пятница, 18 марта 2016 г.

Благодатный дождь прекрасных слов (4)

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Благодатный дождь прекрасных слов (4)
Притча об огне
Всевышний Аллах приводит огненную притчу, говоря: «И из того, что они сжигают в огне, желая украшений[1] и бытовых вещей [2], — шлак вроде этого»[3].
Железо, медь, серебро, золото и остальные металлы обязательно плавят в печи, чтобы очистить от шлаков и получить полезное для людей сырье. В этих притчах, Всевышний показывает, каков конец тех, кто ответил Его призыву, и тех, кто отвернулся от него. Он сказал: « Тем, которые ответили своему Господу, — благое, а тем, кто не ответили Ему, если бы у них было все то, что на земле, и еще столько же, они бы выкупили этим, им плохой расчет, и убежище их геенна, и скверно это ложе!» [4].
Всевышний Аллах сотворил жизнь там, где свет, а смерть там, где мрак. Свет основа жизнеспособности материального и духовного. Она является залогом живости и широты души. Свет раба поднимает его дела и слова к Всевышнему Аллаху. К Всевышнему поднимается из речей, только хорошее, свет, источник которого свет. Из дел — только праведное. Из душ — лишь хорошие, души верующих, которые озарены светом, что ниспослан на посланника, и ангелы, созданные из света. В «Достоверном сборнике» Муслима от Аишы приводится следующий хадис Пророка, мир ему: «Ангелы созданы из света, бесы — из огня, человек — из того, что было уже описано вам»[5].
Ангелы поднимаются к Всевышнему Аллаху, так как они созданы из света. Душа верующего, очищенная, благая, ослепительно лучистая, после смерти тоже понимается к Нему вместе с ангелами. Ему открывается дверь первого неба, второго, третьего, четвертого и так пока он не долетает до седьмого неба и останавливается перед Аллахом. После этого Он приказывает занести его книгу к обитателям «Иллиуна».
Темным, скверным и грязным душам не открывается врата небес, они не способны подняться к Всевышнему. Они возвращаются в этот тленный мир, к своей основе, так как она сама по себе земная, низменная, в отличие от первой, которая относится к возвышенным, небесным душам. Каждая душа возвращается к основе, к тому из чего она состоит. Все это объясняется в длинном хадисе Пророка от Бара ибн А'зиба, который передали Имам Ахмад, Абу А'уана Исфарини в своем сборнике достоверных хадисов, Хаким и многие другие. Хадис достоверен[6].
Суть дела в том, что к Всевышнему из дел, слов и душ поднимаются только те, от которых идет свет. Самое лучезарное создание — наиближайшее к Нему и наилюбимейшее для Него.
В «Муснаде» приводится хадис Абдуллы ибн А'мра от Пророка, мир ему: «Поистине, Всевышний Аллах создал творения во тьме и бросил на них Свой свет. Тот, в кого Он попал из этого света, пошел по верному пути, в кого нет — заблудился. Поэтому говорю я вам: чернила высохли в Знание Всевышнего Аллаха!»[7].
Этот великий хадис — одна из основ веры, которая открывает одну из главнейших врат таинства предопределения и его мудрости. Да поможет нам Аллах. Этот свет Он бросил на них, это оживило и повело их по верному пути. Фитра, тоже получила часть этого света, однако из-за того, что она полностью не заполнилась им, Всевышний добавил к ней Дух, который Он ниспослал своим посланникам, мир им, то есть то, что внушил им в откровениях. И фитра полностью вернулась в свое первоначальное состояние, стало таким, каким она была в день, когда был брошен свет. Луч откровения и пророчества соединился со светом фитры. Свет на свете, которыми озарились сердца, осветились лица, ожили души, добровольно, по своему желанию покорились органы тела для подчинения, прибавилась жизненность души.
Потом этот свет указал на более величественный и славный свет. Свет высочайших атрибутов, перед которым меркнут все остальные. Когда сердце полно уверенности и реалии веры открыты для него, она начинает видеть их очами веры, точно так же как мы видим окружающие вещи глазами. Она как бы видит трон Милостивого воочию, как Он Возвысился над ним, так, как сообщил нам Всевышний в своей Книге и Его Посланник.
*********************************************************************************

[1] Из золота и серебра.
[2] Из железа, меди и свинца. Это толкование Муджахида.
[3] Сура «Гром», 19 аят.
[4] Сура «Гром», 20 аят.
[5] Приводится у Муслима (2996), Ахмад (6/158, 168).
[6] Приводится у Ахмада в «Муснаде» (4/287, 288, 295, 296), Абу Дауд (4753), Насаи (4/101), Хаким (1/37-45).
[7] Приводится у Ахмада в «Муснаде» (2/176, 198), Тирмизи (2144), Хаким (1/31). Он сказал, что хадис достоверен, Захаби согласился с ним. Шейх аль-Албани того же мнения насчет этого, смотрите его книгу «Сборник достоверных хадисов», (1760).

Качества Всевышнего Аллаха
То как Он управляет делами своих рабов, приказывает и запрещает, творит и кормит, умерщвляет и оживляет, решает и приводит в исполнение, возвышает и унижает, меняет день и ночь, изменяет положения людей, меняет страны, приходит с одной и уходит с другой.
Как ангелы-посланники, мир им, поднимаются к Нему с делами и спускаются от Него, Его приказы сменяют одна другую, исполняются согласно Его воле и хотению. Все что Он хочет, исполняется точно, так как Он пожелает, когда Он захочет, без прибавок и убавлении, не раньше и не позже. Его приказы и власть действительна во всех уголках небес, над землей и под ней, на морях и в море, во всех частях вселенной, вращает, управляет и творит в ней то, что Он пожелает. Все вещи охвачены Его знанием, у Него все подсчитано, Он все объял милостью и мудростью. Он слышит все звуки, они не перебивают друг друга и не путаются один с другим для Него. Слышит шепот, несмотря на все разнообразия языков и различность просьб и одно из них не отвлекает Его от другого, множество молитв не вводит Его в заблуждение. Он не тяготится от постоянных просьб нуждающихся. Он видит все, даже крошечного, черного муравья на огромной скале в непросветную ночь. Скрытное для Него явно, все секреты для Него открыты, Ему известны мельчайшие подробности тайн. Он знает то, что сокрыто в душе раба, то, что он представил в сердце, но не выразил это языком, Он знает не только это, но и то, что он представит и время того.
Ему принадлежит создание и право приказывать им. Ему власть и слава, этот мир и будущий. Он творит благодеяния, Он обладает достоинствами, и Ему — достойная похвала. Все владычество и хвала принадлежит Ему, в Его руках добро. К Нему возвращаются все дела, Его мощь и милость пронизывает каждую вещь, блага Его доходят до всех живых существ. «Просят Его те, кто на небесах и на земле; каждый день Он за делом» [1].
Прощает грехи, убирает беспокойства, рассеивает печаль, восстанавливает разрушенное, обогащает бедного, обучает невежу, ведет заблудшего, наставляет смятенного, освобождает попавшего в затруднение, насыщает голодного, одевает нагого, лечит больного, исцеляет несчастного, принимает покаяние, вознаграждает творящего добро, помогает обиженному, ломает высокомерного, прощает ошибки, прикрывает недостатки, охраняет своих подопечных, поднимает народы и опускает их, не спит, это не подобает Ему, Он опускает весы и поднимает их. Его десница — полна, расходование не опустошает ее, Он щедр ночью и днем. Смотрите, сколько Он раздал с момента сотворения мира, однако Его десница не опустела.
Сердца и макушки [Хохол] рабов в Его руках, поводки дел закреплены Его решением и предопределением, вся земля в день Суда будет в Его длани, а скрученные небеса в Его деснице. Он будет держать все небеса в своей щедрой руке, а землю в другой, а потом потрясет их и скажет: «Я Царь, Я Царь! Я тот, кто сотворил этот мир из ничего, и Я возвращу его, так же как начал его».
Его не беспокоит величина греха, когда Он прощает, и размер вопрошаемой вещи, когда Он дарит ее. Если бы праведность всех обитателей небес и земли, первого из них и последнего, людей из них и джиннов, была бы на уровне благочестия сердца самого богобоязненного из них, это бы ничего не прибавило в Его владениях, а если бы порочность всех обитателей небес и земли, первого из них и последнего, людей из них и джиннов, была бы на уровне испорченности сердца самого развратного из них, это бы ничего не убавило в Его владениях.
Если бы все обитатели небес и земли, первый из них и последний, люди и джинны, живые и мертвые встали на одной долине и попросили Его и Он дал бы каждому, что он хотел, это не уменьшило бы то, что у Него, даже на пылинку.
Если из всех деревьев, от начала мира до его конца, сделать перья, а моря использовать как чернила, этого не хватит для записи слов Всевышнего, так как им нет ни начала, ни конца, как у сотворенных вещей.
Он Первый, нет никого до Него, Он Последний, нет никого после Него. Он Непобедимый, нет никого выше Него, Он Объемлющий все, так что Он ближе к творениям, чем они сами к себе.
Возвышен Он и Благословен, Достойнейший из тех, кого поминают, поклоняются, восхваляют. Наилучший из тех, кого благодарят. Самый успешный из желающих, сострадательный из управляющих, щедрый из вопрошаемых, снисходительный из способных выполнить свою угрозу. Самые хорошие цели у Него. Он самый справедливый из мстящих. Его решения основаны на Его знаниях, Его прощение после мощи, следствие Его величия. Его запреты основаны на мудрости, Его покровительство от благодеяния и милости.
Он Царь, нет Ему сотоварища, Единственный, нет Ему равных. Самодостаточный, нет у Него помощника. Вечный, нет у Него ребенка и подруги. Высочайший, нет подобных Ему и соименных. Все тленно, кроме Него, все не вечно, кроме Его царства. Любая тень исчезнет, кроме Его тени. Любое благо кончается, кроме Его. Ему подчиняются, только после Его разрешения и милости. Его ослушиваются, только согласно Его знанию и мудрости. Того, кто слушается Его, Он вознаграждает, а согрешившим — Он прощает. Любое Его наказание — справедливо, любая Его милость — благо. Он самый близкий свидетель, лучший хранитель. Управляет всеми, записал следы, предписал сроки жизней. Тайное для Него — явно, скрытое — у Него на виду. Его речь — подарок и наказание. «Его приказ, когда Он пожелает чего-нибудь, — только сказать Ему: «Будь!» — и оно бывает»[2].
В сердцах озаренных светом этих атрибутов, исчезают остальные лучи. Что же происходит после этого трудно представить или же выразить словами.
Суть в том, что зикр освещает сердце, лицо и органы тела. Это свет раба в этом мире, в «барзахе» и в день Суда.
*********************************************************************************

[1] Сура «Милосердный», 29 аят
[2] Сура «ЙаСин», 82 аят.
[Хохол] - Основная функция лобных долей головного мозга - осуществление контроля над действиями человека. Когда человек хочет солгать, решение об этом принимается в передней части головного мозга, также обстоит дело и с грехом.
"Но нет, если он не перестанет, то Мы схватим его за хохол - хохол лживый, грешный". (Сура 96/15-16).



Сокровищницы веры
Мощность и убедительность дел и слов находятся в прямой зависимости от света веры в сердце раба. Из верующих есть такие, чей луч деяний, поднявшийся к Всевышнему Аллаху, подобен свету солнца, такова же лучезарность его духа, когда он направляется ко Всевышнему Аллаху, при переходе моста, таково же сияние его лица в День Воскрешения.
37. Поминание Аллаха — вершина всех дел, путь всей общины, входная дверь к Всевышнему Аллаху, кому она открыта, тот должен очистить себя и войти к нему и там он найдет все то, что пожелает. Нашедший Аллаха, нашел все, что ему надо, потерявший же Его, потерял абсолютно все.
38. Сердцу присуща недостаточность и нищета, ее может покрыть только поминание Всевышнего. Однако это произойдет только тогда, когда зикр становится эмблемой его сердца, он постоянно поминает Аллаха, язык следует ему. При этом подобный человек становится богатым без имущества, сильным, без семейной поддержки и внушающим уважение, без власти. У небрежного же к поминанию все наоборот. Он нищ, даже с большим капиталом, унижен, обладая властью, слаб, имея поддержку.
39. Зикр собирает разрозненное, разделяет соединенное, приближает далекое и удаляет близкое.
Соединяет рабу то, что в беспорядке у него на сердце и в желаниях, его заботы и намерения. Очень тяжело, когда они в неупорядоченном состоянии, жизнь и наслаждение чувствуется лишь при собранности сердца, его забот, намерений и желаний.
Разбивает же то, что собралось в нем из беспокойств, тревог, печалей и горестей из-за упущенных требований и целей. Убирает из него то, что собралось в нем из грехов, ошибок и проступков, так что они спадают с него, стираются и уничтожаются. Также поминанием разбиваются полчища дьявольских войск. Иблис постоянно посылает своих воинов, при этом, чем больше в человеке стремления к Всевышнему, связи и намерения к Нему, многочисленнее, сильнее и опаснее его войска. Уничтожить это войско возможно только постоянным поминанием Аллаха.
Приближает Потусторонний мир, который удаляет от нас Сатана и наши мечты. Увлеченному зикром кажется, что он уже там. Для него теряется значимость этого бренного мира, потусторонний мир занимает его сердце.
Удаляет близкое, то есть этот мир, который ближе к нам, нежели потусторонний. Приближает будущий мир к сердцу, удаляет от него мир преходящий. Чем он ближе к ней, тем дальше от той. Достигается это только при постоянном поминании Аллаха.
40. Зикр будит сердце ото сна, выводит его из дремоты. Спящее сердце далеко от выигрышных и выгодных сделок, оно всегда — банкрот. Проснувшись и осознав это, возникает обостренное чувство самопорицания, и человек полноценно проживает остаток жизни, нагоняя то, что упустил. Зикр — это пробуждение. Небрежность — глубокий, крепкий сон.
41. Поминание Всевышнего — древо, плодоносящее познаниями и состояниями, к которым стремятся идущие. Это плоды, которые срываются только с этого дерева. Чем величественней дерево, мощнее его корни, тем больше у него плодов. От зикра исходят все стадии духовного пути, начиная от пробуждения и кончая единобожием. Основа любой стадии — поминание Всевышнего. Оно для нее как фундамент для здания, стены для ее потолка. Спящий раб не в состоянии идти по пути познания, а прежде уже упоминалось, что пробуждение достигается лишь зикром, и то, что не бдительность — глухой, тяжелый сон сердца или вовсе его смерть.
42. Поминающий близок к Воспоминаемому, Он вместе с ним. «Ма'ия»[1] связанное со знанием и общим всеобьемленьем, отличается от него тем, что эта связана с близостью, покровительством, любовью, поддержкой и содействием. Всевышний говорит: «Поистине, Аллах — с теми, которые страшатся /Его гнева/»[2], «Поистине, Аллах — с терпеливыми»[3], «…и поистине, Аллах, конечно же, с добродеющими»[4], «Не печалься, ведь поистине, Аллах — с нами»[5]. Поминающему перепадает огромная доля этого индивидуального совместного пребывания. В Божественном предании пришло: «Я вместе с моим рабом, когда он поминает Меня и губы его произносят имя Моё»[6]. В другом месте упоминается, что: «Поминающие Меня — Мои друзья, благодарящие — Мои гости. Грешников, Я не ввожу в отчаянье в Своей милости. Если они покаются, то они найдут Меня любящим их, ведь поистине Я люблю кающихся, и люблю очищающихся. Однако если они не будут каяться, то ведь Я — Целящий, очищу их от /греховных/недостатков, испытывая их бедами и несчастьями»».
«Ма'ия» поминающего не сравнимо ни с чем, оно ярче «ма'ия» добротворящего или страшащегося Его. Слова не могут объять её смысла, она не поддаётся описанию и познаётся лишь только интуицией. На этом месте, поскользнулись стопы тех, кто не отличает Вечного от преходящего, Господа от раба, Создателя от сотворенного, поклоняющегося от объекта поклонения, и они впали либо в пантеизм[7], уподобившись христианам, либо в пантеизм[8], примкнув к секте «единства бытия», утверждающей об отсутствии разницы между сущностью Бога и сущностью раба. У них нет таких понятий: Господь и раб, вселенная и Истина, так как по их убеждению, Всевышний — это раб, а раб — это Аллах. Тленный мир — это чистая, непреходящая Истина. Аллах выше всех этих лживых измышлений.
Если человек не имеет здоровую, правильную систему мировоззрения, то во время погружения в зикр, он растворится в Его поминании, забыв, как поминание Всевышнего, так и самого себя и обязательно войдет во врата пантеизма.
45. Самые почитаемые Аллахом богобоязненные существа — это те, чей язык не прекращает поминать Аллаха. Те, чья богобоязненность проявляется в безупречном выполнении приказов и запретов Всевышнего, а также в том, что поминание Всевышнего для них — образ жизни. Богобоязненность служит причиной вхождения в Рай и защитой от огня, то есть является воздаянием и наградой, а поминание Аллаха — приближает их к Нему, служит причиной возвышения раба перед Всевышним. «Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда. Уверовавшие в Аллаха и Его посланников – это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, и им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада» [9]. «Да, вы станете одними из приближенных». Они сказали: «О Муса (Моисей)! Либо ты бросишь, либо бросим мы» [10].
46. Черствые сердца, размягчаются только при поминании Всевышнего Аллаха.
Хаммад ибн Зайд передал от Ма'ли ибн Зиада, да будет доволен ими Аллах, что один человек сказал Хасану Басри: «О, Аба Са'ид, я хочу пожаловаться тебе на жесткость своего сердца!». На что тот ответил: «Размягчи его поминанием Всевышнего». Чем небрежнее сердце, тем оно черствее. При поминании смягчается жесткость сердца, так же как плавится свинец на огне. Зикр — наилучшее средство от этой болезни.
47. В зикре — исцеление сердца. Оно, в нем лекарство от болезни небрежности .души. Абу Абдулла Макхуль ибн Абдулла, да помилует его Аллах, говорил: «Поминание Всевышнего — исцеление, поминание людей — хворь».
От него же Байхаки, да помилует его Аллах, передал: «Когда она (душа) поминает Его, Он лечит её и исцеляет, когда же она забывает Его — деградирует».
48. Зикр — главнейшая предпосылка покровительства Всевышнего, в то время как рассеянность — основная причина вражды Всевышнего. Раба, постоянно поминающего своего Господа, Он возлюбит, введет под своё покровительство, не бдительного же, возненавидит и сделает своим врагом.
Абу Амр Аузаи передал, что Хассан ибн Атии, да помилует их Аллах, говорил: «Наиболее яркое проявление вражды раба к Господу — ненависть Его поминания и того, кто вспоминает Его».
Зародыш вражды — не бдительность, раб будет испытывать это чувство, до тех пор, пока не исчезнет его неприязнь к поминанию Аллаха, и к тому, кто им занимается. И он враг Всевышнему, в то время как поминающий, его покровитель — сам Аллах.
49. Ничто не способствует появлению Божественных благ, и отталкиванию бедствий так, как зикр. Поминание — магнит, с одной стороны, притягивающий милости, с другой стороны отталкивающий /Божью/ кару. Всевышний сказал: «Поистине Аллах хранит тех, которые уверовали…»[11]. Его охрана напрямую связана с силой и полнотой веры. Сущность и мощь веры в свою очередь, зависит от практики поминания Аллаха. Чем совершеннее вера, чем больше он в зикре, тем тщательней Всевышний охраняет его. Также аналогично обратное. Всевышний сказал: «И возвестил ваш Господь: «Если вы будете благодарить / за милости, проявленные Мною к вам /, Я приумножу вам / Свои блага /, однако если вы станете неблагодарны / к ним /, то ведь Мое наказание, поистине, сильно!»[12]
Зикр — это вершина благодарности, как мы уже отмечали выше, она причина нисхождения благ, позыв для их прибавки.
Некоторые праведные предшественники, милость им от Всевышнего, говорили, что: «Как отвратительна, небрежность к поминанию того, Кто постоянно помнит о тебе».
50. Зикр причина благословения Всевышнего и ангелов поминающего, а кого благословил Аллах и Его ангелы, тот крупно преуспел и одержал великую победу. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вспоминайте Аллаха частым поминанием и прославляйте Его утром и вечером! Он — тот, Который благословляет вас, и Его ангелы, — чтобы вывести вас из мрака к свету. И Он Милостив к верующим!»[13].
Благословения Всевышнего и Его ангелов удостаиваются лишь те, кто много поминает Его. И это благословение — причина выхода их из тьмы к свету. Что может быть лучше этого!? А есть ли что-нибудь страшнее того чтобы быть лишенным всего этого?! Позор тому, кто небрежен к поминанию своего Господа, ведь скольких благ и милостей Его они лишены.
51. Тот, кто желает пожить в садах Рая в этом мире, пусть посещает собрания поминания Аллаха. Абу Дунья упоминал хадис Джабира ибн Абдуллы, в котором он, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды к нам подошел Посланник Аллаха, и сказал: «О люди, насладитесь в садах Рая!». Мы переспросили: «Посланник Аллаха! Что это за сады Рая?». Он ответил: «Собрания поминания Всевышнего». Потом он добавил: «Уходите, уходя утром, и возвращайтесь, возвращаясь вечером, и, поминайте Аллаха. Кто хочет узнать своё положение у Всевышнего, пусть проанализирует, что Он сам означает для него, а его степень перед Ним напрямую зависит от этого»»[14].
52. Только на собраниях, где поминается имя Всевышнего, присутствуют ангелы. В обеих достоверных сборниках хадисов от Агмаша от Абу Салиха от Абу Хурайры приводятся слова Пророка, мир ему: «У Всевышнего Аллаха есть ангелы, свободные от записи дел рабов. Они странствуют по земле в поисках людей поминающих Аллаха. Когда они находят людей, поминающих Аллаха».
53. Всевышний Аллах гордится поминающими перед ангелами. В сборнике Муслима от Аби Са'ида Худари, да будет доволен им Аллах, приводится следующий хадис: «Однажды Му'авия ибн Аби Суфьян подошел к кружку /поминающих/ в мечети, и спросил их: « Что заставило собраться вас здесь?». Они ответили: «Мы сидим, вспоминаем Всевышнего Аллаха». Тогда он переспросил: « Заклинаю вас Аллахом, ответьте мне, вы собрались только ради этого?». Они ответили: «Клянёмся Аллахом, мы собрались здесь только ради этого». Тогда он сказал: «Я попросил вас поклясться, не из-за того, что я вас в чем-то подозреваю. Нет никого, кто меньше меня передал хадисов от Посланника Аллаха. Поистине он (да благословит его Аллах и приветствует) однажды также вышел к своим сподвижникам, и спросил их: «Что заставило собраться вас здесь?» Они ответили: «Мы сидим, вспоминаем Всевышнего Аллаха, благодарим Его, за то, что Он ввел нас в Ислам, одарил нас этим» Тогда он переспросил их: « Заклинаю вас Аллахом, ответьте мне, вы собрались только ради этого?» Они ответили: «Клянёмся Аллахом, мы собрались здесь только ради этого». Тогда он сказал: «Я попросил вас поклясться, не из-за того, что я вас в чем-то подозреваю, просто ко мне пришел Джибриил и сообщил: «Поистине, Аллах, Благословен Он и Возвышен, гордится вами перед ангелами»»[15].
Гордость Всевышнего этими людьми — доказательство на достоинство зикра, указание на любовь Всевышнего к ней и на её превосходство над другими делами.
54. Постоянно практикующий поминание Всевышнего, войдёт в Рай, улыбаясь. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, говорил, что: «Тот, чей язык постоянно занят поминанием Аллаха, Велик Он и Славен, войдет в Рай, улыбаясь».
55. Выполнение религиозных обрядов имеет одну цель — претворение в действительность поминания Всевышнего. Всевышний сказал: «… и совершай молитву в Мое воспоминание!»[16].
Буква «в» несет оттенок причинности, то есть, «совершай молитву для Моего поминания». Притом, исходя из этого, уже, само собой разумеется, то, что совершение молитвы происходит во время Его поминания[17]. Также Всевышний сказал: «Следуй тому, что открылось тебе из Писания, и выстаивай молитву. Поистине молитва удерживает от мерзости и неодобряемого [18]. А поминание Аллаха более велико»[19].
Смысл этих божественных слов следующий: в молитве вы поминаете Всевышнего, в то время как Он сам, поминает всех тех, кто вспоминает Его. Причем, Его поминание вас намного величественнее поминания Его вами.
Подобное толкование передается от ибн Аббаса, Салмана Фарси, Аби Абу Дарды и ибн Мас'уда, да будет доволен ими Аллах.
Ибн Аби Дунья передавал от Фудайла ибн Марзука, что Атыи, да помилует их Аллах, сказал: «А поминание Аллаха более велико» объясняется аятом: «Помяните же Меня, Я помяну вас...»[20].
Поминание Всевышнего вас, более велико, чем ваше поминание Его»» Ибн Зайд и Катада ибн Ду'ама, да будет доволен ими Аллах, объясняли этот аят так: «Поминание Всевышнего превыше всего».
Однажды Салмана Фарси, да будет доволен им Аллах, спросили: «Какое из дел наиболее предпочтительно?». Он ответил: «Неужели вы не читали в Коране, что: «А поминание Аллаха наиболее велико». Шейху-ль-ислам Абу Аббас ибн Таймия, да помилует его Аллах, рассказывал: «Верно то, что смысл аята в следующем: у молитвы две грандиозные цели, одна из которых больше другой — это удержание от впадения в мерзость и не одобряемое, и то, что она содержит в себе поминание Всевышнего, причем поминание Всевышнего значимей удерживания от порицаемого».
У Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, однажды спросили: «Какое дело самое наилучшее?». Он ответил: «Поминание Всевышнего превыше всего».
58. Поминание Всевышнего — наилучшая помощь для служения и подчинения Ему /Всевышнему/. Именно зикр внушает рабу любовь к ней, облегчает и делает ее приятной. Превращает ее в отдохновение для очей его, в наслаждение и радость до такой степени, что он не находит в ней даже малейшего неудобства, бремени или тяжести, которую ощущает небрежный. Практика тому свидетель. А если быть более точным, то:
59. Поминание Всевышнего дает облегчение при трудностях, упрощает сложное, уменьшает тяжесть проблем. Как только вспоминается Аллах, любая трудность, становится нипочем, любая возникшая сложность отступает, проблема, какой бы она не была, разрешается, печали рассеиваются. Поминание Аллаха — радость после несчастий, облегчение после трудностей, утешение от беспокойств и печали, это объясняется тем, что:
60. Зикр прогоняет все внутренние страхи и удивительным образом создаёт чувство безопасности. Нет ничего полезней для боящегося, чем поминание Всевышнего. По мере того насколько он в зикре, настолько ему спокойней, даже возможно, что вещь, в которой он видел угрозу, предстаёт перед ним в ином, совершенно безопасном виде. Небдительный, испытывает страх, даже будучи в полной безопасности. Имеющий даже скромную духовную практику знаком с этим.
61. Зикр дает поминающему силу, позволяющей ему делать то, что он не способен совершить без него. Я сам, лично, видел необыкновенно удивительную силу шейху-ль-ислама ибн Таймии проявляющуюся в его походке, речи, отваге и в его письме. Он мог за один день написать столько трудов, сколько переписывал профессиональный переписчик в выходной день, а иногда и больше. Солдаты, тоже свидетельствуют о его поразительной силе на поле боя[21].
Пророк, посоветовал своей дочери Фатиме и Али, да будет доволен ими Аллах, чтобы они перед сном прославляли Всевышнего 33 раза, восхваляли Его 33 раза и возвеличивали Его 34 раза, когда она попросила его нанять ей прислугу и пожаловалась ему на тяжесть домашней работы и добавил, что: «Это лучше для вас обоих, чем прислуга»[22].
Считается, что тот, кто будет постоянно практиковать это, почувствует в своем теле силу, которая избавит его от нужды в прислуге.
Произнесение слов: «Нет силы и могущества, кроме как у Аллаха», оказывает удивительное воздействие при выполнении тяжелой работы, перенесении трудностей, во время вхождения к правителям, при страхе и в экстремальных ситуациях.
Эти слова любил произносить Хабиб ибн Салама при встрече с врагами или когда он брал крепость. Однажды он потерпел неудачу при захвате римской цитадели, тогда все мусульмане произнесли эту фразу и крикнули: «Аллаху Акбар». Неприступная крепость пала.
64. Райские здания возводятся зикром. Ангелы останавливают строительство, когда поминающий прекращает зикр, и начинают ее, когда тот возобновляет поминание.
Абу Дунья в своей книге слова Хакима ибн Мухаммада Ахнаси: «Мне рассказали то, что здания Рая возводятся с зикром. Когда поминание Всевышнего отсутствует, строительство останавливается. Их спрашивают насчет этого и они отвечают: «Нет материала»».
Возведение зданий происходит с зикром, так же как саженцы для ее садов тоже — зикр. Выше уже упоминался хадис Пророка от Ибрахима (да благословит его Аллах и приветствует) гласящий: «земли Рая благодатные, воды ее пресны и прозрачны. Саженцы для ее долин — это слова: «Свят Аллах и хвала Ему, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха и Велик Аллах»»[23].
65. Зикр — барьер между рабом и Геенной. Дорога в Ад выложена соответствующими делами, поминание же Всевышнего своеобразная преграда на этом пути. Чем усерднее практикуется поминание Всевышнего, тем надежней и мощнее этот заслон.
Абдуль-Азиз ибн Аби Рауад рассказывал: «Один человек сделал себе молельню в пустыне, сторону ее киблы он огородил семью камнями. Всякий раз после молитвы он произносил: «О камни! Я прошу вас засвидетельствовать, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха!». Однажды, во время болезни, он увидел следующий сон: «Я увидел во сне что, когда меня потащили в Огонь, один из знакомых камней увеличился в размерах и заслонил собою одну из врат Ада, тогда меня потащили к другой двери, второй камень тоже прикрыл ее. И так случилось со всеми вратами Геенны»».
66. Ангелы испрашивают прощения за поминающего Аллаха, так же как за кающегося. Абдулла ибн Амр ибн А'ас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я нахожу в ниспосланной Книге Аллаха то, что если раб произносит: «Хвала Аллаху!», ангелы добавляют: «Хвала Аллаху Господу миров!», ангелы просят: «О Аллах, прости Твоему рабу». Если он произносит «Свят Аллах!», ангелы добавляют «И хвала Ему!». Если же раб произнес: «Свят Аллах и хвала Ему!», ангелы просят «О Аллах, прости Твоему рабу». Если же он произнес: Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха», они добавляют Велик Аллах!». Если он произнес: «Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Велик Аллах!», ангелы просят: «О Аллах, прости Твоему рабу».
67. Горы и пустыни хвастаются друг перед другом и радуются тем, кто вспоминает Аллаха на их поверхности. Абдулла ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что: «Поистине, одна гора, зовя другую, спрашивает «Не проходил ли на тебе сегодня, тот, кто поминал Аллаха, Велик Он и Славен?». И она очень сильно радуется, если та отвечает: «Да!»». Долины также переговариваются друг с другом. А'ун ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что одна из них спрашивает другую: «Не проходил ли на тебе сегодня кто-либо, поминая Аллаха?». И кто-то из них отвечает: «Да», кто-то же: «Нет».
68. Постоянное поминание Всевышнего, Велик Он и Славен — гарантия безопасности от лицемерия, так как отличительная черта лицемеров — вялое поминание Аллаха. Про них Всевышний сказал следующие слова: «И вспоминают они Аллаха, только изредка»[24].
Ка'б говорил: «Обережен от лицемерия тот, кто много поминает Всевышнего Аллаха».
Наверно поэтому, Аллах более сведущ насчет этого, Всевышний закончил суру «Лицемеры» следующим аятом: «О вы, которые уверовали, не разрешайте своему имуществу и детям, отвлечь вас от поминания Аллаха. А кто позволит это, те — потерпевшие убыток»[25].
В нем предостережение от смуты лицемеров, чьи сердца небрежны к зикру. Некоторых сподвижников[26], да будет доволен ими Аллах, спрашивали про Хавариджей[27]: «Лицемеры ли они?». Они отвечали: «Лицемеры — это те, кто поминают Аллаха, лишь изредка». Признак лицемерия — редкость поминания Всевышнего, частый зикр — безопасность от впадения в него. Аллах не таков, чтобы испытывать подобное сердце лицемерием, ведь это удел — небрежных сердец.
69. При зикре, в отличие от многих других дел, возникает особое, ни с чем не сравнимое наслаждение. Если бы вся награда за зикр заключалась в той сладости, которая возникает в сердце, этого было бы достаточно. Поэтому собрания для поминания Аллаха называются садами Рая. Малик ибн Динар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Нет ничего приятней для наслаждающихся, чем поминание Всевышнего Аллаха. Из всех дел, оно самое легкое для совершения, нет ничего сладостнее, радостнее и веселее нее для сердца».
70. Придаёт лицу свежий вид в этом мире и озарит его светом в будущем. У поминающих Всевышнего — наиприятнейшие лица в этом мире, лучезарнейшие в будущем.
71. Постоянное поминание Аллаха в дороге, дома, при оседлом образе жизни и в путешествиях, в долинах увеличивает число свидетельствующих за него в День Суда. Долина, дом, гора, земля будут свидетельствовать за раба в День Суда.
Всевышний сказал: «Когда сотрясется земля своим сотрясением, и изведет свои ноши, и скажет человек: «Что с ней?» В тот день она расскажет свои вести, потому что Господь твой внушит ей»[28].
Тирмизи, да помилует его Аллах, в своем «Сборнике» приводит хадис Саи'да Макбари от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Посланник Аллаха прочитал аят: «В тот день она расскажет свои вести», и спросил: «Вы знаете, что у нее за вести?». Мы ответили: «Аллах и Его Посланник знают про это больше». Он сказал: «Вести ее в том, что она будет свидетельствовать за каждого раба или рабыню, то, что они творили на ее поверхности, говоря: «В такой-то день он сделал то-то и то-то»» [29]. Тирмизи сказал, что этот хадис хороший, достоверный.
Поминающий Аллаха на различных участках земли увеличивает число своих свидетелей, все они или большинство из них будут ручаться за него в День Суда, и он почувствует неописуемую радость и ликование от их свидетельства.
72) Занятие поминанием отвлекает от ненужных разговоров, в виде клеветы, сплетен, пустых слов, лести, хулы людей и многого другого. Язык никогда не останавливается, он либо поминает Всевышнего, либо занимается пустословием. Это однозначно. Если ты не займешь свою душу Истиной, она будет отвлекать тебя чепухой. Если ты не заполнишь сердце любовью к Нему, она сама засорится привязанностью к созданиям. Не заставишь язык поминать Всевышнего, она отвлечет тебя пустословием словоблудием, что непременно будет использовано против тебя. Так что выбирай один из этих двух путей и вставай на одну из них.
73) Это то, с чего мы начали и делали на нее намеки. Рассмотрим ее теперь подробнее, из-за ее большой пользы и потребности, даже можно сказать нужды в ней каждого. Дьявольские силы постоянно окружают раба, они его враги. Подумайте, что будет с человеком, вокруг которого люди, полные ненавистью к нему, всячески пытающиеся нанести ему зло. Единственный способ борьбы с этими полчищами — это поминание Аллаха, славен Он и велик.
*********************************************************************************

[1] Совместное пребывание /с Всевышним/.
[2] Сура «Пчела», 128 аят.
[3] Сура «Корова», 249 аят.
[4] Сура «Паук», 69 аят.
[5] Сура «Покаяние», 40 аят.
[6] Бухари (13/417), Ахмад (2/540), ибн Маджа (3792), ибн Хиббан (2316), Хаким (1/496), он сказал, что хадис достоверен, Захаби согласился с ним.
[7] Доктрина, согласно которой Аллах находится везде, будучи растворенным в своих творениях. Однако Он не идентичен им.
[8] Религиозно-философское учение, отождествляющее Бога со всем мирозданием. Сторонники этого мировоззрения говорят, что все едино, все мы — часть одного и того же. Пошлость и аморальность этого очевидна, ее идеологические принципы идут вразрез с понятиями Ислама. Действительно, если все так, как они утверждают, получается, что нет абсолютно никакой разницы между чашкой чая и рюмкой шампанского, братом по Исламу и каким-нибудь заблудшим атеистом, между женой и проституткой в борделе. Все религиозные обязанности сводятся к нулю. Просим Всевышнего Аллаха, что бы Он уберег нас от подобных умственных извращений.
[9] Сура «Железо», 18-19.
[10] Сура «Преграды», 113 аят.
[11] Сура «Паломничество», 38 аят.
[12] Сура «Ибрахим», 7 аят.
[13] Сура «Сонмы», 41-43 аят.
[14] Хаким (1/494), он сказал, что хадис достоверен, Захаби не согласился с ним.
[15] Муслим (2071), Тирмизи (3376), Насаи (8/249), Ахмад (4/92).
[16] Сура «Та Ха», 14 аят.
[17] В данном абзаце пропущен перевод некоторых труднопонимаемых русскоязычным читателем грамматических тонкостей арабского языка.
[18] Смысл этого аята многолик. Есть ученые которые считают, что под молитвой здесь подразумеваются пятикратные молитвы, которые искупляют грехи, совершенные между ними. Другая группа, согласно словам ибн Умара, под молитвой здесь подразумевается Коран. То есть писание, которое читается в молитвах, удерживает от мерзости и неодобряемого.
[19] Сура «Паук», 45 аят.
[20] Сура «Корова», 152 аят.
[21] Во время боёв против татаро-монгол Ибн Теймийа всегда был на передней линии фронта, и его доблесть и храбрость во время битвы Шакхаб, 702 г.х./1304 г., стали легендой.
[22] Бухари (7/59), Муслим (2727), Тирмизи (3405), Абу Дауд (2988, 2989), Ахмад (1/96,107, 136, 146), Даримий (2688).
[23] Приводился выше.
[24] Сура «Женщины», 142 аят.
[25] Сура «Лицемеры», 9 аят.
[26] Если быть более конкретным, то это был Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах.
[27] Секта, считающая, что любой грех, совершенный человеком, выводит его из Ислама, превращая его в неверующего. Также они видят разрешенность выхода с войной против правителя-мусульманина.
[28] Сура «Землетрясение», 1-5 аят.
[29] Тирмизи (3350), Ахмад (2/374), Хаким (1/532), он сказал, что хадис достоверен. Также этот хадис приводится у ибн Мардауи и Байхаки от Анаса, да будет доволен им Аллах и у Табарани от Раби' Джураши, да будет доволен им Аллах. Хадис хороший.


Имам Мухаммад бин Абу Бакр ибн Къаййим аль-Джаузиййа (рахимахуЛлах)
Перевод: Сарбулатова И. Ф
*********************************************************************************

Комментариев нет :

Отправить комментарий