понедельник, 5 декабря 2016 г.

Вопросы и Ответы (4)

Вопросы и Ответы (4)


Вопрос 67. Что означают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал о прекраснейших именах «...войдёт в рай тот, кто станет перечислять их» (112)?
(112) - Здесь: указание на приводимый аль-Бухари и Муслимом хадис, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине есть у Аллаха девяносто девять имён, а тот, кто станет перечислять их, войдёт в рай»).
Ответ. Этим словам давались различные толкования.
Так, например, они означают, что все имена Аллаха следует помнить, а также обращаться к Аллаху со своими мольбами и воздавать Ему хвалу, используя их.
И они означают, что раб Аллаха должен приучать себя к тому, на что указывают эти имена и чему позволительно подражать, стараясь, к примеру, быть милостивым и милосердным, при том условии, что раб действительно может обладать подобными качествами по мере своих возможностей.
Что касается таких атрибутов Аллаха как Могучий (аль-Джаббар), Великий (аль-'Азым) или Возвеличивающийся (аль-Мутакаббир), то рабу следует признавать их, смиряться пред ними и не пытаться украсить себя ни одним из подобных атрибутов.
Если же говорить об атрибутах, которые имеют отношение к обещанию, примером чего могут служить такие имена Аллаха как Прощающий (аль-Гафур), Благодарный (аш-Шакур), Милующий (аль-'Афу), Сострадательный (ар-Рауф), Кроткий (аль-Халим), Великодушный (аль-Джавад) и Щедрый (аль-Кярим) (113), то рабу следует ограничиться желанием и стремлением (114).
(113) - Имеется в виду, что каждое из вышеперечисленных имён заключает в Себе обещание, что при соблюдении определённых условий Аллах проявит Себя по отношению к рабу в соответствии со смыслом того или иного имени, например: если раб Аллаха станет творить благие дела, Он отблагодарит его за это, простит его и т.д.).
(114) - То есть: раб Аллаха должен ограничиться стремлением к тому, чтобы заслужить проявления по отношению к нему качеств Аллаха, обозначенных вышеупомянутыми именами, и не пытаться узнать о них больше того, что говорится об этом в Коране и сунне).
И, наконец, если говорить о таких атрибутах Аллаха, которые имеют отношение к угрозам, примером чего могут служить такие имена как Всемогущий (аль-'Азиз), Обладающий (возможностью) отмщения (Зу интикам). Суровый в наказанаии (Шади-ду-ль-'икаб) или Скорый в расчёте (Сари'у-ль-хисаб), то рабу следует ограничиться страхом.
И слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на то, что рабу следует принести свидетельство об истинности смысла этих имён и отдавать им должное, зная их и поступая так, как должен поступать раб. Примером может служить тот, кто свидетельствует, что Аллах Всевышний превосходит Свои творения и возвышается над ними, что Он утвердился на Своём троне, будучи отделённым от Своих созданий и в то же время обладая знанием о них в полной мере и распространяя на них Своё могущество, и т.д. И такой человек служит Аллаху сообразно вышеупомянутому качеству Всевышнего, вследствие чего в сердце его возникает стремление к Аллаху и он начинает вести с Ним тайные беседы потупив взор и стоя пред Ним подобно тому, как покорный раб стоит перед могущественным властителем, чувствуя, что все его слова и дела возносятся к Нему и представляются Ему, и в силу этого стыдясь сказать или сделать что-нибудь такое, что, оказавшись в этих вышних сферах, покрыло бы его позором, и видя, что веления и распоряжения Аллаха постоянно нисходят ко всем концам различных миров, посредством чего Он управляет и распоряжается всем, умерщвляя и оживляя, прославляя и унижая, опуская и возвышая, даруя и лишая, отводя бедствия и насылая их, изменяя положение людей и единолично распоряжаясь Своими владениями, над которыми больше никто, кроме Него, не властен, многими иными путями. Что же касается Его распоряжений, то, в соответствии с Его волей, они находят путь ко всему, ведь Аллах Всевышний сказал: «Он распространяет (Своё) веление (115) с неба на землю, после чего оно (снова) восходит (116) к Нему в течение дня, равного тысяче лет по вашему счёту.» (Земной поклон, 5).
(115) - Под велением (амр) подразумевается как предопределённое Аллахом, так и Его веление в сфере религии, иначе говоря, религиозный закон (шариат)).
(116) - Этим словам даются различные толкования, например: имеется в виду, что ангелы спускаются с Его велениями на землю, а потом снова поднимаются к Нему, рассказывая о делах Его рабов).
И тому, чьи познания и чьё служение в полной мере сообразуются с тем, о чём было сказано выше, достаточно одного лишь его Господа. То же самое относится и к тем, кто свидетельствует о всеобъемлющем знании Аллаха, о Его слухе, зрении, жизни, вечном существовании и прочих атрибутах, однако способностью такого свидетельства были наделены только приближенные из числа опередивших других в вере.
*********************************************************************************
Вопрос 68. Что является противоположностью признания Аллаха единственным обладателем вышеупомянутых имён и атрибутов?
Ответ. Противоположностью этого являются всевозможные отклонения в том, что имеет отношение к именам, атрибутам и знамениям Аллаха. Подобные отклонения бывают трёх видов:
1 - Отклонение многобожников, отрицавших истинный смысл имён Аллаха Всевышнего и нарекавших этими именами идолов, что-то добавляя к ним, что-то отнимая и образовывая от слова аль-Илях (Бог) имя аль-Лят, от имени Всемогущий (аль-'Азиз) - имя аль-'Узза, а от имени Оказывающий благодеяния (аль-Маннан) - имя Манат. (117).
(117) - Аль-Лят, аль-'Узза и Манат - имена богинь (идолов), которым поклонялись арабы до ислама).
2 - Отклонение мушаббихитов (118), которые давали свои объяснения тому, как именно следует толковать атрибуты Аллаха Всевышнего, и уподобляли их свойствам людей. Отклонение такого рода является подобием отклонения многобожников, поскольку одни приравнивали сотворённое к Господу миров, а другие низводили Его до уровня сотворённых форм, уподобляя Всевышнего и Пресвятого этим формам.
(118) - "Мушаббиха" (от "ташбих" - уподобление) - антропоморфисты, так или иначе представлявшие Аллаха в человеческом образе).
3 - Отклонение му'аттилитов (119), отрицавших атрибуты Аллаха и разделявшихся на две группы: Некоторые из них признавали имена Всевышнего, но отрицали те атрибуты совершенства, которые эти имена в себе заключают. Они говорили: "Милостивый и Милосердный без милосердия, Знающий без знания, Слышащий без слуха, Видящий без зрения, Могущественный без могущества", - и т.д.
(119) - "Му'аттиля" (от "та'тиль" - лишение; отрицание)-одно из названий му'тазилитов, отрицавших существование атрибутов Аллаха).
Другие же открыто и полностью отрицали как сами имена, так и их содержание, характеризуя Аллаха как абсолютное небытие, не имеющее ни имён, ни атрибутов.
Преславен Аллах! Он намного выше утверждений несправедливых, отрицающих и отклоняющихся, ведь Аллах Всевышний сказал: «(Он -) Господь небес, земли и того, что между ними, так поклоняйся же Ему и проявляй терпение (120) в поклонении (Аллаху). Разве известен тебе кто-нибудь ещё с таким именем? (121)». (Марйам, 65).
(120) - Имеется в виду, что, поклоняясь Аллаху, следует прилагать все свои силы и стараться осуществлять его наилучшим образом).
(121) - Имеется в виду имя Аллах. Общий смысл этих слов в том, что не существует ничего подобного Аллаху).
«Нет ничего, подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.» (Совет, 11).
Аллах Всевышний также сказал: «Он знает, что их ждёт и что у них позади, а сами они (об этом) не знают.» (Tа xа, 110).
*********************************************************************************
Вопрос 69. Являются ли все виды признания единственности Аллаха (таухид) столь неразрывно связанными между собой, что нечто несовместимое с одним из его видов в то же время несовместимо и со всеми этими видами в целом?
Ответ. Да, они действительно неразрывно взаимосвязаны друг с другом, и поэтому впавший в многобожие в чём-то одном становится многобожником и во всём прочем. Примером этого могут служить обращения с мольбами к кому бы то ни было, кроме Аллаха, и обращение к кому-либо с просьбой о том, что по силам одному только Аллаху. Подобные обращения являются не просто поклонением, но самой сутью поклонения, которое посвящается не Аллаху и является многобожием, несовместимым с признанием того, что божественной природой обладает только Аллах. Что же касается обращений с просьбами об удовлетворении каких-либо потребностей, связанных со стремлением обрести благо или отвратить зло, когда человек считает, что кто-то иной помимо Аллаха способен решить этот вопрос, то это является проявлением многобожия, несовместимого с признанием Аллаха единственным Господом. Объясняется это тем, что такой человек считает, что кто-либо ещё наряду с Аллахом способен распоряжаться чем-нибудь в Его владениях, ведь он обращается к другому со своими мольбами, не сомневаясь в том, что тот слышит его издалека и вблизи в любое время и в любом месте. Некоторые люди даже не скрывают подобных вещей, а между тем подобные действия являются проявлением многобожия, несовместимого с убеждённостью в том, что только Аллах обладает определёнными именами и атрибутами, ведь это связано с признанием того, что кто-то ещё может обладать слухом, способным воспринимать всё звуки независимо от расстояния. Таким образом, проявление в том, что имеет отношение к божественной природе Аллаха, неизбежно приводит и к многобожию, противоречащему признанию Аллаха единственным Господом и единственным обладателем определённых имён и атрибутов.
*********************************************************************************
Вопрос 70. Какие указания на обязательность веры в ангелов имеются в Коране и сунне?
Ответ. В Коране имеется много таких указаний. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «...ангелы прославляют своего Господа и молят о прошении для тех, кто на земле.» (Совет 5). «Поистине, те, которые находятся при твоём Господе (122), не отказываются от поклонения Ему из гордыни, они славят Его и склоняются перед Ним в земных поклонах.» (Преграды.206).
(122) - Имеются в виду ангелы).
Аллах Всевышний также сказал: «...кто бы ни был врагом Аллаху, и Его ангелам, и Его посланникам, и Джибрилу и Микаилу (, пусть знает, что,) поистине, Аллах - враг неверным.» (Корова, 98).
Что же касается указаний сунны на обязательность веры в ангелов, то раньше мы уже приводили хадис о Джибриле и другие хадисы, а в "Сахихе" Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что Аллах Всевышний создал их из света (123), и хадисов об ангелах известно великое множество.
(123) - В этом хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы были созданы из света, джинны - из чистого пламени*, а Адам - из того, о чём вам уже было сказано».
* Имеется в виду пламя, которое не даёт дыма. (См.: "Милостивый", 15).
*********************************************************************************
Вопрос 71. Что означает вера в ангелов?
Ответ. Это глубокая убеждённость в том, что они существуют и относятся к числу созданий Аллаха, подвластных и подчинённых Ему, о которых Аллах Всевышний сказал: «Ведь это – только рабы, которых Он почтил! Они не говорят ни единого слова до того, как скажет Он, и действуют лишь по Его указаниям.» (Пророки, 26-27).
«...они не отступают от повелений Аллаха и выполняют то, что им велят.» (Запрещение, 6).
Аллах Всевышний также сказал: «А находящиеся при Нём не пренебрегают поклонением Ему и не устают. Они без устали занимаются восхвалением днём и ночью». (Пророки, 19-20). И ангелы не испытывают ни скуки, ни усталости.
*********************************************************************************
Вопрос 72. Какие категории ангелов существуют, с точки зрения цели их создания Аллахом и того, что Он им поручил?
Ответ. С учётом всего вышеупомянутого существует много видов ангелов:
Среди них есть тот, кому поручено доставлять откровения посланникам, и это Верный Дух Джибрил, мир ему.
Среди них есть тот, кому поручено следить за выпадением дождя, и это - Микаил, мир ему.
Среди них есть тот, кому поручено вострубить в трубу в День воскресения, и это - Исрафил, мир ему.
Среди них есть тот, кому поручено забирать души людей, и это - ангел смерти, у которого есть помощники.
Среди них есть такие, кому поручено смотреть за делами людей, и это - благородные писцы.
Среди них есть такие, кому поручено уберегать раба от опасностей, которые могут грозить ему спереди и сзади, и это - следующие.
Среди них есть такие, кому поручено наблюдать за раем и его блаженством, и это - Ридван и те ангелы, которые находятся с ним.
Среди них есть такие, кому поручено следить за адом и его мучениями, и это - Малик и находящиеся вместе с ним стражи ада во главе с девятнадцатью ангелами.
Среди них есть такие, кому поручено испытывать покойных в могиле, и это - Мункар и Накир.
Среди их есть те, которые несут престол Аллаха.
Среди них есть тот, кому поручено следить за семенем в утробах женщин, наблюдать за формированием зародыша и записывать его судьбу.
Среди них есть ангелы, которые входят в небесный храм (аль-Байту-ль-Ма'мур). Ежедневно туда входит по семьдесят тысяч ангелов, которые больше никогда не возвращаются в этот храм, и есть такие ангелы, которые ходят по миру, посещая те собрания, где люди поминают Аллаха.
И среди них есть такие, которые стоят, выстроившись в ряды и не испытывая усталости.
И среди них есть склонившиеся в поясных и земных поклонах и никогда не выпрямляющиеся..
И помимо упомянутых нами есть и другие, ведь Аллах Всевышний сказал: «И не знает (о количестве) воинов (124) Господа твоего никто, кроме Него, а это (125) - только наставление людям (126)(Завернувшийся, 31).
(124) - Имеются в виду как ангелы, так и другие создания Аллаха).
(125) - Имеется в виду упоминание о количестве ангелов, надзирающих за адом).
(126) - То есть: напоминание им о всемогуществе Аллаха).
Аяты Корана и хадисы, в которых говорится о видах ангелов хорошо известны.
*********************************************************************************
Вопрос 73. Что является указанием на обязательность веры в Писания?
Ответ, Таких указаний имеется множество. Так, например. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Веруйте в Аллаха (127), и в Его посланника, и в Писание, которое ниспослал Он Своему посланнику, и в Писание, которое ниспослал Он прежде (128)...». (Женщины, 136).
(127) - То есть: не отступайте от веры и будьте стойки в ней).
(128) - Здесь имеются в виду все те Писания, которые Аллах ниспосылал Своим посланникам до ниспослания Корана и которые не были искажены людьми).
«Скажите: "Мы уверовали в Аллаха, и в то, что Он ниспослал нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йа'кубу и коленам (129), в то, что было даровано Мусе и Исе, и в то, что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем между ними никакого различия...». (Корова, 136). Известно и много других подобных аятов.
(129) - Иначе говоря, различным племенам израильтян).
В целом же достаточно знать, что Аллах Всевышний сказал: «И скажи: "Я уверовал в послание, ниспосланное Аллахом...». (Совет, 15).
*********************************************************************************
Вопрос 74. Все ли ниспосланные свыше Писания упомянуты в Коране?
Ответ. В Коране Аллах назвал следующие Писания: Тору, Евангелие, Псалмы, Свитки Ибрахима и Свитки Мусы, упомянув об остальных ниспосланных свыше Писаниях в целом.
Аллах Всевышний сказал: «Аллах - нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего. Он ниспослал тебе Писание (130) с истиной как подтверждение тому, что было до него (131). И ниспослал Он Тору и Евангелие….». (Семейство Имрана, 2-3).
(130) - Имеется в виду Коран, ниспосланный Пророку, да благословит его Аллах и приветствует).
(131) - Здесь подразумевается, что содержание Корана соответствует тому, что было в прежних ниспосланных свыше Писаниях, и подтверждает их истинность).
«….И даровали Мы Дауду Псалмы». (Женщины, 163).
«Или не поведали ему (132) о том, что (содержится) в свитках Мусы и Ибрахима, который был верен (133) (Звезда, 36 - 37).
(132) - Здесь имеется в виду человек, отвергающий истину и необоснованно претендующий на знание о ней).
(133) - Здесь имеется в виду либо то, что Ибрахим, мир ему, полностью выдержал все испытания, которым подверг его Аллах, ни в чём не отступив от предписаний религии истинного единобожия, либо то, что он довёл до людей заповеди этой религии в полном объёме).
«Мы уже направляли Наших посланников с явными доказательствами (134) и ниспосылали с ними Писание и весы (135), чтобы люди придерживались справедливости.» (Железо, 25).
(134) - Имеются в виду чудеса, совершавшиеся посланниками Аллаха, и законы, которые они с собой приносили).
(135) - Здесь имеется в виду справедливость в более широком смысле слова…).

Таким образом, нам следует верить во все детали того, что Аллах говорил о Писаниях подробно, что же касается упомянутого Им в целом, то мы должны верить в это в целом, а о том, что повелели Аллах и посланник Его, мы говорим: «И скажи: "Я уверовал в послание, ниспосланное Аллахом..."». (Cовет, 15).
*********************************************************************************
Вопрос 75. Что подразумевает собой вера в Писания Аллаха Всемогущего и Великого?
Ответ. Tакая вера подразумевает собой глубокую убеждённость в том, что все они ниспосланы от Аллаха Всемогущего и Великого, и что Аллах действительно произносил те слова, которые содержат в себе эти Писания.
Среди них есть такие, слова которых были услышаны от Всевышнего из-за преграды, и они не ниспосылались через посланника-ангела, и среди них есть такие, которые посланник-ангел доносил до посланника из числа людей, и среди них есть такие, которые Аллах Всевышний написал собственноручно.
Аллах Всевышний сказал: «Не бывало (такого, чтобы) Аллах говорил с человеком иначе как (посредством) откровения, или через преграду или посылая посланника (136), чтобы (посланник этот) с дозволения Его открывал (человеку) то, что Он пожелает.» (Совет, 51).
(136) - То есть: ангела).
И Всевышний сказал Мусе: «О Муса, поистине, Я избрал (137) тебя (среди других) людей (, ниспослав тебе) Своё послание и (обратив к тебе) Свои слова (непосредственно)….». (Преграды, 144).
(137) - То есть: выделил тебя среди прочих; предпочёл тебя им).
Аллах Всевышний также сказал: «...и Аллах говорил с Мусой (непосредственно).» (Женщины, 164). Что же касается Торы, то о ней Аллах Всевышний сказал так: «И Мы начертали для него (138) на скрижалях обо всём (139) назидание и подробное (разъяснение) всему (140)...» (Преграды, 145).
(138) - Имеется в виду пророк Муса, мир ему).
(139) - Речь идёт обо всём том, что израильтянам необходимо было знать о религиозных и мирских делах).
(140) - Имеются в виду подробные разъяснения всех тех установлении, которые нуждаются в разъяснениях).
И сказал Он об Исе: «И Мы даровали ему Евангелие ...» (Трапеза, 46).
И Всевышний также сказал: «….и даровали Мы Дауду Псалмы.» (Женщины, 163).  И ранее об этом уже упоминалось, когда речь шла о ниспослании.
Что же касается Корана, то о нём Аллах Всевышний сказал так: «Однако Аллах свидетельствует о том, что ниспосланное Им тебе ниспослал Он по знанию Своему (141), и ангелы свидетельствуют (о том же) и достаточно Аллаха как свидетеля!» (Женщины, 166).
(141) - То есть: зная о том, что ты способен исполнить пророческую миссию, для которой Он избрал тебя среди людей).
И Аллах Всевышний сказал о нём так: «И Мы разделили Коран, чтобы ты читал его людям не спеша, и ниспосылали его по частям (142) (Ночное путешествие, 106).
(142) - Имеется в виду, что Коран, который сначала был ниспослан целиком с Сохраняемой скрижали к нижнему небу, впоследствии частями ниспосылался пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, по мере необходимости).
И Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, он (143) - ниспослание Господа миров, с которым снизошёл верный Дух (144) на твоё сердце, чтобы ты стал (одним) из увещателей, (и ниспослан он) на ясном арабском (языке).». (Поэты. 192 - 195).
(143) - Имеется в виду Коран).
(144) - Здесь речь идёт о Джибриле, мир ему).
И Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, тем, которые не уверовали в напоминание (145), когда оно пришло к ним, Книгу, поистине, великую, (воздастся за их неверие) (146)! Не подступиться к нему (147) лжи ни спереди, ни сзади (, ведь это -) ниспослание от Мудрого, Хвалимого!» (Разъяснены. 41 - 42).
(145) - Имеется в виду Коран).
(146) - Интерполяция согласно аш-Шаукани).
(147) - То есть: к Корану).
И есть много других подобных аятов.
*********************************************************************************
Вопрос 76. Какое положение занимает Коран по отношению к ниспосланным прежде Писаниям?
Ответ. Об этом Аллах Всевышний сказал так: «И Мы ниспослали тебе это писание с истиной для подтверждения и сохранения (148) того, что было в Писаниях прежде…». (Трапеза, 48).
(148) - Имеется в виду сохранение всего того, что не было искажено людьми в предыдущих Писаниях).
«Не был этот Коран измышлен без (участия) Аллаха (, но является он) подтверждением (ниспосылавшегося) (149) до него и разъяснением Писания (150), в котором нет сомнения (и которое исходит) от Господа миров.» (Йунус 37).
(149) - То есть: ниспосланных свыше Писаний).
(150) - Имеются в виду Коран).
Аллах Всевышний также сказал: «(Коран) является не измышленным рассказом, а подтверждением (ниспосылавшегося) до него, и разъяснением всего (151), и руководством и милостью для верующих людей.» (Йусуф, 111).
(151) - Имеются в виду законы, которые требуют пояснений).

Толкователи Корана указывали, что слова о том, что Коран содержит в себе ниспосланное в прежних Писаниях, свидетельствует об этом и подтверждает это собой, означают, что он подтверждает истинное, отрицая внесённые в эти Писания искажения и то, что подверглось частичному или полному изменению, и вынося решения об отмене ложного и подтверждении истинного. Вот почему покоряются ему все те, кто веровал в прежние Писания и не отступался от своей веры, как сказал об этом Всеблагой и Всевышний: «Te, кому Mы дapoвaли Писание дo негo (152), - веруют в нeгo (153). Кoгдa им читaют (Коран), oни гoвopят: "Mы yвepoвaли в нeгo, ведь oн действительно - иcтинa oт нaшeгo Гocпoдa. Mы eщe paньшe этoгo были предавшимися (154)». (Рассказ, 52-53).
(152) - Иначе говоря, до ниспослания Корана. Здесь имеются в виду те иудеи и христиане, которые не вносили никаких изменений в ниспосланные им свыше Тору и Евангелие).
(153) - То есть: веруют и в Коран).
(154) - То есть: мусульманами, людьми, предавшимися Аллаху).
Подтверждением этому служат и другие аяты.
*********************************************************************************
Вопрос 77. Чего необходимо неуклонно придерживаться по отношению к Корану для всех членов исламской общины?
Ответ. Обязательно следовать ему явно и тайно, крепко держаться за него и отдавать ему должное.
Аллах Всевышний сказал: «И это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали, так следуйте же ему и будьте богобоязненными.» (Скот, 155).
«Следуйте тому, что было ниспослано вам от Господа вашего и не следуйте (никаким) покровителям помимо Него.». (Преграды, 3).
Аллах Всевышний также сказал: «А (что касается тех,) которые придерживаются Писания и совершают молитвы, то, поистине, не оставим Мы без награды совершающих праведные дела.» (Преграды, 170).
Сказанное имеет отношение ко всему Корану в целом, на что указывают многие аяты.
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что, давая людям наставление относительно Корана, он сказал: «.. .возьмитесь же за Книгу Аллаха и держитесь за неё крепко!» (155) (Муслим).
(155) - Часть длинного хадиса, передаваемого со слов Зайда бин Аркама, да будет доволен им Аллах, и приводимого Муслимом, Ахмадом и ад-Дарими. В начале этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А затем: О люди! Поистине, я-(только) человек, и скоро уже явится (ко Мне) посланник моего Господа, (на призыв) которого я отвечу*, но я оставлю вам две драгоценные вещи: во-первых, Коран, в котором содержится руководство и свет, возьмитесь же за Книгу Аллаха и держитесь за неё крепко…» *Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что его смертный час уже близок).
*********************************************************************************
Вопрос 78, Что значит придерживаться Корана и отдавать ему должное?
Ответ. Это значит запоминать и читать его, заниматься им днём и ночью, размышлять над его аятами, считать дозволенным то, что он разрешает, а запретным - то, что он запрещает, подчиняться его велениям и отстраняться от того, от чего он удерживает, принимать в расчёт его притчи и извлекать уроки из приводимых в нём рассказов, действовать в соответствии с тем, что является в нём полностью ясным, и принимать то, что остаётся неясным, не преступать установленных в нём границ, защищать его от искажений, вносимых фанатиками, и необоснованных утверждений лжецов, проявлять искренность по отношению ко всему тому, о чём в нём говорится, и призывать к этому на основе знания.
*********************************************************************************
Вопрос 79. Является ли такой атрибут как слово сущностным атрибутом или атрибутом действия?
Ответ. С учётом связи слова с сущностью Аллаха Всемогущего и Великого и того обстоятельства, что Всевышний характеризуется им, данный атрибут является таким же сущностным атрибутом, как и знание Всевышнего, однако он является ещё и производным от Его знания и ниспосылается по знанию, ведь Аллах лучше всех знает о том, что Он ниспосылает.
С учётом же того обстоятельства, что эти слова произносятся по воле и желанию Аллаха, данный атрибут является атрибутом действия.
Вот почему наши праведные предшественники, да помилует их Аллах, говорили, что атрибут речи является одновременно и сущностным атрибутом, и атрибутом действия. Аллах Всевышний, слава Ему, уже в предвечности и безначальности характеризовался этим атрибутом, как продолжает характеризоваться и ныне, что же касается произнесения Им слов и обращения со словами к кому-либо, то это зависит от Его же желания и воли. Это значит, что Он произносит Свои слова, если пожелает, когда пожелает и как пожелает, предоставляя возможность услышать их, кому пожелает, и речь Аллаха является Его атрибутом, не ограниченным никакими рамками и пределами.
Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Будь (вода) моря чернилами для (записи) слов Господа моего, непременно иссякло бы море прежде чем иссякли бы слова Господа моего, даже если бы мы добавили ещё столько же чернил». (Пещера, 109).
«И если бы (превратились) все деревья земли в перья, после чего к морю (добавились бы воды) ещё семи морей, то (и тогда) не иссякли бы слова Аллаха.» (156) (Лукман, 27).
(156) - Имеется в виду, что если бы эти перья и чернила были использованы, то их не хватило бы для того, чтобы описать все слова Аллаха).
Аллах Всевышний также сказал: «Исполнилось слово (157) Господа твоего как истина (158) и (проявление) справедливости (159). Никто не (в силах) заменить слова Его (160), (ведь) Он - Слышащий, Знающий!» (Скот, 115).
(157) - Имеются в виду установления и решения Аллаха).
(158) - В данном случае подразумевается, что всё сказанное Аллахом является истиной. Имеется в виду также, что Аллах осуществил Свои обещания и угрозы, ниспослав Коран как новый религиозный закон, который отличается справедливостью, и посрамив лжецов).
(159) - Указание на то, что веления и запреты Аллаха являются в высшей степени справедливыми).
(160) - Здесь имеется в виду то, что Аллах пообещал уберечь Коран от всевозможных искажений. (См. Аль-Хиджр, 9).
*********************************************************************************
Вопрос 80. Что является указанием на обязательность веры в посланников?
Ответ. Таких указаний в Коране и сунне имеется множество. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, и хотят отделить (веру в) Аллаха от (веры в) Его посланников и говорят при этом: "Мы веруем в одних посланников и не веруем в других", - желая избрать средний путь, — они и есть подлинно неверующие, а Мы уготовали неверующим унизительное наказание. Тем же, которые уверовали в Аллаха и в Его посланников и не делали меж ними никаких различий, - им дарует Он их награды...» (Женщины, 150-152).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Я уверовал в Аллаха и посланников Его». (Апь-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 81. Что подразумевает собой вера в посланников?
Ответ. Такая вера подразумевает собой глубокую убеждённость в том, что Аллах Всевышний направлял к каждому народу посланников из числа людей, составлявших собой этот народ, и эти посланники призывали их к поклонению одному лишь Аллаху и неверию в то, чему они поклонялись, кроме Него, что все эти посланники были правдивыми и достойными доверия, являлись благонравными и шли правильным путём, отличались благочестием и благородством, были богобоязненными и верными, указывали на путь истинный и сами были ведомы этим путём, что Господь их оказал им помощь явными доказательствами и очевидными знамениями и что они довели до сведения людей всё то, с чем Аллах направил их к людям, ничего не утаив и не изменив, а также не добавив к этому ни единой буквы от самих себя и не отняв.
Аллах Всевышний сказал: «Разве возлагалось на посланников (нечто иное), кроме ясного сообщения?» (Пчёлы, 35).
И такая вера подразумевает собой убеждённость в том, что все они придерживались очевидной истины, и что Аллах Всевышний избрал Ибрахима Своим возлюбленным (халиль), как избрал Он им и Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и что Он говорил с Мусой непосредственно, и что Он вознёс Идриса к высокому месту, и что Иса  (Иисус) являлся рабом Аллаха, и Его посланником, и словом, с которым Он обратился к Марйам (161), и Духом от Него и что Аллах отдал одним из них предпочтение перед другими, возвысив некоторых из них на много ступеней.
(161) - Это означает, что пророк Иса, мир ему, был зачат Марйам, мир ей, без отца по слову или же велению Аллаха Всевышнего).
*********************************************************************************
Вопрос 82. Соответствовали ли друг другу призывы посланников в том, что они приказывали людям и что запрещали?
Ответ. Призывы всех посланников от первого до последнего ничем не отличались друг от друга, если говорить об основах поклонения, то есть о единобожии, требующем посвящения всех видов поклонения независимо от того, идёт ли речь об убеждениях, словах или делах, одному только Аллаху Всевышнему и неверия во всё то, чему поклоняются помимо Аллаха.
Что же касается таких обязанностей как молитва, пост и так далее, являющихся средством осуществления поклонения, то одним людям могло вменяться в обязанность то, что не вменялось в обязанность другим, точно также как одним (Могло запрещаться то, что разрешалось другим, однако всё это являлось не чем иным как испытанием от Аллаха Всевышнего, который сказал: «...чтобы испытать вас (и посмотреть), кто из вас лучше по делам (своим).» (Власть, 2).
*********************************************************************************
Вопрос 83. Какие указания имеются на то, что между посланниками не было различий по вопросам, имеющим отношение к вышеупомянутым основам поклонения?
Ответ. Указания такого рода в Коране подразделяются на два вида - общие и частные.
Что касается общих указаний, то примером могут служить такие слова Аллаха Всевышнего: «Мы направили к каждому народу посланника (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута (162) (Пчёлы, 36).
(162) - " Тагут" - любой объект поклонения, кроме Аллаха. Кроме того, это слово служит для обозначения тех, кто уводит людей от истины к заблуждению).
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника без того, чтобы не (внушить ему через) откровение: Нет бога кроме Меня, так поклоняйтесь же Мне!» (Пророки, 25).
«И спроси тех Наших посланников, которых Мы направляли до тебя, разрешали ли Мы поклоняться иным богам, кроме Милосердного? (163) ». (Украшения, 45).
(163) - Здесь имеется в виду либо веление Аллаха пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться с этим вопросом к другим посланникам во время ночного путешествия, либо веление спросить об этом тех людей, к которым были направлены эти посланники).
Что же касается частных указаний, то в пример можно привести такие слова Аллаха Всевышнего: «И Мы направили Нуха к его народу, и сказал он: "О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!» (Верующие, 23).
«(И Мы направили) к самудянам их брата Салиха (, который) сказал: "О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!...». (Худ. 61).
«(И мы направили) к адитам их брата Худа (, который) сказал: "О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!...». (Худ, 50).
«И Мы направили к мадийанитам их брата Шу'айба (, который) сказал: О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!...». (Худ. 84).
«И вот сказал Ибрахим своему отцу и своему народу: "Поистине, непричастен я к тому, чему поклоняетесь вы, за исключением Того, кто создал меня!...» (Украшения, 26 - 27).
И Аллах Всевышний также поведал, что Муса, мир ему, сказал: «Ваш Бог - только Аллах, помимо которого нет иного бога. Он объемлет Своим знанием всё.» (Та ха 98).
И Аллах Всевышний также поведал, что Иса, мир ему, сказал: «"О сыны Исраиля, поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!" Поистине, Аллах сделал рай запретным для того, кто наряду с Ним поклоняется и другим, и убежищем для него послужит (огонь)…» (Трапеза, 72).
И Аллах Всевышний также сказал: «Скажи: "Я - только увещатель, и нет никакого иного бога, кроме Аллаха, Единого, Всеподчиняющего!» (Сад, 65),
И указанием на это могут служить также и другие аяты.
*********************************************************************************
Вопрос 84. Какие указания имеются на то, что по частным вопросам, имевшим отношение к дозволенному и запретному, религиозные законы, к подчинению которым посланники призывали людей, отличались друг от друга?
Ответ. Таким указанием служат слова Аллаха Всемогущего и Великого: «...Для каждого из вас Мы установили (свой) закон и путь, а если бы Аллах пожелал, то Он, конечно же, превратил бы вас в единую общину, но (Он не сделал этого), чтобы испытать вас в том, что даровал вам (164). Старайтесь же опередить (других) в благих делах...». (Трапеза, 48).
(164) - Речь идёт о различных религиозных законах, соблюдать которые людям было велено через посланников).
Ибн Аббас (165), да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Слова "...(свой) закон и путь...."означают: «образ действий и обычай».
(165) - Абдуллах Ибн Аббас -двоюродный брат и сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует).
Нечто подобное говорили также Муджахид, Икрима, аль-Хасан аль-Басри, Катада, ад-Даххак, ас-Садди и Абу Исхак ас-Саби'и (166).
(166) - Имена известных толкователей Корана).
А в одном из хадисов сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пророки являются братьями от разных матерей (и одного отца, a) религия у них едина (167)». (Аль-Бухари).
(167) - Данный хадис служит указанием на то, что основа религии пророков была единой, несмотря на то, что их религиозные законы и отличались друг от друга, что подобно детям от разных жён, у которых один отец, хотя и разные матери).
Под этой религией он подразумевал единобожие, ту религию, с которой Аллах направлял к людям каждого Своего посланника и о которой говорилось в каждом ниспосланном Им Писании, что же касается религиозных законов, то они отличались друг от друга в том, что касалось велений и запретов, дозволенного и запретного, а сделано это было для того,
«…чтобы испытать вас (и посмотреть), кто из вас лучше по делам (своим).». (Власть, 2).
*********************************************************************************
Вопрос 85. Обо всех ли посланниках Аллах рассказал в Коране?
Ответ. Аллах рассказал нам то, чего было достаточно и что содержит в себе наставления и назидания, после чего Всевышний сказал: «(И Мы посылали) посланников, о которых Мы рассказали тебе прежде, а также других посланников, о которых прежде не рассказывали тебе...» (Женщины, 164).
И поэтому мы верим во все детали того, что Он рассказал о них подробно, как в целом верим и в то, что Он рассказал в общем.
*********************************************************************************
Вопрос 86. Кого из посланников Аллах Всевышний назвал в Коране поимённо?
Ответ. В Коране были названы такие посланники, как Адам, Нух, Идрис, Худ, Салих, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йа'куб, Йусуф, Лут, Шу'айб, Йунус, Муса, Харун, Илйас, Закарийа, Йахйа, аль-Йаса, Зу-ль-Кифль, Дауд, Суляйман, Аййуб, колена (168), Иса и Мухаммад, да благословит и да приветствует Аллах их всех.
(168) - Имеются в виду, сыновья (дети) Йа'куба, мир ему, которых было двенадцать).
*********************************************************************************
Вопрос 87. Кто из посланников был назван "обладающими твёрдой решимостью" (улю-ль-'азм)?
Ответ. Таких посланников было пятеро, и Аллах Всемогущий и Великий упоминает о них по отдельности в двух местах Своей Книги:
ПЕРВОЕ: оно находится в суре "Сонмы", где Аллах Всевышний говорит: «И вот, взяли Мы с пророков обет: и с тебя, и с Нуха, Ибрахима, Мусы и Исы, сына Марйам...» (Сонмы, 7).
ВТОРОЕ: оно находится в суре "Совет", где Аллах Всевышний говорит: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Он Нуху, и то, что Мы дали тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе, сказав: "Соблюдайте установления религии и не разобщайтесь в ней."» (Совет, 13).
*********************************************************************************
Вопрос 88. Кто был первым посланником?
Ответ. Первым из них после возникновения расхождений во взглядах среди людей (169) стал Нух, как сказал об этом Аллах Всевышний: «Поистине, Мы ниспослали тебе откровения, как ниспосылали их Нуху и пророкам после него…». (Женщины, 163).
(169) - Имеется в виду, что на определённом этапе среди людей, прежде исповедовавших единобожие, появились идолопоклонники).
Аллах Всевышний также сказал: «До них (170) посчитали ложью (слова посланников люди) народа Нуха и ополчавшиеся (против истины) после них.» (171) (Прощающий, 5).
(170) - Здесь речь идёт о мекканских многобожниках).
(171) - Здесь указание на соплеменников Нуха).
*********************************************************************************
Вопрос 89. Когда возникли вышеупомянутые расхождения?
Ответ. Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Нуха отделяло от Адама десять веков, в течение которых они придерживались закона, ниспосланного от Аллаха, после чего среди них возникли разногласия, а Аллах Всевышний сказал: «...и Аллах направил пророков как вестников благого и увещателей...» (Корова, 213).
*********************************************************************************
Вопрос 90. Кто является последним пророком и что указывает на это?
Ответ. Последним пророком является Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах Всевышний сказал: «Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужчин, а посланник Аллаха и последний из пророков». (Сонмы, 40).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,то сообщается, что он сказал: «Появится среди (членов) моей общины тридцать лжецов, каждый из которых станет утверждать, что он является пророком (, но) это я - последний пророк, и не будет пророка после меня». (Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ахмад (часть длинного хадиса)).
Сообщается также, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Али, да будет доволен им Аллах: «Разве не хочешь ты занимать при мне такое же положение, какое занимал Харун при Мусе, с той лишь разницей, что после меня пророка уже не будет?» (Аль-Бухари, Муслим).
А в хадисе об Антихристе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "...а я - последний из пророков, и не будет пророка после меня». (Ат-Тирмизи).
Известно также и много других подобных примеров.
*********************************************************************************
Вопрос 91. Чем наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,отличался от других пророков?
Ответ. Он, да благословит его Аллах и приветствует,отличался от других многими особенностями, которые можно классифицировать следующим образом:
Как мы уже упоминали, он был последним пророком. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, был господином потомков Адама, на что указывает одно из толкований слов Всевышнего: «Мы отдали предпочтение одним посланникам перед другими (172): (были) среди них такие, с которыми Аллах говорил (173), а некоторых из них Он вознёс (на много) ступеней...». (Корова, 253).
(172) - To есть: наделили некоторых из них такими качествами совершенства, какими не наделили других).
(173) - Такими посланниками были Муса и Мухаммад, да благословит их Аллах и да приветствует).
И указанием на это служат слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я - господин потомков Адама, (однако я) не горжусь (этим)». (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад. Абу-Дауд).
Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, был направлен ко всем людям и джиннам, на что указывают слова Всевышнего: «Скажи: "О люди! Поистине, я - посланник Аллаха ко всем вам…». (Преграды. 158).
И Аллах Всевышний также сказал: «А Мы направили тебя ко всем людям только как вестника блага и увещателя.» (Са6а 28).
И сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было даровано пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом (, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; земля была сделана для меня (174) местом совершения молитв и средством очищения, и поэтому где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, (время) молитвы, пусть молится (на этом месте); военная добыча, которую не разрешалось (брать) никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества (175); и (, кроме того, раньше) каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был послан ко всем людям». (Аль-Бухари).
(174) - Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом).
(175) - Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения).
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отличался целым рядом других особенностей, о которых мы не упомянули и о которых говорится во многих хадисах.
*********************************************************************************
Вопрос 92. Что такое чудеса пророков?
Ответ. Чудесами называются сверхъестественные явления, имеющие отношение к побуждению и не имеющие себе аналогов в обычной жизни.
Среди них были такие, которые можно было воспринимать с помощью чувств, иначе говоря, увидеть или услышать, примером чего может служить появление из скалы верблюдицы (176), превращение посоха в змею (177), наделение даром речи неодушевлённых предметов и так далее.
(176) - Имеется в виду чудо посланного к племени Самуд пророка Салиха, мир ему, у которого самудяне потребовали вывести из скалы верблюдицу в качестве знамения, подтверждающего истинность его слов. В ответ на их требования из скалы действительно вышла верблюдица огромных размеров, которой им было запрещено причинять какой-нибудь вред).
(177) - Здесь указывается на чудо Мусы, мир ему, который бросил на землю перед чародеями фараона свой посох, превратившийся в змею).
И есть среди них чудеса духовного порядка, воспринимаемые посредством знания, например, такое чудо как Коран.
Что касается нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то ему была дана способность совершения чудес всех видов, и какие бы чудеса ни совершал любой из прежних пророков, ему неизменно даровалась способность совершать нечто наиболее великое в своём роде.
Среди чудес, которые были доступны чувственному восприятию людей, можно выделить такие, как раскалывание луны (178), стоны, издававшиеся стволом пальмы (179), примеры того, как меж пальцев Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вода начинала бить ключом (180), сообщение о том, как заговорила баранья нога (181), сообщение о том, как пища начинала славить Аллаха (182), и многие достоверные сообщения о других его чудесах. Однако все они подобны чудесам, совершёнными прочими пророками, которые прекратились, когда время их закончилось, и от которых не осталось ничего, кроме воспоминаний. Что же касается вечного и непреходящего чуда, то им является Коран, такое чудо, которое не прекращается и о котором сказано: «Не подступиться к нему лжи ни спереди, ни сзади (, ведь это —) ниспослание от Мудрого, Хвалимого!» (Разъяснены, 42).
(178) - Об этом говорится в Коране ("Луна", 1) и сообщается в хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом и передаваемом со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал. "Мекканцы потребовали у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует показать им какое-нибудь знамение, и он показал им, как раскололась луна ").
(179) - Сообщение об этом приводится в хадисе, передаваемом аль-Бухари и ан-Наса'и со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: "У стены мечети Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направленной в сторону киблы, в свое время лежал ствол пальмы, на который Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимался во время произнесения проповедей. Когда же был установлен минбар, мы услышали, что из этого ствола исходят звуки, подобные звукам, издаваемым стельной верблюдицей, (которые не прекратились) до тех пор, пока Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сошёл вниз и не положил на него руку ".
В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "...пока он не прижал его к себе, и тогда этот ствол принялся стонать подобно ребёнку, которого пытаются успокоить, и (постепенно) затих").
(180) - Один из хадисов, в которых сообщается об этом, приводят аль-Бухари и Муслим со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: "В день аль-Худайбийи* люди стали испытывать жажду. Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то перед ним находился небольшой сосуд с водой, которую он использовал для омовения, после чего люди стали подходить к нему. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Чего вы хотите?» Они сказали: "О Посланник Аллаха, у нас нет воды ни для омовения, ни для питья, если не считать той воды, которая находится в твоём сосуде!"" (Джабир) сказал: "Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опустил руку в этот сосуд, и вода меж пальцев его забила ключом, а мы напились и совершили омовение ".
Передатчик этого хадиса со слов Джабира спросил его: "Сколько же вас было в тот день?" Он ответил: "Нам хватило бы воды, будь нас хоть сто тысяч, а было нас полторы тысячи ".
*Аль-Худайбийа - место на границе харама Мекки, где мекканские идолопоклонники в 628 году преградили путь Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сопровождавшим его мусульманам, желавшим совершить умру).
(181) - Сообщение о заговорившей отравленной бараньей ноге, подаренной Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, одной иудейкой после взятия Хайбара, приводят аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд, в версии которого сообщается, что когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узнавший, что мясо отравлено, призвал её к себе и стал расспрашивать о том, кто это сделал, она спросила: "Кто сообщил тебе об этом?", - на что он ответил: «Та самая нога, которую я держу в своей руке...!»).
(182) - Сообщение об этом приводится в длинном хадисе, передаваемом аль-Бухари и ат-Тирмизи со слов Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, который, в частности, сказал: "И я видел, как вода начинала бить ключом меж пальцев Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мы часто слышали, как пища начинала славить Аллаха, когда он ел её").
*********************************************************************************

Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками
Перевод: Канд. философских наук Нирша В. (Абдалла)
*********************************************************************************





Комментариев нет :

Отправить комментарий