понедельник, 11 января 2016 г.

Жизнь Пророка ! (12)

2. Хадис о клевете
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Обычно, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собирался отправиться в какую-нибудь поездку, он бросал жребий среди своих жен и брал с собой ту из них, на которую выпадал выбор. (Перед тем как выступить) в один из своих походов, он (также) бросил жребий среди нас, выбор пал на меня, и я поехала с ним, что было после ниспослания (аята о необходимости ношения) покрывал (женщинами). Меня везли в паланкине и опускали на землю, когда я находилась внутри. И мы двинулись в путь, а когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончивший этот поход, возвращался обратно и мы уже находились недалеко от Медины, он объявил, что нам следует выступить в путь ночью. Когда был отдан этот приказ, я вышла за пределы (расположившегося лагерем) войска, удовлетворив же свою нужду, вернулась обратно (в лагерь. Там) я коснулась (рукой) своей груди и вдруг (поняла, что) мое ожерелье из оникса порвалось (и пропало). Тогда я вернулась назад и стала искать его, что и задержало меня. Между тем (люди,) сопровождавшие меня, подошли к моему паланкину, подняли его и погрузили на спину того верблюда, на котором я ехала, считая, что я нахожусь внутри, (так как) в те времена женщины были легкими и тонкими и ели мало. По этой причине люди, поднявшие паланкин, не (почувствовали разницы в) весе и погрузили его (на верблюда), я же в то время была совсем молодой девушкой. И они погнали верблюда и двинулись в путь, а я нашла свое ожерелье после того, как войско уже ушло, и когда я вернулась в лагерь, там никого не было. Тогда я направилась к тому месту, где находилась, решив, что они обнаружат мое отсутствие и вернутся за мной. Когда я сидела (там), мои глаза стали закрываться и я заснула. Что же касается Сафвана бин аль-Му‘атталя ас-Сулами (впоследствии аз-Заквани), то он двигался позади (остальных воинов) и добрался до того места, где я находилась, к утру. Он увидел спящего человека и подошел ко мне, а ему приходилось видеть меня до (того, как я стала носить) покрывало. И я проснулась, услышав, как он произносит слова: “Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернемся”. (Затем) он опустил на колени свою верблюдицу и поставил свою ногу на ее переднюю ногу, а я села на нее верхом, после чего он повел верблюдицу, (и мы шли), пока не добрались до войска, остановившегося на полуденный отдых. А затем погиб тот, (кому предназначено было) погибнуть, (некоторые люди стали выдвигать против меня ложные обвинения), главным же клеветником был Абдуллах бин Убайй бин Салюль. После этого мы вернулись в Медину, где я проболела целый месяц, а люди стали распространять измышления клеветников. И во время моей болезни мне казалось, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, уже не столь добр по отношению ко мне, каким он бывал прежде, когда я болела, (так как во время этой моей болезни) он только приходил, приветствовал (присутствовавших) и спрашивал: “Как (здоровье) этой (девочки)?” – (однако) я ничего не знала об этом, пока не выздоровела. А потом мы с Умм Мистах отправились в аль-Манаси‘, куда мы ходили по большой нужде только по ночам до тех пор, пока отхожие места не устроили поблизости от наших домов. Так же поступали прежде и арабы, (отправлявшиеся для этого) в пустыню (или: уходившие подальше от своих домов). Итак, мы с Умм Мистах бинт Абу Рухм (вышли из дома) и направились туда, (по дороге Умм Мистах), на которой был (длинный) плащ, споткнулась и воскликнула: “Чтобы ты пропал, Мистах!” Я сказала: “Ты говоришь плохие слова! (Как можешь) ты ругать человека, участвовавшего в (битве при) Бадре?!” (На это) она сказала: “Разве ты не слышала, что они говорят?” – после чего рассказала мне о том, что (обо мне) говорили клеветники. (Из-за этого) я стала чувствовать себя еще хуже, а когда я вернулась домой, ко мне пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: “Как (здоровье) этой (девочки)?” – а я сказала: “Позволь мне (пойти) к моим родителям” так как я хотела узнать обо всех новостях от них. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил мне (сделать это), и тогда я пришла к своим родителям и спросила у своей матери: “О чем говорят люди?” Она сказала: “О доченька, не придавай большого значения этому делу! Клянусь Аллахом, редко бывает так, чтобы о красивой женщине, которую любит муж, имеющий и других жен, не говорили много (ложного)!” Я воскликнула: “Преславен Аллах! Так люди действительно говорят об этом?” – и после этого я плакала всю ночь, не смыкая глаз. 
(Передатчик этого хадиса) сказал: 
– А когда настало утро, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидевший, что откровение задерживается, призвал к себе Али бин Абу Талиба и Усаму бин Зайда, чтобы посоветоваться с ними относительно развода со своей женой. Что касается Усамы, то он рассказал ему все, что знал, о хорошей репутации его жен, после чего добавил: “(Оставь) свою жену, о Посланник Аллаха, мы же, клянусь Аллахом, слышали о ней только хорошее!” Что же касается Али бин Абу Талиба, то он сказал: “О Посланник Аллаха, Аллах не ограничивает тебя, и кроме нее есть много других женщин. Спроси (ее) служанку, и она скажет тебе правду!” Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к себе Бариру и спросил: “О Барира, замечала ли ты за ней что-нибудь такое, что показалось бы тебе подозрительным?” (На это) Барира сказала: “Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной! Самый большой ее недостаток, о котором я знаю, заключается в том, что она еще очень молода и иногда засыпает, (оставляя) тесто, а потом приходят козы и поедают его”. И в тот же день Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на минбар и попросил, чтобы кто-нибудь помог ему наказать Абдуллаха бин Убаййа Ибн Салюля. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто поможет мне наказать человека, который нанес мне обиду, (оклеветав члена) моей семьи? Клянусь Аллахом, о (членах) моей семьи мне известно только хорошее, а кроме того, они говорят (дурное) о человеке, которого я знаю только с хорошей стороны и который входил в мой дом только со мной!” (После этого со своего места) поднялся Са‘д бин Му‘аз и сказал: “О Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я избавлю тебя от него: если он из (племени) аус, мы отрубим ему голову, а если он из числа наших братьев из (племени) хазрадж, то (тебе стоит только) приказать нам, и мы сделаем с ним то, что ты прикажешь!” (Услышав это, со своего места) поднялся вождь хазраджитов Са‘д бин ‘Убада, прежде (всегда поступавший так, как подобает поступать) праведному человеку, а ныне побуждаемый желанием защитить свое племя, и сказал: “Клянусь Аллахом, ты солгал! Ты не убьешь его и не сможешь сделать этого!” (Тогда со своего места) встал Усайд бин аль-Худайр и сказал: “Клянусь Аллахом, это ты лжешь! Клянусь Аллахом, мы убьем его, а ты – лицемер, защищающий лицемеров!” И после этого ауситы и хазраджиты пришли в возбуждение и хотели (уже вступить в бой друг с другом), тогда как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (продолжал стоять) на минбаре. (Увидев это,) он спустился вниз и успокаивал их, пока они не замолчали, и он сам также хранил молчание. 
(Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала):
– (Что же касается меня, то) я плакала весь день и не могла заснуть, а утром ко мне пришли мои родители. Всего же я проплакала две ночи и один день, и мне даже стало казаться, что печень моя разорвется от плача. И когда они сидели у меня, а я плакала, разрешения войти ко мне попросила одна женщина из числа ансаров, и я позволила ей (войти). Она села и принялась плакать вместе со мной, и когда мы были в подобном положении, неожиданно вошел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сел, а он не садился у меня с тех пор, как обо мне стали (распространять ложь). В течение целого месяца Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не получал никакого откровения относительно моего дела, (и в конце концов он) произнес слова свидетельства и сказал: “О Аиша, дошло до меня о тебе то-то и то-то. Если ты невиновна, то Аллах уже скоро оправдает тебя, если же ты согрешила в чем-либо, то проси у Аллаха прощения и принеси Ему свое покаяние, ибо, поистине, если раб признает свой грех, а потом покается, то Аллах примет его покаяние!” И когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это, я перестала плакать, из глаз моих больше не упало ни одной слезинки, и я сказала своему отцу: “Ответь за меня Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” Он сказал: “Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” Тогда я сказала своей матери: “Ответь ты за меня Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относительно того, что он сказал!” – (но и она тоже) сказала: “Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” А я была тогда молодой девушкой и знала из Корана лишь немногое. Я сказала (родителям): “Клянусь Аллахом, я знаю, что вы наслушались того, что говорят люди, это запало вам в душу, и вы посчитали это правдой. И если я скажу вам, что я невиновна, а Аллах знает, что я действительно невиновна, вы не поверите мне, если же я признаюсь вам в (том, что совершила) это, а Аллах знает, что на самом деле я невиновна, то вы поверите мне! Клянусь Аллахом, не могу я найти для вас и себя (подходящего) примера, кроме (слов) отца Йусуфа, который сказал: “(Лучше всего мне проявлять) терпение и (лишь) к Аллаху (должно) обращаться за помощью от того, что вы утверждаете!” А потом я перебралась (на другую сторону) своей постели, храня надежду на то, что Аллах оправдает меня, однако я (никогда) не думала, что относительно меня будет ниспослано откровение, так как я считала себя слишком ничтожной для того, чтобы обо мне говорилось в Коране. Однако я надеялась, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидит сон, в котором Аллах оправдает меня. И, клянусь Аллахом, (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), не встал со своего места, и никто из моей семьи не покинул дома, а Аллах уже ниспослал ему откровение. И он впал в то состояние, в которое обычно впадал, (когда ему ниспосылались откровения, и капли) пота, подобные жемчугу, посыпались с него градом, (несмотря на то, что был холодный) зимний день. А когда (ниспослание откровения) Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончилось, он улыбнулся, и первыми его словами стали слова: “О Аиша, возблагодари Аллаха, ибо Аллах оправдал тебя!” Моя мать сказала мне: “Подойди к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” – но я (возразила ей), сказав: “Нет, клянусь Аллахом, я не подойду к нему и не стану благодарить никого, кроме Аллаха!” И Аллах Всевышний ниспослал (аят, в котором говорилось): “Поистине, те, которые возвели отвратительную ложь, (составляют собой) группу из вас же … ” И после того как Аллах ниспослал этот (аят), оправдавший меня, Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, который оказывал помощь Мистаху бин Асасе, так как тот состоял с ним в родстве, сказал: “Клянусь Аллахом, после того, что Мистах говорил об Аише, я больше никогда ничего ему не дам!” – и тогда Аллах Всевышний ниспослал (другой аят, в котором было сказано): 
“И пусть занимающие высокое положение и обладающие достатком среди вас не клянутся, что прекратят оказывать помощь родственникам, беднякам и переселившимся на пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве не хотите вы, чтобы Аллах простил вас? Ведь Аллах – Прощающий, Милосердный!” 
Тогда Абу Бакр сказал: “Да, клянусь Аллахом, конечно же я хочу, чтобы Аллах простил меня!” – после чего он снова стал помогать Мистаху, как это было раньше. (Аиша, да будет доволен ею Аллах, также) сказала:
– Кроме того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расспрашивал обо мне также и Зайнаб бинт Джахш, говоря: “О Зайнаб, что тебе известно, что ты видела?” – (на что) она сказала: “О Посланник Аллаха, я (не говорю того, чего не) видела и не слышала. Клянусь Аллахом, мне известно о ней только благое!” И она соперничала со мной, (стараясь добиться любви Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), но Аллах защитил ее с помощью благочестия.
После этого люди, распространявшие клевету, в том числе Мистах бин Асаса, Хассан бин Сабит и Хамна бинт Джахш, были подвергнуты бичеванию, и каждый из них получил по восемьдесят ударов. Что же касается главного клеветника, которым был Абдуллах бин Убайй, то его не подвергли установленному шариатом наказанию, либо по той причине, что наказание в этом мире облегчает участь человека в мире вечном, где Аллах пообещал подвергнуть его мучительному наказанию, либо с учетом каких-то иных причин, ввиду чего он избежал казни прежде.
Так над Мединой рассеялись тучи сомнений и беспокойства, которые покрывали ее целый месяц, а глава лицемеров был опозорен так, что после этого не мог даже поднять голову. Ибн Исхак пишет:
– И после этого, если он совершал что-нибудь, его соплеменники принимались порицать и отчитывать его, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Умару: “Что ты скажешь об этом, о Умар? Клянусь Аллахом, если бы я убил его в тот день, когда ты сказал мне: “Убей его!” – люди встали бы на его защиту, а если бы я велел им убить его сегодня, они бы непременно убили его!” Умар сказал: “И, клянусь Аллахом, я (лишний раз) убедился, что в суждениях Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, больше блага, чем в моих!”
Военные походы после похода на аль-Мурайси‘
1. Поход отряда под командованием Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа, да будет доволен им Аллах, на поселения племени бану киляб в Думат аль-Джандаль в месяце ша‘бан шестого года хиджры. Перед началом этого похода Посланник Аллаха посадил Абд ар-Рахмана, да будет доволен им Аллах, перед собой, собственноручно повязал ему чалму, дал ему наказ действовать во время военных действий самым достойным образом и сказал: “Если они подчинятся тебе, женись на дочери их правителя”. Прибыв на место, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, в течение трех дней призывал их к исламу, после чего они ответили на его призыв, а ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф взял в жены мать Абу Саламы Тамадур бинт аль-Асбаг, которая была дочерью их правителя.
2. Поход отряда под командованием Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, на племя бану бакр бин са‘д, обитавшее в оазисе Фадак, в месяце ша‘бан шестого года хиджры. Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало известно, что они собираются оказать помощь иудеям, и он послал туда Али, да будет доволен им Аллах, во главе отряда из двухсот человек. Они шли туда ночью и прятались днем, захватив по пути их шпиона, который признался, что люди из бану бакр бин са‘д направили его в оазис Хайбар, чтобы предложить жившим там иудеям свою помощь в обмен на поставки фиников из Хайбара. Этот шпион указал мусульманам на место концентрации сил бану са‘д, и Али, да будет доволен им Аллах, напал на них, захватив пятьсот верблюдов и две тысячи овец, однако воинам врага, которыми командовал Вабр бин ‘Алим, удалось убежать вместе со своими семьями.
3. Поход отряда под командованием Абу Бакра ас-Сиддика или Зайда бин Харисы, да будет доволен Аллах ими обоими, на Вади аль-Кура в рамадане шестого года хиджры. Этот поход был предпринят ввиду того, что люди из рода фазара задумали убить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в связи с чем он и направил к ним Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:
– И я пошел (в этот поход) вместе с ним. После того как мы совершили утреннюю молитву, он дал нам команду, и мы напали на них, выйдя к источнику воды. Кого-то из них Абу Бакр убил, а я увидел группу людей, среди которых были и дети. И я побоялся, что они достигнут горы раньше меня, догнал их и пустил стрелу, пролетевшую меж ними и горой, и, увидев эту стрелу, они остановились. Среди них находилась одна женщина в кожаной накидке по имени Умм Кирфа, с которой была ее дочь, одна из красивейших арабских женщин. Я привел их к Абу Бакру, который подарил мне ее дочь, но я даже не прикоснулся к ее одежде. А потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его о дочери Умм Кирфа и отправил ее в Мекку в качестве выкупа за находившихся там в плену мусульман.
Умм Кирфа относилась к числу шайтанов в человеческом облике и пыталась убить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, снарядив для этого тридцать всадников из числа своих родственников, но ее постигло возмездие, так как все они были убиты.
4. Поход Карза бин Джабира аль-Фихри, да будет доволен им Аллах, против племени ‘урайна в месяце шавваль шестого года хиджры. Причиной его послужило то, что в Медину явилась группа людей из племен ‘укаль и ‘урайна, которые прожили там некоторое время, а когда оказалось, что климат города для них не подходит, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил их пожить на пастбище, велев им пить верблюжье молоко и верблюжью мочу. Поправившись, они убили пастуха Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, угнали верблюдов и отреклись от веры после того, как приняли ислам. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал в погоню за ними Карза аль-Фихри, да будет доволен им Аллах, во главе отряда из двадцати сподвижников и призвал на этих людей проклятие, сказав: “О Аллах, сделай так, чтобы они не видели дороги, и сделай ее для них уже, чем женский браслет!” – после чего Аллах сделал так, что они перестали видеть путь, и их настигли. В качестве воздаяния равным и наказания за то, что они совершили, им отрубили руки и ноги и выкололи глаза, а потом бросили на харре, где они и оставались, пока не умерли. Приводимый в “Сахихе” хадис, в котором рассказывается об этом, передается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах.
Кроме того, авторы жизнеописаний упоминают также о попытке, предпринятой Амром бин Умаййей ад-Дамри и Саламой бин Абу Саламой, да будет доволен Аллах ими обоими, в месяце шавваль шестого года хиджры. Они отправились в Мекку, чтобы убить Абу Суфйана за то, что он подослал одного бедуина, которому поручил убить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однако ни тому, ни другому не удалось сделать этого, хотя по дороге Амр, да будет доволен им Аллах, убил трех других многобожников. Сообщается также, что во время этого рейда Амр, да будет доволен им Аллах, захватил тело шахида Хубайба, да будет доволен им Аллах, однако известно, что Хубайба казнили через несколько дней или через месяц после инцидента в ар-Раджи‘, который имел место в месяце сафар четвертого года хиджры, и я не знаю, объединяют ли биографы два этих события между собой по ошибке или же то и другое действительно имело место во время этого рейда в четвертом году хиджры. Шейх аль-Мансурфури не считает этот рейд военным походом, а Аллах знает об этом лучше.
Такие походы были предприняты мусульманами после битвы у рва и осады поселения бану курайза. Ни один из этих походов не сопровождался жестокими битвами, и все они носили характер легких столкновений, по сути дела являвшимися разведывательными дозорами или карательными акциями, которые организовывались с целью устрашения тех бедуинов и прочих врагов мусульман, которые никак не могли успокоиться. Анализ развития событий показывает, что после битвы у рва моральный дух врагов мусульман неуклонно снижался, и они больше уже не могли надеяться на то, что им удастся покончить с исламским призывом и уничтожить мусульман с помощью военной силы. Все это нашло свое яркое выражение в аль-Худайбиййе, а перемирие, которое было там заключено, стало не чем иным, как признанием силы исламской религии и того, что она останется на земле Аравии до скончания времен. 

ПЕРЕМИРИЕ В АЛЬ-ХУДАЙБИЙЙЕ (МЕСЯЦ ЗУ-ЛЬ-КА‘ДА ШЕСТОГО ГОДА ХИДЖРЫ)
Причина умры в аль-Худайбиййу
Поскольку события в Аравии во многом развивались в благоприятном для мусульман направлении, мало-помалу стали появляться признаки грядущей величайшей победы и успеха исламского призыва. Наряду с этим начали складываться и предпосылки признания права мусульман на осуществление ими обрядов поклонения на территории Запретной мечети в Мекке, куда многобожники не допускали их в течение шести лет.
Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находившийся в Медине, увидел во сне, как он со своими сподвижниками вошел на территорию Запретной мечети и взял ключ от Каабы, после чего они совершили вокруг нее обход и обряды умры, и некоторые из них обрили себе головы, а другие укоротили волосы. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал об этом сне своим сподвижникам, и они обрадовались, посчитав, что уже в этом году будут в Мекке. Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил своим сподвижникам, что собирается совершить умру, и они стали собираться в путь.

Мобилизация мусульман
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал идти с собой бедуинов, живших вокруг Медины, но многие из них медлили. Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он выстирал свою одежду и сел на свою верблюдицу по кличке аль-Касва, оставив в Медине за старшего Ибн Умм Мактума или Нумайлю аль-Ляйси, да будет доволен Аллах ими обоими, и выступив из города в понедельник первого числа месяца зу-ль-ка‘да шестого года хиджры. С собой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял свою жену Умм Саламу, да будет доволен ею Аллах. По одним сообщениям, его сопровождала тысяча четыреста, а по другим – полторы тысячи человек, у которых были с собой только мечи в ножнах, обычное оружие путешественников в те времена.

Мусульмане двигаются в сторону Мекки
Направившись в Мекку, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал остановку в Зу-ль-Хуляйфе, где пометил жертвенный скот, повязав шеи животных веревками, и вошел в состояние ихрама для совершения умры, чтобы люди были уверены, что у него нет намерения воевать. Вперед он послал своего соглядатая из племени бану хуза‘а, в задачу которого входило информировать его о действиях курайшитов. Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился уже поблизости от ‘Усфана, этот соглядатай явился к нему и сказал: “Я прибыл к тебе, чтобы предупредить, что против тебя свои силы собрали ахабиш и другие, которые намереваются сражаться с тобой и не допустить тебя к Каабе”. Выслушав его, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к своим сподвижникам за советом и спросил: “Не считаете ли вы, что нам следует напасть на жилища тех, кто оказал им помощь, и захватить их жен и детей? В этом случае, даже если они не станут воевать, то будут думать о мести и скорбеть. Или вы хотите идти к Каабе и сражаться с теми, кто встанет у нас на пути?” Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Аллах и Посланник Его знают об этом лучше, мы же явились сюда только для совершения умры, а не для того, чтобы сражаться с кем бы то ни было. Тем не менее мы будем сражаться с теми, кто преградит нам путь к Каабе!” – и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Тогда не останавливайтесь”, и они продолжили свой путь. 

Попытка курайшитов преградить мусульманам путь к Каабе
Узнав о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Медину, курайшиты созвали совет, на котором было решено не допускать мусульман к Каабе, чего бы это ни стоило. После того как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уклонился от сражения с ахабиш, один человек из племени бану ка‘б сообщил ему, что курайшиты стали лагерем в Зу Тува, а Халид бин аль-Валид с двумя сотнями всадников находится в Кура‘ аль-Гамим, на главном пути, ведущем в Мекку. Халид попытался задержать мусульман и перекрыл им дорогу своей кавалерией, в результате чего противники оказались на виду друг у друга. Увидев мусульман, которые совершали поясные и земные поклоны во время полуденной молитвы, Халид сказал: “Их можно было бы застать врасплох, и если бы мы напали на них, то взяли бы над ними верх!” – после чего он решил напасть на мусульман во время послеполуденной молитвы, но к тому времени Аллах уже ниспослал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, установления, касающиеся совершения молитвы в угрожающих обстоятельствах (салят аль-хауф), и Халиду не удалось использовать такую возможность. 

Выбор нового пути и попытка избежать кровопролитного сражения
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил пойти горной дорогой и повел мусульман по ущельям, двинувшись направо и оставив главную дорогу, ведущую к хараму Мекки и проходившую через ат-Тан‘им, который остался от нее слева. Увидев черную пыль, поднятую двигавшимися мусульманами, которые пошли другой дорогой, Халид поскакал назад, чтобы предупредить курайшитов.
Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он продолжал двигаться вперед до тех пор, пока не достиг горного прохода под названием Санийат аль-Марар, где его верблюдица опустилась на колени. Люди стали пытаться поднять ее криками: “Халь! Халь!” – но она не послушалась, и тогда они стали говорить: “Аль-Касва заупрямилась, Аль-Касва заупрямилась!” На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аль-Касва не заупрямилась, ибо это не в ее характере, но ее задержал Тот же, Кто задержал и слона!”[i] – а потом он сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, чего бы они ни потребовали от меня, я дам им это, если только они не потребуют нарушения запретов Аллаха!”[ii] Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прикрикнул на нее, и она поднялась на ноги, после чего он направил их в другую сторону и остановился в самой дальней части аль-Худайбийи у источника, в котором было мало воды. Люди принялись понемногу набирать ее, а через короткое время они вычерпали ее до конца и стали жаловаться Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что их мучает жажда. Тогда он вытащил стрелу из своего колчана и велел им воткнуть ее в этот источник, и, клянусь Аллахом, вода не переставала бить для них ключом, пока все они не ушли оттуда, утолив жажду.

[i] То есть Аллах Всевышний. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на события, имевшие место в год его рождения, который впоследствии получил название “год слона” (570 год н.э.), когда эфиопский военачальник и наместник Йемена Абраха двинул свои войска к Мекке с целью овладения городом и разрушения Каабы. В армии Абрахи был боевой слон, который при виде Мекки остановился и больше не двинулся с места, после чего эфиопы по воле Аллаха были уничтожены птицами /абабиль/, закидавшими их кусками обожженной глины.  Об этом  упоминается в 105-й суре Корана “Слон”.
[ii] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что он согласится на все приемлемые для него условия курайшитов для того, чтобы избежать вооруженного столкновения на территории  харама Мекки.

Будайль выступает в качестве посредника  между Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и курайшитами 

После того как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился в этом месте, туда явился Будайль бин Варка аль-Хуза’и в сопровождении нескольких людей из своего племени хуза‘а, которые были советниками Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из числа жителей Тихамы и пользовались его полным доверием. (Будайль) сказал: “Поистине, я покинул людей из племени ка‘б бин луаййи, которые остановились у неиссякаемых вод аль-Худайбийи вместе со своими дойными верблюдицами, и они будут сражаться с тобой и (постараются) помешать тебе достичь Каабы”. (На это) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, мы пришли (сюда) не для того, чтобы сражаться с кем-либо, а для того, чтобы совершить умру. Война истощила курайшитов и нанесла им ущерб, и если они захотят, я заключу с ними перемирие, (во время которого) они не должны будут вмешиваться в мои дела с (другими) людьми. Если они пожелают, то могут принять ислам, как это делают (другие) люди, (а если они не пожелают этого, то по меньшей мере) смогут собраться с силами. Если же они откажутся (от перемирия), то клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я непременно стану сражаться с ними ради своего дела, пока не погибну, но (я уверен, что) Аллах обязательно осуществит (то, что Ему угодно)!”
Будайль сказал: “Я передам им твои слова”, после чего уехал; прибыв же к курайшитам, он сказал (им): “Мы приехали к вам от этого человека, слова которого мы слышали, и если вы хотите, то мы передадим их вам”. Неразумные (из числа курайшитов) сказали: “Мы не нуждаемся в том, чтобы ты передавал нам что-нибудь от него”, мудрые же из них сказали (так): “Говори, что ты слышал от него”. (Будайль) сказал: “Я слышал, как он сказал то-то и то-то”. После этого курайшиты направили к мусульманам Микраза бин Хафса, увидев которого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это вероломный человек”, когда же тот пришел и поговорил с ним, он сказал ему то же, что говорил Будайлю и его товарищам, после чего Микраз вернулся к курайшитам и рассказал им об этой встрече. 

Посланцы курайшитов 
После этого один человек из племени бану кинана по имени аль-Хуляйс бин ‘Алькама сказал: “Позвольте и мне встретиться с ним”. Они сказали: “Ты (можешь) встретиться с ним”, а когда (этот человек) приблизился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это – такой-то, и он происходит из племени, (люди которого) почитают верблюдов, так пригоните же к нему (верблюдов)”. И к нему пригнали (верблюдов), сам же он был встречен людьми, произносящими тальбийу, и, увидев это, он воскликнул: “Преславен Аллах! Этим людям не следует мешать посетить Каабу!” А когда он вернулся к своим товарищам, то сказал: “Я видел верблюдов, шеи которых повязаны разноцветными веревками, а на спинах сделаны надрезы, и я думаю, что не следует мешать им посетить Каабу” после чего у него с курайшитами произошел разговор, рассердивший его.
‘Урва бин Мас‘уд ас-Сакафи сказал: “Знайте, что этот человек делает вам разумное предложение, примите же его и позвольте мне встретиться с ним”. Они сказали: “Ты (можешь) встретиться с ним”, и тогда он отправился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и стал говорить с ним, Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему примерно то же, что он говорил Будайлю. (Выслушав его), ‘Урва сказал: “О Мухаммад, а что ты будешь говорить, если совсем уничтожишь своих соплеменников? Приходилось ли тебе слышать, чтобы кто-нибудь из арабов до тебя поголовно уничтожал своих родственников? Если же дело обернется по-другому, (ты останешься в одиночестве), ибо, клянусь Аллахом, я что-то не вижу (здесь) благородных людей, зато вижу разный сброд, который разбежится и покинет тебя (в случае твоего поражения)”. (Услышав это,) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, грубо обругал его и сказал: “Неужели (ты и в самом деле считаешь, что) мы разбежимся и покинем его?!” (Урва) спросил: “Кто это?” (Ему) сказали: “Абу Бакр”. (‘Урва) сказал: “Поистине, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы ты не оказал мне благодеяние, за которое я не отплатил, (сейчас) я бы ответил тебе (тем же)!” – после чего продолжил разговор с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и каждый раз, как (‘Урва) говорил что-нибудь, он (пытался) дотронуться до его бороды. Что же касается аль-Мугиры бин Шу‘бы, в руке которого был меч, а на голове – шлем, то он стоял рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и каждый раз, как ‘Урва протягивал свою руку к бороде Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он ударял его по руке ножнами и говорил: “Убери свою руку от бороды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” (В конце концов) ‘Урва поднял голову и спросил: “Кто это?” (Ему) сказали: “Аль-Мугира бин Шу‘ба”. (Тогда) ‘Урва воскликнул: “О вероломный! Разве не стараюсь я (до сих пор уладить последствия) твоего вероломства?!” А дело было в том, что еще до того, как аль-Мугира принял ислам, он убил людей, которые были его спутниками, и забрал их имущество, после чего явился (в Медину) и принял ислам, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ему): “Что касается (твоего) ислама, то я принимаю (его), что же касается имущества, то я не имею к нему никакого отношения”. А аль-Мугира был сыном брата ‘Урвы.
После этого ‘Урва начал наблюдать за тем, как сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вели себя в его присутствии, а вернувшись к своим товарищам, сказал: “О люди, клянусь Аллахом, мне приходилось бывать у царей и я приезжал к императору, хосрою и негусу, но, клянусь Аллахом, не видел я ни одного царя, которого его приближенные почитали бы так же, как сподвижники Мухаммада почитают Мухаммада! Клянусь Аллахом, если он сплевывает и (капли его) слюны попадают на ладонь кого-либо из людей, (этот человек) обязательно растирает их по своему лицу и коже; когда он повелевает им что-нибудь, они спешат выполнить (любое) его веление; когда он совершает омовение, они готовы сражаться друг с другом за воду, которую он использовал для омовения, а когда он начинает говорить, они понижают свои голоса в его присутствии, и, (кроме того,) они (даже) не смотрят на него пристально из почтения к нему! (Этот человек) сделал вам разумное предложение, так примите же его!” 
“И Он – Тот, кто удержал их руки от вас…” 
Когда безрассудные молодые курайшиты, рвавшиеся в бой, увидели, что их предводители склоняются к миру, они задумали помешать этому, решив проникнуть ночью в лагерь мусульман и сделать что-нибудь такое, что привело бы к войне, после чего они действительно попытались осуществить свое решение. Ночью семьдесят или восемьдесят человек вышли из лагеря курайшитов, спустились с горы ат-Тан‘им и попытались проникнуть в лагерь мусульман, однако Мухаммаду бин Масламе, да будет доволен им Аллах, который отвечал за охрану, удалось задержать всех их. Стремившийся к заключению перемирия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил их, ничего им не сделав, а Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором говорится: “И Он – Тот, Кто удержал их руки от вас и ваши руки от них в долине Мекки после того, как Он привел вас к победе над ними” (“Победа”, 24). 

Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах,отправляется к курайшитам
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил направить к курайшитам своего посланца, который подтвердил бы им, какую позицию он занимает и какова цель его похода. Он призвал к себе Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, чтобы послать к курайшитам его, но Умар уклонился от этого, сказав: “О Посланник Аллаха нет у меня в Мекке никого из бану ка‘б, кто постоял бы за меня, если мне нанесут обиду. Лучше пошли Усмана бин ‘Аффана, у которого там имеются родственники, и он передаст им, что ты хочешь”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к себе Усмана и направил к курайшитам его, сказав: “Передай им, что мы пришли не для того, чтобы сражаться, а только для того, чтобы совершить умру, и призови их к исламу”. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему повстречаться в Мекке с верующими мужчинами и женщинами, порадовать их вестью о близкой победе и сообщить им о том, что Всемогущий и Великий Аллах приведет Свою религию в Мекке к победе, и тогда никому из верующих больше не придется скрываться.
Усман, да будет доволен им Аллах, двинулся в путь, а когда добрался до курайшитов, находившихся в Бальдахе, они спросили: “Куда ты направляешься?” Усман сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал меня с тем-то и тем-то”. Они сказали: “Мы слышали об этом, ступай же и выполняй то, ради чего ты приехал”, а после этого к нему подошел Аббан бин Са‘ид бин аль-Ас, который приветствовал его, пообещал Усману свою защиту, посадил его в седло позади себя и доставил в Мекку, где он передал послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предводителям курайшитов. Когда Усман, да будет доволен им Аллах, выполнил то, что ему было поручено, курайшиты предложили ему совершить обход Каабы, однако он отверг это предложение, сказав, что отказывается совершать обход, пока это не сделает Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. 

Слух о гибели Усмана, да будет доволен им Аллах, и клятва, угодная Аллаху (бай‘ат ар-ридван)
После этого курайшиты на некоторое время задержали Усмана, да будет доволен им Аллах, у себя. Возможно, они хотели обсудить между собой создавшееся положение и прийти к окончательному решению, а потом дать ответ на послание, которое он привез им. Это продолжалось довольно долго, и через некоторое время среди мусульман разнесся слух, что Усман, да будет доволен им Аллах, убит. Когда эти слухи дошли и до Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Мы не двинемся с места, пока не сразимся с этими людьми!” – а потом призвал своих сподвижников дать ему клятву, и они стали клясться ему в том, что не побегут, а часть людей поклялась в том, что будет стоять насмерть. Первым эту клятву принес Абу Синан аль-Асади, да будет доволен им Аллах, а Салама бин аль-Аква’, да будет доволен им Аллах, поклялся сражаться насмерть трижды: вместе с первыми принесшими клятву, с теми, кто давал ее между первыми и последними, и с теми, кто давал ее в конце. Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он пожал свою собственную левую руку и сказал: “Это за Усмана” а после того, как клятву дали все, явился и сам Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, также давший клятву, от которой не отказался никто за исключением одного человека из числа лицемеров по имени Джадд бин Кайс.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал эту клятву сидя под деревом, и при этом Умар, да будет доволен им Аллах, держал его за руку, а Ма‘киль бин Йасар, да будет доволен им Аллах, придерживал ветку этого дерева, поднимая ее, чтобы она не касалась Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это была та самая угодная Аллаху клятва, о которой Аллах Всевышний ниспослал аят, где сказано: “Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом” (“Победа”, 18). 

Заключение перемирия и пункты заключенного соглашения 
Курайшиты, понимавшие, что положение становится критическим, поспешили направить для заключения перемирия Сухайля бин Амра, строго наказав ему следующее: “Перемирие можно заключать лишь при том условии, что в этом году он уедет от нас, чтобы арабы никогда не говорили, что он вошел в Мекку благодаря своей силе!” Когда Сухайль бин Амр подошел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Теперь ваше дело облегчилось, ибо если курайшиты направили сюда этого человека, значит, они хотят мира”. И после того как Сухайль пришел туда, они долго разговаривали, в конечном итоге договорившись о том, что соглашение должно включать в себя следующие пункты.
1. В этом году Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращается обратно и не входит в Мекку, а на следующий год мусульмане могут войти в Мекку и оставаться в городе в течение трех дней, имея при себе только мечи в ножнах, а курайшиты не станут никоим образом препятствовать им.
2. Военные действия между сторонами прекращаются на десять лет, в течение которых людям гарантируется безопасность, и они не будут нападать друг на друга.
3. Любой из тех, кто пожелает заключить союз с Мухаммадом, может сделать это, и любой, кто пожелает заключить союз с курайшитами, может сделать это, а то племя, которое присоединится к любой из сторон, будет считаться ее составной частью, и любое враждебное действие против этих племен будет рассматриваться как враждебное действие против соответствующей стороны.
4. Того из курайшитов, кто придет к Мухаммаду без разрешения своего покровителя, иначе говоря, сбежит от них, он вернет им, а того из находящихся вместе с Мухаммадом, кто придет к курайшитам, сбежав от него, ему возвращать не будут.
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал к себе Али, да будет доволен им Аллах, чтобы он записывал, и продиктовал следующее: “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного” /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/. Услышав это, Сухайль сказал: “Что касается “ар-Рахмана”[ii], то, клянусь Аллахом, я не знаю, что это такое! Пиши: “С именем Твоим, о Аллах” /Би-сми-кя, Аллахумма/”, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел Али, да будет доволен им Аллах, написать так, а потом (продиктовал): “Вот на (каких условиях) заключает мир Мухаммад, Посланник Аллаха … ” Тут Сухайль сказал: «Клянемся Аллахом, если бы мы знали точно, что ты – Посланник Аллаха, то не стали бы ни мешать тебе достичь Каабы, ни сражаться с тобой! Пиши же: “Мухаммад бин Абдуллах”». На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, я – Посланник Аллаха, даже если вы и не верите мне!” – велев Али, да будет доволен им Аллах, написать “Мухаммад бин Абдуллах”, а слова “Посланник Аллаха” стереть, однако Али, да будет доволен им Аллах, отказался стирать эти слова, и тогда их собственноручно стер сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. После этого соглашение дописали до конца, а когда перемирие было заключено, договор с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, заключило и племя хуза‘а, ставшее союзником хашимитов еще при жизни Абд аль-Мутталиба, на что мы уже указывали в начале книги, а теперь заключившее союз с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в качестве подтверждения их старого союза. Что же касается племени бану бакр, то оно заключило союз с курайшитами.
[ii] “Ар-Рахман” (Милостивый) – одно из имен Аллаха Всевышнего.

Выдача Абу Джандаля 
И пока это соглашение записывали, со стороны нижней части Мекки неожиданно появился закованный в кандалы Абу Джандаль Ибн Сухайль[i], да будет доволен им Аллах, который присоединился к мусульманам. Увидев его, Сухайль сказал: “И прежде всего я требую от тебя возвращения этого (человека)!” Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Но мы еще не заключили соглашение!” На это Сухайль сказал: “Тогда я вообще ни о чем не буду разговаривать с тобой!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил: “Отдай мне (только) его”, но Сухайль сказал: “Я тебе его не отдам!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И все же сделай (то, о чем я прошу)!” – но Сухайль сказал: “Не сделаю!” – а потом Сухайль ударил Абу Джандаля, да будет доволен им Аллах, по лицу, схватил за воротник и потянул за собой, чтобы вернуть его к многобожникам. Тут к мусульманам обратился сам Абу Джандаль, да будет доволен им Аллах, который закричал изо всех сил: “О мусульмане, неужели же меня[ii] вернут многобожникам, которые будут отвращать меня от моей религии?!” – а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Абу Джандаль, терпи и надейся на награду Аллаха, и Аллах приведет тебя и тех слабых, которые находятся вместе с тобой, к облегчению и укажет вам выход. Поистине, мы заключили с этими людьми перемирие и дали им слово, как и они дали нам его, и мы не нарушим своего слова!”
Что же касается Умара бин аль-Хаттаба, то он подбежал к Абу Джандалю, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Терпи, о Абу Джандаль! Поистине, это всего лишь многобожники, и жизнь любого из них не дороже жизни собаки”, и придвинул к нему свой меч. А потом Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: “Я думал, что он схватит меч и ударит им отца, но этот человек пожалел своего отца, и то, чему суждено было свершиться, свершилось”.


[i] Сын Сухайля бин Амра, который вел переговоры о перемирии с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Джандаль Ибн Сухайль бин Амр, да будет доволен им Аллах, принял ислам, за что подвергся преследованиям со стороны курайшитов, которые не позволяли ему перебраться в Медину и держали его в Мекке в заточении, подвергая его пыткам. Впоследствии Абу Джандаль погиб в одном из сражений за веру, а незадолго до этого мученическую смерть принял его брат Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими.
[ii] Абу Джандаль, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что курайшиты будут всеми способами стараться заставить его отказаться от ислама и не остановятся даже перед применением пыток. 

Люди приносят жертвы и бреют головы после завершения умры 
Закончив составлять соглашение о перемирии, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: “Встаньте и заколите свой жертвенный скот”, но, клянусь Аллахом, никто из них не двинулся с места, несмотря на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды отдал это веление. И, после того как никто из них не встал, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел к Умм Саламе, да будет доволен ею Аллах, рассказал ей о том, как повели себя люди по отношению к нему, и она сказала: “О Посланник Аллаха, хочешь ли ты, (чтобы это твое веление выполнили)? Выйди наружу и никому не говори ни слова, пока сам не принесешь в жертву своего верблюда и не позовешь своего цирюльника, чтобы он обрил тебе голову”. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал и вышел наружу, не заговорив ни с кем из них, пока не сделал все это: он заколол своего верблюда и позвал своего цирюльника, который обрил ему голову. Увидев это, его сподвижники поднялись со своих мест, принесли в жертву своих животных и стали брить друг другу головы, проявляя такую поспешность, что чуть было не задавили друг друга насмерть. Они приносили в жертву одного верблюда за семерых или одну корову за семерых, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принес в жертву верблюда с серебряным кольцом в носу, который прежде принадлежал Абу Джахлю, чтобы вызвать этим гнев многобожников, после чего он трижды обратился к Аллаху с мольбой за обривших головы и один раз – за тех, кто укоротил волосы. Во время этого похода Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором говорилось о том, что обривший голову преждевременно[i] по причине болезни, должен совершить искупительные действия в виде поста, или раздачи милостыни неимущим, или принесения жертвы[ii]. Этот аят был ниспослан в отношении Ка‘ба бин ‘Уджры, да будет доволен им Аллах.



[i] Иначе говоря, до жертвоприношения.
[ii] В подобных случаях необходимо либо принести в жертву овцу, либо поститься три дня, либо накормить шестерых бедняков. 


Отказ вернуть переселившихся из Мекки в Медину верующих женщин 
А потом к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли верующие женщины, опекуны которых потребовали вернуть их обратно в Мекку на основании условий заключенного перемирия, но им было отказано, поскольку в соглашении было сказано следующее: “И кто бы из наших мужчин ни пришел к тебе, даже если он будет исповедовать твою религию, ты обязательно вернешь его нам”, тогда как относительно женщин там вообще ничего не говорилось. И об этом Аллах Всевышний ниспослал следующий аят: “О те, кто уверовал, когда к вам приходят переселяющиеся верующие женщины, подвергайте их испытанию, (хотя) Аллах лучше знает об их вере, и если вы убедитесь, что они верующие, то не возвращайте их неверным. Не разрешается (неверным состоять в браке) с (верующими женщинами, как) и (верующим женщинам не разрешается быть женами неверных). Отдавайте (неверным) то, что они израсходовали, и не будет на вас греха, если вы станете жениться на них после уплаты им (положенного). И не (старайтесь сохранить узы брака) с неверными женщинами …” (“Испытуемая”, 10). И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подвергал женщин испытанию, подчиняясь велению Аллаха Всевышнего, Который сказал: “О Пророк! Если придут к тебе верующие женщины, (которые пожелают) присягнуть тебе в том, что не станут ничему поклоняться наряду с Аллахом, не будут красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, распространять измышленную ими ложь и проявлять ослушания тебе в одобряемом (шариатом), то прими их присягу и проси Аллаха простить их, поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный!” (“Испытуемая”, 12) – и тем, кто принимал эти условия, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Твоя клятва принята”, и не возвращал их курайшитам. После этого мусульмане развелись со своими женами, которые не приняли ислам; Умар, да будет доволен им Аллах, в тот же день развелся с двумя своими женами, которые остались многобожницами, и впоследствии на одной из них женился Му‘авийа бин Абу Суфйан, а на другой – Сафван Ибн Умаййа. 

 Что следовало из пунктов этого соглашения? 
Нет сомнений в том, что если принимать во внимание скрытый смысл заключенного в аль-Худайбиййе перемирия, то его следует считать великой победой мусульман. Так, например, раньше курайшиты совершенно не признавали мусульман, стремились исключительно к их поголовному истреблению и не могли дождаться того дня, когда они станут свидетелями их конца. Они прилагали все силы, чтобы воспрепятствовать доведению до людей исламского призыва, поскольку в Аравии курайшиты издавна являлись признанными религиозными лидерами и пользовались самым большим влиянием в мирских делах. Таким образом, уже сам факт того, что курайшиты пошли на это перемирие, означал признание ими силы мусульман и свидетельствовал о том, что больше они не в состоянии оказывать им серьезного сопротивления. Смысл третьего пункта заключенного перемирия указывал на то, что курайшиты забыли о своем религиозном и светском лидерстве и к этому времени думали только о собственной безопасности, и даже если бы ислам приняло все остальное население Аравии, это не взволновало бы их и они не попытались бы оказать на этот процесс никакого влияния. Разве это не стало очевидным поражением курайшитов? И разве не послужило это указанием на то, что мусульмане одержали явную победу? Для мусульман цель кровопролитных войн, которые они вели со своими врагами, заключалась не в захвате имущества, не в уничтожении людей и не в том, чтобы силой заставить своих врагов принять ислам. Единственной их целью было обеспечение полной свободы, которой люди могли бы пользоваться в сфере идеологии и религии, ведь Аллах Всевышний сказал: «И скажи: “Истина – от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует”» (“Пещера”, 29). Достижению того, к чему они стремились, не могла помешать никакая сила, и они достигли своей цели в полном смысле этого слова, поскольку получили желаемое с помощью того, что им, возможно, не дала бы и явная победа в войнах. Обеспечив вышеупомянутую свободу, мусульмане добились огромных успехов в деле призыва, и если до заключения этого перемирия численность всех мусульман не превышала трех тысяч человек, то при завоевании Мекки два года спустя в одной только мусульманской армии было уже десять тысяч воинов.
Если говорить о втором пункте соглашения о перемирии, то он являлся второй составной частью этой явной победы. Первыми начинали войны не мусульмане, а курайшиты, на что указывают и слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: “ … и они первыми начали войну…”(“Покаяние”, 13). Что же касается военных дозоров и рейдов мусульман, то цель их заключалась лишь в том, чтобы курайшиты отказались от своего высокомерия, перестали отворачиваться от пути Аллаха и относились бы к мусульманам как к равным, благодаря чему каждая из сторон могла бы действовать свободно, и договор о прекращении военных действий сроком на десять лет позволил положить предел их вызывающему поведению, став указанием на неудачу, слабость и поражение тех, кто развязал войну.
Первый же пункт позволил открыть дорогу к Запретной мечети, которая в течение нескольких лет была недоступной для мусульман, что также стало неудачей курайшитов, а единственным утешением для них могло служить лишь то, что они воспрепятствовали доступу к ней мусульман в этом году.
Таким образом, три пункта перемирия были явно на руку мусульманам, и только четвертый давал преимущества курайшитам, однако и они были ничтожными и никак мусульманам не вредили. Известно, что пока мусульманин оставался мусульманином, он никуда не бежал от Аллаха и Его Посланника и не покидал города ислама Медины, а поступал подобным образом лишь тот, кто явно или тайно становился вероотступником. Но если человек отрекался от ислама, то мусульмане уже не нуждались в нем, и то, что он покидал мусульманское общество, шло этому обществу только на пользу, на что и указывают слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Поистине, это Аллах удалил того, кто ушел от нас к ним”. Если же говорить о тех мекканцах, которые приняли ислам, то хотя они и лишались возможности укрываться в Медине, но ведь земля Аллаха оставалась просторной, и разве не оказалась для мусульман достаточно просторной Эфиопия в то время, когда жители Медины вообще ничего не знали об исламе? И именно это имел в виду Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда сказал: “А того, кто придет от них к нам, Аллах приведет к облегчению и укажет ему выход”.
Несмотря на то, что внешне подобная уступка могла служить предметом гордости для курайшитов, на самом деле это свидетельствовало об их сильном беспокойстве, тревоге и упадке духа, а также об их страхе за собственное существование и существование своей религии. Они будто чувствовали, что находятся на грани жизни и смерти, в силу чего и вынуждены были принимать подобные меры предосторожности. С другой стороны, то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не стал настаивать на возвращении мусульман, сбежавших к курайшитам, свидетельствует лишь о том, что он был полностью уверен в прочности своего положения и в своих силах и поэтому не побоялся согласиться на это условие. 

Мусульмане испытывают огорчение, а Умар, да будет доволен им Аллах, вступает в дискуссию с Посланником Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует

Такова истинная суть пунктов этого перемирия, однако было и два внешних обстоятельства, в силу которых мусульман охватило уныние и они были крайне огорчены.
Первое. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил им, что они придут к Каабе и совершат обход вокруг нее, так почему же он вернулся, не совершив обхода?
Второе. Мухаммад – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который следует истине, а Аллах обещал привести Свою религию к победе, так почему же Мухаммад поддался давлению курайшитов и при заключении перемирия согласился на то, что мусульмане посчитали для себя унизительным?
Два вышеуказанных обстоятельства породили множество сомнений, тревог и домыслов, а мусульмане были уязвлены в своих лучших чувствах, и поэтому вместо того, чтобы поразмыслить о возможных последствиях заключенного Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, перемирия, они принялись скорбеть. Возможно, что больше всех был огорчен Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, который пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Разве мы не правы и разве наши враги не заблуждаются?” Он сказал: “Конечно, (мы правы)!” Умар сказал: “Разве наши погибшие не в раю и разве их погибшие не в огне?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Конечно”. Умар сказал: “Так почему же мы должны унижаться в том, что касается нашей религии, и возвращаться, тогда как Аллах еще не рассудил нас с ними?!” На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Ибн аль-Хаттаб, поистине, я – посланник Аллаха, и я не могу ослушаться Его, а Он поможет мне и никогда не даст мне погибнуть!” Умар спросил: “Разве ты не говорил нам, что мы придем к Каабе и совершим обход вокруг нее?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да, но разве я говорил тебе, что мы придем к ней в этом году?” Умар сказал: “Нет”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Но ты придешь к ней и совершишь обход вокруг нее”.
После этого разгневанный Умар бин аль-Хаттаб пришел к Абу Бакру, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал ему то же, что говорил и Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал ему в ответ то же, что говорил и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, добавив к этому следующее: “Держись же за его стремя до самой смерти, ибо, клянусь Аллахом, он прав!”
А потом был ниспослан аят, в котором говорилось: “ Поистине, Мы даровали тебе явную победу … ” (“Победа”, 1) – и прочие аяты суры “Победа”, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал за Умаром, да будет доволен им Аллах, и прочитал ему эту суру, а Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: “О Посланник Аллаха, так, значит, это победа?” – и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да!” – Умар же, да будет доволен им Аллах, обрадовался и вернулся к себе.
А потом Умар, да будет доволен им Аллах, горько раскаивался в том, что говорил лишнее, и говорил: “И я совершил (много) добрых дел (в качестве искупления за эти неуместные вопросы), не прекращая раздавать милостыню, поститься, молиться и освобождать рабов за то, что я сделал в тот день, ибо боялся тех слов, что я произнес, и я делал это, пока у меня не появилась надежда, что все это обернется благом”. 

Шейх Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури
Перевод: канд. философских наук Нирша В.
*******************************************************************************








Комментариев нет :

Отправить комментарий