среда, 16 марта 2016 г.

Благодатный дождь прекрасных слов (3)

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Благодатный дождь прекрасных слов (3)
Польза поминания
1. Поминание Аллаха гонит дьявола прочь, убивает его.
2. Доставляет удовольствие Милостивому, Велик Он и Славен.
3. Удаляет печаль и душевные беспокойства.
4. Радует сердце и веселит его.
5. Укрепляет душу и тело.
6. Озаряет светом лицо и сердце.
7. Увеличивает жизненный удел.
8. Облачает поминающего в одеяния благоговения и почета. Придает ему приятный, свежий вид.
         9. Поминание Всевышнего порождает любовь к Нему, а это — дух Ислама, стержень религии, основа счастья и спасенья.
По замыслу Всевышнего Аллаха, у всего есть своя причина. Любовь возникает из-за постоянного поминания. Желающий любви к Аллаху, должен пребывать в постоянном поминании Его. Как, например, учеба и повторение — врата знаний, так же зикр[1] — входные двери любви, её главнейшая улица, самая прямая дорога к ней.
10. Усиливает самоконтроль, постепенно вводит человека в состояние «ихсан» [искренность] и он начинает поклоняться Всевышнему, как бы видя Его. Небрежный к зикру не достигнет положения «ихсана» так же, как сидящий на месте не дойдет до желаемой цели.
11. Пробуждает покаяние (Мотивирует на постоянное возвращение) к Всевышнему. Чем больше человек в поминании Аллаха, тем легче ему обращаться к Нему при любых обстоятельствах. Аллах становится «киблой» сердца его, убежищем во время бед и испытаний.
12. Приближает человека к Всевышнему. Чем больше он поминает Аллаха, тем он ближе к Нему. Чем больше он не бдителен, тем дальше от Него.
13. Открывает ему величайшую дверь познания. Чем больше он в поминание, тем больше его знание.
14. При поминании, когда сердце полностью подчинено Всевышнему, присутствует вместе с Ним, возникает благоговение перед Ним. В отличие от небрежного, пелена благоговения на сердце которого очень тонка.
Всевышний Аллах поминает его. В своей книге Он сказал: «Вспомните же Меня, Я помяну вас...»[2]. Только в этом одном, столько почета и уважения. Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал нам следующие слова своего Господа: «Того, кто вспомнит Меня тайно, Я упомяну его про Себя, поминающего Меня в обществе, Я помяну в более лучшем обществе»[3].
16. Оживляет сердце. Я слышал, как шейх-уль-ислам ибн-Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Зикр для сердца, что вода для рыбы. Каково будет рыбе, если вытащить её из воды?!».
17. Поминание Всевышнего — пища для сердца и духа. Раб, потерявший её, похож на организм лишенный питания.
Как-то я прочитал утреннюю молитву с шейхом ибн-Таймией. После неё он сел и поминал Всевышнего почти до полудня, потом повернулся ко мне и сказал примерно следующие слова: «Это мой завтрак, если я его не приму — ослабну». Так же однажды он сказал мне: «Я оставляю зикр только для того, чтобы отдохнув, приступить к новому».
18. Устраняет коррозию души.
У всякой вещи — своя ржавчина. У сердца она — небрежность и страсть. Устранение её в зикре и «истигфаре»[4].
19. Освобождает от бремени грехов. Снимает их с раба, так как зикр относится к величайшим праведным делам, а, как известно хорошее смывает убирает плохое.
20. Убирает отчужденность между рабом и Господом, Благословен Он и Возвышен. Между небрежным и Аллахом неприязнь, которая исчезает только с помощью зикра.
21. Слова почитания, очищения Всевышнего от пороков и недостатков, восхваления Его вспоминают произносившего в период несчастий.
22. Раба поминающего Аллаха в счастливые моменты своей жизни, Аллах не оставит в период несчастий. Насчет этого передаётся, что когда праведный раб попадает в беду и начинает взывать к Всевышнему, прося Его что-либо, ангелы говорят: «Господи! Знакомый голос, знакомого раба». Слыша же голос небрежного, отвернувшегося от Всевышнего они говорят: «Неизвестный голос, незнакомого раба»[5].
23. Оно спасение от наказания Аллаха. Му’аз, да будет доволен им Аллах, говорил: «Ничто не спасает человека от наказания Всевышнего так, как поминание Аллаха».
24. Зикр — причина нисхождения спокойствия, окружения поминающего милостью и постоянного нахождения в окружении ангелов.
25. Отвлекает язык от произнесения клеветы, сплетен, лжи, непристойностей и чепухи. Человек не может обходиться без разговора. Если он не занят поминанием Аллаха и Его приказов, то автоматически впадает в грех. Единственный способ избавления от этого — зикр. Жизнь и практика тому свидетели. Приучивший свой язык к зикру, обезопасил его ото лжи и пустословия. Язык сухой от зикра, обычно увлажняется пустой болтовней.
26. Собрания, где поминается имя Всевышнего — места присутствия ангелов, тогда как на собираниях небрежности — толпища бесов. Раб должен выбрать, что ему нравится, что он предпочитает больше, так как он будет с ними как в этом мире, таки в будущем.
27. Приносит счастье поминающему, и тому, кто находится рядом с ним. Он благословен, где бы он ни находился. Небрежный пустослов и тот, кто находится с ним несчастны из-за своих действий.
28. Гарантирует безопасность раба от позора в день Воскрешения. Место же, в котором не поминалось имя Всевышнего, будет позорить, и мстить человеку.
29. Плач в одиночестве из-за поминания Всевышнего, причина, по которой раб будет в тени Престола в день Великой жары[6].
30. За практику поминания, Аллах дает больше, чем просящим.
31. Это наилегчайшая самая легкая разновидность поклонения, самая славная и наипредпочтительная. Двигать языком легче, нежели другими органами. Трудно представить часть тела, которую можно использовать безостановочно, днем и ночью.
32. Зикр — это саженцы Рая. Тирмизи, да помилует его Аллах, в своём сборнике приводит хадис Абдуллы бин Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В ночь Вознесения я встретил Ибрахима [Авраама], мир ему. Он сказал мне: «Мухаммад, передай своей общине привет от меня, и сообщи им, что земли Рая благодатны, воды ее пресны и прозрачны. Саженцы для ее долин — это слова: «Свят Аллах и хвала Ему, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха и Велик Аллах»[7].
Также Тирмизи приводит хадис Абу Зубайра от Джабира, да будет доволен ими Аллах, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто скажет: «Свят Аллах и хвала Ему», будет посажена пальма в Раю»[8].
33. Ни за одно из дел не воздается столь щедро, благами и подарками, как за зикр.
В обоих достоверных сборниках приводится хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто скажет: «Нет ничего достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха; нет Ему сотоварища. Только Ему принадлежит владычество и хвала, и Он над каждой вещью мощен» в день сто раз, то он как будто отпустил на волю десять рабов. Также ему запишется сто хороших дел и сотрется сто плохих. И будет у него защита от дьявола на целый день, пока не стемнеет. Никто не совершит лучшее, чем он, кроме того, кто произнесет эти слова большее количество раз». А тому, кто скажет в день сто раз: «Свят Аллах и хвала Ему», ему простятся грехи, даже если их будет столько же, сколько пены морской»[9].
В сборнике Муслима от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводится хадис, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Произнести  «Свят Аллах и хвала Ему, нет божества, кроме Аллаха и Аллах Велик», мне милее, чем всё то, над чем взошло солнце»[10].
У Тирмизи, да помилует его Аллах: «…кто при входе на рынок, скажет: «Нет ничего достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха; нет Ему сотоварища. Только Ему принадлежит владычество и хвала! Он оживляет и умерщвляет; и Он Живой и никогда не умрет, в Его руках добро и Он над каждой вещью мощен», тому Аллах запишет миллион хороших дел, сотрет миллион плохих и поднимет его на столько же ступеней вверх»[11].
34. Постоянный зикр — гарантия того, что человек не забудет Его. Подобное забвение — причина несчастья раба в этом мире и будущем, приводящая к оставлению интересов своей души. Всевышний сказал: «Не будьте, как те, которые забыли Аллаха, и Аллах заставил их забыть самих себя. Они — распутники»[12].
Когда раб забывает самого себя, отворачивается от того, что приносит ему пользу, увлекшись другими вещами, он непременно погибает. Он похож на того, кто посеял поле, вырастил сад, взялся за выращивание скота или же занялся чем-то другим, что требует ухода и постоянного присмотра, а потом стал небрежно относится к ним, оставил все это, занявшись другим. Естественно он не сможет извлечь из нее нужного, обязательно испортит их.
За всеми вышеперечисленными вещами может присмотреть другой человек, однако кто поможет тому, кто сам обрек свою душу на погибель, несчастье, оставив и забыв ее, отвлекся от ее интересов, перестал заботиться о ней.
Единственный способ уберечься от этого — постоянное поминание Аллаха, так чтобы язык был всегда занят им, стал на месте того, без чего он не может жить. Зикр должен превратится в пищу, не приняв которую ослабнет и пропадет его организм, в холодную воду во время сильной жажды, в одежду в жару и холод, в добротное жилище зимой и летом. Рабу следует ставить поминание Аллаха в более высокое положение, нежели то, что было перечислено. Ведь разве сравнится духовный распад и смерть сердца, после которого нет надежды на что-то хорошее, с разложением и гибелью тела, после которого вполне возможно вечное благо. Одной этой пользы поминания Аллаха хватило бы сполна.
А того, кто забудет Аллаха, Он заставит забыть самого себя, а в Судный день оставит его в наказании. Всевышний сказал: «А кто отвернется от воспоминания обо Мне, у того поистине, будет тесная жизнь! А в день Воскрешения Мы оживим его слепым. Он скажет: «Господи, почему Ты воскрес меня слепым, ведь раньше я был зрячим?» Он ответит: «Так приходили к тебе Мои знамения. И ты забыл их — так и сегодня ты будешь оставлен»»[13].
То есть, будешь оставлен в мучениях, точно так же как отвернулся от Наших аятов, не вспоминал и не практиковал то что в них. Отказ от поминания Аллаха включает в себя отречение от Его книги, нежелание вспоминать своего Господа, Его имена и атрибуты, приказы, блага и милости этой книги. То есть: «тот, кто отвернется от Моей книги, не будет следовать ей, не размышлять над ней, не жить по ней, не понимать ее, то жизнь его будет тесной, мрачной, проходящей в мучениях».
Теснота — это придавленное, несчастное, бедственное состояние. Кто-то говорит, что эта жизнь — мучения в могиле, правильнее же будет то, что она охватывает наказания в здешнем мире и «барзахе»[14]. То есть он испытает страдания в обоих мирах, а в Судный день будет оставлен в мучениях. Это полная противоположность того, кто является преуспевшим счастливчиком. У него наиприятнейшая жизнь здесь, в этом мире, и его ждет наилучшее вознаграждение в «барзахе» и в мире будущем. Всевышний Аллах сказал о них:
«Кто совершил благое — будь то мужчина или женщина — и он верующий, Мы оживим его жизнью благой». Это награда в этом бренном мире.
Потом Он сказал: «и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали»[15]. Это их награда в «барзахе» и мире будущем.
Всевышний сказал: «А те, которые выселились ради Аллаха, после того, как они были притесняемы, -Мы введем из в этом мире в прекрасное, а награда будущей жизни — больше, если бы они знали»[16]. «И просите прощения у вашего Господа, покайтесь Ему, и Он дарует вам благое достояние до определенного срока»[17].
Это в этом мире, после этого Он сказал: «и даст всякому обладателю благого Свою милость»[18].
А это в мире будущем: «Скажи: «О рабы мои, которые уверовали, бойтесь вашего Господа! Тем, которые творили в этой жизни благое, — добро. И земля Аллаха широка[19]. Поистине, терпящие получат свою награду без счета»»[20].
В этих четырех местах Всевышний указал на то, что Он воздаст творящему добро за его праведные дела в этом и будущем мире. То есть, за благие дела обязательно полагается предварительное вознаграждение, точно так же как и за зло тоже воздается заранее.
Я слышал, что шейх-уль-ислам ибн Таймия, да освятит Аллах его душу, говорил: «Поистине, в этом бренном мире есть сад, не вошедший в него здесь, не войдет в Сады будущего мира».
Однажды он сказал мне: «Что мои враги могут сделать со мной? Коран и Сунна у меня в груди, куда бы я ни пошел, они всегда со мной. Поистине, тюремное заключение для меня — это уединение, насильственная смерть — свидетельство на пути Аллаха, изгнание из родины — путешествие».
Будучи в тюремной крепости он говорил: «Даже раздав милостыню золотом, размерами в эту крепость, я не смог бы отблагодарить эту милость», или же говорил: «Я смог бы отблагодарить тех, кто был причиной добра, которое я получил в ней».
Находясь в заключение, он говорил в земном поклоне: «О Аллах, помоги мне поминать и благодарить и хорошо поклоняться Тебе». «Заключенный — это тот, кто удержал свое сердце от Всевышнего Аллаха, плененный — это тот, кого захватила его страсть». Оказавшись внутри цитадели для заключенных, он посмотрел на ее стены, и сказал: «И воздвигнута между ними стена, у которой врата: внутренность ее милость, а наружность — со стороны ее — наказание»[21].
Знает Аллах, я не видел никого, чья жизнь, была лучше, чем у него, несмотря на все его бытовые трудности, не комфортабельность, тюремные заключения, угрозы и притеснения. Он был самым великодушным, сильным духом, жизнерадостным, от его лица веяло свежестью наслаждения. Когда в нас усиливался страх, нехорошие мысли овладевали нами, и земля становилась узкой для нас, мы шли к нему, и нам достаточно было увидеть его, услышать его речь, как все тревоги наши исчезали, превращаясь в радость, силу, убежденность и спокойствие.
36. Зикр — свет для поминающего в этом мире, свет в его могиле, свет в День Воскрешения, освещающий ему Путь. Ничто не освещает сердца и могилы, так как это делает поминание Аллаха.
Всевышний сказал: «Разве тот, кто был мертвым, и мы оживили его и дали  ему свет, с которым он идет среди людей, похож на того, кто во мраке и не выходит из него?»[22].
Первый — это верующий, освещенный верой во Всевышнего, любовью к Нему, познанием и поминанием Его, другой — это небрежный по отношению к Всевышнему, отвернувшийся от Его поминания и любви к Нему. Значимость любого дела, его успех — именно в том свете, любое несчастье, неудача — в его потери.
Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) очень сильно просил своего Господа дать свет в своей коже, костях, жилах, волосах, в слухе, в зрении, сверху, снизу, справа, слева, сзади и спереди, и в конце добавлял: «сделай меня светом!»[23]. Он, мир ему, просил Всевышнего одарить его светом снаружи и изнутри, окружить его им со всех сторон, сделать его самого светом.
Религия Всевышнего — свет, Его книга — свет, Его посланник — свет, обитель, которую Он приготовил для верующих — свет, сам Он, Благословен Он и Возвышен, свет небес и земли, одно из имен Всевышнего: «ан-Нур» — Озаряющий, мрак освящен Светом лика Его.
Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, говорил то, что: «У вашего Господа нет ни дня, ни ночи, свет небес и земли от света лика Его». Всевышний Аллах сказал: «И засияет земля светом Господа ее»[24].
Когда в день Воскрешения, Всевышний придет для суда рабов, земля засияет Его светом. В этот день не будет ни солнца, оно будет скручено, ни луны, так как оно затмится, свет их исчезнет, а останется лишь покрытие Аллаха — свет.
Абу Муса, да будет доволен им Аллах, рассказывал: Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встал среди нас и сообщил нам про пять вещей: «Поистине, Аллах не спит, и не подобает Ему это, Он опускает весы и поднимает их. Ночные дела поднимаются к нему перед дневными, дневные /дела/ перед ночными. Его прикрытие — свет. Если бы Он убрал её, великолепие и блеск лика Его, уничтожило бы все то, чего достиг Его взор». Потом он (передатчик хадиса) прочитал следующий аят: «Благословен тот, кто в огне[25] и кто около него /из ангелов[26]»[27].
Освещение прикрытия от Света лика Его. Если этого прикрытия не было бы, все творения, которых коснулся Его взор, сгорели бы. Гора, которой Всевышний маленечко приоткрыл это покрывало, обрушилось, не устояв перед Всевышним. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, про этот аят: «Не объемлют Его взоры»[28], говорил, что: «Это Аллах, Велик Он и Славен, никто не устоит перед Ним, если Он проявится во всем Своем блеске». Подобное объяснение аята указывает на его тонкое понимание, и сообразительность, недаром посланник Аллаха попросил Всевышнего научить его толкованию.
Господь, Благословен и Возвышен, будет виден в День Воскрешения глазами, воочию, однако, это не означает, что зрение полностью охватит Его. Объятие более широкое понятие, нежели простое видение. Например, солнце мы все видим, однако полностью объять его, со всех сторон не можем. Когда ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, спросили про «видение Всевышнего в мире Будущем», он переспросил: «Видишь ли ты небо?». Тот ответил: «Конечно!». «Объемлешь ли ты его?» — «Нет». Тогда он сказал: «А Всевышний Аллах величественней и славнее!»
Всевышний привел притчу про свет в сердце Своего раба, которую могут понять и осмыслить только знающие. Аллах, Свят Он и Возвышен, сказал: «Аллах — свет небес и земли. Его свет — точно окошечко, в ней светильник; светильник в стеклянном сосуде; стекло — точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного — маслины, ни восточной, ни западной.
Масло готово воспламениться, хотя его и не коснулся огонь. Свет на свете! Аллах Ведет к своему свету кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи»[29].
Убая ибн Ка'б, да будет доволен им Аллах, говорил: «Подобие света Его в сердце мусульманина». Это свет, который Он вложил в его сердце из знания о Нем, любви к Нему, веры в Него и поминания Его. Это свет, который Он ниспослал к ним, и оживил им их, сделал его тем, с чем они идут среди людей. Его основа — их сердца, с укреплением его сущности, он /свет/ постепенно увеличивается и проявляется на их лицах, органах и телах, даже на их одеждах и жилищах. Видит его лишь тот, кто из их рода, остальные творения не замечают этого. В День Суда этот свет будет освещать им дорогу в сплошном мраке Моста, до тех пор, пока они не перейдут его. Мощность освещения будет напрямую зависеть от крепости или слабости веры в этом преходящем мире. У одного он будет подобен свету солнца, у другого — луны, у третьего — звезды, у четвертого, будет как светильник. У кого-то его мощности хватит на освещение дороги лишь под своими ногами, и то этот огонечек будет, то зажигаться, то тухнуть. То есть, его состояние на Мосту, полное отражение его положения в бренном мире, этот свет проявится воочию. Свет лицемера нестабилен в этом мире, он явный, однако не имеет внутреннего содержания. В Мире Вечном ему будет дан такой же непостоянный свет, который введет его во тьму и потери.
***
Всевышний сравнил этот свет, его местоположение, носителя, его субстанцию с маленьким окошечком в стене. Она подобие груди. На этом окошечке — сосуд из наикачественнейшего стекла, он уподоблен жемчужной звезде, из-за своей чистоты и прозрачности. Это образ сердца. Данное сравнение использовано, так как именно стекло может содержать в себе такие свойства, как: прозрачность, тонкость и прочность. Незамутненность, чистота позволяют ему узреть Истину и Прямой Путь, благодаря тонкости он способен чувствовать сострадание, милость и жалость, прочность необходима ему, когда он сражается с врагами Всевышнего, жестко относясь к ним, непоколебимо стоя на Истине. Все эти вышеперечисленные качества не аннулируют и не противоречат одна другой, а наоборот, взаимодополняют и гармонично поддерживают друг друга.
«Яростны против неверных, милостивы между собой»[30]. «По милосердию Аллаха ты смягчился к ним; а если бы ты был грубым, с жестким сердцем, то они бы ушли от тебя»[31].
 «О пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь суров к ним»[32].
В одном из преданий говорится, что: «Сердца — сосуды Всевышнего на земле, а самые любимые Им из них: наитончайшие, наипрочнейшие и наипрозрачнейшие».
Противоположны вышеописанному сердцу — два других. Одно из них, каменное, черствое, лишенное милости, добра и благочестия. В нем нет прозрачности, чистоты позволяющей увидеть Истину, он жестокий невежда, не знающий Правды, немилосердный по отношению к творениям. Рядом с ним, слабое водянистое сердце, безвольное, не способное что-либо удержать, принимающее любые формы, однако не способное их сохранить или оказать на них влияние. Все кто общается с ним, воздействует на него, сильный или слабый, хороший или плохой.
В сосуде — горящий пламень на кончике фитиля. Горючим для него является — масло маслины, растущей на самом лучшем месте, там, где солнечный свет попадает на нее как в начале суток, так и в ее конце. Такое масло считается самым качественным, имеющим наисветлейший цвет, из-за подобной чистоты может создаться впечатление, что оно готово самовозгореться без прикосновения огня. Горючее вещество для светильника, расположенного в сердце верующего берется из Древа откровений, которое обладает величайшей благодатью, оно далеко от всевозможных отклонений и во всем придерживается середины, справедливости и наилучшего. В нем нет христианских или же иудейских искажений, оно «золотая середина», между порицаемыми противоположностями. Таково горючее для светильника Веры в сердце верующего. Качество масла таково, что оно готово вспыхнуть само по себе и огонь, коснувшийся его, лишь усиливает его свет. Получается свет на свете. Таков же верующий, сердце его лучезарно и готово понять Истину своим «фитратом»[33] и разумом, без какой-либо подсказки. При соприкосновении с веществом Откровения, его естественный свет усиливается. Таким образом, соединяются Свет Откровения со светом «Фитры», то есть Свет на Свете. Он готов произнести Истину, даже ни разу не слыша о ней, услышав, его «Фитра» сразу же принимает Ее, возникает Свет на Свете. Верующий знает Истину своим «фитратом» в общих чертах, Откровение же позволяет ему более детально понять Ее. Из совокупности свидетельства Откровения и «Фитры» рождается вера.
Мыслящий должен поразмышлять над этим великим аятом, каким образом она согласуется с этими смыслами. В ней Всевышний упомянул Свой Свет, что на небесах и на земле, а также тот, что в сердцах Своих верующих рабов. Свет всеми понятный, зримый воочию и Свет, которым освещаются разум и сердце. Свет ощущаемый, видимый глазами, которым освещены все уголки мира — высшего и низшего. Это два великих Света, один из них которых мощнее другого. Ни человек и ни кто другой обычно не способен существовать, там, где нет света, поэтому живые существа организуют свои поселения, где светлее. Общество и сердце, лишенное Света Откровения и веры — мертво, как тот участок земли, куда не доходит свет.
Всевышний Аллах указывает на то, что жизнь и свет взаимосвязаны: «Разве тот, кто был мертвым, и мы оживили его и дали ему свет, с которым он идет среди людей, похож на того, кто во мраке и не выходит из него?»[34] «И так Мы внушили тебе дух от Нашего веления, ты не знал, что такое Книга и Вера, но Мы сделали его светом, которым Мы ведем кого пожелаем из Наших рабов»[35].
Кто-то считает, что местоимение в слове «Мы сделали его», возвращается на «веление». Кто-то говорит, что к «Книге», третьи же полагают, что к «Вере». Правильно же то, что он указывает на дух, то есть: «Мы сделали этот дух, который Мы внушили тебе, светом», Он нарек его духом, так как от него рождается жизнь, и светом, из-за его сияния и блеска. Эти два понятия неразрывно связаны друг с другом. Там где есть жизнь, возникшая от этого духа, там непременно присутствует освещение, и, наоборот, там, где свет, там и жизнь. Тот, чье сердце не приняло дух, мертв, подобен тому, чье тело покинула душа.
Всевышний Аллах приводит два вида притч: водную и огненную. Вода, приносит с собой жизнь, а огонь -свет. В самом начале суры «Корова», Он приводит следующий пример: «Подобны они тому, кто зажег огонь, а когда он осветил все, что вокруг него, Аллах унес их свет и оставил их во мраке, так что они ничего не видят»[36].
Он сказал: «Аллах унес их свет», а не «их огонь», так как огню присущи два качества: сжигание и освещение. Он унес то в чем польза - свет, оставив им то, в чем вред -сжигания. Таково душевное состояние лицемеров: лицемерие потушило свет их веры, в них остался только жар, кипящего в их душах неверия, сомнений и неуверенности, они поджарены этим пламенем изнутри в этом мире. В день Суда Всевышний сожжет их сердца огнем, который будет вздыматься над ними. Это притча про того, в ком не было света веры в этом Преходящем мире, точнее о том, кто сам вышел из него, покинул его, после того как узрел им то, что вокруг. Это положение лицемера, узнавшего /Истину/, а потом отвернувшегося /от нее/, согласившегося /с Ней/, а потом отрекшегося /от Нее/. Его местонахождение во тьме, он глух, нем и слеп. Всевышний Аллах сказал об их братьях неверующих такие слова: «А те, которые считали ложью Наши знамения, — глухи, немы, во мраке»[37].
«Те, которые не веруют, подобны тому, который кричит на тех, кто не слышит ничего, кроме зова и призыва: глухи, немы, слепы, — и они не разумеют!»[38].
Всевышний уподобил лицемеров, вышедших из Света, с тем, кто разжег огонь, который осветил все то, что вокруг него, а потом потерял его, так как лицемеры, общаясь с мусульманами, молясь и постясь с ними, слушая Коран, наблюдая все достопримечательности Ислама, видели Свет воочию. Всевышний про них сказал, что: «они не вернутся»[39], потому что они оставили Ислам, после тесного контакта с ним, и освещения его Светом.
Про неверующих же Аллах сказал: «и они не разумеют»[40], так как они никогда и не размышляли над Исламом, не входили в Него, не пользовались Его Светом, все время оставаясь во тьме неверия, глухими, немыми, слепыми.
Свят тот, кто сделал Свою Речь лечащей душевные болезни, зовущей к вере и ее реалиям, призывающей к вечной жизни и постоянному наслаждению, наставляющей на верный путь. Понимающие уши внемлют призывающему к вере, сердца, свободные от заблуждений, исцеляются при соприкосновении с проповедями Корана. Однако если в сердце свирепствуют бури страстей и сомнений, которые тушат ее светочи. Властвует небрежность и незнание, закрывающие двери верного пути и отбрасывающие прочь ключи к ним — такому сердцу Речь не принесет пользы. Опьяненное обольстительными страстями и ложными сомнениями, оно не слышит порицающего. Оно насквозь пронизано наущениями, которые по сути болезненнее для сердца, нежели удары копьями и стрелами. Однако оно уже умерло в пучине невежества и небрежности, плененное похотью и страстями, а: «мертвый не чувствует боли ран»[41].
*********************************************************************************

[1] В переводе с арабского — поминание Аллаха
[2] Сура «Корова» , 152 аят.
[3] Хадис приводится у Бухари.
[4] Испрашивание прощения у Всевышнего.
[5] Также насчет этого пришел достоверный хадис переданный ибн Аббасом, да будет доволен им Аллах: «Не  забывай Аллаха, когда тебе хорошо и Он не оставит тебя, когда будет плохо». Этот хадис передал Ахмад в «Муснаде» (1/307).
[6] Указание на хадис АбуХурайры, да будет доволен им Аллах, приводимый у Муслима, о семерых, которых укроет Всевышний в своей тени. Один из них, человек, который в одиночестве, плача вспоминал Аллаха.
[7] Тирмизи (3408), аль-Албани в своем сборнике «Достоверные хадисы»(106). 
[8] Тирмизи (3460 и 3461), ибн Хиббан (2335), аль-Албани в своем сборнике «Достоверные хадисы»(64)
[9] Бухари (11/168, 169), Муслим (2691), Малик (1/209), Тирмизи (3463) и Ахмед (2/302 и 370).
[10] Муслим (2695), Тирмизи (3591).
[11] Тирмизи (3424), Хаким (1/538, 539), ибн Синний (189). Хадис хороший.
[12] Сура «Собрание», 19 аят.
[13] Сура «Та Ха», 124 - 126 аят.
[14] Барзах — это временной промежуток, простирающийся с момента смерти раба до самого Судного дня.
[15] Сура «Пчелы», 97 аят.
[16] Сура «Пчелы», 41 аят.
[17] Табари в своем комментарии писал, что Муджахид и Катада толковали определенный срок, как смерть.
[18] Сура «Худ», 3 аят.
[19] Муджахид комментировал этот аят так: «Поэтому переселяйтесь в ней, ведите на ней Джихад и будьте далеки от идолов». А'та говорил: «Бегите оттуда, где вас зовут к греху» И после этих слов читал следующие слова Всевышнего: «Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселятся в ней?» (Сура «Женщины», 97 аят. Взято из книги ибн Касира «Комментарий Великого Корана») .
[20] Сура «Толпы», 10 аят.
[21] Сура «Железо», 13 аят.
[22] Сура «Животные», 122 аят.
[23] Часть хадиса, переданного Муслимом (763), Ахмадом (1/373, 352, 343, 284), Насаи.
[24] Суры «Толпы», 69 аят.
[25] От ибн Аббаса и некоторых других ученых, да будет доволен ими Аллах, передаётся, что это был не огонь, а ярко пылающий свет. Будет не лишним упомянуть слова Ибн Джурейджа. Он отмечал, что: « сокрыты творения, а самого же Творца ничто не может покрыть. Огонь (упомянутый в аяте) — это свет; назван он так, потому что Муса увидел ее огнем. К тому же в арабском языке эти два слова взаимозаменяемы».
[26] Про то, что это были ангелы нам сообщили ибн Аббас, Икрима, Саид ибн Джубайр, Хасан, Катада, да будет доволен ими Аллах.
[27] Сура «Муравьи», 8 аят.
[28] Сура «Животные», 103 аят.
[29] Сура «Свет», 35 аят.
[30] Сура «Победа», 29 аят.
[31] Сура «Семейство 'Имрана», 159 аят.
[32] Сура «Покаяние», 73 аят.
[33] Врожденное чувство первичной веры.
[34] Сура «Животные», 122 аят
[35] Сура «Совет», 52 аят.
[36] Сура «Корова», 17 аят.
[37] Сура «Скот», 39 аят.
[38] Сура «Корова», 171 аят. Куртуби писал: «Всевышний сравнил Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), наставляющего и призывающего неверующих, с пастухом, кричащего на баранов и верблюдов, которые слышат звуки голоса, однако не понимают ее смысла. Именно таким образом этот аят комментировали Ибн Аббас, Муджахид, Икрима, Суддий, Зуджадж, Фарра и Сибауи». Такого же мнения придерживался Хасан Басрии Катада, об этом нам сообщил Ибн Касир.
[39] Сура «Корова», 18 аят.
[40] Сура «Корова», 171 аят.
[41] Стих принадлежит перу поэта Мутанабби.


Притча о грозе
Вторая притча — водная. Всевышний сказал: «Или как дождевая туча с неба. В ней — мрак, гром и молния, они вкладывают свои пальцы в уши от раскатов грома, боясь смерти, а Аллах объемлет неверующих»[1].
Дождевая туча — это подобие Корана, в ней жизнь для сердец, так же как в ливне жизнь для земли, растений и животных. Верующие, понимая это, знают то, что приносит жизнь, не может быть опасным. Поэтому они не прячутся от него, хотя в нем есть гром и молния, что суть предостережения, угрозы и притчи, которыми Всевышний устрашает тех, кто противится Его приказа. Также в них сообщает о том, что Он посылает на тех, кто считает ложью то, с чем пришел Посланник Аллаха, мир ему. Или то, что в ней из жестких повелений, как борьба с врагами, терпение бед, выполнение тяжелых обязанностей, которые идут вразрез с желаниями души. Они мрак, гром и молния этого ливня. Тот, кто знает пользу этого дождя, ее живительные свойства, не боится ни тьмы, ни грома с молнией. Даже наоборот, видя их, он радуется им, ожидая жизни, плодородия.
Лицемер же из-за своей душевной слепоты, видит только молнию, которая готова унести его зрение, страшный грохот грома и мрак. Он полон отвращения к нему. Боится, закрывает уши, чтобы не слышать раскатов грома. Зрелище молнии, его ослепительный блеск, исходящий из него пугает его. Находясь в темноте, слышит сокрушительные удары грома, видит вспышки молнии, он идет, если они освещают ему путь перед ним, если же нет, то стоит, обескураженный, не зная куда идти. Из-за своего невежества, он не понимает что все это— необходимые качества дождевой тучи, дающие жизнь земле, растениям и, в конце концов, ему самому. Однако он видит только гром, молнию и тьму, ничего другого он не ощущает, поэтому он полон неприязни к ней, страх и ужас не покидают его. Тот, кто знаком с дождем, знает, сколько в нем блага, жизни и пользы. Он нормально относится к грому, молнии и мраку и поэтому он не лишается своей доли от него.
Все это соответствует ливню, с которым снизошел Джибриил [Гавриил] от Господа миров на сердце Посланника Аллаха, дабы оживить души и бытие. Согласно Его совершенной мудрости и четким законам, положенными Им, Он совместил этот ливень с темнотой, громом и молнией, по аналогии с природной стихией. Удел лицемера от дождя — грохот и ослепление, ничего более. Поэтому он и ненавидит то, что любят верующие, колеблется в том, в чем спокойны знающие, сомневается в том, в чем уверены проницательные и познающие. Его зрение в огненной притче подобно видению летучей мыши в полдень, в водной, он уподоблен тому, кто погибает от звуков молнии. Кстати, в некоторых книгах упоминается, что есть животные которые, погибают при раскатах грома. Разум подобных людей, их слух и зрение при соприкосновении с дьявольскими сомнениями, порочными идеями и лживыми домыслами принимает их, дает им место и власть над собой, они становятся проповедниками, защитниками и воинами под знаменами этих идейных установок. Как мало ценимы эти люди Аллахом и Его приближенными.
Из-за повсеместного испытания ими, вреда, который они наносят своими речами, Всевышний Аллах максимальным образом изобличил их, открыл все их секреты, объяснил их качества, дела и слова. Аллах не перестает говорить: «из них… из них… из них…», до тех пор, пока не раскрывается их дело, объясняется их сущность, и разоблачаются их секреты. В начале суры «Корова», Всевышний упомянул качества верующих, неверующих и лицемеров, причем первые описаны в трех аятах, вторые — в двух, третьи — аж в десяти, из-за массового испытания ими и серьезности беды исходящей из контакта с ними, так как они неприметны, демонстрируют согласие и поддержку, в отличие от неверующего, вечная вражда которого известна, его сущность понятна, и все это заставляет тебя остерегаться его и не общаться с ним.
****************************************************************************
[1] Сура "Корова",19 аят.

Притча про животворящий дождь
Схожи с этими притчами, примеры, упомянутые в суре «Гром». Всевышний сказал: «Он низвел с неба воду, — и наполнила она русла в зависимости от их размеров, а потом поток (сель) унес пену вздымавшуюся»[1].
Эта притча — водная. Откровение, которое ниспослано для оживления сердец, уподоблено в ней воде с неба. Сердца принимающие ее — руслам высохших рек, несущим эту воду.
Большие сердца могут вместить в себе много знаний, подобно большим, сухим руслам, вмещающих большое количество воды. Маленькие сердца способны принять лишь малую долю знаний, точно так же как маленькие русла наполняются небольшими объемами воды.
Поток, несущийся по руслу, на самом верху несет с собой пену, под ней, пресная, живительная вода. Пена остается на берегах, высыхая там, а самой водой Всевышний Аллах поит землю, оживляя ее страны, людей, деревья и животных. Знания и вера, ниспосланные с неба на сердца, выполняют те же функции. При контакте с ними они вымывают муть страстей и пену ложных сомнений, наполняя корни сердец знанием, верой и верным путем. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что: «Вера снизошла в самые корни сердца мужчин»[2]. Этот хадис привел Бухари от Хузайфы. Таким образом, грязная пена постепенно уносится, и остается полезное знание и кристально чистая вера в основе сердца, которую черпают люди, пьют ее, поят и орошают её.
В «Достоверном сборнике Муслима» приводится хадис Абу Мусы Аша'ри от Пророка, мир ему. В нем он сказал, что: «То руководство и знания, с которыми послал меня Всевышний Аллах, подобны дождю, попавшему на землю. Хороший участок из нее, впитав воду, произрастил много травы и растительности. Другая часть земли оказалась бесплодной, однако, она задержала в себе воду, и люди стали использовать ее для питья и для хозяйственных целей. Третий участок земли, представляющий собой каменистую долину, не принял воду, и на нем ничего не выросло. Эти участки земли подобны тем, кто просветился в религии Всевышнего, и ему принесло пользу то, с чем послал меня Аллах, и он, узнав, учил других и тем, кто не поднял для этого головы и не принял то руководство, с которым я был послан»[3].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разделил людей на три категории, в зависимости от их положения к знанию и руководству. Первая группа — это наследники посланников Всевышнего, преемники пророков, да благословит их Аллах и приветствует, держащиеся за религию знаниями и делами, зовущие к Аллаху и Его Посланнику, мир ему. Именно они истинные последователи посланников. Это они — та плодородная земля, которая приняла воду и покрылась пышной зеленью, принеся пользу себе и другим.
Это те, кто объединил проницательность, дальновидение в религии с силой в призыве, став, таким образом, наследниками пророков, да благословит их Аллах и приветствует, про которых Всевышний сказал: «И вспомни рабов Наших Ибрахима, Исхака и Яа'куба, обладателей силы /при выполнении приказа Всевышнего/ и проницательности /в религии Аллаха/»[4].
Проницательность позволяет им узреть Истину, понять ее, а сила позволяет распространить, воплотить ее в жизнь и призывать к ней. Этой категории присуща цепкая память, понимание религии и способность к толкованию, благодаря этому они выбили из Божественных текстов ключи разнообразных наук, открыли в них сокровенные кладези, раскрыли их особенные оттенки в понимании. Однажды правителя правоверных, Али ибн Абу Талиба спросили: «Выделял ли вас чем-нибудь Посланник Аллаха от других?». Он ответил: «Нет, клянусь тем, кто расщепил семя и сотворил человека. Разве только пониманием, которое дает Всевышний рабу, в его Книге»[5].
Понимание — эта та бурная растительность, зелень, которую произрастила земля. Именно её отличие первой и второй категории людей.
Вторая группа — это те, кто выучили Божественные тексты наизусть. Это было их заботой, чтобы потом остальные люди, переняв у них этот материал, и, изучив его, извлекли из них сокровища и получили пользу. Это те, кто бросили семена на землю, годную для обработки и посева, а из нее другие уже собрали различные секреты и таинства, каждый взяв то, что ему надо: «Все люди знали место своего водопоя»[6].
Про них Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал следующие слова: «Всевышний сделает свежим лицо человека, услышавшим мои слова, запомнившего их, а потом передавшего как слышал, другому. Вполне возможно, что запомнивший, не обладает нужным пониманием, а тот, кому он передал более проницательный»[7].
Например, Абдулла ибн Аббас — ученый этой общины, толкователь Корана, число переданных им хадисов от Пророка, в которых он говорит: «я слышал», «я видел», не превышает двадцати. Однако он учился у многих сподвижников, и так как был благословен в сообразительности и понимании, он наполнил мир различными знаниями.
Абу Мухаммад ибн Хазм писал о нем: «Его фатавы[8] были записаны в семи больших томах, при этом следует отметить, что это то, что смогли собрать. На самом же деле его знания — океан. Он превзошел всех в понимании, анализе Корана. Он слышал, как и все, выучил Коран, как и все остальные, однако его земля была наилучшей, наипригодной для обработки. Брошенные в нее семена Божественных текстов, дали, принесли прекрасные, прекраснейшие плоды.
«Это — милость Аллаха, дарует Он ее кому пожелает. Аллах — обладатель великой милости»[9].
Разве можно сравнить фатавы ибн Аббаса, его комментарии к Корану и его анализ, с фатавами Абу Хурайры и его комментариями, хотя Абу Хурайра имел самую цепкую память.
Можно сказать, что он хранитель этой общины: он передавал хадис, как слышал, ночами учил их, его забота была направлена на заучивание и передачу выученного в том виде, как слышал. Ибн Аббас же занимался в основном пониманием и анализом, обработкой Божественных текстов, выбиванием из них родников и извлечением из них сокровищ.
Таким образом, людей можно подразделить на две категории. Первая, — это те, чья забота в собирание, в заучивании и точной передаче услышанного; они не занимаются анализом и извлечением кладезей из того, что выучили. Вторые,-- те, кто занимается анализом, выводом законов из текстов и их пониманием.
Первая категория — это Абу Зар'а, Абу Хатим и Ибн Вара, до них Бандар Мухаммад ибн Башшар, Амр Накид и Абд-ар-Раззак, а еще раньше них Мухаммад ибн Джа'фар Гундар, Са'ид Ибн Аби А'руба. Они — обладатели феноменальной памяти, регистрирующие то, что слышали, без комментариев, изменений и выводов законов из текстов.
Вторая категория — это Малик, Лайс, Суфьян, ибн Мубарак, Шафи'и, Ауза'и, Исхак, Имам Ахмад ибн Ханбал, Бухари, Абу Дауд, Мухаммад ибн Наср Марузи. Они те, кто занимался анализом и пониманием передаваемых текстов.
Эти два типа, самые счастливые люди по отношению к тому, что послал Всевышний Аллах своего Посланника, да благословит его Аллаха и приветствует, они те, кто приняли и подняли ее голову.
Третья же категория — несчастнейшие творения, которые не приняли руководства Всевышнего, не подняли им головы. У них нет ни памяти, ни понимания, они не способны ни передать, ни понять или же сохранить.
То есть, первая категория — это люди способные на передачу, сохранение и понимание.
Вторая категория — это те, чье внимание направленно на передачу и сохранение, естественно у них есть способности на понимание, однако способности на передачу лучше.
Третья категория — это несчастливцы, они не могут принять и передать, понять и сохранить. «Они как скоты и даже больше, дальше скотов сбились с пути»[10].
Именно они усложняют жизнь во всем мире, повышают цены. Их единственная забота набить желудок и удовлетворить свою похоть. Люди из этой же категории, чей уровень развития повыше, могут интересоваться своей одеждой и украшениями, интерес других, сознательность которых повыше, направлен на обустройство своего дома, сада и средства передвижения. Чьи помыслы более утонченны, занимаются удовлетворением жажды власти и защитой своей собачьей натуры. Поверх них стоит поборник своей хищнической души. Ангельская душа не входит в эту категорию.
Душа бывает — шакалья, хищническая и ангельская.
Шакалью натуру можно успокоить костями, падалью и экскрементами.
Хищническая же душа не довольствуется этим, она требует подчинения ей других душ, желает достичь возвышения над ними, власти любыми правдами и неправдами.
Ангельская же душа выше всего этого. Она устремлена к Всевышнему, ее цель — знание, вера, любовь к Аллаху, постоянное обращение к Нему, спокойствие и опора на Него, предпочтение Его любви и довольства перед всем иным. Она использует этот бренный мир для соединения с ее Творцом, Господом и Покровителем, а не для чего -то другого. 
*********************************************************************************
[1] Сура «Гром», 17 аят.
[2] Фрагмент хадиса приведенного Бухари (11/216, 13/33,34), Муслимом (143), Тирмизи (2180), Ахмадом (5/383) и Ибн Маджей (4053).
[3] Бухари (1/160,161), Муслим (2282), Ахмад (4/399).
[4] Сура «Сад», 45 аят.
[5] Часть длинного хадиса приводимого у Бухари (12/217), Тирмизи (1412), Насаи (8/23), Дарими (2361) иАхмада (1/79).
[6] Сура «Корова», 60 аят.
[7] Ахмад (4/80,82), ибн Маджа (3056), Хаким (1/87), Тирмизи (2658), Абу Дауд (3660), ибн Хиббан (72). Хадис достоверный.
[8] Выводы, заключения ученого, его ответы на задаваемые ему вопросы.
[9] Сура «Собрание», 4 аят.
[10] Сура «Различение», 44 аят.

Имам Мухаммад бин Абу Бакр ибн Къаййим аль-Джаузиййа (рахимахуЛлах)
Перевод: Сарбулатова И. Ф
*********************************************************************************



Комментариев нет :

Отправить комментарий