понедельник, 28 ноября 2016 г.

Вопросы и Ответы (3)

Вопросы и Ответы (3)


Вопрос 48. В чём смысл признания того, что лишь Аллах обладает определёнными именами и атрибутами (таухиду-ль-асма ва-с-сифат)?
Ответ. Это вера в те прекраснейшие имена и высочайшие атрибуты, посредством которых Аллах Всевышний Сам охарактеризовал Себя в Своей Книге и с помощью которых охарактеризовал Его, Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. И такое признание подразумевает собой употребление вышеупомянутых имён и атрибутов именно в том виде, в каком они встречаются в Коране и сунне, и исключает вопросы о том, как ещё можно понимать смысл этих имён. Иными словами, употреблять их следует так, как это сделал Аллах Всевышний, объединивший подтверждение самого факта существования этих имён и атрибутов с отрицанием допустимости любого их видоизменения, на что много раз указывается в Коране.
Так, например, Всевышний сказал: «(Он) знает, что их ждёт и что у них позади, а сами они (об этом) не знают (73) (Та ха, 110).
(73) - Имеется ввиду, что люди не могут охватить Аллаха своим знанием).
«Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.» (Совет, 1).
Аллах Всевышний также сказал: «Не (в силах) взоры охватить Его, а Он постигает взоры, ведь Он - Проницательный, Всеведаюший.» (Скот, 103).
Ат-Тирмизи приводит хадис, передаваемый со слов Убаййа бин Ка'ба, да будет доволен им Аллах, который сообщает, что однажды, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о богах многобожников, они сказали ему: "Скажи нам, от кого произошёл твой Господь?", - после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось: «Скажи: «Он, Аллах, Один, Он Аллах Вечный (74)». (Искренность",1-2).
(74) - «Ас-Самад» - Другим значением этого слова является " Тот, к которому все остальные обращаются со своими нуждами").
Имеется в виду, что Он Вечный в том смысле, что «...не рождал Он и не был рождён.." (Искренность, 3) поскольку любое рождённое существо неизбежно умрёт, а любое смертное существо обязательно оставляет после себя наследника. Что же касается Аллаха Всевышнего, то Он не умрёт, и никого не оставит после себя «..и не был Ему равным никто.» (Искренность, 4). Последними словами Аллах указал на то, что не существует ничего ни похожего на Него, ни равного Ему, ни подобного Ему. (Ат-Тирмизи).
*********************************************************************************
Вопрос 49. Какие указания на прекраснейшие имена Аллаха имеются в Коране и сунне?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Есть у Аллаха прекраснейшие имена, так обращайтесь же к Нему по (этим именам) и оставьте отклоняющихся в том, что касается Его имён (75)». (Преграды, 180).
(75) - Здесь имеются в виду всевозможные искажения имён Аллаха).
«Скажи: "Взывайте к Аллаху или взывайте к Милостивому - как бы ни взывали вы, у Него прекраснейшие имена". (Ночное путешествие, 1).
Аллах Всевышний также сказал: «Аллах, нет бога, кроме Него, (и) у Него прекраснейшие имена». (Та ха, 8). В качестве примера можно было бы привести и другие аяты.

Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Поистине, есть у Аллаха девяносто девять имён, а тот, кто станет перечислять их, войдёт в рай».(76).
(76) - Аль-Бухари и Муслим приводят слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в следующем виде: «Поистине, есть у Аллаха девяносто девять имён, сотня без одного, а тот, кто станет перечислять их, войдёт в рай» Что же касается ат-Тирмизи, то он приводит его в таком же виде, в каком привел его автор данной книги, да помилует его Аллах).
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "(О Аллах,) заклинаю Тебя каждым именем Твоим, которым назвал Ты Себя Сам, или которое ниспослал Ты в Своей Книге, или которое открыл Ты кому-либо из созданий Своих или которое остаётся известным лишь Тебе, Знающему сокрытое, сделать Коран весной моего сердца».
/Ас'алю-кя,би-кулли исмин хуа ля-касаммайта би-хи наф-са-ка, ау анзальта-ху фи китаби-ка, ау 'аллямта-ху ахадан мин халькы-ка ау-ста'сарта би-хи фи 'ильми-ль-гайб 'инда-ка ан тадж'аля-ль-Кур'ана раби'а кальби. / обращаются со своими нуждами" (Ахмад, аль-Хаким).
*********************************************************************************
Вопрос 50. Какие прекраснейшие имена упоминаются в Коране?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах - Высокий, Великий.» (Женщины, 34).
«Поистине, Аллах - Проницательный, Всеведущий.» (Сонмы, 34).
«...ведь Он - Знающий, Могущественный». (Создатель, 44).
«Поистине, Аллах -Слышащий, Видящий.» (Женщины, 58).
«Поистине, Аллах - Всемогущий, Мудрый». (Женщины, 56).
«Поистине, Аллах - Прощающий, Милосердный». (Женщины, 23).
«… поистине, по отношению к ним Он - Сострадательный, Милосердный». (Покаяние, 117).
«...а Аллах - Богатый, Кроткий.» (Корова, 263).
«Поистине, Он - Хвалимый, Славный.» (Худ, 73).
«Поистине, Господь мой – Хранитель всего.» (Худ, 57).
«... поистине, Аллах - Наблюдающий за вами!» (Женщины, 1).
«... и достаточно Аллаха как Попечителя.» (Женщины, 81).
«...и достаточно Аллаха как Считающего.» (Женщины, 6).
«Поистине, Аллах для всего является Питающим.» (Женщины, 85).
«...Господь твой - Свидетель всему...». (Разъяснены, 53).
«Аллах - нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего.» (Корове, 255).
«Он - Первый и Последний, Побеждающий и Скрьтый, и Он обо всём знает.» (Железо, 3).
Аллах Всевышний также сказал: «Он - Аллах, кроме которого нет иного бога, Знающий сокровенное и явное. Он - Милостивый, Милосердный. Он -Аллах, помимо которого нет иного бога, Властелин, Пресвятой, Мирный, Верный, Управляющий, Всемогущий, Могущественный, Превосходящий. Слава Аллаху, Он выше того, чему они поклоняются наряду с Ним! Он - Аллах, Творец, Создатель, Придающий форму. Есть у Него прекраснейшие имена…». (Сбор, 22-24).
Можно было бы привести в пример и другие аяты
*********************************************************************************
Вопрос 51. Какие прекраснейшие имена упоминаются в сунне?
Ответ. Сообщается, что, взывая к Аллаху, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Нет бога, кроме Аллаха, Великого, Кроткого, нет бога, кроме Аллаха, Господа великого престола, нет бога, кроме Аллаха, Господа небес, и Господа земли и Господа благородного престола».
/Ля иляха илля Ллаху-ль-'Азыму-ль-Халим, ля иляха илля Ллаху, Раббу-ль-'арши-ль-'азым, ля иляха илля Ллаху, Раббу-с-самавати, ва Раббу-ль-apди ва Раббу-ль-'арши-ль-кярим. / (Аль.Бухари,Муслим).
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Создатель небес и земли, о Обладатель величия и Почитаемый, о Живой, о Вечносуший!» . (Ахмад, аль-Хаким).
/Йа Бади'а-с-самавват ва-ль-ард, йа За-ль-Джаляль ва-ль-икрам, йа Хайй, йа Каййум!/
«С именем Аллаха, с именем которого не принесёт вред ничто ни на земле, ни на небе (, ибо) Он — Слышащий, Знающий». (Ибн Маджа, Ат-Тирмизи).
/Бис-сми-Лляхи аллязи ля йадурру ма'а-сми-хи шайй'ун фи-ль-арди ва ля фи-с-сама'и ва хуа-с-Сами'у-ль-'Алим/
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О, Аллах, Знающий сокровенное и явное, Творец небес и земли, Господь и Владыка всего… » /Аллахумма, 'Алима-ль-гайби ва-ш-шахада, Фатира-с-сама-вати ва-ль-ард, Рабба кулли шаййин ва Малика-ху... / (Ат-Тирмизи).
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, Господь семи небес и земли, Господь наш и Господь всего, расщепляющий зёрна и ядра, ниспославший Тору, Евангелие и Коран, прибегаю к Тебе от зла всякого носителя зла, ибо он подвластен Тебе! Ты - Первый, и не было ничего до Тебя, и Ты- Последний, и не будет ничего после Тебя, и Ты -Побеждающий, и нет ничего выше Тебя, и Ты-Скрытый, и нет ничего за Тобой...».
/Аллахумма, Рабба-с-самавати-с-саб'и, ва Рабба-ль-apди, ва Рабба куль-ли шаййн, Фалика-ль-хабби ва-н-нава, Муназзиля-т- Таурати, ва-ль-Инджили ва-ль-Кур'ан, а 'узу би-кя мин шарри кулли зи шаррин Анта ахызун би-насыййати-хи! Анта-ль-Аввалу, фа ляйса кабля-ка шаййун, ва Анта-ль-Ахыру, фа ляйса ба'да-ка шаййун, ва Анта-з-Захыру, фа ляйса фаука-ка шаййун, ва Анта-ль-Батыну, фа ляйса дуна-ка шайй... / (Муслим, Ахмад).
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, хвала Тебе, Ты - свет небес, и земли и их обитателей, хвала Тебе, Ты - Ведающий делами небес, земли и их обитателей». (Аль-Бухари, Малик, Ахмад, ад-Дарими).
/Аллахумма, ля-ка-ль-хамду, Анта Нуру-с-самавати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва ля-ка-ль-хамду, Анта Каййуму-с-са-мавати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна. /
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, поистине, я обращаюсь с просьбами к Тебе, ибо я свидетельствую, что Ты-Аллах, помимо которого нет иного бога, Одного, Вечного, который не рождал, и не был рождён и не был Ему равным никто (77) (Ат-Тирмизи, Ахмад, ад-Дарими, Абу-Дауд).
(77) - См.: "Искренность"),
/Аллахумма, инни ас'алю-ка би-анни ашхаду анна-ка Анта Ллаху Аллязи ля иляха илля Анта-ль-Ахаду-с-Самад аллязи лям йалид, ва лям йуляд ва лям йакуль-ля-ху куфуан ахад. /
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Отвращающий (78) сердца!» /Йа Мукаллиба-ль-кулюб!/ (Ат-Тирмизи, Ахмад, Ибн- Маджа).
(78) - Здесь "Отвращающий" означает «Изменяющий состояние сердец»).
И можно было бы привести много других подобных примеров.
*********************************************************************************
Вопрос 52. На сколько видов подразделяются указания, имеющие отношения к прекраснейшим именам?
Ответ. На три вида:
1 - Указание, имеющее отношение к сущности Аллаха.
2 - Указание на такие атрибуты, которые являются производными от прекраснейших имён, включающих их в себя.
3 - Указание на такие атрибуты, которые не обязательно являются производными от прекраснейших имён.
*********************************************************************************
Вопрос 53. Что может служить примером этого?
Ответ. Примером могут служить такие имена Всевышнего как Милостивый (ар-Рахман) и Милосердный (ар-Рахим), которые указывают на сущность Того, кому они принадлежат, то есть на сущность Аллаха Всемогущего и Великого, и являются применимыми к Нему. С другой стороны, они указывают на производный от этих имён атрибут, который они включают в себя, то есть на милосердие (рахма), а также на ряд других атрибутов, не являющихся производными от этих имён, но обязательно присущих их Обладателю, например, на жизнь и могущество. То же самое относится и ко всем прочим именам Аллаха.
Иначе обстоит дело с сотворённым существом, поскольку человека могут называть мудрым, тогда как на самом деле он является невежественным, и точно также несправедливого могут называть справедливым судьёй, униженного - всемогущим, низкого - благородным, скупого - щедрым, плохого - праведным, злосчастного - счастливым.
Что же касается Аллаха, слава и хвала Ему, то Он именно таков, как Сам Он охарактеризовал Себя, и Он выше тех описаний, которые дают Ему люди.
*********************************************************************************
Вопрос 54, На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения содержания этих указаний?
Ответ. Они подразделяются на четыре части:
1 - Аллах - общее имя, включающее в себя все значения прекраснейших имён, в силу чего все остальные имена являются его атрибутами.
Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Он - Аллах, Творец, Создатель, Придающий форму». (Сбор, 24).
Можно привести в пример и другие аяты. По той же причине это имя никогда не употребляется как подчинённое другим именам.
2 - То, что включает в себя какой-нибудь сущностный атрибут Аллаха Всемогущего и Великого. Примером может служить такое имя Всевышнего как Слышащий (ас-Сами,), включающее в себя указание на Его слух, посредством которого, Он слышит все звуки, причём для Него безразлично, тайными они являются или явными.
Другим примером служит такое имя Аллаха как Видящий (аль-Басыр), включающее в себя указание на Его зрение, которому доступно всё то малое и большое, что только можно воспринимать с помощью зрения.
Третьим примером служит такое имя Аллаха как Знающий (аль- 'Алим). включающее в себя Его всеобъемлющее знание, о котором Аллах Всевышний сказал так: «Не укрывается от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном.» (Cаба, 3).
Что же касается такого имени Аллаха как Могущественный (аль-Кадир),то оно включает в себя указание на Его абсолютное могущество, в силу которого Он может создавать всё, уничтожать всё и т.д.
3 - Такие имена, которые содержат в себе указания на атрибуты действий Аллаха, например, Творец (аль-Халик), Дающий средства к жизни (ар-Разик), Создатель (аль-Бари/), Придающий форму (аль-Мусаввир) и т.д.
4 - Такие имена, которые содержат в себе указания на то, что Всевышний лишён каких бы то ни было недостатков, например, Пресвятой (аль-Куддус) и Мир (ас-Салям) (79).
(79) - Корень этого слова состоит из букв "син', "лям" и "мим", а однокоренной с ним глагол "салима" означает - спасаться; избавляться; быть свободным. Применительно к Аллаху это является указанием на то, что Он свободен от любых недостатков. Таким образом, перевод данного имени Аллаха как "Мир" не вполне адекватен в том смысле, что одно только это слово не отражает всех значений арабского слова «ас-Салям» не говоря уже о всех возможных его толкованиях. То же самое относится практически ко всем именам Аллаха Всевышнего).
*********************************************************************************
Вопрос 55. На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения применимости этого к Аллаху Всемогущему и Великому?
Ответ. Среди этих имён есть такие, которые можно применять по отношению к Аллаху либо по отдельности, либо в сочетании с другими именами. Конкретно имеются в виду такие имена, которые содержат в себе любые указания на атрибуты совершенства, например, Живой (аль-Хайй) и Вечносущий (аль-Каййум), Один (аль-Ахад) и Вечный (ас-Самад) и т.д.
Среди этих имён есть и такие, которые применимы к Аллаху только вместе с другими именами, являющимися их противоположностями, поскольку употребление их по отдельности может внушить мысль о том, что Аллаху присущи те или иные недостатки. Примером могут служить такие имена как Наносящий вред (ад-Дарр) и Приносящий пользу (ан-Нафи"), Принижающий (аль-Хафид) и Возвышающий (ар-Рафи/), Дарующий (аль-Му'ты) и Лишающий (аль-Мани/), Дающий силу (аль-Му'изз) и Унижающий (аль-Музилль) и т.д. Что же касается таких имён как Наносящий вред, Принижающий, Лишающий и Унижающий, то применять их по отношению к Аллаху по отдельности недопустимо, и они не употреблялись таким образом ни в откровениях, ни в Коране, ни в сунне. К числу подобных имён относится такое имя Всевышнего как Отмщающий (аль-Мунтаким), которое употребляется в Коране в сочетании с другими относящимися к нему словами, примером чего могут служить слова Всевышнего: «Поистине, отомстим (80) Мы грешникам (за всё)!» (Земной поклон, 22).
(80) - В арабском тексте использовано причастие действительного залога множественного числа "Мунтакимуна". буквально — "Отмщающие").
Кроме того, такие имена употребляются в тех случаях, когда используется слово "зу" (81) в сочетании с производным от подобного имени атрибутом, примером чего являются слова Аллаха Всевышнего: «...ведь Аллах - Всемогущий, Обладающий (возможностью) отмщения (82)». (Семейство Имрана, 4).
(81) - "Зу" - имеющий; обладающий).
(82) - Зу интикам).
*********************************************************************************
Вопрос 56. Ранее уже упоминалось о том, что среди атрибутов Аллаха Всевышнего есть атрибуты сущностные и атрибуты действия. Какие примеры сущностных атрибутов встречаются в Коране и сунне?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «А Его руки простёрты (83)...» (Трапеза,64).
(83) - То есть: Он щедр как никто другой).
«Всё сущее тленно, кроме Лика Eгo.» (Рассказ, 88).
«А вечно пребудет лишь Лик Господа твоего, Обладателя величия и Почитаемого.» (Милостивый 27).
«...чтобы взрастили тебя пред оком Моим». (Та ха, 39).
«Сколь прекрасно Он видит и слышит!» (Пещера, 26).
«Поистине, Я - с вами (и) Я (всё) слышу и вижу.» (Та ха, 46).
«(Он) знает, что их ждёт и что у них позади, а сами они (об этом) не знают.» (Та ха, 110).
«...и Аллах говорил с Мусой (непосредственно),» (Женщины, 164).
«И вот, обратился Господь твой к Мусе: "Ступай к людям несправедливым..." » (Поэты, 10).
«И обратился Он к ним (обоим): "Разве не запрещал Я вам (вкушать плоды) этого древа...?!"» (Преграды, 22).
Аллах Всевышний также сказал:
«И в тот День, когда Он обратится к ним и скажет: "Что вы ответили посланникам?" (Рассказ, 65). Соответствующие примеры есть и в других аятах.
Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покровом для Него служит свет, а если Он сбросит (этот покров), то сияние Лика (Аллаха) непременно сожжёт все (те) Его создания, которых достигнет взор Его». (Муслим).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Правая рука Аллаха полна, и не уменьшает (того, что в ней есть,) щедрое расходование ночью и днём. Скажите мне, сколько израсходовал Он со времени сотворения небес и земли, когда «престол Его покоился на воде» (84), а ведь ничто не уменьшилось в правой руке Его! А в другой руке Его - изобилие (85) (или:... сжатие) (86), и Он возвышает и принижает». (Муслим).
(84) - См.: "Худ", 7. Имеется в виду, что до создания небес и земли престол /арш/ Аллаха покоится на воде).
(85) - Имеются и виду щедрость и всевозможные благодеяния).
(86) - Здесь под "сжатием" (кабд) подразумевается смерть. Сомнение передатчика объясняется тем, что по написанию слова "изобилие' (файд) и «сжатие» (кабд) сходны и отличие между ними состоит только в количестве диакритических точек, которые ставятся над арабскими буквами или же под ними).
В хадисе об Антихристе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах не останется скрытым от вас, поистине, Аллах не является кривым (87)», - сказав же это, он указал рукой на свой глаз.» (аль-Бухари, Муслим).
(87) - Здесь - указание на то, что Антихрист (аль-Macиx аль-кяззаб или же аль-Macиx ад-даджжаль), последний искуситель людей перед наступлением Дня воскресения, который объявит себя богом, будет одноглазым).
Сообщается также, что обращаясь к Аллаху с мольбами о помощи в том или ином деле, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)!»
/Аллахумма, инни acтaxиpy-кя би-'ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя ва ас'алю-кя мин фадли-кя-ль-'азым, фа инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та'ляму ва ля а'ляму, ва Анта 'Алляму-ль-гуййуб! /
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, обращаетесь вы со своими мольбами не к глухому и не к отсутствующему, обращаетесь вы с ними к Слышащему, Видящему, Близкому!»... (Муслим, Ахмад, аль-Бухари).
А в хадисе о воскресении сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний скажет: "О Адам!", -и он (отзовётся): "Вот я перед Тобой!"» (Aль-Бухари, Муслим).
И известно великое множество других хадисов, в которых сообщается о том, что Аллах станет говорить со Своими рабами в День воскресения, и что Он станет говорить с обитателями рая и
т.д.
*********************************************************************************
Вопрос 57. Какие примеры атрибутов действия встречаются в Коране?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Он - Тот, кто сотворил для вас всё, что есть на земле, после чего обратился к (созданию) неба...» (Корова, 29),
«Неужели же они надеются на что-либо иное, кроме как на то, что Аллах прибудет к ним...?!» (Корова, 210).
«Не оценили они Аллаха должным образом (88), а в День воскресения вся земля окажется в руке Его и (будут) свёрнуты небеса правой дланью Его!» (Толпы 67).
(88) - Имеется в виду, что многобожники не почитали величие Аллаха должным образом, не поклонялись Ему и не выполняли Его велений).
«Что помешало тебе склониться (89) до земли перед тем, кого создал Я Своими руками?!» (Сад, 75).
(89) - То есть: выразить своё уважение Адаму и в то же время подчиниться велению Аллаха, что не имеет ничего общего с поклонением).
«И Мы написали для него (90) на скрижалях (91) обо всём (92)...» (Преграды, 145).
(90) - Имеется в виду пророк Муса, мир ему).
(91) - Речь идёт о Торе).
(92) - Имеется в виду всё то, что израильтянам необходимо было знать о религиозных и мирских делах).
«А когда Господь его стал перед горой в полном блеске, Он обратил её в прах...(93)»
(Преграды, 143).
(93) - То есть: от вида Его гора рассыпалась на мельчайшие куски, превратившись в пыль).
«Поистине, Аллах делает, что пожелает.» (Хаджж.18).
В пример можно было бы привести и другие аяты.
*********************************************************************************
Вопрос 58. Какие примеры атрибутов действия встречаются в сунне?
Ответ. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наш Господь нисходит к нижнему небу каждую ночь, когда остаётся от неё последняя треть».
В хадисе о заступничестве сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И придёт к ним Аллах в том Своём образе, который известен им, и скажет: "Я - Господь ваш!", - и скажут они: "Ты -Господь наш!"». (Аль-Бухари, Муслим (часть длинного хадиса)).
В данном случае мы подразумеваем под атрибутом действия приход Аллаха, а не Его образ.
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах схватит землю в День воскресения и свернёт небо Своей правой рукой, после чего скажет: "Я-Царь!"». (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда создал Аллах это творение, Он Своей рукой записал для Себя (94): "Поистине, милость Моя будет превосходить гнев Мой». (Аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи).
(94) - То есть: предписал Самому Себе).
В том хадисе, где говорится о том, какие доводы выдвигали Адам и Муса, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И сказал Адам: "Тебя, Муса, Аллах избрал словом Своим и начертал для тебя Тору рукой Своей"». (Апь-Бухари, Муслим).
Речь Всевышнего и Его рука являются сущностными атрибутами, произнесение Им слов является одновременно и сущностным атрибутом, и атрибутом действия, что же касается написания Им Торы, то это - атрибут действия.
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине Аллах протягивает руку Свою ночью, чтобы покаялся совершающий дурное днём, и протягивает руку Свою днём, чтобы покаялся совершающий дурное ночью».
(Муслим, Ахмад).
Известно также и много других хадисов такого рода.
*********************************************************************************
Вопрос 59. Являются ли прекраснейшие имена производными от всех атрибутов действия или же все имена Аллаха известны из ниспосланных свыше откровений?
Ответ. Нет, все имена Аллаха Всевышнего известны только из ниспосланных откровений, и Его следует называть только так, как Он назвал Себя Сам в Своей Книге, или же так, как называл Его, Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.
Что же касается действий Аллаха Всевышнего, о которых Он упоминает, то любое из них связано с похвалой и указывает на совершенство, однако не всё то, чем Аллах характеризует Себя, может использоваться в качестве имени, и не от каждой такой характеристики могут быть образованы имена.
С другой стороны, среди вышеупомянутых характеристик есть и такие, которые могут быть использованы в качестве имени. Так, например, Аллах Всевышний сказал: « Аллах - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит.» (Румы, 40). И Он действительно называл Себя Творцом, Дающим средства к существованию, Оживляющим, Умерщвляющим и Управляющим.
Вместе с тем среди действий Аллаха, упомянутых Им Самим, есть и такие, которые совершались в качестве воздаяния и которые в данном конкретном контексте заслуживают похвалы и свидетельствуют о совершенстве.
Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Поистине, лицемеры (пытаются) обмануть Аллаха, но это Он обманывает (95) их!» (Женщины, 142).
(95) - На самом деле Аллах Всевышний никогда и никого не обманывает. Имеется в виду, что Он делает так, что попытки обмана со стороны людей оборачиваются против них самих и получается так, что они обманывают сами себя).
«И они (96) пускались на хитрости, и Аллах (тоже) пошёл на хитрость (97) (, ведь) Аллах - лучший из прибегающих к хитростям! (98)» (Семейство Имрана, 54).
(96) - Здесь речь идёт о тех израильтянах, которые не уверовали в Ису, мир ему).
(97) - То есть: сделал так, что их хитрости ни к чему не привели. В соответствии с одним из толкований, здесь имеется в виду, что когда израильтяне решили распять Ису, мир ему, Аллах вместо этого заставил их схватить одного из его преследователей, похожего на него, который и был распят).
(98) - Иначе говоря, Он сильнее и проницательнее любого из них).
Аллах Всевышний также сказал: «Они забыли Аллаха, и Он забыл их». (Покаяние, 67).
Однако применять вышеупомянутые атрибуты действия к Аллаху вне контекста соответствующих аятов недопустимо. Так, например, нельзя говорить, что Всевышний прибегает к хитростям, обманывает, издевается или делает нечто подобное. Точно также недопустимо называть его хитрецом, обманщиком или издевающимся, и ничего подобного никогда не скажет ни мусульманин, ни разумный человек вообще, ведь Аллах Всемогущий и Великий не характеризовал Себя с помощью таких понятий как хитрость, козни или обман, если не считать тех случаев, когда речь шла о возмездии людям, неправомерно прибегавшим к подобным вещам. Кроме того, известно, что справедливое возмездие за подобные действия рассматривается как доброе дело и со стороны сотворённого существа, так что же говорить о Всезнающем, Справедливом и Мудром Творце!
*********************************************************************************
Вопрос 60. Что включают в себя такие имена Всевышнего как Высокий (аль-'Али) и Высочайший (аль-А'ля) и какое отношение они имеют к смыслу таких имён как Побеждающий (аз-Захир), Всеподчиняющий (аль-Кахир) и Возвышающийся (аль-Мута'али)?
Ответ. Такие имена как Высокий и Высочайший включают в себя указание на тот атрибут, производным от которого они являются. Иначе говоря, они содержат в себе указание на то обстоятельство, что Аллах Всемогущий и Великий во всех отношениях занимает наивысшее положение ('улювв).
Так, например, Всевышний возвышается над Своим троном и Он выше всех Своих творений. Он отделён от них и наблюдает за ними, зная о том, что с ними происходит, и обладая столь полным знанием обо всём, что не может укрыться от Него ничто.
И Он возвышается надо всем в том смысле, что Он всё подчиняет Себе, и никто не может ни победить Его, ни соперничать с Ним, ни противостоять, ни мешать Ему. Всё покоряется Его величию, склоняется перед Его всемогуществом и подчиняется Его величавости и всё находится в Его распоряжении и в Его подчинении, не имея возможности освободиться от Его власти.
И Он возвышается надо всем в том отношении, что Всемогущему, Великому, Всеблагому и Всевышнему присущи все атрибуты совершенства, что исключает возможность наличия у Него каких бы то ни было недостатков.
Все аспекты вышеупомянутого понятия возвышения надо всем прочим взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
*********************************************************************************
Вопрос 61. Какие указания имеются в Коране на то, что Аллах возвышается над Своим творением?
Ответ. Ясных указаний на это существует великое множество и среди них - вышеупомянутые имена во всей их многозначности.
Примером подобных указаний являются слова Аллаха Всевышнего: «Милостивый (, который) утвердился на троне.» (Та ха, 5). Об этом говорится в семи аятах Корана.
«Разве вы в безопасности от того, что Тот, кто на небе, заставит землю поглотить вас, когда она сотрясётся?! Неужели вы сомневаетесь, что Тот, кто на небе, нашлёт на вас ураган?! Обязательно узнаете вы, каково Моё увещание!» (Власть, 16,17). Об этом говорится в двух аятах.
«Они боятся своего Господа (, который) над ними...» (Пчелы, 50).
«К Нему восходит благое слово, а возносит его праведное дело.» (Создатель, 10).
«Восходят к Нему ангелы и Дух (99)..» (Ступени, 4).
(99) - Имеется в виду Джибрил).
«Он распространяет (Своё) веление (100) с неба на землю...» (Земной поклон, 5).
(100) - Под велением (амр) подразумевается как предопределение Аллаха, так и Его веление в сфере религии, иначе говоря, религиозный закон (шариат)).
Аллах Всевышний также сказал: «О Иса! Я упокою тебя, и Я вознёс тебя к Себе (101)...» (Семейство Имрана, 55).
(101) - Аллах вознес Ису, мир ему, после исполнения им его миссии на земле, а упокоит Он его в конце времён). В Коране есть и другие указания такого рода.
*********************************************************************************
Вопрос 62. Есть ли указания такого рода в сунне?
Ответ. Таких указаний в сунне имеется великое множество. В том хадисе, где рассказывается об осаде поселения бану курайза (102) сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Са'ду (103): «Ты решил их (судьбу) в соответствии с установлением Властителя, который выше семи небес».(104) (Аль-Бухари, Муслим, Ахмад).
(102) - Бану курайза-племя, члены которого исповедовали иудаизм. В 627 году во время осады Медины союзными племенами они решили поддержать курайшитов и их союзников, выступив против мусульман и нарушив условия своего договора с ними, за что и были наказаны впоследствии. Мусульмане осадили их поселение и через некоторое время они сдались на милость победителей).
(103) - Имеется в виду вождь племени аус Са'д бин Му'аз, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предложил ему решить судьбу бану курайза, прежде являвшихся союзниками ауситов, и Са'д объявил, что следует казнить всех мужчин, обратить в рабство женщин и детей, а имущество разделить между участниками боевых действий, после чего ему и были сказаны эти слова).
(104) - Аль-Бухари, да помилует его Аллах, приводит хадис о Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, в котором сообщается, что она с гордостью говорила другим жёнам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, "Вас выдавали замуж ваши близкие, а меня выдал замуж Аллах, который выше семи небес ". (Зайнаб имела в виду, что разрешение на её брак с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, было ниспослано свыше. (См.: "Сонмы", 37)).

В другом хадисе сообщается, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил маленькую рабыню: «Где находится Аллах?», —(а когда) она ответила: "На небе",
- он сказал (её хозяину): «Освободи её, ибо, поистине, она - веруюшая!» (Муслим, Ахмад).
На это же указывает содержание хадисов о вознесении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также его слова, приводимые в хадисе о сменяющих друг друга ангелах:
«А потом те (ангелы) которые провели среди вас, ночь возносятся (к небу) и Он расспрашивает их(, хотя) лучше всех знает о (делах людей)». (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто даст подаяние, равное (по цене) финику из благоприобретённого, - а к Аллаху не восходит ничего, кроме благого-…» (Аль-Бухари, Муслим).
А в хадисе об откровениях сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Когда Аллах отдаёт веление в небесах, ангелы хлопают крыльями в знак повиновения Его словам (, и при этом раздаётся звук) будто цепью проводят по камню». (Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. /Часть длинного хадиса./)
Можно было бы привести и многие другие примеры, являющиеся указаниями на то, с чем согласно подавляющее большинство улемов.
*********************************************************************************
Вопрос 63. Что говорили имамы религии из числа наших праведных предшественников по вопросу об утверждении /иcтивa'/ Аллаха на Его троне?
Ответ. Все они, да помилует их Аллах Всевышний, говорили, что утверждение / иcтивa'/ не является чем-то неизвестным, но что именно имеется в виду разум постичь не в силах, вера в это обязательна, расспросы об этом есть нововведение; послание - от Аллаха, посланник должен был довести его (до людей), а нам необходимо подтверждать и подчиняться.(105) То же самое они говорили и относительно всех прочих аятов и хадисов, в которых речь идёт об именах и атрибутах Аллаха, а Аллах Всевышний сказал, что укрепившиеся в знании говорят:
«Мы уверовали в него (106): всё (это) - от нашего Господа.» (Семейство Имрана, 7).
(105) - Известны следующие их высказывания относительно утверждения:
I - Сообщается, что о словах Всевышнего: «(Он -) Милостивый, который утвердился на троне». (Та ха, 5). Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: "(Спрашивать) "как " неразумно, утверждение не является чем-то неизвестным, подтверждение этого есть вера, а отрицание этого - неверие".
II - Сообщается, что человеку, спросившему: "Как Он утвердился?", - Малик бин Анас, да помилует его Аллах, сказал в ответ: "Спрашивать "как" неразумно, то, что Он утвердился, не есть нечто неизвестное, вера в это обязательна, а вопросы об этом есть нововведение ". А потом он сказал задавшему этот вопрос: "Поистине, я боюсь, что ты впадёшь в заблуждение!", - после чего этого человека вывели по его приказу.
III - Сообщается, что когда о словах Всевышнего: «(Он -) Милостивый, который утвердился на троне», — был спрошен Раби'а, шейх Малика, да помилует его Аллах, и ему сказали: "Как (именно) Он утвердился?", - он ответил: "Это утверждение не является чем-то неизвестным, спрашивать "как" неразумно, послание исходит от Аллаха, посланник должен довести его до сведения людей, а нам следует верить ").
(106) - Имеется в виду Коран).
И Аллах Всевышний поведал, что апостолы Исы, мир ему, сказали: «Мы уверовали в Аллаха, засвидетельствуй же, что мы предаёмся (Ему)». (Семейство Имрана. 52).
*********************************************************************************
Вопрос 64. Какие аяты Корана указывают на то, что Аллах является Всеподчиняющим?
Ответ. Таких указаний имеется много. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «...И Он одерживает верх над Своими рабами...» (Скот 18).
В этих словах содержится указание и на то, что Аллах Всевышний является Всеподчиняющим, и на то, что Он возвышается надо всем.
Аллах Всевышний также сказал: «Слава Ему, Он - Аллах, Единый, Всеподчиняюший.» (Толпы 4).
«Кому будет принадлежать власть в День тот? Аллаху, Единому, Всеподчиняюшему.» (Прощающий, 16).
«Скажи: "Я - только увещатель, и нет никакого иного бога, кроме Аллаха, Единого, Всеподчиняюшего!» (Сад, 65).
«Нет ни одного живого существа, которое было бы неподвластно Ему.» (Худ. 56).
«О собрание джиннов и людей! Если сможете выйти за пределы небес и земли (107), то выходите, но вы будете (в состоянии) выйти только с помощью силы (108).» (Милостивый, 33).
(107) - То есть: если сможете вы сделать это, чтобы избежать предопределённого Аллахом).
(108) - Тoгда как силой обладает один лишь Аллах).
Примером таких указаний могут служить и другие аяты.
*********************************************************************************
Вопрос 65. Какие хадисы указывают на то, что Аллах является Всеподчиняющим?
Ответ.Таких указаний в сунне имеется много. Так например, сообщается, что обращаясь с мольбами к Аллаху перед тем, как лечь спать, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Прибегаю к Тебе от зла всего того, что подвластно Тебе».
/А'узу би-ка мин шарри кулли шайй'ин Анта ахызун би-насыйати-хи. /
И сообщается, что, обращаясь с мольбами к Аллаху в периоды беспокойства и грусти, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, поистине, я -раб Твой, (и) сын раба Твоего (и) сын рабыни Твоей. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор (109), вынесенный Тобой мне, справедлив». (Ахмад).
/Аллахума, инни 'абду-кя, ибну 'абди-кя, ибну амати-кя, на-сыйати би-йади-кя, мадын фийа хукму-кя, 'адлюн фийа кадау-кя. /
(109) - Имеется в виду предустановление или же предопределение Аллаха).
И сообщается также, что, обращаясь с мольбами к Аллаху во время дополнительных ночных молитв, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать.» (Ан-Насаи, ат-Тирмизи).
/Инна-кя такды, ва ля йукда 'аляй-кя, ва инна-ху ля йазыл-лю ман валяйта, ва ля йа'иззу ман 'адайта!/
И можно было бы привести много других примеров.
*********************************************************************************
Вопрос 66. Что свидетельствует о высоте положения Аллаха Всемогущего и Великого и что следует отрицать, когда речь идёт о Нём?
Ответ. Знай, что о высоте положения Аллаха свидетельствует то, что подразумевают собой такие Его имена как Пресвятой (аль-Куддус), Мир (ас-Салям), Великий (аль-Кябир) и Возвышающийся (аль-Мута'али) во всей их многозначности, а также то, что необходимо следует из факта обладания Им атрибутами совершенства и величия.
В Своей единичности Он превыше того, чтобы кто-нибудь разделял с Ним власть хотя бы частично, или чтобы кто-нибудь оказывал Ему помощь, или был заступником пред Ним без Его позволения или покровительствовал бы Ему.
В Своём величии, величественности, безраздельной власти и могуществе Он превыше того, чтобы кто-нибудь мог соперничать с Ним, или победить Его, или защищать Его от унижения или помогать Ему.
В Своей вечности Он превыше того, чтобы иметь супругу, ребёнка, отца равного или подобного Себе.
В Своём совершенстве, жизни, вечном существовании и могуществе Он превыше смерти, дремоты, сна, усталости или изнеможения.
Обладая совершенным знанием, Он превыше небрежения, забывчивости и того, чтобы не знать о любой пылинке на земле или на небесах.
Обладая совершенной мудростью. Он превыше того, чтобы создавать что бы то ни было ради забавы, или предоставлять созданное Им самому себе, ничего не повелевая и не запрещая Своим созданиям, или не воскресить людей, оставив их без воздаяния.
В совершенстве Своей справедливости Он превыше того, чтобы хоть в чём-то обидеть кого-нибудь или не оценить должным образом добрые дела человека.
Абсолютно ни в чём не нуждаясь, Он превыше того, чтобы Его кормили или наделяли чем-нибудь.
Обладая всеми теми качествами, посредством которых Он охарактеризовал Себя Сам или же которыми охарактеризовал Его Посланник Его, да благословит его Аллах и приветствует, Он превыше как лишения (110), так и уподобления Его кому бы то ни было.
(110) - Здесь имеется в виду отрицание наличия у Творца атрибутов вообще или же только положительных атрибутов).
Слава и хвала Всемогущему и Великому, Всеблагому и Всевышнему, не имеющему ничего общего с тем, что несовместимо с Его божественной природой, с Его господством, с Его прекраснейшими именами и с Его высочайшими атрибутами, ведь Аллах Всевышний сказал:
«Он являет Собой наивысший пример (111) в небесах и на земле и Он - Могучий, Мудрый!» (Румы, 27).
(111) - То есть: Аллах обладает наивысшими качествами или же атрибутами).
Имеющие отношение к рассматриваемому вопросу аяты Корана и хадисы сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, известны, совершенно понятны и многочисленны.

*********************************************************************************

Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками
Перевод: Канд. философских наук Нирша В. (Абдалла)
*********************************************************************************











Комментариев нет :

Отправить комментарий