четверг, 22 декабря 2016 г.

Вопросы и Ответы (6)

Вопросы и Ответы (6)


Вопрос 114. Какие хадисы служат указанием на то, что в День воскресения будут установлены Весы, и как будет происходить взвешивание согласно сунне?
Ответ. Об этом говорится во многих хадисах, примером чего может служить хадис, где сообщается о той записке (257) с двумя свидетельствами человека, которая перевесит собой девяносто книг с записями дурных дел, несмотря на то, что каждая книга будет простираться насколько хватит глаз.
(257) - Длинный хадис, который приводят Ахмад, аль-Хаким и ат-Тирмизи).
В пример можно привести также и то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об Ибн Мас'уде, да будет доволен им Аллах (следующее): «Вы удивляетесь тонкости его голеней? Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, на Весах они окажутся тяжелее (горы) Ухуд!» (Ахмад, аль-Хаким, аль-Хайсами).
Примером может служить и тот хадис, в котором сообщается, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в День воскресения приведут огромного и тучного человека, который пред Аллахом окажется легче комариного крыла!», - (после чего добавил): «Читайте: «… и не придадим Мы им в День воскресения (никакого) веса.» " (Пещера", 105). (Аль-Бухари, Муслим).
Можно привести и другие примеры.
*********************************************************************************
Вопрос 115. Какие указания на Сират имеются в Коране?
Ответ. Аллах Всемогущий и Великий сказал: «И нет среди вас такого, кто не подойдёт (к аду) (258), а Господом твоим это решено окончательно. Потом Мы спасём богобоязненных, а несправедливых оставим стоять на коленях.». (Марйам, 71 -72).
(258) - Речь идёт о прохождении по Сирату, пролегающему над адом).
Аллах Всевышний также сказал: «В тот День, когда увидишь ты верующих мужчин и женщин, и свет их будет изливаться перед ними и справа от них….». (Железо, 12).
*********************************************************************************
Вопрос 116. Какие указания на Сират имеются в сунне и как он описывается в хадисах?
Ответ. Об этом говорится во многих хадисах, например, в хадисе о заступничестве, в котором сообщается, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Будет установлен мост и перекинут над адом». Люди спросили: "О Посланник Аллаха, что это за мост?" Он ответил: «Скользкое место, на котором будут всевозможные крючья и много места займут колючие растения с изогнутыми шипами, подобные тем, что растут в Неджде (259) и называются ас-са'дан. Верующие будут проходить по нему (с быстротой) взора, и (с быстротой) молнии, и (с быстротой) ветра, и (с быстротой) хорошего скакуна, и спасётся (тот , кого не заденут эти растения), как спасётся и тот, кто будет (только) поцарапан (этими крючьями и шипами), а те, которые окажутся сваленными в кучу, попадут в адское пламя, и (так будет продолжаться) до тех пор, пока не проволокут последнего из них».
(259) - Название обширного плоскогорья в центре Аравийского полуострова).
Что же касается Абу Са'ида (260), да будет доволен им Аллах, то он сказал: "Дошло до меня, что этот мост будет тоньше волоса и острее меча ". (Аль-Бухари, Муслим (часть длинного хадиса)).
(260) - Абу Са'ид аль-Худри - один из видных сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
*********************************************************************************
Вопрос 117. Какие указания на воздаяние равным (аль-кисас) в День воскресения имеются в Коране?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не обидит (никого и) на вес пылинки, а если (кто-нибудь совершит) доброе дело, Он приумножит его и дарует от Себя награду великую.» (Женщины, 40).
«B тот День каждому человеку воздастся за то, что он совершал, и не будет несправедливости в тот День. Поистине, Аллах скор в расчёте! И увещевай их (, напоминая о) Дне приближающемся, когда сердца от страха (поднимутся) к горлу, сдерживая (скорбь). Не будет у несправедливых (в тот День) ни близкого друга, ни заступника (, к которому могли бы) прислушаться. Знает Аллах о вероломстве глаз (261) и о том, что скрыто в сердцах, и Аллах будет судить по истине...» (Прощающий, 17-20).
(261) - Имеются в виду взоры, которые человек украдкой бросает на нечто запретное).
Аллах Всевышний также сказал: «....и рассудят их по истине и не будут они обижены.» (Толпы, 69).
*********************************************************************************
Вопрос 118. Какие указания на воздаяние равным в День воскресения имеются в сунне и что оно будет собой представлять?
Ответ. Об этом говорится во многих хадисах.
Так, например, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прежде всего рассудят людей между собой в том, что связано с кровопролитием». (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если есть у человека что-либо несправедливо присвоенное им и принадлежащее его брату, пусть освободится от этого сегодня (262), ведь (в мире вечном) уже не будет ни динаров, ни дирхемов (, а поэтому необходимо сделать это), прежде чем станут забирать у него его добрые дела (и отдавать их) его брату (263), если же не окажется у него добрых дел, то станут брать дурные дела его брата и бросать их на него». (Аль-Бухари, Ахмад, аль-Багави).
(262) - To есть: пусть вернёт или возместит это полностью, попросит прощения у обиженного человека и должным образом покается перед Аллахом).
(263) - В качестве возмещения за нанесённые в мире этом обиды).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующие спасутся от огня и будут задержаны на мосту между раем и адом, где все они получат возмещение за несправедливости, допущенные ими по отношению друг к другу в мире этом, а когда они будут исправлены и очищены, им позволят войти в рай». (Аль-Бухари).
И хадисов такого рода известно много.
*********************************************************************************
Вопрос 119. Какие указания на водоём имеются в Коране, и как он описывается в сунне?
Ответ. Аллах Всемогущий и Великий сказал Своему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Мы даровали тебе аль-Каусар (264. (Аль-Каусар, 1).
(264) - "Аль-Kaycap" - изобильный или же изобилие).
Известно великое множество хадисов, указывающих на его существование.
Так, например, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я приду к водоёму раньше вас» (265). (Аль-Бухари, Муслим).
(265) - Здесь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывает на то, что он придёт к этому водоёму раньше других мусульман, чтобы подготовить для них всё необходимое).
Сообщается также, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, я опережу вас, и, поистине, я буду свидетельствовать о вас и, клянусь Аллахом, поистине, сейчас я смотрю на свой водоём!» (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мой водоём размером с месяц пути, вода его белее молока, аромат его приятнее мускуса, а кувшины его подобны звёздам (266) небесным, и тот, кто напьётся из него, уже никогда не испытает жажды». (Аль-Бухари, Муслим).
(266) - То есть: те кувшины, которые находятся на его берегах, будут многочисленны как звёзды).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я пришёл к реке (267), берега которой образовывали собой шатры из полых жемчужин, и спросил: "Что это, о Джибрил (Гавриил)?" Он ответил: "Это -аль-Каусар. "» (Аль-Бухари, Ахмад).
(267) - Здесь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывает о том, что происходило во время его вознесения на небеса).
И можно было бы привести в пример много других хадисов.
*********************************************************************************
Вопрос 120. Что является указанием на обязательность веры в Рай и Ад?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «….страшитесь же огня, топливом для которого послужат люди и камни, уготованного для неверных, и порадуй тех, которые уверовали и совершали праведные дела, вестью о том, что для них (приготовлены) сады, где внизу текут реки.» (Корова, 24-26).
И существует огромное количество других аятов. указывающих на это.
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что обращаясь к Аллаху перед началом добровольных ночных молитв, он говорил:
«И хвала Тебе, Ты - Истина, и обещание Твоё - истина, и встреча с Тобой - истина, и слово Твоё - истина, и рай - истина, и огонь -истина, и пророки - истина, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,-истина и Час этот (268) – истина. ..»
(268) - Имеется в виду День воскресения).
/Ва ля-кя-ль-хамду, Анта-ль-Хакку, ва ва'ду-кя-ль-хакку, ва лика 'у-кя хаккун, ва каулю-кя хаккун, Ва-ль-джаннату хаккун, ва-н-нару хаккун, ва-н-набийуна хаккун, Ва Мухаммадун,салля-Ллаху 'аляй-хи васалляма, хаккун, ва-с-са'ату хаккун.../ (Аль-Бухари, Муслим).
И сообщается что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Засвидетельствовавшего, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад - Его раб и Его посланник, и что Иса (Иисус) - раб Аллаха, и Его посланник, и Его слово, с которым Он обратился к Марйам, и дух от Него, и что рай - истина и что огонь - истина. Аллах введёт в рай независимо от того, какими будут его дела».
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует также сказал: «. . . через любые из восьми врат рая по его собственному желанию. . . » (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 121. Что подразумевает собой вера в Рай и в Ад?
Ответ. Такая вера подразумевает собой глубокую убеждённость в том, что они сотворены и существуют уже сейчас и что по воле Аллаха они пребудут вечно и никогда не исчезнут. Составной частью этого является и вера в блаженство Рая и мучения Ада.
*********************************************************************************
Вопрос 122. Что указывает на существование Рая и Ада в настоящее время?
Ответ. Аллах Всемогущий и Великий поведал нам, что и то, и другое уже существует. Так, например, о Рае Он сказал: «….и уготованному для богобоязненных.» (Семейство Имрана, 133).
Что же касается Ада, то о нём Всевышний сказал: «...уготованного для неверных!» (Семейство Имрана, 131).
И Всевышний поведал нам, что Он поселил Адама и его супругу в Раю, где они и оставались, пока не вкусили плодов с запретного древа. Кроме того, Всевышний поведал нам о том, что неверным, находящимся в своих могилах, показывают Ад утром и вечером (269).
(269) - Имеется в виду, что в это время перед ними станут открывать врата Ада, а они будут ощущать его жар).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Мне был показан Рай, и я увидел, что большинство из его обитателей составляют собой бедняки, и мне был показан Ад, и я увидел, что большинство из его обитателей составляют собой женщины». (Аль-Бухари, Муслим).
Ранее же, когда речь шла об испытаниях и мучениях могилы, мы уже приводили слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «. . .когда умрёт любой из вас, ему будут показывать его место...»
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Откладывайте молитву (270), пока не станет прохладнее, ибо, поистине, жара усиливается от распространения жара Ада...» (Аль-Бухари, Муслим).
(270) - Здесь речь идёт об общей полуденной молитве в сильную жару).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « ...(в своё время) пламя (Ада) пожаловалось своему Господу, сказав: "Господь Мой, одна часть меня поглотила другую!" И (Аллах) позволил ему делать два выдоха (271): выдох зимой и выдох летом, когда вы ощущаете наиболее сильную жару и наиболее сильный холод». (Аль-Бухари, Муслим).
(271) - Имеется в виду, что зимой Ад исторгает из себя холод, а летом — зной).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лихорадка (начинается) от распространения жара Ада, охлаждайте же её водой». (Муслим).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах создал Рай и Ад, Он направил Джибрила в Рай и сказал: "Посмотри на него..."» (Ан-Насаи, ат-Тирмизи (часть длинного хадиса)).
Сообщается также, что однажды во время солнечного затмения Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были показаны Рай и Ад, как были они показаны ему во время ночного путешествия, и существует великое множество других достоверных хадисов, где говорится об этом.
*********************************************************************************
Вопрос 123. Какие указания существуют на то, что Рай и Ад будут существовать вечно и никогда не исчезнут?
Ответ. Что касается Рая, то о нём Аллах Всевышний сказал так: «...(и где останутся) они навечно. Это - великий успех!» (Покаяние, 100).
«…. и не изгонят их оттуда.» (Аль-Хиджр, 48).
«… как дар неиссякаемый.» (Худ, 108).
«...неиссякаемых и не запретных…(272)» (Воскресение, 33).
(272) - В данном случае речь идёт о райских плодах, которые никогда не закончатся и в которых не будет отказа никому из обитателей рая).
«Поистине, это - удел Наш (273), и он не иссякнет.» (Сад, 54).
(273) - Имеется в виду удел, дарованный Аллахом обитателям Рая).
Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, богобоязненные (окажутся) в безопасном месте, среди садов и источников, (и) станут облачаться в тончайшие шелка и парчу, находясь, друг против друга. Так (будет)! И Мы дадим им в жёны гурий (274). В Раю (смогут) потребовать они любых плодов, пользуясь (полной) безопасностью, в нём не вкусят они смерти помимо смерти первой, и Он защитит их от мук Ада.» (Дым, 51-56).
(274) - Имеются в виду большеглазые, черноокие и белокожие девы).
И можно было бы привести другие аяты, являющиеся указанием на это.
Таким образом, Всевышний поведал о вечности Рая, о вечности жизни его обитателей, о том, что жизнь эта не прекратится, а также о том, что они не покинут Рай.
То же самое касается и Ада, о котором Всевышний, в частности, сказал: «…разве что (поведёт Он их) путём (, ведущим в) Ад, в котором они (останутся) навечно...» (Женщины, 169).
«Поистине, Аллах проклял неверных и уготовал для них адское пламя, в котором они пребудут вечно. Не найдут они ни покровителя, ни помощника...». (Сонмы, 64-65).
«А для тех, кто ослушается Аллаха и Посланника Его, (уготовано) пламя Ада, в котором они останутся навечно.». (Джинны, 23).
«… и они не выйдут из огня!». (Корова,167).
«Не будет для них послаблений, и охватит их там отчаяние.». (Украшения, 76).
«С ними там не покончат так, чтобы они умерли, и не будут облегчены для них муки (Ада)». (Создатель, 36).
Аллах Всевышний также сказал:
«Поистине, для того, кто явится к Господу своему как грешник, (уготован) Ад, в котором не (сможет) он ни умереть, ни жить.» (Та ха, 74).
В этих и подобных им аятах Всевышний поведал нам о том, что обитатели Ада, которые заслуживают его, для которых он был создан и которые были созданы для него, останутся в нём навечно. И Всевышний отверг возможность того, что они покинут его, сказав: «...и они не выйдут из огня! » (Корова, 167).
И Он отверг возможность того, что мучения их прекратятся, сказав: «Не будет для них послаблений, и охватит их там отчаяние». (Украшения, 75).
— как отверг Он и возможность того, что они умрут, сказав: «Поистине, для того, кто явится к Господу Своему как грешник, (уготован) Ад, в котором не (сможет) он ни умереть, ни жить.(275)». (Та ха ,74).
(275) - То есть: смерть не освободит их от мучений и жизнь никогда не будет им в радость).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Что же до обитателей Ада, которые заслуживают его, то, поистине, они не умрут в нём (, но) и жить не будут». (Муслим, Ахмад, Ибн Маджа (часть хадиса)).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда обитатели Рая окажутся в Раю, а обитатели Ада - в Аду, будет приведена смерть, которую поместят между Раем и Адом, после чего её зарежут, а потом глашатай возвестит: "О обитатели Рая, смерти (больше) нет! О обитатели Ада, смерти (больше) нет!", - и тогда к радости обитателей Рая добавится (новая) радость, а к скорби обитателей Ада добавится (новая) скорбь (и каждый навечно останется там, где он будет)».
В другой версии этого хадиса сообщается также, что, сказав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал следующий аят: «И предупреди их о Дне скорби (276), когда всё будет решено (277), (ведь) они беспечны и они не веруют!» (Марйам., 39). (Аль-Бухари, Муслим).
(276) - Имеется в виду, что День воскресения станет днём всеобщей скорби, так как грешники будут жалеть о совершённых ими грехах, а праведники пожалеют о том, что не совершили хорошего больше).
(277) - То есть: когда закончится расчёт, и свитки с записями добрых и дурных дел людей будут свернуты).
И есть также и другие хадисы, в которых говорится об этом.
*********************************************************************************
Вопрос 124. Какие указания существуют на то, что в мире вечном верующие увидят своего Всеблагого и Всевышнего Господа?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Лица в тот День будут сиять и на Господа своего взирать….». (Воскресение, 23).
«Тем, которые совершали благие дела, - благое и с придачей...» (Йунус, 26).
Что же касается неверных, то о них Аллах Всевышний сказал так: «Вовсе нет! Поистине, в День тот они окажутся отделёнными от своего Господа…». (Обвешивающие, 15).
Но если враги Аллаха окажутся отделёнными от Него, то не будут отделены те, кто к Нему близок.
Передают, что Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: "Однажды , когда мы находились вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в четырнадцатую ночь месяца, он посмотрел на полную луну и сказал: «Поистине, вы увидите Господа вашего, как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! И если сможете вы добиться того, чтобы, несмотря ни на что (278), совершать молитвы перед восходом солнца и перед закатом его (279), то совершайте (их)-.» (Аль-Бухари, Муслим).
(278) - В данном случае подразумеваются сон или какие-нибудь мирские дела, которые можно отложить, не нанося никакого ущерба жизненным интересам человека).
(279) - Имеются в виду утренняя (фаджр) и послеполуденная (аср) молитвы).
Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего «...как видите это...», иными словами, «как видите вы эту луну» означают, что одно видение уподобляется другому, но это не означает, что один объект наблюдения уподобляется другому. То же самое относится и к словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего, «когда Аллах, решает что-нибудь на небе, ангелы хлопают крыльями выражая покорность сказанному Им (, и при этом раздаётся звук), будто цепью проводят по камню». (Аль-Бухари и И6н Маджа).
В данном случае одно слушание уподобляется другому, но воспринимаемое на слух в первом и во втором случае друг другу не уподобляется, поскольку Аллах выше того, чтобы уподоблять Его сущность или Его атрибуты чему-либо сотворённому, что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то невозможно даже представить себе, что его слова имеют отношение к уподоблению, ведь он больше всех людей знал об Аллахе Всемогущем и Великом.
А в хадисе, передаваемом со слов Сухайба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И будет снят покров и не получат они дара более желанного для них, чем (возможность) взирать на их Всемогущего и Великого Господа», - после чего он прочитал нижеследующий аят:
«Тем, которые совершали благие дела, - благое (280) и с придачей (281)....» (Йунус, 26). (Муслим, ат-Тирмизи).
(280) - Имеется в виду Рай).
(281) - Речь идёт о возможности взирать на Аллаха Всевышнего).
На это же недвусмысленно указывают многие достоверные хадисы. Что же касается отвергающего это, то он не верит ни в Коран, ни в то, с чем Аллах направлял к людям Своих посланников, и такой человек относится к числу тех, о ком Аллах Всевышний сказал: «Вовсе нет! Поистине, в День тот они окажутся отделёнными (282) от своего Господа...». (Обвешивающие, 15).
(282) - Имеется в виду, что они не смогут увидеть Аллаха).
Мы же молим Аллаха Всевышнего о прощении и избавлении от подобного, а также о том, чтобы Он даровал нам возможность насладиться взором на Его лик, аминь.
*********************************************************************************
Вопрос 125. Что является указанием на (обязательность) веры в заступничество (шафа'а), кто станет заступником, кто получит право на заступничество и когда это будет?
Ответ. Аллах Всемогущий и Великий говорит о заступничестве во многих аятах Своей Книги, связывая его с целым рядом непременных условий. Так, например, Всевышний поведал нам о том, что всем имеющим отношение к этому заступничеству станет распоряжаться только Он Сам и больше никто другой.
Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Заступничество всецело принадлежит Аллаху». (Толпы, 44).
Если говорить о том, когда заступничество будет иметь место, то об этом Всемогущий и Великий поведал нам, что это случится только с Его позволения.
Аллах Всевышний сказал: «...Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения?...». (Корова, 255).
«Не (появится) заступник иначе как с Его позволения». (Йунус, 3).
«Сколь много на небесах ангелов, заступничество которых принесёт пользу только после того, как Аллах позволит заступиться , кому пожелает, (за тех, кем) Он будет доволен!» (Звезда, 26).
«...и не принесёт пользы заступничество пред Ним, кроме (заступничества) того, кому Он позволит.» (Саба, 23).
Что же касается вопроса о том, кому будет позволено обратиться к Аллаху со словами заступничества, то Всевышний поведал нам не только о возможности этого лишь с Его позволения, но и о том, что Он не позволит сделать это никому, кроме близких к Нему избранных.
«Не заговорит никто за исключением тех, кому позволит Милостивый, и скажет он истину». (Весть, 38).
«….(и) не (смогут) они (283) заступиться (ни за кого), кроме давших пред Милостивым обет. (284)» (Марйам, 87).
(283) - Здесь имеются в виду богобоязненные из числа близких к Аллаху).
(284) - То есть: богобоязненные смогут заступиться только за тех, кто уверовал в Аллаха и последовал за Его посланниками, принеся свидетельство единобожия и оставшись верным ему в силу того, что они поверили обещанию Аллаха вознаградить их за это).
Что касается тех, за кого можно будет заступиться, то Аллах поведал нам, что позволит Он заступаться лишь за тех, кем Он будет доволен.
«….а (смогут) заступиться они только за тех, кем будет доволен Аллах ...». (Пророки 28).
«В тот День бесполезным окажется (любое) заступничество, кроме (заступничества) тех, которым Милостивый позволит и словами которых Он останется доволен.» (Та ха, 109).
Но Он, слава Ему, будет доволен только исповедующими единобожие и искренними людьми, а обо всех прочих Аллах Всевышний сказал: «Не будет у несправедливых (в тот День) ни близкого друга, ни заступника (, к которому могли бы) прислушаться.». (Прощающий, 18).
И Аллах Всевышний также поведал, что в День воскресения они будут говорить: «... и нет у нас ни заступников, ни преданного друга!» (Поэты, 100-101).
Аллах Всевышний также сказал: «Не принесёт им пользы заступничество заступников.» (Завернувшийся, 48).
Если же говорить о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, то он поведал нам, что ему было даровано право заступничества, как поведал он нам и о том, что он придёт к престолу Аллаха, совершит около него земной поклон и воздаст Аллаху хвалу такими словами, которым Аллах научит его, и он не станет заступаться ни за кого до тех пор, пока ему не будет сказано: «Подними голову и проси - будет даровано тебе (то, о чем ты попросишь,) и говори - будет услышано (то , что ты скажешь), и заступайся - будет даровано тебе (право) заступничества». (Аль-Бухари, Муслим и другие (часть длинного хадиса)).
Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что ему будет предоставлено право заступничества не за всех ослушников из числа исповедующих единобожие сразу.
Он сказал: «Установит Он для меня определённый предел, а потом введёт их в рай» (285) , - после чего указал, что снова вернётся и склонится в земном поклоне пред Аллахом, а Он снова установит для него определённый предел и так далее, о чём говорится в хадисе о заступничестве.
(285) - Часть длинного хадиса, приводимою аль-Бухари и Муслимом).
Сообщается , что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,: "Кто станет счастливейшим из людей благодаря твоему заступничеству?"
Он ответил: "Toт, кто от чистого сердца скажет: "Нет бога, кроме Аллаха». (Аль-Бухари, Ахмад).
*********************************************************************************
Вопрос 126. Сколько насчитывается видов заступничества, и какой из них станет величайшим?
Ответ.
1 - Величайшим станет заступничество в День воскресения, когда люди будут стоять на месте (маукыф) в ожидании окончательного решения, которое Аллах примет о Своих рабах. Право такого заступничества будет предоставлено только нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и это - то самое достохвальное место (аль-макаму-ль-махмуд), которое было обещано ему Всемогущим и Великим Аллахом, о чём Он сказал так:
«...и Господь твой приведёт тебя к месту достохвальному.» (Ночное путешествие, 79).
Здесь имеется в виду то, что когда людям станет невмоготу и дальше находиться на этом месте, и пребывание их там затянется, и волнение их усилится, и они погрузятся в свой собственный пот настолько, что им станет трудно дышать, они станут искать заступничества, желая того, чтобы Аллах принял о них окончательное решение. И они сначала обратятся к Адаму, потом - к Нуху, потом - к Ибрахиму, потом - к Мусе, потом - к Исе, сыну Марйам, и каждый из них скажет: "Я сам, я сам!" (286), - и это будет продолжаться до тех пор, пока они не придут к нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, который скажет, что он готов обратиться с просьбой о заступничестве. (Аль-Бухари, Муслим и другие).
(286) - То есть: я сам нуждаюсь в заступничестве).
О чём подробно говорится в хадисах, приводимых в обоих "Сахихах", а также и в других источниках.
2 - Заступничество, которое выразится в мольбе о том, чтобы врата рая были открыты. Первым, кто откроет их, станет наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, а первой общиной, которая войдёт туда, станет его община (мусульмане).
3 - Заступничество за тех, кого Аллах велит ввергнуть в Ад, чтобы они не оказались там.
4 - Заступничество за тех исповедовавших религию единобожия людей, которые окажутся в Аду. Оно выразится в мольбе о том, чтобы их вывели оттуда, после чего они будут выведены из Ада обгоревшими и подобными углю, а затем их бросят в реку жизни, и они станут расти подобно тому, как прорастает семя, подхватываемое потоком.
5 - Заступничество, целью которого станет возвышение степени тех, кто попадёт в Рай. В трёх последних случаях заступаться перед Аллахом за людей будет позволено не только нашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, но здесь он будет первым, а за ним последуют другие пророки, ангелы, угодники (аулийа) и малолетние дети, умершие прежде своих родителей (афрат), после чего Аллах Всевышний по милости Своей выведет из огня бесчисленное множество людей и введёт их в Рай.
6 - Заступничество, целью которого является облегчение мучений некоторых неверных, право которого предоставлено только нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и касается его дяди Абу Талиба, о чём сообщается в "Сахихе" Муслима и других источниках.
Этот хадис приводит также и аль-Бухари. В нём сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Может быть, моё заступничество в День воскресения принесёт ему пользу и он будет помешен в верхний слой огня, который будет доходить ему (только) до пяток и от которого станет кипеть его мозг».
Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «He перестанут бросать (людей) в Ад и (не перестанет) он говорить: "Будет ли добавка?", - до тех пор, пока Господь славы не наступит на него Своей ногой, и тогда одна его часть войдёт в другую, и он скажет: "Довольно, довольно, клянусь славой Твоей и щедростью Твоей!" А в Раю будет продолжать оставаться свободное место до тех пор, пока Аллах не создаст для него (новых) людей, которых Он поселит на это место». (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 127. Сможет ли кто-нибудь войти в Рай или спастись от Ада благодаря своим делам?
Ответ. Сообщается, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Приближайтесь (287), старайтесь придерживаться правильного и знайте, что никогда не спастись никому из вас благодаря делам его». (Люди) спросили: "И даже тебе, о Посланник Аллаха?" Он сказал: «В том числе и мне, если только Аллах не проявит по отношению ко мне милосердие и не окажет милость».
(287) - Имеется в виду, что в делах поклонения следует стараться держаться как можно ближе к золотой середине и не пытаться делать то, что тебе не под силу, так как за этим неизбежно последует спад, и человек станет делать меньше, чем прежде, или вообще перестанет делать что бы то ни было).
В другой версии этого хадиса сообщается, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Старайтесь придерживаться правильного, приближайтесь, радуйтесь (и знайте, что), поистине, никого дела его не введут в рай», - (люди) спросили: "Даже и тебя, о посланник Аллаха?" Он ответил: «И меня, если только Аллах не проявит по отношению ко мне милосердие, и знайте, что больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются наиболее постоянно, даже если их и будет немного». (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 128. Как совмещается вышеупомянутый хадис со словами Всевышнего: «И обратятся к ним: «Вот сад, который был дан вам в наследство за то, что (би-ма) вы делали». (Преграды, 43).
Ответ. Хвала Аллаху, между этим хадисом и словами Всевышнего нет никаких противоречий. Дело в том, что подтверждающий предлог " би" , использованный в данном аяте, указывает на причинность, ведь именно праведные дела станут причиной того, что человек окажется в раю. а без них это будет невозможно, ведь следствие существует только в силу существования причины.
Что же касается хадиса, то в нём отрицается, что предлог "би" является показателем оценки, поскольку даже если раб Аллаха проживёт до скончания веков и всё это время он будет поститься днём, молиться по ночам и не совершит ни единого греха, то и тогда все его дела не уравновесят собой и одной сотой части наименьшей из числа явных и тайных милостей, оказанных ему Аллахом, но как же в таком случае они могут послужить платой за вход в рай?
«Господь мой, прости и помилуй, (ведь) Ты - лучший из милостивых! (288)» (Верующие, 118).
(288) - Смысл этих слов в том, что в полном смысле слова Милостивым является один лишь Аллах Всевышний).
*********************************************************************************
Вопрос 129. Что является указанием на обязательность веры в предопределённость в целом?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «А веление Аллаха предопределено (289)». (Сонмы, 38).
(289) - Имеется в виду, что веление Аллаха неизбежно осуществиться).
«...чтобы Аллах свершил дело решенное...». (Добыча, 42).
«А веление Аллаха будет выполнено (непременно)». (Сонмы, 37).
«Любое бедствие поражает лишь по соизволению Аллаха, а сердце того, кто верует в Аллаха, Он направит на правильный путь.» (Взаимный обман, 11).
«A то, что постигло вас, когда встретились две рати (290) (, случилось) с дозволения 
Аллаха...». (Семейство Имрана, 166).
(290) - Здесь речь идёт о битве при Ухуде (625 год), в которой мусульмане потерпели поражение).
Аллах Всевышний также сказал: «... и порадуй терпеливых, которые говорят, когда их постигает несчастье; "Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся". На таких (нисходят) благословения Господа их и милость, и это они следуют правильным путём». (Корова, 155-157).
Примером могут служить и другие аяты.
А в хадисе о вопросах Джибрила сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...и чтобы верил ты в предопределённость как хорошего, так и дурного». (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа и ан-Насаи (часть длинного хадиса)).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И знай, что постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, а то, что обошло тебя стороной, не могло случиться с тобой». (Абу Дауд. Ибн Маджа, Ахмад).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...а если постигнет тебя что-либо, не говори: "Если бы сделал я то-то и то-то, это не постигло бы меня! ", - но говори: "Это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал"» (Муслим).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всё предопределено, в том числе неспособность и сообразительность» (Муслим, Ахмад, Малик).
Примером могут служить и другие хадисы.
*********************************************************************************
Вопрос 130. На сколько ступеней подразделяется вера в предопределение?
Ответ. Вера в предопределение подразделяется на четыре ступени:

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что знание Аллаха объемлет собой всё, и ничто, будь оно весом даже с пылинку не может ускользнуть от Него ни на небесах, ни на земле, что Всевышний знал обо всех Своих творениях ещё до того, как Он сотворил их, и что Он заранее знал о том, каков будет их удел и их срок, и знал о том, что они будут говорить и что будут делать, и знал об их движении и покое, и знал обо всех их явных и тайных проявлениях и знал о том, кто из них попадёт в Рай, а кто окажется в Аду.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что всё это было записано, иначе говоря, в то, что Всевышний
записал всё, о существовании чего Он знал заранее, что включает в себя вера в существование Сохраняемой Скрижали (291) (аль-Ляуху-ль-Махфуз) и вера в калям (292).
(291) - Небесный прототип всех Священных Писаний, где записаны все судьбы мира).
(292) - "Калям" - перо, которым были сделаны записи в Сохраняемой Скрижали).

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: вера во всепроникающую волю Аллаха и в Его всемогущество как в неотделимые друг от друга вещи, если говорить о том, что уже было и что обязательно будет, и как в то, что не является таковым, если говорить о том, чего не было и что не существует. Таким образом, то, чего желает Аллах Всевышний, неизбежно появляется в силу Его могущества, если же говорить о том, чего Аллах Всевышний не желает, то это не возникает, поскольку нет на это воли Аллаха, но не потому, что Аллах неспособен, сделать это, ибо Всемогущий и Великий превыше этого.
Аллах Всевышний сказал: «A Аллаха ничто не (может) сделать бессильным ни на небесах, ни на земле (293), ведь Он - Знающий, Могущественный.» (Создатель, 44).
(293) - Имеется в виду, что если Аллах пожелает сделать что-нибудь, то никто не сможет воспрепятствовать Его воле).

ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что Аллах Всевышний является Создателем всего, в то, что нет ни на небесах, ни на земле, ни между ними ни одной пылинки, Создателем которой не являлся бы Аллах, и вера в то, что Он является Создателем действий и бездействия всего. Слава Ему, нет иного создателя и господа, кроме Него!
*********************************************************************************
Вопрос 131. Что может служить указанием на первую ступень, которой является вера в знание?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Он - Аллах, помимо которого нет иного бога, Знающий сокрытое и явное.» (Собрание, 22).
«... чтобы вы знали, ...что Аллах всё объял (Своим) знанием.» (Развод, 12).
«И сказали те, кто не уверовал: "Не настанет для нас Час (этот)!" Скажи: "Нет, клянусь Господом моим, Ведающим о сокровенном, обязательно настанет для вас Час (этот)! Не укрывается от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном..."» (Саба, 3).
«И у него ключи к сокрытому (294)! Знает о них только Он.» (Скот, 59).
(294) - " Гайб" - имеется в виду всё то, что известно одному лишь Аллаху и что Он может открыть, кому пожелает).
«Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание.» (Скот 124).
«Поистине, Господь твой лучше всех знает о тех, кто сбился с пути Его, и Он лучше всех знает о следующих правильным путём.» (Калям, 7).
«Разве Аллах не знает о том, что (скрыто) в сердцах (обитателей) миров, лучше всех?» (Паук 10).
«И вот сказал Господь твой ангелам: "Я назначу на земле наместника." Они сказали: "Неужели сделаешь Ты (наместником) на земле того, кто станет на ней грешить (295) и проливать кровь, тогда как мы воздаём Тебе хвалу и чтим Тебя свято (296)?!" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, что вам неведомо."» (Корова, 30).
(295) - В частности здесь имеется в виду, что люди станут впадать в великий грех многобожия).
(296) - То есть: не допускаем по отношению к Тебе ничего такого, что не соответствовало бы высоте Твоего положения).
Аллах Всевышний также сказал: «Но, возможно будет вам ненавистно то, что является для вас благом, и, возможно, полюбите вы то, что является для вас злом: Аллах знает (об этом), а вы не знаете.» (Корова, 216),
Сообщается, что один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,: "О Посланник Аллаха, можно ли отличить тех, кто окажется в Раю, от тех, кто попадёт в Ад?" Он ответил: «Да». (Человек) спросил: "Так зачем же они (стараются) совершать (благие) дела?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый будет делать то, ради чего он был создан (или: ...то, что для него было облегчено (297)». (Аль-Бухари, Муслим).
(297) - Иными словами, каждый будет находить для себя лёгкими такие дела, совершение которых в конце концов приведёт его к тому месту, что было предопределено ему Аллахом изначально).
Сообщается, что однажды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о детях многобожников (298), на что он ответил: «Аллах лучше знает о том, что бы они стали делать». (Аль-Бухари, Муслим).
(298) - Имеется в виду вопрос о том, в Рай или в Ад попадут дети многобожников, которые умерли в раннем возрасте, не успев совершить ни хороших, ни плохих дел).
Сообщается также, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине Аллах создал (одних) людей для Рая, создав (299) их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов, и создал других для огня, создав их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов». (Муслим, Абу Дауд, Ахмад).
(299) - То есть: предопределив, что эти люди попадут в Рай).
Сообщается также, что об этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, может человек совершать то, что людям покажется делами обитателей Рая (300), тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в Аду, и, поистине, может человек совершать то, что людям покажется делами обитателей Ада, тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в Раю». (Аль-Бухари, Муслим).
(300) - То есть: такими делами, наградой за которые послужит для него Рай).

Сообщается также, что об этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал: "Нет среди вас такого, о ком неизвестно было бы, какое место он займёт в Раю или в огне». (Люди) спросили: "О Посланник Аллаха, так зачем же нам (стараться) делать (благие дела)? Не лучше ли положиться на это?" Он сказал: «Нет, действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан», - после чего прочитал следующие аяты:

«Что касается того, кто отдавал (301), и был богобоязненным и признавал наилучшее (302), то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему (303). А тому, кто скупился (304), и обходился (305) и считал ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему (306)». (Ночь, 5-10). (Аль-Бухари, Муслим).

(301) - Имеется в виду "отдавал должное" в широком смысле слова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха, как относительно материальных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иных форм поклонения Ему).
(302) - То есть: верил в истинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха и в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела).
(303) - Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в Рай).
(304) - То есть: не расходовал во благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллаху должным образом).
(305) - Иначе говоря, считал, что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами).
(306) - Имеется в виду, что Аллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ко всему дурному, что в конце концов приведёт такого человека в Ад).
Указанием на это могут служить и другие хадисы.
*********************************************************************************
Вопрос 132. Что может служить указанием на вторую ступень, которой является вера в то, что предопределённое было записано Аллахом?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «....и всё перечислили Мы в Книге ясной (307)». (Йасин, 12).
(307) - Имеется в виду либо Сохраняемая Скрижаль, либо Книги с записями всех дел людей).
«Поистине, это есть в Книге (308)...». (Хаджж, 70).
(308) - Здесь имеется в виду, что это уже записано у Него на Сохраняемой Скрижали, на которой зафиксированы все судьбы мира).
А относительно спора Мусы с фараоном Всевышний сказал следующее: «(Фараон) сказал: "А каково же положение первых поколений?"(309) (Муса) сказал: "Знает о них Господь мой (, и это записано) в Книге. Не ошибается Господь мой и не забывает."» (Та ха, 51 - 52).
(309) - Имеются в виду те люди, которые всю жизнь поклонялись разным идолам и не знали Единого Бога).
Аллах Всевышний также сказал: «И не (может) самка ни зачать, ни разрешиться от бремени иначе как с Его ведома. Никому не даруется долгая жизнь и не укорачивается она без того, чтобы не было этого в Книге. Поистине, это для Аллаха легко». (Создатель, 11). Указаниями на это служат также и другие аяты.
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Нет такого человека, место которого в Раю или в Аду уже не было бы записано Аллахом, и записано также, счастливым он является или злосчастным». (Аль-Бухари, Муслим).
В связи с этим сообщается также, что однажды Сурака бин Малик Ибн Джу'шум, да будет доволен им Аллах, попросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "О Посланник Аллаха, объясни нам (суть) нашей религии так, будто мы были созданы только сейчас. Сообразно чему мы будем (совершать) дела сегодня: сообразно тому, что уже записано и предопределено, или тому, что (только будет записано)?".
Он сказал: «Нет, сообразно тому, что уже записано и предопределено». (Сурака) спросил: "Так зачем же тогда делать что-то (310)?"
(310) - То есть: зачем же делать то, что всё равно невозможно изменить и чего невозможно избежать).
Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Действуйте, a каждому будет облегчено».
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «….каждому будут облегчены дела его». (Аль-Бухари, Муслим).
Указаниями на это служат также и другие хадисы.
*********************************************************************************

Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками
Перевод: Канд. философских наук Нирша В. (Абдалла)
*********************************************************************************






















Комментариев нет :

Отправить комментарий