суббота, 30 января 2016 г.

Жизнь Пророка ! (18)

ПОХОДЫ, СОВЕРШЕННЫЕ ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ МЕККИ
После возвращения из этого долгого и успешного похода Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, жил в Медине, принимая делегации, назначая наместников, направляя к людям тех, кто призывал их к исламу, и подавляя тех, в чьих сердцах оставалось еще слишком много высокомерия, чтобы присоединиться к исламу и смириться со сложившимся в Аравии положением вещей. Ниже приводится краткий обзор важнейших событий:

Сборщики закята
Из вышеизложенного нам уже известно о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину в конце восьмого года хиджры, а уже в самом начале месяца мухаррам девятого года он направил к различным племенам сборщиков закята. Ниже приводится их список:
1. ‘Уйайна бин Хисн (к бану тамим).
2. Йазид бин аль-Хусайн (к аслам и гифар).
3. ‘Аббад бин Бишр аль-Ашхали (к салим и музайна).
4. Рафи‘ бин Макйис (к джухайна).
5. Амр бин аль-Ас (к бану фазара).
6. Ад-Даххак бин Суфйан (к бану киляб).
7. Башир бин Суфйан (к бану Ка‘б).
8. Ибн аль-Лютбийа аль-Азди (к бану зубйан).
9. Аль-Мухаджир бин Абу Умаййа (в Сану; когда он находился там, против него восстал аль-Асвад аль-‘Анси).
10. Зийад бин Лябид (в Хадрамаут).
11. Ади бин Хатим (к тай и бану асад).
12. Малик бин Нувайра (к бану ханзаля).
13. Аз-Забракан бин Бадр (к части племени бану Са‘д).
14. Кайс бин ‘Асим (к другой части племени бану Са‘д).
15. Аль-‘Аля бин аль-Хадрами (в Бахрейн).
16. Али бин Абу Талиб (в Наджран для сбора закята и джизьи).
Не все эти люди были отправлены к вышеуказанным племенам в месяце мухаррам девятого года хиджры: некоторым из них пришлось задержаться до тех пор, пока отдельные из вышеуказанных племен не приняли ислам, а то, что направлять их стали именно в девятом году хиджры, указывает на большой успех исламского призыва после заключения перемирия в аль-Худайбиййи, если же говорить, о том, что последовало после завоевания Мекки, то в этот период люди стали присоединяться к религии Аллаха толпами.

Походы
Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправлял к различным племенам не только тех сборщиков, о которых мы упоминали выше. Несмотря на то, что в целом в Аравии установился мир, обстоятельства вынудили его организовать военные походы против некоторых племен. Ниже приводятся краткие сведения об этих походах:
1. Поход отряда из пятидесяти всадников под командованием ‘Уйайны бин Хисна аль-Фазари, да будет доволен им Аллах, против племени бану тамим в месяце мухаррам девятого года хиджры. В составе этого отряда не было ни одного мухаджира и ни одного ансара. Причиной этого похода послужило то, что племя бану тамим подстрекало другие племена не платить джизью[i].
Отправившись в путь, ‘Уйайна бин Хисн, да будет доволен им Аллах, шел по ночам и прятался днем. Отряд мусульман неожиданно напал на тамимитов в пустыне, и они бежали, а ‘Уйайна бин Хисн захватил одиннадцать мужчин, двадцать одну женщину и тридцать детей, которых привели в Медину и поселили в доме Рамли бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах.
Через некоторое время просить за них в Медину пришли десять предводителей тамимитов, которые явились к дверям дома Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: “О Мухаммад, выйди к нам!” Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел, они окружили его и стали говорить с ним и он задержался с этими людьми до времени полуденной молитвы, после которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел во дворе мечети. Тамимиты решили похвастаться и показать себя перед мусульманами, выдвинув вперед своего оратора `Утарида бин Хаджиба, который произнес речь. После этого по велению Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, им ответил оратор мусульман Сабит бин Кайс бин Шаммас, да будет доволен им Аллах. Затем они выдвинули вперед своего поэта аз-Забракана бин Бадра, прочитавшего хвастливые стихи. В ответ ему свои стихи экспромтом прочитал поэт ислама Хассан бин Сабит, да будет доволен им Аллах.
Когда поэты и ораторы закончили говорить, аль-Акра‘ бин Хабис сказал:“Их оратор более красноречив, чем наш, а стихи их поэта лучше, чем стихи нашего, а их слова более убедительны”, после чего они приняли ислам, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, щедро наградил их и вернул им жен и детей[ii].
2. Поход отряда под командованием Кутбы бин Амира, да будет доволен им Аллах, против части племени хас‘ам, обитавшего в Табале близ Турбы, который состоялся в месяце сафар девятого года хиджры. Кутба повел за собой двадцать человек, которые по очереди ехали на десяти имевшихся у них верблюдах. Мусульмане неожиданно напали на хас‘амитов, и между ними завязался такой жестокий бой, что все его участники получили многочисленные ранения. Люди из отряда Кутбы перебили часть врагов, захватили пленных и скот и доставили добычу в Медину.
3. Поход на племя бану киляб отряда под командованием ад-Даххака бин Суфйана аль-Киляби, состоявшийся в месяце раби аль-авваль девятого года хиджры. Причиной этого похода стало то, что люди из этого племени не просто отвергли обращенный к ним призыв к исламу, но и стали сражаться с теми, кто обращался к ним с призывом. Мусульмане разбили их, убив одного человека из этого племени.
4. Поход на прибрежные районы близ Джидды отряда из трехсот человек под командованием ‘Алькамы бин Муджаззиза аль-Мудлиджи, да будет доволен им Аллах, состоявшийся в месяце раби аль-ахир девятого года хиджры. Этот отряд был послан для борьбы с эфиопами, которые собрались неподалеку от побережья Джидды для нападений на мекканские караваны с целью грабежа. ‘Алькама вышел в море и добрался до острова, однако эфиопы, узнавшие о том, что на них идут мусульмане, убежали.
5. Поход Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, которому было велено разбить идола племени тай, носившего имя аль-Куллюс. Этот поход состоялся в месяце раби аль-авваль девятого года хиджры. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вручил Али два знамени – белое и черное и назначил его командиром отряда из ста пятидесяти человек, у которых было сто верблюдов и пятьдесят лошадей. На рассвете они неожиданно атаковали владения Хатима ат-Та’и[iv], где находился этот идол, разбили его и захватили множество пленных и скота. Среди пленных находилась и сестра Ади бин Хатима, который убежал в Шам. В святилище аль-Куллюса мусульмане обнаружили три меча и три панциря, а на обратном пути разделили между собой добычу, оставив все самое лучшее Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не включив в подлежавшую разделу добычу родственников Хатима.
Когда они прибыли в Медину, сестра Ади бин Хатима стала пытаться умилостивить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говоря: “О посланник Аллаха, мой брат отсутствует, отец умер, а я – немощная старуха, которая не в состоянии принести другим никакой пользы, так окажи мне милость, и Аллах окажет милость тебе!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А кто твой брат?” Она сказала: “Ади бин Хатим”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Тот, который убежал от Аллаха и посланника Его?”, – после чего ушел. На следующий день она сказала ему нечто подобное и услышала в ответ то же самое. Еще через день она снова обратилась к нему, и на этот раз Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил освободить ее. Человек, который стоял рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, сказал[v] ей: “Попроси у него верховое животное”. Она так и сделала, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел удовлетворить ее просьбу.
После этого сестра Ади бин Хатима вернулась к своему брату в Шам и, встретившись с ним, сказала о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следующее: “Он сделал то, чего не делал и твой отец[vi], приди же к нему хочешь ты этого или нет”. И Ади явился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не имея ни гарантий безопасности, ни какого-нибудь письма. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привел его в свой дом, а когда Ади сел перед ним, воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его и спросил: “Что заставляет тебя бежать? Может быть, то, что ты должен сказать “Нет бога, кроме Аллаха?” Но разве известен тебе какой-нибудь иной бог, кроме Него?” Ади сказал: “Нет”. После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, беседовал с ним некоторое время, а потом спросил: “Тебя заставляет бежать лишь то, что ты слышишь слова “Аллах велик”. Но известно ли тебе нечто более великое, чем Аллах?” Ади сказал: “Нет”. Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, иудеи находятся под гневом Аллаха, а христиане являются заблудшими”, и в конце концов Ади сказал: “Я – исповедующий единобожие мусульманин”, и лицо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, озарилось, а после этого он, да благословит его Аллах и приветствует, велел поселить его у одного из ансаров, и Ади стал приходить к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по утрам и вечерам.
В сообщении, которое со слов Ади, да будет доволен им Аллах, приводит Ибн Исхак говорится, что, усадив его перед собой в своем доме, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Ади разве не был ты христианином?” Ади сказал: “Был”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Разве не брал ты себе четвертую часть добычи твоих соплеменников?” Ади сказал: “Брал”. Пророк сказал: “В твоей религии подобное не разрешается”. Ади сказал: “Да, клянусь Аллахом!” А потом Ади сказал: “И я понял, что он – пророк, посланный Аллахом, ибо ему было известно неведомое”.
В версии Ахмада сообщается, что Ади, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Ади, прими ислам, и ты будешь спасен”. Я сказал: “Но у меня есть религия”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я знаю твою религию лучше тебя!” Я спросил: “Ты знаешь о моей религии лучше меня?” Он спросил: “Да. Разве не присваиваешь ты себе четверть имущества своих соплеменников, являясь христианином?” Я ответил: “Да”. Тогда он сказал: “Но в твоей религии это не разрешается!” – и как только он сказал это, я покорился ему.
Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды, когда я находился у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришел один человек, который пожаловался ему на бедность, а потом пришел другой и пожаловался на грабежи на дорогах. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “О Ади, видел ли ты Хиру? Если ты проживешь достаточно долго, то обязательно увидишь, как женщины в своих паланкинах будут отправляться в путь из Хиры, чтобы совершить обход Каабы, и не будут они бояться никого, кроме Аллаха! И, поистине, если ты проживешь достаточно долго, то обязательно примешь участие в завоевании сокровищ хосроя, и если ты проживешь достаточно долго, то обязательно увидишь, как человек, достающий пригоршню золота или серебра, будет искать того, кто согласился бы взять это у него, но не найдет ни одного такого!” А в конце жизни Ади, да будет доволен им Аллах, сказал: “И я видел, как женщины в своих паланкинах отправлялись в путь из Хиры, чтобы совершить обход Каабы, не боясь никого, кроме Аллаха, и я был среди, кто завоевывал сокровища хосроя, сына Хурмуза, а если вы проживете достаточно долго, то обязательно увидите, что сбудутся и слова пророка Абу-ль-Касима, да благословит его Аллах и приветствует, о человеке, достающем пригоршню золота или серебра.



[i] Джизья – подушная подать, которую должны были выплачивать иноверцы, которые жили на мусульманских территориях.
[ii] Так сообщают об этом походе авторы книг о военных походах, указывающие, что он состоялся в месяце мухаррам девятого года хиджры. Однако в этом явно есть основания сомневаться, поскольку они упоминают, что аль-Акра‘ бин Хабис принял ислам не раньше, чем был организован поход на бану тамим, тогда как, по другим сообщениям, когда люди из бану хавазин просили Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернуть им своих пленных, аль-Акра‘ бин Хабис сказал: “Я и бану тамим говорим нет!” – а это значит, что он принял ислам еще до этого похода.
[iv] Хатим ат-Та’и – вождь племени тай, прославившийся своей щедростью.
[v] Впоследствии она говорила, что это скорее всего был Али, да будет доволен им Аллах.
[vi] То есть проявил большую щедрость, чем Хатим ат-Та’и.

ПОХОД НА ТАБУК В МЕСЯЦЕ РАДЖАБ ДЕВЯТОГО ГОДА ХИДЖРЫ
Завоевание Мекки провело четкую границу между истиной и ложью. После этого уже ни у кого из арабов не осталось никаких сомнений в истинности пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В результате этого ход событий изменился, а люди стали принимать религию Аллаха толпами, о чем речь пойдет далее, в главе о делегациях арабских племен, и о чем свидетельствует огромное количество людей, принявших участие в прощальном паломничестве. Таким образом, внутренние проблемы были решены, а мусульмане получили возможность заняться обучением людей законам Аллаха и распространением исламского призыва.

Причина этого похода
Оставалась одна сила, являвшаяся в то время величайшей военной силой на земле и предпринимавшая враждебные действия против мусульман, не имея для этого никаких оснований. Раньше мы уже упоминали о том, что началось это с убийства посланца Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, аль-Хариса бин Умайра аль-Азди, да будет доволен им Аллах, которое было совершено по приказу Шурахбиля бин Амра аль-Гассани, когда этот посланец вез послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, правителю Бусры. После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил туда отряд под командованием Зайда бин Харисы, да будет доволен им Аллах, выдержавший жестокий бой с византийцами при Муте. Несмотря на то, что мусульмане не сумели отомстить этим высокомерным притеснителям, сражение при Муте оказало глубочайшее воздействие на всех арабов.
Император не мог ни игнорировать факта этого благоприятного для мусульман воздействия, ни того, что после этого многие арабские племена стали стремиться к независимости от Византии и установлению тайных контактов с мусульманами. Император понимал, что все это представляет собой угрозу для его владений, которая шаг за шагом приближалась к ним со стороны границ с Шамом, где обитали арабы. С учетом этого он посчитал, что с мусульманами надо покончить, прежде чем они приобретут такую силу, с которой бороться будет невозможно, и начнут провоцировать беспорядки среди арабов, живущих на границах с Византией.
Руководствуясь подобными соображениями, меньше чем через год после битвы при Муте император принялся готовить к решающему сражению новое войско, состоявшее из византийцев и подвластных им гассанидов.

Общие сведения о подготовке к войне византийцев и гассанидов
После того, как известия о военных приготовлениях византийцев к решающему сражению начали доходить до Медины, людей охватил страх, и в любом незнакомом звуке им стало мерещиться наступление врага. Все это нашло особенно яркое проявление в том, что в один прекрасный день случилось с Умаром бин аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах. В этом году, то есть в девятом году хиджры, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал клятву, что в течение месяца не будет приближаться к своим женам, после чего он покинул их и все свое время проводил в отдельном помещении. Сначала сподвижники, не знавшие об истинных причинах этого, решили, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, развелся со своими женами, из-за чего их охватили печаль и беспокойство. Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
– “У меня был друг из числа ансаров, и когда я отсутствовал, он приносил мне новости о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, когда же отсутствовал он, новости приносил я”, а они жили в ‘Авали[i], и по очереди приходили к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: 
– А в то время мы боялись одного из гассанидских правителей, о котором нам сказали, что он хочет пойти на нас войной, и мы только об этом и думали. И вдруг мой друг из числа ансаров постучал в дверь и сказал: “Открой, открой!” Я спросил: “Явился этот гассанид?” Он ответил: “Хуже, ибо Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул своих жен[ii]!”
В другой версии этого хадиса сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Мы часто говорили о том, что гассаниды собираются напасть на нас, и в тот день, когда узнавать новости должен был мой товарищ, он вернулся вечером, сильно постучал в мою дверь и спросил: “Он спит?” Я испугался и вышел к нему, а он сказал: “Случилось нечто важное!” Я спросил: “Что именно? Явились гассаниды?” Он сказал: “Нет, еще важнее! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, развелся со своим женами!”
Все это указывало на серьезность положения и на то, что со стороны Византии мусульманам грозила серьезная опасность. Подтверждением этому может служить и то, как повели себя лицемеры, когда до Медины дошли известия о приготовлениях византийцев. Несмотря на то, что эти лицемеры видели, что успех сопутствует Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во всем и что он не боится никакой власти на земле, но преодолевает все препятствия, возникающие на его пути, они стали надеяться, что наконец-то осуществятся их тайные надежды, а ислам и мусульман постигнет дурное. В предвкушении скорого осуществления своих надежд они свили гнездо интриг и заговоров в подобии мечети, которая была мечетью вреда, основанной ими для распространения неверия, внесения раскола в ряды мусульман и привлечения к себе всех тех, кто был готов воевать с Аллахом и Его Посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Они предложили Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершить молитву в этой мечети, желая благодаря этому ввести верующих в заблуждение, чтобы они не поняли, что в этой мечети против них готовятся заговоры, и не обращали внимания на тех, кто входит и выходит из нее, и это место оставалось безопасным как для них самих, так и для их товарищей, живших за пределами Медины. Однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил отложить совершение молитвы в этой мечети до своего возвращения из похода, так как он был занят приготовлениями к нему, в результате чего они потерпели неудачу, а Аллах покрыл их позором, так как после своего возвращения Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрушил эту мечеть вместо того, чтобы совершить в ней молитву.



[i] Название предместья Медины.
[ii] Дочь Умара Хафса, да будет доволен Аллах ими обоими, была одной из жен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Некоторые сведения о ходе подготовки к войне, осуществлявшейся византийцами и гассанидами
Таково было положение мусульман, получавших сведения от набатеев, которые привозили в Медину из Шама оливковое масло. Они сообщили, что Ираклий собрал большую армию, состоявшую из сорока тысяч воинов, и поручил командование ею одному из знатных людей Византии. Кроме того, мусульманам стало известно, что он привлек к участию в походе такие поддерживавшие его арабские племена как лахм, джузам и некоторые другие и что авангард его армии уже находится в Балке. Таким образом, мусульмане столкнулись с серьезной угрозой.

Опасность возрастает
Положение осложнялось еще и тем, что стояла сильная жара, люди страдали от недорода и у них не хватало верховых животных. Между тем поспели финики, все хотели остаться в тени пальм, и в подобных обстоятельствах никому не хотелось никуда ехать, тем более, что путь был неблизким и тяжелым.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимает решение выступать в поход
Однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был способен к более глубокому и мудрому анализу развития событий чем все остальные. Он понимал, что если мусульмане станут медлить с походом в эти решающие моменты и позволят византийцам свободно пройти по территориям, находившимся под властью или влиянием мусульман, и напасть на Медину, это наихудшим образом отразится на деле исламского призыва и нанесет огромный урон военному авторитету мусульман, доисламские традиции, которым после битвы при Хунайне был нанесен смертельный удар, возродятся снова, а лицемеры, выжидающие удобного случая, нанесут мусульманам удар сзади, когда византийцы обрушатся на них спереди. Все это могло бы привести к тому, что огромные усилия, которые он сам и его сподвижники приложили ради распространения ислама, пропали бы даром, и мусульмане лишились бы того, что было ими достигнуто в ходе кровопролитных войн и непрерывных военных походов.
Итак, Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, все это было хорошо известно, и поэтому, несмотря на все трудности и тяготы, он решил выступить в поход и сразиться с византийцами на их собственной территории, не дожидаясь их нападения на земли мусульман.

Объявление о подготовке к сражению с византийцами
Приняв решение, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил своим сподвижникам, что им следует готовиться к бою, и направил к различным арабским племенам, а также в Мекку, гонцов, призывая людей под свои знамена. Обычно, желая отправиться в поход, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, скрывал свои истинные намерения, объявляя во всеуслышание, что пойдет в каком-нибудь другом направлении, однако на этот раз с учетом опасности положения и трудностей пути, он объявил, что намеревается сразиться с византийцами. Он все разъяснил людям, чтобы они могли подготовиться к походу как следует, и стал побуждать их к борьбе на пути Аллаха. К этому же призывала их ниспосланная в это время часть суры “Покаяние”. Кроме того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал своих сподвижников делать пожертвования и расходовать самое ценное из их средств на пути Аллаха.

Мусульмане спешат подготовиться к походу
Услышав голос Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывающего к сражению с византийцами, мусульмане поспешили выполнить его веление. Они принялись усиленно готовиться к бою, а различные племена и отдельные роды стали прибывать в Медину отовсюду, и никто из мусульман не хотел остаться в стороне от этого похода за исключением тех, сердца которых были поражены болезнью, и еще трех человек. К Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходили даже бедные и неимущие, которые просили дать им верблюдов, чтобы и они могли участвовать в сражении, о чем Аллах Всевышний сказал так: “И нет (греха) на тех, которым ты сказал, когда они пришли к тебе, чтобы ты (дал им верховых животных): “Мне не на что вас посадить”, (после чего) они покинули (тебя) с глазами, полными слез(, ибо были) огорчены тем, что нечего им потратить (на пути Аллаха)” (“Покаяние”, 92).
Кроме того, мусульмане сразу же стали расходовать свои средства и делать пожертвования на подготовку к походу. Так, например, Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, снарядивший в Шам караван из двухсот верблюдов с седлами и попонами, сначала пожертвовал на подготовку всех этих верблюдов и дал двести укий золота, потом пожертвовал еще сто верблюдов с седлами и попонами, а потом принес еще тысячу динаров и отдал их Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который стал переворачивать их, говоря: “Что бы ни делал Усман после этого дня, уже ничто не повредит ему!”[i] А Усман, да будет доволен им Аллах, делал все новые и новые пожертвования, отдав в общей сложности девятьсот верблюдов и двести коней, не считая наличных денег.
Абд ар-Рахман бин ‘Ауф пожертвовал двести укий серебра, Абу Бакр пожертвовал все свое состояние, которое составляло четыре тысячи дирхемов, не оставив своей семье ничего, кроме Аллаха и Его посланника, и явившись со своими пожертвованиями первым, Умар отдал половину того, что имел, большие средства пожертвовал аль-Аббас, свои взносы сделали Тальха, Са‘д бин ‘Убада и Мухаммад бин Маслама, а ‘Асим бин Ади пожертвовал девяносто васков фиников. И люди, да будет доволен всеми ими Аллах, один за другим жертвовали большим и малым, и некоторые из них приносили один или два мудда продовольствия, так как не имели ничего больше, что же касается женщин, то они отдали весь свой мускус, а также браслеты, которые одеваются на предплечья, ножные кольца, серьги и перстни.
И никто не проявил скупости за исключением лицемеров, а Аллах Всевышний сказал: “(Что касается людей), порочащих верующих, (как тех,) которые по своей воле подают милостыню[ii], (так и тех,) которые находят (что подать) лишь по мере своих возможностей[iii], и насмехающихся над ними, то посмеется над ними самими Аллах, и им (уготовано) мучительное наказание” (“Покаяние”, 79).



[i] “Джами‘” ат-Тирмизи, “Глава о достоинствах Усмана бин ‘Аффана”, 2/211/. Имеется в виду, что все его грехи в будущем будут прощены.
[ii] Здесь речь идет о богатых людях, которых лицемеры обвиняли в том, что они помогают нуждающимся, делая это напоказ другим.
[iii] Имеются в виду бедняки, подававшие неимущим только то немногое, что им удавалось найти.

Мусульманское войско выступает на Табук
Так проходила подготовка мусульманской армии, а потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил в Медине за старшего, по одним сведениям, Мухаммада бин Масламу аль-Ансари, а по другим – Сиба‘а бин ‘Арфата, да будет доволен Аллах ими обоими. Что же касается Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поручил его заботам членов своей семьи и велел ему остаться с ними. Из-за этого лицемеры стали выражать Али свое презрение, что побудило его покинуть город и присоединиться к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однако он отправил его обратно в Медину, сказав: “Разве не доволен ты тем, что будешь занимать при мне такое же место, как и Харун при Мусе, с той лишь разницей, что после меня пророков уже не будет?”
В четверг Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Медину и двинулся на север, намереваясь достичь Табука. Однако поскольку мусульманская армия, состоявшая из тридцати тысяч бойцов, была слишком велика и мусульманам никогда раньше не приходилось выводить такие большие силы, они не смогли завершить подготовку к походу полностью, несмотря на все затраченные ими усилия и средства. Так, например, ощущалась большая нехватка продовольствия и верховых животных. Сообщается, что один верблюд приходился на восемнадцать человек, а воины были вынуждены питаться древесными листьями, из-за чего губы их распухали, и забивать верблюдов, несмотря на их острую нехватку, чтобы пить воду, скапливавшуюся в их желудках, и по этой причине этот поход получил название “похода, проходившего в трудных условиях”.
По пути на Табук мусульманская армия прошла через аль-Хиджр[i], где некогда обитали самудяне[ii], которые выламывали в этом вади, то есть Вади аль-Кура, огромные камни[iii]. Люди напились воды из их колодца, а когда они снова двинулись в путь, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: “Не пейте эту воду и не используйте ее для омовения перед молитвой, а то тесто, которое вы замесили на этой воде, скормите верблюдам и не ешьте из этого ничего!” – а потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел им пользоваться тем колодцем, из которого пила воду верблюдица Салиха, мир ему.
В обоих “Сахихах” приводится хадис, в котором сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Проезжая через аль-Хиджр, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не входите в жилища обидевших самих себя[iv], иначе как плача, чтобы не постигло вас то же, что постигло их!” – после чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикрыл себе голову (одеждой) и ускорял шаги, пока не пересек эту долину.[v]
В дороге воины, испытывавшие сильную жажду, стали обращаться с жалобами к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который обратился к Аллаху с мольбой, после чего Аллах послал к ним облака, и люди смогли напиться и запастись водой.
Приблизившись к Табуку, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если захочет Аллах, завтра вы будете у источника Табук, однако достигнете вы его не раньше того времени, когда будет уже светло, так пусть же тот, кто подойдет к этому источнику, не прикасается к воде, пока туда не подойду я!” Сообщается, что Му‘аз, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда мы подошли к этому источнику, оказалось, что там уже находились два человека,[vi] а из источника текло мало воды. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил их: “Прикасались ли вы к этой воде?” Они сказали: “Да”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им то, что было угодно Аллаху, а потом зачерпнул из этого источника немного мутной воды. Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, омыл этой водой лицо и руки, а потом вылил эту воду обратно в источник, после чего вода из него стала поступать в изобилии, и люди смогли напиться, а потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Му‘аз, если проживешь ты достаточно долго, то увидишь здесь множество садов”.
Сообщается, что еще по дороге, а, согласно другому сообщению, по прибытии в Табук Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ночью будет дуть очень сильный ветер, пусть же никто из вас не поднимается со своего места, а тот, у кого есть верблюд, пусть спутает ему ноги”. А ночью действительно стал дуть такой сильный ветер, что когда один человек встал, он унес его на гору Тай.
Что же касается молитв, то, находясь в пути, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно объединял полуденную /зухр/ молитву с послеполуденной /‘аср/, а закатную /магриб/ – с вечерней /‘иша/, совершая их как до, так и после установленного времени.



[i] Аль-Хиджр – название места, расположенного на севере Хиджаза.
[ii] Самуд – древний народ, к которому, согласно Корану, был направлен пророк Салих и который был уничтожен за неповиновение этому пророку, призывавшему этих людей уверовать в Аллаха.
[iii] Имеется в виду, что они устраивали свои жилища в пещерах, которые выдалбливали в горах.
[iv] Иначе говоря, совершивших грех.
[v] “Сахих” аль-Бухари, “Глава об остановке Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в аль-Хиджре”, 2/637.
[vi] Имеется в виду, что они также были участниками этого похода.

Пребывание мусульманского войска в Табуке
Мусульманское войско добралось до Табука и стало там лагерем, находясь в состоянии готовности к бою. Там Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с красноречивой проповедью, в которой он использовал немногочисленные, но вмещающие в себя много смысла слова. В этой проповеди он побуждал мусульман стремиться к благам мира этого и мира вечного, предупреждал и предостерегал их от дурного и сообщал им радостные вести, что воодушевило воинов и позволило как-то компенсировать нехватку продовольствия и плохую экипировку. Что же касается византийцев и их союзников, то когда они услышали о наступлении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их охватил страх, и они не осмелились идти вперед и сражаться, рассеявшись в пределах своей страны, что способствовало повышению авторитета мусульманской армии во всех уголках Аравии. Кроме того, в результате этого мусульмане добились значительных политических выгод, которых они не смогли бы получить в том случае, если бы дело дошло до сражения с византийцами.
К Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явился правитель Айлы[i] Йуханна бин Рауба, который заключил с ним мирный договор и выплатил джизью. Кроме того, к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришли представители Джарбы и Азруха[ii], которые также выплатили ему джизью. После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, написал каждому из них грамоту. Так, например, в грамоте, полученной правителем Айлы, было написано следующее:
– С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Это – гарантия безопасности от Аллаха и пророка Мухаммада, посланника Аллаха, Йуханне бин Рауба и жителям Айлы, их кораблям и их караванам на суше и на море. Им обеспечивается защита Аллаха, и защита пророка Мухаммада и тех, кто находится вместе с ним в Шаме и живет у моря, а того из них, кто сделает им что-нибудь дурное, не спасет его богатство, и оно достанется тем людям, которые заберут его. И не разрешается препятствовать им пользоваться ни их источниками воды, ни сухопутными или морскими путями, которые они пожелают выбрать.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к Укайдиру в Думат аль-Джандаль[iii] отряд численностью в четыреста двадцать всадников, назначив его командиром Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, которому он сказал: “Ты застанешь его на охоте на диких коров”. Дело было лунной ночью, и когда Халид уже мог видеть его укрепление, появились дикие коровы, которые стали тереться рогами о ворота этого укрепления, а потом для охоты на них оттуда выехал Укайдир. Халиду удалось захватить Укайдира, несмотря на то, что его окружали всадники, и он доставил его к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сохранившему ему жизнь и заключившему с ним мирный договор, по условиям которого Укайдир должен был отдать две тысячи верблюдов, восемьсот коров, четыреста панцирей и четыреста копий, а также соглашался на выплату джизьи, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил его вместе Йуханной в качестве правителя Думат аль-Джандаль, Табука, Айлы и Таймы.
После этого племенам, поддерживавшим византийцев, стало ясно, что больше они не могут рассчитывать на своих старых хозяев, и перешли на сторону мусульман. В результате этого границы исламского государства расширились, и это государство стало непосредственно граничить с Византией, а многие правители, находившиеся в зависимости от Византии, поняли, что их время кончилось.



[i] Айла (Эйлат) – город на берегу Арабского залива на северном побережье Красного моря.
[ii] Джарба и Азрух – города на территории Шама, которые находились к северо-востоку от Айлы.
[iii] Арабский правитель Думат аль-Джандаль Укайдир исповедовал христианство и принадлежал к племени кинда.

Возвращение в Медину
После этого мусульманская армия вернулась в Медину с победой, не став жертвой ничьих козней и будучи избавленной Аллахом от необходимости сражаться. По пути назад в одном из горных проходов двенадцать человек из числа лицемеров предприняли попытку убить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ехал по этому проходу, с ними были только Аммар, державший его верблюдицу за повод, и Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен Аллах ими обоими, погонявший ее сзади, тогда как все остальные уже находились внутри вади. Лицемеры решили воспользоваться такой возможностью. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и два его сподвижника, двигавшиеся по этому проходу, неожиданно услышали позади себя шум и увидели людей, которые прикрывали свои лица. По приказу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хузайфа стал бить их верблюдов по мордам палкой, которая у него была, после чего Аллах внушил им страх, и они поспешили покинуть это место и присоединиться ко всем остальным. Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сообщил Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их имена и рассказал ему об их намерениях, и поэтому его стали называть “хранителем тайны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”, а Аллах Всевышний сказал об этом событии так: “ … и задумали (совершить) то, что им не удалось (прежде)” (“Покаяние”, 74).
Увидев показавшуюся вдали Медину, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вот Таба[i], а вот Ухуд, гора, которая любит нас и которую любим мы.” Когда люди услышали о возвращении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на улицы города для торжественной встречи высыпали женщины и дети, которые произносили такие стихи[ii]:
Нас озарила полная луна,
появившаяся из-за склонов аль-Вада‘,
и должны мы быть благодарными,
пока останется хоть один взывающий к Аллаху.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в поход на Табук в месяце раджаб, а вернулся обратно в рамадане девятого года хиджры. Таким образом, всего этот поход занял пятьдесят дней, двадцать из которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Табуке, а остальные – в пути. Этот поход стал последним походом Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.



[i] Таба – один из эпитетов Медины.
[ii] Такое мнение выражает Ибн аль-Каййим, о чем мы уже говорили в главе “Переселение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует”.

Оставшиеся
Поскольку этот поход проходил в особых условиях, он стал суровым испытанием Аллаха Всевышнего, позволившим отделить верующих ото всех прочих. Аллах Всевышний всегда поступает так в подобных обстоятельствах, ведь Аллах Всевышний сказал: “Аллах не оставит верующих в таком положении, в котором вы находитесь (ныне), пока не отделит мерзкое от благого … ” (“Семейство Имрана”, 179) В этот поход пошли все те, кто отличался искренней верой, а неучастие в нем стало признаком лицемерия человека. Когда кто-нибудь хотел остаться, а Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщали об этом, он говорил людям: “Оставьте его, ибо если в нем есть благо, Аллах сделает так, что он присоединится к вам, в противном же случае Он даст вам отдохнуть от него”. В конце концов остались лишь те, кого задержали те или иные уважительные причины, или же лицемеры, которые возводили ложь на Аллаха и Его посланника и остались в Медине после того, как испросили на это разрешение, прикрываясь ложными предлогами или не сделав даже этого. Кроме того, без уважительных причин в походе не приняли участия и три человека из числа истинно верующих. Этих людей Аллах сначала подверг испытанию, а потом Он принял их покаяние.
Вернувшись в Медину, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прежде всего направился в мечеть, где совершил молитву в два раката, а потом сел для того, чтобы поговорить с людьми. Что касается лицемеров, которых набралось более восьмидесяти человек[i], то они стали выдвигать всевозможные оправдания и приносить Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, клятвы, которые он принял у них, обратившись к Аллаху с мольбами о прощении для этих людей и оставив то, что они утаили, на усмотрение Аллаха.
Если же говорить о трех истинно верующих, к числу которых относились Ка‘б бин Малик, Мурара бин ар-Раби‘ и Хиляль бин Умаййа, да будет доволен всеми ими Аллах, то они предпочли сказать правду, после чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил всем остальным своим сподвижникам разговаривать с ними. После этого им был объявлен полный бойкот, и отношение людей к ним изменилось настолько, что земля показалась им тесной и их охватила сильная скорбь. И это достигло крайнего предела через сорок дней после начала бойкота, когда им было велено не приближаться даже к их женам, когда же прошло пятьдесят дней, Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором говорилось о том, что их покаяние принимается. Аллах Всевышний сказал: “(И Он обратился также и к тем) троим, которые были оставлены. После того, как (охватила их такая скорбь, что) земля со всеми ее просторами стала для них тесной, и сжались их души и они решили, что нет убежища от Аллаха, кроме (обращения) к Нему, Он обратился к ним, чтобы они приносили покаяние (и впредь). Поистине, Аллах – Он Приемлющий покаяние, Милосердный!”[ii]
Этих троих людей, как и всех остальных мусульман, охватила величайшая радость, они ликовали, дарили людям подарки и раздавали милостыню, и этот день стал счастливейшим днем их жизни.
О тех, кто остался в Медине по уважительной причине, Аллах Всевышний ниспослал такие аяты: “Нет греха ни на слабых, ни на больных, ни на тех, кому нечего потратить (на пути Аллаха), если они искренни по отношению к Аллаху и посланнику Его. ~ И нет (греха) на тех, которым ты сказал, когда они пришли к тебе, чтобы ты (дал им верховых животных): “Мне не на что вас посадить”, – (после чего) они покинули (тебя) с глазами, полными слез(, ибо были) огорчены тем, что нечего им потратить (на пути Аллаха)”.[iii] А когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приблизился к Медине, он сказал о таких людях следующее: “Поистине, остались за нами в Медине люди, задержавшиеся (там) по уважительной причине(, но тем не менее) находившиеся с нами, какой бы горной дорогой или вади мы ни шли”. Люди спросили: “О Посланник Аллаха, и они оставались в Медине?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И они оставались в Медине”.



[i] Аль-Вакиди указывает, что здесь имеются в виду только лицемеры из числа ансаров, но кроме того было еще и восемьдесят два человека, относившихся к племени бану гифар и прочим племенам бедуинов. К числу их не относятся Абдуллах бин Убайй и значительное количество тех, кто ему подчинялся. (См.: “Фатх аль-Бари”, 8/119)
[ii] “Покаяние”, 118.
[iii] “Покаяние”, 91–92.

Значение этого похода
Поход на Табук в огромной степени способствовал укреплению авторитета мусульман в Аравии и их усилению. Людям стало ясно, что среди арабов долгая жизнь не суждена ни одной силе, кроме ислама, а все надежды тех, кто все еще придерживался традиций джахилиййи, и лицемеров, выжидая удобного случая, чтобы как-то навредить мусульманам, оказались тщетными, поскольку они связывали эти надежды с византийцами. После этого похода они успокоились и смирились с существующим положением, поняв, что это неизбежно.
Ввиду этого мусульманам уже не было необходимости проявлять осторожность и мягкость по отношению к лицемерам, а Аллах велел мусульманам относиться к ним строго, запретив им принимать от лицемеров какие бы то ни было даяния, совершать по ним заупокойные молитвы, просить о прощении для них и приходить на их могилы. Кроме того, Аллах велел разрушить гнездо их интриг и заговоров, которое они построили под видом мечети, и ниспослал о них ряд столь ясных аятов, что они будто поименно назвали их жителям Медины, покрыв их несмываемым позором.
О том, какую большую роль сыграл этот поход, свидетельствует тот факт, что хотя делегации арабских племен прибывали к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не только после завоевания Мекки, но и до этого, они никогда не приходили к нему так часто и в таком количестве как после похода на Табук.[i]



[i] Сведения о деталях этого похода были взяты нами из следующих источников: Ибн Хишам, 2/515–537; “Зад аль-ма‘ад”, 3/2–13; “Сахих” аль-Бухари, 2/633, 635–637; 1/252, 414, а также другие хадисы; “Сахих” Муслима с комментатариями ан-Навави, 2/246; “Фатх аль-Бари”, 8/110–126; Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание Посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 391–407.

Коран о походе на Табук
Об этом походе было ниспослано множество аятов, относящихся к суре “Покаяние”. Часть из них была ниспослана до этого похода, еще часть – в то время, когда мусульмане шли на Табук, а еще часть – после возвращения в Медину. В этих аятах говорится о тех условиях, в которых проходил поход на Табук, о позоре лицемеров, о достоинстве участников похода и людей, проявивших искренность, о том, при каких обстоятельствах было принято покаяние истинно верующих, как принявших участие в походе, так и оставшихся в Медине, а также о разных других делах.

О некоторых других важных событиях этого года
Кроме того, в этом году произошло еще несколько важных событий, оставивших свой след в истории:
1. После возвращения Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из Табука ‘Уваймир аль-‘Аджляни и его жена призвали друг на друга проклятие /муля‘ана/[i].
2. Была подвергнута побиванию камнями (раджм) одна женщина из племени гамид, которая сама призналась Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в совершении ею прелюбодеяния. Ее казнили после того, как она родила зачатого ею сына и отняла его от груди.
3. Скончался негус Асхама, император Эфиопии, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил по нему заупокойную молитву в Медине.
4. Скончалась дочь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Кульсум, да будет доволен ею Аллах, что крайне опечалило его и после чего он сказал Усману, да будет доволен им Аллах: “Будь у меня третья (дочь), я бы выдал за тебя замуж и ее”.[ii]
5. Умер глава лицемеров Абдуллах бин Убайй бин Салюль. Это случилось после возвращения из похода на Табук Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который обратился к Аллаху с просьбой о прощении для этого человека и совершил по нему заупокойную молитву, невзирая на то, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, пытался отговорить его от совершения этой молитвы. Некоторое время спустя был ниспослан аят, в котором подтверждалась правота Умара, да будет доволен им Аллах.



[i] Если муж обвиняет жену в неверности, но не может доказать этого, а жена обвиняет его во лжи, они должны призвать друг на друга проклятие в соответствии с велением Аллаха, которое содержится в аятах  6–9 суры “Свет”. После этого развод становится окончательным, а жена должна вернуть мужу свой махр (брачный подарок). Кроме того, муж имеет право не признать своим ребенка, родившегося после такого развода.
[ii] Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, в разное время был женат на двух дочерях Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, – Рукаййе и Умм Кульсум, да будет доволен Аллах ими обоими.

ХАДЖЖ АБУ БАКРА, ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ
В месяце зу-ль-ка‘да или зу-ль-хиджжа все того же девятого года хиджры Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил Абу Бакру ас-Сиддику, да будет доволен им Аллах, возглавить хаджж и совершить с мусульманами все необходимые обряды.
После этого были ниспосланы первые аяты суры “Покаяние”, в которых говорилось о расторжении договоров и отказе от них в ответ на подобные действия со стороны других, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил вслед за Абу Бакром Али бин Абу Талиба, да будет доволен Аллах ими обоими, чтобы он довел это до сведения людей, что соответствовало обычаям арабов, когда речь шла об изменениях в условиях таких договоров, которые касались случаев кровопролития и возмещения материальных убытков. Али встретился с Абу Бакром в аль-‘Ардже или в Даджнане, и Абу Бакр спросил: “Ты будешь руководить или подчиняться”?[i] Али сказал: “Подчиняться”. После этого они двинулись дальше, и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, руководил людьми во время совершения всех обрядов хаджжа, а когда настал день жертвоприношения[ii], Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, встал среди людей в аль-Джамрат[iii] и объявил то, что велел ему объявить Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказавшись от договоров с некоторыми из тех, с кем они были заключены[iv], и дав другим[v] отсрочку на четыре месяца. Такую же отсрочку получили и те, с кем договоры заключены не были, что же касается тех, кто ни в чем не нарушал договоров с мусульманами и никому не оказывал помощи против них, то договоры с ними оставались в силе до истечения срока их действия.
После этого Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, послал глашатаев, чтобы они объявили среди людей, что начиная со следующего года многобожникам будет запрещено совершение хаджжа и что совершать хаджж без одежды отныне запрещается[vi].
Эти слова были равнозначны объявлению о том, что идолопоклонству в Аравии был положен конец и что после этого года оно больше уже никогда не вернется на эту землю.



[i] Другими словами, Абу Бакр спрашивает Али, да будет доволен Аллах ими обоими, не назначил ли Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, руководить паломниками его.
[ii] Десятое зу-ль-хиджжа.
[iii] Аль-Джамрат – место, где паломники кидают камешки в столбы во время хаджжа.
[iv] Здесь имеются в виду такие договоры, которые были заключены на неопределенный срок.
[v] В данном случае подразумеваются те люди, срок действия договора с которыми был меньше четырех месяцев.
[vi] В доисламские времена люди, принадлежавшие к племенам, объединявшимся по принадлежности к культу Каабы, могли совершать ритуальный обход (таваф) в своей собственной одежде, а паломники из других племен должны были брать одежду у кого-нибудь из этих людей, если они совершали хаджж впервые, или же обходить Каабу в обнаженном виде.

Шейх Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури
Перевод: канд. философских наук Нирша В.
*******************************************************************************





Комментариев нет :

Отправить комментарий