: “Этот отряд не покинет нас, пока мы не вернемся!” Таким образом, после возвращения зухритов обратно в Мекку ее армия в составе тысячи бойцов продолжила свой путь к Бадру и двигалась до тех пор, пока не остановилась за песчаным холмом в месте под названием аль-‘Удват аль-Кусва, которое находится близ вади Бадр.

Затруднительное положение мусульманского войска
Разведка мединцев доложила Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который все еще был в пути и находился в вади Зафран, сведения о караване и войске мекканцев. Обдумав полученные известия, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, убедился в том, что кровопролитное столкновение неизбежно и что от мусульман потребуется проявление мужества и отваги. Не оставалось никаких сомнений в том, что если он, да благословит его Аллах и приветствует, позволит мекканской армии рыскать в этом районе, это укрепит военное положение курайшитов и их политическую власть, а авторитет мусульман ослабит, и может даже получиться так, что все исламское движение в целом уподобится лишившемуся духа телу, а каждый из обитателей этого района, испытывающий ненависть по отношению к исламу, осмелится на дурное.
Разве после всего этого кто-нибудь мог бы дать мусульманам гарантии, что мекканская армия не продолжит двигаться на Медину, чтобы перенести боевые действия туда и напасть на мусульман в их собственных домах? Конечно нет и если бы мединская армия уклонилась от боя, это непременно имело бы наихудшие последствия и привело бы к полной утрате мусульманами их авторитета.
Совет
С учетом внезапного опасного развития событий Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собрал высший военный совет, обрисовал создавшееся положение и обменялся мнениями с простыми воинами и командирами. В этот момент сердца части людей заколебались, они испугались боя, и о них Аллах Всевышний сказал так: “ … подобно тому как Господь твой вывел тебя из твоего дома с истиной, (хотя,) поистине, часть верующих (этого) не хотела, ~ (и) они вступали с тобой в пререкания относительно истины после того, как она стала ясной, будто вели их на смерть, а они (только) смотрели (на это)” (“Добыча”, 5–6). Если же говорить о военачальниках, то сначала со своего места поднялся Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и сказал добрые слова, потом так же поступил ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, а потом встал аль-Микдад бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах, который сказал: “О, Посланник Аллаха, продолжай делать то, на что указал тебе Аллах, а мы будем с тобой. И, клянемся Аллахом, мы не скажем тебе того, что израильтяне сказали Мусе: “Ступай ты вместе с твоим Господом и сражайтесь, мы же, поистине, будем сидеть здесь”, но мы говорим: “Ступай ты вместе с твоим Господом и сражайтесь, мы же, поистине, будем сражаться вместе с вами!” И, клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, если бы ты повел нас на Барк аль-Гимад, мы и тогда сражались бы вместе с тобой, пока не достигли бы его!” Выслушав аль-Микдада, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему добрые слова и благословил его.
Эти три командира относились к числу мухаджиров, составлявших собой меньшинство в войске, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, захотел выяснить точку зрения предводителей ансаров, которых было больше и которым предстояло принять на себя основной удар. Кроме того, в соответствии с соглашением в Акабе они не обязаны были сражаться за пределами своего города. Выслушав трех командиров из числа мухаджиров, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Дайте же мне совет, о люди!” – имея в виду ансаров. Это понял предводитель и знаменосец ансаров Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Ты, как мне кажется, обращаешься к нам, о Посланник Аллаха?” Он сказал: “Да”. Тогда Са‘д сказал: “Мы уверовали в тебя и поверили тебе, засвидетельствовали, что ты пришел с истиной, и дали тебе клятвы и обещания, что будем слушать и повиноваться тебе, так делай что делаешь, о Посланник Аллаха, и, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если ты приведешь нас к морю и сам войдешь в него, мы войдем в него вместе за тобой, и никто из нас не останется позади! И мы не боимся того, что завтра ты поведешь нас на врага, ибо, поистине, мы стойки в войне и надежны в бою, и, может быть, Аллах даст тебе увидеть от нас то, что порадует тебя. Веди же нас с благословения Аллаха!”
В другой версии этого сообщения говорится, что Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, сказал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Может быть, ты боишься, что ансары считают, что обязаны помогать тебе только в своем городе? Но я скажу за ансаров и отвечу за них: иди, куда пожелаешь, договаривайся, с кем пожелаешь, и порывай связи, с кем пожелаешь, и давай нам, что пожелаешь, а то, что ты возьмешь у нас, будет дороже того, что ты оставишь, и что бы ты ни повелел, нашим делом будет следование твоему велению, и, клянусь Аллахом, если ты пойдешь даже до Барк аль-Гимад, мы пойдем вместе с тобой, и, клянусь Аллахом, если ты приведешь нас к морю и сам войдешь в него, мы войдем в него вместе с тобой!”
Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порадовали слова и готовность Са‘да, да будет доволен им Аллах, и он сказал: “Идите и радуйтесь, ибо, поистине, Аллах пообещал мне одно из двух, и, клянусь Аллахом, сейчас я будто воочию вижу этих людей поверженными на поле боя! ”
Войско ислама продолжает поход
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Зафран и двинулся по горным перевалам, которые носят название аль-Асафир, откуда спустился к месту под названием ад-Дийа, обойдя справа большой песчаный холм аль-Ханнан, а затем остановился неподалеку от Бадра.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занимается разведкой
Там Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с Абу Бакром ас-Сиддиком, да будет доволен им Аллах, с которым он был в пещере, сам занялся разведкой местности. Совершая объезд лагеря мекканцев, они неожиданно встретили старого бедуина, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал расспрашивать его о курайшитах и о Мухаммаде и его сподвижниках. Он спрашивал его о том и другом войске, прилагая все силы, чтобы ничем не выдать себя, однако старец сказал: “Я ничего не скажу вам, пока вы не скажете мне, откуда вы”. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Если ты все расскажешь нам, мы скажем тебе это”. Он спросил: “Только после этого?” – и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да”.
Старец сказал: “Дошло до меня, что Мухаммад и его сподвижники выступили в поход в такой-то день, и если тот, кто рассказывал мне об этом, говорил правду, то сейчас он находится в таком-то месте”, и он указал на то место, где стояло войско из Медины, а потом продолжил: “И если тот, кто рассказывал мне об этом, говорил правду, то они сейчас находятся в таком-то месте”, и он указал на то место, где стояло мекканское войско.
Закончив говорить, старец спросил: “Так откуда же вы?” – на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Мы из воды”, после чего покинули его, а он остался на месте, повторяя: “Что значит из воды? Может быть, из воды Ирака?”

Получение самых важных известий о войске мекканцев
Вечером того же дня Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова послал своих людей на разведку, чтобы они разузнали о положении врага. Среди разведчиков были и три командира мухаджиров: Али бин Абу Талиб, аз-Зубайр бин аль-‘Аввам и Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен ими всеми Аллах, которые покинули лагерь вместе с другими сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они добрались до колодца Бадр, где обнаружили двух рабов, занимавшихся снабжением мекканцев водой, захватили их и привели к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который в это время совершал молитву. Люди стали расспрашивать их, и они сказали: “Мы – водоносы курайшитов, пославших нас за водой”. Однако людям не понравился такой ответ, так как им хотелось, чтобы эти двое были из числа тех, кто сопровождал Абу Суфйана, все еще надеясь захватить караван. По этой причине они сильно избили их, чтобы заставить их сказать: “Мы от Абу Суфйана”, после чего оставили их в покое.
Закончив молиться, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с упреком сказал им: “Когда они говорили вам правду, вы избивали их, а когда они солгали вам, вы оставили их в покое! Клянусь Аллахом, они сказали правду и они (пришли) от курайшитов!”
А после этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к этим двоим водоносам и спросил: “Сколько их?” Они ответили: “Много”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Какое у них снаряжение?” Они ответили: “Мы не знаем”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Сколько верблюдов они забивают каждый день?” Они ответили: “В один день девять, а в другой – десять”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Значит, у них от девятисот до тысячи человек”, а потом спросил их: “Кто находится там из знатных курайшитов?” Они ответили: “‘Утба бин Раби‘а, Шайба бин Раби‘а, Абу-ль-Бухтури бин Хишам, Хаким бин Хизам, Науфаль бин Хувайлид, аль-Харис бин ‘Амир, Ту‘айма бин ‘Ади, ан-Надр бин аль-Харис, Зам‘а бин аль-Асвад, Абу Джахль бин Хишам и Умаййа бин Халяф”, назвав и некоторых других.
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к людям и сказал: “Мекка направила к вам тех, кто больше всего дорог ей”.

Дождь
В эту ночь Всемогущий и Великий Аллах ниспослал дождь, который превратился для многобожников в сильнейший ливень, помешавший им выдвинуться вперед, а для мусульман стал моросящим дождем, которым Аллах очистил их, удалил от них сквер-ну шайтана, оросил им землю, уплотнил им песок, благодаря чему они могли стоять твердо, приготовил для них позиции и укрепил этим их сердца.

Мусульмане первыми занимают господствующие позиции
После этого, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся в путь со своим войском, чтобы достичь колодцев Бадра, прежде чем это успеют сделать многобожники, и помешать им подойти к нему. Вечером он остановился у ближайшего из этих колодцев, где аль-Хубаб бин аль-Мунзир, да будет доволен им Аллах, хорошо разбиравшийся в военном деле, сказал: “О Посланник Аллаха, скажи мне, ты занял эти позиции, с которых мы не можем ни наступать, ни отступать, по велению Аллаха или же это твое мнение и военная хитрость?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Таково мое мнение, и это – военная хитрость”. Аль-Хубаб сказал: “О Посланник Аллаха, если так, то эта позиция не подходит. Лучше подними людей и давай подойдем к самому близкому колодцу от курайшитов, останемся там, все остальные колодцы позади нас засыпем, а там выкопаем водоем и наполним его водой, и когда мы будем сражаться с этими людьми, мы сможем пить, а они – нет”, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты дал правильный совет!»
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял воинов и привел их к самому близкому от врага колодцу. Он оставался там до середины ночи, а потом мусульмане стали рыть водоем и засыпать все другие колодцы.

Командный пункт
После того как мусульмане заняли позиции у источника воды, Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, предложил Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы мусульмане построили для него командный пункт на случай всевозможных непредвиденных обстоятельств и возможного поражения. Он сказал: “О Посланник Аллаха, не построить ли нам для тебя навес, где ты будешь находиться? И мы приготовим для тебя твоих верховых верблюдов, а потом встретим врага, и если Аллах поможет нам победить, случится то, чего мы желаем, если же случится что-то иное, ты воспользуешься своими верблюдами и вернешься к нашим соплеменникам, ибо за тобой остались люди, которые любят тебя не меньше, чем мы, и если бы они знали, что тебе придется сражаться, то не отстали бы от тебя! И Аллах защитит тебя ими, а они будут давать тебе добрые советы и сражаться вместе с тобой”.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поблагодарил его и призвал на него благословение, а потом мусульмане построили для него укрепление на возвышенности, которая находится к северо-востоку от поля боя, за которым он наблюдал оттуда.
Кроме того, была отобрана группа молодых ансаров под командованием Са‘да бин Му‘аза, да будет доволен ими Аллах, которым предстояло охранять Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и которые окружили его командный пункт.

Распределение сил и ночь перед боем
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занялся распределением своих сил. Он пошел на поле боя и стал собственноручно показывать людям, где они будут сражаться, со словами: “Завтра здесь будет убит такой-то, если захочет Аллах, а здесь будет убит такой-то, если захочет Аллах”. Оставшуюся часть ночи Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в молитве, обратившись лицом к стволу дерева, а мусульмане, сердца которых ощутили уверенность, спокойно заснули, отдав должное отдыху и надеясь, что утром они своими глазами увидят радостные вести от своего Господа, Который сказал: “(Вспомните,) как покрыл Он вас дремотой, чтобы успокоить вас, и ниспослал с неба дождь, чтобы очистить вас им, и удалить наущения шайтана, и укрепить ваши сердца, и укрепить этим ваши стопы” (“Добыча”, 11).
Это была ночь пятницы, семнадцатого рамадана второго года хиджры, а Медину Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покинул восьмого или двенадцатого числа этого же месяца.
Мекканское войско на поле боя и раскол в его рядах
Что же касается курайшитов, то они провели эту ночь в своем лагере в аль-‘Удват аль-Кусва, а утром разошлись по своим отрядам и спустились с холма в вади Бадр. Часть их направилась к водоему Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Оставьте их”, и все те, кто напился в тот день, были убиты, если не считать Хакима бин Хизама, который остался в живых и после этого принял ислам, став истинным мусульманином. Когда ему впоследствии приходилось давать клятвы, он всегда говорил: “Нет, клянусь Тем, Кто спас меня в день Бадра!” После того, как курайшиты успокоились, ‘Умайра бин Вахба аль-Джумахи послали для выяснения того, какими силами располагают мединцы. ‘Умайр объехал вокруг их лагеря на коне, а потом вернулся обратно и сказал: “Их около трехсот человек, но дайте мне еще посмотреть, не устроили ли они засаду и не идет ли к ним помощь”. После этого он проехал по вади еще дальше, но ничего не увидел, вернулся к ним и сказал: “Я ничего не обнаружил, однако, о курайшиты, мне уже приходилось видеть, что верблюды несут с собой смерть, а верблюды из Йасриба принесут с собой смерть несомненно! Они могут надеяться только на свои мечи, и, клянусь Аллахом, я не думаю, что кого-нибудь из них можно будет убить без того, чтобы он не убил хоть одного из вас, а если каждый из них убьет хотя бы по одному из вас, то жизнь после этого хорошей уже не будет, так принимайте же свое решение!”
После этого часть мекканцев стала возражать Абу Джахлю, который твёрдо решил сражаться, призывая его увести армию в Мекку без боя. Среди людей стал ходить Хаким бин Хизам, который подошел к ‘Утбе бин Раби‘а и сказал: “О Абу-ль-Валид, поистине, ты – предводитель курайшитов и люди подчиняются тебе, так не хочешь ли ты, чтобы тебя поминали добром до скончания времен?” Он спросил: “А в чем дело, о Хаким?” Он сказал: “Уведи отсюда людей и забудь о том, что случилось с твоим союзником Амром бин аль-Хадрами”. На это он сказал: “Я сделаю это, если ты выступишь как гарант, так как он был моим союзником, и я должен получить за него виру и вернуть захваченное у него имущество”.
Потом ‘Утба сказал Хакиму бин Хизаму: “Отправляйся к сыну аль-Ханзалийи, – то есть к Абу Джахлю, мать которого звали аль-Ханзалийа – ибо я думаю, что только он может стать причиной ссор между людьми”.
После этого ‘Утба бин Раби‘а обратился к людям и сказал: “О курайшиты, клянусь Аллахом, если вы встретитесь с Мухаммадом, то ничего не достигнете! Клянусь Аллахом, если вы победите его, один человек станет смотреть на другого с ненавистью, потому что он убил сына его дяди, или сына его тетки или кого-нибудь из других его родственников. Возвращайтесь же и не вмешивайтесь в дела Мухаммада с другими арабами, и если они разобьют его, то случится то, чего вы хотите, если же выйдет по-иному, то он найдет вас, и вы не добьетесь от него желаемого!”
После этого Хаким бин Хизам пошел к Абу Джахлю, готовившему свои доспехи, и сказал ему: “О Абу-ль-Хакам, ‘Утба послал меня к тебе с тем-то и тем-то”. Абу Джахль сказал: “Клянусь Аллахом, увидев Мухаммада и его товарищей, он поддался его колдовству. Нет, клянусь Аллахом, мы не вернемся, пока Аллах не рассудит нас с Мухаммадом! Не имеет значения, что сказал ‘Утба, который считает Мухаммада и его друзей сильными: дело в том, что среди них находится его сын, и он так запугивает вас только из-за него!»
Когда ‘Утба узнал, что Абу Джахль сказал: “Клянусь Аллахом, он поддался его колдовству!” – он воскликнул: “Этот желтозадый еще узнает, кто из нас поддался колдовству – я или он!” Что же касается Абу Джахля, то он стал предпринимать срочные меры, опасаясь того, что противодействие ему усилится, и после этого разговора он послал за ‘Амиром бин аль-Хадрами, братом ‘Амра бин аль-Хадрами, убитого во время похода Абдуллаха бин Джахша, и сказал ему: “Твой союзник хочет вернуться и увести людей, теперь ты сам увидел тех, кому хотел отомстить, так поднимайся же и мсти за убийство брата!” Тогда ‘Амир поднялся, обнажил свои ягодицы и стал громко кричать: “О ‘Амр, о ‘Амр!” – в результате чего люди пришли в ярость. И они утвердились в своих дурных намерениях, а Абу Джахлю удалось убедить людей не соглашаться с мнением ‘Утбы. Так безрассудство победило мудрость, а сопротивление этому не имело успеха.
Встреча двух отрядов
Когда многобожники выдвинулись вперед и две армии встретились лицом к лицу, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, вот курайшиты, явившиеся со своим высокомерием и гордостью, чтобы сражаться с Тобой и обвинять во лжи Твоего посланника! О Аллах, окажи мне обещанную Тобой помощь! О Аллах согни их этим утром!” Увидев ‘Утбу бин Раби‘а, сидевшего верхом на красном верблюде, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если в ком-либо из этих людей и есть благо, то им является хозяин красного верблюда, и если они послушаются его, то встанут на правильный путь”.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал выравнивать ряды мусульман, и когда он занимался этим, случилось нечто удивительное. В своей руке Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, держал стрелу, с помощью которой он выравнивал ряды, а Савад бин Газийа, да будет доволен им Аллах, вышел вперед. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, слегка ударил его стрелой по животу и сказал: “Подравняйся, о Савад!” Савад сказал: “О Посланник, а (теперь) прояви справедливость по отношению ко мне!” Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обнажил свой живот и сказал: “Воспользуйся своим правом”, однако Савад обнял Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и поцеловал его живот. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “О Савад, что заставило тебя сделать это?” На это он ответил: “О Посланник Аллаха, уже близко то, о чем тебе известно, а я хотел, чтобы моя последняя встреча с тобой закончилась прикосновением моей кожи к твоей!” – и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал на него благословение.
Выравняв ряды, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдал своим воинам приказ не вступать в бой, пока они не получат от него последней команды на это, а потом дал наставление относительно ведения боя, сказав: “Если они будут одолевать вас числом, стреляйте в них из луков, но берегите стрелы и не обнажайте мечей, пока они не нападут на вас непосредственно”, а потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, вернулся к своему навесу, а Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, во главе отряда охраны занял подходы к нему.
Что же касается многобожников, то Абу Джахль начал этот день с обращения к Аллаху с такими словами: “О Аллах, согни этим утром того из нас, кто больше порывал связи со своими родственниками и кто привел нас к тому, чего мы не знаем! О Аллах, помоги сегодня тем из нас, кого Ты любишь больше и кто больше угоден Тебе!” – и об этом Аллах Всевышний ниспослал следующий аят: “Если просите вы о победе, то победа уже пришла к вам. И если вы прекратите (творить дурное), то это лучше для вас, а если вы вернетесь (к этому, то) и Мы вернемся, и ни в чем не помогут вам (соплеменники) ваши, даже если (их) будет много, (ведь,) поистине, Аллах – с верующими!” (“Добыча”, 19)

Начало сражения
Бой начал аль-Асвад бин ‘Абд аль-Асад аль-Махзуми, отличавшийся злобностью и дурным нравом, который вышел вперед и закричал: “Даю обет Аллаху, что обязательно напьюсь из их водоема, или разрушу его или умру ради этого!” Тогда к нему вышел Хамза бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, и, когда они сошлись, Хамза отрубил ему ногу до середины голени перед этим водоемом. Аль-Асвад упал на спину и из его ноги в сторону его товарищей хлынула кровь, а потом он пополз к водоему, чтобы броситься в него и выполнить свою клятву, а Хамза, который хотел удержать его от этого, нанес ему еще один удар, настигший его, когда он уже упал туда.
Поединок
Этот поединок и положил начало сражению. После этого вперед вышли ‘Утба Ибн Раби‘а, его брат Шайба Ибн Раби‘а и аль-Валид бин ‘Утба, три лучших всадника курайшитов, являвшиеся членами одной семьи. Отделившись от общего строя, они вызвали противника на поединок, и к ним вышли трое молодых ансаров – ‘Ауф Ибн аль-Харис и Му‘аз Ибн аль-Харис, матерью которых была ‘Афра, а также Абдуллах бин Раваха. Мекканцы спросили: “Кто вы?” Они ответили: “Мы из числа ансаров”. Мекканцы сказали: “Вы равны нам и вы уважаемые люди, но нам нужны не вы, ибо хотим сразиться с сыновьями нашего дяди!” После этого один из них закричал: “О Мухаммад, выведи к нам равных нам из числа наших соплеменников”, – и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вставай, о ‘Убайда бин аль-Харис, вставай, о Али, вставай, о Хамза!» После того как они встали и приблизились к ним, мекканцы спросили: “Кто вы?” Они ответили им, и те сказали: “Вы равны нам и вы – уважаемые люди”, после чего самый старший из мусульман, ‘Убайда, да будет доволен им Аллах, стал сражаться с ‘Утбой бин Раби‘а, Хамза, да будет доволен им Аллах, – с Шайбой, а Али, да будет доволен им Аллах, с аль-Валидом. Хамза и Али сразу же зарубили своих противников, а ‘Убайда и его противник нанесли по два удара и ранили друг друга, и тогда Али и Хамза напали на ‘Утбу и убили его, а ‘Убайду, у которого была отрублена нога, унесли с поля боя. Он умер в ас-Сафре, не приходя в сознание и не сказав ни слова, через четыре или пять дней после битвы при Бадре, когда мусульмане возвращались в Медину.
А впоследствии Али, да будет доволен им Аллах, клялся Аллахом, что нижеследующий аят был ниспослан о них: “Вот две враждующие стороны, (представители) которых пререкались (друг с другом) относительно их Господа. Тем, которые не уверовали, (в жизни будущей) сделают одежды из пламени и будут поливать головы их кипятком … ” (“Хаджж”, 19)

Общее наступление
Завершение этих поединков стало для многобожников плохим началом. Они потеряли троих своих лучших всадников и предводителей, что вызвало их гнев, и все они как один бросились на мусульман.
Мусульмане же стали просить помощи и спасения у своего Господа, обратились к Нему с покорными мольбами и принялись отражать следовавшие одна за другой атаки многобожников, оставаясь на своих позициях, обороняясь, нанося врагам серьезные потери и повторяя: “Один, Один!”
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, взывает к своему Господу
Тем временем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который вернулся под свой навес после выравнивания рядов взывал к своему Господу, умоляя Его выполнить Его обещание и помочь им. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “О Аллах, выполни то, что Ты обещал мне! О Аллах, заклинаю Тебя обещанием Твоим!” – а когда сражение было в самом разгаре, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, если сегодня эти люди будут уничтожены, некому будет поклоняться Тебе! О Аллах, если Ты пожелаешь, после этого дня никто не будет поклоняться Тебе!” И он, да благословит его Аллах и приветствует, так горячо обращался с мольбами к Аллаху, что с его плеч упала накидка, а Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, снова надел ее на него и сказал: “Довольно, о Посланник Аллаха, ты и так уже проявил настойчивость в мольбах к твоему Господу!”
И Аллах Всевышний ниспослал Своим ангелам следующее веление: “Поистине, Я (буду) с вами! Укрепляйте тех, кто уверовал, а Я внушу страх сердцам тех, кто не уверовал … ” (“Добыча”, 12), а Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, Он ниспослал другое откровение, сказав: “Поистине, Я поддержу вас тысячью ангелов, следующих один за другим!” (“Добыча”, 9) Это значило, что они будут приходить один за другим, а не явятся все сразу.
Ангелы нисходят на поле боя
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, немного вздремнул, а потом поднял голову и сказал: “Радуйся, о Абу Бакр, вот (явился) Джибрил, поднявший пыль!” В той версии этого сообщения, которую приводит Мухаммад бин Исхак, говорится:
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Радуйся, о Абу Бакр, явилась к тебе помощь Аллаха: вот Джибрил весь в пыли ведет своего коня за повод!”
А потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из-под своего навеса, подпрыгнул в своих доспехах (от радости) и сказал: “Скоро будет разбита эта толпа, и они обратятся в бегство … ” (“Луна”, 45) После этого он, да благословит его Аллах и приветствует, взял горсть мелких камешков, повернулся в сторону курайшитов и сказал: “Да исказятся (их) лица!” – а затем бросил эти камешки им в лицо, и каждому из них они попали либо в глаз, либо в нос, либо в рот, о чем Аллах Всевышний ниспослал нижеследующий аят: “Не ты бросал, когда бросал, это Аллах бросал…” (“Добыча”, 17)

Контратака
Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдал своим воинам приказ перейти в наступление, сказав: “Вперед!” – и побуждая их идти в бой такими словами: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, любого человека, который сегодня станет сражаться с ними, проявляя стойкость, надеясь на награду Аллаха и наступая, а не отступая, Аллах обязательно введет в рай!” И он, да благословит его Аллах и приветствует, звал их на бой, говоря: “Идите к раю, (равному) по ширине небесам и земле!” Услышав это, аль-Умайр бин аль-Хаммам, да будет доволен им Аллах, сказал: “Отлично, отлично!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Что заставляет тебя говорить: “Отлично, отлично!?”» Он ответил: “Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, лишь то, что я надеюсь оказаться одним из обитателей рая!” – и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, ты – один из них!” Тогда он достал из своего колчана финики и стал есть их, а потом сказал: “Поистине, если проживу я столько, чтобы доесть все эти финики, (такая) жизнь (будет) слишком долгой!” И он выбросил свои финики, а потом бросился в бой и сражался, пока его не убили.
К Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, обратился с вопросом ‘Ауф бин аль-Харис, сын ‘Афры, да будет доволен им Аллах, который сказал: “О Посланник Аллаха, какому (делу) раба Своего улыбнется Господь?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Делу такого) раба, который, будучи незащищенным, обагрит руку свою (в крови) врага”, и тогда Ауф снял свои доспехи и отбросил их, а потом схватил свой меч и сражался с курайшитами, пока не погиб.
К тому времени когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал мусульманам идти в контрнаступление, атаки курайшитов были не такими яростными, и пыл их угас. Этот мудрый план во многом содействовал укреплению позиций мусульман, которые только начали проявлять свою активность и рвались в бой. Получив приказ держаться и идти в наступление, они бросились вперед, сминая ряды и рубя головы врагов, а рвения им добавляло то, что они видели, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подпрыгнул в своих доспехах и во всеуслышание решительно сказал: “Скоро будет разбита эта толпа, и они обратятся в бегство … ” (“Луна”, 45) Вот почему мусульмане проявили исключительную стойкость в бою, а ангелы помогали им. Ибн Са‘д сообщает, что ‘Икрима сказал: “В тот день бывало так, что голову человека отрубали, а он и не знал, кто нанес ему удар, и человеку отрубали руку, а он и не знал, кто нанес ему удар”. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Когда один мусульманин преследовал кого-то из многобожников, он вдруг услышал над собой звук от удара плетью и голос всадника, сказавшего: “Вперед, Хайзум!” – и посмотрел на многобожника, который был перед ним. А потом это ансар пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему об этом и он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Ты говоришь правду, а это была помощь с третьего неба”. Абу Дауд аль-Мазини сказал: “Поистине, я преследовал одного человека из числа многобожников, чтобы нанести ему удар, как вдруг голова его упала на землю еще до того, как до нее дотянулся мой меч, и я понял, что его убил кто-то другой”. Один из ансаров привел захваченного им в плен аль-’Аббаса бин ‘Абд аль-Мутталиба, и аль-‘Аббас сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, не он взял меня в плен, а захватил меня сидевший на пегом коне лысый человек с прекрасным лицом, которого я не вижу среди вас”. Тогда этот ансар сказал: “Это я захватил его, о Посланник Аллаха!” – а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Помолчи, ибо это Аллах поддержал тебя этим благородным ангелом!”
Иблис [сатана] удаляется с поля боя
Раньше мы уже упоминали о том, что Иблис явился к курайшитам в образе Сураки бин Малика бин Джу‘шума аль-Мудлиджи и с тех пор не покидал их, однако, увидев, что делают с многобожниками ангелы, он начал отступать, а потом бежал. В него вцепился аль-Харис бин Хишам, принявший его за Сураку. Иблис ударил аль-Хариса в грудь и отбросил его, а потом бросился бежать. Многобожники говорили ему: “Куда же ты, о Сурака? Разве ты не говорил, что будешь поддерживать нас и не расстанешься с нами?” – на что он отвечал: “Поистине, я вижу то, чего не видите вы, и, поистине, я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании!” – а потом он убежал и бросился в море.
Сокрушительное поражение
Ряды многобожников стали приходить в расстройство и появились признаки того, что они потерпят неудачу. Они стали слабеть, не выдерживая настойчивых атак мусульман, и постепенно бой подошел к своему завершению. Толпы многобожников обратились в беспорядочное бегство, а мусульмане преследовали беглецов, захватывая некоторых курайшитов в плен, а некоторых убивая, пока все это не закончилось полным разгромом врага.

Стойкость Абу Джахля
Что же касается главного притеснителя Абу Джахля, то, увидев, что ряды его воинов смяты, он попытался противостоять этому и стал подбадривать своих бойцов, говоря им в своей злобе и заносчивости: “Не проявляйте малодушия из-за предательства Сураки [сатаны], ибо он договорился с Мухаммадом! И пусть не пугает вас гибель ‘Утбы, Шайбы и аль-Валида, ибо они поторопились! Клянусь аль-Лат и аль-‘Уззой [имена идолов], мы не вернемся, пока не свяжем их веревками! Пусть никто из вас не убивает никого из них, но хватайте их, чтобы мы могли показать им их дурные дела!”
Однако уже очень скоро он понял истинную цену этой заносчивости, так как через некоторое время под напором нападавших мусульман в рядах мекканцев появились бреши. Правда, вокруг него самого еще оставалась группа многобожников, устроивших изгородь из мечей и копий, но буря наступления мусульман смела ее, и тогда этот притеснитель оказался на виду, а мусульмане увидели, как он скачет на своем коне, в то время как смерть от рук двух молодых ансаров уже поджидала его.
Гибель Абу Джахля
Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Находясь в ряду (бойцов) в день (битвы при) Бадре, я посмотрел направо и налево от себя, и оказалось, что по обе стороны от меня стоят два совсем молодых ансара, так что я даже захотел, чтобы рядом со мной был кто-нибудь посильнее. Один из них сделал мне знак глазами и спросил: “О дядя, знаешь ли ты Абу Джахля?” Я сказал: “Да, а зачем он тебе, о племянник?” Он сказал: “Мне сказали, что он оскорбляет Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, если я его увижу, то уже не расстанусь с ним, пока тот из нас, кому суждено умереть первым, не умрет!” И я подивился этому, а потом мне подал знак глазами другой (юноша), который тоже сказал нечто подобное. После этого прошло совсем немного времени, и, увидев ходившего среди людей Абу Джахля, я сказал (им): “Вот тот, о ком вы спрашивали меня”. Тогда они бросились на (Абу Джахля) и зарубили его своими мечами, а потом явились к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщили ему (об этом). Он спросил: “Кто из вас убил его?”– и каждый из них ответил: “Я убил его!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А вытерли ли вы свои мечи?” Они сказали: “Нет” – и тогда он посмотрел на их мечи и сказал: “Вы оба убили (Абу Джахля), но его имущество достанется Му‘азу бин Амру аль-Джамуху”. (Что же касается имен этих юношей, то их звали) Му‘аз бин ‘Амр бин аль-Джамух и Му‘аввиз сын ‘Афры.
Ибн Исхак сообщает, что: Му‘аз бин ‘Амр бин аль-Джамух, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я услышал голоса людей и увидел Абу Джахля под тем, что напоминало собой деревья, а на самом деле являлось мечами и копьями многобожников, которые взяли его в кольцо, чтобы обеспечить ему защиту, и они говорили: “До Абу-ль-Хакама никому не добраться!” И когда я услышал их слова, то поставил это себе целью и направился к нему, а как только мне представилась такая возможность, я напал на него и нанес удар, отрубив ему ногу до середины голени, и, клянусь Аллахом, когда она отлетела, раздался звук, подобный тому, который издает косточка, когда ее раскалывают щипцами. А потом его сын ‘Икрима ударил меня по плечу и перебил мне руку, которая держалась сбоку на коже и мешала мне сражаться, однако я сражался весь день, держа ее за спиной, а когда она начала досаждать мне, наступил на нее ногой, оторвал ее и выбросил”. Потом мимо раненого Абу Джахля прошел Му‘аввиз, нанес ему удар и оставил его при смерти, после чего Му‘аввиз, да будет доволен им Аллах, сражался, пока не погиб.
После завершения сражения Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто посмотрит, что стало с Абу Джахлем?” – и люди разошлись на его поиски, а обнаружил его Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, когда Абу Джахль был уже при последнем издыхании. Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, наступил ногой ему на шею, схватил его за бороду, чтобы отрубить ему голову, и сказал: “Посрамил тебя Аллах, о враг Аллаха?” Он сказал: “Чем же Он меня посрамил? Здесь лишь человек, которого вы убили, только бы убившим меня не оказался (этот) крестьянин!” А потом он спросил: “Скажи мне, кто победил сегодня?”Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: “Аллах и Его Посланник”, после чего Абу Джахль сказал Ибн Мас‘уду, державшему ногу на его шее: “Ты высоко взлетел, о овечий пастух”, а Ибн Мас‘уд действительно пас овец в Мекке.
Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узнал о смерти Абу Джахля, он сказал: “Аллах велик, хвала Аллаху, который сдержал Свое обещание, и помог Своему рабу и Один разбил племена! Пойдем, покажешь мне его”, и Ибн Мас‘уд показал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, его голову, а он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он был подобен фараону для этого народа”.

Потери сторон убитыми
Сражение закончилось сокрушительным поражением многобожников и явной победой мусульман. В этом бою нашли свою смерть четырнадцать мусульман: шесть мухаджиров и восемь ансаров.
Что же касается многобожников, то они понесли очень тяжелые потери. Семьдесят из них было убито и столько же взято в плен, причем большинство из них относилось к числу их предводителей и лучших бойцов.
После завершения боя Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился к убитым, встал рядом с ними и сказал: “Плохими соплеменниками были вы вашему Пророку: вы обвинили меня во лжи, а (другие) люди поверили мне, и вы оставили меня без помощи, а (другие) помогли мне, и вы изгнали меня, а (другие) люди приютили меня” – а потом по его приказу их потащили к одному из колодцев Бадра.
Сообщается, что Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, сказал:
– В день Бадра по приказу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тела двадцати четырех человек из числа предводителей курайшитов были брошены в один из грязных и высохших колодцев. Одержав победу над кем-либо, (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) обычно оставался на поле боя в течение трех дней. На третий день после битвы при Бадре он велел оседлать свою верблюдицу, что и было сделано, после чего двинулся в путь, а за ним последовали его сподвижники, которые говорили (между собой): “Он едет не иначе как по необходимости”. Когда же он подъехал к краю колодца, то стал обращаться к ним, называя их имена и имена их отцов (и говоря): “О такой-то, сын такого-то, и такой-то, сын такого-то! Радовались бы вы (сейчас), если бы покорились Аллаху и Его Посланнику? Поистине, мы (убедились), что обещанное нам Господом нашим – истина, а убедились ли вы, что обещанное Господом вашим – истина?!” (Услышав это,) ‘Умар сказал: “О Посланник Аллаха, почему ты обращаешься к телам, в которых нет душ?!” (На это) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, они не хуже вас слышат то, что я говорю, но не (могут) ответить!”

Мекка встречает потерпевших поражение
Многобожники беспорядочно покинули Бадр, рассеявшись по вади и горным ущельям, и в страхе двинулись в сторону Мекки, не зная, как им войти в город, поскольку они испытывали стыд.
Ибн Исхак пишет:
– Первым весть о поражении курайшитов принес мекканцам аль-Хайсаман бин Абдуллах аль-Хуза‘и. Его спросили: “С чем ты пришел?” Он сказал: “Погибли ‘Утба бин Раби‘а, Шайба бин Раби‘а, Абу-ль-Хакам Ибн Хишам и Умаййа бин Халяф”, назвав им также имена других убитых предводителей курайшитов. И когда он принялся перечислять знатных курайшитов, Сафван бин Умаййа, сидевший в аль-Хиджре, сказал: “Клянусь Аллахом, если он в своем уме, спросите его обо мне!” Люди спросили: “Что делает Сафван бин Умаййа?” – на что он сказал: “Вот же он сидит в аль-Хиджре, и, клянусь Аллахом, я видел, как были убиты его отец и его брат!”
Сообщается, что вольноотпущенник Посланника Аллаха Абу Рафи‘ сказал:
– Я был рабом аль-’Аббаса, а благодаря исламу мы стали членами семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо ислам принял аль-‘Аббас, Умм аль-Фадль и я. Аль-‘Аббас скрывал то, что он стал мусульманином, а Абу Ляхаб не принял участия в битве при Бадре, когда же пришла весть о поражении, он был подавлен этим, и Аллах покрыл его позором, а нам это придало сил и гордости. Я относился к числу слабых и занимался изготовлением стрел, которые я вырезал в шатре, находившемся близ Замзама. И клянусь Аллахом, однажды я находился там, а рядом со мной сидела Умм аль-Фадль, и мы порадовались тому, что узнали. Вдруг показался Абу Ляхаб, который едва волочил ноги, и сел у входа в шатер. Мы сидели, повернувшись спиной друг к другу, и тут люди сказали: “Вот приехал Абу Суфйан бин аль-Харис бин ‘Абд аль-Мутталиб!” Абу Ляхаб сказал ему: “Иди ко мне, ибо, клянусь своей жизнью, ты должен знать обо всем!” И он сел рядом с ним, а другие люди стояли вокруг. Абу Ляхаб сказал: “О племянник, расскажи мне, что произошло с людьми”. Он сказал: “Лишь то, что мы встретились с ним и подставили им наши плечи, а они убивали нас, как хотели, и забирали нас в плен, как хотели! И клянусь Аллахом, несмотря на это я не упрекаю наших воинов, ибо мы видели еще и людей в белом на пегих конях [ангелы], которые находились между небом и землей, и, клянусь Аллахом, они ничего не оставили и никто не устоит против них!” Тогда я приподнял рукой полог шатра и сказал: “Клянусь Аллахом, это были ангелы!” – после чего Абу Ляхаб сильно ударил меня рукой по лицу. Я стал сопротивляться, но он бросил меня на землю, встал на колени и принялся меня избивать. Я был беззащитным человеком, но Умм аль-Фадль подошла к одному из столбов шатра, схватила его, нанесла им удар Абу Ляхабу, от которого на голове у него осталась большая рана, и сказала: “Ты посчитал его слабым, потому что здесь нет его господина!”- и он ушел оттуда униженным. И, клянусь Аллахом, после этого он прожил только семь дней, ибо Аллах поразил его язвой, которая сгубила его.
Арабы считали такую язву дурным предзнаменованием, и его бросили даже его сыновья. Он пролежал непогребенным три дня, и никто не начинал рыть ему могилу, но потом люди побоялись, что они подвергнуться порицанию за то, что оставили его, вырыли ему могилу, затолкали его туда палками и забросали ее камнями, отойдя от нее подальше.
Так Мекка встретила известия о сокрушительном поражении при Бадре. Случившееся произвело на них очень тяжелое впечатление, и они даже не стали оплакивать их, не желая давать мусульманам повод для радости.
В день Бадра были убиты три сына аль-Асвада бин аль-Мутталиба, который был слепым и хотел оплакивать их. Однажды ночью он услышал голос плачущей женщины и послал к ней своего слугу, сказав ему: “Узнай, не разрешили ли уже оплакивать? Может быть, это курайшиты оплакивают своих погибших? Возможно, тогда и я стану оплакивать Абу Хакиму, ибо внутри у меня все горит!” Через некоторое время его слуга вернулся и сказал: “Эта женщина оплакивает только своего верблюда, которого она потеряла”. Тогда аль-Асвад не сдержался и сказал:
Неужели оплакивает она пропавшего верблюда,
что не дает ей заснуть?!
Не плачь же по молодому верблюду, а
Оплакивай день Бадра, когда иссякли силы!
Оплакивай день Бадра и то, что постигло бойцов из бану хасис,
махзумитов и людей Абу-ль-Валида!
Если плачешь, то оплакивай ‘Акиля,
и оплакивай Хариса, храбрейшего среди львов,
и оплакивай их, не называя всех поименно!
Не было равного Абу Хакиме!
После них другие стали властвовать, а если бы не день Бадра, не получили бы они власти!

Медина узнает о победе
После победы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в Медину двух гонцов, чтобы они поскорее порадовали хорошей вестью ее жителей. К жителям верхней части города был послан Абдуллах бин Раваха, а к жителям нижней – Зайд бин Хариса, да будет доволен Аллах ими обоими.
Между тем иудеи и лицемеры распространяли ложные слухи, в том числе распустив слух и о гибели Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Когда один из лицемеров увидел Зайда бин Харису верхом на верблюдице Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по кличке аль-Касва, он сказал: “Мухаммад убит, ведь это его верблюдица, которую мы знаем, а это – Зайд, который не знает, что говорить, от страха, ведь приехал он после поражения!”
Когда гонцы добрались до города, мусульмане окружили их, стали слушать, что они говорят, и убедились в победе мусульман, после чего все были охвачены ликованием и радостью, а Медину стали сотрясать крики “Аллах велик!” и “Нет бога, кроме Аллаха!” После этого предводители мусульман, которые оставались в городе, направились в сторону Бадра, чтобы поздравить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с этой явной победой.
Усама бин Зайд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Это известие пришло к нам в тот момент, когда мы разравнивали землю над могилой дочери Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Рукаййи, которая была замужем за Усманом бин Аффаном. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил меня присматривать за ней во время ее болезни вместе с Усманом”.

Войско Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, направляется к Медине
После завершения битвы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Бадре еще три дня. До того как он двинулся в путь, среди воинов возникли споры относительно военной добычи, а когда эти споры стали усиливаться, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел всем людям вернуть то, что у них было, и они сделали это, после чего относительно решения этого вопроса было ниспослано соответствующее откровение.
Сообщается, что, ‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Мы выступили в поход вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и я участвовал с ним в битве при Бадре. Люди сошлись друг с другом, и Аллах нанес врагам поражение, а потом часть людей бросилась за ними, преследуя и убивая их, а другая часть стала собирать добычу. Еще одна часть мусульман окружала Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы враги внезапно не напали на него, а когда наступила ночь и все люди снова встретились друг с другом, собиравшие военную добычу сказали: “Мы собирали ее, и ни у кого нет в ней доли”. Преследовавшие врага сказали: “Вы имеете не больше прав на нее, чем мы, так как мы оттеснили от этого имущества врагов, которых мы разгромили”. А окружавшие Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказали: “А мы боялись, что враги нападут на него, и занимались его охраной!” – и тогда Аллах Всевышний ниспослал следующий аят: “Они спрашивают тебя о добыче. Скажи: “Добыча (принадлежит) Аллаху и Посланнику, бойтесь же Аллаха, и приходите к примирению между собой и повинуйтесь Аллаху и Посланнику Его, если вы верующие” (“Добыча”, 1), после чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поровну разделил добычу между мусульманами.
Проведя три дня в Бадре, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своим войском двинулся обратно в Медину. С собой он вел пленных из числа многобожников и вез захваченную у них добычу, присматривать за которой поставил Абдуллаха бин Ка‘ба, да будет доволен им Аллах. Выйдя из ущелья ас-Сафра, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился у большого песчаного холма и поровну разделил там добычу между мусульманами, предварительно взяв из нее пятую часть.
Кроме того, добравшись до ас-Сафры, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел казнить ан-Надра бин аль-Хариса, который в день битвы при Бадре был знаменосцем многобожников и являлся одним из главных преступников среди курайшитов, так как причинил очень много зла исламу и Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ему отрубил голову Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.
А когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, добрался до ‘Арк аз-Забийа, он велел казнить ‘Укбу бин Абу Му‘айта. Раньше мы уже упоминали о том, какие обиды он наносил Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и это именно он положил внутренности верблюда на спину Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время молитвы, и он душил его накидкой, чуть не убив его, но этому помешал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. По одним сообщениям, его казнил ‘Асим бин Сабит аль-Ансари, а по другим – Али бин Абу Талиб, да будет доволен Аллах ими обоими.
Казнь двух этих притеснителей была вызвана военной необходимостью, поскольку они были не простыми пленниками, но, как назвали бы их в наше время, являлись военными преступниками.
Делегации приносят поздравления
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, добрался до ар-Раухи, его встретили предводители мусульман, которые, услышав от гонцов радостную весть о победе покинули Медину, чтобы принести свои поздравления товарищам и встретить их. Салама бин Салама, да будет доволен им Аллах, спросил их: “А с чем тут поздравлять? Клянусь Аллахом, мы ведь встретили бессильных старцев! ” Услышав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся и сказал: “О сын моего брата, это же были представители знати!”
Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, сказал: “О Посланник Аллаха, хвала Аллаху, Который привел тебя к победе и порадовал тебя! Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я бы не остался в стороне от этой битвы, если бы знал, что ты встретишь врага, ведь я думал, что это будет караван, а если бы я думал, что это будет враг, то не остался бы!” – и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты сказал правду”.
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в Медину как победитель. Теперь его стали бояться все его враги в самой Медине и в ее окрестностях, а многие жители Медины приняли ислам. В это время ислам для вида принял также и Абдуллах бин Убайй со своими товарищами.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину на день раньше пленных, которых он распределил среди своих сподвижников, наказав хорошо обращаться с ними. Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, питались финиками, а пленных кормили хлебом, выполняя наказ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Решение вопроса о пленных
Прибыв в Медину, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к своим сподвижникам за советом о том, что делать с пленными. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “О Посланник Аллаха, эти люди являются нашими родными и двоюродными братьями и состоят с нами в родстве, и я считаю, что тебе следует взять с них выкуп, что укрепит нас в борьбе с неверными, а, может быть, Аллах направит их на путь истинный, и они будут помогать нам”.
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А что скажешь ты, о Ибн аль-Хаттаб?” ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Клянусь Аллахом, я не согласен с Абу Бакром и я считаю, что ты должен дать мне свое позволение, чтобы я отрубил голову такому-то, имея в виду одного своего родственника – и что ты должен разрешить Али отрубить голову ‘Акилю бин Абу Талибу, и разрешить Хамзе отрубить голову такому-то его брату, чтобы враги Аллаха знали, что в сердцах наших нет места снисхождению для многобожников, тем более, что эти пленные являются их предводителями и лучшими их воинами!”
‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришлось по душе то, что говорил Абу Бакр, а не то, что говорил я, и он взял с них выкуп, а на следующее утро я пошел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакру, увидел, что они оба плачут и сказал: “О Посланник Аллаха, скажи мне, что заставляет плакать тебя и твоего друга? Независимо от причины я буду плакать вместе с вами!” На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Причиной послужило то, что предложили мне твои товарищи, предложившие взять с (курайшитов) выкуп, а мне было показано, что они подвергнутся наказанию, и это видение было ближе ко мне, чем это дерево!”
И Аллах Всевышний ниспослал следующие аяты: “Не следует (ни одному) пророку (брать) пленных, пока он не (подчинит) себе землю. Хотите вы благ мира этого, а Аллах хочет мира вечного и Аллах Всемогущий, Мудрый. - Если бы прежде не было предписано (это) Аллахом, обязательно постигло бы вас за то, что вы взяли, мучительное наказание”. (“Добыча”, 67–68)
А еще раньше Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором было сказано: “ … а потом либо (оказывайте им) милость, либо (требуйте) выкуп … ” (“Мухаммад”, 4) В этом аяте содержалось разрешение брать с пленных выкуп, и поэтому они не были подвергнуты наказанию. Вместе с тем в нем содержалось и порицание, так как мусульмане стали брать врагов в плен до того, как одержали полную победу. Кроме того, они взяли выкуп с некоторых людей, являвшихся не просто военнопленными, но скорее крупнейшими военными преступниками, которые по современным законам военного времени были бы осуждены и приговорены либо к казни, либо к пожизненному заключению.
Итак, был принят совет Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и с пленных взяли выкуп, размер которого в каждом отдельном случае колебался от тысячи до четырех тысяч дирхемов. Мекканцы умели писать, мединцы же в основном были неграмотными, и к тому из мекканцев, кто не мог заплатить выкупа, приводили десять мединских мальчиков, чтобы он обучал их грамоте, и считалось, что пленный заплатил выкуп после того, как они начинали писать хорошо.
Некоторым пленным Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оказал милость, отпустив их вообще без выкупа. К числу их относились: аль-Мутталиб бин Хантаб, Сайфи бин Абу Рифа‘а и Абу ‘Изза аль-Джумахи, который был взят в плен в битве при Ухуде и казнен, о чем речь пойдет ниже.
И он оказал такую же милость своему зятю Абу-ль-‘Асу с условием, что он отпустит Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, заплатившей в качестве выкупа за него ожерельем, которое когда-то принадлежало Хадидже, да будет доволен ею Аллах, и которое было свадебным подарком Хадиджи Зайнаб. Увидев его, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сильно растрогался и попросил своих сподвижников отпустить Абу-ль-‘Аса, что они и сделали. Абу-ль-‘Асу было поставлено условие отпустить Зайнаб, и он отпустил ее, после чего она уехала из Мекки. Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он послал навстречу ей Зайда бин Харису и еще одного ансара, да будет доволен Аллах ими обоими, велев им: “Дожидайтесь в Батн Йаджудж, а когда увидите Зайнаб, сопровождайте ее”. И они двинулись в путь, а через некоторое время привезли Зайнаб, переселение которой было долгим и мучительным.
Среди пленных находился один человек по имени Сухайль бин ‘Амр, являвшийся прекрасным оратором, и ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “О Посланник Аллаха, прикажи выбить Сухайлю бин Амру два передних зуба, и тогда язык его будет вываливаться, и он ничего и нигде не сможет сказать против тебя!”, – однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказался сделать это, опасаясь, что это приведет к тому, что люди станут обезображивать трупы врагов, а также страшась гнева Аллаха.
Са‘д бин ан-Ну‘ман, да будет доволен им Аллах, отправившийся в Мекку для совершения умры, был захвачен Абу Суфйаном, сын которого ‘Амр бин Абу Суфйан был среди пленных. Его отправили к Абу Суфйану, и он отпустил Са‘да на свободу.
Во втором году хиджры в обязанность мусульманам были вменены пост во время рамадана и садака разговения (садакат аль-фитр) после завершения этого поста и было разъяснено, с какого минимального имущества (нисаб) следовало выплачивать закят. Обязанность раздавать вышеупомянутую садака и разъяснения относительно выплаты закят способствовали облегчению трудностей, с которыми приходилось сталкиваться многим бедным мухаджирам, не имевшим возможности свободно перемещаться по земле в поисках хлеба насущного.

Шейх Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури
Перевод: канд. философских наук Нирша В.
*********************************************************************************









Комментариев нет :

Отправить комментарий