пятница, 29 января 2016 г.

Жизнь Пророка ! (16)

ЗАВОЕВАНИЕ МЕККИ
Ибн аль-Каййим пишет: “Это была величайшая победа, которой Аллах почтил Свою религию, Своего посланника, Свое воинство и Своих верных сторонников, вызволив из рук неверных и многобожников Свой город и Свой дом, славу которого Он сделал известной всем. Этой победе порадовались обитатели небес, а слава ее достигла далеких созвездий. Благодаря этой победе люди стали присоединяться к религии Аллаха толпами, а лик земли озарился светом и сиянием”.

Причина похода на Мекку
Рассказывая о заключении перемирия в аль-Худайбиййи, мы уже говорили, что согласно одному из пунктов договора, любой желающий мог вступить в союз с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, или с курайшитами, и то племя, которое присоединялось к любой из сторон, считалось ее составной частью, а любые враждебные действия, предпринимаемые против таких племен, рассматривались как враждебные действия против стороны, вступившей с ними в союз.
В соответствии с этим пунктом, племя хуза‘а заключило союз с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а племя бану бакр – с курайшитами, вследствие чего каждое из них обезопасило себя от другого. Во времена джахилиййи эти племена враждовали между собой, когда же возник ислам и было заключено вышеупомянутое перемирие в аль-Худайбиййи, а стороны могли больше не опасаться друг друга, люди из племени бану бакр решили воспользоваться этим и отомстить хузаитам за старые обиды. Однажды ночью в месяце ша‘бан восьмого года хиджры Науфаль бин Му‘авийа ад-Дайли с группой бакритов совершил нападение на находившихся у источника аль-Ватир людей из племени хуза‘а, убив некоторых из них, после чего между ними завязался бой. Курайшиты вмешались и не только оказали бакритам помощь оружием, но, воспользовавшись темнотой, и сами вступили в бой, в результате чего хузаиты были оттеснены на территорию святилища. Увидев это, бакриты сказали: “О Науфаль, поистине, мы уже в хараме! Побойся Бога твоего, побойся Бога!” – на что он дал кощунственный ответ: “Сегодня нет Бога, о бану бакр! Отомстите им, ибо, клянусь своей жизнью, вы ведь совершаете в хараме кражи, так почему же вы не хотите отомстить им здесь?!”
Оказавшись в Мекке, хузаиты стали искать защиты у Будайля бин Варки аль-Хуза‘и и их покровителя по имени Рафи‘.
Что же касается Амра бин Салима аль-Хуза‘и, то он поспешил в путь, явился в Медину, пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сидел в мечети среди людей, встал перед ним и сказал:
О Господь мой, поистине, я заклинаю Мухаммада
старым союзом, заключенным между его отцом и нашим отцом[i]!
Были вы сыном, а мы – отцом[ii],
а потом мы покорились Аллаху[iii] и не выходили из повиновения.
Помоги же, да направит тебя Аллах на путь истинный,
и окажи поддержку,
и призови рабов Аллаха на помощь!
Выделяется среди них Посланник Аллаха,
сияет он подобно полной луне и возвышается.
Когда с ним поступают несправедливо, лицо его темнеет
И выступает он в поход с отрядом, подобным бушующему морю,
Поистине, курайшиты не сдержали данного тебе обещания,
и нарушили бесспорный договор с тобой,
и подстерегли меня в Када,
утверждая, что я ни к кому не стану обращаться.
Они слабее и их меньше,
но напали они на нас у аль-Ватира, когда мы спали,
и убивали нас, хотя совершаем мы поясные и земные поклоны![iv]
Выслушав его, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тебе будет оказана помощь, о Амр бин Салим!” – а потом на небо набежали тучи, и он сказал: “Поистине, эти тучи принесут с собой помощь людям из бану ка‘б!”
После этого Будайль бин Варка с группой хузаитов покинул Мекку и прибыл в Медину к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому он рассказал о том, кто из них был убит, и о том, как курайшиты помогали бакритам в столкновении с хузаитами, а затем эти люди вернулись обратно в Мекку.




[i] Здесь имеется в виду союз, заключенный между хузаитами и хашимитами при жизни Абд аль-Мутталиба.
[ii] В данном случае имеется в виду мать Абд Манафа и жена Кусаййа по имени Хабба, которая была родом из племени хуза‘а.
[iii] То есть приняли ислам.
[iv] То есть они убивали нас, хотя мы и приняли ислам.

Абу Суфйан направляется в Медину с целью возобновления перемирия
Нет сомнения в том, что поступок курайшитов и их союзников был явным актом вероломства и означал ничем не спровоцированное нарушение договора. Это очень скоро осознали и сами курайшиты, которые стали опасаться неприятных последствий своих неоправданных действий. Через некоторое время они созвали совет, на котором было решено послать в Медину их предводителя Абу Суфйана для возобновления заключенного в аль-Худайбиййе перемирия.
Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он сообщил своим сподвижникам о том, что сделают курайшиты после своего вероломного поступка, сказав: “Похоже на то, что к вам придет Абу Суфйан, чтобы подтвердить договор и продлить его срок”.
Тем временем в соответствии с принятым курайшитами решением Абу Суфйан, покинул Мекку, а в ‘Усфане его встретил Будайль бин Варка, возвращавшийся из Медины в Мекку. Абу Суфйан, решивший, что он был у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Откуда ты пришел, о Будайль?” – на что он ответил: “Я был у хузаитов, которые живут на побережье и в этом вади”. Суфйан спросил: “А не был ли ты у Мухаммада?” – и он сказал: “Нет”.
Когда же Будайль продолжил свой путь в Мекку, Абу Суфйан сказал: “Поистине, если он все-таки был в Медине, то кормил там свою верблюдицу косточками фиников”, после чего подошел к тому месту, где она находилась, взял ее помет, раскрошил его, увидел там косточки и сказал: “Клянусь Аллахом, Будайль все-таки был у Мухаммада!”
Добравшись до Медины, Абу Суфйан пришел к своей дочери Умм Хабибе, да будет доволен ею Аллах[i], а когда он хотел сесть на подстилку Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, она свернула ее. Абу Суфйан сказал: “О доченька, я не могу понять, ты считаешь, что эта подстилка слишком хороша для меня, или же, что я слишком хорош для этой подстилки?” Она сказала: “Это подстилка Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а ты – нечистый многобожник!” – и тогда он воскликнул: “Клянусь Аллахом, после того, как ты покинула меня, что-то дурное случилось с тобой!”
А потом он отправился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и стал говорить с ним, но не получил никакого ответа. Затем он отправился к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, и попросил его поговорить с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однако он сказал: “Я не сделаю этого”. Затем Абу Суфйан пришел к Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и обратился с этой же просьбой к нему, но он сказал: “Неужели же стану я обращаться с ходатайством за вас к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?! Клянусь Аллахом, даже если речь будет идти о пылинке, я стану сражаться с вами из-за нее!” Затем Абу Суфйан пришел к Али бин Абу Талибу и Фатиме, да будет доволен Аллах ими обоими, перед которыми ползал Хасан[ii], и сказал: “О Али, поистине, здесь ты мой самый близкий родственник! Я пришел по необходимости и не могу вернуться с пустыми руками, так обратись же к Мухаммаду с ходатайством за меня!” На это Али, да будет доволен им Аллах, сказал: “Горе тебе, о Абу Суфйан, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил сделать то, относительно чего мы говорить с ним не можем!” А потом Абу Суфйан повернулся к Фатиме, да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Не велишь ли ты своему сыну, чтобы он примирил людей между собой, в обмен на то, что будет он господином людей до конца времен?” – на что Фатима сказала: “Клянусь Аллахом, мой сын еще не дорос до того, чтобы примирять людей друг с другом, и никому не позволено брать под защиту другого против воли Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!”
Тогда в глазах у Абу Суфйана потемнело, и, охваченный волнением и отчаянием, он сказал Али бин Абу Талибу, да будет доволен им Аллах: “О Абу-ль-Хасан, я вижу, что дела мои плохи, так дай же мне совет!” Али сказал: “Клянусь Аллахом, я не знаю, что может помочь тебе! Однако ты ведь являешься предводителем кинанитов, ступай же и объяви перемирие между людьми, а потом возвращайся обратно в Мекку”. Абу Суфйан спросил: “И ты думаешь, что это чем-то поможет мне?” Али сказал: “Нет, клянусь Аллахом, я так не думаю, но больше ничего тебе посоветовать не могу”. Тогда Абу Суфйан пошел в мечеть и сказал: “О люди, поистине я объявляю о перемирии между людьми”, а потом сел на своего верблюда и уехал.
Когда он вернулся к курайшитам, они спросили: “С чем ты приехал?” Абу Суфйан сказал: “Я пришел к Мухаммаду и поговорил с ним, но, клянусь Аллахом, он не дал мне никакого ответа, потом я пришел к Ибн Абу Кухафе[iii], но и от него ничего не услышал, потом я пришел к Умару бин аль-Хаттабу и увидел, что он настроен наиболее враждебно, а потом я пришел к Али и увидел, что он наиболее сговорчивый из всех, и он дал мне совет, которому я последовал, однако, клянусь Аллахом, я не знаю, принесет ли это хоть какую-нибудь пользу!” Они спросили: “Что же он посоветовал тебе?” Абу Суфйан сказал: “Он сказал, чтобы я объявил о перемирии, и я так и поступил”. Они спросили: “А дал ли на это свое разрешене Мухаммад?” Он сказал: “Нет”. Они сказали: “Горе тебе, этот человек просто играл с тобой!” – и Абу Суфйан сказал: “Клянусь Аллахом, больше я ничего не добился”.



[i] Умм Хабиба, да будет доволен ею Аллах, была женой Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[ii] Внук Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сын Али и Фатимы, да будет доволен Аллах ими обоими.
[iii] Ибн Абу Кухафа – кунья Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

Подготовка к походу и меры по сохранению тайны
Из сообщения, приводимого ат-Табарани, следует, что еще за три дня до того, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узнал о нарушении договора, он велел Аише, да будет доволен ею Аллах, начинать готовить его к походу, но так, чтобы об этом никто не узнал. Через некоторое время к ней зашел Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, спросивший: “Что это за снаряжение, о доченька?” Она ответила: “Клянусь Аллахом, не знаю!” Тогда он сказал: “Клянусь Аллахом, сейчас не время идти на византийцев, так куда же хочет направиться Посланник Аллаха?” Аиша снова сказала: “Клянусь Аллахом, не знаю”. А утром третьего дня приехал Амр бин Салим аль-Хуза‘и в сопровождении сорока всадников, прочитавший Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышеупомянутые стихи, начинавшиеся словами: “О Господь мой, поистине, я заклинаю Мухаммада … ”, и так люди узнали о нарушении договора. После Амра в Медину приехал Будайль, а потом появился и Абу Суфйан, и люди окончательно во всем убедились. Увидев это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел им готовиться к походу и объявил, что идет на Мекку, обратившись к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах, сделай так, чтобы курайшиты ни о чем не узнали, и мы напали на их город неожиданно!”
Для того, чтобы надежнее скрыть свои истинные намерения, в рамадане восьмого года хиджры Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в Батн Адм, место, расположенное между Зу Хашабом и Зу-ль-Марва на расстоянии трех переходов от Медины, отряд из восьми человек под командованием Абу Катады бин Риб‘и, да будет доволен им Аллах, чтобы люди[i] думали, что он пойдет в этом направлении. Этот отряд двигался в указанном направлении, а когда достиг места назначения, стало известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выступил на Мекку, после чего они направились к нему и соединились со всеми остальными.[ii]
Между тем Хатиб бин Абу Бальта‘а, да будет доволен им Аллах, написал курайшитам письмо, в котором извещал их о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, идет на Мекку, дал его одной женщине и поручил доставить это письмо курайшитам. Она спрятала его у себя в волосах и двинулась с ним в путь, что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, узнав о поступке Хатиба из откровения, он послал вдогонку за ней Али и аль-Микдада, да будет доволен Аллах ими обоими, сказав им: “Отправляйтесь в Раудат Хах[iii]. Там находится женщина в паланкине, у которой есть письмо к курайшитам: отберите у нее это письмо!” После этого они двинулись в путь и гнали лошадей во весь опор, пока не достигли Раудат Хах, где действительно обнаружили эту женщину. Они велели ей спуститься на землю и спросили: “Письмо у тебя?” Она сказала: “Нет у меня никакого письма!” Тогда они обыскали ее вещи, но ничего не нашли, после чего Али, да будет доволен им Аллах, сказал ей: “Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не солгал, и мы не лжем: либо ты достанешь письмо, либо мы обязательно разденем тебя!” – и когда она увидела, что он говорит серьезно, то сказала: “Отойди”. И Али отошел, а она распустила волосы, вытащила из них письмо и отдала его им. После этого они доставили его Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и оказалось, что в нем написано следующее: “От Хатиба Ибн Абу Бальта‘а к курайшитам … ”, а далее он извещал их о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собирается выступать в поход на Мекку. Призвав к себе Хатиба, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что же это, о Хатиб?!” В ответ ему Хатиб сказал: “Не спеши осуждать меня, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, я верую в Аллаха и Его посланника и я не отступался от веры и не менял своих взглядов, но дело в том, что я был одним из курайшитов, но к числу их не относился[iv], а у меня остались среди них жена, родственники и дети, и нет у меня родственников среди курайшитов, которые могли бы их защитить[v], а у тех, кто находится с тобой[vi], есть родственники, которые защитят их близких. И поскольку у меня родственников нет, я только хотел сделать что-нибудь, чтобы защитить их!” Тут Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, воскликнул: “О Посланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову, ибо он предал Аллаха и Его посланника и стал лицемером!” На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он участвовал (в битве при) Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на участников (этого сражения) и сказал: “Делайте, что хотите, Я уже простил вам?!”» И тогда Умар, да будет доволен им Аллах, заплакал и сказал: “Аллах и Посланник Его знают об этом лучше!”
Так Аллах перекрыл все источники сведений, и курайшиты ничего не узнали о приготовлениях мусульман к походу и сражению.



[i] Здесь имеются в виду не мусульмане, а посторонние и лицемеры.
[ii] По пути этот отряд встретил Амира бин аль-Адбата, который обратился к ним с исламским приветствием, а Мухаллим бин Джасама убил его из-за старой вражды между ними и забрал его верблюда и его вещи, после чего Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором было сказано: «… и не говорите тому, кто приветствовал вас: “Ты не являешься верующим!”» (“Женщины”, 94) А потом Мухаллима привели к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он попросил для него прощения у Аллаха, однако когда Мухаллим встал перед ним, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды воскликнул: “О Аллах не прощай Мухаллиму!” – и встал со своего места, вытирая слезы краями одежды. Ибн Исхак пишет: “Однако его соплеменники утверждали, что потом он все-таки обратился к Аллаху с мольбой о прощении для него”. См.: “Зад аль-ма‘ад”, 2/150; Ибн Хишам, 1/626–628.
[iii] Название места, расположенного между Мединой и Меккой.
[iv] Хатиб был союзником курайшитов и жил вместе с ними, но курайшитом по происхождению не являлся.
[v] Таким образом, Хатиб, да будет доволен им Аллах, опасался, что, когда курайшитам станет известно о походе мусульман на Мекку, они будут преследовать родных и близких тех сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые все еще оставались среди них.
[vi] Имеются в виду мухаджиры.

Мусульманское войско идет на Мекку
За десять дней до конца благословенного рамадана восьмого года хиджры Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Медину и направился в Мекку во главе десяти тысяч своих сподвижников, оставив в Медине за старшего Абу Рухма аль-Гифари, да будет доволен им Аллах.
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, достиг аль-Джухфы или уже миновал ее, его встретил его дядя аль-Аббас бин Абд аль-Мутталиб, покинувший Мекку вместо со своей семьей, чтобы присоединиться к Пророку как мусульманин. А когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в аль-Абву, к нему пришли сын его дяди Абу Суфйан бин аль-Харис и сын его тетки Абдуллах бин Абу Умаййа, однако он отвернулся от них из-за того, что они наносили ему обиды и высмеивали его. Тогда Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала ему: “Пусть не получится так, что из-за тебя сын твоего дяди и сын твоей тетки станут самыми злосчастными людьми!” – а Али, да будет доволен им Аллах, сказал Абу Суфйану бин аль-Харису: “Подойди к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и скажи ему то же самое, что братья Йусуфа сказали Йусуфу: “Поистине, Аллах отдал тебе предпочтение перед нами, а мы были только грешниками!”[i] – ибо, поистине, он не любит, когда кто-нибудь говорит нечто более хорошее, чем он”[ii]. Абу Суфйан так и сделал, и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “(Пусть) сегодня (никто) не упрекает вас: Аллах простит вас, (ведь) Он – Милостивейший из милостивых!”[iii] – после чего Абу Суфйан прочел ему такие стихи:
Клянусь жизнью своей, когда нес я знамя,
чтобы конница аль-Лат победила конницу Мухаммада,
был я подобен отправившемуся в путь ночью и пребывающему
в замешательстве,
который идет во мраке,
но вот настало время, когда направляют меня на путь истинный,
а я иду этим путем.
Не сам я вышел на него, а указал мне путь к
Аллаху тот, кого преследовал я постоянно!
Выслушав Суфйана, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, похлопал его по груди и сказал: “Это меня ты преследовал постоянно!”[iv]



[i] “Йусуф”, 91.
[ii] Имеется в виду, что в ответ на хорошие слова и дела Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда говорил и делал нечто более хорошее.
[iii] “Йусуф”, 92.
[iv] Впоследствии Абу Суфйан, да будет доволен им Аллах, был прекрасным мусульманином. Сообщается, что с тех пор, как он принял ислам, он никогда не поднимал глаза на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, испытывая перед ним стыд, что же касается самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он любил его и засвидетельствовал, что его ждет рай, сказав: “Я надеюсь, что он займет место Хамзы”. Когда же Абу Суфйану, да будет доволен им Аллах, пришла пора умирать, он сказал: “Не оплакивайте меня, ибо, поистине, с тех пор, как я принял ислам, я не сказал ничего греховного!” (“Зад аль-ма‘ад”, 2/162–163)

Мусульманское войско останавливается в Марр аз-Захране
Далее Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь, соблюдая пост, как соблюдали его и остальные люди, но когда он достиг аль-Кадида, источника[i], находящегося между ‘Усфаном и Кудайдом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перестал поститься и мусульмане последовали его примеру. Потом он пошел дальше, добравшись же к вечеру до Марр аз-Захрана, вади Фатимы, он велел людям зажечь костры, после чего было зажжено десять тысяч костров, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил охрану лагеря мусульман Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах.



[i] Источник аль-Кадид находится на расстоянии сорока двух миль от Мекки.

Абу Суфйан стоит перед Посланником Аллаха
Когда мусульмане остановились в Марр аз-Захране, аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, сел на мулицу Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и выехал за пределы лагеря, чтобы найти дровосеков или кого-нибудь еще, кто передал бы курайшитам, чтобы они вышли из города и попросили пощады у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прежде чем он сам войдет туда.
Что же касается курайшитов, то Аллах сделал так, что они ничего не знали. Однако они испытывали страх и ожидали чего-то, и в конце концов Абу Суфйан, которого сопровождали Хаким бин Хизам и Будайль бин Варка, вышел за пределы Мекки, чтобы что-нибудь разузнать.
Сообщается, что аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– И, клянусь Аллахом, когда я ехал на ней[i], я вдруг услышал голоса Абу Суфйана и Будайля бин Варки, которые говорили друг с другом. Абу Суфйан сказал: “Клянусь Аллахом, не видел я еще столько огней и такого лагеря, как сегодня ночью!” Будайль же сказал: “Клянусь Аллахом, это хузаиты, которые только о войне и думают!” На это Абу Суфйан ответил: “Хузаитов не так много, и нет у них сил на то, чтобы разжечь столько огней и разбить такой лагерь”. Я узнал его голос и сказал: “О Абу Ханзаля!” Он также узнал меня по голосу и спросил: “Абу-ль-Фадль?” Я сказал: “Да”. Он спросил: “Что случилось, да станут отец мой и мать выкупом за тебя?” Я сказал: “Это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с людьми, и, клянусь Аллахом, плохо придется курайшитам утром!” Он спросил: “Что же делать, да станут отец мой и мать выкупом за тебя?” Я сказал: “Клянусь Аллахом, если он схватит тебя, то обязательно отрубит тебе голову! Садись же на эту мулицу, а я привезу тебя к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и попрошу у него пощады для тебя”, и он сел сзади, а два его товарища вернулись обратно.
Я привез его в лагерь и каждый раз, как я проводил его мимо одного из костров мусульман, они спрашивали: “Кто это?” – увидев же, что я сижу на мулице Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, они говорили: “Это дядя Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, верхом на его мулице”. И когда я проехал мимо костра Умара бин аль-Хаттаба, он тоже спросил: “Кто это?” – и подошел ко мне, увидев же на мулице Абу Суфйана, он воскликнул: “Так это враг Аллаха Абу Суфйан? Хвала Аллаху, который отдал нам тебя без всяких договоров и обещаний!” – а потом бросился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но я пришпорил мулицу и опередил его, войдя к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, первым а потом вошел и Умар, который сказал: “О Посланник Аллаха, вот Абу Суфйан, позволь же мне отрубить ему голову!” Я же сказал: “О Посланник Аллаха, я взял его под свою защиту!” – а потом я сел рядом с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повернул его голову к себе и сказал: “Клянусь Аллахом, никто не будет разговаривать с ним сегодня ночью, кроме меня!” – когда же Умар стал настаивать на своем, я сказал: “Погоди, о Умар, ибо, клянусь Аллахом, будь он из числа людей из рода бану ади бин ка‘б, ты не говорил бы так!” Он же сказал: “Нет, это ты погоди, о Аббас, ибо, клянусь Аллахом, принятие тобой ислама было для меня желаннее ислама аль-Хаттаба, если бы он принял его, но я бы не говорил так, если бы не знал, что твой ислам желаннее ислама аль-Хаттаба для Посланника Аллаха!”
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Уведи его к себе, о Аббас, а утром приведи обратно”, и я ушел, а утром снова привел его к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Увидев его, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Горе тебе, о Абу Суфйан, не настало ли для тебя время понять, что нет бога, кроме Аллаха?!” Абу Суфйан сказал: “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, разве найдется кто-нибудь более кроткий и благородный, чем ты? Поистине, если бы существовал наряду с Аллахом еще какой-нибудь бог, он бы уже избавил меня от чего-либо”.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, снова сказал: “Горе тебе, о Абу Суфйан, не пора ли тебе понять, что я – посланник Аллаха?!” Абу Суфйан сказал: “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, разве найдется кто-нибудь более кроткий и благородный, чем ты? Что же касается этого, то, поистине, в душе у меня до сих пор есть сомнения”. Тогда аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал ему: “Горе тебе, прими ислам и засвидетельствуй, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, пока тебе не отрубили голову!” – и после этого он принял ислам и принес свидетельство истины.
После этого аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: “О Посланник Аллаха, поистине, Абу Суфйан – человек гордый, сделай же для него что-нибудь”, – и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Хорошо. В безопасности будет тот, кто войдет в дом Абу Суфйана, и в безопасности будет тот, кто запрет за собой двери[ii], и в безопасности будет тот, кто укроется в Запретной мечети”.



[i] То есть на мулице Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
[ii] То есть в безопасности будет тот из курайшитов, кто останется дома и не примет участие в сражении, если оно начнется.

Мусульманское войско покидает Марр аз-Захран и направляется к Мекке
Утром во вторник семнадцатого рамадана восьмого года хиджры Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Марр аз-Захран и двинулся на Мекку, велев аль-Аббасу, да будет доволен им Аллах, задержать Абу Суфйана на том месте, где гора делала дорогу в вади узкой, чтобы воины Аллаха прошли перед ним, а он посмотрел на них, и аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, сделал это. И мимо них стали проходить разные племена под своими знаменами, и каждый раз, как мимо проходили воины какого-нибудь племени, Абу Суфйан спрашивал: “О Аббас, что это за племя?” – а он отвечал: “Суляйм”, – Абу Суфйан же говорил: “Что мне до племени суляйм?” Потом проходило следующее племя, и Абу Суфйан снова спрашивал: “О Аббас, что это за племя?” – а он отвечал: “Музайна”, – Абу Суфйан же говорил: “Что мне до племени музайна?” – и какое бы племя ни проходило мимо, Абу Суфйан обязательно спрашивал о нем аль-Аббаса, а когда он отвечал ему, Абу Суфйан говорил: “Что мне до такого-то племени?” В конце концов мимо него проехал сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во главе своего отряда из полностью закованных в доспехи ансаров и мухаджиров, у которых были видны только глаза, и Абу Суфйан воскликнул: “Преславен Аллах, о Аббас, кто это?” Он сказал: “Это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с мухаджирами и ансарами”. Тогда Абу Суфйан воскликнул: “Никому не одолеть их!” – а потом он сказал: “Клянусь Аллахом, о Абу-ль-Фадль, великой властью обладает ныне сын твоего брата!” На это аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: “О Абу Суфйан, поистине, это – пророчество!” – и Абу Суфйан сказал: “Очевидно, так оно и есть”.
Знамя ансаров нес Са‘д бин ‘Убада, да будет доволен им Аллах, который сказал, проезжая мимо Абу Суфйана: “Сегодня будет жаркая схватка, и сегодня сражаться можно будет даже в святилище, и сегодня Аллах унизит курайшитов”. Когда же с Абу Суфйаном поравнялся Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Суфйан спросил его: “Разве ты не слышал, что сказал Са‘д?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А что он сказал?” Абу Суфйан ответил: “То-то и то-то”. Тогда Усман и Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен Аллах ими обоими, сказали: “О Посланник Аллаха, мы не уверены, что Са‘д не устроит среди курайшитов резню!” – на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возразил: “Напротив, в этот день Кааба будет возвеличена и в этот день Аллах почтит курайшитов!” – а потом он послал человека, чтобы он взял знамя у Са‘да и отдал его его сыну Кайсу, да будет доволен Аллах ими обоими, считая, что знамя осталось у Са‘да. Сообщается также, что это знамя было вручено аз-Зубайру, да будет доволен им Аллах.

Курайшиты застигнуты врасплох наступлением мусульман
После того, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проехал мимо Абу Суфйана, аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал ему: “Объясни своим соплеменникам, как они могут спастись”, и Абу Суфйан поспешил в Мекку, а когда вошел в город, закричал во весь голос: “О курайшиты, Мухаммад привел к вам такую силу, с которой вам не справиться, но в безопасности будет тот, кто войдет в дом Абу Суфйана!” – и тогда к нему подошла его жена Хинд бинт Утба, которая схватила его за усы и воскликнула: “Убейте этого неспособного сражаться с трясущимися ногами, который не может быть предводителем!”
Абу Суфйан сказал: “Горе вам, не слушайте ее, ибо, поистине, он привел к вам такую силу, с которой вам не справиться, но в безопасности будет тот, кто войдет в дом Абу Суфйана!” Тогда люди сказали: “Да разразит тебя Аллах, от чего избавит нас твой дом?” Он сказал: “В безопасности будет и тот, кто запрет за собой двери, и в безопасности будет тот, кто укроется в мечети!” – после чего люди укрылись в своих домах и в мечети, выпустили на улицы всякий сброд и стали говорить: “Пустим их вперед, и если станут побеждать курайшиты, мы будем вместе с ними, а если их разобьют, мы отдадим то, что у нас потребуют”. Что же касается неразумных курайшитов, среди которых были Икрима бин Абу Джахль, Сафван бин Умаййа и Сухайль бин Амр, то они собрались в месте, которое называлось Хандама, чтобы сражаться с мусульманами. С ними был и один человек из племени бану бакр по имени Хаммас бин Кайс. До этого он приготовил свое оружие, и его жена спросила: “Зачем ты готовишь это?” Он ответил: “Для Мухаммада и его товарищей?” Она сказала: “Клянусь Аллахом, ничто не остановит Мухаммада и его товарищей!” На это он сказал: “Клянусь Аллахом, я надеюсь сделать так, чтобы кто-нибудь из них стал служить тебе!” – а потом сказал:
 Если они придут сегодня, то у меня все готово.
 Это прекрасное оружие
 и меч с двумя лезвиями, который быстро можно выхватить из ножен!
 И этот человек присоединился к другим собравшимся в Хандаме.

Мусульманское войско в Зу Тува
Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он продолжал двигаться вперед, пока не достиг долины Зу Тува, и, видя, какой победой почтил его Аллах, он склонял голову так низко, что борода его почти касалась седла. Там он распределил силы своего войска, назначив Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, командиром правого крыла, которое составляли собой воины из племен аслам, салим, гифар, музайна, джухайна и прочих арабских племен. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Халиду вступить в Мекку со стороны нижней части города и сказал: “Если кто-нибудь из курайшитов преградит вам дорогу, уничтожьте их, а со мной соединитесь у холма ас-Сафа”.
Аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, да будет доволен им Аллах, у которого было знамя Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был назначен командовать левым крылом. Ему было велено войти в Мекку со стороны Када, расположенного в верхней части города, водрузить знамя на горе аль-Хаджун и не покидать этого места до тех пор, пока туда не подойдет Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Абу ‘Убайда, да будет доволен им Аллах, был назначен командиром пехотинцев и тех, у кого не было оружия, и ему было велено двигаться в Мекку по руслу вади перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Мусульманское войско вступает в Мекку
После этого все мусульманские отряды двинулись вперед по указанным им маршрутам. Что касается Халида и его товарищей, то они убивали каждого попадавшего им на пути вооруженного многобожника, а из них погибли только Курз бин Джабир аль-Фихри и Хунайс бин Халид бин Рабиа‘а, да будет доволен Аллах ими обоими, которые отделились от остальных и пошли другой дорогой. В Хандаме Халид встретился с неразумными курайшитами, и между ними произошел короткий бой, в ходе которого двенадцать многобожников погибло, а остальные разбежались. Среди них был и Хаммас бин Кайс, готовивший оружие для сражения с мусульманами. Он вбежал в свой дом и сказал жене: “Запри за мной дверь!” Она спросила: “Где же то, о чем ты говорил?” – на что он ответил ей стихами:
Если бы видела ты, что творилось в Хандаме!
Бежал Сафван и бежал ‘Икрима,
и встретили нас мечи мусульман,
отрубавшие каждую руку и каждую голову
одним ударом. И не было слышно ничего, кроме бормотания,
а позади нас раздавались их голоса,
так не произноси же ни слова порицания!
И Халид, да будет доволен им Аллах, продвигался вперед, осматривая Мекку, пока не встретился с Посланником Аллаха у холма ас-Сафа.
Что же касается аз-Зубайра, да будет доволен им Аллах, то он шел вперед, пока не водрузил знамя Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на горе аль-Хаджун возле мечети. Там для него поставили палатку, и он не покинул этого места до тех пор, пока к нему не пришел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, входит в Запретную мечеть и очищает ее от идолов
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которого со всех сторон окружали ансары и мухаджиры, отправился в Запретную мечеть. Войдя внутрь, он подошел к Черному камню и прикоснулся к нему, а потом совершил обход вокруг Каабы, держа в руках лук. Вокруг Каабы было расставлено триста шестьдесят идолов, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал тыкать их своим луком, говоря: «И говори: “Пришла истина, и сгинуло ложное, ведь ложное (по природе своей обречено) на погибель”».[i] И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил также: «Говори: “Пришла истина, а ложное больше не появится и не вернется”»,[ii] а идолы падали лицами вниз.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил этот обход сидя верхом на своей верблюдице. В тот день он не был облачен в ихрам и ограничился только обходом Каабы, по завершении которого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к себе Усмана бин Тальху, взял у него ключ от Каабы, а потом велел открыть дверь и вошел внутрь. Там Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел различные изображения, в том числе изображение Ибрахима и Исмаила, мир им обоим, с гадательными стрелами в руках, и тогда он воскликнул: “Да разразит их Аллах[iii], клянусь Аллахом, они никогда не занимались этим!” И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел в Каабе сплетенные из веток изображения голубей, которые он разбил своей рукой, а все изображения по его велению были стерты.



[i] “Ночное путешествие”, 81.
[ii] “Саба”, 49.
[iii] Имеются в виду те, кто создавал подобные изображения.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершает молитву в Каабе, после чего обращается с проповедью к курайшитам
После этого двери Каабы, внутри которой остались Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а также Усама бин Зайд и Билял, да будет доволен Аллах ими обоими, были закрыты. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился лицом к той стене, что находится напротив дверей, остановившись на расстоянии трех локтей от нее и став так, что слева от него оказалось два столба, справа – один, а позади – три[i], после чего совершил там молитву, по завершении которой он повернулся лицом к каждой из стен Каабы и произнес слова: “Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха!” После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открыл дверь и показался перед курайшитами, которые рядами стояли в мечети, ожидая, что он будет делать дальше. Взявшись за створки двери, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал стоявшим внизу людям:
– Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища! Он выполнил Свое обещание, и оказал помощь Своему рабу и один разбил союзные племена. Поистине, теперь отменяются все преимущества, имеющие отношение к общественному положению, как отменяются виры за совершенные прежде убийства и долги по ростовщическим сделкам, но не отменяется служение Каабе и поение паломников. Поистине, за убитого по ошибке, совершенное плетью или палкой, что будет напоминать умышленное убийство[ii], необходимо выплачивать крупную виру – сто верблюдов, сорок из которых должны составлять беременные верблюдицы. О курайшиты, поистине, Аллах удалил от вас надменность джахилиййи и свойственную ей гордость предками. (Все) люди (произошли) от Адама, а Адам (был создан) из земли.
А затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал нижеследующий аят: “О люди! Поистине, Мы создали вас из (одной пары – ) мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Поистине, достойнейшим из вас пред Аллахом является наиболее благочестивый. Поистине, Аллах – Знающий, Всеведущий” (“Комнаты”, 13).



[i] В те времена крыша Каабы покоилась на шести столбах.
[ii] Имеются в виду такие случаи, когда человек, приговоренный к назидательному наказанию, например, за употребление вина, умирает во время исполнения этого наказания.

(Пусть) сегодня (никто) не упрекает вас…
Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О курайшиты, как вы считаете, что я сделаю с вами?” Они сказали: “Мы ожидаем от тебя только добра, о благородный брат и сын благородного брата!” Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, я скажу вам то же, что сказал Йусуф своим братьям: “(Пусть) сегодня (никто) не упрекает вас … ”[i] Ступайте, ибо вы свободны”.



[i] “Йусуф”, 92.

Ключ от Каабы вручается его хранителям
После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сел в мечети, и к нему подошел Али, да будет доволен им Аллах, с ключом от Каабы в руках. Он сказал: “О Посланник Аллаха, предоставь нам право не только поить паломников, но и хранить ключи от Каабы, да благословит тебя Аллах!” Согласно другому сообщению, это сказал аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: “Где Усман бин Тальха?” И Усмана позвали к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал ему: “Возьми свой ключ, о Усман, ибо сегодня день благочестия и верности”. В той версии этого сообщения, которая приводится в “Табакат” Ибн Са‘да, говорится, что, вручая Усману ключ, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Берите его навсегда[i], и теперь лишь несправедливый может отнять его у вас[ii], о Усман! Поистине, Аллах вверил вам Свой дом, ешьте же из того, что будет доставаться вам от этого Дома в соответствии с обычаем”.



[i] То есть передавайте из поколения в поколение.
[ii] Имеются в виду представители рода абд ад-дар, к которым относился Усман бин Тальха и которые выполняли почетную обязанность хранения ключа от Каабы.

Билял возглашает азан с Каабы
Между тем настало пора молитвы, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Билялу, да будет доволен им Аллах, подняться на крышу Каабы и возгласить оттуда азан. В это время Абу Суфйан бин Харб, ‘Итаб бин Усайд и аль-Харис бин Хишам сидели во дворе Каабы, и ‘Итаб сказал: “Аллах почтил Усайда, который не услышит этого, ибо подобное разгневало бы его!” Аль-Харис сказал: “Клянусь Аллахом, если бы я знал, что это правда, то последовал бы за ним!” – а Абу Суфйан сказал: “А я, клянусь Аллахом, ничего не скажу, ибо если я заговорю, то передадут мои слова и эти камешки!” А потом к ним вышел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Я знаю, что вы говорили”, и передал им содержание их разговора. Тогда аль-Харис и ‘Итаб сказали: “Свидетельствуем, что ты – Посланник Аллаха, ибо, клянемся Аллахом, с нами никого не было, а то мы бы сказали, что это он сообщил тебе!”

Молитва в честь победы, или же благодарственная молитва
В этот же день утром[i] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел в дом Умм Хани бинт Абу Талиб, да будет доволен ею Аллах, где сначала совершил полное омовение, а потом – молитву в восемь ракатов. Некоторые подумали, что он совершил обычную дополнительную утреннюю молитву, однако это была благодарственная молитва за дарованную победу. После этого Умм Хани, да будет доволен ею Аллах, сказала, что взяла под защиту двух своих свояков, на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мы берем под защиту тех, кого взяла под защиту ты, о Умм Хани!” – а дело в том, что ее брат, Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, хотел убить их, однако она спрятала их в своем доме, после чего спросила у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, правильно ли она поступила, и он дал ей вышеупомянутый ответ.



[i] Имеется в виду период, начинающийся примерно через полчаса после восхода солнца и продолжающийся почти до полудня, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно совершал дополнительную утреннюю молитву (салят ад-духа).

Объявление вне закона крупнейших преступников
В этот день Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил вне закона девять человек из числа крупнейших преступников и велел казнить их, даже в том случае, если они будут обнаружены под покровом Каабы. Этими людьми были Абд аль-‘Узза ибн Хаталь, Абдуллах бин Абу Сарх, ‘Икрима бин Абу Джахль, аль-Харис бин Нуфайль бин Вахб, Макйис бин Сабаба, Хабар бин аль-Асвад, две певицы-рабыни, принадлежавшие Ибн Хаталю и высмеивавшие в своих песнях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также вольноотпущенница Сара, принадлежавшая кому-то из рода бану абд аль-мутталиб, та самая, у которой было обнаружено письмо Хатиба к курайшитам.
Что касается Ибн Абу Сарха, то его привел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Усман, да будет доволен им Аллах, который обратился с ходатайством за него, после чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помиловал этого человека и принял его ислам, хотя сначала он некоторое время отворачивался от него в надежде на то, что его убьет кто-нибудь из сподвижников, так как прежде он уже принимал ислам и переселился из Мекки в Медину, но потом стал вероотступником и вернулся обратно в Мекку.
‘Икрима бин Абу Джахль бежал в Йемен, после чего его жена попросила для него пощады, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обещал пощадить его. Тогда она последовала за мужем, и он вернулся обратно вместе с ней, принял ислам и стал хорошим мусульманином.
Ибн Хаталь держался за покров Каабы[i], а один человек пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил ему об этом, после чего он сказал: “Убей его!” – и этот человек убил Ибн Хаталя.
Макйиса бин Сабабу убил Нумайля бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах. В свое время Микйас принял ислам, но потом напал на одного из ансаров и убил его, после чего отрекся от ислама и примкнул к многобожникам.
Аль-Харис наносил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, жестокие обиды в Мекке, и Али, да будет доволен им Аллах, казнил его.
Что касается Хабара бин аль-Асвада, то в свое время он напал на дочь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, когда она направлялась из Мекки в Медину, и уколол верблюдицу копьем, из-за чего она понесла, а Зайнаб упала на камень, и у нее случился выкидыш. В день завоевания Мекки Хабар сбежал, но потом принял ислам и был хорошим мусульманином.
Что же касается двух вышеупомянутых певиц, то одну из них казнили, а для другой, как и для Сары, удалось испросить пощады, и обе они приняли ислам.
Ибн Хаджар пишет:
– Абу Ма‘шар упоминает среди тех, кто был объявлен вне закона имена аль-Хариса бин Талятиля аль-Хуза‘и, которого казнил Али, да будет доволен им Аллах, что же касается аль-Хакима, то он упоминает среди них Ка‘ба бин Зухайра. История его хорошо известна, а после этого он пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принял ислам и удостоился похвалы. Кроме того, вне закона были объявлены Вахши бин Харб, и жена Абу Суфйана Хинд бинт Утба, которые впоследствии приняли ислам, а вольноотпущенница Ибн Хаталя, Арнаб, и Умм Са‘д были казнены, о чем сообщает Ибн Исхак. Таким образом, всего были объявлены вне закона восемь мужчин и шесть женщин, однако возможно, что Арнаб и Умм Са‘д это имена вышеупомянутых певиц, относительно которых приводятся разные данные, что может объясняться путаницей, вызванное использованием их куний и прозвищ.



[i] Другими словами, Ибн Хаталь надеялся, что это спасет его от казни.

Ислам принимают Сафван бин Умаййа и Фудаля бин ‘Умайр
Сафван не относился к числу тех, кого объявили вне закона, однако поскольку он являлся одним из крупных предводителей курайшитов, то испугался за себя и бежал. ‘Умайр бин Вахб аль-Джумахи, да будет доволен им Аллах, испросил для него пощады у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который не только даровал ему пощаду, но и подарил ту чалму, в которой он вступил в Мекку. После этого ‘Умайр отправился к Сафвану, который готовился сесть на корабль и отплыть из Джидды в Йемен, и вернул его обратно. Сафван сказал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Дай мне два месяца для того, чтобы я сделал свой выбор”, Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “У тебя есть четыре месяца”, после чего Сафван принял ислам, а его жена приняла ислам еще раньше, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил законность их брака.
Фудаля, отличавшийся большой отвагой, явился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, когда он совершал обход Каабы, чтобы убить его, однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему о том, что у него на душе, и он принял ислам.

Проповедь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на второй день после победы
На следующий день после победы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил и восславил Его, а потом сказал:
– О люди! Поистине, Мекку объявил священной Аллах в тот день, когда Он создал небеса и землю, и в силу этого она останется священной до самого Дня воскресения! И поэтому человеку, верующему в Аллаха и в Последний день, не разрешается ни проливать в ней кровь, ни вырубать деревья, а если кто-нибудь посчитает допустимым сражаться в ней, ссылаясь на то, что это делал Посланник Аллаха, то скажите: “Поистине, Аллах разрешил это Своему посланнику, но не разрешал вам!” – да и мне было позволено делать это только в течение определенной части дня, а сегодня она вновь стала священной, как и вчера, так пусть присутствующий известит об этом отсутствующего!
В другой версии этого хадиса сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ … и не разрешается в ее пределах[i] ни вырубать кустарник, ни преследовать дичь, ни поднимать потерянное никому, кроме тех, кто станет объявлять о своей находке, ни вырывать с корнем траву”. Аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: “О Посланник Аллаха, (пусть не трогают ничего,) кроме душистого тростника, ибо он нужен их кузнецам и для их домов”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кроме душистого тростника”.
В тот день хузаиты убили одного человека из бану ляйс в отместку за убийство, совершенное им еще во времена джахилиййи, в связи с чем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О хузаиты! Прекратите убивать, ибо убивать многих следует лишь тогда, когда это приносит пользу. Вы убили человека, за которого я обязательно выплачу виру, но с этого дня близкие убитого получат право по своему выбору либо казнить убийцу, либо получить за убитого выкуп”.
В третьей версии этого хадиса сообщается, что один человек из Йемена по прозвищу Абу Шах поднялся со своего места и сказал: “О Посланник Аллаха, запиши это для меня”, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел: “Запишите (это) для Абу Шаха”.



[i] Речь идет не только о Мекке, но и о территории всего харама в целом.

Ансары опасаются, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, останется в Мекке
После того, как Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была дарована победа над Меккой, являвшейся его родным городом, ансары стали говорить между собой: “Не кажется ли вам, что после того, как Аллах отдал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его землю и его родной город, он останется жить в нем?” В это время Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял на холме ас-Сафа, воздев руки к небу и взывая к Аллаху, закончив же обращаться к Нему с мольбами, он спросил: “Что вы говорили?” Они ответили: “Ничего, о Посланник Аллаха”, однако он продолжал спрашивать об этом ансаров, пока они не рассказали ему обо всем, и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да упасет меня от этого Аллах: я буду жить вместе с вами и умру среди вас!”


Шейх Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури
Перевод: канд. философских наук Нирша В.
*******************************************************************************












Комментариев нет :

Отправить комментарий