четверг, 12 января 2017 г.

Вопросы и Ответы (7)

Вопросы и Ответы (7)


Вопрос 133. Сколько видов предопределения входит в эту ступень?

Ответ. В эту ступень входит пять видов предопределения, и все они связаны со знанием.

ПЕРВЫЙ (ат-такдиру-ль-азали): предвечное предопределение, иначе говоря, запись всего, что произойдёт, за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли, когда Аллах создал калям (311).
(311) - Перо, которым были записаны в предвечности все судьбы сотворённого).

ВТОРОЙ (ат-такдиру-ль-'умри): предопределение, связанное с жизнью каждого отдельного человека и имеющее отношение к договору.
Аллах Всевышний сказал: «Разве Я не Господь ваш?» (312) (Преграды, 172).
(312) - С этими словами Аллах Всевышний обратился к потомству, извлечённому или же созданному Им из чресел детей Адама).

ТРЕТИЙ: предопределение, которое также связано с жизнью в целом, но относится к тому моменту, когда семя помещается в утробу женщины.

ЧЕТВЁРТЫЙ: предопределение, действие предопределение распространяется на предстоящий год и открывается ангелам в ночь предопределения (313).
(313) - Имеется в виду извещение ангелов о том, что должно произойти в течение следующего года с тем или иным человеком. (См.: "Дым", 4-5)).

ПЯТЫЙ; предопределение, действие предопределение распространяется на каждый данный день и выражается в осуществлении его в конкретных обстоятельствах.
Ниже все эти вопросы раскрываются более подробно.
*********************************************************************************
Вопрос 134. Что является указанием на предвечное предопределение (ат-такдиру-ль-азали)?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Какая бы беда ни случилась на земле или с вами, это уже было в Книге (314) до того, как Мы сотворили это.» (Железо, 22).
(314) - Имеется в виду Сохраняемая Скрижаль /аль-Ляуху-ль-Махфуз/).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Аллах записал судьбы Своих созданий за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли». Он также сказал: «И Его престол покоился на воде». (Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, первым, что создал Аллах Всевышний, был Калям (315), которому Он сказал: "Записывай!" (Калям) сказал: "Господь Мой, что же мне записывать?" Сказал Он: "Записывай судьбы всего (сущего) вплоть до наступления Часа этого"». (Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд).
(315) - "Калям" - перо, которым все судьбы мира ещё до его сотворения были записаны на Сохраняемом Скрижали).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Абу Хурайра, уже записано всё то, что случится с тобой». (Аль-Бухари, Ахмад).
*********************************************************************************
Вопрос 135. Что является указанием на предопределение, связанное с жизнью в целом (aт-такдиру-ль-'умри) и имеющее отношение ко дню заключения договора?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «И вот Господь твой извлёк из сынов Адама, из чресел их, их потомство и взял с них свидетельство о них самих (, спросив): "Разве Я не Господь ваш?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем». (Преграды, 172).
Передают со слов Исхака Ибн Рахавийи, да будет доволен им Аллах, что какой-то человек обратился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с вопросом: "О Посланник Аллаха, совершаются ли дела (самими людьми) или они были давно предрешены?" Он ответил: «Поистине, когда Аллах Всевышний извлёк потомство Адама из его чресел. Он заставил их принести свидетельство о самих себе, а потом взял их в Свои руки и сказал: «Эти - для Рая, а эти - для Ада», - и тем, кто попадёт в Рай, будет облегчено совершение дел обитателей Рая, тем же, кто попадёт в Ад. будет облегчено совершение дел обитателей Ада». (Ат-Табарани).
*********************************************************************************
Вопрос 136. Что является указанием на предопределение, связанное со всей жизнью человека в целом и имеющее отношение к первым этапам пребывания семени в утробе?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Он лучше всех знает вас, когда сотворил вас из земли и когда были вы зародышами во чревах матерей ваших. Не обеляйте же (316) самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым». (Звезда, 32).
(316) - То есть: не восхваляйте и не оправдывайте).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери, оставаясь там в течение (первых) сорока дней (в виде семени), потом столько же в виде сгустка крови, потом столько же в виде маленького кусочка плоти, после чего (к нему) направляется ангел, который вдувает в него дух, и (ангел) получает веление (записать) четыре вещи, и он записывает его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он является или злосчастным, И клянусь Тем, помимо которого нет иного Бога, поистине, любой из вас (может:) совершать дела обитателей Рая, пока не приблизится к Раю на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Ада и войдёт(в Ад). И, поистине, любой из вас (может) совершать дела обитателей Ада, пока не приблизится к Аду на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Рая и войдёт ( в Рай)». (Аль-Бухари).
Известны и другие версии этого хадиса, передаваемые со слов различных сподвижников в иных выражениях, но все они заключают в себе один и тот же смысл.
*********************************************************************************
Вопрос 137. Что является указанием на предопределение ночи могущества, имеющее отношение к событиям следующего года?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«В эту ночь решается всякое мудрое дело (317) (согласно) Нашему велению, которое Мы посылаем...». (Дым, 4-5).
(317) - To есть: любое такое дело, для решения которого необходима мудрость Аллаха).
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "В ночь могущества записывается с Сохраняемой Скрижали всё то, что произойдёт в следующем году и имеет отношение к смерти, жизни, уделу, дождю и даже паломникам, относительно которых говорится: "Такой-то совершит хаджж, такой-то совершит хаджж". (318)
(318) - Высказывания Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, и других вышеупомянутых авторитетных лиц по этому вопросу приводятся в "Ад-дурр аль-мансур". То же самое говорили аль-Хасан, Са'ид бин Джубаир, Мукатиль, Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами и другие).
*********************************************************************************
Вопрос 138. Что является указанием на существование предопределения на каждый день?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «...а Он каждый день занят делом.» (Милостивый, 29).
В "Сахихе" аль-Хакима сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Поистине, среди созданного Аллахом Всевышним есть и Сохраняемая Скрижаль (сотворённая) из белой жемчужины. Покров её из красного рубина, её Калам из света и написанное в ней -свет. Он смотрит в неё триста шестьдесят раз в день, и с каждым таким взглядом Он творит и посылает удел, оживляет и умерщвляет, возвышает и унижает и делает Он, что пожелает, и в этом смысл Его слов: «...а Он каждый день занят делом.» (Милостивый, 29).
Все вышеупомянутые виды предопределения являются чем-то вроде подробного изложения первого, предвечного предопределения, которое Аллах Всевышний повелел записать каляму на Сохраняемой Скрижали, когда создал его. Именно так толковали Ибн Умар и Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, слова Всевышнего: «...требовали Мы записывать (319) (всё,) что вы делали!» (Коленопреклонённые. 29).
(319) - То есть: Аллах требовал от ангелов заносить в эту Кингу все дела людей).
А источником всего этого служит знание Аллаха, являющееся атрибутом Преславного и Всевышнего.
*********************************************************************************
Вопрос 139. Что предполагает собой предопределённость счастья и злосчастия?
Ответ. Во всех ниспосланных свыше Писаниях, а также в соответствующих хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выражена мысль о том, что предопределённость всего не может служить препятствием для деятельности, и не означает, что людям следует полагаться на это, наоборот, она обязывает их прилагать все силы ради совершения благих дел и стремиться к этому. Вот почему когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поведал своим сподвижникам о том, что всё предопределено, что это предопределение осуществляется и что чернила на Каляме, которым было записано предопределённое, уже высохли, а один из них спросил: "Так не положиться ли нам на то, что нам предопределено, и не отказаться ли от дел?", - он сказал в ответ: «Нет, действуйте, ведь каждому (будет) облегчено то, ради чего он создан!», -после чего прочитал аяты, в которых сказано:
«Что касается того, кто отдавал (320), и был богобоязненным и признавал наилучшее (321), то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему (322). А тому, кто скупился (323), и обходился (324) и считал ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему (325)....». (Ночь, 5-10).
(320) - Имеется в виду "отдавал должное" в широком смысле слова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха, как относительно материальных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иных форм поклонения Ему).
(321) - То есть: верил в истинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха и в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела).
(322) - Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в Рай).
(323) - То есть: не расходовал во благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллаху должным образом).
(324) - Иначе говоря, считал, что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами).
(325) - Имеется в виду, что Аллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ко всему дурному, что в конце концов приведёт такого человека в Ад).
Аллах Всевышний, слава Ему, предопределил всё то, чему суждено быть, и подготовил всё то, что должно послужить этому причиной. И Он проявил мудрость, даруя людям средства для жизни в мире этом и для достижения мира вечного и облегчив каждому из созданных Им людей совершение того, ради чего он был создан в обоих мирах. Таким образом, это Он устраивает и облегчает.
И если раб Аллаха знает, что обеспечение его интересов в мире вечном связано с определёнными средствами, используя которые он может достичь желанной цели, он будет изо всех сил стараться прибегать к этим средствам, ставя их выше того, что связано с обеспечением его мирских интересов.
Очень хорошо понимал это тот сподвижник, который, услышав хадисы о предопределении, сказал: "Сейчас я буду стараться как никогда раньше!"
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки». (Муслим, Ахмад, Ибн Маджа (326)).
(326) - Часть хадиса, передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори: "Если бы сделал я то-то и то-то!", - но говори: "Это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал", - ибо эти "если" открывают шайтану путь к делам его!»).
Сообщается также, что когда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: "Скажи мне, могут ли лекарства и заклинания, к которым мы прибегаем, отвратить хоть что-нибудь из предопределённого Аллахом?", он сказал в ответ: «Они (тоже) относятся к предопределению Аллаха», - имея в виду, что Аллах предопределил не только хорошее и дурное, но и всё то, что приводит к этому.
*********************************************************************************
Вопрос 140. Что является указанием на третью ступень, то есть на обязательность веры в желание Аллаха?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Однако вы не пожелаете, если только не пожелает Аллах.» (Человек, 30).
«И никогда не говори ни о чём: "Поистине, я сделаю это завтра", — (не сказав также): "Если пожелает Аллах". (Пещера, 23-24).
«Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, а кого пожелает, наставляет на прямой путь.» (Скот, 39).
«A если бы пожелал Аллах, Он непременно сделал бы вас одной общиной.» (Пчёлы, 93).
«A если бы пожелал Аллах, то не сражались бы друг с другом те, кто жил после них (327)….» (Корова, 253).
(327) - Речь идёт о посланниках Аллаха).
«А если бы пожелал Аллах, то Он непременно покарал бы их...» (Мухаммад, 4).
«Делает Он, что хочет.». (Знаки Зодиака, 16).
«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему только сказать: "Будь!", - и (это) возникает.» (Йа син, 82).
«Когда Мы хотим чего-либо, то только говорим этому: "Будь!", - и (это) возникает»  (Пчёлы, 40).
Аллах Всевышний также сказал: «Аллах облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он желает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...» (Скот, 125).
Указанием на это могут служить и многочисленные другие аяты.
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Поистине, сердца сынов Адама находятся меж двух пальцев Милостивого словно единое сердце, и распоряжается Он им, как пожелает». (Муслим).
Сообщается также, что после того, как он и его сподвижники заснули в вади (328), Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о том, что он увидел во сне, следующее: «Поистине, Аллах забирает ваши души, когда пожелает, и возвращает их, когда пожелает». (Аль-Бухари, ан-Насаи, Ахмад).
(328) - Вади - долина, сухое русло).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ходатайствуйте (за просителя), вы непременно будете вознаграждены, а Аллах через Своего Посланника вынесет угодное (Ему) решение». (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается, что когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышал, как один человек говорил: "Как пожелал Аллах и ты", он сказал (ему): «Heт, как пожелал один лишь Аллах!» (Ахмад).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кому Аллах желает блага. Он приводит к пониманию религии». (Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад).
Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах Всевышний желает оказать милость какой-нибудь общине, он забирает к Себе пророка (этой общины) до её (исчезновения) и делает его её предшественником, а если Он желает погубить какую-нибудь общину, то подвергает её наказанию уже при жизни её пророка». (Муслим).
Примером могут служить и многие другие хадисы, в которых упоминается о желании и воле Аллаха.
*********************************************************************************
Вопрос 141. В Своей Книге Аллах Всевышний поведал нам о том, что Он любит совершающих благие дела, богобоязненных и терпеливых, о чём мы знаем также со слов Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и что следует из смысла Его атрибутов. Он доволен теми, кто верует и совершает благие дела, Он не любит неверных и несправедливых, Он не желает, чтобы рабы Его впадали в неверие и не любит нечестия, но вместе с тем всё это существует в силу желания Аллаха и по воле Его, а если бы Он пожелал, то этого бы не было, ведь во владениях Его не бывает ничего такого, чего Он не желает. Но что же в таком случае можно ответить тому, кто скажет: "Как может Он желать и хотеть того, чем Он недоволен и чего Он не любит"?
Ответ. Знай, что в различных аятах Корана и хадисах о воле Аллаха упоминается в двух смыслах: С одной стороны, в них говорится о проявлении воли Аллаха, имеющем отношение к бытию и предопределению, что не всегда связано с любовью и согласием, поскольку воля такого рода включает в себя неверие и веру, повиновение и ослушание, любимое и ненавистное, и никто не в состоянии пойти наперекор ей, о чём Всевышний сказал так:
«Аллах облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он желает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...» (Скот, 125).
Аллах Всевышний также сказал: «Если захочет Аллах подвергнуть кого-нибудь испытанию (329), то ты никоим образом не сможешь (избавить его от того, что исходит) от Аллаха. Это - те, сердца которых Аллах очистить не захотел». (Трапеза, 41).
(329) - То есть ввести в заблуждение, сбить с пути истинного).
Указанием на это могут служить и другие аяты.
С другой стороны, имеется в виду проявление воли Аллаха, имеющее отношение к религии и религиозному закону (шар), что связано с благоволением и любовью Аллаха и сообразно чему Он что-то повелел, а что-то запретил Своим рабам, и указанием на это являются такие слова Всевышнего: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения….» (Корова, 185).
Аллах Всевышний также сказал: «Аллах хочет разъяснить вам, и повести вас путями (живших) до вас (330) и принять ваше покаяние (331), (ведь) Аллах - Знающий, Мудрый.» (Женщины, 26).
(330) - Имеются в виду пророки и их последователи).
(331) - То есть: обратиться к вам с милостью, привести вас к покаянию и простить вас).
Примерами могут служить и другие аяты.
Следовать этому проявлению воли Аллаха может лишь тот, на кого распространяется то проявление Его воли, которое имеет отношение к бытию. В верующем, который повинуется Аллаху, оба вышеупомянутых проявления совмещаются, что же касается нечестивого и непокорного человека, то на него распространяется лишь то проявление воли Аллаха, которое имеет отношение к бытию и предопределению.
Аллах, слава Ему, призвал всех Своих рабов к тому, что является угодным Ему, но привёл к повиновению Себе только тех из них, кого пожелал, как сказал об этом Сам Всевышний: «Аллах призывает к обители мира (332) и выводит на прямой путь, кого пожелает.» (Йунус, 25).
(332) - Имеется в виду Рай).
Таким образом, Аллах Всевышний, слава Ему, распространяет Свой призыв на всех, но подчёркивает, что ведёт Он лишь тех, кого желает.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.» (Звезда, 30).
*********************************************************************************
Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую ступень веры в предопределение, которая связана с творением?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Аллах - Творец всего сущего и Он - Покровитель всего.»
(Толпы, 62).
«Разве есть помимо Аллаха другой творец, дающий вам удел с неба и земли?!» (Создатель, 3).
«Это творение Аллаха, а (теперь) покажите Мне, что создали те (боги, которым вы поклоняетесь) помимо Него!» (Лукман, 11).
«Аллах - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит. Есть ли среди тех, кому поклоняетесь вы наряду с Ним, (такой,) кто (был бы способен) сделать что-нибудь из этого?!» (Румы, 40).
«И Аллах сотворил вас и то, что вы делаете». (Выстроившиеся в ряд, 96).
«Клянусь душой и Тем, кто создал её соразмерной и внушил ей её греховность и её благочестие...» (Солнце, 7-8).
«Тот, кого Аллах ведёт, становится на верный путь, а те, кого Он сбивает с пути, - такие терпят убытки.» (Преграды, 178)
Аллах Всевышний также сказал: «. . .однако Аллах внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах и сделал для вас ненавистными неверие, нечестие и ослушание.» (Комнаты, 7).
Указанием на это являются также и другие аяты.
О том, что Аллах создаёт действия рабов, говорится в хадисе, передаваемом со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствуют, сказал: «Поистине, Аллах создаёт и каждого делающего (что бы то ни было), и то, что он делает». (Аль-Бухари, аль-Байхаки).
Сообщается также, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует говорил: «О Аллах, надели душу мою благочестием и очисть её, (ведь) Ты -лучший из тех, кто (может) её очистить! (333) Ты - Покровитель её и Благодетель!»
(333) - Имеется в виду, что в подлинном смысле слова только Аллах способен очистить душу человека).
/Аллахумма, aтu нафси таква-ха ва закки-ха, Анта хайру ман заккя-ха! Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! / (Муслим, Ахмад, ан-Наса'и (часть длинного хадиса)).
Указанием на это являются и другие хадисы.
*********************************************************************************
Вопрос 143. Как следует понимать слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «...всё благо в руках Твоих, а зло не (исходит от) Тебя...» / ...ва-ль-xaйpy куллю-ху би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя... /, — с учётом того, что Творцом всего является Аллах, слава Ему?
Ответ. Эти слова означают, что все дела Всемогущего и Великого Аллаха являются чистым благом в том смысле, что они характеризуют Его собой и исходят от Него, не заключая в себе никакого зла. Всевышний мудр и справедлив, и всем Его делам присущи мудрость и справедливость. Всевышний, слава Ему, всё расставляет по своим местам сообразно Своему знанию, что же касается зла, постигающего человека в силу предопределения, то Аллах добавляет его рабу в качестве соответствующего его вине воздаяния, когда он начинает следовать чему-то губительному, о чём Аллах Всевышний сказал так:
«A бедствия постигают вас за то, что творите вы своими руками, и многое Он прощает.»
(Совет, 30).
«Мы не поступим с ними несправедливо, это они были несправедливыми. (334)» (Украшения, 76).
(334) - Имеется в виду, что, совершая при жизни грехи, люди проявляли несправедливость по отношению к себе самим).
Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, Аллах не проявляет несправедливости к людям ни в чём, но люди несправедливы к самим себе.» (Йунус, 44).
*********************************************************************************
Вопрос 144. Обладают ли рабы Аллаха способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписывают? (335).
(335) - В данном случае подразумевается, что истинным Творцом их действий является Аллах).
Ответ. Да, рабы Аллаха способны совершать свои действия и они обладают желанием и волей. Таким образом, в этом отношении дела их приписываются им справедливо и в соответствии со степенью их способности дела вменяются им в обязанность, за что они и будут соответствующим образом вознаграждены или подвергнуты наказанию. Аллах вменяет им в обязанность лишь то, что соответствует их возможностям. Это зафиксировано в Коране и Сунне, и Аллах охарактеризовал людей как обладающих способностью и волей к совершению действий, однако они могут делать лишь то, на что им даёт силы Аллах, и не могут пожелать чего бы то ни было, если не пожелает этого Аллах, и делают лишь то, к чему приводит их Аллах, о чём уже упоминалось в цитированных выше аятах и хадисах, где говорится о желании, воле и творении Аллахом действий людей. Сами же они не создают своих действий, как не создают и самих себя, что же касается их способности, желания, воли и действий, то всё это подчинено могуществу, желанию и действиям Аллаха, Который является Творцом как их самих, так и их способности, воли, желания и действий. С другой стороны, их желание, воля, способность и действия не являются тождественными желанию, воле, могуществу и действиям Аллаха точно также как сами они не тождественны Ему, ибо Аллах выше этого. Напротив, их действия, которые сотворены Аллахом, соответствуют положению людей и справедливо приписываются им, являются результатом дел Аллаха, которые соответствуют Его положению и справедливо приписываются Ему, поскольку Он на самом деле является Действующим, тогда как раб на самом деле является объектом действия. Так, Аллах, поистине, является Руководящим в той же мере, в какой раб является руководимым, а поэтому оба этих действия следует относить к Тому, кто их совершает, ведь Аллах Всевышний сказал: «Кого ведёт Аллах, тот и следует прямым путём….». (Ночное путешествие, 97).
Таким образом, приписывание руководства (хидайа) Аллаху правомерно в такой же степени как правомерно приписывание рабам того, что они руководствуются этим руководством (ихтида'). С другой стороны, Руководитель не идентичен руководствующемуся точно также как и руководство не идентично следованию этому руководству. И можно сказать, что Аллах действительно сбивает с пути, кого пожелает, что же касается раба, то он действительно становится заблудшим.
И то же самое можно сказать обо всех действиях Аллаха по отношению к Его рабам, предпринимаемым Им по Его усмотрению. Если же кто-нибудь приписывает действие и результат действия рабу, это значит, что он впал в неверие, как впал в неверие и тот, кто приписывает результат действия одному только Аллаху. Истинно верующим является лишь тот, кто относит действие к Творцу, а результат действия — к сотворённому, поскольку оба этих утверждения соответствуют истине.
*********************************************************************************
Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в предопределение?
Ответ. Вера в предопределение является организующим началом единобожия точно также как вера в те средства, которые приводят к предопределённому благу и ограждают от предопределённого зла, является организующим началом шариата. Правильной и прямой может быть религия лишь того человека, который верит в предопределение и следует установлениям шариата. Указанием на это служит то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил обязательность веры в предопределение, а когда кто-то спросил его: "Так не положиться ли нам на то, что уже написано нам на роду, и не отказаться ли от дел?", - сказал ему в ответ: «Действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан» (Аль-Бухари, Муслим).
Таким образом, тот, кто отрицает предопределение, утверждая, что оно несовместимо с шариатом, лишает Аллаха Всевышнего таких Его атрибутов как знание и всемогущество и объявляет раба Аллаха независимым в его действиях и творцом этих действий. Это означает, что такой человек не просто утверждает, что наряду с Аллахом существует ещё один творец, он утверждает, что все сотворённые существа являются творцами.
С другой стороны, человек, признающий предопределение, но использующий его как аргумент против шариата, отрицающий, что раб обладает способностью к совершению действий и свободой выбора, которыми наделил его Аллах и в соответствии с которыми Он возложил на него определённые обязанности, и заявляющий, что Аллах возложил на своих рабов нечто непосильное для них, что подобно возложению на слепого обязанности расставить точки над буквами в словах Корана, такой человек приписывает Аллаху Всевышнему несправедливость, а имамом его в этом является Иблис, да проклянёт его Аллах, ведь Иблис сказал (336):
(336) - С этими слова Иблис обратился к Аллаху после того, как был изгнан из рая в наказание за то, что отказался выполнить веление Аллаха и склониться перед Адамом).
«3а то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я засяду на Твоём прямом пути (, поджидая) их (337)». (Преграды. 16).
(337) - Имеются в виду потомки Адама, которых Иблис грозится сбивать с пути, чтобы доказать, что они будут проявлять неблагодарность по отношению к Аллаху).
Что же касается истинно верующих, то они верят как в предопределённость добра и зла, так и в то, что Творцом всего этого является Аллах, следуют велению и запретам шариата и обращаются на суд к шариату тайно и явно. И они веруют в то, что осуществлять руководство или сбивать с пути может один лишь Аллах, который по милости Своей выводит на прямой путь, кого пожелает, а кого пожелает, сбивает с пути сообразно Своей справедливости, как веруют они и в то, что Он лучше всех знает, в каких случаях уместно то или другое.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.» (Звезда, 30).
И истинно верующий верит, что во всём имеющем к этому отношение Аллах проявляет высшую мудрость и располагает неопровержимыми доводами, веруя и в то, что награда и наказание зависят не от предопределения, а от того, в какой мере человек будет придерживаться установлении шариата или пренебрегать ими. Что же касается предопределения, то верующие только утешают себя его неизбежностью, когда с ними приключаются какие-нибудь несчастья.
Когда им достаётся нечто благое, они признают, кому они обязаны этим, говоря:
«Хвала Аллаху, Который указал нам путь к этому! Никогда бы не встать нам на верный путь, если бы Аллах не направил нас.» (Преграды, 43).
И они не повторяют слов того нечестивого (338), который сказал: «Это было даровано мне только за знание, которым я (обладаю).» (Рассказ, 78).
(338) - Имеется в виду сказочно богатый Карун).
Когда они совершают что-то дурное, то говорят то же, что сказали их прародители (339):
(339) - То есть: Адам и Хавва (Ева)).
«Господь наш! Мы сами себя обидели, и если Ты не простишь и не помилуешь нас, мы неизбежно окажемся в числе потерпевших урон!» (Преграды, 23)
И они не повторяют слов проклятого шайтана, который сказал: «Господь мой! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение….». (Аль-Хиджр, 39).
Если случается с ними какое-нибудь несчастье, они говорят: «Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся.» (Корова, 156).
И в подобных случаях они не говорят того, что говорили неверные, о которых Аллах Всевышний сказал: «…. и говорили о братьях своих, отправлявшихся в путешествие или в военный поход: "Будь они с нами, то не умерли бы они и не были убиты!", - чтобы Аллах сделал это (причиной) горя их сердец (340). (Это) Аллах даёт жизнь и умерщвляет и Аллах знает о том, что вы делаете.» (Семейство Имрана, 156).
(340) - Имеется в виду, что подобные мысли неверных только увеличивают их скорбь по воле Аллаха).
*********************************************************************************
Вопрос 146, Сколько насчитывается ответвлений веры?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к востоку и западу; благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков, кто, несмотря на свою любовь к имуществу, расходовал его на близких, и сирот, и неимущих, и путников, и просящих подаяние и на (освобождение) рабов, и совершал молитву и давал закят; (благочестивы) верные заключённому ими договору и проявляющие терпение в беде, в нужде и во время опасности. Это -те, которые правдивы, и это - богобоязненные.» (Корова, 177).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений...»
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «. . . более семидесяти ответвлений, высшим из которых является произнесение слов "нет бога, кроме Аллаха " а низшим -устранение с дороги того, что может повредить (людям), и стыдливость (относится к числу) ответвлений веры». (Аль-Бухари, Муслим).
*********************************************************************************
Вопрос 147. Каким образом улемы давали толкования этим ответвлениям?
Ответ. Некоторые комментаторы хадисов перечисляли их, посвятив этому целые сочинения, чем принесли людям пользу. Однако знание всех этих ответвлений не является необходимым условием веры: достаточно верить в существование всех их в целом, поскольку всё это есть в Коране и Сунне. Таким образом, рабу следует выполнять веления Аллаха и Его Посланника, отказываться от того, от чего они его удерживают, и верить тому, о чём сообщается в Коране и Сунне, и благодаря этому он будет полностью удовлетворять требованиям всех ответвлений веры. Что же касается всего перечислявшегося этими людьми, то это действительно имеет отношение к делам веры, но для того, чтобы категорически утверждать, что смысл слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые заключает в себе вышеупомянутый хадис, состоит именно в этом, необходимы соответствующие указания.
*********************************************************************************
Вопрос 148. В чём состоит суть того, что было перечислено ими?
Ответ. В "Фатх аль-Бари" Ибн Хаджар кратко излагает суть сказанного об этом Ибн Хаббаном, говоря: "Поистине, эти ответвления берут своё начало от дел сердца, дел языка и дел тела. "

ДЕЛА СЕРДЦА: ими являются воззрения и намерения, которым присущи двадцать четыре свойства. Так, например, вера в Аллаха подразумевает собой вера в Его сущность, в Его атрибуты и в то, что Он является Единственным Богом, а также в то, что:
«Нет ничего, подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.» (Совет. 11).
И такая вера подразумевает собой убеждённость в сотворённости всего прочего, а также веру в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в предопределённость добра и зла и веру в Последний день.
Составными частями веры в Последний день являются вера в то, что покойным в их могилах будут заданы вопросы, вера в воскресение, расчёт, Весы, Сират, Рай, Ад, любовь к Аллаху, любовь и ненависть ради Аллаха, любовь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и убеждённость в том, что его следует почитать.
Составными частями такой убеждённости являются обращения к Аллаху с мольбами за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следование его Сунне и искренность.
Составными частями искренности являются отказ от лицемерия и стремления к совершению благих дел напоказ, покаяние, страх, надежда, благодарность, верность, терпение, удовлетворённость предопределённым, упование, милосердие и смирение.
И, наконец, составными частями смирения являются проявление уважения к старшим, жалость по отношению к младшим, а также отказ от высокомерия, самолюбования, зависти, ненависти и гнева.

ДЕЛА ЯЗЫКА: этим делам присущи семь свойств, в том числе: произнесение свидетельства о единобожии, чтение Корана, приобретение знания и передача его другим, обращение к Аллаху с мольбами (ду'а) и поминание Аллаха, к чему, помимо прочего, имеют отношение просьбы о прощении (истигфар) и отказ от пустословия.

ДЕЛА ТЕЛА: этим делам присущи тридцать восемь свойств, в том числе:
- пятнадцать свойств, касающихся самого человека как индивидуальности, а именно - стремление к поддержанию чистоты, обычай угощать людей, оказание гостеприимства, соблюдение обязательных и добровольных постов, неотлучное пребывание в мечети в течение определённого времени, ожидание ночи могущества, совершение хаджжа, умры и обхода Каабы, а также бегство от искушений со своей религией, что подразумевает собой переселение из тех мест, где получило распространение многобожие, верность своим обетам, выполнение клятв и искупление своих прегрешений.
Часть из этих свойств имеет отношение к тем, кто находится на попечении человека: стремление к воздержанию от запретного с помощью брака, соблюдение прав детей, проявление почтительности к родителям (последнее подразумевает собой отказ от их ослушания и воспитание детей); поддержание связей с родственниками.
И среди этих свойств есть такие, которые имеют отношение ко всем людям вообще, а именно: осуществление справедливого руководства, поддержание согласия среди мусульман; примирение людей между собой, оказание помощи другим в делах благочестия; и к этому имеет отношение побуждение к одобряемому шариатом и удержание от отвергаемого им, и к этому имеет отношение стремление поддерживать связь с единоверцами и возвращение доверенного; обязательная уплата долгов, оказание уважения соседу и поддержание хороших взаимоотношений с людьми; и к этому имеет отношение накопление материальных благ дозволенными способами и расходование их должным образом; и к этому имеет отношение отказ от расточительства; ответ на приветствие, благопожелание чихнувшему, прекращение причинения вреда людям , отказ от увеселении и устранение с пути того, что может причинить вред людям.
*********************************************************************************
Вопрос 149. Что в Коране и Сунне служит указанием на необходимость творить благое (ихсан)?
Ответ. Указаний на это существует множество. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«И творите добро - поистине, Аллах любит творящих его.» (Корова, 195).
«Поистине, Аллах - с богобоязненными и теми, кто творит благие дела.» (Пчёлы, 128).
«А тот, кто (полностью) вручает своё дело Аллаху и творит добро, уже обрёл прочную опору.» (Лукман, 22).
«Тем, которые совершали благие дела, - благое и с придачей….» (Йунус. 26).
Аллах Всевышний также сказал: «Разве станет воздаянием за благо что-нибудь, кроме блага?» (Милостивый, 60).
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Поистине, Аллах предписал оказывать благодеяния всему». (Муслим, ат-Тирмизи. Ибн Маджа).
*********************************************************************************
Вопрос 150. Что подразумевает собой осуществление поклонения должным образом (аль-ихсану фи-ль-'ибадати)?
Ответ. Этому понятию дал истолкование сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о чем сообщается в том хадисе, где рассказывается о вопросах, которые задавал Пророку Джибрил (Гавриил). В этом хадисе сообщается, что Джибрил спросил: "Что такое чистосердечие (ихсан)?"
(Пророк) сказал: «(Быть чистосердечным значит) поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то -(помня о том, что) Он, поистине, видит тебя» (Аль-Бухари, Муслим).
Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что есть два вида чистосердечия:

1) Высшим из них является такое поклонение Аллаху, будто ты видишь Его, иначе говоря, положение того, кто как бы видит Аллаха воочию. Здесь имеется в виду. что раб Аллаха действует так, будто он видит Аллаха Всевышнего сердцем своим, когда сердце его озаряется светом веры, а разум достигает глубин познания, в результате чего сокрытое для него уподобляется очевидному. Это и есть истинная суть чистосердечия.

2) Другим видом или же проявлением чистосердечия является положение человека, занятого наблюдением (муракаба),когда раб Аллаха ясно представляет себе, что Аллах видит его, знает о нём и находится поблизости от него. Если раб представляет себе всё это, занимаясь своими делами и действуя сообразно этому, он будет проявлять искренность по отношению к Аллаху Всевышнему, так как это не позволит ему ни обращаться, ни стремиться к кому-либо иному помимо Аллаха.

Что же касается отличий между людьми, достигшими двух описанных нами выше ступеней, то они определяются степенью их проницательности.
*********************************************************************************
Вопрос 151. Что является противоположностью веры?
Ответ. Противоположностью веры (иман) является неверие (куфр), представляющее собой основу, у которой также как и у веры имеются ответвления. Ранее уже было сказано, что в основе веры лежит связанное с подчинением подтверждение, требующее выражения повиновения в форме исполнения религиозных обязанностей. Что же касается неверия, то в его основе лежат отрицание и упорство, неизбежно связанные с высокомерием и ослушанием. Все религиозные обязанности относятся к тем или иным ответвлениям веры, а в некоторых аятах и хадисах, как мы уже отмечали ранее, многие из этих обязанностей были прямо названы верой. С другой стороны, все прегрешения относятся к тем или иным ответвлениям неверия, а в некоторых аятах и хадисах многие из них были прямо названы неверием, о чём мы подробнее поговорим ниже.
Таким образом, если ты знаешь об этом, значит, тебе известно и то, что неверие бывает двух видов:
Большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), которое полностью ставит человека вне рамок веры. Неверие такого рода связано с убеждениями, несовместимыми ни со словами, ни с делами сердца или же с чем-нибудь одним из этого.
Малое неверие (аль-куфру-ль-асгар), несовместимое с полнотой веры, но не противоречащее вере абсолютно. Неверие такого рода находит своё выражение в делах, но не противоречит ни словам, ни делам сердца и не обязательно требует этого.
*********************************************************************************
Вопрос 152. Почему неверие по убеждению полностью несовместимо с верой? Как можно объяснить подробнее, почему такое неверие приводит к исчезновению веры?
Ответ. Ранее уже говорилось о том, что вера представляет собой сочетание слова и дела. Имеются в виду слова сердца и языка и дела сердца, языка и прочих частей тела. Под словами сердца подразумевается убеждённость, а под словами языка - произнесение слов свидетельства единобожия. Если же говорить о делах сердца, то под ними подразумеваются намерения и проявление искренности, тогда как под делами частей тела подразумевается повиновение, находящее своё выражение в исполнении всех религиозных обязанностей.
Таким образом, с прекращением слов и дел сердца, слов языка и дел, совершаемых различными частями тела, вера исчезает полностью, если же исчезает убеждённость сердца, то и всё остальное становится бесполезным.
Убеждённость сердца является необходимым условием действительности вышеупомянутых четырёх условий и их полезности, как и в случае с теми, кто не верит в имена и атрибуты Аллаха или же во что-нибудь из того, с чем Аллах направил к людям Своих посланников и что Он ниспослал в Своих Писаниях.
Все приверженцы Сунны единодушны во мнении о том, что если дела сердца прекращаются, это приводит к полному исчезновению веры, даже если и сохраняется искренняя убеждённость. И все они считают, что одна только убеждённость сердца бесполезна, если она не подкреплена делами, являющимися выражением его любви и повиновения. Так, никакой пользы не получили ни Иблис (сатана), ни фараон, ни его народ, ни многобожники, ни последователи других религий, которые были убеждены в правдивости посланников и подтверждали это тайно и открыто, но вместе с тем говорили: «Он не является лжецом, однако мы не последуем за ним и не уверуем в него!»
*********************************************************************************
Вопрос 153. На сколько частей подразделяется большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), ставящее человека вне рамок религии?
Ответ. Из всего того, что уже было сказано нами ранее, следует, что оно состоит из четырёх частей: неверие, выражающееся в форме невежества (джахль) и объявления ложью (такзиб) (341), неверие, выражающееся в форме непризнания (джухуд), неверие, выражающееся в форме упорства (,инад) и проявления высокомерия (истикбар), и неверие, выражающееся в форме лицемерия (нифак).
(341) - Речь идёт об объявлении ложью содержания ниспосланных свыше Писаний, иными словами, слов Аллаха Всевышнего, обращённых к людям, с одной стороны, и слов посланников и пророков, которых Аллах направлял к людям для того, чтобы они призывали их к исповеданию религии единобожия, с другой).
*********************************************************************************
Вопрос 154. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме невежества и объявления ложью?
Ответ. Неверие такого рода может проявляться как внешне, так и внутренне, примером чего может служить поведение большей части неверных курайшитов и живших до них, о которых Аллах Всевышний сказал: «. . . те, которые посчитали ложью Писание и то, с чем направили Мы Наших посланников. Но скоро они узнают (342) . . .» (Прощающий, 70).
(342) - То есть: узнают, каковы будут последствия их дел и их неверия).
«...и отстраняйся от невежественных !» (Преграды, 199).
«(О Мухаммад, подумай о том) Дне, когда Мы соберём из каждой общины толпу из тех, кто объявляет ложью Наши знамения, и будут они удержаны (343), а когда явятся (другие), Он скажет: "Неужели вы посчитали ложью Мои знамения, ничего не узнав о них? Так чем же вы были заняты?"» (Муравьи, 83-84).
(343) - Имеется в виду, что подошедшие первыми будут удерживаться на месте, пока к ним не присоединятся остальные).
Аллах Всевышний также сказал: «Но объявили они ложью то, чего не объемлют (своим) знанием и толкование чего пока ещё не пришло к ним.» (Йунус, 39).
Указанием на это могут служить и другие аяты.
*********************************************************************************
Вопрос 155. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме непризнания?
Ответ. В данном случае речь идёт о сокрытии истины и внешнем неповиновении ей тех, кто признаёт её внутренне. Примером подобного неверия может служить неверие фараона и его народа в Мусу и неверие иудеев в Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. О неверии фараона и его народа Аллах Всевышний сказал так: «И отвергли они их (344) в силу своей несправедливости и кичливости...» (Муравьи, 14).
(344) - Здесь речь идёт о чудесах Мусы).
Что же касается иудеев, то о них Всевышний сказал: «….когда пришло к ним то, о чём они знали (345), они не уверовали в это.» (Корова, 89).
(345) - Речь идёт об описании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, известном иудеям из Торы).
Аллах Всевышний также сказал: «....однако, поистине, (некоторые) из них скрывают истину, (хотя) и знают (её)». (Корова, 146).
*********************************************************************************
Вопрос 156. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме упорства и проявления высокомерия?
Ответ. В данном случае речь идёт о неподчинении истине, сочетающемся с внутренним признанием её, примером чего может служить неверие Иблиса (сатана) и о чём Аллах Всевышний сказал так: «И вот Мы сказали ангелам: "Склонитесь до земли пред Адамом", - и все склонились, кроме Иблиса, отказавшегося, возгордившегося и ставшего неверным.». (Корова, 34).
Иблис не мог не признать сам факт веления Аллаха склониться до земли перед Адамом, как не мог отрицать и того, что получил такое веление, но тем не менее он стал возражать против этого веления и порочить мудрость и справедливость Того, кто его отдал, сказав, как поведал нам Аллах Всевышний, следующее: «Стану ли я склоняться до земли перед тем, кого Ты создал из глины?!». (Ночное путешествие, 61).
Аллах Всевышний поведал также, что он сказал: «Не стану я кланяться до земли человеку, которого создал Ты из сухой звонкой глины, из грязи, которой была придана форма!» (Аль-Хиджр, 33).
И Аллах всевышний поведал, что Иблис сказал: «Я лучше его (, ведь) меня Ты создал из огня, а его Ты создал из глины.» (Преграды, 12).

Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками
Перевод: Канд. философских наук Нирша В. (Абдалла)
*********************************************************************************

Комментариев нет :

Отправить комментарий