четверг, 15 декабря 2016 г.

Вопросы и Ответы (5)

Вопросы и Ответы (5)


Вопрос 93. Что является указанием на непревзойдённость Корана?
Ответ. Хорошо известен тот факт, что Благословенный Коран ниспосылался частями более двадцати лет.
Указанием на непревзойдённость Корана служит то, что всё это время он бросал вызов самым красноречивым людям, обращаясь к ним с такими словами: «Пусть же они приведут рассказ, подобный ему, если они правдивы (183)». (Гора, 34).
(183) - То есть: если слова неверующих о том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не получает откровения свыше, а сам выдумывает аяты Корана, являются правдой).
И в Коране также говорится: «Скажи: "Тогда приведите десять измышленных сур, подобных его (сурам)…». (Худ, 13).
И в Коране также говорится: «Скажи: "Тогда приведите (хотя бы одну) суру, подобную его (сурам)... "» (Йунус, 38).
Однако никто из них так и не сделал этого, несмотря на то, что они очень хотели дать свой ответ любыми возможными средствами, и несмотря на то, что буквы и слова Корана были подобны буквам и словам, которыми они пользовались, общаясь друг с другом, соперничая между собой в красноречии и похваляясь им перед другими. И тогда в Коране появились слова обращения к этим людям, показывающие их слабость и непревзойденность Книги Аллаха, который сказал: «Скажи: "Поистине, если бы собрались люди и джинны, чтобы привести (нечто) подобное этому Корану, то не привели бы они подобного ему, даже если бы они помогали друг другу!"» (Ночное путешествие, 88).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: «Не было ни одного из пророков, которому не было бы даровано того, благодаря чему люди начинали верить в него (184), что же касается меня, то мне были дарованы откровения, ниспосылавшиеся мне Аллахом (185), и я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у (любого из) них». (Аль-Бухари, Муслим).
(184) - Имеется в виду способность совершать те или иные чудеса, благодаря чему люди начинали верить в пророка).
(185) - Здесь речь идёт о Коране, который, в отличие от чудес других пророков, продолжает существовать и ныне).
Люди написали много книг о непревзойдённости Корана с точки зрения используемых в нём оборотов речи, его смысла и сообщений о событиях прошлого и грядущего, однако всё написанное ими составляет лишь ничтожную часть того, что можно было бы сказать о Коране.
*********************************************************************************
Вопрос 94. Что служит указанием на обязательность веры в Последний день?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, тем, которые не надеются на встречу с Нами (186), довольствуясь (одной только) этой жизнью и полагаясь (лишь) на неё (187), и которые пренебрегают Нашими знамениями, прибежищем таким послужит огонь за то, что они творили.». (Йунус, 7-8).
(186) - То есть: считают, что после смерти их уже не воскресят и им не придётся отвечать за свои дела).
(187) - То есть: радуясь только этой жизни).
«...обещанное вам (188), конечно, -истина, а Суд непременно свершится!» (Рассеивающие, 5-6).
(188) - Имеется в виду воскрешение после смерти и воздаяние).
Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, Час этот (189) обязательно настанет (, и) нет в нём сомнения...». (Прощающий, 59).
(189) - То есть: День воскресения).
И в качестве указания на это можно было бы привести и другие аяты.
*********************************************************************************
Вопрос 95. Что подразумевает собой вера в Последний день и что она включает в себя?
Ответ. Такая вера подразумевает собой глубокую убеждённость в том, что этот День неизбежно наступит, и совершение действий, сообразующихся с подобной убеждённостью. Что же касается составных частей такой веры, то ими являются вера в предзнаменования наступления этого Часа, которые обязательно будут предшествовать ему, в смерть, а также в испытания, мучения и блаженство могилы, которые за ней последуют, в трубный глас и исход людей из могил, в ужасы Дня воскресения, во всё то, что говорилось о сборе, записях дел людей, установлении Весов, Сирате. водоёме, заступничестве и обо всём прочем, а также вера в рай с его блаженством, высшим проявлением которого станет возможность взирать на лик Аллаха Всемогущего и Великого, и в ад с его мучениями, наихудшим из которых станет отделённость тех, кто окажется там, от их Всемогущего и Великого Господа.
*********************************************************************************
Вопрос 96. Известно ли кому-нибудь, когда настанет Час этот?
Ответ. Знание о наступлении Часа этого относится к тому, что именуется "ключами сокрытого", о которых ведомо одному только Аллаху Всевышнему, о чём Сам Всевышний сказал так: «Поистине, (лишь) Аллаху ведомо (, когда наступит) Час этот, и (только) Он ниспосылает дождь и (только) Он знает (о том,) что (скрыто) в утробах. Не знает человек, что случится с ним завтра, и не знает человек, в какой земле умрёт». (Лукман, 34).
«Они станут спрашивать тебя о Часе (этом), когда он настанет? Скажи: "Поистине, знает об этом только Господь мой и только Он явит его в своё время. И на небесах, и на земле тяжким будет (Час этот) и придёт он к вам только внезапно."» (Преграды, 117).
Аллах Всевышний также сказал: «Они спрашивают тебя о Часе этом: "Когда придёт он?" (Но) какое отношение имеешь ты к упоминаниям о нём? (Точно знает) об этом (лишь) Господь твой». (Вырывающие, 42 - 44).
А когда Джибрил (Гавриил) попросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, "Поведай мне о Часе этом" , - он сказал ему в ответ: «Тот, кого спрашивают об этом, знает не больше задающего вопрос», - после чего перечислил признаки его приближения.
В другой же версии этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Знание о Часе этом) относится к числу пяти вещей, о которых не ведает никто, кроме Аллаха Всевышнего», - после чего прочитал вышеупомянутый аят (190). (Аль-Бухари, Муслим (часть длинного хадиса)).
(190) - Имеется в виду 34-й аят из суры "Лукман" (см. стр. 117).
*********************************************************************************
Вопрос 97: Какие примеры признаков приближения Часа этого приводятся в Коране?
Ответ. Примером могут служить слова Аллаха Всевышнего: «Неужели (191) (хотят) они дождаться того, что явятся к ним ангелы, или явится (к ним) Господь твой (192) или какие-нибудь знамения Господа твоего (193)? В тот День, когда явятся (такие) знамения твоего Господа, не принесёт человеку пользы вера его или если не совершал он по вере своей благого раньше...». (Скот 158).
(191) - Имеется в виду близость смертного часа).
(192) - То есть: когда предстанут они перед Аллахом в День воскресения и Он вынесет окончательное решение).
(193) - Здесь речь идёт о знамениях, предвещающих близость наступления Дня воскресения, не уверовать в которые будет невозможно, хотя это уже не принесёт никакой пользы).
«А когда сбудется речённое для них (194), Мы выведем к ним из земли животное (195), которое скажет им, что люди не верили в Наши знамения». (Муравьи, 82).
(194) - Здесь речь идёт о приближении Дня воскресения и всевозможных бедствиях, которые постигнут людей в это время).
(195) - Об этом животном, которое станет одним из предзнаменований Дня воскресения, упоминается также и в целом ряде хадисов).
«….пока не будет открыт (путь) для Йаджуджа и Маджуджа (196), и они устремятся с каждой возвышенности. И приблизится (срок осуществления) истинного обещания (197)....». (Пророки, 96-97).
(196) - Йаджудж и Маджудж (соответствуют библейским Гогу и Магогу)- враждебные людям существа, обитающие за стеной на крайнем востоке земли. Эту стену построил Зу-ль-Карнайн между двумя горами, разрушена же она будет незадолго до наступления Дня воскресения).
(197) - Имеется в виду День воскресения).
«Жди же того дня, когда небо станет испускать ясно видимый дым...». (Дым 10).
Аллах Всевышний также сказал: «О люди! Бойтесь Господа вашего, ибо великим станет потрясение Часа этого!». (Хаджж, 1).
*********************************************************************************
Вопрос 98. Какие примеры признаков приближения Часа этого приводятся в сунне?
Ответ. В пример можно привести те хадисы, где говорится о восходе солнца с запада (198), и те хадисы, в которых говорится о животном (199), те хадисы, где говорится о всевозможных бедствиях наподобие появления Антихриста (200) и кровопролитных сражений, а также те хадисы, где говорится о пришествии в мир этот Исы (Иисус) (201).
(198) - Хадисов, в которых говорится о том, что незадолго до наступления Дня воскресения солнце взойдёт с запада, известно множество. В одном из них сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не наступит Час этот, пока солнце не взойдёт с запада, а когда оно взойдёт (оттуда) и люди увидят его, все они уверуют, но будет это в то время, когда никому не принесёт пользы вера его, если не уверовал он раньше или если не совершал он по вере своей благого раньше». (Аль-Бухари, Муслим).
(199) - Сообщение о появлении этого животного является частью длинного хадиса, приводимого Муслимом, Ахмадом и АбуДаудом. В этом хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не настанет Час этот, пока (не увидите вы) десяти знамений: восхода солнца с запада, и появления этого животного. . . »
(200) - Хадисов, где говорится об Антихристе, да проклянёт его Аллах, известно очень много. Большинство из них приводятся в "Сахихах" аль-Бухари и Муслима. Примером может служить наиболее короткий из них: Передают со слов Укоы   Умара аль-Ансари, что однажды он отправился к Хузайфе бин аль-Йаману, да будет доволен им Аллах, и попросил его рассказать, что говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об Антихристе, и он передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, появится Антихрист, и будут с ним вода и огонь, и то, что людям станет казаться водой, окажется палящим огнём, а то, что им покажется огнём, окажется прохладной хорошей водой, и поэтому пусть тот из вас, кто доживёт до этого, бросается в то, что покажется ему огнём, ибо, поистине, окажется он хорошей водой».
(201) - Хадисов о сошествии Исы, мир ему, также известно великое множество. Примером может служить хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, скоро уже сойдёт к вам сын Марйам как справедливый судья*, который разобьёт крест, убьёт свинью** и отменит джизью***, а денег появится столько, что никто не будет брать их****»,  (Аль-Бухари, Муслим).
* Имеется в виду, что он будет судить людей по шариату.
**Подразумевается, что он запретит употреблять в пищу свинину.
***Джизья- подушная подать, которую в халифате должны были платить мусульманам "находящиеся под покровительством" (ахль аз-зимма), то есть иудеи и христиане. Отмена джизьи в данном случае может служить указанием на то, что все люди примут ислам, в силу чего необходимость в этом установлении шариата отпадёт.
****В комментариях указывается, что эти слова могут означать, что после того, как все люди станут жить по законам ислама, благосостояние их возрастёт настолько, что они перестанут думать о деньгах и стремиться к их приобретению.
Укба сказал: "И я слышал то, что подтверждало слова Хузайфы". (Муслим).
И в пример можно привести также тот хадис, где говорится о появлении Йаджуджа и Маджуджа (202), и те хадисы, в которых говорится о дыме (203), и хадисы, заключающие в себе сообщения о ветре, который унесёт с собой каждого верующего (204), и те хадисы, в которых говорится о появлении огня (205), и те хадисы, в которых говорится о том, как провалится земля (206), а также и многие другие.
(202) - В этом хадисе сообщается, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Нет бога, кроме Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сегодня стена Йаджуджа и Маджуджа разошлась вот настолько!», -сделав знак большим и указательным пальцами. Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, спросила: "О Посланник Аллаха, так неужели же мы погибнем, ведь есть среди нас и праведники?!" Он сказал: «Да, если пороки умножатся». (Аль-Бухари, Муслим).
(203) - Об этом говорится в одном из достоверных хадисов, приводимых Муслимом, Ахмадом и Абу Даудом).
(204) - Один из таких хадисов приводит Муслим, передавший его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах пошлёт из Йемена ветер, который будет мягче шёлка и обязательно унесёт с собой (душу) каждого из тех, в сердцах у кого останется вера весом хотя бы с пылинку».
(205) - Один из таких хадисов передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не настанет Час этот, пока не выйдет из земли Хиджаза* огонь, который осветит собой шеи верблюдов в Бусре», (Аль-Бухари, Муслим).
*Название горных цепей, которые тянутся вдоль берегов аравийского побережья Красного моря.
(206) - Один из таких хадисов передаётся со слов матери правоверных Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: "Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда станет человек искать спасения у Каабы, к нему будет послан отряд, (воины) которого провалятся под землю, оказавшись в пустынной местности». Я спросила: "О посланник Аллаха, а как же тот, кто (окажется в составе этого отряда) против своей воли?" Он сказал: «Этот отряд провалится под землю вместе с таким человеком, а в День воскресения он будет воскрешён сообразно его намерениям»*.
* То есть: не будет унижен, если он не имел никаких дурных намерений и действительно участвовал в этом против своей воли.

*********************************************************************************
Вопрос 99. Что является указанием на обязательность веры в смерть?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Упокоит вас ангел смерти, которому поручено (заниматься) вами (207), а потом к Господу вашему вы будете возвращены."». (Земной поклон, 11).
(207) - Имеется в виду, что на этого ангела возложена, обязанность принимать души покойных).
«Каждая душа вкусит смерть, и, поистине, сполна получите вы награды свои в День Воскресения.» (Семейство Имрана, 185).
И Аллах Всевышний сказал Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует,
«Поистине, ты смертен и, поистине, они смертны.» (Толпы, 30).
«И никому до тебя Мы не даровали бессмертия, так неужели же если ты умрёшь, будут они жить вечно?» (Пророки, 34).
«Каждый (живущий) на ней (208) исчезнет, а вечно пребудет лишь лик Господа (209) твоего, Обладателя величия и Почитаемого». (Милостивый, 26 - 27).
(208) - То есть: на земле).
(209) - Под ликом Господа подразумевается Его сущность).
«Всё сущее тленно, кроме лика Его.» (Рассказ, 88).
Аллах Всевышний также сказал: «Уповай же на Живого, который не умрёт....». (Различение, 58).
И в пример можно было бы привести и другие аяты.
Об этом же говорится в многочисленных хадисах, и это — очевидная и общеизвестная вещь, которая ни у кого сомнений не вызывает, однако существуют и такие вещи как упрямство и высокомерие, и поэтому сообразуются с верой в смерть и с тем, что за ней последует, только действия искренних рабов Аллаха, мы же верим в то, что каждый умерший независимо от того, был ли он убит или покинул мир этот по какой-нибудь иной причине, ушёл из жизни точно в определённый ему срок.
Аллах Всевышний также сказал: «... a когда наступит срок их, они не смогут ни оттянуть его ни на час, ни опередить.». (Преграды, 34).
*********************************************************************************
Вопрос 100. Какие указания на испытания могилы и блаженство или мучения, ожидающие там людей, имеются в Коране?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «А когда к кому-нибудь из них придёт смерть, он (взмолится): "Господь! Верни меня (к жизни)! Быть может, совершу я праведное дело из тех, чем я пренебрегал!" Нет же! Это - только слова, которые он произнесёт, а позади (покидающих мир этот) - преграда (210) (и не исчезнет она до) того Дня, когда они будут воскрешены!» (Верующие, 99-100).
(210) - "Барзах"- название периода между смертью и Днём воскресения).
«… и постигла семейство фараона наихудшая кара - огонь, в который их ввергают утром и вечером, а в тот День, когда наступит Час (этот, будет сказано): "Подвергните семейство фараона самому суровому наказанию!"» (Прощающий, 45-46).
«Аллах укрепит твёрдым словом тех, кто уверовал, и в мире этом, и в мире ином ...» (Ибрахим, 27).
«Видел бы ты, как несправедливые пребывают в предсмертной агонии, а ангелы протягивают руки (, говоря): "Изведите души ваши! Сегодня воздастся вам унизительным наказанием.... "» (Скот, 93).
Аллах Всевышний также сказал: «... Мы знаем их (211) и накажем дважды (212), после чего они будут подвергнуты великому наказанию. (213)» (Покаяние, 101).
(211) - Имеются в виду лицемеры).
(212) - Этим словам даются различные толкования, например: в мире этом и в мире ином, в период пребывания в могиле и после Дня воскресения и т.д.).
(213) - Имеется в виду, что лицемеры окажутся на самом дне ада).
В качестве примера можно было привести и другие аяты.
*********************************************************************************
Вопрос 101. Какие указания на испытания могилы и блаженство или мучения, ожидающие там людей, имеются в сунне?
Ответ. Достоверных хадисов, указывающих на это, известно очень много. К их числу относится хадис, передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах.
Анас сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«После того, как раба (Аллаха) укладывают в его могилу, а его товарищи покидают его и он слышит стук их сандалий, к нему являются два ангела, усаживают его и спрашивают: "Что говорил ты об этом человеке, Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует?'' И верующий ответит: "Свидетельствую, что он - раб Аллаха и Посланник Его ", - после чего ему будет сказано: "Посмотри на своё место в огне: Аллах заменил тебе его на место в раю! ", - и он увидит оба этих места. Что же касается лицемера и неверного, то когда его спросят: "Что говорил ты об этом человеке?", - то он ответит: "Не знаю, я говорил то, что говорят люди!", -и тогда ему скажут: "Ты не знал и не читал (214)!", - а потом ему нанесут удар железным молотком, и он издаст крик, который услышит всё то, что находится рядом с ним, кроме джиннов и людей». (Муслим).
(214) - То есть: не читал Коран. Здесь подразумевается, что этот человек не обладал знанием сам и не следовал за теми, кто обладает знанием).
И к числу их относится хадис, передаваемый со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.
Он сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда кто-нибудь из вас умирает, ему показывают его место утром и вечером, и если он относится к обитателям рая, то (ему показывают его место' среди обитателей рая, если же он относится к числу тех, кто окажется в огне, то /ему показывают его место/ среди обитателей огня, и ему говорят: "Это место {останется} за тобой, пока не воскресит тебя Аллах в День Воскресения! "» (Муслим).
И к числу их относится известный хадис, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, оба они подвергаются мучениям..,» (215).
(215) - Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. В конце его сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, оба они* подвергаются мучениям не за большой грех (, по их мнению): один из них был сплетником, а другой не закрывался от собственной мочи».
*Имеются в виду покойные, голоса кoтopыx услышал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо их могил).
И к числу их относится хадис, передаваемый со слов Абу Аййуба, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышедший (из дома) после захода солнца, услышал (наводящий ужас) звук и сказал: «Это иудеев подвергают мучениям в их могилах»". (Аль-Бухари, Муслим).
И к числу их относится хадис, передаваемый со слов Асмы, да будет доволен ею Аллах, которая сообщила, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратившийся к людям с проповедью, упомянул о том испытании, которому человек подвергнется в своей могиле, и когда он рассказал об этом, мусульмане стали громко кричать (216). (Аль-Бухари).
(216) - Имеется в виду, что слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так сильно подействовали на людей, что они стали кричать от страха).
И к числу их относится хадис, передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: "И я не видела, чтобы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после молитвы не обращался бы к Аллаху с мольбой о защите от мучений могилы". (Аль-Бухари, Муслим).
И к числу их относится рассказ о затмении солнца, где сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел людям молить Аллаха о защите от мучений могилы (217).
(217) - Рассказ об этом является частью длинного хадиса. Приводимого аль-Бухари).
*********************************************************************************
Вопрос 102. Какие указания существуют на то, что люди будут воскрешены и восстанут из могил?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «О люди! Если вы испытываете сомнения относительно (возможности) воскресения, то (вспомните, что) Мы сотворили вас из праха, потом - из (капли) семени, потом - из сгустка крови, потом - из кусочка плоти, явного, но ещё не оформившегося, и (всё это) Мы разъясняем вам. Мы помещаем в утробах, что пожелаем, до установленного срока, а потом извлекаем вас как младенцев, потом достигаете вы зрелости, но некоторые из вас будут упокоены (раньше), другие же доживут до такого преклонного возраста, что позабудут всё, что знали. Ты видишь землю ссохшейся, но когда Мы ниспосылаем на неё воду, она набухает, вздымается и порождает всякие прекрасные пары (растений). И всё это (происходит лишь) потому, что Аллах - Истинный, и Он (способен) оживлять мёртвых и Он всё может, и потому что Час этот, в котором нет сомнения, (непременно) наступит и потому что Аллах воскресит тех, кто (покоится) в могилах.» (Хадж, 5-7).
«Он – Тот, кто создаёт творение (в первый раз), а потом повторит его, и это для Него ещё легче.» (Румы 27).
«. . .как создали Мы всё в первый раз, так и повторим это.» (Пророки, 104).
«И говорит человек (218): "Неужели после того, как я умру, действительно выведут меня (из могилы) живым?!" О Разве не помнит (такой) человек, что раньше Мы уже создали его, (хотя) и был он (до этого) ничем?» (Марйам, 66-67).
(218) - Здесь имеется в виду неверный, отрицающий возможность воскресения после смерти).
«Неужели не видит человек, что сотворили Мы его из (капли) семени?! И тем не менее вступает он в пререкания открыто! И приводит он Нам притчи, забыв (о том, кем) он был сотворён, и говоря: "Кто же оживит истлевшие кости?" Скажи: "Оживит их Тот, который создал их в первый раз и который осведомлён о любом творении! (Он) - Тот, кто зажёг для вас огонь из зелёного дерева, а теперь вы от него зажигаете." Неужели же Тот, кто создал небеса и землю, не в силах создать подобного им?! Конечно, в силах, ведь Он - Творец, Мудрый! Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему только сказать: "Будь!", - и это возникает. Слава Тому, в чьих руках безраздельная власть надо всем и к Кому вы будете возвращены!» (Йасин, 77-83).
«Неужели не видят они, что Аллах, который сотворил небеса и землю, не утомившись от их сотворения, способен оживлять и мёртвых?! Да, поистине, Он всё может!» (Пески, 33).
Аллах Всевышний также сказал: «К знамениям Его относится и то, что ты видишь землю иссохшей, но когда мы ниспосылаем на неё воду, она вздымается и разбухает. Поистине, ожививший её оживит и покойников. Поистине, Он всё может!» (Разъяснены, 39).
В пример можно было привести и другие аяты.
И Аллах Всевышний часто приводит в пример то, как Он оживляет землю водой, и земля, которая была до этого мёртвой и иссохшей, разбухает и покрывается зелёным убранством.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Между двум трубными гласами (пройдёт) сорок» — , когда же Абу Хурейру, да будет доволен им Аллах, спросили, о чём идёт речь: о днях, месяцах или годах, он отказался отвечать.
И он сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А потом Аллах ниспошлёт с небес воду, и (люди) станут расти подобно траве. И не останется от человека ничего, что не истлело бы, кроме одной кости, а именно — копчика, и с него начнётся творение в день Воскресения». (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 103. Какое суждение следует вынести о том, кто не верит в воскресение?
Ответ. Такой человек не верит ни в Аллаха Всемогущего и Великого, ни в Его Писания, ни в Его посланников, ведь Аллах Всевышний сказал: «Те, что не уверовали, говорят: "Неужели же после того, как мы вместе с нашими отцами станем прахом, нас действительно выведут (из могил)?!"» (Муравьи,67).
«А если ты удивлён (219), то достойны удивления и их (220) слова: "Неужели же после того, как мы станем прахом, создадут нас заново?!" Это - те, которые не уверовали в своего Господа, и это - те, у кого на шеях цепи (221), и это - те, которые станут обитателями огня и останутся в нём вечно.» (Гром 5)
(219) - Здесь Аллах обращается к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Возможно, что имеется в виду: А если ты удивлён проявлениями могущества Аллаха...).
(220) - Имеются в виду люди, не верующие в возможность воскресения).
(221) - Имеется в виду то, что не даёт им уверовать).
Аллах Всевышний также сказал: «Неверные утверждают, что их никогда не воскресят. Скажи: "Напротив, клянусь моим Господом, вы будете воскрешены, а уж потом вам поведают о том, что вы творили, ведь это не составляет труда для Аллаха! "» (Взаимный обман, 7).
А в обоих "Сахихах" приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: "Сын Адама (222) возвёл на Меня ложь, чего ему не следовало делать, и подверг Меня поношению, чего ему не следовало делать. Что касается возведения им лжи на Меня, то это выражается в его словах: «Он никогда не вернёт меня к жизни подобно тому, как создал меня в первый раз!» Что же касается его поношения Меня, то это выражается в его словах: «Аллах взял Себе ребёнка, - тогда как Я- Один, Вечный, не рождал Я и не был рождён и не был равным Мне никто!"» (Аль-Бухари).
(222) - В данном случае речь идёт только о неверующих).
*********************************************************************************
Вопрос 104. Что является указанием на трубный глас и сколько раз протрубят в трубу в День воскресения?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «И затрубят в трубу и будут повержены словно молнией (все) обитатели небес и земли, кроме тех, кого Аллах пожелает (помиловать). Потом затрубят ещё раз и (люди) восстанут (из могил), озираясь».(Толпы, 68).
Таким образом, в данном аяте упоминается о двух трубных гласах: после первого будут повержены все живые существа (223), а после второго - воскрешены.
(223) - Все, кроме тех. кого Аллаху будет угодно оставить).
Аллах Всевышний также сказал: «(Помни о) том Дне, когда раздастся трубный глас. Тогда устрашатся обитатели небес и земли, кроме тех, кого пожелает Аллах (помиловать).» (Mypавьи, 87).
Люди, давшие толкование страху, о котором говорится в этом аяте, как указанию на то, что всё живое будет поражено, имеют в виду первый трубный глас, о чём говорится в цитированном выше аяте из суры "Толпы", и подтверждение этому имеется в одном из хадисов, приводимых в "Сахихе" Муслима, где сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А потом раздастся трубный глас, любой услышавший, станет прислушиваться, вытягивая шею. И первым услышавшим его окажется человек, который будет обмазывать глиной (стенки) водоёма для (поения) своих верблюдов, и он будет поражён, как поражены будут все люди, а потом Аллах пошлёт (или: ниспошлёт) мелкий дождь, подобный росе, от которого тела людей станут расти, после чего вострубят в трубу ешё раз, и они поднимутся, озираясь». (Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 105. Как описывается сбор людей в День воскресения в Коране?
Ответ. Описанию этого сбора посвящены многие аяты Корана.
Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Вы явились к Нам поодиночке (такими,) как Мы сотворили вас в первый раз...» (Скот 94).
«…Мы соберём их (всех) и не оставим из них ни единого.» (Пещера, 47).
«(В тот) день Мы соберём благочестивых к Милостивому, и прибудут они (подобно) делегации (224), а грешников Мы погоним в Ад, будто жаждущих на водопой.». (Марйам, 85-86).
(224) - Имеется в виду, что они придут к Раю торжественно и с почётом).
«разделитесь вы на три группы: стоящие справа (225) - кто же встанет справа -, и стоящие слева (226) - кто же встанет слева? — и опережающие (227) (, которые) опередят.» (Воскресение, 7-10).
(225) - Речь идёт о тех людях, которым уготован Рай).
(226) - Имеются в виду те, кому предстоит войти в Ад).
(227) - Имеется в виду, что опережающим других в вере, покаянии и прочих благочестивых делах, раньше других будет оказана и милость Аллаха).
«В тот День они последуют за призывающим (228), от (зова) которого не уклониться никому, и смиренными будут голоса перед Милостивым, и не услышишь ты ничего, кроме шёпота!» (Ta xа, 108).
(228) - Речь идёт об ангеле Исрафиле, который призовёт всех людей явиться к месту сбора).
Здесь имеется в виду, что люди покорно последуют к месту сбора, мягко ступая подобно верблюдам. Аллах Всевышний также сказал: «Прямым путём следует лишь тот, кого ведёт Аллах, а для тех, кого Он сбивает с пути, ты никогда не найдёшь покровителей, кроме Него. В День воскресения Мы соберём их лицами вниз (229). . .». (Ночное путешествие, 97).
(229) - Имеется в виду либо то, что они будут лежать лицами во прахе, либо то, что их повлекут к месту сбора, волоча лицами по земле).
Имеется и много других аятов, в которых приводится описание сбора в День воскресения.
*********************************************************************************
Вопрос 106. Как описывается сбор людей в День воскресения в сунне?
Ответ. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(В День воскресения) люди будут собраны тремя способами: (первым из них будут собраны) желающие и боящиеся (230), (вторым способом будут собраны те, кого посадят) на верблюдов по двое, по трое, по четверо и по десять человек, что же касается остальных, то их соберёт огонь (231), который останется вместе с ними там, где они будут ночевать, и там, где они будут останавливаться на полуденный отдых, и там, где они встретят утро, и там, где их застанет вечер». (Аль-Бухари, Муслим).
(230) - Имеются в виду люди, надеющиеся попасть в рай и боящиеся наказания).
(231) - Имеется в виду, что огонь погонит их к месту сбора).
Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,: "Как может быть неверный собран лицом вниз?"
Он ответил: «Разве Тот, кто в этом мире сделал так, что он ходил на двух ногах, не в силах заставить его влачиться лицом (вниз) в День Воскресения?» (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается также, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Поистине, будете вы собраны босыми, нагими и необрезанными», - после чего прочитал
тот аят, в котором говорится: «... как создали Мы всё в первый раз, так и повторим это...» (Аль-Бухари, Муслим).
Затем он сказал: «Поистине первым, кого оденут в День воскресения, будет Ибрахим (Авраам). . . » (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в связи с этим: "О Посланник Аллаха, и мужчины и женщины будут смотреть друг на друга?!", - на что он ответил: «(Окажутся они в таком) положении, что им будет не до этого». (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 107. Как описывается в Коране положение тех, кто будет стоять в ожидании Суда (аль-маукыф) в День воскресения?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «И ни в коем случае не думай, что Аллах не замечает того, что творят несправедливые! Он только даёт им отсрочку до того Дня, когда глаза устремятся (к небесам, а люди), подняв головы, поспешат (232) с застывшими взорами и пустыми сердцами (233)». (Ибрахим, 42 - 43).
(232) - То есть: они поспешат на зов призывающего их к месту сбора и предстояния пред Аллахом).
(233) - Имеется в виду, что сердца их утратят способность размышлять и в них не будет ничего, кроме страха).
«....в тот День, когда Дух (234) и ангелы выстроятся рядами. Не заговорит никто за исключением тех, кому позволит Милостивый, и скажет он истину. (235)» (Весть, 38).
(234) - Имеется в виду Джибрил (Гавриил)).
(235) - Имеется в виду свидетельство об исповедании единобожия).
«И увещевай их (, напоминая о) Дне приближающемся, когда сердца от страха (поднимутся) к горлу, сдерживая (скорбь). Не будет у несправедливых (в тот День) ни близкого друга, ни заступника (, к которому могли бы) прислушаться.» (Прощающий, 18).
«... в День, равный пятидесяти тысячам лет». (Ступени, 4).
Аллах Всевышний также сказал: «(Скоро уже) Мы займёмся вами (236), о люди и джинны!» (Милостивый, 31).
(236) - То есть: в День воскресения Мы произведём с вами расчёт за ваши дела).
И можно было бы привести в пример и другие аяты.
*********************************************************************************
Вопрос 108. Как описывается в сунне положение тех, кто будет стоять в ожидании Суда в День воскресения?
Ответ. Хадисов с описанием этого известно много. Один из них передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего, что о словах Всевышнего: «…. (того) Дня, когда предстанут люди пред Господом миров.». (Обвешивающие, 6).
— Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Некоторые из них будут стоять погружёнными в собственный пот до середины ушей». (Аль-Бухари, Муслим).
Известен и другой хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
В нём сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения люди будут исходить потом так сильно, что земля пропитается их потом на семьдесят локтей в глубину, и пот их поднимется до (уровня) их (рта и) ушей»,
Известно также и много других хадисов такого рода.
*********************************************************************************
Вопрос 109. Как описывается в Коране предстояние (аль 'ард) и расчёт (аль-хисаб)?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «В тот День будете вы поставлены (пред Аллахом), и не останется скрытой ни одна из тайн ваших». (Судный день).
«И (когда придётся) им предстать пред Господом твоим (, выстроившись) рядами (, будет сказано): "Вы пришли к Нам такими, какими Мы создали вас в первый раз..."» (Пещера, 48).
«… в тот День, когда Мы соберём из каждой общины толпу из тех, кто объявляет ложью Наши знамения, и будут они удержаны (237), а когда явятся (другие), Он скажет: "Неужели вы посчитали ложью Мои знамения, ничего не узнав о них? Так чем же вы были заняты?" И (тогда) сбудется речённое для них за то, что они поступали несправедливо, и не скажут они (ничего в своё оправдание).» (Муравьи, 83-85).
(237) - Имеется в виду, что подошедшие первыми будут удерживаться на месте, пока к ним не присоединятся остальные).
«B тот День люди выйдут (из своих могил) по разному (238), чтобы показаны были им дела их (239), и совершивший добро весом с пылинку увидит его, как и совершивший зло весом с пылинку увидит его». (3емлетрясение, 6-8).
(238) - Имеется в виду, что разным будет их положение: одних охватит страх, а другим боятся будет нечего).
(239) - То есть: чтобы Аллах показал им дела их; или: чтобы видели они, какое воздаяние ожидает их за эти дела (награда или наказание)).
«И клянусь Господом твоим, Мы непременно спросим их всех о том, что они творили!» (Аль-Хиджр, 93).
Аллах Всевышний также сказал: «... и остановите (240) их, поистине, они будут спрошены...» (Выстроившиеся в ряд, 24).
(240) - Здесь: веление Аллаха, которое Он отдаст ангелам относительно грешников в День воскресения).
И можно было бы привести в пример и другие аяты.
*********************************************************************************
Вопрос 110. Как описывается в сунне предстояние и расчёт?
Ответ. Об этом говорится во многих хадисах.
Так, например, сообщается, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, у кого потребуют полного отчёта (241), будет подвергнут наказанию», - Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила: "Разве Аллах Всевышний не говорит: «... он непременно будет рассчитан расчётом лёгким...» ?" (Раскалывание, 8).
(241) - В День воскресения).
(На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал: «Это (касается только) представления (242) (Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ахмад).
(242) - Имеется в виду представление дел людей для расчёта или же взвешивание их на Весах, когда каждому будут только показаны все его дела, чтобы он понял, сколь великую милость оказывает ему Аллах, прощая его прегрешения).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения приведут неверного, и будет сказано ему. "Скажи Мне, будь у тебя столько золота, что оно могло бы наполнить собой всю землю, (пожелал) бы ты откупиться (243) им?" Он скажет: "Да!", - и тогда будет сказано ему: "А ведь просили тебя, о том, что легче этого!"»
(243) - То есть: откупиться этим золотом от мучений, которые тебя ожидают).
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ". . .и тогда будет сказано: "А ведь когда находился ты ещё в чреслах Адама (244), Я просил тебя о том, что легче этого, (о том,) чтобы не поклонялся ты никому более наряду со Мной, но ты отказался (придерживаться чего-либо иного), кроме многобожия!» (Аль-Бухари, Ахмад).
(244) - В аяте № 172 суры "Преграды" говорится, что ещё до появления людей на свет Аллах привёл их к свидетельству о том, что Он является их Господом, и они засвидетельствовали это).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет среди вас такого, с кем Господь его не будет говорить так, что не будет меж ними посредника, и тогда посмотрит (человек) направо и не увидит ничего, кроме того, что он совершил прежде, и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме того, что он совершил прежде, а (потом) посмотрит он вперёд и не увидит перед собой ничего, кроме огня, так (постарайтесь) же защититься от этого огня хотя бы половинкой финика (245), хотя бы добрым словом (246)!» (Аль-Бухари, Муслим).
(245) - Имеется в виду оказание хотя бы незначительной помощи неимущим).
(246) - То есть: а если не найдется у вас ничего материального для оказания помощи (садака), то помогайте людям добрым словом, и это зачтётся вам).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: «Каждый из вас (247) приблизится к Господу своему настолько, что Он покроет его, а потом Он скажет: "Ты совершил то-то и то-то (248)", - я (человек) скажет: "Да". И Он скажет: "Ты совершил то-то и то-то ", - (человек) скажет: "Да ", - и Он заставит его признать свои грехи, а потом скажет: "Поистине, Я покрыл тебя (249) в мире этом, и Я прощаю тебе их (250) сегодня!"» (Аль-Бухари).
(247) - Здесь речь идёт о верующих).
(248) - В данном случае имеются в виду грехи).
(249) - То есть: скрыл твои прегрешения от людей и не подверг тебя наказанию и позору).
(250) - То есть: все твои прегрешения).
Примером могут служить и другие хадисы.
*********************************************************************************
Вопрос 111. Как описывается в Коране разворачивание свитков?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Каждому человеку определили Мы его судьбу (251), а в День воскресения Мы представим ему книгу, и увидит он её развёрнутой (, а Мы скажем): "Читай свою книгу! Сегодня ты сам сумеешь подсчитать всё!" (252)» (Ночное путешествие, 13-14).
(251) - В тексте аята — ''таиp". Так арабы называли удел человека. Очевидно, это было связано с тем обстоятельством, что в доисламские времена люди усматривали в характере и направлении полёта птиц добрые или дурные предзнаменования, и постепенно слово "птица" в переносном смысле стало употребляться в значении "судьба", "удел").
(252) - То есть: по записям в книге дел человек сам увидит, что его ожидает).
«… когда развернут свитки... » (Сворачивание, 10).
«И будет положена книга, и увидишь ты, как устрашатся грешники того, что в ней будет, и скажут: "О горе нам! Что это за книга, в которой сочтено всё и не упущено ни малое, ни большое?!" И найдут они там всё то, что они творили, а Господь твой никого не обидит несправедливо!» (Пещера,49).
«Что касается того, кому подадут книгу его в правую руку, то он скажет: "Возьмите и прочтите мою запись! Поистине, я верил, что предстану пред счётом своих дел!" И (будет он вести) жизнь, которая его порадует, в вышнем саду с плодами склоняющимися. (Таким скажут): "Ешьте и пейте на здоровье за то, что делали вы в минувшие дни!" Что же касается того, кому книгу его подадут в левую руку, то он скажет: " если бы не давали мне мою запись и не знал бы я, каков счёт мой! О если бы была она (253) окончательной! Не спасло меня моё достояние, и лишился я сил!" (И повелит Аллах): "Схватите его и закуйте, потом ввергните в Ад, потом нанижите его на цепь длиной в семьдесят локтей, ибо не веровал он в Аллаха Великого и не побуждал (давать) еду беднякам! Сегодня не найдётся для него здесь ни верного друга, ни пищи, кроме гноя, — не придётся есть этого никому за исключением грешников!» (Судный день, 19-37).
(253) - Имеется в виду смерть. То есть: о если бы всё кончалось с наступлением смерти!).
«Что касается того, кому книгу его подадут в правую руку...» (Раскалывание, 7).
«Что же касается того, кому Книгу его подадут сзади...» (Раскалывание, 10).
Эти слова служат указанием на то, что если человеку его книга будет подана в правую руку, то она будет подана ему спереди, тому же, кому её подадут в левую руку, она будет подана сзади, и мы молим Аллаха Всемогущего и Великого о защите от этого!
*********************************************************************************
Вопрос 112. Как описывается разворачивание свитков в сунне?
Ответ. Об этом говорится во многих хадисах.
Так, например, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Верующий будет приближен к Господу своему настолько, что Он покроет его, а потом Он заставит его сознаться (во всех его грехах, говоря): "Признаёшься ли ты в таком-то грехе?", - и он будет говорить: "Признаюсь ", - и скажет: "Господь, признаюсь! ", - дважды, и тогда скажет Он: " Я покрыл тебя в мире этом, и Я прощаю тебе их сегодня! ", - после чего свиток с записями его добрых дел будут свёрнут. Что же касается прочих (или: ... неверных), то обратятся (к ним) при свидетелях (и будет сказано): «Это те, которые возводили ложь на своего Господа!» (Худ, 18). (Аль-Бухари).
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "(Однажды) я спросила: "О Посланник Аллаха, будет ли человек вспоминать о том, кого он любит, в День воскресения?"
Он ответил: «О Аиша, что касается трёх (мест), то (, оказавшись там,) он не будет вспоминать: он не будет вспоминать о любимом, оказавшись у Весов (, пока не выяснится,) тяжела или легка (чаша с его благими делами), и он не будет вспоминать о нём, когда станут разносить книги (с записями добрых и дурных дел, пока не выяснится), в правую руку подадут ему (его книгу) или в левую, и он не будет вспоминать, когда покажутся языки (адского) пламени». (Ахмад, Абу Дауд (часть длинного хадиса)).
*********************************************************************************
Вопрос 113. Какие аяты Корана служат указанием на то, что в День воскресения будут установлены Весы, и как будет происходить взвешивание?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «И установим Мы весы верные для Дня воскресения, и не будет обижен никто и ни в чём, и даже если будет нечто весом с пылинку, Мы принесём и это, и вполне достаточно будет Нас для подсчёта!» (Пророки, 47).
Аллах Всевышний также сказал: «И взвешивание в тот День (будет проводится сообразно) истине: те, у кого (чаша) Весов будет тяжела (254), преуспеют, а те, у кого чаша Весов окажется лёгкой, сами себе нанесли ущерб, проявляя несправедливость по отношению к Нашим знамениям (255). » (Преграды, 8-9).
(254) - То есть: те, у кого груз благих дел перевесит груз дел дурных).
(255) - Иначе говоря, не проявляя должного почтения по отношению к этим знамениям Аллаха и объявляя их ложью).
Что же касается неверных, то Аллах Всевышний также сказал: «...и не придадим Мы им в День воскресения (никакого) веса (256)». (Пещера, 105).
(256) - Имеется в виду, что дела тех людей, которые не верили в День воскресения и отвергали знамения Аллаха, не будут иметь никакого течения и окажутся тщетными).
Примером могут служить также и другие аяты.
*********************************************************************************

Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками
Перевод: Канд. философских наук Нирша В. (Абдалла)
*********************************************************************************






Комментариев нет :

Отправить комментарий