пятница, 1 января 2016 г.

Жизнь Пророка ! (11)

Имамы Ахмад и аш-Шафи‘и сообщают, что многобожники помешали мусульманам вовремя совершить полуденную, послеполуденную, закатную и вечернюю молитвы, и потом они совершили все эти молитвы вместе. Имам ан-Навави сказал: “Различия в этих сообщениях можно объяснить тем, что битва у рва продолжалась не один день, и эти события могли случиться в разные дни”.
Из этого следует, что попытки многобожников перебраться через ров и непрерывное сопротивление мусульман продолжались не один день, однако, поскольку ров разделял собой две армии, до непосредственного кровопролитного сражения дело не дошло, и в основном они ограничивались перестрелками.
В результате этих перестрелок небольшие потери понесли обе стороны: было убито шесть мусульман и десять многобожников, а еще одного или двух человек зарубили мечами.
Во время одной из перестрелок курайшит Хиббан бин аль-‘Арка ранил Са‘да бин Му‘аза, да будет доволен им Аллах, стрелой, попавшей ему в артерию, и Са‘д воззвал к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах, поистине, Тебе известно, что ничего не хочу я так, как сражаться ради Тебя с теми людьми, которые обвинили Твоего посланника во лжи и изгнали его! О Аллах, поистине, я думаю, что Ты решил прекратить наше сражение с ними, но если война с курайшитами продлится еще, то оставь мне жизнь, чтобы я сражался с ними ради Тебя, а если Ты решил прекратить войну, то открой мою рану и сделай так, чтобы я погиб на этой войне!” А завершая свою мольбу, Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал: “И не дай мне умереть, пока я не порадуюсь отмщению, которое постигнет племя бану курайза!”
Пока мусульмане преодолевали все эти трудности, затаившиеся заговорщики готовились нанести им удар сзади. Хуйайй, глава бану ан-надир, отправился в поселение бану курайза и явился к их вождю, Ка‘бу бин Асаду аль-Курази, а до этого, как уже было сказано, Посланник 
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил с племенем бану курайза договор, согласно которому они должны были оказывать ему помощь в случае войны. Хуйайй постучал к нему, но Ка‘б запер двери, и тому пришлось уговаривать его, пока он ему не открыл. Войдя к нему, Хуйайй сказал: “О Ка‘б, я принес тебе великую славу и целое море благ! Я привел к тебе курайшитов со всеми их предводителями и знатными людьми. И я оставил их в Асйале, а племя гатафан с их предводителями и знатными людьми я оставил близ Ухуда, и они пообещали мне, что никуда не уйдут, пока мы не покончим с Мухаммадом и теми, кто с ним находится”. 
На это Ка‘б сказал ему: “Клянусь Аллахом, ты принес мне великое унижение и тучи, которые пролились ливнем и принесли с собой громы, молнии и больше ничего! Горе тебе, о Хуйайй! Оставь и пусть все останется как было, ибо не видел я от Мухаммада ничего, кроме проявлений верности!”
Однако Хуйайй продолжал уговаривать Ка‘ба, пока тот не дал ему обещание, поклявшись Аллахом, что если курайшиты и люди из племени гатафан вернутся, не сумев победить Мухаммада, то Хуйайй сможет войти в укрепление Ка‘ба, который разделит с ним его судьбу. Таким образом, Ка‘б бин Асад разорвал свой договор с мусульманами и стал воевать против них вместе с многобожниками.
И иудеи из племени бану курайза действительно приняли участие в военных действиях. Ибн Исхак пишет: 
– Сафийа бинт Абд аль-Мутталиб, да будет доволен ею Аллах, находилась в верхней части укрепления Хассана бин Сабита, где вместе с Хассаном были также и другие женщины с детьми. Сафийа сказала: «Вдруг появился какой-то иудей, который принялся ходить вокруг этого укрепления. К тому времени бану курайза, нарушившие договор с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тоже вступили в сражение, и некому было защитить нас от них. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другие мусульмане держали оборону и не могли послать нам на помощь никого, если бы кто-нибудь напал на нас. И я сказала: “О Хассан, ты видишь, что этот иудей кружит около укрепления, и я боюсь, что он может указать на наши слабые места тем иудеям, которые находятся позади нас, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его товарищи не могут прийти к нам сейчас, ибо они заняты обороной, так спустись же вниз и убей его!” На это Хассан сказал: “Клянусь Аллахом, ты же знаешь, что я не могу сделать этого!” – и тогда я потуже завязала пояс, взяла деревянную подпорку, спустилась к нему из этого укрепления и забила его этой подпоркой до смерти, а потом вернулась обратно в укрепление и сказала: “О Хассан, спустись и возьми его вещи!” – мне же помешало сделать это лишь то, что он был мужчиной. Однако Хассан сказал: “Нет мне нужды в этом”.» 
Этот смелый поступок тетки Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во многом способствовал тому, что дети и жены мусульман остались в живых, так как похоже на то, что иудеи решили, что башни и укрепления, где они находились, защищают мусульманские бойцы, хотя на самом деле никого из них там не было. В результате этого иудеи больше не отважились предпринимать такие попытки, однако они стали снабжать идолопоклонников провизией, чтобы делом подтвердить, что они вместе с ними сражаются против мусульман, которым даже удалось захватить двадцать их верблюдов с припасами.
Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другие мусульмане узнали об этом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сразу же стал заниматься выяснением всех обстоятельств, чтобы точно определить, какую позицию занимают бану курайза и предпринять все необходимое с точки зрения ведения боевых действий. Для проверки полученных сведений Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал к ним Са‘да бин Му‘аза, Са‘да бин ‘Убаду, Абдуллаха бин Раваху и Хавата бин Джубайра, да будет доволен ими Аллах, наказав им: “Отправляйтесь и убедитесь, действительно ли эти люди делают то, о чем мы узнали, и если это правда, дайте знать мне, но не говорите об этом людям, чтобы не посеять панику, а если они верны договору, скажите об этом так, чтобы слышали все”. Приблизившись к иудеям, эти четверо увидели, что дело обстоит наихудшим образом, поскольку те открыто поносили их и проявляли по отношению к ним враждебность, оскорбляя Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и говоря: “Какой посланник Аллаха? У нас нет никакого договора с Мухаммадом и нет никаких обязательств!” Увидев это, посланцы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, покинули их, а когда вернулись к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказали: “‘Удаль и кара”, давая ему понять, что иудеи поступили столь же вероломно, как и племена ‘удаль и кара во время инцидента в ар-Раджи‘. 
Однако, несмотря на их попытки сохранить все в тайне, люди догадались об истинном положении дел и поняли, что им грозит большая опасность.
Мусульмане оказались в критическом положении, так как ничто не прикрывало их от возможного удара бану курайза сзади, перед ними находилась огромная армия, связывавшая их по рукам и ногам, а их женщины и дети были беззащитны и оставались поблизости от этих вероломных людей. И об их положении Аллах Всевышний сказал так: 
“(Вспомните, как они) напали на вас сверху и снизу, и тогда забегали глаза (от страха), и сердца подскочили к глоткам и стали вы думать об Аллахе (разное). ~ Там подверглись испытанию верующие и испытали они сильное потрясение” (“Сонмы”, 10–11). Между тем свою истинную сущность стали проявлять и лицемеры, которые говорили: “Мухаммад обещал нам сокровища хосроя и императора, а сегодня никто из нас не может даже покинуть свое место и справить большую нужду!” Иные же говорили в присутствии людей: “Дома наши беззащитны перед врагом, а поэтому следует нам уйти и вернуться к своим домам, ибо они находятся за пределами Медины!” – в результате чего люди из племени бану салима решили покинуть поле боя, о чем Аллах Всевышний сказал так: “(Вспомните, как) лицемеры и те, в сердцах которых болезнь, говорили: “Обещанное нам Аллахом и посланником Его (оказалось) только обманом!” ~ (Вспомните, как) некоторые из них сказали: “О жители Йасриба! Вы не можете противостоять (им), возвращайтесь же назад!” – и часть из них стала просить Пророка, говоря: “Поистине, дома наши (остались) без защиты!” – (но дело было) не в беззащитности: поистине, сами они думали только о бегстве” (“Сонмы”, 12–13). 
Узнав о вероломстве бану курайза, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикрыл лицо плащом, лег и столь долго оставался в таком положении, что людей охватило уныние, но потом надежда снова вернулась к нему, и он поднялся и сказал: “Аллах велик! О мусульмане, радуйтесь победе и помощи Аллаха!” А потом он принялся намечать план действий в создавшихся условиях, частью которого была отправка отряда воинов в Медину для предотвращения внезапного нападения на женщин и детей. Однако для того, чтобы союзные племена пали духом, надо было предпринимать какие-то решительные меры. Для осуществления этой задачи Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил заключить перемирие с предводителями гатафан ‘Уйайной бин Хисном и аль-Харисом бин ‘Ауфом, предложив им треть урожая фиников Медины. За это они должны были бы увести своих людей, предоставив мусульманам возможность нанести быстрое и решительное поражение курайшитам, которые уже неоднократно могли убедиться в их силе. За советом по этому вопросу Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Са‘ду бин Му‘азу и Са‘ду бин ‘Убаде, да будет доволен Аллах ими обоими, которые сказали: “О Посланник Аллаха, если поступить так тебе велит Аллах, то мы слушаем и повинуемся, если же ты просто решил сделать что-то ради нас, то мы в этом не нуждаемся! Когда и мы, и эти люди были многобожниками и поклонялись идолам, они не могли и мечтать, чтобы съесть хотя бы один наш финик, если только им не предлагали его в качестве угощения для гостя или они не покупали его, так неужели же после того, как Аллах почтил нас исламом, и привел нас к нему, и даровал нам силу благодаря тебе, мы отдадим им наше имущество?! Клянемся Аллахом, они получат от нас только удары мечей!” И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одобрил их мнение, сказав: “Это хотел сделать для вас я сам, увидев, что все арабы обрушились на вас”. 
А потом Всемогущий и Великий Аллах, хвала Ему, сделал так, что враги мусульман понесли поражение и лишились сил. Частью этого стало то, что один человек из бану гатафан по имени Ну‘айм бин Мас‘уд бин Амр, да будет доволен им Аллах, явился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О Посланник Аллаха, поистине, я принял ислам, но мои соплеменники об этом не знают, приказывай же мне, что пожелаешь!” – и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты один, так делай же, что можешь, ведь, поистине, война – это обман”. После этого Ну‘айм, да будет доволен им Аллах, сразу же отправился к бану курайза, с которыми он дружил во времена джахилийи, и сказал их предводителям: “Вы знаете, как я люблю вас и какие отношения между нами существуют”. Они сказали: “Ты говоришь правду”. Тогда он сказал: “Положение курайшитов отличается от вашего положения, ибо это – ваш город, в котором находится ваше имущество, жены и дети, и вы никуда не можете отсюда уйти, тогда как курайшиты и бану гатафан явились сюда, чтобы воевать с Мухаммадом и его товарищами, а вы помогаете им. А ведь их селения, имущество и жены находятся в других местах, и если им представится удобный случай, они используют его, в противном же случае они вернутся к себе и оставят вас наедине с Мухаммадом, который отомстит вам”. Они спросили: “Так что же нам делать, о Ну‘айм?” – на что он сказал: “Не сражайтесь вместе с ними, пока они не дадут вам своих заложников”, – и они сказали: “Ты подсказал правильное решение!” 
После этого Ну‘айм, да будет доволен им Аллах, сразу же отправился к курайшитам и сказал им: “Вы знаете, как я люблю вас и как хорошо отношусь к вам”. Они сказали: “Да”. Тогда он сказал: “Иудеи жалеют о том, что нарушили договор с Мухаммадом и его товарищами, и они написали ему, что возьмут у вас заложников и передадут их ему, после чего станут помогать ему в борьбе против вас, а поэтому если они станут требовать у вас заложников, никого не давайте им!” А затем Ну‘айм, да будет доволен им Аллах, пришел к бану гатафан и сказал им нечто подобное. 
В одну из субботних ночей месяца шавваль пятого года хиджры курайшиты и бану гатафан прислали к иудеям гонцов, чтобы сказать им следующее: “Мы находимся не на своей земле, наши животные гибнут, а люди испытывают страдания, поднимайтесь же с нами на бой против Мухаммада!” Однако иудеи ответили им: “Сегодня суббота, а вы знаете, что постигло тех живших до нас, кто нарушал субботу. Кроме того, мы не станем сражаться с вами, пока вы не пришлете к нам заложников”. И когда гонцы вернулись к предводителям курайшитов и бану гатафан с таким ответом, они сказали: “Клянемся Аллахом, ты сказал о них правду, о Ну‘айм”, после чего снова направили к иудеям гонцов, чтобы сказать: “Клянемся Аллахом, мы никого не пришлем к вам! Выходите с нами на бой против Мухаммада!” – и тогда предводители бану курайза стали говорить друг другу: “Клянемся Аллахом, Ну‘айм сказал вам правду!” После этого решимость обеих сторон ослабла и в рядах их произошел раскол.
Между тем мусульмане взывали к Аллаху Всевышнему с мольбами, говоря: “О Аллах, укрепи нас в том, в чем мы слабы, и избавь нас от страха!” – а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с мольбой о помощи против союзных племен и сказал: “О Аллах, ниспосылающий Писание и скорый в расчете, разбей эти племена! О Аллах, разбей и потряси их!” /Аллахумма, мунзиля-ль-Китаби, сари‘а-ль-хысаби-хзими-ль-ахзаб! Аллахумма, – хзим-хум ва зальзиль-хум!/. 

И Аллах услышал мольбы Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульман. После того как в рядах многобожников произошел раскол, а решимость их ослабла, Аллах наслал на них ветер, который стал опрокидывать их палатки, не оставив на месте ни одного котла и ни одной веревки, в результате чего они пришли в полное смятение. И Аллах наслал на них ангелов, которые сотрясали многобожников и вселяли страх в их сердца.

В эту холодную ночь Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Хузайфе бин аль-Йаману, да будет доволен им Аллах, собрать сведения о врагах. Увидев их в подобном положении, Хузайфа, да будет доволен им Аллах, понял, что те готовятся к отъезду, вернулся к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему, что они готовы вернуться назад. Так Аллах отразил нападение врагов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обрушив на них Свой гнев, и они ничего не добились. И Аллах избавил Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, от необходимости сражаться с ними, и выполнил Свое обещание, и поддержал Свое воинство, и оказал помощь Своему рабу, и Один разбил племена, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину.
Битва у рва скорее всего происходила в месяце шавваль пятого года хиджры. Многобожники осаждали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение месяца или около того. Данные из различных источников показывают, что эта осада началась в месяце шавваль, а закончилась в месяце зу-ль-ка‘да, а Ибн Са‘д, да будет доволен им Аллах, сообщает, что Посланник Аллаха покинул свои позиции у рва в среду за семь дней до окончания месяца зу-ль-ка‘да.
В битве у рва стороны почти не понесли потерь, и эта битва скорее являлась войной нервов. Противостояние у рва не сопровождалось жестокими сражениями, но тем не менее оно относится к числу наиболее важных битв в истории ислама, так как эта битва привела к ослаблению многобожников и показала, что бедуины не располагают силами, которые были бы способны уничтожить нарождающуюся в Медине и пока еще незначительную силу, поскольку они были не в состоянии привести с собой больше людей, чем было с ними во время битвы у рва. Вот почему после того, как Аллах изгнал оттуда союзные племена, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Теперь мы будем нападать на них, а не они на нас, и мы сами пойдем на них!”

Поход на бану Курайза
В тот же день, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернувшийся в Медину, совершал полное омовение в доме Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, около полудня к нему явился Джибрил [Гавриил], мир ему, который сказал: “Так ты уже снял оружие? Ангелы же, поистине, свое оружие не снимали! Я только что перестал преследовать курайшитов, а ты иди на бану курайза вместе с теми, кто находится с тобой. Я (тоже) пойду (к ним) перед тобой, и сотрясу их укрепления, и внушу сердцам их страх!” – после чего Джибрил [Гавриил] отправился туда вместе с другими ангелами. 
Тогда по приказу Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, муаззин [призывающий к намазу] объявил людям: “Пусть тот, кто слушает и повинуется, совершит послеполуденную молитву не иначе как у поселения бану курайза!” А потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил за старшего в Медине Ибн Умм Мактума и вручил знамя Али бин Абу Талибу, да будет доволен Аллах ими обоими, которого он отправил к домам бану курайза первым. И Али, да будет доволен им Аллах, шел, пока не приблизился к их укреплениям, услыхав, как они поносят Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. 
А потом из Медины выступил и сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в сопровождении мухаджиров и ансаров. По пути он остановился у одного из колодцев племени бану курайза под названием Бир Ана. Что же касается мусульман, то они поспешили выполнить его приказ и немедленно двинулись к поселению иудеев. Время послеполуденной молитвы застало их в пути, и некоторые из них сказали: “Мы будем молиться только у домов бану курайза, как нам и было велено!” – и отдельные люди даже совершили эту молитву только после вечерней молитвы. Другие же сказали: “Не этого он хотел от нас, а хотел он только того, чтобы мы двигались побыстрее”, и совершили эту молитву в пути, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не стал порицать никого из них. 
Так мусульманское войско отдельными отрядами двинулось на поселение бану курайза, а когда все люди соединились с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, оказалось, что набралось три тысячи воинов, в том числе тридцать всадников. Добравшись до укреплений бану курайза, мусульмане взяли их в осаду.
Когда иудеи стали ощущать трудности, вызванные этой осадой, их предводитель, Ка‘б бин Асад, обратился к ним, предложив три возможных решения: “Вам следует либо принять ислам и стать единоверцами Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, что позволит вам сохранить свои жизни, имущество, жен и детей, ведь, клянусь Аллахом, вам уже ясно, что он – посланный Богом Пророк, о котором вы можете прочитать в вашем Писании, либо собственными руками убить ваших жен и детей, а потом выйти к этому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с обнаженными мечами и сражаться с ним, пока вы не победите мусульман или не погибнете все до последнего, либо напасть на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников в субботу, поскольку точно известно, что они не станут ждать сражения вами в этот день”. Однако иудеи не приняли ни одного из этих трех предложений, и тогда их вождь, Ка‘б бин Асад, в гневе сказал: “Ни один из вас никогда не засыпал, приняв твердое решение, с тех пор как родила его мать!” 
После того как иудеи отвергли эти предложения, им осталось только сдаться на милость Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однако сначала они решили связаться с некоторыми своими бывшими союзниками из числа мусульман в надежде узнать, что их может ожидать, если они сдадутся. И они обратились к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросив его прислать к ним их бывшего союзника Абу Любабу, да будет доволен им Аллах, имущество и дети которого находились на их территории и совета которого они хотели спросить. Когда они увидели его, мужчины подошли к нему, а женщины и дети принялись плакать, и ему стало жалко их. Они спросили: “О Абу Любаба, сдаться ли нам на милость Мухаммаду?” Он сказал: “Да”, и указал рукой себе на горло, желая дать им понять, что их ожидает смерть, но понял, что тем самым предает Аллаха и Его Посланника, и сразу же ушел оттуда. Однако к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он не вернулся, а явился в мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине, привязал себя к одному из ее столбов и дал обет, что отвяжет его от этого столба только сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и что отныне он никогда не появится на землях бану курайза. Когда об этом узнал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который с нетерпением ожидал его, он сказал: “Если бы он явился ко мне, я бы обязательно попросил для него прощения у Аллаха, однако что сделано, то сделано, и я не стану освобождать его до тех пор, пока его покаяние не примет Аллах!” 
Несмотря на знак, который подал иудеям Абу Любаба, они все же решили сдаться на милость Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотя и могли выдержать долгую осаду, поскольку располагали большими запасами продовольствия и воды, а их укрепления были неприступны, тогда как мусульмане, находившиеся на открытом месте, страдали от холода и голода, не говоря уже о том, что из-за военных действий, продолжавшихся с начала битвы у рва, они испытывали сильную усталость. Однако война с бану курайза также была и войной нервов, и в конечном итоге Аллах вселил в их сердца страх и они пали духом, а потом вперед вышли Али бин Абу Талиб и аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, да будет доволен Аллах ими обоими, и Али закричал: “О отряд верующих, клянусь Аллахом, либо постигнет меня то же, что постигло Хамзу, либо я возьму их укрепление!”
После этого они поспешили сдаться на милость Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он велел взять под стражу мужчин, и руки их заковали в цепи под наблюдением Мухаммада бин Саламы аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, а женщин и детей от них отделили. Ауситы обратились к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: “О Посланник Аллаха, ты сам знаешь, как ты поступил с людьми из племени бану кайнука, которые были союзниками наших братьев-хазраджитов, а эти люди являются нашими покровителями, так окажи им благодеяние”. На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Согласитесь ли вы, чтобы судьбу их решил один из вас?” Они сказали: “Да”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Так пусть решает Са‘д бин Му‘аз”, и люди сказали: “Мы согласны”. 
После этого послали за Са‘дом бин Му‘азом, да будет доволен им Аллах, который из-за полученной им тяжелой раны в битве у рва не пошел вместе с другими, а остался в Медине. Его посадили на осла и привезли к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Окружив его, ауситы стали говорить: “О Са‘д, окажи благодеяние твоим покровителям и прояви доброту по отношению к ним, ибо Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предоставил возможность решать тебе, чтобы ты сделал им добро!” – что же касается Са‘да, да будет доволен им Аллах, то он молчал и ничего не говорил им в ответ, а когда они стали настаивать, он сказал: “Для Са‘да настало время доказать, что, когда речь идет об Аллахе, он не боится порицания порицающего!” – и, услышав это, часть их вернулась в Медину, сообщив людям, что иудеям не избежать смерти. 
Когда Са‘д, да будет доволен им Аллах, подъехал к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал своим сподвижникам: “Подойдите к вашему вождю!” – и они помогли ему спешиться, а потом сказали: “О Са‘д, судьба этих людей зависит от тебя”. Он спросил: “И мой приговор им будет исполнен?” Они сказали: “Да”. Он спросил: “И мусульмане подчинятся этому?” Они сказали: “Да”. Он спросил: “И тот, кто находится там, тоже?” – и повернулся лицом к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в знак уважения к нему, Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да, и я”. Тогда Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал: “В таком случае я приговариваю к смерти их мужчин; женщин и детей следует взять в плен, а имущество – разделить”, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты рассудил согласно велению ( ниспосланному) Аллахом, Который выше семи небес!” 
После того как с бану курайза было покончено, ответ на свою мольбу, о которой мы упоминали, рассказывая о битве у рва, получил праведный раб Аллаха Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поставил для него палатку во дворе мечети, чтобы ему не приходилось далеко ходить, навещая его, а когда мужчины бану курайза были казнены, раны Са‘да, да будет доволен им Аллах, открылись. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– И кровь полилась у него из груди, что не понравилось людям из племени гифар, палатка которых также стояла во дворе мечети, ибо кровь хлынула к ним потоком, и они спросили: “Эй, в палатке, что это льется от вас к нам?” – а потом оказалось, что это Са‘д истек кровью и умер”. [Аллах даровал ему так, как он попросил Аллаха].
В обоих “Сахихах” приводится хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Престол Милостивого заколебался от смерти Са‘да бин Му‘аза”. Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда несли погребальные носилки Са‘да бин Му‘аза, лицемеры говорили: “Как легки его носилки!” – а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, носилки его несут ангелы!” 
Во время осады бану курайза был убит один человек из числа мусульман по имени Халляд бин Сувайд, да будет доволен им Аллах, на которого сбросила жернов женщина из бану курайза. Кроме того, во время этой осады своей смертью умер брат ‘Уккяши, Абу Синан бин Михсан, да будет доволен Аллах ими обоими.
Что же касается Абу Любабы, да будет доволен им Аллах, то он оставался привязанным к столбу в мечети в течение шести дней, а его жена приходила и отвязывала его перед каждой молитвой, после чего он снова привязывал себя к этому столбу. А через некоторое время в предрассветный час, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился у Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, ему было ниспослано откровение, из которого он узнал, что покаяние Абу Любабы, да будет доволен им Аллах, было принято. Сообщается, что Абу Любаба сказал: «(Умм Салама) подошла к двери своей комнаты и сказала мне: “О Абу Любаба, радуйся, ибо Аллах принял твое покаяние!”» И люди бросились к нему, чтобы отвязать его но он отказался от этого, сказав, что это сделает только Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, действительно отвязал его сам, когда выходил на утреннюю молитву. 
Поход на бану курайза был предпринят в месяце зу-ль-ка‘да пятого года хиджры, а осада их поселения продолжалась двадцать пять дней.
Аллах Всевышний ниспослал несколько аятов суры “Сонмы” о битве у рва и походе на бану курайза. Эта сура стала комментарием к важнейшим моментам, имевшим отношение к действиям верующих и лицемеров, лишению сил союзных племен и результатам предательства иудеев.
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ПОХОДА НА БАНУ КУРАЙЗА
Поход Мухаммада бин Масламы, да будет доволен им Аллах
Это был первый военный поход после завершения битвы у рва и подавления бану курайза, а участие в нем приняло тридцать всадников.
Отряд под командованием Мухаммада бин Масламы, да будет доволен им Аллах, двинулся в сторону аль-Карта, который расположен близ Дарйа по направлению к аль-Бакарат в Неджде, Дарйа же находится на расстоянии семи дней пути от Медины. Этот отряд выступил в поход через десять дней после начала месяца мухаррам шестого года хиджры и направился к местам обитания рода бану бакр бин киляб. Когда мусульмане напали на этих людей, те разбежались, а победители захватили много скота. Они вернулись в Медину за один день до конца мухаррама, приведя с собой вождя племени бану ханифа Сумаму бин Усаля аль-Ханафи, который изменил свою внешность и отправился в путь, чтобы убить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по приказу лжепророка Мусайлимы. 
Захватив Сумаму, мусульмане привязали его к одному из столбов мечети. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нему и спросил: “Что скажешь, о Сумама?” (В ответ ему Сумама) сказал: “У меня все хорошо, о Мухаммад, так как, если ты убьешь меня, будет кому за меня отомстить, если окажешь мне благодеяние, то окажешь его человеку благодарному, если же ты хочешь денег, то требуй с (этого человека), что пожелаешь!” Его оставили до следующего дня, а потом (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) спросил его: “Что скажешь, о Сумама?” Он сказал: “То же, что я уже говорил: если ты окажешь мне благодеяние, то окажешь его человеку благодарному”, и его (опять) оставили до следующего дня, а потом (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) спросил его: “Что скажешь, о Сумама?” – и он сказал: “Только то, что я уже сказал тебе”. (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел: “Отпустите Сумаму”. После этого Сумама направился в пальмовую рощу, находившуюся поблизости от мечети, совершил полное омовение, а потом вошел в мечеть и засвидетельствовал, что принимает ислам. Он сказал: “О Мухаммад! Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твое лицо, но (теперь) оно стало для меня самым любимым из (всех) лиц! Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, а (теперь) твоя религия стала для меня самой любимой! Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, а (теперь) этот город стал для меня самым любимым! Поистине, твои всадники захватили меня, в то время, когда я хотел совершить умру”. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал его благой вестью и велел ему совершить эту умру, когда же (Сумама) приехал в Мекку, кто-то сказал ему: “Так ты отступился (от своей веры)?” (В ответ Сумама) сказал: “Нет, но я принял ислам вместе с Мухаммадом, посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и клянусь Аллахом, не поступит к вам из Йамамы ни одного зернышка пшеницы без разрешения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует!” Что же касается Йамамы, то она снабжала Мекку продовольствием, и когда Сумама, да будет доволен им Аллах, уехал туда, он запретил возить в Мекку зерно, в результате чего курайшиты стали голодать, а потом они отправили Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послание, в котором просили пожалеть их и написать Сумаме, да будет доволен им Аллах, чтобы тот разрешил возить к ним продовольствие, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это. 
Поход на бану Лихйан
Как уже сообщалось ранее, в результате вероломства людей из рода бану лихйан десять сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были убиты в ар-Раджи‘, но поскольку их поселения располагались в самом сердце Хиджаза у границ Мекки, а отношения между мусульманами, с одной стороны, и курайшитами и бедуинами, с другой, были крайне напряженными ввиду обоюдного стремления к мщению за кровь, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, считал, что до поры до времени совершать походы в районы, расположенные поблизости от территории главного врага мусульман, не следует. Однако после того как союзные племена лишились сил, утратили свою решимость и в определенной степени смирились с существующим положением дел, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посчитал, что настало время отомстить бану лихйан за своих сподвижников, погибших в ар-Раджи‘. В месяце раби аль-авваль или джумада аль-уля шестого года хиджры Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повел на бану лихйан отряд из двухсот своих сподвижников, оставив за старшего в Медине Ибн Умм Мактума, да будет доволен им Аллах, и сделав вид, что направляется в сторону Шама. Однако потом он изменил направление движения и быстро достиг Батн Гарран, вади, расположенного между Амаджем и ‘Усфаном, где были убиты его сподвижники, которых Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, жалел и за которых обращался с мольбами к Аллаху. Услыхав о появлении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, бану лихйан разбежались и попрятались в вершинах гор, и он никого не смог захватить. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался там в течение двух дней, рассылая вокруг отряды мусульман. но и они никого захватить не сумели. А затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся на 'Усфан, направив десять всадников в Кура' аль-Гамим, чтобы напомнить о себе курайшитам, после чего вернулся в Медину после двух недельного отсутствия.


Продолжение походов

После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал направлять военные отряды из Медины. Ниже приводятся краткие сведения об этих походах.
1. Поход ‘Уккяши бин Михсана, да будет доволен им Аллах, в аль-Гамир, предпринятый в месяце раби аль-авваль шестого года хиджры. ‘Уккяша, да будет доволен им Аллах, отправился в аль-Гамир, место, где находился источник воды племени бану асад, во главе отряда из сорока человек. Бедуины разбежались, а мусульмане захватили двести верблюдов и пригнали их в Медину.
2. Поход на Зу-ль-Касса отряда под командованием Мухаммада бин Масламы, да будет доволен им Аллах, состоявшийся в месяце раби ас-сани шестого года хиджры. Ибн Маслама, да будет доволен им Аллах, повел отряд в десять человек на Зу-ль-Кассу, где обитало племя бану са‘ляба. Их подстерегли враги в количестве ста человек, и когда мусульмане заснули, перебили всех за исключением Ибн Масламы, да будет доволен им Аллах, которому, несмотря на полученное ранение, удалось бежать.
3. Поход на Зу-ль-Касса отряда под командованием Абу ‘Убайды бин аль-Джарраха, да будет доволен им Аллах, в месяце раби ас-сани шестого года хиджры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил туда этот отряд сразу же после гибели товарищей Мухаммада бин Масламы, да будет доволен ими Аллах, и Абу ‘Убайда, да будет доволен им Аллах, повел к месту их гибели сорок человек, которые шли туда пешком по ночам и добрались до поселений бану са‘ляба ранним утром, после чего неожиданно напали на них. Однако люди из племени бану са‘ляба бежали в горы, где преследовать их было невозможно, и удалось захватить только одного человека, который впоследствии принял ислам. Кроме того, была захвачена богатая добыча.
4. Поход на аль-Джамум Зайда бин Харисы, да будет доволен им Аллах, в месяце раби ас-сани шестого года хиджры. Аль-Джамум – это источник воды племени бану салим, который находился у перевала Марр аз-Захран. Зайд, да будет доволен им Аллах, двинулся на них, захватив по пути одну женщину из племени музайна по имени Халима, которая указала им, где располагался лагерь противника. Мусульмане напали на него и захватили добычу и пленных, а когда они вернулись обратно, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил эту женщину на волю и выдал ее замуж.
5. Поход Зайда бин Харисы, да будет доволен им Аллах, на аль-‘Айс в месяце джумада аль-уля шестого года хиджры. Он повел туда сто семьдесят всадников и захватил караван курайшитов, возглавляемый зятем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу-ль-Асом, которому удалось ускользнуть от них. Он явился к Зайнаб, да будет доволен им Аллах, и обратился к ней с просьбой о заступничестве, а потом попросил ее поспособствовать тому, чтобы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернул ему захваченное имущество, и она выполнила его просьбу. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал людям вернуть захваченную ими добычу, не принуждая их к этому, и они вернули ему абсолютно все. Абу-ль-Ас вернулся в Мекку и отдал доверенное ему имущество владельцам, а потом принял ислам и переселился в Медину, где Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернул ему Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, после трех с половиной лет разлуки, восстановив брак между ними. Об этом сообщается в одном из достоверных хадисов. Брак был возобновлен, поскольку в то время еще не был ниспослан аят, запрещающий выдавать мусульманок замуж за неверных. Что же касается тех хадисов, где говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернул ему Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, заключив между ними новый брак, или же что он вернул ему Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, через шесть лет, то они неверны по сути, а иснады их являются недостоверными. Удивление вызывают люди, упорно ссылающиеся на этот слабый хадис, говоря: “Абу-ль-Ас принял ислам в конце восьмого года хиджры незадолго до завоевания Мекки”, а потом противоречат сами себе, заявляя: “Зайнаб скончалась в начале восьмого года хиджры”. Мы привели множество доводов относительно этого в примечаниях к сочинению под названием “Булюг аль-марам”, а Муса бин Укба склоняется к тому, что захват этого каравана был осуществлен Абу Басиром и его товарищами в седьмом году хиджры, однако это не соответствует содержанию ни достоверного, ни слабого хадисов.
6. Поход Зайда бин Харисы, да будет доволен им Аллах, на ат-Тараф или ат-Тарак в месяце джумада аль-ахира шестого года хиджры. Зайд, да будет доволен им Аллах, повел на племя бану са‘ляба отряд из пятнадцати человек. Бедуины решили, что на них идет сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, испугались и разбежались, а Зайд, да будет доволен им Аллах, отсутствовавший в Медине четыре дня, захватил двадцать верблюдов.
7. Поход Зайда бин Харисы, да будет доволен им Аллах, на Вади аль-Кура в месяце раджаб шестого года хиджры. Зайд, да будет доволен им Аллах, повел туда отряд с целью сбора сведений о возможных передвижениях врага. Жители Вади аль-Кура напали на них и убили девять человек, а троим, в том числе и Зайду бин Харисе, да будет доволен им Аллах, удалось уйти.
8. Поход листьев. Согласно некоторым сообщениям, этот поход состоялся в месяце раджаб восьмого года хиджры, однако сам ход событий показывает, что этот поход состоялся еще до заключения перемирия в аль-Худайбиййе. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил нас в поход в составе отряда из трехсот всадников под командованием Абу ‘Убайды бин аль-Джарраха, поручив нам выследить караван курайшитов. В дороге голод стал мучить нас так, что мы ели листья деревьев, и поэтому поход был назван «походом листьев». Один человек зарезал трех верблюдов, потом еще трех, а потом еще трех, после чего Абу ‘Убайда запретил ему делать это. А через некоторое время море выбросило нам животное, именуемое «‘анбар» (кашалот), и мы ели его целых полмесяца и умащались его жиром, пока тела наши не вернулись к прежнему состоянию и не поправились. И Абу Убайда взял одно из ребер этого животного, выбрал самого высокого воина и самого высокого верблюда, посадил его на этого верблюда, и тот проехал под этим ребром. Мы запаслись большими кусками его мяса, а после возвращения в Медину мы пришли к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обо всем рассказали ему и он сказал: “Это – удел, дарованный вам Аллахом. Найдется ли у вас (немного) его мяса и для меня?” – и мы послали Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часть этого мяса.
В связи с этим мы и говорим, что обстоятельства этого похода указывают на то, что он состоялся до заключения перемирия в аль-Худайбиййе, так как после этого мусульмане больше не нападали на караваны курайшитов.

Поход на бану аль-Мусталик, известный также как поход на аль-Мурайси‘, состоявшийся в месяце Ша‘бан шестого года Хиджры

Несмотря на то что этот поход не имел большого военного значения, во время его осуществления случилось то, что привело мусульманское общество в возбуждение, навлекло на лицемеров позор и послужило причиной установления назидательных наказаний, способствовавших облагораживанию мусульманского общества и поддержанию духовной чистоты людей. Сначала мы расскажем об этом походе, а потом упомянем и о вышеупомянутом случае.
Скорее всего поход на бану аль-мусталик состоялся в месяце ша‘бан шестого года хиджры. Причиной его послужило то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узнал, что вождь бану аль-мусталик аль-Харис бин Абу Дирар во главе своих воинов и других арабов, которых ему удалось собрать, двинулся на него войной. Для проверки достоверности этого сообщения к ним был послан Бурайда бин аль-Хасиб аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, который явился к ним, встретился с аль-Харисом бин Абу Дираром, поговорил с ним, а потом вернулся к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и обо всем ему рассказал.
Убедившись в том, что полученные им известия соответствуют истине, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал своих сподвижников в поход и поспешил выступить в путь за два дня до конца месяца ша‘бан. Вместе с ним в поход пошли и некоторые лицемеры, не принимавшие участия в военных походах мусульман прежде. За старшего в Медине Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по одним сведениям, оставил Зайда бин Харису, по другим – Абу Зарра, а по третьим – Нумайлю бин Абдуллаха аль-Ляйси, да будет доволен всеми ими Аллах. Что же касается аль-Хариса бин Дирара, то он направил соглядатая, чтобы тот сообщал ему о передвижениях мусульманской армии, но мусульмане захватили и казнили его.
Когда аль-Харис бин Абу Дирар и его приспешники узнали о походе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и казни их шпиона, их охватил сильный страх, и арабы, находившиеся с ним, покинули его. Тем временем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, добрался до одного из их источников под названием аль-Мурайси‘, который находился в районе побережья близ Кудайда, и мусульмане стали готовиться к бою. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, построил своих сподвижников в боевой порядок и вручил знамя мухаджиров Абу Бакру, а знамя ансаров – Са‘ду бин ‘Убаде, да будет доволен Аллах ими обоими. Некоторое время противники обстреливали друг друга из луков, а потом все мусульмане по приказу Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бросились в атаку и одержали победу. Многобожники были разбиты, кто-то из них погиб, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял в плен женщин и детей и захватил много добычи. Мусульмане потеряли только одного человека, которого по ошибке убил кто-то из ансаров, приняв его за врага.
Эти сообщения приводят авторы жизнеописаний и книг о военных походах, однако Ибн аль-Каййим пишет: “Это ошибка, поскольку они вообще не вступали в бой, но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, напал на них у этого источника, взял в плен женщин и детей и захватил добычу, как сообщается об этом в “Сахихе”, где сказано, что “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (неожиданно) напал на (людей из племени) бану аль-мусталик, когда они этого не ожидали, а их скот находился на водопое, перебил их бойцов и захватил в плен их детей и женщин. И в тот день (Пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) досталась Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах”.”
Итак, среди пленных находилась и дочь вождя бану аль-мусталик аль-Хариса, Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах. При разделе добычи она досталась Сабиту бин Кайсу, да будет доволен им Аллах, с которым она договорилась о выкупе за ее освобождение, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплатил его и женился на ней. После этого мусульмане отпустили на волю сто человек из этого племени, которые приняли ислам и которых стали называть родственниками Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по линии жены.
Что же касается событий, имевших место в этом походе, то, поскольку произошли они из-за главы лицемеров ‘Абдуллаха бин Убаййа и его товарищей, мы считаем нужным сначала упомянуть о некоторых их делах в мусульманском обществе.
Указанием на это служит содержание хадиса о клевете, в котором упоминается о том, что это случилось после ниспослания аята о необходимости ношения женщинами покрывала, который был ниспослан относительно Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, которая в то время уже являлась женой Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ее, что она думает об Аише, да будет доволен ею Аллах, на что она сказала: “О Посланник Аллаха, я (не говорю того, чего не) видела и не слышала. Клянусь Аллахом, мне известно о ней только благое!” Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “И она соперничала со мной, (стараясь добиться любви Посланника Аллаха, ), но Аллах защитил ее посредством (ее) благочестия”. Что же касается хадиса о клевете, в котором сообщается, что Са‘д бин Му‘аз и Са‘д бин ‘Убада, да будет доволен Аллах ими обоими, вступили в конфликт из-за людей, распространявших клевету, то известно, что Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, скончался вскоре после похода на бану курайза. Таким образом, ясно, что это сообщение является ошибкой передатчика. Ибн Исхак передает хадис о клевете со слов аз-Зухри, ссылавшегося на слова ‘Убайдуллаха бин ‘Абдуллаха бин ‘Утбы, который передал слова Аиши, да будет доволен ею Аллах, не упомянув о Са‘де бин Му‘азе, но говоря об Усайде бин Худайре, да будет доволен Аллах ими обоими. Абу Мухаммад бин Хазм сказал: “Это, несомненно, и является правильным, а упоминание о Са‘де бин Му‘азе, да будет доволен им Аллах, – ошибка”. (См.: “Зад аль-ма‘ад”, 1/18). Удивление вызывают слова Мухаммада аль-Газали, указывающего, что Ибн аль-Каййим относит этот хадис к событиям пятого года хиджры (“Фикх ас-сира”, с. 223), несмотря на то, что в “Аль-Худа” (2/115) Ибн аль-Каййим подобное отвергает.

Роль, которую в событиях, предшествовавших походу на бану аль-Мусталик, сыграли лицемеры

Мы уже неоднократно упоминали о том, что Абдуллах бин Убайй ненавидел ислам и мусульман, но особо сильную ненависть он питал к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Причиной подобной ненависти было то, что в свое время ауситы и хазраджиты договорились между собой вручить ему власть над ними и уже приготовили жемчуг для его короны, но потом они приняли ислам, что заставило их отвернуться от Ибн Убаййа, и с тех пор он считал, что это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лишил его власти.
Эту ненависть он стал испытывать сразу же после переселения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину, еще до того, как сделал вид, что принимает ислам после битвы при Бадре, не избавившись от нее и впоследствии. Сообщается, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, севший верхом на своего осла, чтобы навестить заболевшего Са‘да бин ‘Убаду, да будет доволен им Аллах, проехал мимо группы людей, среди которых находился и Абдуллах бин Убайй, а тот сморщил нос и сказал: “Не пылите на нас!” А когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал читать собравшимся Коран, он сказал: “Сиди у себя дома и не приходи в наши собрания!”
Это было еще до того как он для вида принял ислам, но и после битвы при Бадре, когда он сделал это, Ибн Убайй все так же продолжал оставаться врагом Аллаха, Его посланника и верующих и думал только о том, как бы внести раскол в исламское общество и ослабить влияние ислама. Он поддерживал дружеские отношения с врагами этой религии, сыграл свою роль в столкновении с иудеями из племени бану кайнука, о чем мы уже рассказывали раньше, а во время битвы при Ухуде причинил мусульманам много зла, предал их и стал причиной смятения в их рядах, о чем также говорилось выше.
Указанием на коварство и лживость этого лицемера по отношению к верующим может служить то, что, после того как Абдуллах бин Убайй сделал вид, что принимает ислам, он каждую пятницу вставал, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, садился перед пятничной проповедью в мечети, и говорил людям: “Среди вас находится Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, присутствием которого Аллах почтил вас, так помогайте же ему, слушайте его и повинуйтесь ему!” – после чего он садился, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимался со своего места и произносил проповедь. О бесстыдстве же этого лицемера свидетельствует то, что в первую пятницу после сражения при Ухуде, во время которого он причинил мусульманам так много вреда, совершив отвратительное предательство, он снова поднялся, чтобы произнести то, что всегда говорил прежде, но мусульмане схватили его за края одежды и сказали: “Садись, о враг Аллаха! Ты не достоин этого, ибо сделал ты то, что сделал!” – и он пошел к выходу, перешагивая через шеи людей и говоря: “Клянусь Аллахом, можно подумать, что я сказал что-то неподобающее! Я ведь встал только для того, чтобы поддержать его!” А у ворот мечети его встретил один из ансаров, который сказал: “Горе тебе! Вернись, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросит Аллаха простить тебя!”, – на что он ответил: “Клянусь Аллахом, не хочу я, чтобы он просил для меня прощения!”
Абдуллах бин Убайй поддерживал тайную связь с иудеями из племени бану ан-надир, замышляя вместе с ними дурное против мусульман, и он даже сказал им: “Если вы будете изгнаны, то и мы уйдем вместе с вами, а если с вами будут сражаться, то мы непременно поможем вам!”
 Точно так же он и его товарищи вели себя и во время битвы у рва: они сеяли смятение и старались внушить сердцам верующих страх, о чем Аллах Всевышний сказал так:

– (Вспомните, как) лицемеры и те, в сердцах которых болезнь, говорили: “Обещанное нам Аллахом и Посланником Его (оказалось) только обманом!” ~ (Вспомните, как) некоторые из них сказали: “О жители Йасриба! Вы не можете противостоять (нам), возвращайтесь же назад!”, – и часть из них стала просить Пророка, говоря: “Поистине, дома наши (остались) без защиты!” – (но дело было) не в беззащитности: поистине, сами они думали только о бегстве. ~ А если бы (враги) вошли к ним (в город) с (разных) его сторон и подверглись они испытанию, то они совершили бы это и (сопротивлялись бы) недолго. ~ Раньше они пообещали Аллаху, что не отступят, а за обещание, (данное) Аллаху, будет спрошено! ~ Скажи: “Никогда не принесет вам пользы бегство, если побежите вы от смерти или гибели (на поле боя), а (если вы и сбежите, то сможете) наслаждаться (жизнью) лишь немного!” ~ Скажи: “Кто защитит вас от Аллаха, если Он захочет причинить вам зло, или (кто помешает Ему), если захочет (Он оказать) вам милость?” Не найти им для себя ни покровителя, ни помощника, кроме Аллаха! ~ Знает Аллах тех из вас, которые удерживают (других от сражения) и говорят своим братьям: “Идите к нам!” – принимая участие в войне лишь немного ~ (и проявляя) скупость по отношению к вам. Когда (людей охватывает) страх, ты видишь, как они смотрят на тебя: глаза их закатываются, будто у лишившегося чувств (перед) смертью, когда же страх проходит, они ранят вас (своими) острыми языками, (оставаясь) скупыми на благое. Такие не уверовали, и Аллах сделал тщетными дела, и это для Аллаха легко. ~ Они считают, что союзные племена не ушли, а если явятся эти племена (снова), пожелают они кочевать среди бедуинов, расспрашивая (людей) о том, что с вами (происходит), если же окажутся они среди вас, то будут сражаться лишь немного (“Сонмы”, 12–20).

Между тем все враги ислама, в том числе иудеи, лицемеры и многобожники, хорошо знали, что причиной победы мусульман было не превосходство в живой силе и не то, что они были лучше вооружены. Причина была лишь в том, что они ориентировались на высокие духовные ценности и придерживались нравственных принципов, которых придерживается исламское общество и каждый из тех, кто принадлежит к исламской религии. И врагам ислама было известно, что вдохновителем всего этого был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, являвший собой наилучший и непревзойденный пример живого воплощения этих ценностей.
Кроме того, после продолжавшихся в течение пяти лет войн они поняли, что покончить с этой религией и ее приверженцами силой оружия невозможно, а поэтому решили развязать против ислама пропагандистскую войну, обвинив мусульман в аморальности и неуважении к традициям и сделав главным объектом своих нападок Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И при этом они могли заниматься подобными вещами постоянно, поскольку являлись пятой колонной в рядах мусульман и жили в Медине, имея возможность в любой момент устраивать любые провокации, воздействуя на чувства мусульман. Ведение этой пропагандистской кампании взяли на себя лицемеры во главе с Ибн Убаййем.
Их планы стали очевидны после завершения битвы у рва и женитьбы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на матери правоверных Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, с которой развелся его приемный сын Зайд бин Хариса, да будет доволен им Аллах. Дело в том, что прежде арабы всегда считали, что приемный сын ничем не отличается от родного и что человеку, который усыновляет кого-либо, запрещается сочетаться браком с бывшей женой своего приемного сына. Вот почему, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, лицемеры, как им показалось, получили сразу два повода для того, чтобы вызвать у людей недовольство им.
Первый. Эта его жена была пятой по счету, тогда как Коран позволяет жениться только на четырех женщинах, и они спрашивали: как же может быть действительным такой брак?
Второй. Прежде Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, являлась женой приемного сына Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и женитьба на ней, согласно старым арабским традициям, считалась величайшим грехом, на что лицемеры и упирали больше всего в своей пропаганде, выдумывая всевозможные небылицы. Так, например, они говорили: “Мухаммад неожиданно увидел ее, и его охватила такая страстная любовь, что он был не в силах ничего с этим поделать, а когда об этом узнал его сын Зайд, он освободил для Мухаммада место.” И они так интенсивно распространяли эти лживые измышления, что сообщения об этом дошли и до наших дней, найдя свое отражение в тафсирах и сборниках хадисов. Кроме того, эти слухи оказали сильное влияние на тех людей, вера которых была слаба, в силу чего были ниспосланы ясные аяты Корана, которые заключали в себе лекарство от болезни сердец. И о том, сколь широкое распространение получила эта пропаганда, свидетельствует тот факт, что Аллах Всевышний открывает суру “Сонмы” следующим аятом: “О Пророк! Бойся Аллаха и не подчиняйся неверным и лицемерам: поистине, Аллах – Знающий, Мудрый” (“Сонмы”, 1).
Все вышеупомянутое является лишь кратким перечислением того, что совершали лицемеры до похода на бану аль-мусталик, но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стойко переносил это, неизменно проявляя терпение, мягкость и доброжелательность, а мусульмане в основной своей массе остерегались их зла или проявляли терпение, поскольку уже не раз становились свидетелями их позорных поступков, о чем Аллах Всевышний сказал так: “Неужели они не видят, что подвергаются испытанию ежегодно один или два раза? А потом они не раскаиваются и не поучаются (ничему)” (“Покаяние”, 126).


О той роли, которую лицемеры сыграли во время похода на бану аль-Мусталик

Когда начался поход на бану аль-мусталик, лицемеры, принявшие в нем участие, своим поведением подтвердили правильность слов Аллаха Всевышнего, Который сказал: “Если они выступят (в поход) вместе с вами, то увеличат лишь замешательство и проникнут в (вашу среду) в стремлении (посеять меж) вами смуту … ” (“Покаяние”, 47). Лицемеры использовали два случая, когда им представилась возможность совершить дурное: они послужили причиной сильного замешательства в рядах мусульман и распускали о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, грязные слухи. Ниже приводятся некоторые подробности этого:
1. Слова лицемеров “Поистине, если мы вернемся в Медину, то более могущественные непременно изгонят из нее презренных!”
 После завершения похода Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, некоторое время оставался у колодца аль-Мурайси‘, к которому приходили за водой люди. У Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, был наемный слуга по имени Джахджах аль-Гифари, который повздорил из-за воды с Синаном бин Вабром аль-Джухани, да будет доволен Аллах ими обоими, что закончилось дракой. Аль-Джухани закричал: “О ансары!” – а Джахджах закричал: “О мухаджиры!” – и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Неужели продолжаете вы обращаться (друг к другу) с призывами времен джахилийи в моем присутствии?! Прекратите, ибо это дурно пахнет!” Узнав об этом, Абдуллах бин Убайй бин Салюль, с которым находилась группа его соплеменников, а также тогда еще совсем юный Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, разгневался и воскликнул: “Неужели они сделали это?! Они проявляют к нам враждебность, и они превзошли нас числом в нашем собственном городе! Клянусь Аллахом, получилось у нас с ними, как говорили прежде: “Раскорми свою собаку, так она тебя же и съест!” Но, клянусь Аллахом, поистине, если мы вернемся в Медину, то более могущественные непременно изгонят из нее презренных!” А потом он повернулся к присутствующим и сказал им: “Вы сделали это с собой своими собственными руками, ибо поселили их у себя и поделились с ними своим имуществом, а если бы вы не отдавали им свое добро, то они ушли бы на другое место!”
Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сообщил об этом своему дяде, а тот передал его слова Посланнику Аллаха, у которого в это время находился Умар, да будет доволен им Аллах, воскликнувший: “Вели ‘Аббаду бин Бишру, чтобы он убил его!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Умар, а что же будет, если люди станут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников? Нет, и объяви (людям), что пора отправляться в путь” хотя раньше Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не снимался с места в такое время. И люди двинулись в путь, а через некоторое время с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретился Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, который приветствовал его и спросил: “Почему ты ушел в такое неподходящее время?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Разве ты не знаешь, что сказал ваш товарищ?” – имея в виду Ибн Убаййа. Усайд спросил: “А что он сказал?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он утверждает что, когда он вернется в Медину, могущественные непременно изгонят оттуда презренных”. На это Усайд сказал: “Это ты, о Посланник Аллаха, изгонишь его оттуда, если пожелаешь! Клянусь Аллахом, это он презренный, а ты – могущественный!” А потом он сказал: “О Посланник Аллаха, прояви к нему доброту, ибо, клянусь Аллахом, когда Аллах привел тебя к нам, его соплеменники уже готовили жемчуг, чтобы увенчать его короной, и теперь он считает, что это ты лишил его власти!”
Так они шли весь день и всю ночь, а когда на следующий день стало припекать солнце и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился на отдых, люди сразу же повалились на землю и заснули. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступил так только для того, чтобы отвлечь их от ненужных разговоров.
Когда Ибн Убайй узнал, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, передал его слова Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он явился к нему и стал клясться Аллахом, говоря: “Я не говорил того, о чем он сказал, и не касался этого!” Один из присутствовавших при этом ансаров сказал: “О Посланник Аллаха, может быть, этот юноша ошибся и неправильно запомнил то, что он сказал?” – и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поверил Ибн Убаййу. Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Из-за этого меня охватила такая печаль, которую я никогда раньше не испытывал, и я сидел у себя дома, а потом Аллах Всевышний ниспослал (следующие аяты): «Когда лицемеры являются к тебе, они говорят: 
“Мы свидетельствуем, что ты – действительно посланник Аллаха”, и Аллах знает, что ты действительно являешься Его посланником, и Аллах свидетельствует, что лицемеры действительно являются лжецами. ~ Они использовали свои клятвы в качестве щита, отвращая (людей) от пути Аллаха: поистине, плохо они поступали! ~ Это потому, что (сначала) они уверовали, потом же стали неверными, и сердца их были запечатаны: вот почему они не понимают. ~ Когда ты смотришь на них, (внешний вид) их тебе нравится, а если они говорят, ты слушаешь их слова, (хотя на самом деле) подобны они (кускам) дерева, (которыми) подпирают (стены). Считают они всякий крик (угрозой) себе. Они – враги (тебе), остерегайся же их, да поразит их Аллах! Как же они заблуждаются! ~ А когда говорят им: “Идите: посланник Аллаха попросит для вас прощения!” – они поворачивают свои головы, и ты видишь, как они отвращаются (от пути Аллаха), превозносясь. ~ Для них не имеет значения, станешь ты просить прощения для них или нет, (ибо) Аллах никогда не простит их, (ведь) Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых! Они и есть те, которые говорят: “(Ничего) не расходуйте на тех, кто (находится) с посланником Аллаха, пока они не покинут (его)!”, – (а) сокровища небес и земли принадлежат Аллаху, но лицемеры не понимают (этого). Они говорят: “Поистине, если мы вернемся в Медину, то более могущественные непременно изгонят из нее презренных!” 
– что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он послал за мной, прочитал (эту суру), а потом сказал: “Поистине, Аллах подтвердил твою правоту, о Зайд!”
Что же касается Абдуллаха бин Абдуллаха бин Убаййа, да будет доволен им Аллах, сына этого лицемера, то он был праведным человеком и относился к числу наилучших сподвижников. После этого он отрекся от своего отца и встал на его пути у ворот Медины, обнажив свой меч, а когда туда подошел Ибн Убайй, он сказал ему: “Клянусь Аллахом, ты не пройдешь здесь, пока тебе не позволит сделать этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо это он могущественный, а ты – презренный!” А когда туда подъехал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, он дал ему свое разрешение на это, и тогда сын ушел с его пути. Сообщается также, что Абдуллах бин Абдуллах бин Убайй, да будет доволен им Аллах, сказал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “О Посланник Аллаха, если ты пожелаешь убить его, вели мне сделать это, и, клянусь Аллахом, я принесу тебе его голову!”


Шейх Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури
Перевод: канд. философских наук Нирша В.
*******************************************************************************










Комментариев нет :

Отправить комментарий