четверг, 21 января 2016 г.

Жизнь Пророка ! (15)

Возвращение в Медину

После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился обратно в Медину. На обратном пути он двигался по ночам, а спал в конце ночи, и однажды он сказал Билялю, да будет доволен им Аллах: “Смотри не проспи”, однако Биляла сморил сон, и он заснул, прислонившись к своей верблюдице, и никто не проснулся до тех пор, пока солнце не стало припекать. Первым из проснувшихся был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после чего он покинул это вади, прошел немного вперед, а потом совершил утреннюю молитву вместе с людьми. Сообщается также, что это случилось во время другого похода.
Подробное изучение всего того, что касается сражений за Хайбар, показывает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину в конце месяца сафар или в месяце раби аль-авваль седьмого года хиджры.

Поход Абана бин Са‘ида, да будет доволен им Аллах
Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, лучше, чем любому иному военачальнику, было известно, что оставлять Медину полностью неприкрытой после завершения запретных месяцев было бы опасно, поскольку вокруг города кочевали бедуины, только и ждавшие, когда мусульмане допустят какую-нибудь оплошность, чтобы совершить на них набег с целью грабежа и разбоя. По этой причине, находясь в Хайбаре, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в Неджд отряд под командованием Абана бин Са‘ида, да будет доволен им Аллах, в задачу которого входило устрашение бедуинов. Выполнив то, что ему было поручено, Абан вернулся назад и присоединился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в Хайбаре уже после того, как он был завоеван.
Вероятнее всего этот поход состоялся в месяце сафар седьмого года хиджры. Упоминания о нем есть в “Сахихе” аль-Бухари, а Ибн Хаджар сказал: “Мне ничего не известно об походе”.

ДРУГИЕ ПОХОДЫ, СОСТОЯВШИЕСЯ В СЕДЬМОМ ГОДУ ХИДЖРЫ
Поход на Зат ар-Рика‘
Обезопасив мусульман от двух из трех сил, являвшихся составными частями союзных племен, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, получил возможность сосредоточить все свое внимание на третьей силе, другими словами, на жестокосердных бедуинах, кочевавших по пустыням Неджда и продолжавших время от времени заниматься грабежами и разбоем.
Поскольку эти бедуины жили не в каком-то определенном селении или городе и не прятались в укреплениях и крепостях, установить над ними полный контроль и избавиться от причиняемого ими зла было значительно труднее, чем справиться с мекканцами или жителями Хайбара. Вот почему единственным средством воздействия на них оставались периодически предпринимавшиеся с целью устрашения бедуинов походы.
Для того, чтобы продемонстрировать противникам свою силу или же по той причине, что бедуины стали собирать силы для очередного набега на предместья Медины, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повел мусульман в поход, получивший известность как поход на Зат ар-Рика‘.
В основном авторы книг о военных походах сообщают, что этот поход состоялся в четвертом году хиджры, однако участие в нем Абу Мусы аль-Аш‘ари и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, указывает на то, что он был предпринят уже после похода на Хайбар. Скорее всего этот поход состоялся в месяце раби аль-авваль седьмого года хиджры.
Вкратце суть сообщений авторов жизнеописаний, касающихся этого похода, сводится к тому, что, узнав о концентрации сил племен анмар или бану са‘ляба и бану мухариб из группы племен гатафан, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сразу же выступил в поход против них во главе четырехсот или семисот своих сподвижников, оставив в Медине за старшего Абу Зарра или Усмана бин Аффана, да будет доволен Аллах ими обоими. Продвигаясь вглубь территории обитания этих племен, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, достиг места под названием Нахль, расположенного на расстоянии двух дней пути от Медины, где встретился с группой бедуинов из гатафан. До боя дело не дошло, однако в тот день Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил со своими сподвижниками молитву в угрожающих обстоятельствах (салят аль-хауф).
Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) шестеро из нас[i] выступили в поход вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и у нас был только один верблюд, на котором мы ехали по очереди. Из-за этого подошвы наших ног стерлись и я (тоже) стер себе ноги и (даже) лишился ногтей. Мы обматывали себе ноги тряпками, и (поэтому этот поход) был назван “Зат ар-рика‘”[ii].
Кроме того, аль-Бухари приводит и другой хадис, в котором сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (В свое время) мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принимали участие в походе на Зат ар-Рика‘[iv]. Добравшись до дерева, отбрасывавшего густую тень, мы предоставили (это место) Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спешился, а люди разошлись в разные стороны среди зарослей терновника, желая укрыться в тени деревьев. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (также) расположился в тени акации, повесив на него свой меч. И мы немного поспали, а потом (туда) явился какой-то человек из числа многобожников, (увидел, что меч Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) висит на дереве, выхватил его из ножен и сказал: “Боишься меня?” (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет.” (Этот человек) спросил: “Кто же защитит тебя от меня?” – (на что он) ответил: “Аллах!”
Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Немного поспав, мы вдруг (услышали, что) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зовет нас, явились к нему, и оказалось, что рядом с ним сидит какой-то бедуин. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Этот (человек) вытащил из ножен мой меч (и поднял его) на меня, когда я спал, а когда я проснулся, он держал обнаженный меч в своей руке. Он сказал мне: “Кто защитит тебя от меня?” – а я трижды ответил (ему): “Аллах!” – и вот он сидит здесь”. И после этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (даже) не стал упрекать его.
В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: “Было объявлено о начале молитвы, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил два раката с одной группой людей, которые потом отошли назад, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил еще два раката с другой группой. Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил четыре раката молитвы, а все остальные – по два”.
В той версии этого хадиса, которую приводит Абу ‘Авана, сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
– И меч выпал из его руки, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял его и спросил: “А кто защитит тебя от меня?” (Человек) взмолился: “Пощади!” – (на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “ Засвидетельствуешь ли ты, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха?” Он сказал: “(Нет, но) я обещаю тебе не сражаться против тебя и не присоединяться к тем, кто сражается с тобой!” – и он отпустил его, а когда (этот человек) вернулся к своим товарищам, он сказал (им): “Я пришел к вам от лучшего из людей!”
В другой версии этого хадиса, приводимой аль-Бухари, сообщается, что Мусаддад передал со слов Абу ‘Аваны, что Абу Бишр сказал: “Имя этого человека – Гаурас бин аль-Харис”.Ибн Хаджар пишет: “В связи с этим сообщением аль-Вакиди отмечает, что этого бедуина звали Да‘сур и что он принял ислам, однако, судя по его словам, речь идет о двух разных походах, а Аллах знает об этом лучше”.
Благодаря этому походу сердцам жестокосердных бедуинов наконец-то удалось внушить страх. Если мы обратим более пристальное внимание на военные походы, состоявшиеся после похода Зат ар-Рика‘, то увидим, что с тех пор племена из группы гатафан больше уже не осмеливались поднимать голову, а постепенно успокаивались и не только признавали свое поражение, но и принимали ислам, а некоторые из этих племен даже принимали участие в завоевании Мекки вместе с мусульманами, а после этого участвовали в битве при Хунайне [ix] и получили свою долю военной добычи. Кроме того, после завоевания Мекки к ним направлялись сборщики закята, которым они отдавали положенное. Так было сломлено сопротивление третьей силы, входившей в состав союзных племен, после чего во всем регионе воцарились мир и спокойствие, а у мусульман было достаточно сил для того, чтобы легко улаживать недоразумения с отдельными племенами, жившими в некоторых других местах. Более того, этот поход положил начало подготовке к завоеванию целых стран и крупных царств, так как внутри самой Аравии обстоятельства складывались для ислама и мусульман благоприятно.
После возвращения из этого похода Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Медине до месяца шавваль седьмого года хиджры. В течение этого периода он отправил в поход несколько отрядов. Ниже приводятся некоторые подробности, имеющие отношение к этим походам.
1. В месяце сафар или раби аль-авваль седьмого года хиджры отряд под командованием Галиба бин Абдуллаха аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, двинулся в поход на племя бану аль-муляввах, обитавшее близ Кудайда. Люди из этого племени убили товарищей Башира бин Сувайда, да будет доволен ими Аллах, и цель похода состояла в том, чтобы отомстить им за это. Мусульмане напали на них ночью, кого-то из них убили и угнали много скота. Вдогонку за ними бросился крупный отряд противника, но когда этот отряд приблизился к мусульманам, пошел сильный дождь, потоки воды отделили их друг от друга и мусульманам удалось благополучно уйти.
2. Поход на Хасму в месяце джумада ас-санийа седьмого года хиджры. Об этом походе мы упоминали в главе о переписке Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с различными царями и правителями.
3. Поход отряда из тридцати человек под командованием Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, на Турбу, состоявшийся в месяце ша‘бан седьмого года хиджры. Воины шли ночью и прятались днем, но известия об этом дошли до людей из племени хавазин, которые успели убежать. Добравшись до их поселений, Умар, да будет доволен им Аллах, никого не обнаружил и вернулся в Медину.
4. Поход отряда из тридцати человек под командованием Башира бин Са‘да аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, на племя бану мурра, обитавшее неподалеку от оазиса Фадак, в месяце ша‘бан седьмого года хиджры. Напав на них, этот отряд захватил много скота, а потом двинулся назад, но к ночи был настигнут погоней. Мусульмане отстреливались от преследователей до тех, пока у Башира и его товарищей, да будет доволен ими Аллах, не кончились стрелы, после чего все они были убиты, кроме Башира, который укрылся в Фадаке и жил среди иудеев, пока его раны не зажили, а потом он вернулся в Медину.
5. Поход отряда из ста тридцати человек под командованием Галиба бин Абдуллаха аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, на племена бану ‘аваль и бану абд бин са‘ляба, обитавшие в районе аль-Майфа‘а (по другим сведениям, это был поход туда, где обитал род аль-хурака[x] племени джухайна). Мусульмане напали на них, убили некоторых из тех, кто вступил с ними в бой и угнали много скота. Во время этого похода Усама бин Зайд, да будет доволен им Аллах, убил Мирдаса бин Нахика после того, как этот человек сказал: “Нет бога, кроме Аллаха”, а потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Усаме: “А разве мог ты рассечь его сердце, чтобы узнать, сердцем он говорил это или нет[xi]?!”
6. Поход отряда из тридцати человек под командованием Абдуллаха бин Равахи, да будет доволен им Аллах, на Хайбар в месяце шавваль седьмого года хиджры. Причиной его послужило то, что Асир (или Башир) бин Разам стал собирать силы гатафан для нападения на мусульман. Мусульманам удалось выманить оттуда Асира с тридцатью его товарищами, пообещав ему, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначит его управлять Хайбаром. Когда они добрались до Каркарат Нийар обе стороны стали подозревать друга в дурных замыслах, в результате чего между ними разгорелся жестокий бой, в котором Асир и все его товарищи были убиты.
7. Поход отряда из трехсот мусульман под командованием Башира бин Са‘да аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, в Йемен и Джабар, где, по одним сведениям, обитало племя гатафан, а по другим – племена фазара и ‘узра, состоявшийся в месяце шавваль седьмого года хиджры. Этому отряду предстояло сразиться с крупными силами противника, который собирался напасть на Медину. Мусульмане шли ночами и прятались днем, что же касается бедуинов, то, узнав об их приближении, они разбежались, а Башир захватил много скота и взял в плен двух человек. Он привел их в Медину к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и впоследствии они приняли ислам.
8. Поход Абу Хадрада аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, на аль-Габу. Ибн аль-Каййим упоминает о нем среди других походов, состоявшихся в седьмом году хиджры до умры возмещения (умрат аль-када). Вкратце суть этого сообщения сводится к тому, что какой-то человек из племени джушм бин му‘авийа явился с большим отрядом в аль-Габу для того, чтобы поднять людей из племени кайс на войну против мусульман. Узнав об этом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил туда Абу Хадрада с двумя другим людьми, да будет доволен ими Аллах, для оценки обстановки. Абу Хадрад разработал умный военный план, в результате чего враг потерпел сокрушительное поражение, а мусульмане захватили много верблюдов и овец.



[i] Имеются в виду родственники или соплеменники Абу Мусы, да будет доволен им Аллах.
[ii] “Зат ар-рика‘” переводится как “заплатанная”. Что касается названия этого похода, то на этот счет высказывались разные мнения, например: поход, известный как поход “Зат ар-рика‘”, получил такое название по названию дерева в той местности, куда направлялся отряд мусульман, или: он получил такое название по той причине, что знамена мусульман были заплатанными, и так далее.
[iv] По некоторым сведениям, Зат ар-Рика‘ – название местности, расположенной в ста километрах к северо-востоку от Медины.
[ix] Оба этих события относятся к восьмому году хиджры (630 г.н.э.).
[x] Возможно также, что аль-Хуракат является названием места, где обитало племя джухайна.
[xi] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сказать, что вера скрыта в сердце человека, а это значит, что один лишь Аллах может судить о том, верит человек или нет.

УМРА ВОЗМЕЩЕНИЯ (УМРАТ АЛЬ-КАДА)
Аль-Хаким сказал:
– Очень многие сообщения свидетельствуют о том, что с наступлением месяца зу-ль-ка‘да Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел своим сподвижникам готовиться к совершению умры, которую было решено совершить в прошлом году, сказав, что никто из людей, находившихся в аль-Худайбиййе вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, не должен оставаться в Медине. В результате в путь двинулись все за исключением павших на поле боя, а также и другие люди, численность которых составила две тысячи человек, не считая женщин и детей.
За старшего в Медине Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил ‘Увайфа Абу Рахма аль-Гифари, да будет доволен им Аллах. Он гнал с собой шестьдесят предназначенных для жертвоприношения верблюдов, присматривать за которыми было поручено Наджиййи бин Джундубу аль-Аслами, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в состояние ихрама для совершения умры в Зу-ль-Хуляйфе, где он и другие мусульмане стали произносить тальбиййу. Мусульмане отправились в дорогу с оружием и были готовы к бою, так как опасались вероломства со стороны курайшитов. Достигнув Йаджаджа, они сложили все шлемы, щиты, стрелы и копья, оставив их под охраной отряда из двухсот человек, которым командовал Ауса бин Хауля аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, после чего вошли в Мекку, имея при себе только личное оружие всадников и держа мечи в ножнах.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, въехал в Мекку верхом на своей верблюдице по кличке аль-Касва, а мусульмане, произносившие слова тальбиййи, были опоясаны мечами и окружали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Для того, чтобы посмотреть на мусульман, многобожники забрались на находящуюся к северу от Каабы гору Ку‘айка‘ан. Между собой они говорили: “Поистине, к вам придут люди, ослабленные йасрибской лихорадкой”, и поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел мусульманам первые три круга пройти быстрыми мелкими шагами, а между двумя углами Каабы идти обычным шагом. Велеть мусульманам пройти быстрым шагом все семь кругов Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, помешала жалость, а само это веление он отдал только для того, чтобы многобожники убедились в их силе. Кроме того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел каждому обнажить правое плечо, а оба конца накидки положить на левое.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в Мекку со стороны перевала, который ведет к горе аль-Хаджжун, а выстроившиеся рядами многобожники смотрели на него. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не прекращал произносить слова тальбиййи до тех пор, пока не дотронулся до йеменского угла Каабы своей палкой с изогнутым концом. После этого он совершил обход Каабы, который вместе с ним совершили и остальные мусульмане, а опоясанный мечом Абдуллах бин Раваха, да будет доволен им Аллах, шел перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнося такие стихи:
Уйдите с его пути, о сыны неверных,
уйдите, ибо все благо в посланнике Его.
Об этом говорится в том, что ниспослал Милостивый
и содержится это в свитках, которые читают Его посланнику.
О Господь мой, поистине, я верую в его слова
и посчитал я должным согласиться с ними
в том, что лучше всего быть убитым на пути Его.
Сегодня мы сразимся с вами за то, что ниспослал Он,
и нанесем удар, от которого голова упадет с плеч,
и позабудут друг о друге друзья.
В хадисе, передаваемом со слов Анаса сообщается, что Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “О Ибн Раваха, перед тобой Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а сам ты находишься в святилище Аллаха и читаешь стихи?!” – и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оставь его, о Умар, ибо, поистине, на них это подействует скорее, чем стрелы!”
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с другими мусульманами прошел три круга быстрыми мелкими шагами, а когда это увидели многобожники, они сказали: “И это те, о ком вы говорили, что их ослабила лихорадка? Да они сильнее, чем такой-то и такой-то!”
Завершив обход Каабы, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перешел к ритуальному бегу между холмами ас-Сафа и аль-Марва, а после этого он пригнал жертвенный скот к аль-Марве и сказал: “Приносить в жертву скот можно здесь и повсюду в Мекке”, а затем заколол животных у аль-Марвы и обрил голову, мусульмане же последовали его примеру. Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал людей в Йаджадж, чтобы они охраняли военное снаряжение и оружие, а другие пришли и совершили все положенные обряды, что и было сделано.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Мекке три дня, а утром четвертого дня к Али, да будет доволен им Аллах, пришли курайшиты, сказавшие ему: “Передай своему товарищу, чтобы он уходил от нас, ибо время для этого уже пришло”, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покинул пределы Мекки, остановился в Сарифе и некоторое время оставался там.
Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покидал Мекку, за ним последовала дочь Хамзы, да будет доволен им Аллах, которая взывала: “О дядя, о дядя!” Ее взял Али, у которого из-за нее начался спор с Джа‘фаром и Зайдом, да будет доволен всеми ими Аллах, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил этот спор в пользу Джа‘фара, поскольку тетка этой девушки являлась его женой.
Во время совершения этой умры Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял в жены Маймуну бинт аль-Харис аль-‘Амирийа. Прежде чем войти в Мекку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал к Маймуне Джа‘фара бин Абу Талиба, да будет доволен Аллах ими обоими, с предложением выйти за него замуж. Маймуна предоставила решать этот вопрос аль-‘Аббасу, замужем за которым была ее сестра Умм аль-Фадль, и аль-‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, выдал ее замуж за Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который, покидая Мекку, оставил там Абу Рафи‘а, чтобы он доставил к нему Маймуну. Брак между ними был заключен в Сарифе.
Эта умра была названа “умрой возмещения” (умрат аль-када) либо потому, что она послужила возмещением за умру в аль-Худайбиййю, либо потому, что она состоялась в результате разбирательства (мукада), иначе говоря, перемирия, заключенного в аль-Худайбиййе. Исследователи считают более правильным второе, всего же у этой умры насчитывается четыре названия: “умрат аль-када”, “умрат аль-кадыййа”, “умрат аль-кысас” и “умрат ас-сульх”.
Возвратившись в Медину после совершения этой умры, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в поход несколько отрядов, о чем более подробно сообщается ниже:
1. Отряд из пятидесяти человек под командованием Ибн Абу-ль-‘Ауджа, да будет доволен ими Аллах, который Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к племени бану салим в месяце зу-ль-хиджжа седьмого года хиджры, чтобы призвать людей этого племени к исламу. На этот призыв они ответили: “Нам нет нужды в том, к чему ты нас призываешь!” – а потом между ними завязался жестокий бой, в котором Абу-ль-‘Ауджа был ранен, а двух многобожников взяли в плен.
2. Отряд из двухсот человек, посланный к месту гибели товарищей Башира бин Са‘да, да будет доволен ими Аллах, у оазиса Фадак в месяце сафар восьмого года хиджры. Этот отряд захватил скот многобожников, а некоторые из них были убиты.
3. Поход на Зат Атлах в месяце раби аль-авваль восьмого года хиджры. Племя бану куда‘а сконцентрировало крупные силы для нападения на мусульман, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил к ним Ка‘ба бин ‘Умайра аль-Ансари с пятнадцатью воинами, да будет доволен ими Аллах. Встретив врагов, они призвали их к исламу, но те не ответили на этот призыв и стали обстреливать их из луков, в результате чего все мусульмане были убиты за исключением одного человека, которому удалось спрятаться среди тел убитых.
4. Отряд, отправленный на Зат ‘Ирк к племени бану хавазин в месяце раби аль-авваль восьмого года хиджры. Бану хавазин постоянно оказывали помощь врагам мусульман, и поэтому туда был направлен Шуджа‘ бин Вахб аль-Асади с отрядом из двадцати пяти человек, да будет доволен ими Аллах. Они угнали скот бану хавазин, не встретив никакого сопротивления.

БИТВА ПРИ МУТЕ
Это сражение явилось самым крупным и кровопролитным сражением, которое пришлось вести мусульманам при жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Оно состоялось в месяце джумада аль-уля восьмого года хиджры (август или сентябрь 629 г.н.э.).
Мута являлась селением, расположенным на границах Шама на расстоянии двух переходов от Иерусалима.

Причина этого сражения
Причиной этого сражения послужило то, что люди Шурахбиля бин Амра аль-Гассани, являвшегося наместником императора Византии в Балке, одной из областей Шама, захватили аль-Хариса бин ‘Умайра аль-Азди, да будет доволен им Аллах, которого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил со своим посланием к правителю Бусры. Аль-Харис был связан, доставлен к Шурахбилю и обезглавлен по его приказу.
Убийство послов и посланцев всегда считалось одним из наиболее отвратительных преступлений, равносильным объявлению войны или рассматривавшимся даже как нечто еще более худшее. Сообщение об этом крайне опечалило Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собравшего армию численностью в три тысячи бойцов, подобной которой у мусульман не было со времен битвы у рва.

Военачальники и наставления, которые дал им Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
Во главе этой армии Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поставил Зайда бин Харису, да будет доволен им Аллах, сказав людям: “Если Зайда убьют, пусть (командование возьмет на себя) Джа‘фар, а если убьют и Джа‘фара, то – Абдуллах бин Раваха”.[i] Белое знамя войска было вручено Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Зайду бин Харисе.
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мусульманам явиться на место гибели аль-Хариса бин ‘Умайра, да будет доволен им Аллах, призвать к исламу тех, кого они там обнаружат, и не начинать войну, если они ответят на этот призыв, в противном же случае – призвать Аллаха на помощь и сражаться с ними. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал воинам: “Сражайтесь во имя Аллаха и на пути Аллаха с теми, кто не верует в Аллаха, не поступайте вероломно, не совершайте набегов, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в кельях[iii], не вырубайте пальм и других деревьев и не разрушайте никаких строений”.



[i] “Сахих” аль-Бухари, “Глава о походе на Муту, что находится на земле Шама”, 2/611.
[iii] Иначе говоря, монахов.

Проводы мусульманской армии и слезы Абдуллаха бин Равахи, да будет доволен им Аллах
Когда мусульманская армия была готова к выступлению, собрались люди, которые пришли проститься с командирами, назначенными Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в это время один из них, Абдуллах бин Раваха, да будет доволен им Аллах, заплакал. Люди спросили: “Почему ты плачешь?” – на что он ответил: “Клянусь Аллахом, нет у меня ни любви к этому миру, ни привязанности к вам, но я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал один аят из Книги Аллаха, в котором упоминается об огне и говорится: “И нет среди вас такого, кто не подойдет (к аду[i]), а Господом твоим это решено окончательно”[ii], и я не знаю, как я вернусь обратно, после того, как подойду к нему!” На это мусульмане сказали: “Да сохранит вас Аллах в целости, и да защитит Он вас и да вернет Он вас к нам невредимыми и с добычей!” А потом воины двинулись в путь, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провожал их до перевала Санийат аль-Вада‘, где он попрощался с ними.



[i] Речь идет о прохождении по Сирату, пролегающему над адом.
[ii] “Марйам”, 71.

Переход мусульманского войска, которое попадает в опасное положение
Мусульманская армия шла на север, пока не достигла Ма‘ана, расположенного в том районе Шама, который граничит с северными пределами Хиджаза. Там разведка сообщила, что Ираклий со стотысячным византийским войском находится в Маабе, расположенном в провинции Балка, и что к нему присоединились еще сто тысяч человек из арабских племен лахм, джузам, балькайн, бахра и бали.

Военный совет в Ма‘ане
Вполне понятно, что в расчеты мусульман не входила встреча с такой огромной армией, с которой им пришлось столкнуться вдали от Медины. Могло ли небольшое войско, состоявшее всего лишь из трех тысяч бойцов, напасть на огромную армию, численность которой составляла двести тысяч человек? Мусульмане оказались в трудных обстоятельствах и два дня провели в Ма‘ане, раздумывая над создавшимся положением и совещаясь, а потом стали говорить: “Надо написать Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщить ему о численности врага, а он пусть либо пришлет нам подкрепление, либо отдаст нам приказ, который мы выполним”.
Однако Абдуллах бин Раваха, да будет доволен им Аллах, высказался против этого и стал воодушевлять людей, говоря: “О люди, но ведь, поистине, смерть за веру, которой вы сейчас не желаете, и есть то, ради чего вы пошли в этот поход! И ведь сражаемся мы с людьми не благодаря числу и силе, а только благодаря этой религии, которой почтил нас Аллах, так идите же вперед, ибо ждет нас только одна из двух прекрасных возможностей: либо победа, либо смерть за веру!” – и в конце концов было решено согласиться с мнением Абдуллаха бин Равахи.

Мусульманское войско идет на врага
Итак, после того, как мусульмане два дня простояли в Ма‘ане, они вступили на землю врага и встретились с войском Ираклия близ Машарифа, одного из селений Балки, а когда враги приблизились к ним, мусульмане отошли к Муте, стали там лагерем и принялись готовиться к бою, поставив командовать правым крылом Кутбу бин Катаду аль-‘Узари, а левым – ‘Убаду бин Малика аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими.

Начало сражения и поочередное командование
После того, как два войска сошлись при Муте, начался жестокий бой, во время которого три тысячи человек отражали нападения двухсот тысяч. Это был необычный бой, который и ныне вызывает изумление всего мира, однако когда начинает дуть ветер веры, он приносит с собой чудеса.
Сначала знамя взял любимец Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Зайд бин Хариса, да будет доволен им Аллах, который сражался так яростно и проявил такую отвагу, подобной которой не проявлял никто, кроме некоторых других героев ислама, выйдя из боя только после того, как он упал замертво, пронзенный копьями врагов.
После этого знамя взял Джа‘фар бин Абу Талиб, который сражался с беспримерной отвагой, пока ему не отрубили правую руку. Тогда он взял знамя левой рукой и держал его так до тех пор, пока не отрубили и ее, а после этого он прижал знамя к своему телу предплечьями, не опустив его до самой смерти. Сообщается, что какой-то византиец ударом меча разрубил его на две части, а Аллах даровал ему в раю два крыла в награду за его отрубленные руки, с помощью которых он может летать, куда пожелает. Вот почему его называют “летучим Джа‘фаром” или же “двукрылым Джа‘фаром”.
Аль-Бухари приводит слова Нафи‘а, передавшего, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил ему, что в тот день он был у тела убитого Джа‘фара, да будет доволен им Аллах, насчитав на нем пятьдесят ран от копий и мечей, ни одной из которых не было у него на спине.
В другой версии этого хадиса сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Во время этой битвы я находился среди них, и мы стали искать Джа‘фара бин Абу Талиба, обнаружив его среди убитых и насчитав на его (теле) более девяноста ран, нанесенных мечами, копьями и стрелами”. В той версии этого хадиса, которую аль-‘Умри передает со слов Нафи‘а есть следующее добавление: “ … и все эти раны были на его теле спереди”.[iii]
После того как отважно сражавшийся Джа‘фар был убит, знамя взял Абдуллах бин Раваха, да будет доволен Аллах ими обоими, который выехал с ним вперед на своем коне. Когда он попытался заставить себя спешиться, то сначала испытал некоторые колебания и свернул немного в сторону, но потом сказал:
Поклялся я, о душа, что ты обязательно спустишься
по своей воле или против нее,
даже если все люди соберутся и бросятся в бой,
так почему же вижу я, что ты не желаешь рая?!
После этого он спустился на землю, и к нему подошел его двоюродный брат, который принес ему кусок мяса и сказал: “Подкрепись этим, ибо за последние дни тебе пришлось пережить немало”. И он взял этот кусок из его рук, откусил немного, а потом выбросил мясо, схватил свой меч, бросился вперед и сражался, пока не погиб.




[iii] См.: “Фатх аль-Бари”, 7/512. В двух версиях этого хадиса упоминается разное количество ран, что можно объяснить тем, что во второй из них учитываются также и раны от стрел.

Знамя переходит к одному из мечей Аллаха
Тогда вперед вышел человек из рода бану ‘аджлян по имени Сабит бин Аркам, да будет доволен им Аллах, который взял знамя и сказал: “О мусульмане, выберите себе командира!” Они сказали: “Ты!” – однако он заявил, что не справится с этим, и тогда люди выбрали командиром Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, который взял знамя в свои руки и принялся яростно сражаться. Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, сказал: “В день битвы при Муте в моей руке сломалось девять мечей, и не осталось у меня ничего, кроме йеменского клинка”. В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: “В день битвы при Муте в моей руке раскрошилось девять мечей, а выдержал все только мой йеменский клинок”.
Сообщается, что в день битвы при Муте Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который получил откровение еще до того, как люди принесли ему известия с поля боя, сказал: “Взял знамя Зайд, и был сражен, потом взял (его) Джа‘фар, и был сражен, потом взял (его) Ибн Раваха, и был сражен, и тут из глаз его полились слезы – (и так продолжалось) до тех пор, пока не взял знамя человек, заслуживший прозвище “сайфу-Ллах” (меч Аллаха), и Аллах даровал им победу". -[Прозвище Халида бин аль-Валида, одного из самых выдающихся полководцев в истории ислама, да будет доволен им Аллах!]

Завершение боя
Несмотря на беспримерную отвагу и упорство, которые проявила в этом бою мусульманская армия, она, конечно же, не могла устоять перед натиском войск византийцев, и в этот момент Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, проявил свое воинское искусство и одаренность, благодаря чему ему удалось вызволить мусульман из того труднейшего положения, в котором они оказались.
В различных сообщениях конец этого боя описывается по-разному, но суть всех их сводится к тому, что Халиду бин аль-Валиду, да будет доволен им Аллах, удалось выстоять под ударами византийцев до конца первого дня сражения. Вместе с тем он понимал, что для того, чтобы внушить сердцам врагов страх, крайне необходимо применить какую-нибудь военную хитрость, которая, с одной стороны, позволила бы мусульманам отойти, а, с другой, помешала бы византийцам броситься за ними в погоню. Ни на минуту не забывал он и о том, что если мусульмане станут отходить, а византийцы будут преследовать их, вырваться из их когтей будет трудно.
Утром второго дня сражения Халид, да будет доволен им Аллах, поменял боевые порядки, перестроив свои войска по-новому: он поменял местами авангард с арьергардом, а правое крыло – с левым. Когда это увидели враги, подобные изменения пришлись им не по душе, и они стали говорить: “К ним пришло подкрепление!” – а в сердца их закрался страх. Что же касается Халида, да будет доволен им Аллах, то после того как две армии встретились и сражались некоторое время, он начал понемногу отводить силы мусульман, не нарушая боевых порядков своего войска, и византийцы не стали их преследовать, думая, что мусульмане прибегают к какой-то военной хитрости и пытаются заманить их в пустыню.
В конце концов византийцы отступили вглубь своей страны, даже не думая преследовать мусульман, а мусульманам удалось благополучно отойти и вернуться в Медину.[i]



[i] См.: “Фатх аль-Бари”, 7/513–514; “Зад аль-ма‘ад”, 2/156. Подробности этого сражения взяты нами из двух этих, а также других упоминавшихся ранее источников.

Потери сторон убитыми
Во время этого сражения погибло двенадцать мусульман, что же касается византийцев, то количество их убитых неизвестно, однако, судя по сообщениям о ходе боя, их было много.

Значение этого сражения
Несмотря на то, что в этой битве мусульмане не смогли отомстить за своего погибшего товарища аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, ради чего они и претерпевали трудности этого похода, она в значительной мере способствовала повышению их авторитета. Узнав об этом сражении, все арабы были повергнуты в изумление и замешательство, поскольку в те времена Византия представляла собой самую могущественную силу на земле, и все жители Аравии считали борьбу с ней равносильной самоубийству. Таким образом, сражение маленького войска, состоявшего всего лишь из трех тысяч человек, с огромной двухсоттысячной армией и последующее благополучное возвращение этого войска, которое даже не понесло ощутимых потерь, воспринималось не иначе как чудо и доказывало, что мусульмане были людьми нового, неизвестного арабам типа и что помощь и поддержку им оказывал Сам Аллах, а направлял их действительно Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Вот почему мы видим, что даже наиболее упорные племена, которые до этого непрестанно нападали на мусульман, после битвы при Муте склонились к исламу. Так, например, ислам приняли такие племена как бану салим, ашджа‘, гатафан, зубйан, фазара и некоторые другие.

Поход на Зат ас-Салясиль
Узнав о том, какую позицию во время битвы при Муте заняли населявшие Шам арабские племена, которые выступили против мусульман на стороне византийцев, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осознал крайнюю необходимость предпринять что-то такое, что вбило бы клин между этими племенами и Византией, привело бы их к объединению с мусульманами и в дальнейшем исключило бы возможность концентрации столь крупных военных сил.
Для осуществления этого плана Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выбрал Амра бин аль-Аса, да будет доволен им Аллах, бабка которого со стороны отца была родом из племени бали и которого он направил к предводителям этого племени в месяце джумада аль-ахыра восьмого года хиджры для того, чтобы установить с ними дружественные отношения. По другим сообщениям, Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, стало известно о концентрации сил племени куда‘а, намеревавшегося приблизиться к Медине, после чего он и направил туда Амра, однако, возможно, что это было сделано в силу обоих вышеупомянутых причин.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вручил Амру бин аль-Асу, да будет доволен им Аллах, белое знамя, дав ему также и черное, и отправил его в этот поход во главе отряда из трехсот лучших ансаров и мухаджиров в сопровождении тридцати всадников. Кроме того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Амру привлекать себе на помощь людей из племен бали, ‘узра и балькайн. Мусульмане двигались ночью и прятались днем, а когда отряд был уже близок к месту своего назначения, Амру стало известно о многочисленности врагов, и он отправил Рафи‘а бин Микайаса аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой о подкреплении. В ответ на его просьбу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к нему отряд из двухсот человек под командованием Абу Убайды бин аль-Джарраха, да будет доволен им Аллах, которому он вручил знамя. С этим отрядом в поход пошли такие выдающиеся сподвижники как Абу Бакр и Умар, а Абу Убайде, да будет доволен всеми ими Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел присоединиться к Амру и действовать с ним заодно и ни в коем случае не противоречить друг другу. Встретившись с Амром, Абу Убайда хотел проводить молитву с людьми в качестве имама, однако Амр сказал: “Ты только пришел мне на помощь, а командую здесь я!” – и Абу Убайда подчинился ему, после чего имамом на общей молитве был только Амр.
После встречи объединенный отряд продолжал свое движение, а когда достиг мест обитания племени куда‘а, опустошил все вокруг. Достигнув крайних пределов их территории, мусульмане встретили большое скопление врагов, напали на них, обратили их в бегство и они рассеялись.
После этого Ауф бин Малик аль-Ашджа‘и, да будет доволен им Аллах, направил к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, гонца, известив его о том, что они благополучно возвращаются обратно, и сообщив обо всех обстоятельствах этого похода.
Место, именуемое Зат ас-Салясиль (или же Зат ас-Сулясиль) находится за Вади аль-Кура на расстоянии десяти дней пути от Медины. Ибн Исхак сообщает, что на территории племени джузам мусульмане остановились у источника воды под названием Сильсиль, который называли также ас-Сальсаль.

Поход Абу Катады, да будет доволен им Аллах, на Хадру
Этот поход состоялся в месяце ша‘бан восьмого года хиджры. Причиной его послужило сосредоточение сил племени гатафан в Хадре, местности, расположенной на территории племени мухариб в Неджде. Узнав об этом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил туда Абу Катаду с пятнадцатью воинами, да будет доволен ими Аллах. Напав на врагов, они, убили некоторых из них, часть взяли в плен и захватили добычу, отсутствовавшие в Медине в течение пятнадцати дней.

Шейх Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури
Перевод: канд. философских наук Нирша В.
*******************************************************************************





















Комментариев нет :

Отправить комментарий