вторник, 19 января 2016 г.

Жизнь Пророка ! (14)


ВОЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСЛЕ ПЕРЕМИРИЯ В АЛЬ-ХУДАЙБИЙЙE. ПОХОД НА АЛЬ-ГАБУ ИЛИ ЖЕ ПОХОД НА ЗУ КАРАД
Фактически речь идет не о походе, а о преследовании отряда племени бану фазара, совершившего грабительский набег на скот Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Это был первый поход, предпринятый Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после заключения перемирия в аль-Худайбиййа и предшествовавший походу на Хайбар. Излагая содержание одной из глав своего “Сахиха”, аль-Бухари указывает, что этот поход состоялся за три дня до похода на Хайбар, и об этом же сообщает Муслим, ссылавшийся на хадис, передаваемый со слов Саламы бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах. В основном авторы книг о военных походах сообщают, что данный поход состоялся до заключения перемирия в аль-Худайбиййе, но истине соответствует то, о чем говорится в “Сахихе”.
Суть сообщений, передаваемых со слов героя этого похода, Саламы бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сводится к следующему.
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил свой скот на пастбище под присмотром своего слуги Рабаха. Я был вместе с ним на коне Абу Тальхи, а наутро на это пастбище неожиданно совершил набег Абд ар-Рахман аль-Фазари, угнавший весь скот и убивший пастуха. Я сказал: “О Рабах, возьми этого коня, передай его Абу Тальхе и сообщи обо всем Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А потом я забрался на холм, повернулся в сторону Медины и трижды прокричал: “Йа сабахах!” – после чего я бросился вдогонку за ними стреляя в них из лука и произнося такие стихи:
Я – сын аль-Аква‘,
а сегодня – день, когда подлые погибнут!
И, клянусь Аллахом, я продолжал стрелять в них, нанося раны их верховым животным, а когда на меня двинулся всадник, я укрылся у дерева, выстрелил и ранил его лошадь. Когда же они вошли в узкий горный проход, я забрался на гору, стал бросать в них камнями и продолжал делать это, преследуя их, пока все верблюды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не оказались у меня за спиной, но и к нему путь для меня был открыт. Однако и после этого я продолжал преследование, стреляя в них, пока они не бросили более тридцати своих плащей и тридцать копий, желая освободиться от лишнего груза, и что бы они ни бросали, я помечал это место камнем, чтобы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники могли узнать это место. В конце концов они добрались до узкого горного прохода и сели, чтобы поесть, а я уселся на вершине горы, и ко мне на гору поднялись четверо из них. Я сказал: “Знаете ли вы меня? Я – Салама бин аль-Аква‘ и я могу убить любого из вас, кого захочу, но ни один из вас не сможет убить меня, если захочет сделать это!” – и они вернулись обратно, а я оставался на своем месте, пока не увидел между деревьями всадников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Первым из них ехал Ахрам, следом за ним – Абу Катада, а за ним – аль-Микдад бин аль-Асвад. Абд ар-Рахман аль-Фазари вступил в бой с Ахрамом, который ранил его коня, а Абд ар-Рахман пронзил его копьем и убил. После этого он сел на коня Ахрама, повернул его и сразился с Абу Катадой, который, в свою очередь, пронзил копьем и убил Абд ар-Рахмана. После этого они побежали, а мы преследовали их до тех пор, пока перед заходом солнца они не вошли в горное ущелье, в котором находился источник воды под названием Зу Карад, чтобы напиться воды, так как их мучала жажда. Однако я отогнал их оттуда, и им не досталось ни одной капли воды, а к вечеру меня догнал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими всадниками, и я сказал: “О Посланник Аллаха, эти люди хотят пить, и если бы ты послал меня вдогонку за ним с сотней всадников, я забрал бы у них весь скот, а их взял бы в плен”. На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Ибн аль-Аква‘ ты взял верх (над врагами), а теперь смягчись”. А потом он сказал: “Сейчас этим людям оказывают гостеприимство в племени гатафан!”
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Лучшим из наших всадников сегодня был Абу Катада, а лучшим из пеших воинов – Салама”, а потом выделил мне долю добычи пешего и долю добычи всадника, когда же мы двинулись обратно в Медину он посадил меня позади себя на аль-‘Адбу.
Во время этого похода Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил в Медине за старшего Ибн Умм Мактума, а знамя вручил аль-Микдаду бин Амру, да будет доволен Аллах ими обоими.

ПОХОДЫ НА ХАЙБАР И ВАДИ АЛЬ-КУРА (МЕСЯЦ МУХАРРАМ СЕДЬМОГО ГОДА ХИДЖРЫ)
Хайбар представлял собой крупное поселение с укреплениями и сельскохозяйственными угодьями, которое находилось на расстоянии шестидесяти или восьмидесяти миль к северу от Медины. Сейчас это место известно своим нездоровым климатом.


Причина этого похода
После заключения перемирия в аль-Худайбиййи, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, полностью обезопасил мусульман от наиболее сильного из трех союзных племен, он решил рассчитаться с двумя остальными – иудеями и племенами бедуинов из Неджда, чтобы обеспечить всему региону безопасность, мир и спокойствие, а мусульмане могли избавиться от необходимости вести кровопролитные войны и перейти к донесению до людей послания Аллаха и призыву к Нему.
Поскольку Хайбар являлся гнездом интриг и заговоров, центром организации военных провокаций и источником военных конфликтов, вполне понятно, что мусульманам надо было обратить на него внимание в первую очередь.
Определяя роль Хайбара подобным образом, мы имеем в виду, что именно населявшие его иудеи объединили племена против мусульман и подбили на предательство бану курайза, а потом поддерживали связи с лицемерами, а также с племенем гатафан и бедуинами, являвшимися третьей составной частью союзных племен. Сами же иудеи готовились к бою, держа мусульман в постоянном напряжении своими действиями, и даже разработали план убийства Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чему мусульмане были вынуждены противопоставить рейды военных отрядов и устранение таких предводителей заговорщиков как Салям бин Абу-ль-Хукайк и Усайр бин Раззам.

Мусульмане выступают в поход на Хайбар
Ибн Исхак пишет: “После возвращения из аль-Худайбиййи Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Медине весь месяц зу-ль-хиджжа и часть мухаррама, а оставшуюся часть этого месяца провел в Хайбаре”.
Толкователи Корана отмечают, что Хайбар был обещан Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Аллахом Всевышним, Который сказал: “ Пообещал вам Аллах богатую добычу, которую вы захватите, и (даровал) вам это заранее… ” (“Победа”, 20) Здесь имеется в виду перемирие в аль-Худайбиййе, а под богатой добычей подразумевается Хайбар.
Численность мусульманской армии
Поскольку лицемеры и те люди, вера которых была слаба, не приняли участия в походе на аль-Худайбиийу вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах Всевышний отдал Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, веление относительно этих людей, сказав: “Когда вы пойдете за богатой добычей, чтобы захватить ее, те, кого оставят (в Медине), скажут: “Позвольте нам последовать за вами”, желая изменить слово Аллаха. Скажи: “Никогда не последуете вы за нами, (ибо) так сказал Аллах раньше”. Тогда они скажут: “Вы просто завидуете нам”, но понимают они лишь немного” (“Победа”, 15).
Приняв решение выступать на Хайбар, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил, что с ним пойдут лишь желающие принять участие в джихаде, и поэтому в поход пошли только те люди, которые давали клятву под деревом численностью в тысячу четыреста человек.
За старшего в Медине Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил Сиба‘а бин ‘Арфата аль-Гифари, и хотя Ибн Исхак сообщает, что за старшего был оставлен Намиля бин Абдуллах аль-Ляйси, да будет доволен Аллах им обоими, исследователи считают, что соответствует действительности первое.
В это время в Медину приехал Абу Хурайра, который принял ислам и пришел к Сиба‘у бин ‘Арфату, да будет доволен Аллах им обоими, совершавшему утреннюю молитву, а когда Сиба‘ закончил молиться, он снабдил его дорожными припасами. После этого Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, прибыл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который поговорил с мусульманами, и они согласились выделить ему и его товарищам долю из своей добычи.
Связи лицемеров с иудеями
Что же касается лицемеров, то они оказали поддержку иудеям. Глава лицемеров Абдуллах бин Убайй направил иудеям Хайбара сообщение, в котором говорилось: “Мухаммад отправился к вам, так примите меры предосторожности и не бойтесь его, ибо, поистине, вас много и у вас много оружия, а у Мухаммада немногочисленная кучка безоружных или плохо вооруженных людей”. Получив это сообщение, жители Хайбара попали к предводителям племени гатафан Кинану бин Абу-ль-Хукайка и Хаузу бин Кайса для того, чтобы попросить у них помощи, поскольку они были союзниками иудеев Хайбара и помогали им против мусульман, пообещав им в случае победы над мусульманами половину урожая фиников Хайбара.

На пути в Хайбар
Двигаясь к Хайбару, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, миновал гору ‘Иср и ас-Сахбу, а потом остановился в вади ар-Раджи` на расстоянии суток пути до поселений гатафан. Между тем бану гатафан приготовились к сражению и направились на помощь иудеям в Хайбар, однако, уже проделав часть пути, они услышали позади себя какой-то шум, решили, что мусульмане напали на их жилища и вернулись, в результате чего дорога на Хайбар для мусульман была открыта.
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к себе двух находившихся при его войске проводников, одного из которых звали Хусайль. Он хотел, чтобы они указали ему наилучший путь, которым он мог бы войти в Хайбар с севера, иначе говоря, со стороны Шама, тем самым отрезав иудеям путь к бегству в Шам и одновременно перекрыв им пути сообщения с гатафан.
Один из них сказал: “Я поведу тебя, о Посланник Аллаха”, и двинулся вперед. Через некоторое время он довел мусульман до места пересечения нескольких дорог и сказал: “О Посланник Аллаха, любой из этих дорог можно достичь цели”, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему перечислить все их названия. Он сказал: “Одна из них называется Хузн[i]”, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался идти по ней. Проводник сказал: “Вторая называется Шаш[ii]”, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказался идти также и по этой дороге. Проводник сказал: “Третья дорога называется Хатиб[iii]”, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отверг и эту дорогу. Тогда Хусайль сказал: “Осталась только одна дорога”. Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: “Как она называется?” Проводник ответил: “Мархаб”[iv], и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановил свой выбор на ней.



[i] “Хузн” – печаль.
[ii] “Шаш” – бинт.
[iii] “Хатиб” – дровосек.
[iv] “Мархаб” – простор.
О некоторых событиях, имевших место в пути
1. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Мы выступили (из Медины) на Хайбар вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и (как-то раз) во время ночного перехода один из (воинов) сказал Амиру: “О Амир, не почитаешь ли ты нам что-нибудь из (твоих стихов)?” И Амир, являвшийся поэтом и умевший подгонять своим пением верблюдов, спешился и стал читать людям такие стихи:
О Аллах, если бы не Ты, не встали бы мы на верный путь,
не давали бы милостыню и не молились!
Прости же (нам) наши упущения, да станем мы жертвами ради Тебя,
и укрепи стопы наши, если встретим мы (врагов),
и ниспошли нам спокойствие,
а если станут призывать нас (пойти против истины), мы откажемся!
Что же касается (неверных), то они криком призывают
(других помочь им) против нас.
 (Услышав это), Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто этот погонщик?” (Люди) ответили: “Амир бин аль-Аква‘”, и (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) воскликнул: “Да помилует его Аллах! /Йархаму-ху-Ллах!/”(Услышав это), один из людей сказал: “Теперь он обязательно станет шахидом, о Пророк Аллаха, если только благодаря тебе мы и дальше не сможем наслаждаться его обществом!”
А дело было в том, что люди знали, что, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Аллаха прощения за кого-нибудь лично, этот человек обязательно погибал в бою за веру, что и случилось с Амиром во время похода на Хайбар.
2. По пути при приближении к каждому вади люди громкими голосами кричали: “Аллах велик, Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха!” /Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илля-Ллах!/ – и через некоторое время Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пожалейте себя, ведь, поистине, вы взываете не к глухому и не к отсутствующему, а взываете вы к Слышащему, Близкому, и Он находится с вами!”
3. Добравшись до Сахбы, что находится близ Хайбара, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил послеполуденную молитву, а потом велел принести еду. Ничего, кроме савика не было, и он велел принести савик, смочил его и поел вместе с людьми. После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал на закатную молитву, прополоскав рот, и так же поступили другие люди, затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помолился, не совершив нового омовения, а потом он совершил вечернюю молитву.

Мусульманская армия у стен Хайбара
Последнюю ночь перед боем мусульмане провели близ Хайбара, однако иудеи не заметили их присутствия. Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подходил к селению кого-либо из людей ночью, то никогда не нападал на них, не дождавшись утра[i]. А утром иудеи стали выходить со своими лопатами и большими корзинами, и когда они увидели Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то закричали: “Мухаммад, клянемся Аллахом, это Мухаммад со своей пятеркой!”[ii] – и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах велик! Хайбар будет разрушен! Поистине, когда мы появляемся у селений (враждующих с нами), плохим становится утро для тех, кого предупреждали!”
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выбрал для своего лагеря какое-то место, и тогда к нему пришел Хубаб бин аль-Мунзир, да будет доволен им Аллах, который спросил его: “О Посланник Аллаха, скажи мне, это место велел тебе занять Аллах или ты сам считаешь, что это оно лучше для ведения войны?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я сам так считаю”. Тогда Хубаб сказал: “О Посланник Аллаха, это место находится слишком близко от укрепления Натат, в котором находятся все бойцы Хайбара. Им все о нас известно, а мы не знаем о них ничего, и они могут достать нас своими стрелами, а мы их достать не можем. Кроме того, здесь они могут напасть на нас ночью, и это место находится в болотистой местности между пальмами, а это опасно, так не прикажешь ли ты, чтобы мы заняли другое место, где нет всего этого?” – и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это правильное мнение”, а потом перешел на другое место.
Приблизившись к Хайбару и посмотрев на него, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Стойте”, и войско остановилось, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах, Господь семи небес и того, что они собой покрывают, и Господь семи земель и того, что они на себе несут, и Господь шайтанов и тех, кого они сбили с пути, поистине, мы просим Тебя о благе этого селения, и благе тех, кто его населяет, и благе того, что в нем есть, и прибегаем к Тебе от зла этого селения, и зла тех, кто его населяет, и зла того, что в нем есть!” /Аллахумма, Рабба-с-самаввати-с-саб‘и ва ма азляльна, ва Рабба-ль-арадына-с-саб‘и ва ма акляльна, ва Рабба-ш-шайатына ва ма адляльна, фа инна ля-нас’алю-кя хайра хазихи-ль-карйати, ва хайра ахли-ха ва хайра ма фи-ха, ва на‘узу би-кя мин шарри хазихи-ль-карйати, ва шарри ахли-ха ва шарри ма фи-ха!/ – после чего сказал: “Вперед же с именем Аллаха!”



[i] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ждал наступления времени утренней молитвы, и если раздавался азан, вообще не нападал на такое селение.
[ii] Военные отряды мусульман обычно состояли из пяти частей: правого и левого крыла, авангарда, арьрегарда и центра.

Подготовка к сражению и укрепление Хайбара
Сообщается, что ночью перед сражением Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я непременно вручу это знамя тому человеку, который любит Аллаха и посланника Его и которого любят Аллах и посланник Его.” А наутро люди направились к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желая увидеть, кому из них он вручит это знамя, и каждый из них хотел, чтобы знамя вручили ему, однако он спросил: “Где Али бин Абу Талиб?” Люди сказали: “О Посланник Аллаха, у него болят глаза”.[i] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пошлите за ним”, а когда его привели, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поплевал ему на глаза, обратился к Аллаху с мольбой за него и он сразу же выздоровел, будто с ним ничего и не было, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вручил знамя ему. После этого Али, да будет доволен им Аллах, спросил: “Следует ли нам сражаться с ними, пока они не станут такими же, как мы?”[ii] – на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Иди не спеша, пока не встретишься с ними, а потом призови их к исламу и сообщи им о том, что является для них обязательным по отношению к Аллаху, и, клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами[iii]!”[iv]
Хайбар был разделен на две половины. В одной из них находилось пять укреплений:
1. Укрепление На‘им.
2. Укрепление ас-Са‘ба бин Му‘аза.
3. Укрепление “крепость аз-Зубайра”.
4. Укрепление Аби.
5. Укрепление ан-Низар.
Первые три из вышеупомянутых укреплений находились в месте под названием ан-Натат, а остальные два – в месте, которое называлось аш-Шикк.
В другой части Хайбара, носившей название аль-Кятиба, находились всего три укрепления:
1. Укрепление Аль-Камус (это было укрепление сыновей Абу-ль-Хукайка из племени бану ан-надир).
2. Укрепление аль-Ватих.
3. Укрепление ас-Салялим.
Помимо этих укреплений в Хайбаре имелись и другие, однако они были малы и не могли сравниться с теми укреплениями, которые были перечислены выше по степени своей неприступности и силе.
Жестокий бой разгорелся в первой части Хайбара, тогда как вторая сдалась без боя, несмотря на три своих укрепления и многочисленность бойцов.




[i] По этой причине Али, да будет доволен им Аллах, присоединился ко всем другим позднее.
[ii] То есть пока они не примут ислам.
[iii] Такие верблюды являлись самым ценным имуществом арабов в те времена.
[iv] “Сахих” аль-Бухари, “Глава о походе на Хайбар”, 2/505, 606. Как сообщается в некоторых версиях данного хадиса, это знамя было вручено Али, да будет доволен им Аллах, после нескольких неудачных попыток взять одно из их укреплений, однако наиболее достоверной исследователи считают ту версию, которая была приведена нами.

Начало сражения и взятие укрепления На‘им
Первым из восьми укреплений, на штурм которого пошли мусульмане, было укрепление На‘им, в силу занимаемого им стратегического положения представлявшее собой первую линию обороны иудеев. Это укрепление принадлежало лучшему из иудейских воинов, Мархабу, который один стоил тысячи.
Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, привел мусульман к этому укреплению и призвал иудеев к исламу, однако они отвергли этот призыв и вышли навстречу мусульманам вместе со своим предводителем Мархабом, который стал вызывать кого-нибудь на поединок. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:
– И когда мы подошли к Хайбару, появился их предводитель Мархаб, который принялся расхаживать перед нами, держа в руках меч и произнося такие стихи:
Уже узнал Хайбар, что я – Мархаб,
боец, хорошо вооруженный и испытанный
в войнах, когда они начинаются, разгораясь!
Против него вышел мой дядя Амир, который сказал:
Уже узнал Хайбар, что я – Амир,
хорошо вооруженный герой, который не боится рисковать собой!
Они обменялись ударами, и удар меча иудея пришелся по щиту моего дяди Амира, старавшегося достать своего противника снизу, но его меч был коротким, и после того, как он попытался поразить им голень этого иудея, острие меча поранило и его собственную коленную чашечку, в результате чего он умер, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о нем так: “Он получит двойную награду!” – и он соединил два своих пальца, после чего добавил: “Ведь, поистине, был он стойким борцом, и мало кто из арабов совершил то, что удалось совершить ему!”
Похоже на то, что после этого Мархаб снова стал вызывать соперника на поединок, повторяя свои стихи: “Уже узнал Хайбар, что я – Мархаб … ”, и к нему вышел Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:
– И Али сказал:
Я – тот, кого мать моя назвала Хайдаром[ii].
Подобен я страшному на вид льву, обитающему в лесах,
и погублю я многих и многих из вас!
А потом он ударил Мархаба по голове и убил его, и в конечном итоге его усилия помогли мусульманам одержать победу.[iii]
Когда Али, да будет доволен им Аллах, приблизился к их укреплениям, сверху на него посмотрел какой-то иудей и спросил: “Кто ты?” Он ответил: “Я – Али бин Абу Талиб”. Тогда этот иудей сказал: “Клянусь тем, что было ниспослано Мусе, вы одержите победу!”
Потом вперед вышел брат Мархаба, Йасир, который спросил: “Кто выйдет на бой?” К нему вышел аз-Зубайр, мать которого, Сафийа, да будет доволен Аллах ими обоими, спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “О Посланник Аллаха, он убьет моего сына?” – на что он ответил: “Это твой сын убьет его”, и аз-Зубайр действительно убил его.
После этого за укрепление На‘им разгорелся жестокий бой, в процессе которого несколько предводителей иудеев были убиты, что привело к ослаблению сопротивления и лишило их возможности отражать атаки мусульман. По сообщениям различных источников, этот бой продолжался несколько дней, и мусульманам пришлось столкнуться с ожесточенным сопротивлением, однако в конце концов иудеи поняли, что долго они не продержаться, и перебрались из этого укрепления в укрепление ас-Са‘ба, а мусульмане штурмом захватили укрепление На‘им.




[ii] Хайдар – лев.
[iii] Различные источники приводят разные данные относительно того, кто убил Мархаба, в какой день это случилось и когда было взято это укрепление. Некоторые расхождения наблюдаются и в различных версиях этого хадиса, приводимых в обоих “Сахихах”. Мы излагаем порядок этих событий на основе версий, приводимых аль-Бухари, которые представляются нам наиболее вероятными.

Захват укрепления ас-Са‘ба бин Му‘аза
Укрепление ас-Са‘ба было вторым по силе и неприступности после укрепления На‘им. Сначала мусульмане пошли на штурм этого укрепления под командованием аль-Хубаба бин аль-Мунзира аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, потом в течение трех дней подвергали его осаде, а на третий день Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с особой мольбой, прося Его о помощи.
Ибн Исхак пишет:
– Люди из рода бану сахм племени аслам явились к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: “Мы голодаем, и нет у нас ничего”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, поистине, Тебе известно об их положении, и о том, что у них нет больше сил, и о том, что мне нечего дать им[i], так отдай же им самое крупное их укрепление, чтобы им было этого достаточно, и дай им побольше еды и жира!” На следующий день по воле Всемогущего и Великого Аллаха укрепление ас-Са‘ба бин Му‘аза было взято, и нигде больше в Хайбаре не было столько провизии и курдючного жира.
После того как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратившийся к Аллаху с вышеупомянутой мольбой, стал побуждать мусульман к штурму этого укрепления, люди из бану аслам храбро сражались, а поединки и само сражение происходили перед этим укреплением, и еще до захода солнца в этот же день оно было взято, а мусульмане обнаружили в нем несколько катапульт и осадных машин.
Из-за сильного голода, о котором упоминает в своем сообщении Ибн Исхак, воины зарезали несколько домашних ослов и поставили на огонь котлы, но когда об этом узнал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он запретил употреблять в пищу это мясо.



[i] Здесь имеется в виду, что среди мусульман начался голод.

Взятие укрепления аз-Зубайра
После взятия укреплений На‘им и ас-Са‘б иудеи из всех укреплений ан-Натата перешли в хорошо укрепленное укрепление аз-Зубайра, стоявшее на вершине холма, в силу чего к нему не могли подступиться ни конные, ни пешие воины мусульман. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял эту крепость в осаду, которая продолжалась три дня, а потом к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился один иудей и сказал: “О Абу-ль-Касим, даже если ты простоишь здесь целый месяц, им это будет нипочем, ибо у них есть вода и подземные источники, и по ночам они выходят и пьют воду оттуда, а потом возвращаются и обороняются от тебя, но если ты перекроешь им пути к этим источникам, они будут вынуждены выйти на открытое место”. После того, как путь к источникам воды иудеям был перекрыт, они вышли наружу и стали отчаянно сражаться. В этом бою погибло несколько мусульман и около десяти иудеев, но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял укрепление.

Взятие укрепления Аби
После взятия крепости аз-Зубайра иудеи перебрались в крепость Аби, которая была взята мусульманами в осаду. Два лучших бойца иудеев один за другим вышли оттуда, вызывая мусульман на поединки, но были убиты мусульманами. Второго из них убил известный герой Абу Дуджана Симак бин Харша аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, носивший красную повязку. Убив его, Абу Дуджана сразу же бросился на штурм крепости, за ним последовали и остальные, и бой около часа продолжался уже в самом укреплении, после чего иудеи ушли оттуда и перебрались в укрепление ан-Низар, последнее укрепление в первой части Хайбара.

Взятие укрепления ан-Низар
Укрепление ан-Низар было наиболее неприступным из укреплений первой части Хайбара. Иудеи были почти уверены, что мусульмане не смогут взять его, даже если приложат к этому все свои силы, и поэтому они обосновались в этом укреплении вместе со своими женами и детьми, оставив четыре другие крепости.
Мусульмане окружили ан-Низар плотным кольцом и стали методично оказывать давление на осажденных, однако ввиду того, что это укрепление находилось на высокой и труднодоступной горе, мусульмане никак не могли его взять. Что же касается иудеев, то они не осмеливались выходить за пределы укрепления для сражения с мусульманами, но оказывали им упорное сопротивление, обстреливая осаждающих из луков и забрасывая камнями.
Когда стало ясно, что укрепление ан-Низар взять штурмом не удастся, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел установить катапульты, после чего мусульмане, по-видимому, стали обстреливать его, пробили бреши в его стенах, а потом пошли на штурм, и жестокий бой завязался уже внутри. Поскольку иудеям не удалось перебраться из этого укрепления в другие, как это было в других случаях, они потерпели сокрушительное поражение, а те, кому все же удалось бежать оттуда, бежали, оставив мусульманам своих женщин и детей.
После взятия этой неприступной крепости в руках мусульман оказалась вся первая часть Хайбара, в которую входили ан-Натат и аш-Шикк. Помимо упомянутых нами выше в этой части было и несколько мелких укреплений, однако, потеряв крупные укрепления, иудеи сразу же оставили мелкие и убежали во вторую часть Хайбара.

Овладение второй частью Хайбара
После взятия ан-Натата и аш-Шикка Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переместился в ту часть Хайбара, где были расположены такие укрепления как аль-Катиба, аль-Ватых и Салялим и где наряду с другими укреплениями находилось укрепление Абу-ль-Хукайка из бану ан-надир. Из ан-Натата и аш-Шикка туда перебежали все остатки разбитого войска иудеев, хорошо укрепившись на новом месте.
Авторы книг о военных походах расходятся во мнениях относительно того, велись ли бои за три оставшихся укрепления иудеев. Ибн Исхак ясно указывает, что с боем было взято укрепление аль-Камус, но из его сообщений следует также, что в бою было захвачено только это укрепление, и переговоры о сдаче при этом не велись.
Что же касается аль-Вакиди, то он вполне определенно говорит о том, что три укрепления этой части Хайбара были взяты после переговоров, но не исключает возможности того, что к переговорам о сдаче укрепления аль-Камус стороны приступили уже после сражения, а два других укрепления сдались мусульманам без боя.
В любом случае после того как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перешел в аль-Кятибу, все находившиеся там были взяты в плотное кольцо осады, продолжавшейся четырнадцать дней, в течение которых иудеи не покидали своих укреплений. В конце концов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил использовать против них катапульты, и когда они убедились в неизбежной гибели, то попросили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о перемирии.

Переговоры
Ибн Абу-ль-Хукайк направил к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, человека, чтобы спросить, может ли он спуститься и поговорить с ним. Получив согласие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он явился к нему и договорился о заключении мира на следующих условиях: бойцы, находящиеся в укреплениях, прекращают сражаться и им оставляют их семьи, после чего они должны будут покинуть Хайбар вместе со своими женами и детьми, оставив Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свое имущество, земли, золото и серебро, а также любое иное имущество, другими словами, все, за исключением той одежды, которая на них была.[i] При этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Но если вы спрячете от меня что-нибудь, я лишу вас защиты Аллаха и Его посланника”, и на этих условиях было заключено перемирие, после чего все укрепления были сданы мусульманам, и на этом завоевание Хайбара завершилось.



[i] Однако в одном из хадисов, который приводит Абу Дауд, сообщается, что он договорился о том, что при оставленни Хайбара мусульмане позволят каждому из иудеев взять с собой столько имущества, сколько сможет увезти верблюд (См.: “Сунан” Абу Дауда, “Глава о том, что было решено сделать с землями Хайбара”, 2/76.)

Раздел военной добычи
Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил выселить иудеев из Хайбара, они сказали: “О Мухаммад, оставь нас на этой земле, которую мы будем обрабатывать и за которой будем смотреть, ибо мы умеем делать это лучше вас”. А у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников действительно не было рабов, которые могли бы заниматься этим, тогда как сами они не имели на это времени, и он отдал им Хайбар с условием, что им будет оставаться половина урожая зерна и фиников и что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, может выселить их оттуда в любой момент. Определением количества зерна и фиников занимался Абдуллах бин Раваха, да будет доволен им Аллах.
После этого все земли Хайбара были разделены Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на тридцать шесть частей, каждая из которых, в свою очередь, была разделена на сто долей, в результате чего всего получилось три тысячи шестьсот долей. Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульманам принадлежала половина из них, другими словами, тысяча восемьсот долей, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, получил такую же долю, как и любой другой мусульманин, а другую половину, также состоявшую из тысячи восьмисот долей Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отделил для всяких непредвиденных случаев и того, что могло постичь мусульман в будущем. Эта часть была разделена на тысячу восемьсот долей, поскольку они были предназначены Аллахом для участников похода на аль-Худайбиййу независимо от того, участвовали они в походе на Хайбар или нет. Их было тысяча четыреста человек, в том числе двести всадников, а на каждую лошадь из добычи выделялось по две доли, в силу чего все и было поделено на тысячу восемьсот долей с учетом того, что всадник получал три доли, а пеший – одну.
На то, что в Хайбаре была захвачена богатая добыча, указывает содержание хадиса, приводимого аль-Бухари и передавемого со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: “Мы не ели досыта до тех пор, пока не захватили Хайбар”. Сообщается также, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “После завования Хайбара мы сказали: “Теперь мы наедимся финиками досыта”. А когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину, мухаджиры отдали ансарам обратно те пальмы, которые они предоставили им в пользование в трудные для них времена, так как в Хайбаре у них появилось собственное имущество и собственные пальмы.

Приезд Джа‘фара бин Абу Талиба и аш‘аритов, да будет доволен всеми ими Аллах
Во время этого похода к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся сын его дяди Джа‘фар бин Абу Талиб со своими товарищами, а также аш‘ариты вместе с Абу Мусой и его товарищами, да будет доволен всеми ими Аллах.
Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Известия о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул (Мекку и перебрался в Медину) дошли до нас, когда мы находились в Йемене, после чего я с двумя своими старшими братьями, одного из которых звали Абу Бурда, а другого – Абу Рухм, отправился к нему в числе пятидесяти трех (или: пятидесяти двух) моих соплеменников. Мы сели на корабль, доставивший нас (во владения) негуса в Эфиопию, где мы встретили Джа‘фара бин Абу Талиба с его товарищами, и он сказал: “Поистине, нас направил (сюда) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который велел нам жить здесь, оставайтесь же с нами”, и мы жили там вместе с ним, пока не вернулись обратно, и наш приезд совпал с завоеванием Хайбара Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который выделил долю военной добычи и нам, хотя никому другому из тех, кто не участвовал в завоевании Хайбара, он не выделил ничего. А те, кто был с нами на корабле, а также Джа‘фар и его товарищи, получили свою долю вместе с участниками похода.
Когда Джа‘фар, да будет доволен им Аллах, приехал к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он встретил его, поцеловал и воскликнул: “Клянусь Аллахом, я не знаю, чему больше радоваться – завоеванию Хайбара или приезду Джа‘фара!”
 Эти люди вернулись обратно после того, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Амра бин Умаййю ад-Дамри, да будет доволен им Аллах, к негусу с просьбой отправить этих людей к нему, и негус отправил их к нему на двух кораблях. Их было шестнадцать человек, и вместе с ними находились их жены и дети, что же касается остальных, то они вернулись в Медину раньше.

Женитьба Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на Сафиййи, да будет доволен ею Аллах
После того, как мужа Сафиййи, да будет доволен ею Аллах, Кинану бин Абу-ль-Хукайка казнили за вероломство, она оказалась среди других пленных, а когда все они были собраны, к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел Дихййа бин Халифа аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, который сказал: “О Пророк Аллаха, подари мне рабыню из числа пленных”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Иди и выбери себе рабыню”, после чего он пошел и взял себе Сафиййу бинт Хуйайй. Тогда к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел один человек и сказал: “О Пророк Аллаха, ты подарил Дихййе Сафиййу бинт Хуйайй, которая была госпожой курайза и бану ан-надир и которая подходит только для тебя”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Позови его и ее”. И Дихййа, да будет доволен им Аллах, привел ее, а когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посмотрел на нее, он сказал: “Возьми себе любую другую рабыню из пленных”, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предложил ей принять ислам, и она сделала это. А после этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, освободил ее и женился на ней, сделав освобождение от рабства ее свадебным подарком, а когда на обратном пути в Медину Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, добрался до Садд ас-Сахба, установленный для нее срок истек[i] и Умм Суляйм приготовила для него Сафиййю, да будет доволен Аллах ими обоими, а потом отвела ее к нему ночью. В качестве свадебного угощения были поданы финики, масло и савик, а после свадьбы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался на этом месте еще три дня.
Увидев на лице Сафиййи, да будет доволен ею Аллах, синяк, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “В чем дело?” Она сказала: «О Посланник Аллаха, до того, как ты появился у нас, я видела во сне, что луна покинула свое место и упала ко мне на колени, и, клянусь Аллахом, в этом сне о тебе не упоминалось, а когда я рассказала его своему мужу, он дал мне пощечину и сказал: “Ты думаешь об этом властителе, который находится в Медине!”»



[i] Имеется в виду срок, по истечении которого она снова могла вступить в брак.

Отравленная баранина
После того как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на некоторое время остался в завоеванном Хайбаре, жена Саляма бин Машкама, Зайнаб бинт аль-Харис, прислала ему в подарок жареную баранину. А до этого она интересовалась, что именно Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любит больше всего, и ей сказали: “Баранью ногу”. Тогда она положила туда побольше яда, потом положила яд в другие части туши, а потом принесла мясо Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Когда она положила мясо перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он взял ногу, откусил кусок и стал его жевать, но не проглотил, а выплюнул, а потом сказал: “Поистине, эта кость говорит мне, что она отравлена!” – после чего призвал к себе эту женщину, которая призналась в том, что она сделала это. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что побудило тебя сделать это?” Она ответила: “Я сказала себе: “Если он просто правитель, я от него избавлюсь, если же он пророк, то его обязательно известят об этом”, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, простил ее.
Однако вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, находился Бишр бин аль-Бара бин Ма‘рур, да будет доволен им Аллах, который откусил кусок этой баранины, проглотил его и умер.
В некоторых сообщениях указывается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, простил эту женщину, в других же говорится, что он велел ее казнить. Это противоречие объясняется следующим образом: сначала Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, простил эту женщину, но после того, как Бишр, да будет доволен им Аллах, умер, он велел казнить ее в качестве воздаяния равным.

Потери сторон убитыми в боях за Хайбар
В боях за Хайбар погибло шестнадцать мусульман: четверо курайшитов, один человек из племени ашджа‘, один человек из племени аслам, один из жителей Хайбара, а остальные погибшие были из числа ансаров.
По другим сообщениям, в этих боях погибло восемнадцать мусульман, а шейх аль-Мансурфури сначала упоминает о девятнадцати погибших, а потом пишет: “После соответствующих исследований я обнаружил двадцать три имени: одно приводит ат-Табари, еще одно – аль-Вакиди, один человек умер, поев отравленной баранины, что же касается еще одного, то нет единого мнения, когда именно он погиб – при Бадре или во время боев за Хайбар, но на самом деле он погиб в битве при Бадре”.
Что же касается иудеев, то они потеряли убитыми девяносто три человека.

Фадак
После того, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Хайбар, он отправил Мухаййису бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, к иудеям оазиса Фадак, чтобы он призвал их к исламу, однако они медлили с ответом. Когда же Аллах даровал мусульманам победу в Хайбаре, в сердцах их поселился страх, и они отправили к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своих посланцев с предложениями о заключении мира в обмен на половину собираемого в Фадаке урожая, как это уже было в Хайбаре, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял их предложение. Таким образом, Фадак стал добычей одного только Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку он достался мусульманам без боя.

Вади аль-Кура
Сразу после завершения похода на Хайбар Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся на Вади аль-Кура, где вместе с арабами жили и иудеи. Когда мусульмане остановились там, приготовившиеся к бою иудеи обстреляли их из луков, убив раба Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Муд‘ам, и люди сказали: “Да порадуется он раю!”, – однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет! Клянусь Тем, в Чьей длани душа его, поистине, накидка, которую он взял себе из добычи Хайбара до ее раздела, сейчас пылает на нем огнем!” Когда люди услышали об этом, один человек принес Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, один или два ремня, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ремень из огня! (или: Два ремня из огня!)”[i]
А после этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, построил своих сподвижников в боевой порядок и вручил одно знамя Са‘ду бин ‘Убаде, другое – аль-Хубабу бин аль-Мунзиру, третье – Сахлю бин Ханифу, а четвертое – ‘Аббаду бин Бишру, да будет доволен всеми ими Аллах. Потом он призвал иудеев к исламу, однако они отказались принять его, и вперед выехал один из них. С ним сразился аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, да будет доволен им Аллах, убивший его, после чего он убил в поединке еще одного иудея, а с третьим сразился Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, также убивший своего соперника, после чего он убил еще десять человек, и каждый раз, как Али убивал кого-нибудь из них, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, неизменно призывал остальных к исламу.
Когда в этот день наступало время молитвы, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ее вместе со своими сподвижниками, а потом возвращался и снова призывал иудеев к исламу, а также к Аллаху и Его посланнику, и так он сражался с ними до вечера. А наутро Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова двинулся на них, и не успело солнце подняться еще и на высоту копья, как они отдали то, чем владели, и были побеждены силой, а Аллах даровал мусульманам, захватившим богатую добычу, их имущество, и им досталось много всякого добра.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Вади аль-Кура четыре дня, разделив между своими сподвижниками захваченную добычу, после чего оставил землю и пальмы иудеям на тех же условиях, на каких он позволил обрабатывать землю иудеям Хайбара.

Тайма
Когда до иудеев Таймы дошли известия о сдаче сначала Хайбара, потом – Фадака, а потом – Вади аль-Кура, они не оказали мусульманам никакого сопротивления и сами послали к ним своих представителей с предложениями о мире. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял это предложение, в результате чего они остались жить на своем месте и сохранили свое имущество, и это было записано в договоре, где говорилось: “Это – послание Мухаммада, посланника Аллаха, бану ади. Им предоставляется защита, а они должны выплачивать подушную подать, и не будут с ними ни враждовать, ни выселять их, и могут они спокойно жить и трудиться. Записал Халид бин Са‘ид”.

Шейх Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури
Перевод: канд. философских наук Нирша В.
*******************************************************************************























Комментариев нет :

Отправить комментарий