четверг, 24 ноября 2016 г.

Вопросы и Ответы (2)

Вопросы и Ответы (2)
Начало в Полезные наставления (17)


Вопрос 21. Какие аяты Корана указывают на необходимость покорности воле Аллаха?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «А покоряющийся Аллаху и творящий благо крепко держится за прочнейшее связующее звено.» (21) (Лукман 22).
(21) - См. примечание к вопросу № 12).
Аллах Всевышний также сказал: «Но нет, - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними спорах, пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не покорятся полностью». (Женщины, 65).
*********************************************************************************
Вопрос 22. Какие аяты Корана и хаднсы указывают на необходимость внутреннего согласия со словами свидетельства (22)?
(22) - Имеется в виду его произнесение и совершение всего того, что сообразуется с его смыслом).
Ответ. О тех, кто не согласился со словами свидетельства, Аллах Всевышний сказал так:
«(В день воскресения ангелам будет велено): "Соберите обидевших самих себя (23), и подобных им и то, чему они поклонялись помимо Аллаха, и выведите их на путь (, ведущий) к аду, и остановите их и будут они спрошены: «Что же вы не помогаете друг другу?" Да, в тот День они будут покорны (Аллаху) и станут друг у друга допытываться (24). (Одни) скажут (25): "Вы подходили к нам с правой стороны!" (26) (Другие) будут говорить: "Нет, сами вы были неверующими, а мы были над вами не властны. Ведь были вы людьми преступавшими (27), и вот сбылось для нас слово Господа нашего, и, поистине, (теперь все) мы вкусим (наказание)! А ввели мы вас в заблуждение (, поскольку) мы и сами, поистине, были заблудшими!" Поистине, в День тот они вместе понесут наказание, поистине, так Мы поступим с грешниками, ведь когда говорили им: "Нет бога, кроме Аллаха", - они превозносились и говорили: "Неужто и в самом деле отречёмся мы от наших богов из-за (слов) безумного поэта (28) ?!"» (29). (Выстроившиеся в ряд, 22-36).
(23) - То есть: причинивших ущерб самим себе своим многобожием и неверием).
(24) - Имеется в виду, что они станут расспрашивать друг друга о том, как получилось, что они оказались в столь бедственном положении, упрекая друг друга).
(25) - То есть: скажут это тем, кому они подчинялись в земной жизни).
(26) - Здесь имеется в виду, что они силой отвращали их от истинной религии, а если бы этого не было, то эти люди уверовали бы).
(27) - То есть: ослушниками и неверными, нарушавшими установления Аллаха).
(28) - Так мекканские многобожники называли Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
(29) - Непосредственным ответом на вопрос №22 служат два последних из цитированных выше).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду, и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям».  Аль-Бухари, Муслим.
*********************************************************************************
Вопрос 23. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость искренности (ихлас)?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, (следует искренне исповедовать) религию только ради Аллаха.» (Толпы, 3).
Аллах Всевышний также сказал: «И поклоняйся Аллаху, будучи искренним в религии (по отношению) к Нему.» (Толпы, 2).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Счастливейшими людьми благодаря моему заступничеству станут те, кто говорил: "Нет бога, кроме Аллаха ", - от чистого сердца». (Аль-Бухари, имам Ахмад).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний запретил огню касаться того, кто скажет.- "Нет бога, кроме Аллаха", - стремясь к лику Аллаха" (Аль-Бухари).
*********************************************************************************
Вопрос 24. Какие указания на необходимость придерживаться правдивости имеются в Коране и сунне?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Алиф, лям, мим. Неужели люди полагают, что их оставят, если они скажут: "Мы уверовали", - и не будут они подвергнуты испытанию?! Мы испытывали и тех, кто был до них, ведь Аллах непременно узнает (30) правдивых и узнает лживых!» (Паук, 1 - 3 аятов).
(30) - Это не значит, что Аллах не знает этого заранее. Имеется в виду, что по делам людей будет видно, кто из них обладал истинной верой, а кто только заявлял о своей вере на словах).

Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Кто бы ни засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, храня правдивость в сердце своём, Аллах непременно запретит огню (касаться такого человека)». (Аль-Бухари).
Сообщается также, что как-то раз Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наставлял одного бедуина в шариате, а когда он закончил, тот сказал: "Клянусь Аллахом, я ничего не стану прибавлять к этому и ничего не убавлю", - и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: "Он преуспеет, если говорит правду!» (Аль-Бухари. Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 25. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость любви?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Если кто-нибудь из вас отступится от своей религии, то Аллах приведёт людей, которых любит Он и которые любят Его...» (Трапеза,54).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Три (качества) позволят ощутить сладость веры тому, кто ими обладает: (такой человек) любит Аллаха и Его посланника больше всего прочего, и любит (другого) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, как не желает он быть ввергнутым в огонь». (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 26. Что является указанием на необходимость проявления дружеского расположения и враждебности ради Аллаха?
Ответ. Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Покровителем вашим является только Аллах, и Его посланник и уверовавшие, которые совершают молитвы, дают закят и совершают поясные поклоны». (Трапеза, 55).
«Ты не найдёшь (таких) людей, которые веруют в Аллаха и в Последний лень (и в то же время) любят проявляющих враждебность по отношению к Аллаху и Его посланнику...» (Препирательство, 22).
Аллах Всевышний также сказал: «О те, кто уверовал! Не берите в покровители врага Моего и врага вашего». (Испытуемая, 1).
И об этом же говорится во всех аятах суры "Испытуемая".
*********************************************************************************
Вопрос 27. Что указывает на необходимость свидетельства о том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, посланник Аллаха?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Аллах оказал благодеяние верующим, направив к ним посланника из них же, который читает им Его аяты, и очищает их (31) и учит их Писанию и мудрости, хотя раньше и пребывали они в явном заблуждении». (Семейство Имрана, 164).
(31) - То есть: очищает их от скверны неверия и многобожия).
«Пришёл к вам посланник из вашей же (среды) (32). Тяжко для него (видеть) ваше затруднительное положение (33), жаждет он для вас (блага), по отношению к верующим он сострадателен и милосерден». (Покаяние, 128).
(32) - То есть: из среды курайшитов, или из среды арабов или же из среды людей вообще).
(33) - В данном случае имеется ввиду либо трудности, с которыми сталкиваются люди в этом мире по причине собственного неверия и нечестия, либо мучения, ожидающие неверных и многобожников и мире ином).
Аллах Всевышний также сказал: «И Аллах знает, что ты - Его посланник». (Лицемеры, 1).
Можно привести и другие аяты, указывающие на это.
*********************************************************************************
Вопрос 28. В чём смысл свидетельства о том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — посланник Аллаха?
Ответ. Такое свидетельство подразумевает исходящее из глубины сердца подтверждение заявления о том, что Мухаммад -раб Аллаха и Его посланник ко всем людям и джиннам, о чём Аллах Всевышний говорит так: «свидетеля, и вестника радости, и увещателя, и призывающего к Аллаху с Его дозволения и яркого светильника». (См.: "Сонмы", 45 - 46 )
Следует верить всему сообщавшемуся им о том, что было прежде и что произойдёт потом, что является дозволенным, а что - запретным, и следует подчиняться его велениям и отказываться от того, что он запрещал, и следует соблюдать его шариат и неуклонно придерживаться его сунны тайно и явно, соглашаясь с тем, что он решил, и повинуясь этому, как следует верить и тому, что повиноваться ему значит повиноваться Аллаху, а ослушаться его значит ослушаться Аллаха, ведь это он довёл до сведения людей Его послание. И Аллах упокоил его только после того, как Он через Своего посланника довёл эту религию до совершенства, и после, того, как этот посланник ясно передал людям всё то, что ему было поручено передать, оставив свою общину на совершенно ясном пути, с которого после этого может свернуть только совсем пропащий (34). И к этому же имеет отношение множество других вопросов, которые мы рассмотрим позже, если это будет угодно Аллаху.
(34) - Эти слова являются указанием автора, да помилует его Аллах, на содержание благородного хадиса, передаваемого со слов 'Ирбада бин Сарийи, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам со словами увещания, от которого глаза наполнились слезами, а сердца охватил страх. Мы сказали: «О Посланник Аллаха, поистине, это -увещание прощающегося, так что же ты поручишь нам?" Он сказал: «Я оставляю Вас на совершенно ясном пути, свернуть с которого послe меня может только пропащий. Тот из вас, кто проживёт (достаточно долго), станет свидетелем многих раздоров, вам же следует придерживаться того, что знаете вы из моей сунны и что будете знать из сунны праведных халифов. Вам следует хранить это как зеницу ока и повиноваться» (Абу Дауд, ат-Тирмизи и имам Ахмад)).
*********************************************************************************
Вопрос 29. Каковы необходимые условия свидетельства о том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, - Посланник Аллаха, и будет ли первая часть свидетельства принята без этого?
Ответ. Раньше мы уже говорили о том, что раб Аллаха не может начать исповедовать религию, если не принесёт двух этих свидетельств, и что они взаимосвязаны друг с другом. Таким образом, условия первого свидетельства в то же время являются и условиями второго, а условия второго - условиями первого.
*********************************************************************************
Вопрос 30. Что указывает на необходимость молитвы и выплаты закята?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Если же они принесут покаяние, будут совершать молитву и выплачивать занят, то не становитесь у них на пути.. .» (Покаяние, 5).
« А если они принесут покаяние, станут совершать молитвы и выплачивать закят, то они - ваши братья в религии...» (Покаяние, 11).
Аллах Всевышний также сказал: «А велено им было только поклоняться Аллаху, сохраняя верность Ему в религии и будучи ханифами (35), совершать молитву и давать закят.» (Явное доказательство, 5).
(35) - Ханиф — человек, исповедующий единобожие).
И указанием на необходимость молитвы и выплаты закята служат также и многие другие аяты.
*********************************************************************************
Вопрос 31. Что указывает на необходимость соблюдения поста?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Предписан вам пост, как был он предписан жившим до вас...» (Корова, 183).
Аллах Всевышний также сказал: «И пусть постятся те из вас, кого застанет месяц (рамадан)...» (Корова, 185).
А в том хадисе, где говорится о том, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наставлял бедуина в вопросах шариата, сообщается, что этот бедуин сказал: "Скажи мне, что Аллах вменил мне в обязанность из поста?" Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Пост в течение) месяца рамадан, если ты сам не захочешь какое-то время (поститься) дополнительно», (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 32. Что указывает на необходимость совершения хаджжа?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «И совершайте хаджж и умру ради Аллаха.» (Корова, 196).
Аллах Всевышний также сказал: «И обязанностью людей перед Аллахом (является совершение) хаджжа к Дому (, если) они будут в состоянии сделать (это)...» (Семейство Имрана, 97).
Что же касается указаний сунны, то сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: "Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью, сказав: «О люди! Поистине, Аллах вменил вам в обязанность хаджж, так совершайте же его...»" (Муслим, Ахмад).
Раньше нами был цитирован хадис о вопросах Джибрила и тот хадис, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам основывается на пяти столпах....»,- можно было бы привести ещё много подобных примеров.
*********************************************************************************
Вопрос 33. Что такое вера?
Ответ. Вера есть слово и действие. Имеются в виду слова, произносимые сердцем и языком, и действия, совершаемые сердцем, языком и прочими частями тела. Вера увеличивается благодаря проявлению повиновения и уменьшается вследствие ослушания, и в этом отношении одни верующие могут превосходить других.
*********************************************************************************
Вопрос 34. Какие указания имеются на то, что вера представляет собой сочетание слова и действия?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «... однако Аллах внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах...» (Комнаты, 7).
« И уверуйте в Аллаха и посланника Его...» (Преграды, 168).
Именно в этом и заключается смысл принесения обоих свидетельств, так как без этого раб не может начать исповедовать религию. Если говорить о наличии определённых убеждений, то эти свидетельства относятся к действиям сердца, с другой же стороны, они относятся к действиями языка, выражающего эти убеждения, и свидетельства эти могут пойти на пользу человеку, приносящему их, только при условии наличия согласия между сердцем и языком.
Аллах Всевышний также сказал: «И не пристало Аллаху губить вашу веру...» (Корова, 143).
Здесь под верой подразумеваются молитвы, которые до изменения киблы мусульмане совершали, обращаясь в сторону Байт аль-Макдис (36). Таким образом, молитва в целом была названа верой в том смысле, что она объединяет в себе действия сердца, языка и прочих частей тела.
(36) - Первые шестнадцать или семнадцать месяцев после переселения в Медину Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался во время молитв в сторону аль-Масджид аль-Акса — третьей по значению мечети в исламе, которая находится в Иерусалиме).

Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он относил к вере совершение молитв и прочих дел поклонения в ночь предопределения, и соблюдение поста и ночных молитв во время рамадана и совершение пяти обязательных ежедневных молитв, а когда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: "Какое дело является наилучшим?", - он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 35. Что может служить указанием на возможность увеличения и уменьшения веры?
Ответ. Таким указанием являются нижеследующие слова Всевышнего:
«..чтобы прибавилось у них веры к их вере.» (Победа 4).
«...и Мы добавили им руководства (37)». (Пещера,13).
(37) - "Худа". Здесь под руководством подразумевается полезное знание, которое Аллах дарует тем, кто обладает верой).
«И Аллах добавит руководства тем, кто встал на правильный путь..» (Марийам, 76).
«А тем, которые встали на прямой путь, Он добавил (Своих) наставлений...» (Мухаммад, 17).
« …и чтобы увеличилась вера у тех, кто уверовал... » (3авернувшийся, 31).
«Что же касается тех, кто уверовал, то это (38) увеличивает их веру…» (Покаяние. 124).
(38) - В данном аяте речь идёт о ниспослании Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. новых сур Корана).
«...тем, которым люди говорили: "Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их!", - (однако) это (лишь) прибавило им веры..» (Семейство Имрана, 173).
«И это (39) только увеличило их веру и повиновение (40)(Сонмы, 22).
(39) - Здесь речь идёт о мусульманах, которые смотрели на превосходящие их силы осадивших Медину в 627 году союзных племён).
(40) - То есть готовность повиноваться любому велению Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует).
В качестве указания на это можно было бы привести и другие аяты.

Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что однажды он сказал своим сподвижникам: «Если бы вы всегда оставались в таком же состоянии, в каком находитесь у меня, и постоянно поминали (Аллаха), ангелы пожимали бы вам руки». (Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 36. Что является указанием на то, что верующие могут превосходить друг друга по вере своей?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «И опережающие (41), опередят. (Это -) те (, которые окажутся) приближенными (42), (поселятся) в садах блаженства. Великое множество (их будет) из числа первых и немногие - из числа последних (43). (Они будут восседать) на вытканных (44) ложах, опираясь на них и находясь, друг против друга (45). Станут обходить их (46) вечно юные дети с кубками, и кувшинами и чашей (с вином, бьющим) из родников, от которого не болит голова и (от которого) не хмелеют, и с плодами, что сами они будут выбирать, и с мясом птиц, какого они пожелают. (Достанутся им в жёны) черноокие и большеглазые (девы), подобные скрытым жемчужинам, (— и всё это послужит им) воздаянием за то, что они делали. Не услышат они в этих садах ни пустых, ни греховных (речей), а только слова: "Мир! Мир!" А стоящие справа (47), - кто они?» (Воскресение, 10-27).
(41) - Имеется в виду, что опережающим других в вере, покаянии и прочих благочестивых делах, первым будет оказана и милость Аллаха).
(42) - То есть: приближенными к Аллаху и к Его великой награде).
(43) - Имеются в виду первые поколения мусульман и других религиозных общин, исповедовавших многобожие).
(44) - Вытканных золотом, серебром, жемчугом и т.д.).
(45) - Иначе говоря, все они будут обращены лицами друг к другу).
(46) - То есть: прислуживать им).
(47) - Здесь имеются в виду люди, которые также окажутся в раю, но не получат такой же награды, как и опережающие, в силу того, что они не отличались такой же верой и искренностью и совершили при жизни меньше благих дел).
Аллах Всевышний также сказал: «И если будет он из числа приближенных, то (ждут его) покой, и благоухание (48) и сад блаженства. Если же окажется он из числа стоящих справа, то (скажут ему): "Мир тебе от стоящих справа!". (Воскресение, 88-91).
(48) - "Райхан"- здесь подразумеваются либо аромат рая, либо все виды райских наслаждений).
Аллах Всевышний также сказал: «И есть среди них обижающий сам себя (49), и есть среди них умеренный (50) и есть среди них опережающий (других) в благих делах с дозволения Аллаха..». (Создатель, 32).
(49) - Имеется в виду либо такой верующий, который совершает тяжкие прегрешения, либо тот, кто совершает больше дурных дел, чем благих).
(50) - Имеется в виду либо тот, кто не совершает тяжких грехов, либо такой человек, количество дурных которого равно количеству дел благих).

В хадисе о заступничестве сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Выйдет из огня тот, кто говорил: "Нет бога, кроме Аллаха ", — имея в сердце своём благо весом с ячменное зерно, потом выйдет из огня тот, кто говорил: "Нет бога, кроме Аллаха ", — имея в сердце своём благо весом с пшеничное зерно, потом выйдет из огня тот, кто говорил: "Нет бога, кроме Аллаха ", — имея в сердце своём благо весом с пылинку». (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 37. Что является указанием на то, что понятие "вера" может охватывать собой всю религию в целом?
Ответ. В хадисе о беседе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с делегацией племени абд аль-кайс, сообщается, что он сказал: «Я повелеваю Вам верить в одного лишь Аллаха», — и спросил: «Знаете ли вы, что такое вера в одного лишь Аллаха?» Они ответили: "Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше. "Тогда он сказал: «Это - свидетельство о том, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, соблюдение поста в рамадане и выделение вами пятой части военной добычи», (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 38. Какие имеются указания на то, что можно дать точное определение вере, перечислив шесть её столпов?
Ответ. Таким указанием являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказанные им в ответ на вопрос Джибрила, мир ему: "Скажи мне, что такое вера?" Он ответил: «(Суть) веры в том, чтобы верил ты в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы верил ты в предопределённость и хорошего, и дурного». (Аль-Бухари, Муслим.(51).
(51) -Этот хадис аль-Бухари передаёт со слов Абу Хурайры, а Муслим со слов Умара бии аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими).
*********************************************************************************
Вопрос 39. Какие указания на существование вышеупомянутых столпов веры в целом имеются в Коране?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к востоку и западу; нет, благочестие (состоит в том, чтобы) уверовать в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков...». (Корова, 177).
Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, каждую вещь сотворили Мы по предопределению…». (Луна, 49).
Если будет угодно Аллаху, то ниже мы поговорим о каждом из этих столпов в отдельности.
*********************************************************************************
Вопрос 40. Что означает вера в Аллаха Всемогущего и Великого?
Ответ. Это - исходящее из глубины сердца подтверждение факта существования Аллаха Всевышнего, которому ничто не предшествовало и за которым ничто не последует, и того, что Он - Первый, до которого ничего не было, и Он - Последний, после которого ничего не будет, и того, что Он - Побеждающий, выше которого ничего нет, и Он - Скрытый, за которым ничего нет, и Он - Живой, Вечносущий, Один, Вечный.
Аллах Всевышний сказал: «... не рождал Он и не был рождён, и не был Ему равным никто» (Искренность. 3-4).
И вера в Аллаха подразумевает собой признание того, что один лишь Он является Богом и Господом и только Он обладает присущими Ему именами и атрибутами.
*********************************************************************************
Вопрос 41. Что означает признание Аллаха единственным Богом (тayxид аль-улюхийа)?
Ответ. Подобное признание подразумевает собой посвящение всех видов явного и тайного поклонения, выражающихся в словах и делах, только Аллаху Всемогущему и Великому, с одной стороны, и отрицание допустимости поклонения чему бы то ни было иному, кроме Аллаха Всевышнего, с другой, поскольку Всевышний сказал: «И судил Господь твой не поклоняться никому, кроме Heгo..». (Ночное путешествие, 23).
« И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним...» (Женщины, 36).
Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, Я - Аллах, нет бога, кроме Меня, так поклоняйся же Мне и молись, чтобы помнить обо Мне!». (Та ха, 14).
Та же мысль выражена и во многих других аятах. Благодаря подобному признанию свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, осуществляется на практике.
*********************************************************************************
Вопрос 42. Что противоположно признанию Аллаха единственным Богом?
Ответ. Противоположностью этого является многобожие (ширк), которое бывает двух видов: большое и малое. Большое многобожие несовместимо с вышеупомянутым признанием полностью, тогда как малое несовместимо с его совершенством.
*********************************************************************************
Вопрос 43. Что такое большое многобожие?
Ответ. Проявлением большого многобожия является избрание рабом помимо Аллаха того, кого он начинает приравнивать к Господу миров, любить его также, как он любит Аллаха, страшиться его также, как он страшится Аллаха, искать у него убежища, обращаться к нему со своими мольбами и бояться его, просить его о чём-то и стремиться к нему, уповать на него или же повиноваться ему, отступая от повиновения Аллаху, или следовать ему, несмотря на то. что это неугодно Аллаху, или же делать нечто подобное этому.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не простит поклонения другим наряду с Ним, но простит всё иное, кому пожелает, а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом совершает великий грех». (Женщины, 48).
«…-а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом впал в глубокое заблуждение.» (Женщины, 116).
«Поистине, для того, кто наряду с Аллахом поклоняется и другим, Аллах сделает рай запретным, и убежищем для него (послужит) огонь...» (Трапеза, 72).
Аллах Всевышний также сказал:
«...а тот, кто наряду с Аллахом поклоняется и другим, подобен упавшему с неба, и птицы схватят его или ветер унесёт его в далёкое место.». (52) (Хаджж, 31).
(52) - В этом аяте имеется в виду глубокая пропасть).
И в связи с этим можно было привести и другие аяты.

Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Право Аллаха, которое обязаны соблюдать (Его) рабы, состоит в том, что им следует поклоняться Ему и ничему более наряду с Ним, рабы же вправе (ожидать), что не будет подвергнут мучениям тот, кто наряду с Ним не поклоняется ничему иному». (Аль-Бухари, Муслим).
При этом вне религии оказываются и люди, явно впавшие в большое многобожие, примером чего могут служить неверные курайшиты (53) и им подобные, и тот, кто является тайным многобожником, например, те пытающиеся обмануть Аллаха лицемеры, которые исповедуют ислам явно, внутренне оставаясь неверными.
(53) - Соплеменники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являвшиеся идолопоклонниками).
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, лицемеры окажутся в нижнем слое огня, и никогда не найдёшь ты для них помощника, за исключением тех, которые раскаялись, и уладили (54), и искали убежища у Аллаха и стали искренне исповедовать религию ради Аллаха, и такие (окажутся) с верующими.» (Женщины, 145-146).
(54) - То есть: привели в порядок свои же собственные дела и отказались от лицемерия).
На это указывают и многие другие аяты.
*********************************************************************************
Вопрос 44. Что такое малое многобожие?
Ответ. Это некоторая доля стремления к показному, примешивающаяся к старанию сделать что-либо должным образом ради Аллаха Всевышнего.
Аллах Всевышний сказал: «И пусть тот, кто хочет встретиться с Господом своим в Судный день, совершает благие дела и не поклоняется никому больше, кроме Господа своего.» (Пещера, 110).
Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то однажды он сказал: «Поистине, больше всего я боюсь для вас того, что вы станете впадать в малое многобожие». (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, а что такое малое многобожие?" Он ответил: «Показное (совершение благого)». (Ахмад, аль-Багави, аль-Хайсами).

А впоследствии Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, истолковал свои слова следующим образом: «(Это значит, что) человек будет становиться на молитву и стараться совершать её как можно лучше, увидев, что (на него) смотрит кто-то другой». (Часть хадиса, который приводят Ахмад и Ибн Маджа).
К этому же имеют отношение те случаи, когда клянутся не Аллахом, а, например, родителями, или идолами, или Каабой, или верностью или чем-нибудь ещё.
Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «He клянитесь ни своими отцами, ни своими матерями, ни идолами» (Абу Дауд).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто (захочет) поклясться, клянётся Господом Каабы» (Ан-Насаи, Ахмад).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не клянитесь (ничем и никем), кроме Аллаха». (55) (Абу Дауд, ан-Насаи).
(55) - Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, передаваемый со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах запрещает вам клясться вашими родителями, а поэтому если кто-нибудь (захочет) поклясться, пусть либо поклянётся Аллахом, либо промолчит».
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто клянётся верностью, не относится к нам» (56) (Абу Дауд).
(56) - Возможно, что запрет клясться верностью (амана) объясняется тем, что верность не относится к числу атрибутов Всевышнего, а является Его велением и одним из Его предписаний).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто поклялся не Аллахом, впал в неверие (или:… в многобожие)». (А6у Дауд).
То же самое относится и к произнесению слов: "Как пожелал Аллах и ты". Сообщается, что в ответ человеку, однажды сказавшему ему это, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты что же, приравнял меня к Аллаху? (Следует говорить): «Как пожелал один лишь Аллах!» (Аль-Бухари, Ибн Mаджа, Ахмад).
То же самое относится и к таким выражениям как: "Если бы не Аллах и ты", - а также: "Нет у меня никого, кроме Аллаха и тебя ", - а также: "Я прошу покровительства у Аллаха и тебя ", - и тому подобным фразам.
Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говорите: "Как пожелал Аллах и такой-то" - но говорите: "Как пожелал Аллах, а потом такой-то"» (Абу Дауд, Ахмад).
Улемы указывали, что можно говорить: "Если бы не Аллах, а потом такой-то ", - но нельзя говорить: "Если бы не Аллах и такой-то ".
*********************************************************************************
Вопрос 45. Какая разница между союзом "и" и выражением "а потом", использующимися в вышеупомянутых выражениях?
Ответ. Разница состоит в том, что соединение двух слов с помощью союза "и" требует сопоставления и приравнивания. Таким образом, получается, что человек, сказавший: "Как пожелал Аллах и ты", - сопоставляет желание раба с желанием Аллаха, приравнивая одно к другому. Если же для соединения используется выражение "а потом", то положение меняется, так как оно указывает на принадлежность и зависимость. Это означает, что человек, сказавший: "Как пожелал Аллах, а потом ты", - тем самым подтверждает факт зависимости желания раба от желания Аллаха Всевышнего и вторичности желания раба, на что и указал Всевышний, который сказал: «Однако вы не пожелаете, если только не пожелает Аллах». (Человек, 30).
То же самое относится и ко всему остальному.
*********************************************************************************
Вопрос 46. Что означает признание Аллаха единственным Господом (таухид ар-рубубийа)?
Ответ. Речь идёт о выражении твёрдой уверенности в том, что Аллах Всевышний является Господом и Властителем, Творцом и Управителем всего сущего, который распоряжается всем по Своему усмотрению, и который ни с кем не делил власти и у которого не было покровителя, защищающего от унижения (57), и в том, что никто не в силах ни отвергнуть Его веления, ни отменить Его решения (58), ни противостоять Ему, и в том, что нет Ему подобного, или обладающего такими же именами или способного соперничать с Ним хоть в чём-либо из имеющего отношение к Его господству или сообразующегося с Его именами и атрибутами.
(57) - Имеется в виду, что Аллах не нуждается ни в каких покровителях. См.: "Ночное путешествие", 111).
(58) - См.: "Гром", 41).
Аллах Всевышний сказал: «Хвала Аллаху, который создал небеса и землю и сотворил мрак и свет...» (Скот, 1). И об этом же речь идёт и в остальных аятах этой суры.
«Хвала Аллаху, Господу миров...» (Фатиха, 1).
«Скажи: "Кто Господь небес и земли?" Скажи: "Аллах". Скажи: "И вы избрали себе помимо Него таких покровителей, которые не в силах и самим себе ни принести пользу, ни повре-дить?!" Скажи: "Разве равны (между собой) слепой и зрячий или разве равны (между собой) мрак и свет?" Или придали они (59) Аллаху сотоварищей (, утверждая), что они (60) творили подобно Ему, и стало для них сотворённое (Аллахом и другими) сходным? Скажи-. "Аллах - Творец всего, и Он - Единственный, Всеподчиняюший». (Гром, 16).
(59) - Имеются в виду многобожники).
(60) - То есть: мнимые божества).
«Аллах- Тот, кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит. Есть ли среди тех, кому поклоняетесь вы наряду с Ним, (такой,) кто (был бы способен) сделать что-нибудь из этого?! Преславен (Аллах) и Он превыше того, чему они поклоняются наряду с Ним!» (Румы, 40).
«Это - творение Аллаха, а (теперь) покажите Мне, что создали те (боги, которым вы поклоняетесь) помимо Него». (Лукман, 11).
«Или созданы они без (61) ничего? Или сами они творцы? Или они создали небеса и землю Нет у них уверенности!» (Гора, 35-36).
(61) - То есть: без участия Творца и из ничего).
«(Он — ) Господь небес, земли и того, что между ними, так поклоняйся же Ему и проявляй терпение (62) в поклонении (Аллаху). Разве известен тебе кто-нибудь ещё подобный Ему?» (Марйам, 65).
(62) - Имеется в виду, что, поклоняясь Аллаху, следует прилагать все свои силы и стараться осуществлять это поклонение наилучшим образом).
«Нет ничего, подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.» (Совет, 11).
«И скажи: "Хвала Аллаху, который не порождал Себе ребёнка, и который ни с кем не делил власти и у которого не было покровителя, защищающего от унижения (63)", - и возвеличивай Его всячески (64)(Ночное путешествие, 111).
(63) - Имеется в виду, что Аллах не нуждается ни в каких покровителях).
(64) - То есть: открыто и тайно воздавай хвалу Аллаху, благодари Его, поминай и т.д.).
Аллах Всевышний также сказал: «Скажи: "Взывайте к тем, кого вы объявили (богами) помимо Аллаха." Не владеют сами они и пылинкой ни на небесах, ни на земле, и нет у них там (65) никакого соучастия (66), и нет среди них (67) помощника Ему и не принесёт пользы заступничество перед Ним, кроме (заступничества) того, кому Он позволит. Когда же страх будет удалён из сердец их, они скажут: "Что сказал Господь ваш?" Они скажут: "Истину, ибо Он - Высокий, Великий!" (Саба, 22 - 23).
(65) - То есть: на небесах и на земле).
(66) - Иначе говоря, те, кого люди считают богами, не принимают никакого участия в управлении делами мира наряду с Аллахом, не имеют никакого отношения к сотворению мира и так далее).
(67) - То есть: среди всех этих мнимых богов).
*********************************************************************************
Вопрос 47. Что является противоположностью признания Аллаха единственным Господом?
Ответ. Противоположностью этого является убеждённость в том, что вместе с Аллахом чем-либо во Вселенной может управлять кто-нибудь другой, создавая или уничтожая, давая жизнь или забирая её, принося благо или отвращая зло, и что этот другой способен делать нечто такое, что на самом деле под силу только Господу. То же самое относится и к убеждённости в том, что кто-то может соперничать с Господом в том, что сообразуется со смыслом Его имён и атрибутов, например, в знании о сокрытом, величии и так далее.
Аллах Всевышний сказал:
«Никто не (в силах) положить предел той милости, которую Аллах оказывает людям, а то, что Аллах удержит, после Него никто не (в силах) будет послать, ведь (это) Он - Всемогущий, Мудрый. О люди, помните о милости Аллаха(, оказанной) вам! Разве есть помимо Аллаха другой творец, дающий вам удел с неба и земли?! Нет бога, кроме Него! Насколько же вы отклонились (68)(Создатель, 2 - 3).
(68) - То есть: отклонились от истины, под которой в данном случае подразумевается признание Аллаха единственным Богом и Господом).
«Если Аллах причинит тебе вред, то никто не избавит тебя от этого, кроме Него, а если пожелает (даровать) тебе благо, то никто не отвратит Его милости...». (Йунус, 107).
«Скажи: "Так поведайте же мне о тех, к кому вы взываете помимо Аллаха! Если Аллах пожелает причинить мне вред, то (смогут) ли они отвратить этот вред? Или если Аллах пожелает оказать мне милость, то (смогут) ли они удержать милость Его?" Скажи: "Достаточно мне Аллаха: на Него уповают уповающие». (Толпы, З8).
«И у него ключи к сокрытому! (69) Знает о них только Он.» (Скот, 59).
«Скажи: "(Никто из обитателей) небес и земли не знает сокрытого, кроме Аллаха...» (Муравьи, 65).
(69) - "Гайб" - имеется в виду всё то, что известно одному лишь Аллаху и что Он может открыть, кому пожелает).
Аллах Всевышний также сказал: «... а они постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает…». (Корова, 255).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Аллах Всевышний говорит: "Величавость — Моя накидка (рида), величие - Мой изар (70), а того, кто постарается отнять у Меня что-либо из этого (71). Я ввергну в огонь (72)!», (Муслим, Ахмад).
(70) - Название одежды в виде куска ткани, оборачиваемого вокруг бёдер).
(71) - Имеются в виду проявления гордости и попытки внушить другим мысль о собственном величии, что Аллах в данном случае сравнивает со стремлением соперничать с Ним).
(72) - Ибн аль-Асир приводит в книге "Джа-ми' аль-усуль" следующее объяснение для понятий "Мой изар" и "Мой плащ ":
"Аллах уподобил славу и величавость изару и плащу, поскольку эти качества охватывают собой того, кому они присущи, подобно тому, как изар и плащ охватывают собой человека, и при этом никто не разделяет с человеком его изар и его плащ. То же самое можно сказать и об Аллахе Всемогущем и Великом: слава и величавость служат для Него изаром и плащом, и никто не должен пытаться разделить их с Ним, для чего и приводится подобный пример ").
*********************************************************************************
Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками
Перевод: Канд. философских наук Нирша В. (Абдалла)
*********************************************************************************

















Комментариев нет :

Отправить комментарий