пятница, 29 января 2016 г.

Жизнь Пророка ! (17)

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимает клятву
После того, как Аллах даровал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульманам победу над Меккой, истина открылась ее жителям, они поняли, что единственным путем к успеху является ислам, подчинились Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и собрались, чтобы принести ему клятву на верность, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сел на холме ас-Сафа, чтобы принять эту клятву от людей. Ниже расположился Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, который также принимал эту клятву, и люди клялись, что будут слушать и повиноваться по мере своих возможностей.
В “Мадарик” сказано следующее:
– Сообщается, что, закончив принимать клятву у мужчин, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находившийся на холме ас-Сафа, начал принимать ее у женщин, что же касается Умара, то он сидел ниже и тоже принимал от них клятву по велению Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передавал женщинам его слова. Через некоторое время туда явилась и Хинд бинт Утба, которая прикрывала себе лицо, боясь, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узнает ее, и опасаясь мести за то, что она сделал с телом Хамзы. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал женщинам: “Я беру с вас клятву в том, что вы не станете поклоняться никому и ничему, кроме Аллаха”, и Умар повторил эти слова. Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И (я беру с вас клятву) в том, что вы не будете воровать”. Тут Хинд сказала: “Поистине, Абу Суфйан – человек скупой, так что будет, если я сама стану брать у него понемногу?” – а Абу Суфйан воскликнул: “Что бы ты ни взяла, это для тебя дозволено!” Услышав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узнавший ее, рассмеялся и сказал: “Ты ведь Хинд?” Она сказала: “Да, прости же мне то, что было, о Пророк Аллаха, и Аллах простит тебя!”
Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И (я беру с вас клятву) в том, что вы не будете совершать прелюбодеяния”. Хинд сказала: “Разве свободная женщина пойдет на прелюбодеяние?” Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И (я беру с вас клятву) в том, что вы не будете убивать своих детей”. Хинд сказала: “Мы растили их маленькими, а вы убили их, когда они стали большими, о чем вам и им лучше знать”, а ее сын Ханзаля бин Абу Суфйан был убит в битве при Бадре. Тут Умар стал смеяться так, что упал навзничь, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся.
Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И (я беру с вас клятву) в том, что вы не станете лгать”. Хинд сказала: “Поистине, ложь – мерзкое дело, а ты велишь нам только следовать правильным путем и придерживаться благонравия”. Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И (я беру с вас клятву) в том, что вы не ослушаетесь меня”. Хинд сказала: “Клянусь Аллахом, мы собрались здесь, не имея намерений противоречить тебе!”
А когда она вернулась домой, то принялась разбивать своего идола, восклицая: “Поистине, из-за тебя мы пребывали в ослеплении!”

Пребывание Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке и дела, которые он там совершил
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Мекке девятнадцать дней, разъясняя суть установлений ислама и призывая людей к правильному пути и благочестию. За это время по его приказу Абу Усайд аль-Хуза‘и, да будет доволен им Аллах, поставил новые межевые знаки, отмечающие границы харама Мекки. Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил несколько отрядов, которые должны были призывать людей к исламу и разбивать находившихся вокруг Мекки идолов. Все они были разбиты, а потом глашатай в Мекке возгласил: “Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не оставляет у себя дома ни одного идола, но разобьет его”.

Походы
1. Завершив завоевание Мекки, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за пять дней до конца рамадана восьмого года хиджры отправил Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, к идолу аль-‘Уззы, находившемуся в Нахле, велев ему разрушить его. Этому идолу поклонялись курайшиты и все кинаниты, считавшие его главным из своих идолов, хранителями же его были люди из племени бану шайбан. Халид направился туда во главе отряда из тридцати всадников и разрушил этого идола, а когда он вернулся, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Видел ли ты что-нибудь?” Он ответил: “Нет”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Значит, ты не разрушил его, возвращайся же обратно и разбей его!” Тогда рассерженный Халид вернулся назад и обнажил свой меч, а навстречу ему вышла обнаженная черная женщина с распущенными волосами. Хранитель святилища принялся кричать на нее, а Халид, да будет доволен им Аллах, ударом меча разрубил ее надвое, после чего вернулся к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обо всем рассказал ему и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да, это и была аль-‘Узза, которая поняла, что в вашей стране ей уже никогда не будут поклоняться”.
2. Позднее в этом же месяце Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал Амра бин аль-Аса, да будет доволен им Аллах, к идолу Сува‘, велев ему разбить его. Этому идолу поклонялись хузайлиты, а находился он в Рухате на расстоянии трех миль от Мекки. Когда Амр прибыл туда, хранитель святилища спросил его: “Чего ты хочешь?” Амр сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне разбить его”. Хранитель сказал: “Ты не сможешь сделать этого”. Амр спросил: “Почему?” Хранитель сказал: “Тебе помешают”. Амр сказал: “Так ты до сих пор придерживаешься ложного? Горе тебе, разве его можно услышать или увидеть?” – после чего он подошел к этому идолу и разбил его, а своим товарищам велел разрушить помещение, где он находился, и они ничего там не обнаружили. Затем Амр спросил у хранителя: “Что ты теперь скажешь?” – и он сказал: “Я покоряюсь Аллаху”.
3. В том же месяце Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал Са‘да бин Зайда аль-Ашхали, да будет доволен им Аллах, с двадцатью всадниками к идолу Манат, который находился в аль-Мушалляле близ Кудайда. Этому идолу поклонялись ауситы, хазраджиты, люди из племени гассан и другие. Когда Са‘д прибыл на место, хранители этого идола спросили его: “Чего ты хочешь?” Он сказал: “Разбить Манат”. Они сказали: “Делай свое дело”. Тогда Са‘д приблизился к идолу, а навстречу ему вышла обнаженная черная женщина с растрепанными волосами, которая призывала на него проклятия и била себя в грудь. Хранитель святилища сказал ей: “Манат, перед тобой один из непокорных тебе!” – а Са‘д ударил ее мечом и убил, после чего разбил ее идола, и они ничего не нашли в том помещении, где он стоял.
4. После того, как Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, вернулся обратно, разрушив идол аль-‘Уззы, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил его в месяце ша‘бан того же года к племени бану джузайма, но не для того, чтобы воевать с ними, а для того, чтобы призвать их к исламу. Халид выступил в поход во главе отряда из трехсот пятидесяти мухаджиров, ансаров и людей из племени бану салим. Прибыв к местам их обитания, Халид призвал их к исламу, однако вместо того, чтобы сказать: “Аслям-на” (Мы принимаем ислам), они стали говорить: “Саба‘на” (Мы отрекаемся)[i], и тогда Халид принялся убивать этих людей и захватывать их в плен. Каждому из тех, кто с ним находился, он дал по одному пленному, а через некоторое время велел каждому убить своего пленника. Ибн Умар и его товарищи, да будет доволен ими Аллах, отказались делать это, а когда они вернулись к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то обо всем рассказали ему, и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воздел руки к небу и дважды воскликнул: “О Аллах, поистине, я непричастен к тому, что сделал Халид!”
Люди из племени бану салим убили своих пленников, а мухаджиры и ансары не делали этого, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил к джузаймитам Али, да будет доволен им Аллах, чтобы он выплатил виру за убитых и возместил понесенный ими ущерб. Из-за того, что случилось в этом походе, между Халидом и Абд ар-Рахманом бин ‘Ауфом, да будет доволен Аллах ими обоими, возникла ссора, а когда об этом узнал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Погоди, о Халид! Не трогай моих сподвижников, ибо, клянусь Аллахом, если бы имел ты целую гору золота величиной с Ухуд и потратил все это на пути Аллаха, то и тогда не смог бы сравниться ни с кем из моих сподвижников[iii]!”
Так происходило завоевание Мекки, которое стало решающим сражением и величайшей победой, позволившей раз и навсегда покончить с идолопоклонством и не оставившей ему никакой возможности и впредь существовать в пределах Аравийского полуострова, так как все племена ожидали, чем закончиться сражение и столкновение между мусульманами и идолопоклонниками. Этим племенам было хорошо известно, что харам Мекки находится во власти того, на чьей стороне истина, и подобных убеждений они придерживались уже в течение полувека, с тех пор, как на Каабу двинулась армия эфиопов со слоном, которая погибла, превратившись в подобие изъеденной насекомыми соломы.
Перемирие в аль-Худайбиййе, заключенное между мусульманами и курайшитами, стало прелюдией этой великой победы. Благодаря этому перемирию люди получили возможность спокойно жить и разговаривать с другими людьми об исламе, а мусульмане, которые до этого таились в Мекке, стали исповедовать свою религию открыто и могли свободно вести споры, вследствие чего ислам приняли многие люди, и если во время прежних походов численность исламской армии никогда не превышала трех тысяч человек, то во время завоевания Мекки в ней было уже десять тысяч бойцов.
Этот решающий поход открыл людям глаза, помог им избавиться от последних преград, отделявших их от ислама, что же касается мусульман, то благодаря своему успеху, они стали и политическими, и религиозными лидерами на всей территории Аравию, иначе говоря, в их руках оказалась и религиозная, и светская власть.
Таким образом, очередной этап, начавшийся с заключения перемирия в аль-Худайбиййе складывавшийся успешно для мусульман, завершился этой несомненной победой. Таким же успехом ознаменовался и следующий этап, основной чертой которого явилось завоевание мусульманами полного господства, в результате чего арабам осталось только являться к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимать ислам и нести исламский призыв всему остальному миру, подготовка к чему заняла два следующих года.



[i] Они хотели сказать, что отрекаются от своей прежней религии.
[iii] Имеются в виду те сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые находились с ним с самого начала.

ТРЕТИЙ ЭТАП
Третий и последний период деятельности Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал очевидными результаты его призыва к исламу, с которым он обращался к людям в процессе долгой борьбы, бедствий, тревог и кровопролитных сражений, продолжавшихся более двадцати лет.
Завоевание Мекки стало самым значительным достижением мусульманам за все эти годы. Оно изменило ход событий и всю жизнь арабов в целом и полностью отделило прошлое от будущего, поскольку курайшиты в глазах арабов являлись защитниками и опорой религии, в силу чего остальные и следовали за ними, и то, что курайшиты покорились и приняли ислам, означало, что идолопоклонству на Аравийском полуострове пришел конец.
Этот этап можно разделить на два периода.
1. Период борьбы и сражений.
2. Период, характеризовавшийся тем, что разные народы и племена спешили принять ислам.
Два этих периода переплелись друг с другом, однако, рассказывая о них, мы предпочли придерживаться вышеупомянутого условного порядка и осветить каждый из них отдельно от другого. С учетом того, что период сражений по сути своей более близок к тому, о чем речь шла раньше, мы решили начать именно с него.

БИТВА ПРИ ХУНАЙНЕ
Завоевание Мекки стало возможным благодаря молниеносному удару, повергшему арабов в изумление и поставившему племена, которые жили поблизости от Мекки, перед свершившимся фактом, с чем они ничего не могли поделать. Вот почему с этим смирились все за исключением отдельных сильных и высокомерных племен, во главе которых стояли некоторые роды племен хавазин и сакиф, к которым присоединились такие племена как наср, джашм и Са‘д бин бакр, а также часть людей из племени бану хиляль; все они относились к группе племен кайс‘айлян. Представители этих родов и племен посчитали себя слишком сильными, чтобы смириться с победой мусульман, выбрали своим вождем Малика бин ‘Ауфа ан-Насри и решили пойти на мусульман войной.

Передвижение врага и его остановка в Аутасе
Приняв решение воевать с мусульманами, главнокомандующий Малик бин ‘Ауф отправился в поход со всем имуществом, женами и детьми своих воинов[i], которые дошли до вади Аутас[ii] и стали там лагерем. Вади Аутас находилось на землях племени хавазин неподалеку от вади Хунайн, однако это два разных вади. Вади Хунайн находится рядом с Зу-ль-Маджазом, и его отделяют от Мекки несколько десятков миль, если идти в сторону Арафата.



[i] Это было сделано для того, чтобы укрепить боевой дух воинов.
[ii] Это вади находится в восьмидесяти километрах от Таифа.

Опытный воин называет мнение командующего ошибочным
Когда Малик бин ‘Ауф остановился в Аутасе, у него собрались люди. Среди них был и старец почтенного возраста по имени Дурайд бин ас-Симма, который был известен своей смелостью и единственный из всех обладал познаниями и опытом в военном деле. Он спросил: “В каком вади вы находитесь?” Люди сказали: “В Аутасе”. Он сказал: “Это хорошее место для конницы: здесь на земле нет ни острых выступов, ни мягкой земли. Но почему я слышу рев верблюдов и ослов, плач детей и блеяние овец?” Люди сказали: “Малик бин ‘Ауф привел вместе с людьми их жен и детей, велев им захватить и все их имущество”. Тогда Дурайд обратился к Малику и спросил его о том, зачем он это сделал. Он сказал: “Я хотел, чтобы за каждым мужчиной находилась его семья и его имущество, чтобы он сражался ради этого”. Тут Дурайд воскликнул: “Клянусь Аллахом, ты подобен пастуху овец! Да разве бегущего с поля боя что-нибудь остановит?! Если ты выиграешь сражение, пользу тебе принесет только мужчина с мечом и копьем, а если проиграешь, то опозоришь и свою семью, и имущество!” Потом Дурайд спросил его о некоторых родах и их предводителях, а потом сказал: “О Малик, поистине, ты ничего не добьешься, если посадишь на коней знать племени хавазин. Вели им подняться туда, где они будут в безопасности, а потом сажай на коней молодых, и если ты станешь побеждать, то находящиеся сзади присоединятся к тебе, а если проиграешь, это тебе поможет, и ты сохранишь и семью, и имущество”.
Однако Малик, являвшийся главнокомандующим, отверг его предложение, сказав: “Клянусь Аллахом, я не сделаю этого, ибо ты уже стар и туго соображаешь! Клянусь Аллахом, хавазин подчинятся мне или я брошусь на этот меч, и он выйдет у меня из спины!” Таким образом, он не пожелал принять в расчет мнение Дурайда, а воины заверили его: “Мы будем повиноваться тебе”. Тогда Дурайд сказал: “Такого дня я еще не видел, но увидеть мне его придется!” – и произнес такие стихи:
О, если бы я был молод,
ходил бы, где хотел, и отдыхал бы, где хотел,
и скакал на коне так быстро, что от встречного ветра
из глаз лились бы слезы,
поднимая пыль подобно целому стаду баранов!

Разведка противника
После этого к Малику пришли разведчики, которых он посылал для сбора сведений о мусульманах. Увидев, что они дрожат от страха, Малик спросил: “Горе вам, что случилось?” – на что они дали такой ответ: “Увидев каких-то людей в белом верхом на пегих лошадях[i], мы потеряли самообладание, и с нами это случилось!”



[i] Имеется в виду, что это были ангелы.

Разведка Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
Когда Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, доложили о перемещениях врага, он направил к ним Абу Хадрада аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, велев ему смешаться с этими людьми и побыть среди них для сбора необходимых сведений, что и было сделано им.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покидает Мекку и направляется к Хунайну
В день пленения[i], шестого числа месяца шавваль восьмого года хиджры и на девятнадцатый день после его вступления в Мекку Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в поход во главе двенадцати тысяч мусульман, десять тысяч из которых участвовали вместе с ним в завоевании Мекки, а две тысячи были мекканцами и в большинстве своем приняли ислам совсем недавно. Для этого похода Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одолжил у Сафвана бин Умаййи сто панцирей и соответствующее снаряжение, оставив за старшего в Мекке ‘Итаба бин Усайда, да будет доволен им Аллах.
К вечеру к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прискакал всадник, который сказал: “Я поднялся на такую-то гору и увидел, что все люди из племени хавазин до одного сидят на своих верблюдах, а с ними были их женщины и их скот”. Услышав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся и сказал: “Завтра все это станет добычей мусульман, если захочет Аллах!” Этой ночью нести охрану лагеря вызвался Анас бин Абу Мурсид аль-Ганави, да будет доволен им Аллах.
По пути к Хунайну люди увидели огромное зеленое дерево, носившее название “Зат анват” (обладающее подвесками). Такое название оно получило по той причине, что арабы подвешивали на него свое оружие, приносили около него жертвы и проводили там определенное время[iii]. Некоторые воины стали говорить Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Устрой и для нас свой “Зат анват” такой же, как и у них”, на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах велик! Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, сказали вы то же, что и соплеменники Мусы: “О Муса, сотвори нам бога, подобного их богам”, он же сказал: “Поистине, вы люди невежественные”.[iv] Поистине, это всего лишь обычаи, а вы непременно будете следовать обычаям живших до вас!”[v]
Увидев многочисленность своего войска, некоторые мусульмане стали говорить: “Ни за что не победить нас сегодня!” – и Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было тяжело слышать такие слова[vi].



[i] Имеется в виду вавилонский плен евреев.

[iii] Иначе говоря, это дерево было для многобожников объектом поклонения.
[iv] См.: “Преграды”, 138.
[v] Этот хадис приводит ат-Тирмизи. В другом хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не настанет Час этот, пока (члены) моей общины не станут следовать по стопам живших до них пядь за пядью и локоть за локтем”.
[vi] Имеется в виду, что мусульмане должны были надеяться не на многочисленность своего войска, а на помощь Аллаха.

Мусульманская армия неожиданно подвергается обстрелу и нападению
Мусульманская армия добралась до Хунайна ночью в среду десять дней спустя после начала месяца шавваль. Малик бин ‘Ауф прибыл к этому вади раньше и уже ввел туда своих воинов, поставив засады на дорогах, в узких местах и горных ущельях и велев им обстрелять мусульман, как только они появятся, а потом разом атаковать их.
Перед рассветом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, построил свои войска и раздал отрядам знамена, после чего мусульмане стали спускаться в вади в предрассветных сумерках, не зная о том, что в ущельях их поджидают засады. И когда они втягивались туда, их неожиданно осыпал град стрел, а все отряды врага бросились на них, и мусульмане бросились в бегство, не обращая внимания друг на друга. Бегство было таким стремительным, что Абу Суфйан бин Харб, только недавно принявший ислам, воскликнул: “Они не остановятся до самого моря!” – а Джибилля (или Кильда) бин аль-Джунайд сказал: “Поистине, сегодня колдовство не действует!”[i]
Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он сместился вправо, крича: “Ко мне, о люди, я – Посланник Аллаха, я – Мухаммад бин Абдуллах!”, – однако с ним оставалось лишь небольшое количество мухаджиров и членов его семьи.
И в этот момент Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, показавший свою беспримерную отвагу, начал направлять свою мулицу в сторону неверных, произнося такие слова:
Я – пророк, и нет в этом лжи,
я – Ибн Абд аль-Мутталиб!
Однако Абу Суфйан бин аль-Харис удерживал его мулицу за узду, а аль-Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, – за стремя, удерживая ее и не давая ей двигаться быстро, а потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спешился и обратился за помощью к своему Господу, сказав: “О Аллах, ниспошли помощь Твою!” /Аллахумма, анзиль насра-кя!/



[i] Этим он хотел сказать, что прежде мусульмане побеждали благодаря колдовству.

Мусульмане возвращаются и бой разгорается вновь
Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел своему дяде аль-Аббасу, да будет доволен им Аллах, обладавшему очень громким голосом[i], обратиться к сподвижникам. Сообщается, что аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Тогда я изо всех сил закричал: “Где дававшие клятву под деревом?”, – и, клянусь Аллахом, услышав мой голос, они потянулись ко мне подобно коровам, которых тянет к их телятам, и закричали: “Мы идем к тебе, мы идем к тебе!” И люди пытались удержать своих верблюдов, но не могли справиться с ними, и тогда они начали снимать свои доспехи и бросать их на шеи верблюдов, а сами хватали мечи и щиты, соскакивали на землю, предоставляя верблюдам возможность бежать куда угодно, и шли на голос аль-`Аббаса, и через некоторое время вокруг Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собралось уже сто человек, которые бросились в бой.
Потом призыв был обращен к ансарам: “О сообщество ансаров, о сообщество ансаров!” – а потом стали кричать только: “О бану-ль-харис бин аль-хазрадж!” – и так постепенно все отряды мусульман собрались на тех позициях, которые они оставили, и сражение разгорелось с новой силой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взглянул на поле боя и сказал: “Вот когда разгорелся (настоящий) бой!” – и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, набрал пригоршню земли, бросил их в лица неверных[iii], а потом воскликнул: “Да исказятся лица!” – и эта земля попала в глаза каждому из врагов, и после этого неверные стали неуклонно терять силы и в конце концов бросились в бегство.



[i] Сообщается, что его крик можно было услышать на расстоянии восьми миль.
[iii] О битве при Бадре в Коране сказано: “Не ты бросал, когда бросал, это Аллах бросал … ” (“Добыча”, 17)

Враги теряют силы и терпят сокрушительное поражение
Уже через короткое время после того, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бросил эту горсть земли, враг потерпел сокрушительное поражение, и одни только сакифиты потеряли семьдесят человек убитыми, а мусульмане захватили их имущество, оружие и семьи. На такой поворот событий указывает Аллах Всевышний, который сказал: “Аллах уже оказал вам помощь во многих местах[i](, в том числе) и в день Хунайна, когда ваша многочисленность привела вас в восторг, но ничего не дала вам, и земля стала для вас тесной, несмотря на ее обширность, и вы обратились в бегство. ~  Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему посланнику и верующим и направил (к вам Своих) воинов[ii], которых вы не увидели, и наказал тех, кто не уверовал: таково воздаяние неверным!” (“Покаяние”, 25–26)



[i] Имеются в виду сражения.
[ii] Речь идет об ангелах, посланных Аллахом на помощь мусульманам.

Преследование
После поражения врагов часть их направилась в Таиф, часть – в Нахлю а еще часть – в Аутас, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил в Аутас по их следам отряд под командованием Абу Амира аль–Аш‘ари, да будет доволен им Аллах. После короткого боя многобожники были снова разгромлены, но в этом сражении погиб командир отряда Абу Амир аль -Аш‘ари, да будет доволен им Аллах.
Другой кавалерийский отряд мусульман, преследовавший многобожников, которые бежали в Нахлю, настиг Дурайда бин ас-Симма, и его убил Раби‘а бин Рафи‘.
Большая же часть разбитого войска бежала в Таиф, куда после сбора военной добычи направился сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Добыча
Мусульманами было захвачено шесть тысяч пленных, двадцать четыре тысячи верблюдов, более сорока тысяч овец и четыре тысячи укий серебра.[i] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел собрать всю эту добычу и отправить ее в аль-Джи‘рану[ii], поручив охранять трофеи Мас‘уду бин Амру аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, и отложив их раздел до возвращения из Таифа.
Среди пленных находилась и аш-Шайма бинт аль-Харис ас-Са‘дийа, которая была молочной сестрой Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда ее привели к нему, она напомнила о себе, и он узнал ее по приметам. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оказал ей почет, расстелил для нее свою накидку и усадил на нее аш-Шайму, после чего одарил сестру и позволил ей вернуться к соплеменникам.



[i] Это соответствовало ста шестидесяти тысячам дирхемов.
[ii] Аль-Джи‘рана – вади близ Мекки.

Поход на Таиф
По сути дела этот поход стал продолжением битвы при Хунайне, так как большинство бежавших с поля боя бану хавазин и сакифитов во главе с главнокомандующим Маликом бин ‘Ауфом ан-Насри бежала в Таиф и укрылась там. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к стенам города после битвы при Хунайне и сбора захваченной добычи в аль-‘Джиране в том же месяце, шаввале восьмого года хиджры.
Сначала во главе авангарда численностью в тысячу человек там появился Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, а потом с основными силами к Таифу подошел и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. По пути он проходил через такие места как ан-Нахля аль-Йаманийа, потом Карн аль-Маназиль, а потом – Ляйа, где находилось укрепление Малика бин Ауфа, которое Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел разрушить. После этого он продолжил свой путь, добрался до Таифа, стал лагерем неподалеку от его укреплений и начал его осаду.
Эта осада продолжалась довольно долго. В хадисе, приводимом Муслимом и передаваемом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что она продолжалась сорок дней, однако авторы жизнеописаний Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводят и другие сведения.
Во время этой осады противники обстреливали друг друга из луков и закидывали друг друга камнями. В самом начале осады мусульмане подверглись такому сильному обстрелу, что тучи стрел напоминали собой полчища саранчи, и многие были ранены, а двенадцать человек погибло, в результате чего лагерь пришлось перенести к тому месту, где ныне находится мечеть Таифа.
Затем по приказу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стены Таифа стали обстреливать из катапульты и проделали в ней пролом, после чего группа бойцов под прикрытием черепахи[i] подошла к стене для того, чтобы пожечь ее, однако сверху эту черепаху забросали полосами раскаленного железа, а выскочивших из нее людей обстреляли из луков, и один из них был убит.
Применяя один из военных приемов, используемых для того, чтобы вынудить врага сдаться, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел вырубить и выжечь виноградники, и мусульмане принялись быстро уничтожать их, однако сакифиты стали заклинать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Аллахом и родственными связями не делать этого, и приказ был отменен.
Через некоторое время глашатай Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил следующее: “Любой раб, которому удастся спуститься из укрепления и прийти к нам, получит свободу”, и к ним явились двадцать три человека. Среди них был и Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, перелезший через стены укрепления и спустившийся вниз с помощью круглого блока, который применяется для вычерпывания воды (бакра), и поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал ему кунью Абу Бакра. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил его на свободу, а потом распределил беглецов среди мусульман, чтобы они позаботились о них, что весьма раздосадовало осажденных.
Осада затягивалась, а крепость, запасов которой осажденным хватило бы на целый год, все не сдавалась. Между тем мусульмане несли потери от стрел и кусков раскаленного железа, и в конце концов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился за советом к Науфалю бин Му‘авиййе ад-Дайли, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Они подобны лисице в норе: если будешь стоять над ней, то схватишь ее, а если уйдешь, она не причинит тебе никакого вреда”. После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил снять осаду и уйти. По его приказу Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, объявил людям: “Завтра мы уходим, если захочет Аллах.” Людям было тяжело слышать это, и они сказали: “Неужели мы уйдем, не взяв город?” Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Завтра идите в бой”, и в этом бою несколько человек опять получили ранения. После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова сказал: “Завтра мы уходим, если захочет Аллах”, но на этот раз люди были рады и подчинились этому, принявшись собираться в дорогу, а Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это рассмешило.
Когда люди двинулись в путь, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Говорите: “Мы возвращаемся, каемся, Господу нашему поклоняемся и (Ему) воздаем хвалу” /Аййибуна, та’ибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на хамидуна/».
Кто- то сказал: “О Посланник Аллаха, прокляни сакифитов!”, – однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, направь сакифитов на путь истинный, и приведи их (к нам мусульманами)!”



[i] Имеется в виду осадная машина, сооружение из дерева, в которое забирались осаждавшие для того, чтобы подойти к стенам города и проделать в них отверстия или сделать подкоп.

Раздел военной добычи в аль-Джи‘ране
После снятия осады и возвращения из Таифа, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, медлил более десяти дней, не приступая к разделу захваченной добычи, так как он ожидал, что к нему явится с покаянием делегация хавазин. В этом случае они могли бы получить назад то, что было ими потеряно, однако никто к нему не пришел, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приступил к ее разделу, чтобы заставить замолчать желавших получить свою долю вождей племен и представителей мекканской знати. Первыми из получивших свою долю стали “люди с прирученными сердцами”[i], которым досталось больше всех остальных.
Так, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал Абу Суфйану бин Харбу сорок укий серебра и сто верблюдов, однако тот сказал: “А мой сын Йазид? А мой сын Му`авийа?” – и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал столько же и ему. Хаким бин Хизам получил сто верблюдов, но потом попросил еще столько же и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдал ему еще сто. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал Сафвану бин Умаййе сначала сто верблюдов, потом еще сто, а потом еще сто, как об этом сообщается в “Аш-Шифа’”[ii]. И он дал аль-Харису бин аль-Харису бин Кильда сто верблюдов и по столько же получили от него все предводители курайшитов и других племен, другим же он раздавал по пятьдесят и по сорок верблюдов, и так продолжалось до тех пор, пока среди людей не разнесся слух, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, делает такие подарки, как человек, который не боится обеднеть. В конце концов его окружила толпа требовавших скота бедуинов. Они оттеснили его к какому-то дереву, в ветвях которого запуталась его накидка, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “О люди, отдайте мою накидку, ибо, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы у меня было столько же скота, сколько есть в Тихаме деревьев, я обязательно разделил бы его между вами, чтобы вы не называли меня ни скупым, ни малодушным, ни лжецом!”
 А потом он встал рядом со своим верблюдом, взял шерстинку с его горба , зажал ее в своей руке, поднял руку вверх и сказал: “О люди, клянусь Аллахом, нет у меня из вашей добычи и шерстинки, если не считать моей пятой части, да и та вернется к вам же[iii]!”
Раздав подарки людям с прирученными сердцами, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Зайду бин Сабиту, да будет доволен им Аллах, доставить оставшуюся добычу и привести людей, между которыми он разделил ее. Каждому пешему участнику сражения досталось по четыре верблюда и сорок овец, а всадники получили по двенадцать верблюдов и сто двадцать овец.
Подобный раздел добычи основывался на мудром принципе, поскольку в этом мире многих людей к истине ведет их утроба, а не их разум. Так, животные идут правильным путем благодаря пучку клевера, который подвешивается у них перед глазами и благополучно приводит их к загону, а некоторые люди, подобно им, нуждаются во всевозможных стимулах до тех пор, пока не привязываются к вере и не начинают радоваться ей[iv].



[i] Так стали называть влиятельных и знатных людей, которые приняли ислам незадолго до этого и которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, старался окончательно привлечь на свою сторону с помощью богатых подарков.
[ii] Кади ‘Ийад, “Аш-шифа би-та`риф хукук аль-Мустафа”, 1/86.
[iii] Имеется в виду, что эта пятая часть будет израсходована на нуждающихся мусульман.
[iv] Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 298.

Ансары сердятся на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
Сначала люди не поняли политики Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и некоторые из них стали выражать свое недовольство. Ансары относились к числу тех, кому эта политика нанесла материальный ущерб, так как из добычи, захваченной при Хунайне, им ничего не досталось, несмотря на то, что когда в трудный момент к ним обратились с призывом, они бросились сражаться вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сражались, пока бегство не превратилось в победу. Однако теперь они увидели, что руки бежавших полны, а им ничего не досталось[i].
Ибн Исхак сообщает, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, раздал эти дары курайшитам и представителям других арабских племен, а ансарам ничего не досталось, часть из них стала испытывать раздражение, среди них начались разговоры, и в конце концов кто-то сказал: “Клянусь Аллахом, это потому, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повстречал своих соплеменников!” И после этого к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел Са‘д бин `Убада, да будет доволен им Аллах, который сказал: “О Посланник Аллаха, поистине, часть ансаров сердится на тебя из-за того, как ты распорядился добычей, которую захватил: ты оделил своих соплеменников и сделал богатые подарки другим арабским племенам, а ансарам ничего не досталось!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А что думаешь об этом ты, о Са‘д?” Он ответил: “О Посланник Аллаха, я – только часть своего племени!” Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Так собери ко мне своих соплеменников в этот загон”. После этого Са‘д ушел и собрал ансаров в загоне, а потом туда пришли и некоторые мухаджиры, которым Са‘д тоже позволил войти, но когда явились и другие люди, им было отказано. После того, как они собрались, Са‘д пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Эти ансары пришли к тебе”, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к ним, воздал Аллаху хвалу и возблагодарил Его.
А потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О ансары, мне передали то, что вы говорили, и то, что вы сердитесь на меня. Разве не были вы заблудшими, когда я пришел к вам, а потом Аллах вывел вас на путь истинный, и разве не были вы бедны, а потом Аллах обогатил вас, и разве не были вы врагами друг другу, а потом Аллах объединил ваши сердца?!” Они сказали: “Да, и Аллах и посланник Его это самое надёжное и самое лучшее!”
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Так не ответите ли вы мне, о ансары?” Они сказали: “На что нам отвечать, о Посланник Аллаха, ведь все благо и все милости принадлежат Аллаху и Его посланнику?”! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клянусь Аллахом, если бы вы пожелали, то сказали бы: “Ты пришел к нам, будучи обвиняемым во лжи, а мы поверили тебе, и пришел к нам лишенным помощи, а мы оказали ее тебе, и пришел к нам преследуемым, а мы предоставили тебе приют, и ты пришел нуждающимся, а мы оказали тебе поддержку!” – и были бы правы! Так неужели же, о ансары, вы разгневались из-за тех мирских благ, благодаря которым я склонил к себе людей и они приняли ислам, полагаясь на то, что ваш ислам крепок? И неужели, о ансары, вы не согласитесь на то, что эти люди вернуться домой с верблюдами и овцами, а вы вернетесь с посланником Аллаха? Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, если бы не хиджра, я был бы одним из ансаров, и если бы все люди пошли одним ущельем, а ансары другим, я бы обязательно пошел вместе с ансарами! О Аллах, помилуй ансаров, и детей ансаров, и внуков ансаров!”
И после этого люди заплакали так сильно, что бороды их вымокли от слез, и сказали: “Мы довольны, что нашей долей стал посланник Аллаха!” – а потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ушел и они разошлись.[ii]



[i] Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 299.
[ii] Ибн Хишам, 2/499–500. Подобное сообщение приводит также и аль-Бухари, 2/620–621.

Прибытие делегации хавазин
После раздела захваченной добычи к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыла делегация хавазин во главе с Зухайром бин Сардом в составе четырнадцати человек, чтобы заявить о том, что они принимают ислам. Среди них был и брат молочной матери Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Баркан. Они попросили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вернуть им пленных и имущество, говорили с ним так, что разжалобили его, и он сказал: “Вы видите, кто со мной находится. Поистине, больше всего мне по душе правдивые слова, так скажите мне, что вы хотите получить больше: ваших детей и жен или ваше имущество?” Они сказали: “Ничто не может сравниться с узами родства!” Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “После того, как я совершу полуденную молитву, подойдите ко мне и скажите: “Поистине, мы просим Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ходатайствовать за нас перед верующими и просим верующих ходатайствовать за нас перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в том, чтобы он вернул нам наших пленных”. И после того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил полуденную молитву, люди подошли к нему и сказали эти слова, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Что касается принадлежащего мне и людям из рода бану абд аль-мутталиб, то это я вам возвращаю, а других людей я попрошу помочь вам”. Услышав это, мухаджиры и ансары сказали: “Все, что у нас есть, принадлежит Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” – а аль-Акра’ бин Хабис сказал: “Я и бану тамим говорим нет!” ‘Уйайна бин Хисн также сказал: “Я и бану фазара говорим нет!” Аль-Аббас бин Мирдас также сказал: “Я и бану салим говорим нет!”, – но люди из племени бану салим сказали: “Все, что у нас есть, принадлежит Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” – и тогда аль-Аббас бин Мирдас сказал: “Вы подвели меня!”
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, эти люди пришли сюда как мусульмане, и из-за этого я медлил с распределением их пленных. Кроме того, я предоставил им право выбора, и они выше всего поставили жен и детей, и поэтому пусть тот, кому достались их близкие, вернет их им, если пожелает, а кто хочет оставить их у себя, имея на это законное право, пусть тоже вернет их, за что он получит в шесть раз больше обычного из первой же добычи, которую дарует нам Аллах”, и люди сказали: “Мы возвращаем их добровольно ради посланника Аллаха”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Но так мы не сможем отличить тех, кто доволен этим, от недовольных, возвращайтесь же к себе, и пусть потом ваши старшины сообщат нам о том, что вы решили”. И все они вернули этим людям их жен и детей, а отказался сделать это только ‘Уйайна бин Хисн. Сначала он отказался отпускать одну старуху, попавшую к нему в руки, но потом все же отпустил ее, что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то каждому из вновь получивших свободу пленных он подарил коптскую[i] одежду.



[i] Копты – египетские христиане.

Совершение умры и возвращение в Медину
Закончив раздел добычи в аль-Джи‘ране, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился оттуда в Мекку для совершения умры и совершил ее, после чего вернулся обратно в Медину, оставив управлять Меккой ‘Итаба Ибн Усайда, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину за шесть дней до окончания месяца зу-ль-ка‘да восьмого года хиджры.
Мухаммад аль-Газали сказал:
– Преславен Аллах, сколь же велика разница между этим победоносным периодом, наступившим после того, как Аллах увенчал его этой явной победой и тем временем, когда он приехал в этот благородный город восемь лет назад!
Он приехал туда как изгнанник, ищущий безопасности, и как чужеземец, ищущий приветливости и сердечности, и жители этого города предоставили ему приют и оказали помощь, последовали за тем светом, который он с собой принес, и не побоялись того, что ради него им придется испытывать враждебность со стороны всех остальных людей. И вот через восемь лет он вступает в Медину, которая встретила его как испытывающего страх переселенца, чтобы встретить его еще раз как человека, перед которым склонилась Мекка, положившая к его ногам свое высокомерие и свое невежество, после чего он поднял ее, чтобы прославить ее исламом, и простил ей ее прежние грехи, а Аллах Всевышний сказал: “ … (что же касается) того, кто придерживается благочестия и проявляет терпение, то, поистине, Аллах не оставит без награды творящих благое!” (“Йусуф”, 90)[i]



[i] Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 303. Более подробно о событиях, связанных с завоеванием Мекки, битвой при Хунайне и походом на Таиф, см.: “Зад аль-ма‘ад”, 2/160–201; Ибн Хишам, 2/389–501; “Сахих” аль-Бухари, главы о завоевании Мекки, битве при Хунайне, походе на Таиф и другие, 2/612–622; “Фатх аль-Бари”, 8/3–85.


Шейх Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури
Перевод: канд. философских наук Нирша В.
*******************************************************************************



Комментариев нет :

Отправить комментарий