среда, 8 июля 2015 г.

Болезнь и исцеление! (1)

Болезнь и исцеление!
Только у Него просим мы помощи!
Шейху, выдающемуся ученому, способному в науках в совершенстве, знатоку (хафиз) рецензенту Шамсуддину Абу Абдулле Мухаммаду сыну шейха Такияддина Абу Бакра, известному под именем ибн Кайим аль-Джаузий, да увеличит Аллах ему из Своей милости, задали такой вопрос: "Что скажут ученые, знатоки религии, да будет доволен ими всеми Аллах, о человеке, подвергнувшемуся сильному испытанию, который понял, что если эти испытания и беды будут продолжаться, то они погубят его мирскую жизнь и загробную. И он старался избавиться от них всеми возможными методами, но несчастья только увеличились и усугублялись. Так, каково же отношение к этой проблеме? И где найти путь к ее разрешению?". 
Особо подчеркивая важность для верующих этого вопроса и ответа на него, ибн Кайим аль-Джаузий написал целую книгу, в которой была детально разъяснена данная проблема. Да помилует Аллах того, кто помог подвергнувшемуся испытанию. Аллах помогает рабу Своему до тех пор, пока раб помогает своему брату, да помилует нас Аллах. 
И написал шейх ибн Кайим, да будет доволен им Аллах: "Хвала Аллаху!" А затем: Подтверждается в "Сахихе аль-Бухари", от хадиса Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Какую бы болезнь не ниспослал Аллах, Он также ниспослал средство для ее лечения". И в "Сахихе Муслима", от хадиса Джабира ибн Абдуллы, говорится, что сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "У каждой болезни есть лечение. Если человека постигнет лечение болезни, то он вылечивается по воле Аллаха".
В "Муснаде имама Ахмада" приводится следующий хадис от Усамы ибн Шарика, передавшего слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: "Какую бы болезнь не ниспослал Аллах, Он также ниспослал для нее лечение. Знает тот, кто знает, и не знает тот, кто не знает". На слова посланника: "Какую бы болезнь не ниспослал Аллах, как ниспослал для нее лечение, или выздоровление, кроме одной болезни", они спросили: "О Посланник Аллаха, что же это?". Он ответил: "Старость". Тирмизи сказал: "Этот хадис достоверный". Эти высказывания обобщают болезни сердца, души, тела и их лечение. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, незнание назвал болезнью, а лечением от нее он назвал обращение за советом к ученым. У Абу Дауда в "Сунане" приводится хадис от Джабира ибн Абдуллы: "Мы были в пути, когда в одного человека из нас попал камень и разбил ему голову. Затем у него произошла поллюция, и он спросил у своих товарищей: "Вы находите мне разрешенным совершить таяммум (обтирание песком)?". Они ответили: "Мы не находим тебе дозволенным это, ты ведь в состоянии совершить омовение водой. И он, совершив полное омовение водой, умер. Когда мы прибыли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщили ему об случившемся, он сказал: "Это они убили его! Почему они не спросили, если не знали? Ведь, поистине, лечение болезни — спрашивание. Ведь, поистине, ему было достаточно совершить таяммум и перевязать рану повязкой, а потом сделать обтирание (масих) и вымыть остальное тело". (Хадис хороший). То есть Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что незнание — это болезнь, а ее лечение — вопрос. И сообщил Всевышний Аллах, что Коран является исцелением для людей, что подтверждает следующий аят: "Скажи: "Он для тех, которые уверовали, — руководство и врачевание". (Сура "Разъяснены", 44 аят). И сказано также: "И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих". (Сура "Перенес ночью", 82 аят).
Поистине, весь Коран является лечением и милостью для верующих, как сказано в предыдущем аяте, и также исцелением для сердец от болезни незнания, сомнений и предположений. И не ниспослал Аллах ни одно лечение с неба, которое было бы полезней, величественней, целительней в удалении болезни, чем Коран. Это подтверждается в сборниках хадисов Бухари и Муслима, в которых приводится хадис Абу Са'ида: "Отправилась в путь группа из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они были в пути, пока не остановились в одном из районов, в которых проживали арабы, и попросили их, чтобы они приняли их как гостей, но те отказались от их предложения. Через некоторое время внезапно был ужален вождь этого района. Как ни старались местные люди помочь ему, но все было напрасно. Тогда некоторые из них сказали: "Надо пойти к той группе путешественников, которая остановилась неподалеку. Может быть, у них найдется что-нибудь?". Они пришли к ним и сказали: "О, странники! Наш господин был ужален, и поистине, мы старались помочь ему всеми известными нам методами, но ничто не дало пользы! Можете ли вы помочь ему чем-нибудь?". Кто-то из нас сказал: "Да, клянусь Аллахом, я мог бы прочитать заклинание, однако, за то, что вы отказали нам в гостеприимстве, я не буду читать заклинание, пока вы не вознаградите меня". В результате договорились на стаде баранов, и тогда он начал дуть на рану и читать суру "Фатиха": "Хвала Аллаху господу миров...". Больной как будто освободился от пут, встал и начал ходить, словно и вовсе не был болен. Они сдержали свое слово и дали нам обещанное вознаграждение. Некоторые из нас пожелали разделить стадо тут же, но тот, кто читал заклинание, сказал: "Мы не сделаем этого пока не придем к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не сообщим ему о случившемся, и посмотрим, что он нам прикажет". Когда мы прибыли к Пророку Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказали ему о случившемся, он спросил: "Откуда вы узнали, что это заклинание?". Затем сказал: "Вы правильно поступили. Разделите и дайте мне долю наряду с вами". Этот пример ясно показывает, какой удивительной целительной
силой обладает Священный Коран. Это самое легкое лечение, и если бы рабы Аллаха совершали лечение "Фатихой" в лучшем виде, то ощутили бы ее удивительное, целительное воздействие на болезни.
Я находился в Мекке некоторое время и заболел. Не найдя ни врача, ни лекарств стал лечить себя сурой "Фатиха". Вскоре я на себе ощутил ее удивительное влияние и стал описывать это каждому, кто жаловался на боль. И большинство из них вылечивалось очень быстро. Здесь необходимо отметить одну особенность. Действительно, все аяты, зикры, мольбы сами в себе содержат чудесное исцеление, но многое зависит от силы энергии читающего человека. Сам объект исцеления должен быть благоприятным, пригодным. Должны соблюдаться определенные условия при чтении заклинания болезни. Могут возникнуть причины препятствующие исцелению из-за природного непринятия лечения или из-за слабости энергии читающего, как это случается при употреблении таблеток и отсутствии благоприятного эффекта. Если заклинание читается от всего сердца и читающий полностью полагается на Аллаха, тогда в полной мере проявятся лечебные свойства Корана и произойдет исцеление. Это же касается и мольбы (дуа), являющейся одной из сильнейших причин в удалении неприятностей и получении желаемого, Существует ряд обстоятельств, препятствующих принятию мольбы. Например, ее слабость или враждебность — мольба не будет принята, если она содержит враждебность, неугодную Аллаху. Или же из-за слабости сердца, или если у молящегося отсутствует полное обращение к Единственному Аллаху. Это можно сравнить со слабым луком, ведь поистине, стрела из него летит недалеко. Причинами непринятия мольбы (дуа) могут быть также: употребление запретного, несправедливость, ржавчина на сердце от совершенных грехов, небрежество и глупость, страсти и похоти, овладевшие человеком и т.д.
В "Мустадраке аль-Хакима" приводится хадис от Абу Хурайры, передавшего слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: "Молите Аллаха убежденными в ответе, и знайте, что Аллах не примет мольбу исходящую из невнимательного и небрежного сердца". Несомненно, что Коран и дуа обладают мощной целительной силой, удаляющей болезни. Но беспечность сердца по отношению к Аллаху, употребление запрещенной пищи и другие грехи, могут ослабить силу молитвы или полностью уничтожить ее. В "Сахихе Муслима" приводится хадис Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"О, люди! Поистине, Аллах прекрасен и принимает только прекрасное. И, поистине, Аллах повелел верующим то, что Он повелел посланцам, сказав:
"О посланники, ешьте приятное и творите благое, поистине, Я знаю, что вы делаете!".
(Сура "Верующие", 51 аят). "О вы, которые уверовали! Ешьте блага, которыми Мы вас
наделили". (Сура "Корова", 172 аят).
Затем Пророк упомянул человека, долго пребывающего в пути, растрепанного, запыленного, протягивающего руки к небу со словами: "О Господь! О Господь!", в то время как пища его запретна, напитки его запретные, одежда его запретна, творит запретное, — так как же будет отвечено ему?". Абдулла, сын имама Ахмада, упоминает в книге "Зухд": "Сынов Изра'ила постигло несчастье, и вышли они в путь для мольбы. И снизошло тогда откровение Аллаха их пророку, чтобы он сообщил им Его слова; "Поистине, вы поднимаетесь на гористую поверхность с нечистыми телами, и поднимаете ко Мне ладони. Но ведь вы этими ладонями пролили кровь, заполнили ими свои дома запретным? А сейчас, когда уже усилился Мой гнев против вас, мольбы ваши только еще дальше отдаляют вас от Меня". Абу Зарр сказал: "Достаточна мольба с праведностью, настолько, насколько достаточна соль для пищи".
Мольба - это исцеление
Мольба — одно из самых полезных лекарств. Она враг всем бедам — устраняет и лечит их, отводит и уносит их или облегчает, если беды уже ниспустились. И, поистине, она — оружие верующего. Хаким в "Сахихе" приводит хадис от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, передавшего слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: "Мольба—оружие верующего, опора религии и свет небес и земли".
По отношению к друг другу мольба и беда могут занимать следующие положения.
Первое: Если мольба сильнее беды, то она устранит ее. 
Второе: Когда мольба слабее беды, тогда падут на молящегося беды и будет поражен этим раб. Однако мольба, даже если и была слабой, тем не менее, облегчит беду.
Третье: Когда мольба и беда на равных противодействуют друг другу, каждая из них удерживает другую.
Хаким в "Сахихе" приводит следующий хадис от Айши, да будет доволен ею Аллах: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не избавит предосторожность от судьбы, но мольба избавляет от того, что ниспустилось, и от того, что еще не снизошло. И когда ниспускается несчастье, ее встречает мольба, и они борются до Судного Дня". Согласно другому хадису от ибн Умара, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мольба избавляет от того, что снизошло, и от того, что еще не снизошло, и для вас, о рабы Аллаха, обязательна мольба".
Также в хадисе Саубани от Пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорится: "Отталкивает предопределение только мольба, увеличивает жизнь только праведность. Поистине, человек лишается пропитания по причине совершенного им греха". 
Упорство в мольбе
Одно из самых полезных средств исцеления от несчастий — это упорство в мольбе.
В риваяте Ибн Маджи в его "Сунане" приведен следующий хадис от Абу Хурайры: "Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Аллах гневается на того, кто Его не просит". В "Сахихе аль-Хакима" приводится хадис от Анаса, согласно которому, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не слабейте в мольбе: поистине, никто из вас не погибнет с мольбой". 
Упомянул Ауза'ий от Зухрий от "Уруата от Айши, да будет доволен ею Аллах: "Сказал посланник, да благословит его Аллах и приветствует: "Поистине, Аллах любит настойчивых в мольбе". В книге "Зухд" имама Ахмада от Котады передается, что Муаррик сказал: "Я не нахожу с кем сравнить верующего, кроме как с человеком, оказавшимся на доске посреди моря и призывающим: "О Господь мой! О Господь мой!". Возможно, Всевышний Аллах спасет его".

Нетерпимость в ожидании удовлетворения мольбы
К бедствиям, ослабляющим силу мольбы, относятся поспешность раба, как можно скорее получить от Аллаха удовлетворения своей просьбы. Это может привести к тому, что человек, не получив тут же желаемого, может опечалиться и вовсе оставить мольбу. Такого человека можно сравнить с тем, кто, посадив дерево, начинает ухаживать за ним и поливать его, но, не дождавшись быстрого созревания плодов, вскоре с пренебрежением оставляет начатое дело.
В "Сахихе аль-Бухари" приведен хадис от Абу Хурайры о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Будет отвечено тому из вас, кто не уподоблялся говорящему: "Я призывал, но не было отвечено мне".
В "Сахихе Муслима" также приводится: "Господь будет отвечать на зов раба до тех пор, пока он не попросит о разрыве родственных связей или о чем-нибудь греховном, и пока он не проявит поспешность". Сподвижники спросили: "О Посланник Аллаха! Какая же поспешность?" Он ответил: "Говорящий, "поистине, я неоднократно призывал Господа, но не было отвечено мне, и проявляющий сожаление при этом и оставивший мольбу".
В "Муснаде Ахмада" приведен хадис Анаса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Благо будет продолжаться для раба до тех пор, пока он не проявит поспешность". Спросили сподвижники: "О Посланник Аллаха! Каким же образом он проявляет поспешность?". Пророк ответил: "Говоря, я призывал, но мне не было отвечено".

Время удовлетворения просьбы
Просьба к Аллаху будет удовлетворена, если во время мольбы человек будет внимателен и сосредоточен, а также, если время мольбы совпадает со временем, которое особо отмечено как "время ответа". Существует шесть особо отмеченных промежутков времени:
1. Последняя третья часть ночи;
2. Время призыва на молитву (азан);
3. Время между азаном и вторым (икамат) призывом на молитву;
4. Время после завершения любой из пяти ежедневных молитв;
5. В пятницу, с момента восхождения имама на минбар до тех пор;
пока не кончится пятничная молитва;
6. Последний час послеполуденной молитвы (аср).
Помимо вышеприведенных причин для принятия мольбы, необходимо помнить, что сердце должно быть искренне покорным и преклоняющимся с унижением и преданностью. Кроме того:
1. Человек молящийся должен лицом обратиться к кибле;
2. Быть ритуально очищенным (быть при омовении};
3. Поднимать ладони к Аллаху;
4. Начинать с воздаяния хвалы Аллаху;
5. Потом обратиться к Аллаху с мольбой за Мухаммада, раба Его и посланника;
6. Потом обратиться к Аллаху с мольбой о прощении своих грехов и удовлетворении просьбы. Причем делать это надо с надеждой и со страхом. Приближение к Аллаху разрешено посредством Его имен, качеств и через свидетельство Его Единственности.
Также будет лучше перед мольбой преподнести нуждающимся милостыню, и тогда она никогда не будет отвергнута. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, особо отмечал некоторые имена Аллаха, с которыми можно обращаться к Нему, так как они являются источниками удовлетворения просьб.
Например, в "Сунане" и в "Сахихе ибн Хиббана" приводится хадис от Абдуллы ибн Бурайда, от его отца: "Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышал человека говорившего: "О Аллах! Я прошу Тебя тем, что я свидетельствую, поистине Ты Аллах, нет божества кроме Тебя, Единственный, Вечный, который не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один", — тогда посланник Аллаха сказал: "Поистине, он просил Аллаха Его самым великим именем. Когда просят этим именем, Он дает, а если призывают — Он отвечает". В другой версии этого хадиса сказано: "Ты попросил Аллаха Его самым великим именем". В "Сунане" и "Сахихе ибн Хиббана" приведен также хадис Анаса ибн Малика: "Поистине я был вместе с Посланником Аллаха, а в это время один человек, совершив ритуальную молитву, произнес следующее дуа: "О, Аллах! Поистине я прошу Тебя, Тебе хвала. Нет божества кроме Тебя, Всемилостивый, Творец небес и земли! О обладатель величия и почтения! О Вечноживущий! О Бессмертный!" — тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, он просил Аллаха Его самым великим именем, если призывают им, то Он отвечает, а если просят, то Он дает". В "Джами'у Тирмизи" приводится хадис Асмы бинт Язида о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Самое великое имя Аллаха в двух аятах", — и прочитал из Корана: "И бог ваш — Бог единый, нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного!". (Сура "Корова", 163 аят). И начальные аяты суры "Семейство Имрана":
"Алиф. Лам. Мим. Аллах — нет божества, кроме Него, — Живой; Сущий". Сура "Семейство Имрана", 1 аят).
В "Муснаде имама Ахмада" и "Сахихе аль Хакима" приводятся хадисы от Абу Хурайры и Анаса ибн Малика и Раби'а ибн Амира о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Желайте и просите со словами "О, обладающий величием и почтением". То есть в мольбе постоянно придерживайтесь этих эпитетов. В "Джами'у Тирмизи" есть хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах:"Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если его что-то заботило, то он поднимал голову к небу, и, если прибегал в мольбе, говорил: "О Вечноживущий! О Бессмертный!". Об этом же говорится в хадисе Анаса ибн Малика, который сказал: "Если Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что-то удручало, то он говорил: "О, Вечноживущий! О, Бессмертный! Милостью Твоей я прошу помощи". В "Сахихе аль Хакима" из хадиса Абу Амамата приводится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Самое великое имя Аллаха в трех сурах Корана: Корова, Семейство Имрана, Та Ха". Аль-Касим сказал: "Я их искал и ими оказались: Вечноживущий, Бессмертный". В "Джами'у ат-Тирмизи" и "Сахихе аль-Хакима" приводится хадис Са'да ибн Абу Уаккас о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Призыв Зун-нуна (Юнуса), когда он взмолился, находясь внутри живота кита: "Нет божества кроме, Тебя, хвала Тебе, поистине, я был несправедливым!". (Сура "Пророки", 87 аят).
И в какой бы мольбе не просил этими словами мусульманин, Аллах удовлетворит просьбу".
В "Мустадраке аль - Хакима" приведен хадис Са'да от Посланника Аллаха: "Сообщить ли мне вам, что, если у человека проблема, и он попросит этой мольбой, то Аллах избавит его от нее?" В "Сахихе" он сообщает, что слышал как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Указать ли вам на самое великое имя Аллаха? Это имя было в мольбе Юнуса". Тогда один из людей спросил: "О Посланник Аллаха, была ли эта мольба свойственна Юнусу?". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Разве ты не слышал слова Всевышнего Аллаха: "И Мы ответили ему и спасли его от горести, и так Мы спасаем верующих". (Сура "Пророки", 88 аят).
Любому мусульманину, который при болезни сорок раз будет совершать мольбу этим аятом и умрет от болезни, будет дано воздаяние мученика. А если вылечится, то он вылечится с прощенными грехами".
В достоверных хадисах Бухари и Муслима из хадиса ибн Аббаса приводится: "Поистине, Пророк да благословит его Аллах и приветствует, говорил во время печали: "Нет божества, кроме Аллаха Великого, Доброго, Нет божества, кроме Аллаха, Господа Великого трона. Нет божества, кроме Аллаха, Господа семи небес, Господа земли и Щедрейшего Господа трона".
В "Муснаде имама Ахмада" из хадиса Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, сказано: "Научил меня Посланник Аллаха, если меня постигнет печаль говорить: "Нет божества, кроме Аллаха, Доброго, Великодушного. Свят Аллах и Благословен Аллах, Господь Великого трона, и хвала Аллаху Господу миров".
В "Муснаде" приводится следующий хадис от Абдуллы ибн Мас'уда: "Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Чтобы не постигло раба из грусти или печали, и он скажет: "О Аллах, поистине, я — раб Твой, и сын раба Твоего и сын рабыни Твоей, мой хохол в Твоих руках, во мне протекают Твои законы, справедлив ко мне Твой непреложный приговор, прошу у Тебя, о Аллах, всеми именами, принадлежащими Тебе, которыми Ты назвал Самого Себя, или же низвел Ты в своей Книге, или научил их кому-то из Твоих созданий, или же оставил в знаниях сокровенных у Тебя; чтобы ты сделал великий Коран весной моего сердца, светом моей груди, причиной ухода моей печали и удаления моей тревоги и скорби", как удалит Аллах его печаль, тревогу и заменит их облегчением, сподвижники сказали: "О Посланник Аллаха! Почему бы нам их не выучить?". Он ответил: "Да, конечно, тому, кто их услышал, следует научиться им ".
Ибн Мас'уд сказал: "Если кто-либо из пророков печалился, то тогда он просил о помощи с восхвалением". В книге "Апь-Муджабина фид-ду'а" ибн Абу Дуния упомянул от Хасана, что Анас ибн Малик сказал: "Среди сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был человек из ансаров по кличке Абу Милак. Был он купцом, странствовал с товарами по миру, и был аскетом и набожным. Однажды на него напал вооруженный, замаскированный вор и пригрозив ему приказал:
— Выкладывай то, что у тебя, поистине, я хочу тебя убить!
— Разве ты не хочешь денег, вместо того чтобы выпускать из меня кровь?
— Теперь твои деньги и так принадлежат мне, но я хочу еще и твоей крови.
— Если ты отказываешься, то позволь мне совершить четыре раката молитвы?
— Молись, если хочешь.
Абу Милак совершил омовение и стал молиться. В последнем земном поклоне его мольбой были слова: "О Любящий! О Обладатель славного трона! О Творящий то, что желаешь! Я прошу Тебя Твоим величием, где не оставляют, и Твоим царством, где никому не причиняется обида. Твоим светом, которым Ты заполнил колонны Твоего Трона, защити меня от зла этого вора. О Спаситель! Спаси меня!". Эти слова он произнес трижды. Как тут же появился всадник с копьем, которое он держал между ушами лошади".
Когда вор его увидел, то двинулся в его сторону. Всадник вонзил в него копье и убил его. Затем он подошел к нему и сказал: "Встань". Абу Милак сказал: "Кто ты? Я готов пожертвовать ради тебя всем, что имею. Сегодня Аллах спас меня через тебя".
— Я ангел из обитателей четвертого неба. Когда ты первый раз взмолился, я услышал треск небесных ворот. Потом ты взмолился во второй раз, и я услышал шум. Затем ты в третий раз взмолился и мне сказали: "Это мольба опечаленного". И я попросил Аллаха, чтобы Он поручил мне убить вора. Хасан сказал: "Кто, совершив омовение и совершив четыре раката, обратится к Аллаху с этой мольбой, то будь он опечален или не опечален, ему будет отвечено". 
Секреты мольбы
Человек сразу запоминает случаи, когда после обращения к Аллаху с мольбой, его просьба удовлетворяется. Ответ на мольбу в основном связан с крайней необходимостью молящегося, с его искренним приближением к Аллаху и с его добрыми деяниями, предшествовавшими мольбе, или совпадении времени мольбы с благоприятным временем принятия. И предполагает человек, что секрет заключается в словах мольбы, и он сопоставляет. Все это служит тому, что Аллах отвечает на призыв возносящего мольбу. Для сравнения можно привести двух людей, которые заболели и стали принимать лекарства с целью выздоровления. Один принял нужное лекарство в нужное время и выздоровел. Другой посчитал, что можно принять любое лекарство в любое время и это оказалось ошибкой.
Бывают случаи, когда мольба удовлетворяется, так как связана с крайней нуждой просящего, даже если мольба была произнесена на могиле. Темный человек может подумать, что секрет ответа в могиле и так и не познает, что секрет — это крайняя нужда и правдивость обращения к Аллаху. А если бы это произошло не на могиле, а, скажем, в каком-нибудь из домов Аллаха, то это было бы лучше и любимее Аллаху.

Мольба как оружие
Мольба и прибегание (к Аллаху от зла наущателя), все равно что полноценно стреляющее оружие. Для победы над серьезным врагом, необходимо наличие как минимум трех вещей: сильной руки, мощного оружия и отсутствия препятствия на пути, нанесения удара. Если отсутствует хотя бы один из этих элементов, то уменьшается и вероятность достижения победы. Это же справедливо и по отношению к молящемуся. Если мольба составлена из неправильных слов, или же просящий не собрался во время мольбы — читает суры не от всей души и сердца, или существует какое либо обстоятельство, препятствующее принятию просьбы, то влияние мольбы может быть сведено к нулю.

Между мольбой и предопределением
Здесь мы рассмотрим очень известный, чрезвычайно важный и тонкий вопрос. Если Призываемый (Аллах) уже предопределил какому-либо делу случиться, то оно случится независимо от того, просил ли этого раб или не просил. Также верно и то, что если Он не предопределил это, все равно, не случится, молил ли об этом раб или нет! Некоторые люди, размышляя о правдивости этого вопроса, оставили мольбу, и пришли к выводу: "Нет пользы в ней!". Такие люди наряду со своим невежеством и заблуждениями не хотят замечать противоречивость своих рассуждений, и, поистине, следование их пути приводит к негодности всех причин. Мы можем спросить кого-нибудь из них: если сытость и утоление жажды тоже предопределены и должны произойти в любом случае, будет ли он тогда ожидать сытости? Если они предопределены, то они должны случиться. Так зачем утруждать себя поисками пищи и процессом ее принятия?
Если человеку предопределен ребенок, то это должно случиться, независимо от того, имел ли он половое сношение с женой или рабыней или не имел. Если это не предопределено, то этого не произойдет. Тогда, выходит, нет потребности в женитьбе или к имению наложницы и т. д. Разве такие мысли достойны человека разумного и справедливого? Даже животное имеет инстинкты для выполнения причин, которые необходимы ему для продолжения жизни. И животные умнее и понятливее тех людей, которые заблудились в пути.
И некоторые из них придают своим заблуждениям изящную форму, говоря: "Занятие мольбой — это чистейшее поклонение, за которое вознаграждает Аллах молящегося, хотя и не будет пользы в этой мольбе в достижении требуемого. Не влияет на достижение цели ни изящная мольба, ни удержание языка и сердца от просьб, так как все уже предопределено".
Другая группа сказала изящнее, чем первая: "Мольба — это только признак, который установил Всевышний Аллах как знак перед удовлетворением потребностей. И когда Аллах устроил для раба мольбу, то это будет признаком для него о том, что его нужда уже удовлетворена".
Некоторые говорят: "Мольба и исполнение просьбы — это как черные холодные зимние тучи, являющиеся признаком того, что пойдет снег".
Также они говорят: "И вот если человек повинуется, то ему воздается добром, а если он ослушался, то последует наказание. Повиновение и ослушание это только признаки уже предопределенного добра или наказания. И повиновение и ослушание не служат причиной воздаяния или наказания, так как и воздаяние, и наказание уже предопределены". Согласно их рассуждениям, если какая-либо вещь сломалась от того, что ее переломили, то причина этому не преломление, а предопределение. А преломление — это всего лишь признак предопределения. Так же, если что-то сгорит дотла в огне, то и огонь не является причиной сгорания вещи. Как будто вещь может оказаться сломанной прежде, чем ее начнут преломлять. Или как будто вещь может оказаться сгоревшей прежде, чем ее подожгут. И если вас убьют, то вы умрете не по причине того, что над вами совершили процесс уничтожения, так как этот процесс всего лишь признак того, что вам предопределено быть мертвым.
И этим они противоречат и разумному мышлению, и законам, и врожденным свойствам вещей, и тем самым сделали себя посмешищем и заставили над собой смеяться всех нормальных людей.
Теперь необходимо разъяснить читателю, как правильно понимать этот вопрос. Поистине, никогда нельзя забывать, что любая предопределенная вещь была предопределена именно с причинами для нее. И мольба — одна из этих причин. Никогда предначертанное для человека не предопределяется без причин для этого, и всякий раз, когда раб совершит причину — случается предопределенное, а когда он не совершит причину, предопределения не будет. Это как предопределение сытости и утоления жажды едой и питьем. И ребенок предопределяется путем полового сношения, и посев предопределяется путем сеяния, и выход души животного предопределяется закалыванием, и вот так же предопределяется вход в рай путем деяний, и вход в ад путем деяний. Это часть и является истинной, это то, что не знал спрашивающий (см.вопрос в начале книги), и не было ему оказано содействия.
Следовательно: мольба — одна из самых сильнейших причин, если человек просит, это должно произойти только с мольбой, но не стоит говорить: зачем мольба? Говорить так глупо, также глупо, как утверждать, что нет пользы в еде и питье, во всех движениях и деяниях!
И нет ничего лучшего из причин для достижения цели, чем мольба. Самыми знающими в исламской общине об Аллахе и его Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, были сподвижники, да будет доволен ими Аллах, они были знатоками в религии, поэтому они правильно понимали этот вопрос и его условия.
Умар ибн Хаттаб просил мольбой помощи над своими врагами, не смотря на то, что самое большое войско было у него. Своим сподвижникам он говорил: "Вы не побеждаете своей многочисленностью, а побеждаете помощью с неба". Также он говорил: "Поистине, меня не беспокоит принятие моей мольбы, однако меня тревожит сама мольба, и если вам вдохновлена мольба, знайте, что с ней и будет ответ на призыв". А некий поэт сложил из этих слов следующие стихи:
Если бы Ты не соизволил даровать мне,
Чего я желаю и хочу из щедрой Твоей длани,
То не научил бы Ты меня просить.
И кому же вдохновлена мольба: то Аллах Сам хочет ответить на его призыв, Всевышний Аллах говорит: "Зовите Меня, Я отвечу вам". (Сура "Верующий", 60 аят).
"А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня". (Сура "Корова", 186 аят).

В "Сунане ибн-Маджи" приводится хадис Абу Хурайры, который сказал: "Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Тот, кто не просит Аллаха, вызывает на себя Его гнев". Это указывает на то, что Его довольство в просьбе у Него и в повиновении Ему. И если будет доволен Благословенный, Всевышний Аллах, то все блага в Его довольстве, так же, как и все несчастья и беды в Его гневе и в ослушании.

Имам Ахмад упомянул в своей книге "Китабу-зухд" предание: "Я Аллах, нет Бога, кроме Меня, если Я буду доволен, то благословляю, и нет Моему благословению конца. Но если Я гневаюсь, то проклинаю, а Мое проклятие достигает седьмого поколения".

*Поистине, разум, священные писания, врожденное свойство и опыт народов — независимо от их национальности, вероисповедания — указывают на то, что приближение к Господу миров, стремление к Его довольству, свершение благих деяний по отношению к Его творениям, — все это из самых великих причин, привлекающих все блага. И наоборот, отсутствие всего этого из самых великих причин, навлекающих зло. И ничто так не способствует получению милости Всевышнего Аллаха и не отстраняет Его гнев как повиновение Ему, приближение к Нему и совершение блага к Его творениям.*

Всевышний Аллах в Своей книге в зависимости от наших деяний, которые обуславливаются определенными причинами, упорядочил достижение благ мирской жизни и загробной, и достижение плохого в обоих мирах. Подтверждение этому имеется в Священном Коране более чем в тысячи аятах, как например:

"Когда же они преступили то, что им запрещали, Мы сказали им: "Будьте обезьянами презренными!". (Сура "Преграды", 166 аят).
"А когда они Нас прогневали, Мы отмстили им". (Сура "Украшения", 55 аят).
И также из Его слов: "Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха". (Сура "Трапеза", 38 аят).
"Поистине, мусульмане и мусульманки, верующие и верующия, обратившиеся и обратившияся, верные и верныя, покорные и покорныя, дающие и дающия милостыню, 
постящиеся и постящияся, хранящие свое целомудрие и хранящия, поминающие и поминающия Аллаха много,—уготовал им Аллах прощение и великую награду!". (Сура "Сонмы", 35 аят).
И таковых аятов очень много. Иногда Он упорядочивает возмездие или воздаяние с формулировкой условия, например: "Если вы будете бояться Аллаха, Он даст вам различение и очистит вас от ваших злых деяний и простит вам". (Сура "Добыча", 29 аят).
"А если они обратились, и выполнили молитву, и дали очищение, то они — братья ваши в религии". (Сура "Покаяние", 11 аят).
"А если бы они устояли прямо на пути, Мы напоили бы их водой обильной". (Сура "Джинны", 16 аят).
В Священном Коране используются определенные частицы, служащие для выражения мотивировки ("лям" — "чтобы"), выражения причины ("би" — "причинная"), и т. д. Для примера приведем несколько аятов: "...чтобы обдумали его знамения и припомнили обладатели рассудка". (Сура "Сад", 29 аят). 
"...чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас". (Сура "Корова", 143 аят).
"...чтобы не оказалось это распределением между богатыми у вас". (Сура "Собрание", 7 аят). "Это — за то, что уготовали ваши руки ". (Сура "Семейство Имрана", 182 аят).
"...вам то, что вы делали". (Сура "Трапеза", 105). "...за то, что они приобрели". (Сура "Скот", 129 аят). "Это — за то, что они не веровали в знамения Аллаха". {Сура "Семейство Имрана", 112 аят).
"...то — мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напомнила бы ей другая". (Сура "Корова", 282 аят).
"Чтобы вы не сказали в День воскресения: "Мы были небрежны к этому". (Сура "Преграды", 172 аят).
"...чтобы вам не говорить: "Книга ниспослана была только двум народам до нас". (Сура "Скот", 156 аят).
"И сочли они его лжецом и подрезали ее, и истребил их Господь их за их прегрешение и уравнял это". (Сура "Солнце", 14 аят).
"И ослушались они посланника Господа своего, и схватил Он их хваткой великой". (Сура "Неизбежное", 10 аят).
"И обвинили они их во лжи и оказались из числа погубленных". (Сура "Верующие", 48 аят). "А когда они Нас прогневали, Мы отмстили им". (Сура "Украшения", 55 аят).
"... поистине, они устремлялись к благим делам". (Сура "Пророки", 90 аят).
"... ведь они были людьми зла, и Мы потопили их всех". (Сура "Пророки", 77).
"И если бы только он не был из числа возносящих хвалу, то остался бы он в его животе до того дня, когда они будут воскрешены". (Сура "Стоящие в ряд", 143—144 аяты).
"А если бы они сделали то, о чем их увещают, то это было бы лучше для них". (Сура "Женщины", 66 аят).
(Эти и другие аяты указывают на то, что наказание или воздаяние связано с мотивами и причинами для этого — ( прим.пер.). Одним словом весь Коран от его начала до конца ясно показывает упорядочивание воздаяния за добрые деяния и возмездия за плохие дела с причинами для этого.
И даже порядок законов мирской жизни и загробной, их благосостояние и разложение зависят от причин и деяний. Тот, кто разобрался в этом вопросе и вдумался в него, тот извлек из этого максимальную пользу. А тот, кто фаталистически полагается на предопределение, то ведь это только показывает его невежество, неспособность, небрежность, и в результате его полагание будет неспособным, а его неспособность — полаганием!
Самый понятливый это тот, кто отражает предопределение самим предопределением, и отталкивает предопределение другим предопределением, противопоставляет предопределению другое предопределение и невозможно человеку жить по-другому.
Поистине, голод, жажда, холод и другие виды опасения и страха это из предопределения, и все творения стремятся к отражению этого предопределения другим предопределением. И тем самым тот, кому содействовал Аллах и раскрыл ему сознание, тот спасается от предопределения наказания предопределением покаяния, веры и благими деяниями. То есть устрашающим предопределениям в этой мирской жизни, противопоставляет противоположные им, ведь Господь двух миров Один, мудрость Его одна, и противоположные предопределения не противоречат и не отменяют друг друга. Этот вопрос из самых достойных и возвышенных вопросов для тех, кто знает его цену и соблюдает его должным образом. Да спасет нас всех Аллах.
Здесь также необходимо разъяснить еще две вещи, без которых невозможны полное счастье и успех человека: 
Первое: познание человеком подробностей причин добра и зла. Для этого необходимо быть проницательным при наблюдении за миром, за тем, что человек уже испытал на себе и видел у других, и, за тем, что он слышал из рассказов о народах древности и современности. Но самым полезным и полнейшим образом достаточным для познания является размышление над Кораном, в котором детально разъяснены все причины добра и зла. Затем следует обращаться к сунне, ведь она родная сестра Корана, и является — вторым откровением. Тот, кто отдаст главенство Корану и сунне, тому они будут достаточны от всего остального. Они покажут ему добро и зло и их причины так, как будто бы он видит все своими глазами. И если после этого человек изучит истории народов, среди которых есть послушные Его рабы и грешные, то это будет соответствовать тому, что он узнал из Корана и сунны. Такой человек увидит все подробности, о которых сообщил Аллах и обещал им, и увидит в будущем его знамения, которые укажут ему, что Коран — истина, и что пророк— истина, и что Аллах выполнит свое обещание без сомнения. История — это подробность всего лишь небольшой части того, о чем нас учит Аллах и Его посланник в познании причин всех подробностей добра и зла.

Имам Мухаммад бин Абу Бакр ибн Къаййим аль-Джаузиййа (рахимахуЛлах)
*********************************************************************************















































































































































































































































































































































































































































Комментариев нет :

Отправить комментарий